УДК 378:07
С. Ю. Смирнова S. Yu. Smirnova
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола Mary State University, Yoshkar-Ola
Актуализация вузовского компонента
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ
The Updating of Journalists’
Professional Training at Universities
В статье рассмотрены некоторые аспекты современного процесса подготовки журналистских кадров в вузе. Состояние российской журналистики заставляет искать новые решения организационнометодических вопросов, отвечающих не только образовательным стандартам, но и запросам практиков — редакциям региональных СМИ. Специфика университетского образования, переживающего кризис реконструкции, должна заключаться в сочетании фундаментального и специального обучения. Создание условий для получения высшего профессионального образования по журналистике в региональном вузе позволяет надеяться на качественное развитие самих региональных СМИ.
The article describes some aspects of journalists’ professional training at universities. The current state of Russian journalism makes us find new solutions to organizational-methodological issues which will meet the needs of both educational standards and regional mass-media. The specific character of university education being under the crisis of reconstruction should combine fundamental and special training. Hopefully, the conditions of getting a degree in journalism at a regional university will, in its turn, contribute to the development of regional mass-media.
Ключевые слова: подготовка журналистов, системный кризис, общественное предназначение, критерии к профессионалу, сотрудничество с журналистами-практиками, симбиоз средств массовой информации, профессиональные компетенции, национальные журналистские кадры, государственночастное партнерство.
Key words: journalists’ professional training, system crisis, public mission, professional criteria, collaboration with practitioners, mass-media symbiosis, professional competence, national cadre in journalism, public-private partnership.
Сегодня подготовку журналистов нельзя рассматривать вне общей ситуации в российской журналистике. Она переживает системный кризис, обусловленный тем, что в массе своей средства массовой информации добровольно соглашаются на «обслуживание» властных, политических и коммерческих элит. При этом зачастую игнорируется главное — общественное предназначение СМИ. Мы становимся свидетелями и участниками кризиса профессии, которое находит отражение в ее экономической составляющей — снижение доверия и рейтингов, падение тиражей. Тем, кому малоинтересна и даже невыгодна настоящая журналистика, сознательно не различают журналистскую, пропагандистскую, рекламную и РЯ-деятель-ность. Но журналистика — это, прежде всего, духовнопрактическая и общественная деятельность, и только затем — бизнес и политика. Трудность периода заключается и в том, что отсутствует правовой диалог между государством, бизнесом, СМИ, аудиторией.
Сегодня подготовка журналистских кадров в системе вузовского образования, как и сама система, подвергается как критике, так и реконструкции. Всегда специфика университетского образования заключалась в сочетании фундаментального и специального обучения. Сегодня в учебные планы включены курсы политологии, культурологии, истории цивилизаций
и религии, цикл естественнонаучных дисциплин, большое внимание уделяется философским дисциплинам, социальной психологии, социологии, праву и этике. Принципиальное изменение университетской системы образования связано с появлением возможностей двух-трехуровневой системой подготовки: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (2 года после бакалавриата). Разработаны Государственные образовательные стандарты по всем ступеням обучения. Расширилась возможность для приема в магистратуру специалистов с другим высшим образованием. Сейчас в России более сотни государственных и коммерческих вузов готовят журналистов разных профилей, работников рекламы и паблик рилейшнз, дизайнеров, менеджеров и маркетологов в области журналистики и рекламы [4]. Подготовка кадров требует привлечения к учебному процессу практиков. Но сами практики не всегда заинтересованы в этом, чему есть вполне прагматичное объяснение — вузы не в состоянии материально их заинтересовать. По мнению Б. Н. Лозовского, положение зависит и от размера начальной ставки, и непредусмотренной возможности повышения статуса практиков с учетом профессионального роста: отсутствие ученых степеней, размытые критерии в отношении статуса (член Союза журналистов, звание заслуженного работника культуры) [1]. У вуза
главной остается задача — подготовить специалистов с базовыми знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему адаптироваться в производственных условиях. При этом учитывается специфика будущей профессии — общественно-значимая деятельность. