Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (г. Москва, 31 января - 4 февраля 2006 г. )'

Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (г. Москва, 31 января - 4 февраля 2006 г. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Коновалова О. В., Черкасова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (г. Москва, 31 января - 4 февраля 2006 г. )»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЖУРНАЛИСТИКА В 2005 ГОДУ: ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СМИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» (Г. МОСКВА, 31

ЯНВАРЯ - 4 ФЕВРАЛЯ 2006 Г.)

На факультете журналистики Московского государственного университета прошла традиционная ежегодная научно-практическая конференция «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве». Организаторами выступили ученые факультета и Союз журналистов России. Журналисты-практики

(Д.А. Муратов («Новая газета»), профессора и доценты (Я.Н.. Засурский, декан факультета журналистики МГУ), Р.П Овсепян (МГУ), Л.Е. Кройчик (ВГУ), Э.А. Лазаревич (МГУ), О.А. Коновалова, М.Н. Черкасова (РГЭУ «РИНХ»), А.П. Короченский (БГУ), читающие теоретические курсы, аспиранты, студенты, издатели, представители коммерческих организаций и некоммерческого партнерства (Б.Л. Резник - Госдума РФ, ЮА. Ровенский - РИА РБК, Р.И. Батыршин Р.И. -ВГТРК и др.) обсуждали, соответствуют ли современные модели средств массовой информации потребностям общественных преобразований на постсоветском информационном пространстве, что нужно сделать, чтобы деятельность СМИ способствовала эффективному удовлетворению информационных запросов членов общества? Границы конференции вышли за географические рамки российского журналистского образовательного и функционального поля. Представители дальнего и ближнего зарубежья активно влились в работу конференции (Белорусский государственный университет, Киевский университет, Загребский университет, Великобритания, США, Австрия).

Важность и серьезность поставленных задач обсуждалась на 16 секциях (мировой журналистики, периодической печати, телевидения и радиовещания, теории и социологии журналистики, «Язык и стиль СМИ», «Интернет-журналистика: современное состояние и тенденции развития», медиапсихологии и др.) и 25 круглых столах (Саморегулирование в журналистском сообществе как фактор оптимизации СМИ, Отражение периода перестройки в курсе истории отечественных СМИ, Межэтническая коммуникация в мегаполисе, Технологии управления общественными связями: коммуникативный императив ХХ1 века, Районная газета: современные модели, Современные журналы для женщин и мужчин, Деловая журналистика и бизнес-коммуникация, Новые социальные проекты и выбор информационной стратегии, Трансформация модели свободы массовой информации на постсоветском информационном пространстве и др.).

На секции «История журналистского образования в России» шел диалог между деканами факультетов и отделений журналистики о дальнейшем совершенствовании и модернизации классического журналистского образования и о новых возможностях получения специальности «журналист» в вузах постсоветского пространства, о спо-

