Научная статья на тему 'Научно-образовательное сотрудничество регионального вуза в совместных программах журналистского образования: проблемы и перспективы'

Научно-образовательное сотрудничество регионального вуза в совместных программах журналистского образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЖУРНАЛИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / JOURNALISM EDUCATION / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COOPERATION / JOURNALISTIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич, Демина Ирина Николаевна

В статье анализируется практика применения западных концепций в отечественных исследованиях журналистики. Сделан вывод о недостаточности знаний теории и практики журналистики в азиатских странах в условиях быстроразвивающегося экономического и политического сотрудничества России с азиатскими странами. Описывается практика и направления деятельности факультета журналистики регионального вуза в подготовке журналистов для дальнейшей работы в условиях международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and educational cooperation in joint regional high school programs of journalism education: problems and prospects

The article examines the practice of Western concepts in domestic research journalism. It was concluded that there was insufficient knowledge of the theory and practice of journalism in the Asian countries in fast-growing economic and political cooperation Russia with Asian countries. Describes the practices and activities of the Faculty of Journalism of the regional university in the training of journalists for further work in terms of international cooperation.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательное сотрудничество регионального вуза в совместных программах журналистского образования: проблемы и перспективы»

15-ЛЕТИЕ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ БГУЭП

УДК 378.1:070 ББК 74.48

Михаил Алексеевич Винокуров

доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет экономики и права,

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: rector@isea.ru

Michael A. Vinokurov

Dr. of Economics, Professor, Rector,

Baikal State University of Economics and Law,

664003, Irkutsk, Lenin str., 11, e-mail: rector@isea.ru

Ирина Николаевна Демина

доктор экономических наук, профессор, декан факультета журналистики,

Байкальский государственный университет экономики и права,

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: demina-in@isea.ru Irina N. Demina

Dr. of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Journalism, Baikal State University of Economics and Law,

664003, Irkutsk, Lenin str., 11, e-mail: demina-in@isea.ru

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА В СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММАХ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье анализируется практика применения западных концепций в отечественных исследованиях журналистики. Сделан вывод о недостаточности знаний теории и практики журналистики в азиатских странах в условиях быстроразвивающегося экономического и политического сотрудничества России с азиатскими странами. Описывается практика и направления деятельности факультета журналистики регионального вуза в подготовке журналистов для дальнейшей работы в условиях международного сотрудничества.

Ключевые слова: журналистское образование, научно-образовательное сотрудничество, журналистские исследования.

sciENTIFic AND EDucATioNAL cooPERATioN IN joiNT regional high school programs of journalism education: problems and prospects

The article examines the practice of Western concepts in domestic research journalism. It was concluded that there was insufficient knowledge of the theory and practice of journalism in the Asian countries in fast-growing

© М.А. Винокуров, И.Н. Демина, 2013

20

economic and political cooperation Russia with Asian countries. Describes the practices and activities of the Faculty of Journalism of the regional university in the training of journalists for further work in terms of international cooperation.

Keywords: journalism education, scientific and educational cooperation, journalistic research.

Совсем недавно, 23—24 мая 2013 г. на базе в Санкт-Петербурге, в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета совместно с факультетом журналистики МГУ и Научной ассоциации исследователей массме-диа была проведена всероссийская научно-практическая конференция «Российские исследования массме-диа и журналистики в международном контексте», выпущен одноименный внушительный сборник объемом 212 страниц. Как отмечено в самом сборнике, тема вызвала интерес не только российских научных центров, но и исследователей других стран: Украины, Швеции, США и др. Содержание докладов и материалов лишь подтвердило утверждение о том, что главной методологической основой отечественных медийных исследователей остаются научные труды западных теоретиков.

Отечественные теоретики журналистики в своих исследованиях, как правило, опираются на западные концепции, дискутируют с авторами, представляющими западноевропейское и североамериканское направления в развитии теории коммуникаций и теории журналистики [3; 2, с. 7-26]. Судя по вопросам, обсуждаемым на многочисленных научно-практических конференциях, посвященных научным и образовательным проблемам журналистики, большинство которых проводится в центральной части России (Москва, Санкт-Петербург), основными «первоисточниками» в научных дискуссиях являются работы западных ученых.

