Научная статья на тему 'Университетское журналистское образование в России'

Университетское журналистское образование в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1108
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетское журналистское образование в России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 4

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ*

Московский университет на протяжении всей своей истории был самым тесным образом связан с российской журналистикой и сыграл особую роль в ее развитии. Еще не было речи о журналистском образовании, а в России выпускалась газетно-журнальная периодика. В 1756 г. благодаря усилиям М.В. Ломоносова Московский университет получил возможность иметь собственную типографию. Именно в ней издавалась газета "Московские ведомости", а также многие журналы. Профессора Московского университета активно сотрудничали в печати.

Нельзя не отметить особое значение для развития отечественной журналистики статьи М.В. Ломоносова "Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении или сочинении, предназначенное для поддержания свободы философии". Многие преподаватели университета и сейчас начинают лекции с не утративших в наше время актуальности рассуждений Ломоносова о правах и обязанностях, об ответственности и этике журналистов. Именно он призывал большинство пишущих не превращать "писание своих сочинений в ремесло и орудие заработка средств к жизни, вместо того чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскивание истины".

В Москве появились первые профессиональные журналисты, талантливые редакторы.

В начале XX в. встал вопрос о подготовке журналистов в специальных учебных заведениях. В феврале 1905 г. в Москве были организованы первые курсы для обучения журналистов, но в связи с революционными событиями осени 1905 г. деятельность их прекратилась.

Думали о подготовке журналистов в профессиональных и высших учебных заведениях и в советское время.

В 1918 г. при Коммунистическом институте им. Я.М. Свердлова действовали Центральные газетные курсы. В 1919 г. РОСТА были созданы краткосрочные курсы подготовки газетных техников. Потом это стала школа журналистов с полуторамесячными курсами обучения.

В 1921 г. учреждается Институт журналистики ("практический институт" с годичным сроком обучения). В 1923 г. он был

Статья подготовлена М.И. Алексеевой по материалам и публикациям профессоров и преподавателей факультета журналистики МГУ.

преобразован в высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения (Государственный институт журналистики). В результате реорганизации он стал Коммунистическим высшим учебным заведением (КИЖ). Такие заведения создавались и в других городах: Ленинграде, Харькове, Минске, Алма-Ате, Свердловске, Куйбышеве.

В 1924 г. работали газетные секции в Коммунистическом университете народов Запада в Москве. Функционировал Редак-ционно-издательский институт.

В предвоенные годы работников печати, редакторов периодических изданий начали готовить в Высших партийных школах (с трехгодичным сроком обучения).

В 1926 г. в Ленинградском университете была создана кафедра газетного дела. Были школы газетного ученичества. В Москве такая школа открылась в 1926 г.

Кроме комвузовской подготовки началась подготовка литературных редакторов и критиков в университетах (на факультете общественных наук в МГУ, затем на этнологическом факультете МГУ).

Учебный план первых институтов журналистики включал в основном профессиональные дисциплины: введение в газетное дело, теорию публицистики, газетную информацию, историю русской журналистики, законодательство о печати, новые формы газеты, правку материалов, критическую библиографию, пресс-бюро, практические занятия по публицистике и информации. Позднее, когда курс обучения увеличился до трех лет, в программу были включены общественно-политические курсы: диалог, ленинизм, история классовой борьбы, история большевистской печати, конкретная экономика и др.

Учебный план 1925 г. включал широкий круг дисциплин. Изучались история России и зарубежных стран, политическая география, общая технология и психология .творчества, математика, естествознание и другие науки. Практически отсутствовали филологические курсы.

Менялось направление обучения. Основными в преподавании стали не профессиональные дисциплины (им отдавалась меньшая часть учебного времени — всего три дисциплины), а идеологическая партийная подготовка, выработка "классового чутья", умение точно следовать за партийными директивами того времени. Менялся преподавательский состав. Опытные профессионалы были заменены слушателями Института красной профессуры.

Основной базой подготовки кадров для советской печати до 1938 г. оставался институт в Москве, который в 1931 г. получил статус всесоюзного и стал называться ВКИЖ. В 1934 г. его структура была такова: трехгодичное отделение для подготовки

редакторов районных и политотдельских газет и работников областных и краевых газет, одногодичные курсы руководителей комсомольских изданий, сектор заочной подготовки и переподготовки для руководителей районных и политотдельских газет с полуторагодичным сроком обучения. В форме заочной учебы обучалось до 2 тыс. журналистов.

Газетные техникумы работали в Москве, Ростове-на-Дону, Харькове. Соответствующие отделения были в Орле, Мичуринске, Пензе, Костроме и других городах.

Таким образом, к концу 20-х годов существовали самые разнообразные формы подготовки журналистов. И все-таки уровень образования работников в газетах был невысок. Журналистика нуждалась в более широком гуманитарном образовании. Тогда встал вопрос об университетском журналистском образовании.

Многоуровневая система подготовки и переподготовки газетных работников существовала до самой войны. Только Московский КИЖ был закрыт перед войной в 1938 г. Другие институты работали до войны. В годы войны подготовка военных корреспондентов велась на специальных курсах. Уже в годы войны началось формирование университетской системы подготовки кадров.

В 1941 г. институт в Свердловске вошел на правах факультета в состав Уральского государственного университета. В 1944 г. факультет журналистики был создан в Белорусском университете. Затем в 1946 г. открылись отделения журналистики в Ленинградском и Уральском университетах. В 40-е годы на филологических факультетах появились отделения и кафедры журналистики в Азербайджанском, Вильнюсском, Казахском, Киевском, Львовском, Ташкентском и Харьковском университетах.

В 1947 г. на филологическом факультете Московского университета было основано отделение журналистики. Опыт работы отделения, создание учебных планов, обеспечивающих подготовку современных журналистов, развитая система специализации на основе фундаментальной историко-филологической образовательной базы — все это позволило в 1952 г. поставить вопрос об организации в Московском университете факультета журналистики как самостоятельной структурной единицы. Деканом факультета стал Е.Л. Худяков.

Срок обучения на факультете журналистики — 5 лет на дневном отделении, 6 лет на вечернем и заочном отделениях. Со временем на факультете появились своя телевизионная студия, учебная радиостудия, типография, учебная газета "Журналист", фотолаборатория, лаборатория машинописи, дисплейный класс и лингафонные кабинеты для обучения иностранным языкам. Пре-

подаватели, ведущие занятия по журналистике, сами не менее двух лет работали в качестве литературных сотрудников и в большинстве своем являлись опытными журналистами. Все преподаватели специальности продолжали сотрудничество в средствах массовой информации. Один раз в пять лет они стажировались в редакциях различных газет, радиовещания, телевидения или информационных агентствах.

Первыми кафедрами факультета были кафедры истории, теории и практики советской печати (заведующий — Е.Л.Худяков), истории русской журналистики и литературы (заведующий — ЕС. Ухалов), стилистики русского языка и редакционно-изда-тельского дела (руководил ими профессор К.И. Былинский).

Создание отделений журналистики на базе филологических факультетов во многом определило то, что в первые годы их существования основу учебных планов составляли традиционные филологические дисциплины. Были широко представлены курсы по литературе и языку. Например, план МГУ составляли введение в языкознание, история русского литературного языка, современный русский язык, старославянский, латинский и иностранные языки, введение в литературоведение, введение в советскую литературу, русская, советская и зарубежная литература. Общественные дисциплины включали основы марксизма-ленинизма, политэкономию, диалектический и исторический материализм, историю, философию, экономическую и политическую географию СССР и зарубежных стран. Цикл исторических дисциплин включал историю Древнего мира, историю Новейшего времени, историю СССР. Как видим, степень фундаментальной подготовки, обеспеченная высоким уровнем университетских профессоров, была гораздо выше уровня, который обеспечивали учебные планы довоенных институтов журналистики. А качество профессиональных и практических дисциплин в первые годы становления университетской журналистики повысилось.

