Научная статья на тему 'В поиске новых путей научного познания журналистики и развития медиаобразования'

В поиске новых путей научного познания журналистики и развития медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ушакова С. В.

В Белгородском государственном университете 1-3 октября 2007 года состоялась Вторая международная научно-практическая конференция «Журналистика и медиаобразование»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поиске новых путей научного познания журналистики и развития медиаобразования»

Актуальные новости

В поиске новых путей научного познания журналистики и

развития медиаобразования

С. В. Ушакова, кандидат филологических наук, доцент

В Белгородском государственном университете 1-3 октября 2007 года состоялась Вторая международная научно-практическая конференция «Журналистика и медиаобразование», организованная факультетом журналистики БелГУ при участии МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru), Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://www.edu.of.ru/mediaeducation), Белгородской региональной организации Союза журналистов РФ, Таганрогского государственного педагогического института (http://www.tgpi.ru). Конференция проводилась в рамках Программы развития информационного пространства Белгородской области.

Отличительной особенностью конференции, как и предыдущего научного форума в Белгороде, успешно прошедшего в сентябре 2006 года, стало повышенное внимание к проблемам обновления журналистской науки и практики, к развитию взаимодействия журналистов и медиапедагогов в решении актуальных задач медиаобразования - одного из ключевых направлений деятельности по подготовке граждан к жизни и деятельности в условиях информационного общества XXI века. Массовое медиаобразование вооружает людей знаниями о мире СМК, умениями самостоятельного анализа их содержания и создания собственных медиатекстов, что является важным условием активного участия граждан в общественной жизни. Медиаобразовательная подготовка нацелена также на формирование общественного иммунитета к негативным влияниям на аудиторию со стороны определённой части печатной и электронной прессы.

Свой вклад, пока ещё очень скромный, в прогресс медиаобразования вносит и журналистика. Выявление её медиаобразовательных возможностей для дальнейшего более активного практического использования СМИ в целях повышения медиакомпетентности россиян явилось одной из главных задач конференции в Белгороде. На этом научном форуме были рассмотрены и теоретико-концептуальные проблемы развития журналистского образования - одной из основных областей профессионального медиаобразования.

Всего в конференции приняли участие 76 учёных и практиков, на пленарном и секционных заседаниях прозвучало 52 научных доклада и сообщения. Состав участников конференции свидетельствует о том, что молодой белгородский факультет журналистики существенно раздвинул горизонты сотрудничества - как с отечественными, так и с зарубежными научно-образовательными центрами и средствами массовой информации. В

конференции приняли участие, кроме преподавателей и аспирантов БелГУ, журналисты-практики и медиапедагоги, учёные из многих российских вузов, в том числе МГУ, Южного и Сибирского федеральных университетов, Волгоградского, Воронежского, Орловского, Поморского госуниверситетов, Томского института информационных технологий и др.

Значимым было участие в конференции делегации Таганрогского государственного педагогического института. Именно в этом вузе в последние годы сформировался ведущий в России центр исследований в области медиапедагогики, представленный авторитетной научной школой под руководством профессора А.В. Фёдорова - доктора педагогических наук, проректора по науке Таганрогского государственного педагогического института, президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://www.edu.of.ru/mediaeducation) , эксперта МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru), главного редактора журнала «Медиаобразование».

Иностранные участники конференции представляли университеты и средства массовой информации Египта, Украины (Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины, Киевский и Запорожский национальные университеты, Харьковский политехнический институт) и Финляндии (Университет Хельсинки).

На пленарном заседании конференции, которое открыл проректор БелГУ Н.Н. Михайлов, прозвучали выступления начальника Управления по печати и телерадиовещанию администрации Белгородской области, председателя региональной организации Союза журналистов РФ А.Г. Ходеева, директора государственной телерадиокомпании ГТРК «Белгород» Ю.И. Помельникова, редактора областной молодёжной газеты «Смена» В.М. Брысина. Выступивший на пленарном заседании руководитель пресс-службы Белгородской и Старооскольской епархии проториерей И. Кобелев проанализировал процессы возрождения православной журналистики на Белгородчине.