Отечественные исследователи широко цитируют американских и западноевропейских, среди которых, например, М.Д. Спрул, Ф. Мотт, А. Ли, У. Липманн, М. Шадсон, С. Норт, Ч. Сэндфорд, Л. Смит, П. Фредерик, М. Кронин, Д. Телен [7], Р. Крейг и Р. Мидоу [8]. Основой российских научных трудов являются также работы Э. Барноу, Дж. Гербнера, У. Шрама и др. Среди первоисточников для отечественных журналистских теоретико-прикладных исследований называют, кроме прочих, работы финских теоретиков К. Норденстренга и Ю. Пиетиляйнена [4], представителей Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе, а также Ю. Хабермаса [5, с. 24], представителей Бирмингемской школы Р. Вильямса, Л. Гросса, А. Макробби, Т. Модлески, Д. Морли, Дж. Стори, Дж. Хартли и многих других [5, с. 24-25].

В конкретных исследованиях по отдельным направлениям журналистики имеются ссылки на труды названных и других зарубежных исследователей. Так, в науке о политических коммуникациях (например, С.В. Лебедев [6]) упоминаются американские исследователи Д. Цитром, Дж. Делия, М.Д. Спрул, представители французской школы С. Оливези, Л. Пу-стинен, испанской — Д. Джонс, нидерландской — П. Кляйн, швейцарской — О. Йаррен, Д. Сусс, С. Гоппнер, Э. Шад, австрийской — Х. Фабрис. Все это подтверждает, что основными первоисточниками и «поставщиками» идей для отечественных исследователей были и остаются труды западных ученых.

Правда, справедливости ради следует отметить, что некоторые исследователи обращаются к научным работам ученых других стран, включая в список достойных упоминания и цитирования, например, южно-корейских авторов — С. Кима и Дж. Вестербарки, исследования, проводимые в Латинской Америке А. Массманом, в Японии — Ф. Шай-фером, в Арабских странах — С. Ха-мамими [6].

Подобную картину мы наблюдаем и в журналистском образовании. Во всемирной сети предлагаются программы обучения российских журналистов в европейских и американских университетах, разнообразные зарубежные гранты для отечественных теоретиков и практиков журналистики. Происходит обмен студентами с западными университетами. Научное сообщество и современные студенты (будущие бакалавры и магистры журналистики) часто бывают нацелены на работу в западных странах, общение со своими зарубежными сверстниками, поэтому обращают внимание на изучение языков общения, прежде всего, английского. Коммуникации в Интернете, просмотр телепередач также диктует необходимость изучения западных теорий и европейских языков.

Такие научно-образовательные обмены традиционны, типичны и привычны для европейской части РФ. Россия граничит на западе с европейскими странами, расстояния между нашей страной и ими и, соответственно, время и финансовые затраты на такие обмены относительно минимальны.

Однако, большая часть Российской Федерации находится в Азии, наша страна имеет огромную протяженность границ с азиатскими странами. Так, вообще Россия граничит с 16-ю государствами. Про-

тяженность границ с европейским странами относительно невелика (с Норвегией — 219,1 км, с Финляндией — 1325,8 км, остальные границы в Европе — со странами бывшего СССР, самая протяженная из которых с Украиной — 2245,8 км). Длина границ с азиатскими странами несоизмерима с протяженностью европейских границ РФ: с Казахстаном — 7598,6 км, с Монголией — 3485 км, с Китаем — 4209,3 км. Для справки: наименьшая протяженность границ России с КНДР — 39,4 км, Японией — 194,3 км, США — 49 км.

Еще более красноречивая информация — цифры товарооборота РФ с другими странами. Главным торговым партнером России в 2012 г. среди стран дальнего зарубежья был Китай, товарооборот с которым составил 87,5 млрд дол. (105,1 % к 2011 г.), тогда как с США — 28,3 млрд дол. (91,2 % к 2011 г.). Растет товарооборот с другими азиатскими странами, например, с Японией — 32,2 млрд дол., что составляет 105,3 % к 2011 г. [8].

Очевидно, важность экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона будет только возрастать. Перед россиянами встала и демографическая проблема — присутствие в отечественной экономике работников из азиатских стран, прежде всего Китая.

В то же время не удалось найти ни одной ссылки на теоретические исследования и практические разработки в области коммуникаций между нашей страной и странами АТР, а также работ, посвященных представлениям о коммуникативной теории и практике, включая исследования журналистики и средств массовой информации в этих странах.

Таким образом, очевиден перекос между экономическими связями и взаимоотношениями в области

гуманитарно-общественных наук со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Причинами этой ситуации, думается, являются и внутренние, и внешние факторы. Важнейший внутренний фактор — особого рода «снобизм», нежелание ориентироваться на восточные исследования, неосознанная уверенность некоторых отечественных исследователей, что, например, не существует китайских или, например, монгольских теоретиков и изысканий, представляющих интерес для отечественной коммуникативистики, традиционно ориентированной на Запад. С этим внутренним фактором коррелирует и внешний — «закрытость» Азиатской науки. Что касается высшего образования, китайские студенты с удовольствием едут обучаться в российские вузы, и это поддерживается государственным управлением. Так, политика китайского руководства направлена, в частности, на увеличение числа китайских студентов, обучающихся в российских вузах. В последующие несколько лет количество китайских студентов, обучающихся в России, должно достигнуть 100 тыс. человек.