В 50-е годы начала формироваться система подготовки журналистов в университетах. Но особенно бурный рост новых отделений и факультетов журналистики начался в 1960-е годы. Открылись новые отделения и факультеты в Воронежском, Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Ростовском и других университетах. Короче говоря, было достаточное количество факторов, повлиявших на то, что после войны в стране преобладающей стала университетская система журналистского образования, дополненная партийной подготовкой и переподготовкой руководителей редакций в рамках ВПШ.

ч В ведущих вузах появились новые кафедры. Более основательно стал изучаться процесс производства газет, техника газетного дела, полиграфическое дело. Появился курс "Технология

полиграфического производства". Студенты знакомились с этим практически в ходе выпуска учебной газеты, в типолабораториях, проходя производственную практику в редакциях, стали также изучать стенографию, машинопись, фотодело.

К середине 60-х годов началась подготовка сначала в МГУ, потом и в других крупных университетах журналистов для радио и телевидения. В это время уже начали выходить первые учебники и учебные пособия по телерадиожурналистике.

Активизировавшиеся в связи с некоторой демократизацией общественной жизни при Н.С. Хрущеве социологические исследования привели к тому, что на факультете журналистики МГУ в 1968 г. была создана лаборатория по изучению функционирования печати, радио, телевидения, которая провела первые социологические исследования в области журналистики. На факультете журналистики МГУ стали читаться курсы социологии и социальной психологии.

В 1968 г. в учебный план факультета журналистики МГУ был включен отдельный теоретический курс "Основы марксистско-ленинской теории журналистики". Начали защищаться чисто теоретические диссертации. Стала формироваться молодая наука — теория журналистики. Этот процесс проходил весьма драматично, в столкновении с традиционно партийным подходом. Выход в свет первого пособия по курсу теории журналистики, написанного Е.П. Прохоровым, не состоялся, потому что уже отпечатанный тираж был изъят из библиотек. Вышестоящие органы сочли, что раздел, посвященный трактовке принципов журналистики, в частности принципа объективности, не соответствовал партийным установкам и критериям. Неприятие также вызывало оперирование термином "социалистическая журналистика", а не "коммунистическая", как это было принято.

В 70-е годы весьма заметной вехой в журналистском образовании был 1972 г. В Связи с принятием в июле 1972 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах дальнейшего совершенствования высшего образования в стране" Минвуз СССР активизировал работу по улучшению качества подготовки специалистов разного профиля, в том числе журналистов. В этих целях было проведено совещание деканов факультетов (отделений) журналистики университетов, на котором был разработан проект нового учебного плана по специальности "Журналистика". В работе этого совещания принимали участие представители Союза журналистов СССР. Вопросы совершенствования учебного плана и программ были рассмотрены также на расширенном заседании заведующих кафедрами журналистики с участием руководящих работников Правления Союза журналистов, АПН, ТАСС и других заинтересованных ведомств.

В результате всей этой работы в июне 1973 г. министерство утвердило новый типовой учебный план по специальности "Журналистика". С 1 сентября 1974 г. по новому типовому учебному плану начали заниматься студенты первого курса. В этот учебный план были включены такие новые дисциплины, как литературно-художественная критика, теория литературы, современные проблемы экономики, науки и техники, журналистское мастерство. Обязательным стал выпуск учебных газет, радио- и телепрограмм. Была предусмотрена специализация студентов по направлениям: литературная работа в газетах и журналах, литературная работа в радиовещании, литературная работа на телевидении, редактирование массовой литературы, литературно-художественная критика в газетах, на радио и телевидении, теория и практика перевода. На специализацию студентов отводилось в учебном плане 365 ч. Учитывая специфику подготовки журналистов для работы в союзных республиках, в учебном плане предусматривалось время (390 ч) на дисциплины, вводимые в соответствии с особенностями республики.

Для улучшения качества подготовки журналистов необходимо было обеспечить учебный процесс учебными программами, учебниками и учебно-методическими пособиями. В этих целях были пересмотрены действующие программы, внесены в них необходимые дополнения и изменения, разработаны программы по новым дисциплинам. В МГУ были подготовлены программы по курсам "Введение в журналистику", "Теория и практика советской журналистики", "Журналистское мастерство", "Практическая стилистика русского языка", "Современный русский язык", "История искусств", "Основы советского права", "Анализ экономики социалистических промышленных и сельскохозяйственных предприятий". Они стали базовыми для других факультетов и отделений журналистики страны.

Для разработки уточненного типового учебного плана на факультете журналистики МГУ было проведено совещание представителей ведущих университетов страны, где велась подготовка журналистов.

В результате в новый типовой учебный план были внесены существенные изменения: появились ранее отсутствующие в нем курсы — "Введение в журналистику", "Критика теории и практики буржуазной журналистики", "Научные основы пропаганды и методы идеологической работы", "Партийное и советское строительство". Анализируя эти изменения в учебных планах, необходимо сказать следующее. Конечно, явно прослеживается установка на усиление партийно-политической подготовки, что было отражением требований названного выше постановления, хотя и прежде в учебном плане уже были такие дисциплины, как "История КПСС", "Марксистско-ленинская философия", "По-

литическая экономия". Повышение внимания к партийно-идеологической подготовке было данью конъюнктуре, когда журналистика рассматривалась как партийно-политическая профессия. Но были в учебном плане изменения, которые благотворно сказались на дальнейшем развитии журналистского образования. Усиливалась экономическая подготовка студентов. Она, с одной стороны, стала более фундаментальной. Курсы по экономике отдельных отраслей народного хозяйства были заменены двумя курсами: "Основы экономики" и "Научные основы управления и планирования народного хозяйства". В то же время экономическая подготовка приблизилась к потребностям проблемно-тематической специализации будущих журналистов, что реализовыва-лось путем расширения спецкурсов и спецсеминаров, направленных на изучение методов освещения соответствующих сфер в разных СМИ, жанров экономической журналистики и т.п.

Следует особо подчеркнуть, что впервые в типовой учебный план были введены курсы "Социальная психология" и "Методика конкретно-социологических исследований и печать", которые до этого уже были в учебном плане МГУ.

Соответствующие изменения вносились и в индивидуальные планы Московского, Ленинградского и Киевского университетов. Так, в скорректированном плане факультета журналистики МГУ существовавший прежде курс "Научные основы партийной пропаганды" был дополнен и конкретизирован и стал включать такие разделы, как научные основы экономической, научно-технической пропаганды и методы идеологической работы. Впервые в нем предусматривалась наряду с существующими специализациями более узкая профилизация за счет спецкурсов и спецсеминаров по следующим направлениям: партийная жизнь, экономика промышленности, сельского хозяйства, культура, быт, спорт. Профилизация началась также в Ленинградском и других университетах.

Нужно сказать, что ход реализации постановления ЦК КПСС находился под постоянным контролем партийных органов, а новый учебный план обсужден на расширенном заседании Учеб-но-методического объединения по журналистике в Москве и Киеве с участием работников отдела пропаганды ЦК КПСС.