собах оптимизации специальностей, входящих в сферу журналистской деятельности («Реклама, маркетинг, менеджмент», «РЯ-деятельность» - классический перечень новых видов деятельности журналистских образовательных центров). Заведующая кафедрой журналистики РГЭУ («РИНХ») О.В. Коновалова подчеркнула важность фактора оптимизации СМИ, рассказав о пятилетнем опыте работы вуза в новом журналистском направлении -«экономическая журналистика». Проблема подготовки будущих специалистов, как отмечалось на секции, действительно существует: в редакциях не хватает квалифицированных журналистов, в центрах общественных связей банков, крупных компаний, торговых домов, на телевидении мало профессионалов. А современная жизнь требует знаний и навыков в различных областях, необходима интеграция дисциплин и специализаций. Поэтому основное направление в подготовке будущих журналистов-экономистов - восстановление целостности знания. Время ев-роцентризма закончилось (это мнение ученых Института мировой экономики и международных отношений РАН). Экономическая наука теперь должна отвечать потребностям многогранного экономического мира, объединяющего хозяйства различных цивилизаций - индивидуалистической и коллективистской. Возрастает роль институциональной составляющей экономической жизни. Именно она в целостном сочетании самых различных наук, в том числе и журналистских, с традиционной наукой составляет ту целостность экономического знания, которая сможет адекватно объяснить современные события глобальной миросистемы. На этом пути главное - понимание концепции экономической журналистики, принципиальным является меняющаяся в своих смыслах категория пространства. В универсальной теории познания, по исследованиям И. Пригожина, пространство приобретают и новые измерения. Еще совсем недавно считалось, что наука придает времени пространственный характер. Теперь оказывается возможным иной подход. Мы приходим к «овремениванию пространства». В этих условиях преподавательский коллектив обязан формировать журналиста в новых условиях, учитывая, что будущему специалисту предстоит уметь создавать глобальный реалистический образ все время изменяющейся действительности. Ведь уже сегодня изменились статус российского народа, его быт, культура, образование. Изменились пути и методы познания мира, окружающего нас, пусть это будет маленький хутор или мегаполис. Наш специалист должен уметь представить своей аудитории целостную картину действительности. Наступило время влияния синергетики на процессы познания. Перед преподавателями кафедры экономической журналистики сегодня стоит сложная задача - не только научить будущих журналистов понимать многополярный мир, но и уметь прислушиваться ко времени, схватывая эту действительность всем своим внутренним миром. Этот поиск истины важен, так как проис-

ходит резкая смена внутреннего состояния народов, и не только в России. И здесь необходим синергетический подход к методологии журналистского творчества. Его суть в переносе акцента в исследовании мира с постепенной эволюции на взрывной характер развития. Эта концепция - ответ на дезорганизацию человечества в результате социокультурного раскола мира. К нам в страну пришла иная реальность и нужно в преподавании журналистики находить новые методы ее отражения. Сегодня важно понять, что минувшее десятилетие, ставшее в российской журналистике временем «господства факта» катастроф, остается в истории примером заимствования линейного, фрагментарного мышления, приведшего к глубоким внутренним противоречиям в журналисткой профессии.

На конференции большое внимание было уделено негативному процессу «обрастания» российского словаря всякими «лизингами», «клирингами», уже вошедшими в обиход и потому не слишком раздражающими. Но они подменяют собой душу словесного рисунка. Массового читателя, зрителя, слушателя принуждают становиться потребителем полупонятного приблизительного чтива. Однако происходит ломка обычной, привычной, понятной речи не только у взрослых, но и у детей-подростков.

Поэтому на секции «Язык и стиль СМИ» (руководитель - профессор Г.Я. Солганик) было представлено 32 доклада и сообщения. Заслушано 18: (В.Н. Суз-дальцева (МГУ), Э.В. Чепкина (Уральский университет), Г.Н. Манаенко (Ставропольский университет), М.Н. Черкасова (РГЭУ («РИНХ»)). Язык масс-медиа в последнее время становится предметом самого пристального рассмотрения не только лингвистов и журналистов, но и политиков, бизнесменов, психологов, социологов, культурологов. Темы обсуждения самые разнообразные (Н.И. Клушина (МГУ): «Лингвистические стратегии и тактики убеждения в публицистической речи», О.Б. Трубина (МПИ): «Дискурс средств массовой информации и жаргонный дискурс», Н.С. Лопухина (МГУ): «Без права на ошибку», А.В. Щербаков (Красноярский университет): «Роль СМИ в формировании норм языка (речи)». Г.Я. Солганик подчеркнул, что «публицистическая речь - особый тип речи, отражающий своеобразное мышление публициста, отличное от художественного», а «главная особенность публицистического мышления -сплав мысли и эмоций», так как «автор не отделен от читателя условным миром. Он пишет о реальной, подлинной действительности от собственного имени».