Подобную активность пока не проявляют другие азиатские страны: Монголия, Южная Корея, Вьетнам и др., хотя действительность показывает, что растет число студентов и из этих стран. Огромную конкуренцию России составляют, например, американские университеты. К сожалению, пока отечественное руководство не уделяет достаточного внимания конкурентной борьбе на поле высшего образования, а ведь развитие международного сотрудничества, привлечение студентов и приглашение азиатских специалистов может иметь огромное, системообразующее влияние на развитие высшего образования России к востоку от Уральских гор. Вместо ликвидации

высших учебных заведений, «оптимизации» государственных расходов на высшее образование, проявляющихся в попытках слияния, закрытия тех или иных вузов, признанных по странной методике «неэффективными», необходимо «повернуться лицом» на Восток, где, возможно, сосредоточена масса «наших» абитуриентов. Думаю, в дальнейшем действительность заставит российских политиков задуматься о регулировании научнообразовательных обменов с этими и другими странами и наращивать не только экономическое, но и научнообразовательное сотрудничество.

В отсутствии государственного регулирования многое могут сделать и уже делают сами научно-образовательные учреждения, причем наибольшую роль должны играть ученые и преподаватели Восточных регионов России — прежде всего, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Примером учебного сотрудничества является деятельность Байкальского государственного университета экономики и права в Иркутске. Исторически БГУЭП (история которого насчитывает уже более 80 лет) тесно сотрудничает с восточными странами, прежде всего, с Монголией. Университет подготовил множество специалистов-экономистов для этой страны. Само название университета говорит о том, что приоритетной для него является подготовка экономистов и юристов, однако с 1998 г. вуз начал обучение будущих журналистов по специальности «Журналистика» со специализацией «Экономическая журналистика». С 2013 г. в университете начинается подготовка по новому профилю — «Международная журналистика».

Необходимость открытия профиля продиктована пониманием важности межкультурной комму-

никации с азиатскими странами, во-первых, и потребностями региональных средств массовой информации в подобных специалистах, во-вторых. Цель университета — подготовка журналистов, способных и компетентных работать в СМИ Китая, Монголии, Южной и Северной Кореи, Японии и др. азиатских странах с выходом на отечественный рынок, подготавливать репортажи из этих стран, общаясь на родном для азиатских стран языке.

Базой практики для студентов выступает региональная телекомпания «АИСТ», принимающая активное участие в трансграничном сотрудничестве с названными странами. Последним по времени мероприятием, проведенном в университете в апреле 2013 г. совместно с телекомпанией, явилась интернет-конференция будущих журналистов с работниками СМИ Китая, Монголии, Вьетнама, Южной Кореи и Австралии, что подтвердило возможность и полезность такого сотрудничества.

Журналистское образование не ограничивается только российскими студентами. Готовится к подписанию договор с одним из китайских университетов о подготовке китайских студентов-бакалавров по направлению «Журналистика». Уже поступили заявки из этого университета на подготовку будущих журна-листов-бакалавров, начиная с 2013 г. Это открывает новые возможности и для научного сотрудничества. Так, на 2013 г. запланирована совместная российско-китайская научно-практическая конференция по гуманитарным наукам, в рамках которой готовится обсуждение не только экономических и юридических, но и коммуникационных межгосударственных проблем. В дальнейшем возможны подобные соглашения и с другими азиатскими странами.

Таким образом, в стране подготавливается почва для дальнейших межстрановых научных исследований и образовательных программ со странами АТР, причем важнейшую роль в этом процессе должны играть университеты азиатской части Российской Федерации, как центры реализации научно-образовательных программ, особенно сейчас, в условиях отсутствия внятной государственной политики.

Подготовка зарубежных специалистов, будь то экономисты, юристы, либо специалисты других направлений, требует соответствующих условий, с тем, чтобы подтвердить конкурентоспособность российского высшего образования по сравнению с западными университетами. Факультет журналистики существует в Байкальском университете уже 15 лет. Эта дата требует подведения итогов и прогнозирования будущего.

В целом итоги очень неплохие. Особенность факультета в его величине. Это самый маленький факультет в Байкальском университете и очень специфический. Размер факультета и сама специальность (ранее — когда шла подготовка специалистов по пятилетней программе, теперь — направление, с введением бакалавриата) Журналистика требует вдумчивого, бережного отношения к студентам. В большинстве своем это творческие личности с непростым характер.