Новый этап развития журналистского образования в стране связан с выходом в свет в январе 1975 г. постановления ЦК КПСС "О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров". После постановления ЦК ВКП(б) от 2 ноября 1930 г. "О кадрах газетных работников" это было первое за долгий период партийное постановление, посвященное проблемам журналистского образования и работе учебных заведений данного профиля. Речь шла о совершенствовании идейно-теоретической и профессиональной подготовки журналистов. Тогда в

редакциях испытывали явный недостаток в работниках, хорошо разбирающихся в актуальных вопросах хозяйственного и культурного строительства, журналистах-международниках. Нужны были новые учебные планы и программы.

Постановление "О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров" открывало новые возможности и в плане расширения форм подготовки журналистов. В нем предусматривалось создание специального отделения для работников редакций, специалистов разных областей народного хозяйства, имеющих высшее образование и проявивших литературные способности, со сроками обучения по дневной форме до двух и по вечерней до трех лет. Такие отделения открылись в 1976 г. на факультетах журналистики МГУ, ЛГУ и УрГУ.

Было решено также переводить из университетов национальных республик студентов, которые проучились три курса на филфаке на родном языке, в ряд ведущих факультетов журналистики. Такой перевод тоже начался в 1976 г., что помогло в подготовке кадров для национальной прессы. Это право получили факультеты журналистики МГУ, ЛГУ и РГУ.

Были созданы новые условия для работы подготовительных отделений (рабфаков). От 30 до 50% от общего состава принимаемых на факультеты помогали рабочей и сельской молодежи, демобилизовавшимся из армии компенсировать недостаток подготовки и поступление в университеты.

Было организовано международное отделение на факультете МГУ. Ставилась задача готовить в основном журналистов, пишущих на международные темы для нашей аудитории. Специальный учебный план предусматривал такие новые дисциплины, как "Основы международного права", "Экономическая и политическая география зарубежных стран", "Внешнеполитическая пропаганда" и "Международная журналистика", "История новейшего времени и международных отношений", обязательный второй иностранный язык. В 1977 г. на факультете журналистики МГУ была создана проблемная лаборатория для проведения комплексных научных исследований по актуальным вопросам теории и практики печати, телевидения, радио — она была одним из первых исследовательских центров на факультетах журналистики университетов. Позже такие структуры появляются и в других университетах.

С 1976—1977 гг., в соответствии с инструктивным письмом Минвуза СССР от 28 февраля 1975 г., введен творческий конкурс для поступающих на факультеты (отделения) журналистики университетов. К этому времени на факультете журналистики МГУ уже имелся определенный опыт организации такой работы. В июне 1975 г. Минвуз СССР утвердил соответствующее "Положе-

ние о творческом конкурсе". По специальности "Журналистика" и "Международная журналистика" творческий конкурс должен был проводиться до начала вступительных экзаменов (до 25 июля). Позднее, как известно, прием был перенесен на более ранние сроки (начало июля). В первое время творческий конкурс проводился достаточно стихийно. Но по мере накопления опыта уточнялись и конкретизировались его цели, которые сейчас можно сформулировать следующим образом: выявление творческих задатков абитуриентов, предрасположенности к этой профессии, уровня первичной ориентации в данной сфере деятельности и современных общественно-политических процессах, интеллектуального и культурного развития, степени социальной зрелости, анализа личностных характеристик поступающих. В МГУ сейчас сложилась система проведения конкурса в два тура: письменная творческая работа на одну из предложенных тем и собеседование. Конкурсу предшествует рецензирование представленных абитуриентами публикаций. Требуется обязательная характеристика-рекомендация от редакции, где внештатно сотрудничали юноша или девушка, поступающие на факультет. Обязательным является предоставление не менее пяти опубликованных работ. Каждый вуз самостоятельно определяет формы и методы проведения творческого конкурса. Преподавателями местных университетов высказывается мнение о необязательном требовании представления именно опубликованных работ. Однако в МГУ такая практика себя оправдала, так как именно в ходе подготовки своих материалов и публикаций абитуриенты в наибольшей степени проявляют профессиональные задатки, необходимую настойчивость, полнее знакомятся с редакционной практикой. Естественно, что для школьников возможности опубликовать свои материалы принципиально разные в столичном городе или маленьком провинциальном. Однако и в том и другом случае есть свои сложности.

Заботясь о привлечении талантливой молодежи, вузы ищут формы помощи им в этом плане, а также используют разные методы довузовской профориентационной работы. На это направлен был проходивший в свое время на базе редакций конкурс типа "Золотое перо", организация профилирующих классов в школах и лицеях. Сейчас конкурсы проводятся регулярно. Хорошо себя зарекомендовали существующие уже много лет в МГУ и некоторых других вузах Школы юного журналиста, к сожалению, некоторые из них стали платными, что объясняется необходимостью существования в условиях дефицита бюджета и рыночной экономики. Особенно важным является то, что школа помогает своим воспитанникам лучше познакомиться с работой журналиста, оценить свои возможности, связаться с редакциями и подготовить публикации, необходимые для поступления.

Важной особенностью проведения творческого конкурса для тех, кто избирает данную профессию, является активное участие в нем непосредственно сотрудников редакций газет, журналов, телевидения, радио, информационных агентств. В МГУ принято, что публикации, представленные абитуриентом, его письменная творческая работа проходят двойное рецензирование — преподавателя и журналиста. Журналисты всех ведущих московских изданий широко представлены в составе комиссии, проводящей собеседование. Сложившаяся на факультетах журналистики практика проведения конкурса хорошо себя зарекомендовала и оправдала, но, как и любое дело, требует постоянного обновления и творческого поиска.

В 1977—1978 гг. творческий конкурс по решению коллегии Министерства высшего и среднего специального образования (февраль 1977 г.) был введен на вечернем, заочном и подготовительном отделениях. О последнем нужно сказать особо. При формировании подготовительного отделения, наряду с первоочередными социальными характеристиками (для рабочих, колхозников, демобилизованных из армии), появилась возможность приема по критерию творческих, профессиональных склонностей, способностей. Однако эта задача потребовала и более активного отбора, поиска такой молодежи. В свое время на факультетах, отделениях журналистики, в том числе в МГУ, были штабы, комиссии, которые проводили профориентационную работу по новому набору на предприятиях, заводах, в колхозах, совхозах, воинских частях в разных областях и районах страны. Сейчас, после некоторого спада, конкурс на факультет журналистики вновь повысился и необходимость в таком активном целенаправленном наборе отпала. Но очень важную роль играют проводимые Дни открытых дверей.

В 80-е годы усиленное внимание уделялось на факультетах и отделениях журналистики практической подготовке журналистов, так как работа выпускников в редакциях и социологические исследования (в частности исследования по журналистскому образованию, проведенные в 1972 и 1977 гг., к юбилейным датам факультета журналистики МГУ и университетской системы подготовки журналистов) показывали, что если фундаментальная историко-филологическая и теоретическая подготовка выпускников оценивалась достаточно высоко, то практическая много ниже. Для улучшения такой подготовки, как уже было отмечено, введен курс "Журналистское мастерство", развивались формы индивидуальной работы студентов, совершенствовалась система учебной и производственной практики. Увеличилось время на практику. Сложилась система базовых редакций для ее проведения, были разработаны четкие программы практики, дневники и формы

отзыва редакции о ее прохождении, тщательно велось подведение ее итогов, в частности на "Днях практики". На первом курсе была введена ознакомительная практика, в ходе которой студенты знакомились с работой предприятий, учреждений, общественных организаций, многотиражных и районных газет. Продолжалось совершенствование профессиональных дисциплин. В учебных планах появился новый курс "Технология журналистского творчества", в рамках которого велось обучение методам журналистской работы. Стали использоваться новые методики, активные формы обучения, деловые игры, моделирование профессиональных ситуаций, упражнения и т.д.

