Научная статья на тему 'История становления и развития журналистского образования в Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова'

История становления и развития журналистского образования в Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
439
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА / ТЕХНИКА / КАДРЫ / HISTORY / JOURNALISTIC EDUCATION / SCIENCE / I. N. ULIANOV CHUVASH STATE UNIVERSITY / EQUIPMENT / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилов Анатолий Порфирьевич, Данилов Андрей Анатольевич

В статье анализируется история становления и развития подготовки журналистских кадров в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова. Отмечается деятельность филиала кафедры журналистики при Союзе журналистов Чувашии, работа студентов в творческих студиях под руководством ведущих сотрудников радиоканалов и телестудий, главных редакторов республиканских печатных изданий. Исследуется работа «малого факультета журналистики», созданного с целью организации профориентационной работы, органов управления факультета журналистики, студенческого научного общества, редакционно-издательского центра, оценивается уровень материально-технической базы факультета. Рассматривается структура учебного плана на различных исторических этапах, обеспеченность учебной литературой, доступом к информационным базам данных. Делаются выводы о том, что подготовка журналистских кадров в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова прошла три этапа: подготовка журналистов путем специализации (1967-1993 гг.); пятилетняя подготовка кадров в рамках специалитета (1994-2013 гг.); этап многоуровневой подготовки журналистов (начиная с 2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Данилов Анатолий Порфирьевич, Данилов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF JOURNALISTIC EDUCATION AT I.N. ULIANOV CHUVASH STATE UNIVERSITY

The article analyzes the history of formation and development of journalists’ training at I. N. Ulianov Chuvash State University. It notes the activity of journalism department branch at Journalists union of the Chuvash Republic, the work of students in creative studios under the guidance of leading employees of radio and TV stations, editors-in-chief of Republican printing editions. It examines the work of the small journalism faculty created with the purpose to organize vocational guidance work, that of management bodies of the journalism faculty, of student scientific society, editorial Board, it assesses the level of material-technical base of the faculty. The curriculum structure at different stages of history, provision with educational literature, access to information databases is examined. The article makes conclusions that journalists training at I. N. Ulianov Chuvash state University passed three stages: training of journalists by specialization (1967-1993.); five-years training under specialist programme (1994-2013); stage of multilevel training of journalists (since 2014).

Текст научной работы на тему «История становления и развития журналистского образования в Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова»

УДК 378.4(470.344)096:070 ББК Ч60р30(2Рос.Чув)

А.П. ДАНИЛОВ, А.А. ДАНИЛОВ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА

Ключевые слова: история, журналистское образование, наука, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, техника, кадры.

В статье анализируется история становления и развития подготовки журналистских кадров в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова. Отмечается деятельность филиала кафедры журналистики при Союзе журналистов Чувашии, работа студентов в творческих студиях под руководством ведущих сотрудников радиоканалов и телестудий, главных редакторов республиканских печатных изданий. Исследуется работа «малого факультета журналистики», созданного с целью организации профориентационной работы, органов управления факультета журналистики, студенческого научного общества, редакционно-издательского центра, оценивается уровень материально-технической базы факультета. Рассматривается структура учебного плана на различных исторических этапах, обеспеченность учебной литературой, доступом к информационным базам данных. Делаются выводы о том, что подготовка журналистских кадров в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова прошла три этапа: подготовка журналистов путем специализации (1967-1993 гг.); пятилетняя подготовка кадров в рамках специалитета (19942013 гг.); этап многоуровневой подготовки журналистов (начиная с 2014 г.).

Вопросы подготовки журналистских кадров в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова обсуждались почти с первых дней его открытия в сентябре 1967 г. В ноябре 1967 г. по рекомендации правления Союза журналистов Чувашской АССР журналиста-практика И.Я. Тенюшева пригласили на кафедру чувашского языка и литературы вести журналистские дисциплины. Так началась подготовка чувашскоязычных журналистских кадров в университете путем специализации. Начав работу почасовиком, впоследствии он прошел путь от ассистента и старшего преподавателя до доцента и профессора.

Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. И.Я. Тенюшев окончил отделение журналистики Высшей партийной школы при ЦК КПСС в 1964 г. Кандидатскую диссертацию «Литературно-публицистическая деятельность чувашского просветителя И.Я. Яковлева» защитил во Львовском государственном университете имени Ивана Франко. В дальнейшем работал в должностях ответственного секретаря редакции районной газеты, редактора районной газеты, комсомольско-молодежной газеты Чувашии, заведующего отделом редакции республиканской газеты «Коммунизм ялаве», заведующего сектором печати, телевидения и радиовещания Чувашского обкома КПСС. Нелегко давалась ему работа по подготовке специалистов нового профиля, так как ни программ, ни учебных пособий по дисциплинам национальной журналистики тогда не было. Приходилось работать над составлением конспектов лекций, циклов упражнений по дисциплинам специализации. Шаг за шагом им были разработаны курсы лекций по истории чувашской журналистики, основам журналистики, переводу газетных материалов с русского на чувашский язык, литературному редактированию и мастерству журналиста [14].