Позиция автора медийного текста, авторские интенции и способы воздействия, агрессивность и толерантность в медиа-тексте рассматривались и с точки зрения классического языкознания, и с точки зрения прагматики (Л.Н. Селивёрстова «Речевые стратегии скрытого воздействия отправителя текста на получателя», Н.Д Бес-сарабова «Современная российская журналистика в аспекте лингвоэтики», А.В. Ланских «Лингвопрагма-тическая интерпретация коммуникативного поведения участников реалити-шоу "За стеклом"»). Неподдельный интерес вызвал доклад В.Н. Суздальцевой (МГУ) «Образ представителя власти в современных российских СМИ», названный Г.Я. Солгаником «изящным фи-

лологическим этюдом», в котором исследовались лингвистические корни «чиновника». В.Н. Суздальцева подчеркивает, что «в настоящее время делается попытка реабилитировать существительное «чиновник» и употреблять его в качестве нейтральной номинации, но, несмотря на социальный запрос и общую для современного русского литературного языка тенденцию к возрождению историзмов, «сегодня на страницах печатных СМИ преобладает употребление существительного «чиновник» как слова, наделённого отрицательными компонентами значения» (было выявлено 13 отрицательных сем в текстах СМИ), которые возникают в результате семантических полей - факторов, способствующих развитию смысловой интерференции. Представитель Белорусского университета И.В. Ивченков, рассматривающий тексты СМИ с позиций классического языкознания, в докладе «Журналист -ский текст и речевой вкус эпохи» подчеркнул усиливающуюся морфологическую стратификацию публицистического текста, аргументируя свой тезис доминирующей позицией имени существительного в текстах СМИ.

Представитель СМИ Великобритании Дж. Мейер рассказал о стилистической практике Plain English Campaign - организации, которая на протяжении 26 лет борется за чистоту и удобочитаемость англоязычных официально-деловых документов.

Обсуждение проблемы общей культуры представителя СМИ, речевое мастерство и культура речи было продолжено на заседании круглого стола «Культура речи в массмедийном пространстве», хозяйкой которого традиционно была С.В. Светана, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ и редактор журнала «Журналистика и культура русской речи». Гости С.В. Светаны познакомились с последними выпусками журнала, отметившего свой 10-летний юбилей. Практика проведения круглых столов на кафедре стилистики русского языка находит отражение на страницах этого журнала, публикующего наиболее интересные и значимые выступления, сообщения и дискуссии. Важность этого издания иллюстрирует высказывание редактора, что «если и быть нашей национальной идее, то идея эта - наш язык, единственное, что может объединить разъединённых пространством российских граждан. Присвоить, переделать, растащить можно многое. Только с языком не удавалось и не удастся это сделать. Не подлежит он переделу. Многих переживёт, многое перетерпит, как народ наш переживает и терпит. Потому что народ -это и есть язык» (Журналистика и культура русской речи. 2005. № 1). Участники круглого стола отметили факт расширения медийного пространства, что нашло отражение в нормативных словарях русского языка.

Новым явлением в проведении ежегодных научно-практических конференций стали круглые столы, на которых впервые обсуждались такие актуальные проблемы, как «Атомная энергетика - содержательные характеристики публикаций (к 60-летию атомной отрасли России)». В обсуждении докладов приняли участие журналисты центральных и отраслевых изданий, информационных агентств, освещающих тему ядерной энергетики, представители федерального агентства по атомной энергии.

И, пожалуй, самая интересная встреча состоялась с женщинами-писательницами и журналистками, которые приехали на конференцию из Австрии (А. Малаховская), Новой Зеландии (А. Смит), Великобритании (Ф. Пьова-не), США (Е. Гощило) и нашими соотечественницами Н.И. Ажгихиной (СЖ РФ) и С.В. Василенко (первый секретарь Союза российских писателей) и др.

Журналистки предложили обсудить новые сюжеты и женские образы в современных СМИ. При анализе женского творчества как принципиально нового явления в современной культуре был поднят вопрос о художественно-публицистических жанрах. Было отмечено, что могу-

чая природа очеркового жанра, имеющего более чем 200-летнюю историю, обнаружила незаурядную волю к выживанию, особенно в творчестве женщин-очеркисток. Те проблемы, которые сегодня определяют жизнь людей, не могут быть решены без использования огромной внутренней энергии, подлинной художественности, заложенной в природе очерка.

Материалы конференции опубликованы в сборнике «Журналистика 2005: Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве», М.: 2006, насчитывающем 600 страниц.

О.В. Коновалова, М.Н. Черкасова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.