На всех этапах подготовки в учебном процессе участвовали журналисты-практики, высококвалифицированные специалисты. Их привлекали к проведению творческого конкурса, чтению спецкурсов, ведению спецсеминаров, организации творческих мастерских, руководству курсовыми и дипломными работами, производственной практикой. Стали заключаться договоры о творческом сотрудничестве редакций и факультетов журналистики. Студентов прикрепляли к редакциям начиная с третьего курса, и они получали творческий день для профессиональной работы.

В 1982 г. были приняты новые типовые индивидуальные учебные планы, в которых введен был фундаментальный теоретический курс "Основы журналистики", включавший в себя несколько курсов, в том числе "Введение в журналистику", "Введение в специальность", "Технология журналистского творчества" и др.

Более трех десятков лет в МГУ проводились совещания (теперь конференции) по итогам развития журналистики в минувшем году. С каждым годом возрастали авторитет и представительство этих конференций. В них принимали участие партийные работники, журналисты, ученые университетов, сотрудники науч-но-исследовательских учреждений РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана. Теоретики и практики собирались для того, чтобы вместе разобраться в тенденциях и закономерностях развития СМИ. Специально обсуждался вопрос о районной печати.

На июньском (1983 г.) пленуме ЦК КПСС была поставлена задача обеспечить улучшение подготовки и повышения квалификации журналистских кадров. Особое внимание было уделено проблемам совершенствования профессиональной подготовки работников редакций.

Полностью оправдала себя существовавшая более 30 лет современная система высшего гуманитарного университетского образования. В среднем в редакциях страны доля лиц с высшим журналистским образованием достигла 50%. Меньше таких работников было в местных средствах информации.

Выпускники журналистских вузов и тогда особенно ценились за основательную фундаментально-теоретическую подготовку в области философских, гуманитарных и специальных журналистских дисциплин, которые давал им университет. Выше стала и практическая подготовка.

Внимания заслуживает начало перестройки (1985 г.), когда проходило Всесоюзное совещание руководителей и преподавателей факультетов и отделений журналистики университетов страны, на котором были подведены итоги развития журналистского образования в доперестроечное время, обсуждались направления его дальнейшего развития. Подготовка журналистов велась к этому времени в 23 университетах страны, в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школе и областных ВПШ, в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, Московском институте международных отношений (МГИМО), Университете дружбы народов им. П. Лумумбы, Московском и Украинском полиграфическом институтах, Военно-по-литической академии им. Ленина и Львовском высшем военно-политическом училище.

Число студентов-журналистов составляло более 15 тыс., в том числе более 6 тыс. на дневном отделении. В среднем на первый курс поступали около 3 тыс., в том числе более 1200 — на дневное отделение. Значительный процент первокурсников составляли слушатели подготовительного отделения, где предварительно готовились к поступлению молодые люди из рабочих семей, производственники. Творческий конкурс, формы которого были весьма разнообразны и совершенствовались, давал возможность для отбора наиболее одаренных абитуриентов.

Учебный процесс был обеспечен учебниками и учебными пособиями по основным профессиональным курсам: "История русской журналистики", "История партийно-советской печати", "Введение в теорию журналистики", "Теория и практика периодической печати", "Организация работы редакции", "Стилистика газетных жанров", "Литературно-художественная критика". Выпущены учебные пособия по специализациям "Радиовещание и телевидение", а также по курсам "Анализ экономики социалистических промышленных предприятий" и "Анализ экономики сельскохозяйственных предприятий".

К этому времени на основных факультетах и отделениях журналистики сложилась такая номенклатура кафедр: кафедры теории и практики журналистики, журналистского мастерства, истории журналистики, стилистики и литературного редактирования, телевидения и радиовещания, производства и оформления газеты, редактирования и книгоиздательского дела. Практически на всех факультетах стали издаваться учебные газеты.

В 90-е годы изменилась система государственного устройства. Трансформировалась система средств массовой информации. Отменена цензура. Пресса стала более свободной, хотя определенные формы зависимости остались и появились новые. Многократно увеличилось число изданий и программ. Расширилась тематику и специализация изданий. Оживилась репортерская и расследовательская журналистика. Пресса встала на коммерческие рельсы. Появились многочисленные специализированные рекламные издания, соответствующие службы в редакциях. Газеты и журналы перешли на компьютерный набор и цвет. Резко увеличилась потребность в журналистских кадрах. Стали востребованы новые профессии — рекламиста и газетного менеджера, продюсера, компьютерного дизайнера, а также журналисты разных специализаций.

Все эти процессы в журналистике существенно изменили ситуацию в журналистском образовании. Быстро стали возникать новые отделения и факультеты журналистики в университетах, пединститутах и других вузах страны. Появились факультеты журналистики и рекламы в коммерческих учебных заведениях. Только в Москве началась подготовка журналистов в Московском гуманитарном институте им. Дашковой, Эколого-политологическом институте, Экстерном гуманитарном университете, Институте международного права и экономики, Институте телевидения и радиовещания и др. Аналогичные учебные заведения созданы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и других городах.

Кроме того, возродилась и форма среднего специального образования в рамках журналистских колледжей и лицеев. Открылись коммерческие формы подготовки и в государственных вузах.

Естественно, новая информационная ситуация заставила и традиционные государственные базы подготовки кардинально пересмотреть свои учебные планы, в которых появились курсы по рекламе и паблик рилейшнз, менеджменту, экономике СМИ, по правовым основам журналистики, социологии журналистики и рекламы, психологии и этике журналистики и рекламы. Усилился блок дисциплин по зарубежным средствам массовой информации, появились курсы "Введение в мировую журналистику", "Зарубежные СМИ", "Международное гуманитарное право".

Во многих университетах началось обучение новостной, аналитической, расследовательской журналистике, введены соответствующие специализации/Открылись кафедры зарубежной журналистики, где их прежде не было, появились кафедры рекламы и паблик рилейшнз, обеспечивающие подготовку специалистов этого профиля.

Запросы редакционной практики потребовали особого внимания к подготовке на факультетах журналистов-политологов, эко-

логов, специалистов, способных работать в деловой прессе, женской, детской, церковной, обучению будущих ведущих теле-, радиопередач.

Еще большее внимание стало уделяться технологии журналистской работы, в том числе по разным специализациям. Кардинально улучшилась подготовка студентов в области владения компьютерными технологиями, практически во всех университетах оборудованы компьютерные классы, во многих имеется электронная почта. Вузы получают доступ к системе "Интернет".

Новым явлением современного образования журналистов явилась ранняя профессионализация студентов, когда в связи с нехваткой кадров в редакция* они начинают работать штатно в процессе учебы. Таким образом, производственные практики меняют свое направление и формы организации, становятся, по сути, непрерывными. Конечно, этот процесс имеет свои плюсы и минусы.

Государственное распределение заменилось свободным устройством, поиском своего места на рынке труда в зависимости от квалификации.

Принципиальное изменение университетской системы образования связано с появлением возможностей трехуровневой системы подготовки: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (еще 1—2 года). Разработаны государственные стандарты по всем трем ступеням журналистов, расширилась возможность для приема в магистратуру специалистов с другим типом высшего образования. Некоторые вузы уже перешли на новую систему подготовки журналистов, хотя большая часть их сохраняет традиционную пятилетнюю форму обучения, поскольку она себя в целом хорошо зарекомендовала и оправдывает. Короче говоря, университетская система развивается и дополняется новыми формами подготовки.