Мы отслеживаем профессиональную деятельность наших выпускников. Около 70 % их работает по специальности. Так, наши выпускники работают в США, Германии, Китае, Италии, Монголии. Одна из выпускниц самостоятельно поступила в аспирантуру Педагогического университета им. Герцена в Санкт-Петербурге, другая — готовится поступить в аспирантуру Иркутского государственного

университета (научная специальность «Филология»). Выпускники работают в пресс-службах финансовых организаций, предприятий, на телевидении (мы их видим каждый день в новостных передачах ИГТРК, АИСТа, НТС), в других СМИ. Сами выпускники являются нашими «агентами» в СМИ, это — реклама и нашего университета, и нашего направления.

До сих пор на уровне обыденного, да и научного, сознания привычно идентифицировать в качестве проблем той или иной специальности (это относится и к специальности «Журналистика») то, что не все выпускники работают по профессии, но я бы не стала. В рыночных условиях при постоянно ускоряющемся темпе жизни это не так важно. Много раз современным молодым людям в течение всей жизни приходится менять профессию, а направление «Журналистика» позволяет определить и перспективы.

Сама профессия нацеливает на приобретение знаний, умение работать с информацией, находить полезную и нужную, обращаться с ней, самому налаживать коммуникационные связи, уметь написать текст и организовать поток информации. Выпускники, приходя к нам, сами об этом рассказывают.

Во время обучения наши студенты выполняют чрезвычайно важную функцию — налаживание коммуникационных связей внутри университета и за его пределами. Огромное значение для будущих журналистов имеет корпоративная газета «Байкальский университет», выходящая регулярно с периодичностью 2 раза в месяц. Материалы газеты практически все написаны нашими студентами. Главный редактор газеты — преподаватель выпускающей кафедры журналистики и экономики СМИ. Это не всегда замечается другими факуль-

тетами, но наши студенты в качестве информаторов, корреспондентов являются участниками всех университетских мероприятий. Это зачастую порождает и множество проблем.

Основная проблема — уменьшение из года в год числа студентов. Эта проблема связана, во-первых, со спецификой приема (основной экзамен ЕГЭ для будущих журналистов — литература, а его сдают очень немногие — всего около 700 человек в Иркутской области), во-вторых, отсутствие бюджетных мест на наше направление. Небольшое уточнение— на 2013/2014 учебный год нам выделили, наконец, бюджетные места и на бакалавриат, и на магистратуру. Иногда это приводит к занижению планки преподавательских требований. Мы принимаем множество студентов по переводу из других вузов и факультетов, с которыми приходится много работать индивидуально. Написание текстов для корпоративной газеты также требует специальных заданий, времени, которое отрывается от занятий, правда, одновременно это приводит к овладению практическими компетенциями. Обычно к третьему курсу около половины наших студентов уже работают в средствах массовой информации Иркутска и области. Мы рассматриваем это не только как обстоятельство, мешающее учебному процессу, но и бесконечную сквозную практику наших студентов. Во всех проблемах надо искать и находить нечто положительное.

Выпускающей кафедрой является кафедра журналистики и экономики СМИ. В составе кафедры два доктора экономических наук, два кандидата (филологических и искусствоведения). Во главе кафедры — известный практик журналистики Генеральный директор телекомпании «АИСТ» А.Р. Базархандаев. Кроме

того, журналистское образование не может осуществляться без привлечения многих практиков на условиях почасовой оплаты. Например, предметы, требующие участия практиков — «Интернет и журналистика», «Фотожурналистика» и др.

Кафедра осуществляет подготовку по специальности (специалитет) и направлению «Журналистика» одновременно бакалавриат и магистратура. С начала подготовки журналистов в нашем университете была заявлена специализация «Экономическая журналистика», таким же остался и профиль после перехода на бакалавриат. Специфика и проблемы кафедры журналистики и экономики СМИ заключается, во-первых, в ее величине — она самая маленькая (5 преподавателей на 1 ставку, зав. кафедрой — на полставки, профессор — на 0,25 ставки), во-вторых — в уникальности каждого преподавателя: практически ни один наш преподаватель не может заменить другого. В стандарте (ГОС по направлению «Журналистика») заявлено много разноплановых дисциплин, и структура нашего университета такова, что другие кафедры также не могут обеспечить преподавание всех дисциплин. Это объясняет необходимость привлечения почасовиков. Проблема состоит в омоложении кафедры, что также пока трудно: найти «универсального преподавателя», способного вести множество дисциплин с соответствующим учебно-методическим обеспечением в регионе почти невозможно. Каждый наш преподаватель за время существования специальности прошел замечательную школу, является уникальным специалистом. Кроме того наши преподаватели ведут некоторые дисциплины для других направлений («Культура речи», «Деловой этикет» и др.), обеспечивают выпуск корпоративной

газеты «Байкальский университет», осуществляют общественные связи кафедры и факультета (членство в союзе кинематографистов, участие в жюри «Золотая запятая», в мероприятиях, посвященных юбилеям известных деятелей культуры и др.). Наши перспективы связаны с открытием нового профиля — «Международная журналистика».