Был период, когда была сделана попытка свести на нет специализацию путем перевода на факультативные начала. Только вмешательство бюро об-

кома КПСС помогло сохранить специализацию журналистских кадров в университете в первоначальном статусе.

После выхода на пенсию в 1984 г. до возвращения в университет в 1998 г. И.Я. Тенюшев работал на должностях редактора и старшего редактора в Чувашском книжном издательстве. Одновременно перешел в бизнес -организовал производственно-издательское и торговое малое предприятие "Булгар", которым выпущены 21 книга, много другой печатной продукции.

Вместе со студентами подготовил книгу «Мечты и разочарования предпринимателей». Осуществлен выпуск книги об агрофирме имени В.И. Ленина Баты-ревского района. Свои основные научные труды в годы работы в университете И.Я. Тенюшев посвятил истории и теории чувашской журналистики: анализу публицистической деятельности деятелей чувашской культуры. К ним относятся: «Роль стенной печати в организации и воспитании детского коллектива» (1959 г.), «Радио - важная форма партийной пропаганды» (1960 г.), «Литературно-публицистическая деятельность чувашского просветителя И.Я. Яковлева» (1980 г.), «Массовые рейды рабочих и сельских корреспондентов в Чувашии» (1983 г.), «Оружие публициста» (о публицистической деятельности чувашского народного поэта Я.Г. Ухсая) (1984 г.), «Первые чувашские публицисты» (1987 г.), «И.Я. Яковлев-публицист» (1980 г.), «Становление и развитие чувашской публицистики и журналистики» (1999 г.). (в соавторстве с А.П. Даниловым), «Начальные этапы чувашской публицистики и журналистики» (2004 г.) (на чувашском языке, в соавторстве с А.П. Даниловым).

С расширением подготовки журналистских кадров на почасовых началах пригласили вести практические занятия тогдашнего редактора газеты «Пионер сасси» К.С. Сергеева, ответственного секретаря газеты «Коммунизм ялаве» В.П. Петрова. Через некоторое время из Казанского университета пригласили доцента К.К. Петрова. В течение первых 18 лет в университете путем специализации было подготовлено и направлено на работу по полученной профессии 150 специалистов, прошедших специализацию по журналистике [14].

В 1984 г. в связи с выходом доцента И.Я. Тенюшева на пенсию специализацию по журналистике начал вести доцент К.К. Петров, известный писатель, исследователь раннего этапа развития чувашской журналистики, до перевода работавший на факультете журналистики Казанского государственного университета.

В Чувашском государственном университете специальность 021400 -«Журналистика» была открыта в 1994 г. 15 мая 1995 г. открыта кафедра журналистики (заведующий - А.П. Данилов). На кафедре в разные годы успешно работали известные журналисты и исследователи Г.В. Краснов, К.К. Петров, Г.Н. Желтухин, Л.И. Ильин, В.Н. Николаев, И.И. Семенов, В.А. Жебит, В.П. Комиссаров, И.М. Григорьев, А.С. Абрамов, А.В. Тарасов, В.А. Иванова, М.И. Иванов, И.Я. Тенюшев, Н.И. Завгородняя, А.П. Леонтьев, Б.В. Чиндыков, В.М. Савельева, Е.А. Канюка, Э.В. Никитина, Л.И. Филиппова, С.Л. Павлов, С.А. Александров, Г.В. Вакку, А.А. Кириллова, Л.А. Будниченко и др.

Первый набор студентов на факультете журналистики (декан - А.П. Данилов) начал обучение с 1 сентября 1995 г. С этого времени появилась возможность готовить журналистские кадры как для чувашскоязычных (включая СМИ чувашской диаспоры), так и для русскоязычных периодических изданий.

В первые годы журналисты готовились на отделении чувашской журналистики и отделении русской журналистики (очная форма обучения). На факультете обучались студенты не только из Чувашии, но и из многих регионов России: из Республик Башкортостан, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Татарстан,

Чукотского АО, из Иркутской, Кировской, Пензенской, Самарской, Тюменской, Ульяновской областей, из городов Воркута, Воронеж, Сургут, Тольятти. Также обучались и студенты зарубежных стран (Кения, Сирия, Марокко, Турция).

В структуру факультета журналистики входили 3 кафедры:

1) кафедра журналистики;

2) кафедра электронных средств массовой информации и рекламы;

3) кафедра литературного редактирования и стилистики.

Совершенствованию практической работы студентов способствовало открытие в 1995 г. филиала кафедры журналистики при Союзе журналистов Чувашии. Работу студентов в творческих студиях курировали ведущие сотрудники радиоканалов и телестудий, главные редакторы республиканских печатных изданий.

С 1995 г. при факультете работал «малый факультет журналистики», созданный с целью организации профориентационной работы, подготовки абитуриентов к творческому конкурсу.

Органом управления являлся ученый совет факультета. В управлении факультета активное участие также принимал студенческий совет, члены которого участвовали в проведении воспитательных мероприятий, студенческом самоуправлении, выпуске студгазет и т. д.