Особую сложность составляет осмысление новых процессов и методов работы журналистов и перевод их в практику обучения студентов. Эта работа ведется всеми университетами и обобщается на заседаниях Учебно-методического объединения (УМО) по журналистике, которому более 25 лет.

Далее факультетское УМО стало называться Учебно-методическим советом по журналистскому образованию. Роль этого объединения в становлении и развитии журналистского образования весьма велика. Члены УМО участвовали в подготовке и проведении практически всех его заседаний, в разработке рекомендаций, в сборе статистической и иной информации по факультетам и отделениям журналистики, ее обобщении и анализе. Создано оно в 1973 г. как учебно-методический совет по журналистике под председательством проф. Я.Н. Засурского, который с тех пор является его бессменным руководителем.

В состав Совета вошли деканы факультетов и отделений журналистики, ведущие профессора и исследователи. Назовем тех, кто стоял у истоков Совета и очень много сделал для его продуктивной работы, для развития журналистского образования. Это прежде всего профессора В.И. Здоровега (Львовский университет), И.В. Кузнецов (Московский университет), Г.В. Колосов (Воронежский университет), Б.М. Морозов (Академия общественных наук) — заместители председателя Совета, члены его президиума. Учеными секретарями были A.A. Ширяева и В.В. Мастикова. Активное участие в работе Совета принимали члены президиума — деканы факультетов и профессора Г.В. Бу-лацкий (Белорусский университет), Д.М. Прилюк (Киевский университет), Ю.М. Пээгёль (Тартуский университет), М.Х. Лейте (Латвийский университет).

В конце 70-х годов в Совете были созданы четыре секции. Секцию по организации учебно-воспитательного процесса возглавлял проф. И.В. Кузнецов, ученым секретарем была A.A. Ширяева (МГУ), вели деятельную работу М.И. Алексеева, В.Д. Пельт, М.В. Шкондин (МГУ), В. Жеймантас (Вильнюсский университет), В.Н. Козлов (ЛГУ), Е.А. Корнилов (Ростовский университет), А.З. Окороков (Киевский университет), В.Н. Фоминых (УрГУ), Т.Э. Эрназаров (Ташкентский университет). В секциях по организации научной работы и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава (председатель В.И. Здоровега, ученый секретарь Л.Г. Свитич) принимали участие С.И. Беглов (политический обозреватель Агентства печати "Новости"), В.М. Горохов, О.Г. Панкина, Е.П. Прохоров, И.В. Трубицына (МГУ), Я,Р. Симкин (Ростовский университет), Б.В. Стрельцов (Белорусский университет), М. Урнов (Московский полиграфический институт), В.А. Шандра (УрГУ).

Большую работу проводила секция по учебникам и учебным пособиям, возглавляемая проф. Б.И. Есиным. Членами секции были профессора А.Ф. Бережной (ЛГУ), В.П. Вомперский и Э.А. Лазаревич (МГУ), М.Е. Тикоцкий (БГУ), Б.Н. Кривенко (Воронежский университет). И наконец, секция по техническим средствам обучения, учебно-лабораторному оборудованию, учебно-производственной практике под председательством Г.В. Колосова (Воронежский университет) привлекала к своей работе Ф.И. Агзамова (Казанский университет), Э.Г. Багирова и Л.Н. Кудрявцеву (МГУ), И.К. Барманкулова (КазГУ), Ш.М. Гусейнова (Азербайджанский университет), Е.П. Олейника (Киевский университет).

Позднее в работу УМО включилось более молодое поколение руководителей факультетов журналистики: В.Г. Сесюнин и Б.Н. Теплюк (Дальневосточный университет), А.З. Москаленко,

В.Я. Миронченко (Киевский университет), О.Г. Слука (Белорусский университет), Л.Е. Кройчик и В.В. Тулупов (Воронежский университет).

В последние годы также активно работают в УМО М.А. Шишкина и Л.П. Громова (Санкт-Петербургский университет), И.В. Киреева (Нижегородский университет), В.А. Мансурова (Алтайский университет), Э.В. Блинова (Томский университет), В.Е. Соколова (Мордовский университет), А.Г. Шкляев (Удмуртский университет), О.Д. Якимов (Якутский университет), В.Н, Симатова (Самарский университет), Н.И. Прозорова (Калужский пединститут). Последнее десятилетие большую работу в УМО проводит заместитель председателя М.И. Алексеева.

С созданием такого головного Совета по журналистике учебные заведения перестали быть изолированными друг от друга, встречи их представителей стали регулярными. Президиум Совета работал на базе факультета журналистики МГУ. Работа Совета началась со сбора по единой схеме необходимых сведений о структуре учебных центров по журналистике, контингенте обучающихся, приеме и выпуске, преподавательских кадрах, исследовательской работе, учебниках и учебных пособиях, диссертациях, материально-технической базе.

Одним из главных направлений Учебно-методического объединения и его предшественника Научно-методического совета было обсуждение и совершенствование типового учебного плана по данной специальности. Разумеется, сегодня степень свободы каждого факультета и отделения в организации учебного процесса неизмеримо выше, чем несколько десятилетий назад. Однако общая основа сохраняется, так как вузы работают на основе единого Образовательного стандарта по журналистике. В его концепции аккумулированы предложения практически всех факультетов и отделений журналистики. За последние годы коллективными усилиями были подготовлены стандарты бакалавров, дипломированных специалистов и магистров журналистики.

Трудно пересчитать все вопросы, обсуждению которых посвящались регулярные заседания УМО (Учебно-методического совета по журналистике). Однако можно попытаться выделить наиболее значимые из них. Это обсуждение потребности в журналистских кадрах в различных регионах страны, подготовка национальных кадров, принципы и критерии отбора и приема студентов, содержание и формы преподавания циклов и отдельных учебных дисциплин, обсуждение учебных программ, укрепление связей обучения с практикой, формы организации учебной практики, укрепление материально-технической базы, создание учебных технических комплексов (лабораторий, теле-, радиостудий, компьютерных классов), состояние преподавательских кадров, их

подготовки и переподготовки, обеспеченность учебниками и учебными пособиями, научные исследования и координация работы в этой области, обсуждение итогов социологических исследований по журналистскому образованию.

В последнее время в повестке дня часто появлялись вопросы, связанные с перспективными специализациями. Если на начальном этапе работы Совета в большей части вузов существовала всего одна специализация — периодическая печать — и только в отдельных вузах велась подготовка журналистов для телевидения и радиовещания, то последний перечень специализаций содержит более 20 позиций. В этот перечень входят информационные агентства, реклама, паблик рилейшнз, информационный маркетинг, редакционный менеджмент, социология журналистики, производство и оформление газеты, фотожурналистика, книгоиздательское дело, редактирование, литературно-художественная критика, новые компьютерные технологии в СМИ, специализации по типам СМИ, проблемно-тематическая специализация, международная журналистика, перевод (с русского языка на иностранный и с иностранного языка на русский, с национального языка на русский и с русского языка на национальный), преподавание русского языка и литературы, национального языка и литературы. Специализация в магистратуре предполагает исследовательскую деятельность в области средств массовой информации, исследова-тельско-журналистскую деятельность в конкретной проблемно-тематической сфере, журналистскую деятельность, связанную с выполнением задач повышенной сложности и с исследованиями в данной области, научно-педагогическую деятельность в учебных заведениях данного профиля.