Доклад «В поиске новых путей научного познания журналистики» представил декан факультета журналистики БелГУ, доктор филологических наук, профессор А.П. Короченский. В его выступлении, имевшем проблемно-постановочный характер, были рассмотрены вопросы обогащения познавательного инструментария журналистской науки, освобождения теории журналистики от элементов мифологизации и когнитивного редукционизма.

Своими соображениями об актуальных проблемах развития журналистского образования поделился декан филологического факультета Орловского госуниверситета, заведующий кафедрой журналистики, доктор филологических наук, профессор В.П. Изотов.

На пленарном заседании выступил доктор коммуникативистики из Финляндии Ю. Пиетиляйнен (Хельсинский университет), чей доклад был посвящен анализу процессов развития саморегулирования журналистского сообщества и медиаэтики в постсоветской России. Финский исследователь,

ранее работавший в Университете Тампере, представляет научную школу, сформированную проф. К.Норденстренгом - всемирно известным исследователем массовой коммуникации, ранее возглавлявшим Международную организацию журналистов. К. Норденстренг - один из пионеров разработки теории медиаобразования в Финляндии, начатой в 1960-е гг.

Н.И. Бусленко - доктор политических наук, профессор кафедры теории журналистики Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), выступил на пленарном заседании с докладом о рецепции публицистики М.А.Шолохова в современной России. Докладчик напомнил о необходимости углублённого изучения нравственных и философско-мировоззренческих аспектов журналистского и публицистического творчества, о насущной в наши дни потребности в объективной реинтерпретации публицистики выдающихся российских авторов XX века.

Дальнейшая работа конференции развернулась в шести секциях.

В секции под председательством профессора В.П. Изотова, посвященной проблемам региональной информационной политики, теории журналистики и практики СМИ в российских регионах, были представлены 8 докладов. Превалировала проблематика развития региональных электронных СМИ (в выступлениях докладчиков из БелГУ А.А. Никитенко, А.С. Певзнер, В.А. Рязанцева). Неординарным подходом к рассмотрению современной информационной ситуации в регионах в условиях глобализации отличался доклад О.Л. Шевцова (БелГУ), посвященный характеристике феномена открытости информационного пространства российского региона (на примере Белгородской области). Часть докладов была посвящена научному осмыслению журналистской практики, в их числе - доклады А. М. Осмоловской (пресс-служба администрации Белгородской области), С.В. Антонова («Российская газета»).

В секции «Проблемы истории журналистики и публицистики» председательствовали кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики БелГУ С.М. Нарожняя и заведующий кафедрой российской истории, кандидат исторических наук, доцент И.Т. Шатохин (БелГУ). Всего было представлено 7 докладов. Основное внимание докладчиков привлекли проблемы исторического развития журналистики в Центрально-Черноземном регионе в целом и в Белгородской области в частности, о чем свидетельствуют доклады И.Т. Шатохина, В.А. Вербкина (пресс-служба администрации г. Старый Оскол), О.В. Быковой (ГТРК «Белгород»). Но рассматривалось и творчество публицистов общероссийского и общемирового масштаба (в выступлениях А.Л. Дмитровского и М.А.Шинкова, доцентов кафедры журналистики Орловского госуниверситета, и В.Ю. Меринова, доцента кафедры теории и истории журналистики БелГУ).

В ходе работы секции отмечалось, что сегодня к изучению предыстории и истории белгородской журналистики обращаются как исследователи, работающие на журфаке БелГУ, так и представители других

университетских подразделений, журналисты-практики. Исследования, уже проведенные в этом направлении, заложили основу для создания целостной исторической картины развития периодической печати и телерадиовещания на белгородской земле. Произошедшее в последнее время расширение состава участников исторических исследований журналистики Белгородчины и полученные при этом новые научные результаты позволяют перевести в практическую плоскость задачу создания коллективного сборника научных трудов и документов, отражающего историю средств массовой информации региона и персоналии наиболее выдающихся белгородских журналистов. Настало время сплотить научные силы в рамках единой историко-краеведческой программы изучения белгородской журналистики.