На факультете также работало студенческое научное общество (СНО), созданное с целью организации научной деятельности студентов. В немалой степени этому способствовало проведение на факультете студенческой научно-практической конференции, где работали секции по истории, теории, практике журналистики.

На факультете журналистики был создан редакционно-издательский центр, в рамках которого преподаватели, сотрудники и студенты готовили студенческие газеты, журналы, учебно-методическую литературу.

В распоряжении факультета были:

1) компьютерный класс с современными персональными компьютерами, оснащенными доступом в сеть Интернет. В нем проводились занятия по дисциплинам, связанным с информатикой, современной компьютерной техникой, газетно-журнальным дизайном, современными техническими средствами журналистики;

2) фотолаборатория с полезной площадью 36 кв. м с различным фотооборудованием и фотоаппаратами, где каждый студент имел возможность работать в свободное время. Здесь проводились занятия фотокружка, в котором студенты учились азам фотодела, занятия по техническим средствам журналиста и фотожурналистике;

3) редакционно-издательский центр, где имелся ризограф, принтеры, компьютеры, сканеры и другая техника. Здесь студенты выпускали учебные студенческие газеты, готовили книги, журналы;

4) радиоузел ТУ-100;

5) учебное телевидение. Здесь проводились занятия по телевизионной журналистике, работа в творческих студиях.

Учебное телевидение было основано в 1977 г. В 1980-е гг. оно являлось мощной вузовской структурой: регулярным кабельным вещанием были охвачены все учебные корпуса, осуществлялась передача оригинальных новостных программ, велось обучение студентов с использованием специальных телевизионных курсов. С появлением широкого доступа к ЭВМ в 1990-е гг. произошел спад интереса университетской общественности к учебному телевидению.

Студенты факультета журналистики, обучавшиеся телевизионной журналистике, вместе с занятиями на учебном телевидении регулярно проходи-

ли практику в творческих студиях на телеканалах «Канал 5+», «МТВ», ГТРК «Чувашия», с 2011 г. - Национальной радиотелерадиокампании Чувашии. Широко использовалась материально-техническая база различных редакций радио- и телевидения, печатных изданий, филиала кафедры журналистики при Союзе журналистов Чувашии.

Структура учебного плана по специальности «Журналистика» предусматривала изучение следующих дисциплин:

1) общие гуманитарные и социально-экономические;

2) общие математические и естественнонаучные;

3) общепрофессиональные;

4) специальные.

Каждый из представленных циклов состоял из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента. Дисциплины регионального компонента («История чувашского народа», «Материальная и духовная культура Чувашии»), по выбору студента («Мировые религии», «Современные международные отношения», «Иностранные языки») содержательно дополняли дисциплины федерального цикла.

Блок специальных дисциплин включал все установленные государственным образовательным стандартом дисциплины и дисциплины по выбору -«Журналистское мастерство» (работа в творческих студиях по выбору: в редакции газеты, журнала, радио, телевидения, в книжном издательстве и т.д.). Существовали дополнительные виды подготовки - военная и медицинская (по выбору студента), факультативная дисциплина «Делопроизводство».

Обеспеченность учебниками и учебно-методическими пособиями по разным дисциплинам на факультете была различная. Каждый студент имел доступ к библиотечным фондам художественной, учебной и научной литературы, периодических изданий. Кроме того, студенты факультета журналистики могли пользоваться богатым фондом литературы Национальной библиотеки имени М. Горького, Книжной Палаты Чувашской Республики. Библиотека Чувашского госуниверситета ежегодно подписывала газеты и журналы, выходящие в Чувашской Республике, центральные издания, в том числе и профессиональные: «Вестник Московского университета. Сер. Журналистика», «Журналист», «Четвертая власть», «Читающая Россия», «Среда». В библиотеке также имелись периодические издания по разным специализациям: библиотечному делу, педагогике («Педагогика», «Воспитание школьников», «Народное образование» и др.), рекламному делу, фотожурналистике, литературно-художественной критике, книгоиздательскому делу.

Студенты имели доступ к различным информационным базам данных, сетевым источникам информации. Для этого в учебном корпусе имеется центр Интернет, где каждый студент мог работать в удобное для него время. В 2000 г. компьютерный класс факультета был подключен к сети Интернет.

Познавательную деятельность студентов активизировали встречи, круглые столы, пресс-конференции с артистами, политическими деятелями, видными журналистами, писателями и т.д. В сентябре 2002 г. на встрече со студентами факультета журналистики выступил один из авторов закона «О печати и других средствах массовой информации» доктор юридических наук, профессор, Герой России космонавт Ю.М. Батурин. В разные годы со студентами факультета журналистики мастер-классы проводили Л.А. Якубович, В.В. Познер, А.А. Архангельский, Л.А. Коханова и другие известные журналисты России.

В ходе учебы регулярно проводился контроль уровня практических умений и знаний студентов. При этом традиционно использовались формы зачета, экзамена, между сессиями проводились контрольные работы, аттестации. Преподаватели начали регулярно применять экспресс-опросы для проверки самостоятельной работы, систему тестового контроля.