В последние годы активно обсуждались вопросы, связанные с условиями экономической и политической независимости СМИ, правовыми проблемами журналистики, опытом обучения журналистов в других странах, дистанционным обучением и овладением новыми электронными технологиями. Сегодня особую значимость для коллективного обсуждения приобрели проблемы работы факультетов и отделений журналистики в ситуации дефицита государственного финансирования в условиях рыночной экономики.

Совещания Совета, как правило, были выездными. И тогда в повестке дня предусматривался наиболее актуальный местный вопрос, который готовили заранее откомандированные в данный университет члены Совета (объединения). Они изучали процесс подготовки журналистов в данном вузе и вникали в его проблемы. Рекомендации были направлены на реальную помощь конкретному учебному заведению. Одновременно это была хорошая

возможность для студентов прослушать лекции ведущих преподавателей из разных университетов страны.

Прерогативой Совета всегда было обсуждение вопросов и принятие решений об открытии в вузах специализации "Журналистика". За последние годы эта специальность открыта в Башкирском, Мордовском, Красноярском, Кемеровском, Читинском, Владимирском государственных университетах. Учебно-методическое объединение стремится оказать максимальную помощь именно молодым базам подготовки журналистов.

Сегодня УМО как головной координационный орган по отрасли занимается экспертизой учебных планов, программ новых коммерческих вузов, где открываются журналистские факультеты. Анализирует соответствие кадрового, материально-технического и учебно-методического обеспечения требованиям подготовки квалифицированных кадров, выносит решения о возможности открытия данной специальности.

Все факультеты и отделения журналистики по линии Совета регулярно обеспечиваются необходимой учебно-методической литературой.

Активно развивают международные связи факультеты журналистики особенно в последнее время.

Факультет журналистики МГУ имеет более 20 действующих договоров о научном и учебном сотрудничестве. В рамках этих договоров российские студенты выезжают на учебу, практику и стажировку, преподаватели факультета читают лекции в иностранных вузах, выступают на международных конференциях, принимают участие в совместных научных и творческих проектах.

Среди наиболее активно действующих — договоры с Университетами Хельсинки и Тампере, Университетом Стокгольма, Институтом журналистики Дортмундского университета, Французским институтом прессы в Университете Париж-2, французским Центром по подготовке журналистов, Варшавским университетом, Школой журналистики Университета Колумбия (штат Миссури, США). В обмене студентами участвуют факультет журналистики Университета Уинхейм (Нидерланды), Университет г. Барии и факультет журналистики г. Перуджа (Италия), Датская школа журналистики г. Орхуса, Университет Вашингтон (Такома, США).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факультет активно действует в мировом научном сообществе, являясь членом многих международных организаций — Международной ассоциации по исследованию в области информации и массовой коммуникации (1АМСК), Европейского консорциума коммуникационных исследований (ЕСС11), международной сети кафедр ЮНЕСКО по журналистике и массовым коммуникациям (ОЯВТСОМ) и многих других. Сотрудники факультета участвуют

также в деятельности Европейской ассоциации преподавателей журналистики (ЕГГА).

Франко-российский центр журналистики был основан в 1994 г. Преподавание ведется на французском языке известными французскими журналистами и учеными. Совместный франко-российский диплом выдается учредителями Центра: факультетом журналистики МГУ, Центром подготовки журналистов в Париже и Французским институтом прессы.

Франко-российский центр организует регулярные практические конференции с участием российских и французских журналистов, а также встречи студентов с ведущими французскими журналистами и писателями. Большое значение придается подготовке публикаций преподавателей и студентов. Центр имеет свой сайт www.mfij.ru, на котором представлены работы студентов Центра. От факультета журналистики Центром руководит научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы, канд. филол. наук Илья Владимирович Кирия. Координатор Центра с французской стороны — Анабель Араки.

Центр российско-финских исследований создан в 1996 г. В его попечительском Совете — проф. Университета Хельсинки А. Мустайоки, проф. Университета Тампере К. Норденстренг, иностранный член-корреспондент РАН — проф. Э. Пеуранен, проф. Стокгольмского университета Я. Экекранц. Центр призван способствовать развитию знаний о России и Финляндии. Он издает серию научных публикаций "Россия и Финляндия". В 2000 г. в рамках Центра открыта программа "Нордика", направленная на изучение истории, культуры и средств массовой информации Швеции и Норвегии. Проходят языковые курсы, семинары по изучению медиасистем и журналистики Финляндии, Швеции, Норвегии. Центр активно сотрудничает с университетами Финляндии и Скандинавии, разрабатывает учебные программы и исследовательские проекты для студентов, аспирантов и стажеров России и Финляндии, осуществляет обмен студентами. Ежегодно проводятся научные Северные чтения. В 2003 г. их тема — «Русские, финны и скандинавы как "другие". Образы России, Скандинавии и Финляндии в СМИ».

Свободный российско-германский институт публицистики (СвРГИП) был открыт в 1994 г. Наряду с факультетом журналистики МГУ его учредителями являются институты публицистики Мюнстерского и Майнцского университетов, Институт журналистики Дортмундского университета, а также Институт развития СМИ и коммуникаций концерна "Франкфуртер альгемайне цай-тунг". Во главе института стоит Совет, включающий директорат, научный и попечительский советы.

Осуществление проекта началось с пятью студентами, на сегодняшний день в СвРГИП прошли обучение более 300 человек. Программа основывается на учебном плане институтов публицистики и журналистики немецких университетов. Занятия проводятся в основном на немецком языке. Система экзаменов равноценна системе, принятой в ФРГ. За десять лет практику в СМИ Германии прошли более 200 студентов факультета журналистики МГУ, а также студенты-журналисты из российских регионов. Директором-основателем с немецкой стороны является проф. Д. Ратцке. Руководят институтом с российской стороны — докт. филол. наук Г.Ф. Вороненкова, с немецкой стороны — проф. Берлинского университета искусств Й. Вендланд.

Факультет журналистики МГУ начал сотрудничество со Школой журналистики Университета Колумбия (штат Миссури, США) в январе 2003 г. В рамках сотрудничества преподаватели факультета журналистики МГУ проходят четырехмесячную стажировку в Школе журналистики Университета Колумбия, а их американские коллеги читают лекции российским студентам. Весной 2004 г. состоялась совместная российско-американская конференция "Журналистика на перепутье: опыт России и США", на которой выступили деканы двух школ — проф. Д. Милз и проф. Я.Н. Засурский, а также основные участники проекта с российской и американской сторон. В перспективе сотрудничества — создание и внедрение в учебный процесс совместной программы "Конвергенция СМИ и универсальная журналистика".

Директор программы с российской стороны — заместитель декана по научной работе проф. Е.Л. Вартанова, координатор — научный сотрудник, канд. филол. наук М.В. Сеферова, Со стороны Школы журналистики Университета Колумбия программу возглавил доцент Фриц Кропп. Проект финансируется государственным департаментом США.

Работа в Российско-японском центре по изучению СМИ и культуры ведется с 1999 г., когда первая группа студентов из 8 человек стала слушать курс по страноведению и изучать японский язык. Сегодня Российско-японский центр при участии посольства Японии в Москве организует курсы лекций по японистике для всех интересующихся японской культурой, литературой, историей, средствами массовой информации. В них принимают участие ведущие российские японоведы, преподаватели факультета журналистики.