В секции «Зарубежная журналистика и международные массовые коммуникации в эпоху глобализации» (председательствующий - заместитель декана факультета журналистики Воронежского госуниверситета, кандидат филологических наук, доцент В.И. Сапунов) прозвучало 7 докладов. В поле зрения участников секции оказались по преимуществу проблемы функционирования трансграничных СМИ и крупных медийных корпораций. Так, доклад корреспондента телекомпании «Аль-Мадина» Эссама Абдалаха (Египет) был посвящен роли трансграничного спутникового ТВ в стимулировании развития международного туризма. В.И. Сапунов проанализировал особенности медиадискурсов, формируемых мировыми информационными агентствами. Кандидат филологических наук, доцент факультета лингвистики и журналистики Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ «РИНХ») Ю.В. Маркина доложила результаты изучения деятельности транснациональных медийных корпораций на российском рынке периодики.

Наибольшее количество докладов (в общей сложности 9) было представлено в секции «Теория и практика медиаобразования и медиакритики» под сопредседательством заведующей отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего образования Академии педагогических наук Украины, доктора педагогических наук, профессора А.В. Онкович и директора Томского института информационных технологий И.В. Жилавской. В секции были представлены доклады представителей таганрогской научной школы медиаобразования (доцента, кандидата педагогических наук Е.В. Мурюкиной и др.), украинских и белгородских исследователей и практиков (в том числе докторанта Киевского национального университета Е.А. Щербаковой).

После докладов по вопросам теории и методики медиаобразования, с которыми выступили председательствующие, было заслушано выступление Е.М. Талалаевой («Белгородская правда»), убедительно аргументировавшей необходимость сотрудничества медиапедагогов с журналистами-практиками и представителями журналистской науки во избежание серьезных ошибок и неточностей в медиаобразовательной деятельности среди учащихся общеобразовательных школ.

Выступление на секции о. А.Бекорюкова, священника храма св. Гавриила (Белгород), свидетельствовало о возрастающем интересе представителей РПЦ к развитию практической православной медиакритики. Доклад Э.В. Хмеленко (БелГУ) был посвящен анализу малоизученного явления - быстро развивающейся украинской медиакритики.

В секциях, посвященных языку и стилю массовых коммуникаций, национально-культурным особенностям русского текста и дискурса, рекламе и ПР в СМИ, прозвучало в общей сложности 9 научных докладов. Повышенный интерес участников вызвал доклад проф. М.Ю. Казак, заведующей кафедрой языка и стиля массовых коммуникаций факультета журналистики БелГУ, доктора филологических наук. На богатом эмпирическом материале, полученном в ходе масштабного исследования содержания ряда районных газет Белгородчины и реакции читателей на их деятельность, докладчица охарактеризовала жанрово-стилевую специфику местной периодики, её достижения и просчёты в завоевании аудитории.

Доклады белгородских учёных проф. А.В. Полонского, доц. Е.А. Кожемякина свидетельствуют о том, что на факультете журналистики БелГУ успешно развивается такие перспективные направления научных исследований, как анализ медиадискурсов и теория публицистики.

Высоко был оценён докладчиками научный уровень выступления доцента Ростовского государственного института путей сообщения М.Н. Черкасовой о проявлениях конфликтогенного потенциала публицистического текста.

На заключительном пленарном заседании конференции было принято обобщающее постановление и рекомендации. Участники конференции постановили:

- одобрить результаты Второй международной научно-практической конференции «Журналистика и медиаобразование-2007» и поблагодарить её инициаторов за хорошую организацию конференции;

- признать мультипарадигмальность одним из ключевых свойств современной журналистской науки, допускающей расширенное применение к изучаемому объекту различных дисциплинарных парадигм из смежных областей науки в целях обогащения инструментария научного познания журналистики;

- следующую научно-практическую конференцию в Белгороде посвятить преимущественно инновациям в журналистской науке и практике, в медиаобразовательной сфере;

- принимая во внимание ограниченность тиража сборников научных трудов двух состоявшихся в 2006-2007 гг. в Белгороде конференций по проблемам журналистики и медиаобразования, в целях более широкого распространения представленных в этих изданиях ценных научных результатов обеспечить опубликование содержания сборников в Интернете в формате pdf;

- развивать дальнейшее тесное сотрудничество представителей журналистской науки и практики с исследователями медиаобразования и

медиапедагогами-практиками, поощрять научные исследования, нацеленные на выявление и максимально более полную реализацию медиаобразовательного потенциала журналистики, на развитие массовой медиакультуры, адекватной требованиям XXI века. Сформулировать на основе материалов конференции практические рекомендации по использованию СМИ в медиаобразовательных целях;