Студенты факультета принимали активное участие в научно-исследовательской работе. Ежегодно проводились студенческие научные конференции, где работали следующие секции: «История журналистики», «Отечественная журналистика», «Журналистское мастерство», «Актуальные проблемы журналистики», «Система средств массовой информации Чувашской Республики», «Зарубежная журналистика», «Психолого-педагогические основы журналистики», «Теле- и радиожурналистика» и т.д. Студенты выступали с интересными содержательными тезисами и сообщениями, готовили плакаты, стендовые доклады, использовали технические средства, готовили фотовыставки и т.д. Материалы победителей на конференции публиковались в сборниках студенческих научных работ. Кроме того, будущие журналисты активно участвовали в ежегодных межрегиональных конференциях «Юность Большой Волги», «Человек. Гражданин. Ученый» [13. С. 6].

Гордостью факультета журналистики является студентка Янина Птак, которая в 2001 г. заняла 1-е место в конкурсе на лучшую студенческую научную работу, организованном Министерством образования Российской Федерации. В этом же году студентка была удостоена золотой медали Российской академии наук и премии за другую ее научную работу. С 15 по 22 апреля 2001 г. она участвовала в работе Международного научного конгресса.

Расширению профессионального диапазона студентов-журналистов, совершенствованию практических навыков и умений способствует учебно-производственная и непрерывная практика, которая проводится в редакциях районных и республиканских газет и журналов, радио и телевидения, рекламных агентствах. У факультета имелись договора с редакциями республиканских средств массовой информации о сотрудничестве. В соответствии с этими договорами были открыты творческие студии в редакциях газет «Хыпар», «Хрес-чен сасси», «Ульяновец», «Советская Чувашия», «Чебоксарские новости», «МК в Чебоксарах», в редакциях журналов «Таван Атал», «Самант», ГТРК «Чувашия», «Канал 5+», НТРК Чувашии, в редакционно-издательском центре, отделе пресс-службы и информации Чувашского госуниверситета. Факультетом активно использовалась материальная база данных редакций. Работа в творческих студиях по учебному плану была предусмотрена уже во II семестре. Для этой работы в расписании отводился один учебный день [13. С. 6].

Со дня открытия специальности на факультете выходили студенческие учебные газеты «Вести Альма-матер», «Нонпарель». Студенты активно участвовали в процессе подготовки материалов для газет и макетирования, редактирования и компьютерной верстки. В учебно-издательском центре кроме газет готовились и сборники научных трудов, учебные и методические пособия, журналы. В 1996-2001 гг. издавались газеты для договорных организаций и предприятий «Энергетик Чувашии», «Чаваш Сураме», «Паттар Ен», всероссийские журналы «Семья в России», «Интегральная педагогика», «Бюллетень Ассоциации российских вузов», «Школа духовности», «Известия РАО» и др. Студенты факультета под руководством опытных преподавателей активно участвовали в выпуске данных изданий, выполняли практические задания по основным газетным жанрам, публиковали свои материалы, набирали на компьютере, верстали, т.е. включались уже с первого курса в повседневную практическую деятельность.

Практика студентов подразделялась на учебную и производственную. За время практики теоретические знания и навыки проходили практическую проверку в редакциях, закреплялись и совершенствовались, уточнялись и развивались профессиональные ориентации.

Еще будучи студентами, многие подрабатывали в различных средствах массовой информации (в среднем 5-8 студентов в группе). Так, студентка V курса Оксана Возняк уже со второго курса работала в газете «МК в Чебоксарах», затем стала главным редактором этой газеты. Студентка IV курса Лина Макарова являлась главным редактором газеты «Ачапча», Дмитрий Моисеев -«£амрйксен хадачё». В эфир радио и телевидения ежедневно выходили выпускники и студенты факультета журналистики. На завершающем курсе большинство выпускников определялись в выборе места работы. Потребители специалистов по журналистике положительно отзывались о качестве подготовленности выпускников и рекомендовали больше готовить специалистов по пресс-службе, рекламному делу, связям с общественностью. Специалисты распределялись не только в Чувашской Республике, но и в других регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.

Научная работа кафедр велась в соответствии с планом подготовки специалистов-журналистов и практически была нацелена на повышение эффективности функционирования местных средств массовой информации. С открытием новой кафедры - кафедры электронных СМИ и рекламы - это направление расширилось и начались исследования в области теле- и радиожурналистики.

Постоянно поддерживались научные связи кафедр с ведущими научными центрами страны, где готовились журналистские кадры - Воронежским, Екатеринбургским, Казанским, Марийским, Московским, Санкт-Петербургским госуниверситетами.