Российско-индийский центр средств массовой информации был создан в 2000 г. В нем проходят занятия по языку, страноведению и журналистике. Центр тесно сотрудничает с посольством Индии; студенты Центра регулярно приглашаются

информационным отделом индийского посольства на беседы и лекции, посвященные российско-индийским отношениям и различным событиям в жизни страны. В ноябре 2003 г. в центре начал работу Клуб любителей Индии, созданный по инициативе студентов. На еженедельных заседаниях клуба делаются небольшие доклады о религиях и культуре Индии, устраиваются просмотры индийских познавательных художественных и документальных фильмов. Руководитель Центра — канд. ист. наук Е.В. Круглов.

Итало-российский центр изучения СМИ, культуры и коммуникации создан на факультете журналистики МГУ в конце 2001 г. и открыт для всех студентов, кто интересуется Италией, кто хочет связать свой профессиональный путь с итальянскими СМИ. Среди задач Центра — всестороннее исследование политической жизни и медиасистемы Италии, российско-итальянских отношений, учебные и научные обмены с итальянскими университетами. Занятия со студентами проводят российские и итальянские специалисты в области средств массовой коммуникации, политики, представители бизнеса и культуры. Канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Н.В. Урина ведет страноведческий семинар, который посвящен культуре Италии, ее традициям и современному состоянию. Российские студенты приобретают и профессиональный журналистский опыт, сотрудничая с печатными и онлайновыми изданиями профильных итальянских вузов. Многие стажируются в университетах Рима, Перуджи, Барии, а также в итальянских СМИ.

На базе этого центра студенты изучают журналистику Испании и стран Латинской Америки, испанский язык и культуру. Руководит Центром канд. филол. наук Максим Анатольевич Сильва-Вега. Корреспондент испанской газеты "El Periodico", выпускник факультета журналистики Дмитрий Поликарпов ведет спецкурс "Как писать для испанской прессы". В Центре выполняется исследование "Образ Испании на страницах российской прессы" для факультета журналистики Университета г. Севильи.

Региональная общественная организация "Общество выпускников факультета журналистики МГУ" создана по. инициативе выпускников при поддержке администрации факультета. Учредительное собрание состоялось в феврале 1999 г. Президентом Общества избран декан факультета проф. Я.Н. Засурский. В состав правления входят профессора Э.А. Лазаревич, Е.Л. Вартанова, Л.Г. Свитич, доценты Л.В. Кашинская, М.М. Лукина и другие сотрудники факультета. Секретарь Общества — ст. преподаватель O.A. Воронова.

Основными целями Общества являются поддержание связей с выпускниками факультета журналистики, содействие факультету в

совершенствовании и развитии профессионального образования, реализация совместных проектов и программ Общества и факультета. ■ ■ ■ ■ ■

Действуют у нас и курсы переквалификации.

В 2003 г. Россия вошла в Болонский процесс. Высшая школа в рамках действующего законодательства начинает активно интегрироваться в европейское образовательное пространство. Мы начинаем разрабатывать стандарты третьего поколения. В Европе приоритетными направлениями по формированию единого образовательного пространства являются определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго циклов обучения, разработка методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки. При этом программы высшего образования планируется формировать в модулях, описанных в компетенциях и выраженных в ЕСТБ (зачетных единицах).

Очевидна схожесть проблем формирования содержания высшего образования в России и Европе.

Итак, ГОСы высшего профессионального образования третьего поколения с учетом интеграции России в европейское образовательное пространство должны формироваться по оптимизированному перечню направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (в настоящее время перечень насчитывает более 500 специальностей и более 110 направлений подготовки).

В основу стандартизации, как правило, должна быть положена двухуровневая подготовка как наиболее экономичная и эффективная в условиях быстро меняющихся социально-экономических условий, инновационного развития техники и технологий (законопроект о ее введении подготовлен министерством). Новые государственные образовательные стандарты должны обеспечить как получение фундаментальных знаний, так и овладение профессиональными компетенциями.

Недавно на факультете журналистики МГУ создана лаборатория конвергенции. Там используется цифровая печать, цифровая запись для радио, цифровое телевидение. В лаборатории установлены веб-камеры, и теперь можно организовывать пресс-конференции по Интернету. У нас уже была одна такая конференция с Университетом Колумбии штата Миссури. Посредством Интернета мы производим обмен лекциями. И даже заочникам лекции в скором времени будем читать по Интернету, что удобно для иногородних студентов. Более того, мы сделаем так, что заочники смогут заказывать лекции. Будем заниматься дистанционным обучением. Этим опытом мы делимся с другими факультетами и отделениями журналистики.

Изменилась сущность журналистского образования. Вместо формирования заданного мировоззрения, мироощущения будуще-

го журналиста возникла новая концепция — предоставление начинающему журналисту возможности самостоятельно сформировать свои взгляды, свое мировоззрение, свою точку зрения на различные общественные процессы. Последние десять лет в этом отношении были очень важным, кардинально новым этапом в развитии факультетов журналистики.

Когда-то на факультете журналистики было всего три кафедры. На сегодня в составе факультета 13 кафедр, на которых трудятся 30 профессоров и докторов наук, 81 доцент, 35 старших преподавателей, 21 преподаватель и ассистент, 28 старших научных сотрудников, 21 научный сотрудник, 7 младших научных сотрудников.

Теперь студент имеет возможность, не выходя из аудитории, получить любую информацию, выйти на любую личность, подготовить материал.

На факультете работает "Учебный радиотелецентр". О том, насколько интенсивно используется съемочная, записывающая, монтажная и воспроизводящая аппаратура, можно судить прежде всего по следующим показателям: практические занятия 20 учебных групп студентов I курса дневного отделения по подготовке новостных телесюжетов (включая организацию видеосъемок, запись закадрового текста, видеомонтаж, видеозаписи с вещающих отечественных и зарубежных телеканалов для последующего монтажа, предэфирные тракты и внутрифакультетские "эфиры") проведены в объеме более 800 ч. Учебный процесс студентов всех курсов телевизионного отделения (20 групп дневного и вечернего отделений), а также студентов-иностранцев и слушателей спецотделения в общей сложности обеспечен в объеме около 5 тыс. ч, в том числе около 2 тыс. ч видеосъемок, включая тракты и учебные занятия, более 1 тыс. ч видеомонтажа и звукозаписи, около 1300 ч видеопросмотров.

В студийном режиме работает студенческая телекомпания "Манеж". Продолжаются систематические видео- и аудиозаписи полного цикла лекций ведущих преподавателей нашего факультета, которые осуществляются в рамках проекта лаборатории медиа-культуры и коммуникации. На этой нашей телевизионной базе проходили занятия Высшей школы телевидения.

Конвергенция не отменяет различий в средствах массовой коммуникации, но заставляет по-новому учить студентов работать с аудиторией, которая становится все менее пассивной. Необходимо быстрое внедрение современных технологий в коммуникационный процесс в журналистике.

Если говорить о приеме, то пока он остается прежним в Московском университете и на многих факультетах и отделениях журналистики. Это творческий конкурс и соответствующие экзамены.

Особое внимание уделяется олимпиадам школьников. В прошлом году мы проводили олимпиады по литературе. Но все участники прошли творческий конкурс. Факультет журналистики проводил олимпиаду вместе с радио "Россия" и с "Российской газетой". Эти абитуриенты поступили без творческого конкурса.