Все дисциплины основной образовательной программы специальности и направления «Журналистика» обеспечены соответствующими учебно-методическими материалами. Проблемы заключались в огромном объеме разработки этих материалов. Некоторые преподаватели разрабатывали программы по 8-9 и более дисциплинам. Сейчас мы разрабатываем учебный план по новому профилю «Международная журналистика», что потребует также разработки полной ООП со всеми новыми учебными программами.

Преподаватели кафедры ведут большую научную работу по разным направлениям в соответствии со специализацией. Направления исследований — «История журналистики», «Теория журналистики», «Медиаэкономика», «Экономическая журналистика». В соответствии с новыми реалиями журналистской практики сейчас появилось новое направление — «Гражданская журналистика». Начиная со дня основания факультета и кафедры мы выпускали каждый год сборник научных трудов преподавателей и приглашенных специалистов. Начиная с 2012 г. такой сборник становится двухразовым. В 2012 г. вышло 2 номера с установившимся названием «Вопросы теории и практики журналистики». Третий номе вышел уже сейчас, в 2013 г. в нем публикуется много самых именитых теоретиков журналистики из Москвы (МГУ, ВШЭ, МГГУ им. Шолохова), Томска,

Оренбурга, Киева и др. городов. В данное время сборник стал институциональным журналов с соответствующей регистрации в Минсвязи и массовых коммуникаций.

Осенью 2012 г. кафедра выиграла грант Минвуза на 490 тыс. р. на разработку методического обеспечения проведения конкурса молодых журналистов и в результате выпустила сборник молодых журналистов на 20 п. л. Авторы — молодые исследователи журналистики (студенты, аспиранты, выпускники) из шести федеральных округов России. Опыт был очень полезный. Собираемся и дальше проводить эту работу.

Еще одно направление работы кафедры касается приема абитуриентов. Спецификой нашего направления является творческий экзамен, который в разных вузах может проводиться в разных формах. У нас до сих пор формой проведения творческого экзамена было только проведение сочинения на свободную тему. С 2012 г. мы также вводим у себя устное собеседование в дополнение к обязательному сочинению. Положение о творческом экзамене разработано и находится в приемной комиссии.

Думаю, заявленный новый профиль «Международная журналистика» поможет занять новую нишу на рынке журналистского образования

Иркутской области, Бурятии и. возможно, других регионов.

Еще одно направление, по которому мы будем активно работать — предложение по обучению в магистратуре.

Само 15-летие факультета является поводом для дополнительной заявки о себе. Так, запланировано проводить все традиционные мероприятия под девизом «Нам — 15!». Среди таких мероприятий — ежегодная городская олимпиада по журналистике (участвуют 3 вуза, которые готовят будущих журналистов), в 2013 г. эта олимпиада проводилась в четвертый раз. Каждый год мы проводим традиционный областной конкурс школьной прессы «Классный корреспондент». В прошлом году нашими гостями было более 100 человек из школ Иркутска и области, в 2013 г. планку также не снизили. В рамках конкурса была проведена международная скайп-конференция с практическими российскими и иностранными журналистами, связь осуществлялась с журналистами из Монголии, Китая, Южной Кореи и Австралии.

Таким образом, факультет журналистики вполне готов осуществлять международное сотрудничество в научно-образовательной сфере со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/02/11/0007.

2. Вартанова Е.Л. Динамика общего и особенного: современные теоретические подходы к анализу российской медиасистемы // Ежегодник 2012. Экономика и менеджмент СМИ. М., 2013.

3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие М., 2003.

4. Дзялошинский И. О необходимости перестройки учебного процесса на факультетах журналистики и открытии новой научной дисциплины URL: http://www.dzyalosh.ru/

5. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург: УрО РАН, 2002.

6. Лебедев С.В. Современная коммуникативистика в структуре российской политической науки: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2013.

7. Спасова М.В. Специфика журналистского расследования в американских СМИ: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2009.

8. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления URL: http://www.politstudies.rU/fulltext/2009/5/5.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.