Факультет журналистики поддерживал научные связи с ведущими исследовательскими центрами Российской Федерации. Были заключены договора с факультетами журналистики Московского и Санкт-Петербургского университетов, в рамках которых предусмотрены вопросы сотрудничества в области совместных научных изысканий, обучения в аспирантуре и докторантуре. Выпускники-журналисты, защитившие диссертации: профессор кафедры журналистики А.А. Данилов (докторская диссертация по истории регионального телевидения России) [1; 2. С. 5-9; 3; 4; 5. С. 45-52], кандидатами наук стали Э.В. Никитина, И.В. Варламова, Т.Н. Пирожкова, О.В. Иванова.

Кроме того, ряд студентов факультета журналистики были направлены для продолжения учебы за границу. В Турции продолжили обучение Н. Федотов, А. Астров, Е. Малышев. В аспирантуре Турции училась выпускница Н. Мышкина. В США и Голландии продолжила обучение студентка М. Петрова. В 1999 г. студент факультета журналистики А. Михайлов учился в Швеции. Профессор кафедры журналистики А.А. Данилов прошел стажировку в Швеции (2013 г.).

В сентябре 2002 г. на работу был принят представитель Палестины Эш-керат Амин Мухамад, окончивший Российский университет дружбы народов в Москве по специальности «Международная журналистика» и защитивший диссертацию.

В целом на факультете велась активная работа по созданию кадрового, научно-методического потенциала, позволяющего обеспечить качественную подготовку специалистов. Учебный процесс был организован в соответствии с учебным планом. Широко использовались различные методы и формы активизации познавательной деятельности студентов, контроля их знаний. Учебно-научный процесс был ориентирован на практическую деятельность,

связь с потребителями специалистов. В учебном процессе активно использовались новые информационные технологии.

Среди вузовских периодических изданий республики популярной стала газета «Вести Альма-матер», которая издавалась с 1998 г. по 2003 г. силами студентов факультета журналистики. Она освещала многостороннюю студенческую жизнь, знакомила читателей с различными проблемами молодежи, выносила на обсуждение вопросы нравственного воспитания, организации учебного процесса и досуга, имела тесные контакты со студенческим советом и профсоюзным комитетом. Из-за отсутствия офсетной полиграфической техники первые номера газеты печатались в Цивильске. Ректорат университета принял решение оснастить вузовскую типографию современной техникой, позволяющей качественно печатать газетную и книжную продукцию. В связи с этим появились дополнительные возможности для оперативного издания как студенческой газеты «Вести Альма-матер», так и общеуниверситетских периодических изданий «Ульяновец», «Чувашия сегодня».

Факультет журналистики стал методическим центром внедрения новой технологии в издательский процесс. В учебный план были включены такие дисциплины, как «Техника и технология СМИ», «Выпуск учебной газеты», «Га-зетно-журнальный дизайн», «Информатика» и т.д. Преподаватели помогли многим редакциям районных газет перейти на компьютерную технологию подготовки и выпуска периодических изданий. Результатом плодотворного сотрудничества университета с ОАО «Чувашэнерго», коллективным хозяйством «Чувашская Сорма», Батыревского землячества стали газеты «Энергетик Чувашии», «Чаваш Сураме», «Паттар Ен». Для слушателей «Малого факультета журналистики» (подготовительные курсы) имелась газета «Нонпарель». Такая активная издательская деятельность способствовала тому, что многие студенты профессионально сотрудничали в штатах средств массовой информации, некоторые из них стали редакторами газет [11. С. 316; 12. С. 105].

Примером поддержки творческих начинаний студентов стало издание книг очерков и зарисовок о современниках «Подвиг их бессмертен», «Дороже родной земли нет», «Село родное - Алманчиково», сборников стихов Оксаны Ивановой, Ольги Афанасьевой, Елены Крыловой, Янины Птак, Максима При-ходченко, Ильи Казакова.

Студенты активно участвовали в подготовке и выпуске учебной и научно-методической литературы по журналистике. При этом не ограничивались выпуском книг местных авторов, издавались работы ученых Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Саранска, Йошкар-Олы, Уфы, Якутска и других городов.

Другим важным направлением подготовки журналистских кадров являлось участие студентов в выпуске специальных номеров журналов «Таван Атал» (журнал Министерства печати и информационной политики Чувашской Республики), ««Известия Российской академии образования», «Семья в России» (учредители - государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания Российской Академии образования, Министерство труда и социального развития Российской Федерации), «Интегральная педагогика» (соучредители - Всероссийский институт интегральной педагогики и Чувашский государственный университет), «Школа духовности» (учредитель - Всероссийский институт интегральной педагогики), «Бюллетень ассоциации российских вузов». Будущие журналисты участвовали во всех циклах технологического процесса выпуска данных изданий. За подготовку журнала «Бюллетень ассоциации российских вузов» студенты факультета журналистики получили письменную благодарность от ректора Московского государственного университета

геодезии и картографии, летчика-космонавта СССР, президента Ассоциации российских вузов, доктора технических наук, профессора В.П. Савиных.