Важна система перестройки образования — двухступенчатая система, когда вначале проходят четыре года обучения и студенты получают степень бакалавра, а затем поступают в магистратуру. Мы продолжаем выпускать "специалистов" по тем планам, которые закреплены государственными стандартами. Рассматриваются и другие пути: после окончания курса "специалиста" включить в магистратуру выпускника этой специальности. Рассматривается и третий путь — три или четыре года бакалавра плюс два или один год магистратуры. Это приемлемый вариант с точки зрения европейских стандартов, где требуется пять лет общего образования, но мало пригоден для Московского университета. Мы бы хотели сохранить для журналистских вузов наряду с двухуровневой подготовкой (для иностранных учащихся и для специального отделения "Второе высшее образование") одноуровневую пятилетнюю подготовку специалиста/ Репортер — это монопрофессия высокой социальной ответственности, требующая широкого фундаментального и профессионального образования. Диплом бакалавра не вызывает доверия работодателя, потому что бакалавр не может в полном объеме получить глубокую гуманитарную подготовку в сочетании с практической профессиональной, за что (по данным социологических исследований) прежде всего ценят руководители СМИ выпускников журналистских вузов. В рамках четырехлетнего обучения выполнить эту задачу в полном объеме не представляется возможным.

Поскольку университет не переходит на двухступенчатую систему, у нас остается прежняя система в отношении обучения "специалистов". Но для иностранцев у нас существует двухступенчатая система, и сегодня мы можем принимать в магистратуру людей, окончивших другие специальности, с тем чтобы они получали степень магистра за два года обучения в магистратуре. В Америке система зависит от получения определенного количества кредитов, и этим определяется выпуск магистров. У нас этой системы нет, так же как нет аналогичной системы обучения кандидатов наук и докторов в условиях американских. Чтобы защитить диссертацию, надо сдать несколько экзаменов для получения степени доктора. Обычно для сдачи этих экзаменов поступают на работу в качестве ассистентов преподавателя, в ходе этого преподавания сдают экзамены и потом пишут диссертацию. Эта система представляется удобной, но у нас существует традиционная аспирантура.

У нас достаточно сбалансированная программа по нежурналистским дисциплинам: филологическим, социально-экономическим, технологическим. Одной из проблем, которая существует в России, остается совершенствование того, что называется методикой преподавания современной журналистики. Конечно, это связанно прежде всего и с тем, что современная журналистика использует новые информационные технологии. Речь идет и об Интернете, и о различных формах компьютеров. У нас появились и другие возможности — в виде мобильной телефонии. В этих условиях появляются новые типы изданий. И сама структура журналистики как средства общения, средства коммуникаций меняется. В ней появляются некоторые такие элементы, которые мы должны или можем четче обозначить в наших учебных планах. С одной стороны, выявляется особая роль технологий и в связи с этим развитие различных медиа. У нас есть радио, телевидение, печать, мобильная телефония, есть и другие направления с точки зрения медийной. Изучение медийного рынка и медийной структуры приобретает чрезвычайно важное значение. Однако в данном случае речь идет прежде всего о технологиях и об отношении этих технологий к рынку, который существует в сфере кадрово-журналистской. Важно развитие потребностей в информации для аудитории. Изучение этой медийной стороны является особым моментом. В МГУ создана специальная кафедра теории и экономики СМИ. Имеется в виду сосредоточить ее усилия прежде всего на изучении медиа. Речь идет о каналах доставки журналистского продукта. Очевидным становится собственно журналистский продукт. Это текст, который может быть передан по разным каналам разными медийными институтами. Проблемы текста приобретают новое звучание. Текст является собственно тем, что мы называем журналистикой. Подход к тексту становится все более универсальным. Он, конечно, связан с медийной стороной, с радио- , телевизионной или мобильной связью. Этот текст может быть передан по мобильному телефону, по радио или телевидению. Эти же тексты могут быть опубликованы и в печатно-медийной сфере. Возникает потребность в некотором усовершенствовании преподавания собственно коммуникаций и теории и практики коммуникаций.

Это заставляет нас думать над тем, как усовершенствовать преподавание русского языка на разных факультетах. Особенности коммуникации в разных сферах коммуникаций очень важны; Телефон сотовый — это и массовые и индивидуальные коммуникации, что меняет характер коммуникативный и текстовой. Возможна другая индивидуализация и адресность в доставке этой информации. Интернет — это интерактивные коммуникации, в которые вступает все больше СМИ. Вместо традиционных писем

в редакцию нам посылают электронную почту, телефон, SMS. Кажется, что связи с аудиторией уменьшились. На самом деле их больше, и опыт того же радио показывает, что они реально влияют на журналистскую ситуацию. Возникают новые условия для общения между аудиторией и средствами массовой информации. Мы должны это учитывать в учебном процессе, в обучении журналистике как средству коммуникации в коммуникационном контексте. Видимо, может быть, нам придется делать какие-то уточнения в целом плане, но в любом случае здесь имеет место концепция универсального журналистского текста, если не универсального журналиста. И в этом смысле если раньше мы говорили о координации средств массовой информации, как у нас координируются печать, радио, телевидение, то сегодня, в условиях развития Интернета, все это производится автоматически, с помощью Интернета, той онлайновой коммуникации, которая заменяет письма рабкоров, селькоров, юнкоров и т.д. Мы должны учить наших выпускников интерактивности. Аудитория стала уже не такой пассивной, как она была. И журналистика становится иной. И если мы не можем выпускать полностью универсального журналиста, то надо стремиться к тому, чтобы наша журналистика была интерактивна. Нам нужно искать пути приобретения более дешевых ноутбуков или использования SMS и сотовых телефонов.

Пока имеет смысл начать с преподавателей, с тем чтобы учились современной коммуникационной практике люди, владеющие этими современными технологиями. Сейчас у нас в двух аудиториях имеется технология "Waite Five". Если вы придете с ноутбуком, можно слушать лекцию, записывать ее и смотреть Интернет. В рамках нашего сообщества преподаватели журналистики создали партнерство факультетов журналистики. Это некоммерческое партнерство. Оно создано по инициативе частных лиц, преподавателей, профессоров нашего факультета, но как организация это партнерство рассчитано на участие всех преподавателей журналистики. Это партнерство будет организовывать тренинги и развивать методику журналистики. И в журналистике телевизионной, и в журналистике печатной, радиожурналистике есть общие направления — новостная журналистика. На факультете выделена новостная журналистика как особая часть учебного процесса, для обучения которой мы заканчиваем оборудование в здании нашей бывшей типографии, класс конвергенционной журналистики, мультимедийной журналистики "News room", в которой журналисты-газетчики будут обучаться новостной журналистике, современной технологии.

Пресса наша излишне политизирована, может быть, это относится и к образованию, и мы в большей степени должны

обратить внимание на те реальные проблемы, с которыми сталкиваются читатели наших как местных газет, так и районных, региональных. Интерес к таким проблемам, как экология, здоровье, различные формы экономической деятельности, отдыха, туризма, достаточно велик. Специализации наши должны развиваться более интенсивно, наиболее важны сегодня направления медицинской помощи и здоровья. Нам нужно обдумать, какие существуют оптимальные возможности для развития сети журналистского образования. По некоторым специальностям, особенно дефицитным, в настоящее время существует перепроизводство: это касается права, экономики, юриспруденции. Открывая новые учебные заведения, мы должны ориентироваться на определенный рынок, чтобы не было перепроизводства специалистов (особенно внимательно надо относиться к специализации тех или иных вузов).

Сейчас в Учебно-методическом отделении журналистики работают 152 вуза (включая филиалы и вузы бывших республик СССР). Негосударственных в России насчитывается 27 факультетов и отделений журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.