- продолжить совершенствование понятийного и терминологического аппарата медиаобразовательных исследований;

- способствовать объединению вузов, занимающихся проблемами медиаобразования, для создания медиацентров в общеобразовательных школах;

- адаптировать материалы конференции к потребностям журналистского образования;

- поручить проф. А.П. Короченскому и проф. М.Ю. Казак обобщить и систематизировать практические рекомендации конференции по совершенствованию деятельности белгородских СМИ, проинформировать редакции СМИ Белгородской области об итогах конференции;

- особое внимание уделить дальнейшему углубленному изучению истории журналистики Белгородчины. Конференция призвала к объединению усилий исследователей для создания коллективного труда об истории журналистики и журналистов Белгородской области.

В издательстве БелГУ опубликован двухтомный сборник научных трудов конференции, в который вошли как работы ученых и практиков, выступивших на конференции, так и статьи заочных участников1. Сборник включает труды учёных из 25 российских университетов и институтов, а также работы журналистов-практиков и представителей пресс-служб. Опубликованы и статьи зарубежных авторов из семи стран мира: Египта, Испании, Китая, Польши, Украины, Финляндии и Чили. Ядро иностранных авторов сборника составляют учёные Автономного университета Барселоны (Х. Сориано Клементе, А. Кастел Тремоса) и Барселонского Открытого университета (П. Кастельянос Пинеда), а также исследователи из украинских вузов и научных центров (Киевского и Запорожского национальных университетов и др.)

Первый том сборника «Журналистика и медиаобразование-2007» (объемом 300 с.), выпущенный под редакцией профессора, доктора филологических наук А.П. Короченского, открывается постановочной статьей профессора, доктора политических наук С.Г. Корконосенко (Санкт-Петербург) под заголовком «Какая теория журналистики необходима в России?». Том включает труды, распределенные по следующим разделам: 1. Региональная информационная политика и журналистика в российских регионах; 2. Актуальные проблемы теории и практики журналистики; 3. История журналистики; 4. Теория и история публицистики; 5. Международные массовые коммуникации в эпоху глобализации; 6.

1 Журналистика и медиаобразование-2007. В 2-х т. Белгород: Изд-во БелГУ. 2007.

Зарубежная журналистика; 7. Проблемы массового и профессионального медиаобразования; 8. Теория и практика медиакритики. Во втором томе сборника (объём - 140 с.), под редакцией профессора М.Ю. Казак, научные работы публикуются в трёх основных разделах: 9. Реклама и РЯ в СМИ; 10. Национально-культурные особенности массмедийного текста и дискурса; 11. Язык и стиль массовых коммуникаций.

По окончании научных дискуссий участники конференции «Журналистика и медиаобразование-2007» совершили экскурсионную поездку на Прохоровское поле - историческое место величайшего танкового сражения, определившего исход второй мировой войны.

Актуальные новости

Медиа - общество - образование

Л.А.Месеняшина профессор

Факультет журналистики Челябинского государственного университета ознаменовал 20-летие высшего журналистского образования на Южном Урале проведением Международной научно-практической конференции «СМИ - общество - образование: модели взаимодействия» (30 ноября - 2 декабря 2007 года).

Молодой факультет Челябинского госуниверситета впервые проводит научное мероприятие такого масштаба, и, по единодушному мнению участников итогового заседания, конференция, несомненно, удалась. В сборнике ее материалов опубликовано более 50 докладов ученых из четырех стран (Австрии, Казахстана, России, Чехии). Интерес к проблеме соотношения медиа и образования нашел свое отражение, в частности, в том, что среди участников конференции были представители 15 учебных заведений из 12 городов.

Участников конференции приветствовал первый проректор Челябинского госуниверситета профессор А.Ю.Шумаков. Общий тон пленарному заседанию и высокий уровень научной дискуссии был задан философским докладом доктора политических наук, профессора кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета С.Г.Корконосенко, посвященным проблемам деонтологии журналистики, соотношению категорий нравственного долга и служебных обязанностей. Именно в этом ключе многочисленная аудитория, собравшая и преподавателей, и студентов, и представителей администрации, вела обсуждение этого и всех последовавших докладов, посвященных разнообразным проблемам медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.