В 2013 г. факультет журналистики влился в состав факультета русской и чувашской филологии и журналистики. В новых условиях перехода на многоуровневую систему подготовки журналистских кадров и изменения федеральных государственных образовательных стандартов встала необходимость пересмотреть учебные планы и оптимизировать штатную структуру. С 2013 г. по 2015 г. прием на направление подготовки 42.03.02 «Журналистика» осуществлялся только на контрактной основе. Удалось сохранить созданную годами систему двуязычной подготовки журналистов, стараниями ректората появились бюджетные места. В 2016 г. было 10 бюджетных мест, в 2017 г. - 12. В 2016 г. вместе с контрактниками были приняты 3 академические группы.

Сегодня имеются все условия для того, чтобы студенты практически могли реализовать свои творческие возможности. Наряду с изучением теоретических вопросов на лекционных и практических занятиях они постигают азы практической журналистики. Молодые люди знакомятся с условиями и факторами формирования и функционирования средств массовой информации, методами и методикой типологического анализа, принципами строения организационной, функционально-должностной структуры редакции. Студенты имеют возможность проверить себя в том или ином виде журналистской специализации и профилизации: по должностным и функциональным признакам, по тематической и жанровой направленности, по средствам массовой информации, по аудиторной направленности периодического издания [13. С. 31].

В процессе учебно-издательской деятельности вырабатывается модель личности журналиста, проявляются его гражданские, нравственные, профессиональные, психологические характеристики. Студент получает навыки самовоспитания и самообразования, проходит через все основные ступени в развитии профессионализма: образованность, умение, мастерство. Создавая журналистское произведение, участвуя в подготовке и выпуске периодического издания, будущий специалист знакомится со спецификой стадии познания действительности в зависимости от познавательной деятельности, формирует конкретный замысел, реализует его, редактирует материал [8. С. 75-80; 10. С. 139-153].

Использование компьютеров способствует организации учебного процесса в условиях развития новых информационных технологий. С помощью современной электронной редакционно-издательской техники студенты обучаются набору текстов, сканированию и обработке изобразительного материала, пространственной организации текста и изображения, знакомятся с принципами формирования текстовой и изобразительной информации в фотонаборных автоматах, лазерных принтерах, ризографах, слайд-сканерах, цифровых фотоаппаратах и т.п. Ощутимую помощь в организации редакционно-издательского процесса оказывает Интернет, особенно в поиске и получении информации [6. С. 242; 7. С. 81; 9. С. 27].

Результатом освоения новых технологических схем выпуска печатных средств массовой информации явилось то, что каждый студент факультета журналистики выпускает свою газету, особо уделяя при этом внимание дизайну печатного издания, типу шрифтов и особенностям их психологического восприятия, моделирования полосы. Вполне профессиональными признаны газеты студентов «Пилигрим», «Моя газета», «Сам себе лекарь», «Любопытная газета», «РЕйакция», «Веселый трамвай», «Вечерние Чебоксары», «Хроника происшествий», «Возрождение России», «Спортивная Чувашия», «Сударушка» и др.

При издании книг и журналов студенты осваивают основные вопросы организационно-творческой работы издательства с автором, порядок прохождения материала и корректурных оттисков. При этом проявляется особая забота о высоких научных и художественных достоинствах текстового материала. Работа над подготовкой оригиналов книг к выпуску проходит через все этапы: работа с автором, прием авторского оригинала, оценка рецензирования и одобрение авторского оригинала; редакционная работа с авторским оригиналом, принятым к изданию; подготовка издательского оригинала к изданию на иностранных языках и в переводе на чувашский и русский языки; порядок работы с авторским оригиналом в части художественно-графического оформления; вычитка издательского оригинала; порядок подготовки издательского оригинала; работа с корректурными оттисками; подготовка издательского оригинала к набору без последующего корректурного обмена; работа учебно-издательского центра с сигнальным экземпляром.

Студенты также знакомятся с порядком распространения средств массовой информации, с правами получения информации, получения запроса информации, с правами и обязанностями журналиста, ответственностью за нарушение законодательства о средствах массовой информации, авторскими правами, возникающими в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, с особенностями размещения рекламы.

В целом, можно сказать, что подготовка журналистских кадров в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова прошла три этапа: подготовка журналистов путем специализации (1967-1993 гг.); пятилетняя подготовка кадров в рамках специалитета (1994-2013 гг.); этап многоуровневой подготовки журналистов (начиная с 2014 г.). Опыт многолетней работы по подготовке журналистских кадров показывает, что они крайне востребованы на каждом этапе исторического развития. Дальнейшее совершенствование системы воспитания творческих работников редакций средств массовой информации с учетом развития рыночных условий и расширения новых информационных технологий - в этом сегодня видит свою главную задачу коллектив кафедры журналистики Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

Литература

1. Данилов А.А. Исторический опыт развития телевидения в регионах России (вторая половина XX - начало XXI вв.). М.: УЦ «Перспектива», 2008. 295 с.

2. Данилов А.А. Расширение культурно-воспитательной функции регионального телевидения: исторический опыт советского государства (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской АССР) // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 5-9.

3. Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI в. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской Республик). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 483 с.

4. Данилов А.А. Телевидение в регионах России: история и современность (на материалах Чувашской Республики). М.: Изд-во ИНИОН РАН РФ, 2006. 315 с.

5. Данилов А.А. Эволюция жанрово-тематической составляющей передач телевидения Марийской, Мордовской и Чувашской Республик в советский период // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 45-52.

6. Данилов А.А., Данилов А.П., Данилова М.Г. Медиатекст веб-формата в современной новостной журналистике Чувашии // Ашмаринские чтения: сб. трудов X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20-21 окт. 2016 г.) / сост. и отв. ред. О.Г. Владимирова, А.М. Иванова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016.

7. Данилов А.А., Данилов А.П., Данилова М.Г., Мытников А.Н. «Новые медиа» и массмедиа в Чувашии: стратегии взаимодействия // Мультимедийная журналистика Евразии-2015: медиатизация социально-культурного пространства и медиакратия в условиях новой медиареальности Востока и Запада: сб. материалов и науч. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 10-11 декабря 2015 года) / науч. ред. проф. Е. С. Дорощук. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.

8. Данилов А.П. Отражение чувашско-русских этнокультурных и литературных контактов в публицистике // Нижегородская журналистика: история и современность: сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 170-летию выхода в свет газеты «Нижегородские губернские ведомости» / Кафедра журналистики филологического факультета Нижегородского гос. ун-та имени Н.И. Лобачевского. Н. Новгород: Изд-во национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. С. 75-80.

9. Данилов А.П., Данилов А.А. К вопросу об информационной безопасности в регионах Российской Федерации: историко-правовые аспекты // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2.

10. Данилов А.П., Данилов А.А. Нравственный потенциал телевизионной публицистики: исторический опыт // Семья в России. 2006. № 1. С. 139-153.

11. Данилов А.П., Данилова М.Г. Пресса Чувашии в Интернете // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360).

12. Данилов А.П., Моисеев Д.А. Ранний (первый) этап формирования чувашской молодежной печати // Сб. науч. тр. молодых ученых и специалистов / отв. ред. А.Н. Захарова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014.

13. Данилов А.П., Эшкерат А.М. История журналистских расследований от Джекоба Рииса до Чарльза Льюиса // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2016. № 3(91).

14. И.Я. Тенюшев, участник Великой Отечественной войны, профессор факультета журналистики Чувашского госуниверситета: «Нам есть, что вспомнить...» [Электронный ресурс] // Официальный сайт отделения журналистики Чувашского госуниверситета. URL: http://journ.chuv-su.ru/index.php/novosti/novosti/item/3671-i-ya-tenyushev-uchastnik-velikoj-otechestvennoj-vojny-professor-fakulteta-zhurnalistiki-chuvashskogo-gosuniversiteta-nam-est-chto-vspomnit (дата обращения: 10.01.2017).

15. Факультет журналистики // Ульяновец. 2011. 16 июня. С. 6.

ДАНИЛОВ АНАТОЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой журналистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anatoliy.p.danilov@gmail.com).

ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры журналистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ^ш-lov.andrey@mail.ru)._

А. DANILOV, ^ DANILOV

THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF JOURNALISTIC EDUCATION AT I.N. ULIANOV CHUVASH STATE UNIVERSITY

Key words: history, journalistic education, science, I. N. Ulianov Chuvash state University, equipment, personnel.

The article analyzes the history of formation and development of journalists' training at I. N. Ulianov Chuvash State University. It notes the activity of journalism department branch at Journalists union of the Chuvash Republic, the work of students in creative studios under the guidance of leading employees of radio and TV stations, editors-in-chief of Republican printing editions. It examines the work of the small journalism faculty created with the purpose to organize vocational guidance work, that of management bodies of the journalism faculty, of student scientific society, editorial Board, it assesses the level of materialtechnical base of the faculty. The curriculum structure at different stages of history, provision with educational literature, access to information databases is examined. The article makes conclusions that journalists training at I. N. Ulianov Chuvash state University passed three stages: training of journalists by specialization (1967-1993.); five-years training under specialist programme (1994-2013); stage of multilevel training of journalists (since 2014).

References

1. Danilov A.A. Istoricheskii opyt razvitiya televideniya v regionakh Rossii (vtoraya polovina XX -nachalo XXI vv.) [The Historical experience of the development of television in the regions of Russia (second half of XX - beginning of XXI centuries)]. Moscow, Perspektiva Publ., 2008, 295 p.

2. Danilov A.A. Rasshirenie kul'turno-vospitatel'noi funktsii regional'nogo televideniya: istoricheskii opyt sovetskogo gosudarstva (na materialakh Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi ASSR) [Extension of cultural and educational functions of regional television: the historical experience of the Soviet state (on the materials of the Mari, Mordovian and Chuvash Autonomous Soviet socialist Republic)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, no. 1, pp. 5-9.

3. Danilov A.A. Stanovlenie i razvitie televideniya v regionakh Rossii vo vtoroi polovine XX - nachale XXI v. (na materialakh Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi Respublik) [Formation and development of television in the regions of Russia in the second half of XX - beginning of XXI century (on the materials of the Mari, Mordovian and Chuvash Republics)]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2009, 483 p.

4. Danilov A.A. Televidenie v regionakh Rossii: istoriya i sovremennost' (na materialakh Chuvashskoi Respubliki) [Television in the regions of Russia: history and the present (on materials of the Chuvash Republic)]. Moscow, Publ., 2006, 315 p.

5. Danilov A.A. Evolyutsiya zhanrovo-tematicheskoi sostavlyayushchei peredach televideniya Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi Respublik v sovetskii period [Evolution of the genre-themed component of the television Mari, Mordovian and Chuvash Republics in the Soviet period]. Vestnik Chuvash-skogo universiteta, 2009, № 3, pp. 45-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Danilov A.A., Danilov A.P., Danilova M.G. Mediatekst veb-formata v sov-remennoi novostnoi zhurnalistike Chuvashii [Media text web format in modern news journalism Chuvash Republic]. Ashma-rinskie chteniya: sb. trudov X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 20-21 okt. 20l6 g.) [Ashma-rin reading]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2016.

7. Danilov A.A., Danilov A.P., Danilova M.G., Mytnikov A.N. «Novye media» i massmedia v Chuvashii: strategii vzaimodeistviya New media and mass media in Chuvashia: engagement strategies]. Mul'timediinaya zhurnalistika Evrazii-2015: mediatizatsiya sotsial'no-kul'turnogo prostranstva i media-kratiya v usloviyakh novoi mediareal'nosti Vostoka i Zapada: sb. materialov i nauch. st. IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kazan', 10-11 dekabrya 2015 goda /nauch. red. prof. E. S. Doroshchuk [Proc. of Int. Sci. Conf. «Multimedia journalism of Eurasia-2015: communication socio-cultural space and mediacracy in the new media reality of the East and West»]. Kazan, Kazan State Univesity Publ., 2016, p. 81.

8. Danilov A.P. Otrazhenie chuvashsko-russkikh etnokul'turnykh i literaturnykh kontaktov v publit-sistike [Reflection Chuvash-Russian ethno-cultural and Literature contacts in journalism]. Nizhegorods-kaya zhurnalistika: istoriya i sovremennost': sb. materialov nauch.-prakt. konf., posvyashch. 170-letiyu vykhoda v svet gazety «Nizhegorodskie gubernskie vedomosti» [Proc. of Sci. Conf. «Journalism Nizhny Novgorod: history and modernity»]. Nizhnii Novgorod, 2009, pp. 75-80.

9. Danilov A.P., Danilov A.A. K voprosu ob informatsionnoi bezopasnosti v regionakh Rossiiskoi Federatsii: istoriko-pravovye aspekty [To the question about information security in the Russian regions: historical and legal aspects]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2015, no. 2.

10. Danilov A.P., Danilov A.A. Nravstvennyi potentsial televizionnoi publitsistiki: istoricheskii opyt [Moral potential of the television tion of journalism: the historical experience]. Sem'ya v Rossii [Family in Russia], 2006, no. 1, pp. 139-153.

11. Danilov A.P., Danilova M.G. Pressa Chuvashii v Internete [Press Chuvash Republic]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin ofthe Chelyabinsk state University], 2015, no. 5(360).

12. Danilov A.P., Moiseev D.A. Rannii (pervyi) etap formirovaniya chu-vashskoi molodezhnoi pechati [Early (first) stage of the formation of the Chuvash youth print]. Sb. nauch. tr. molodykh uchenykh i spetsialistov [Collection of scientific works of young scientists and specialists]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2014.

13. Danilov A.P., Eshkerat A.M. Istoriya zhurnalistskikh rassledovanii ot Dzhekoba Riisa do Charl'za L'yuisa [History of investigative journalism from Jacob Riis to Lewis Charles]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva [Bulletin of the Chuvash state pedagogical University named after I.Y. Yakovlev], 2016, no. 3(91).

14. I.Ya. Tenyushev, uchastnik Velikoi Otechestvennoi voiny, professor fakul'teta zhurnalistiki Chuvashskogo gosuniversiteta: «Nam est', chto vspomnit'...» [I.J. Tanushev, participant of the great Patriotic war, Professor of journalism faculty of the Chuvash state University: "We have something to remember..."]. Available at: http://journ.chuvsu.ru/index.php/novosti/novosti/item/3671-i-ya-tenyushev-uchastnik-velikoj-otechestvennoj-vojny-professor-fakulteta-zhurnalistiki-chuvashskogo-gosuniversiteta-nam-est-chto-vspomnit.

15. Fakul'tet zhurnalistiki [Faculty of journalism]. Ul'yanovets [Ulyanovsk], 2011, June 16, p. 6.

DANILOV ANATOLIY - Candidate of Historical Sciences, Head of Journalism Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (anatoliy.p.danilov@gmail.com).

DANILOV ANDREY - Doctor of Historical Sciences, Professor of Journalism Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (danilov.andrey@mail.ru)._

Ссылка на статью: Данилов А.П., Данилов А.А. История становления и развития журналистского образования в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 1. -С.71-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.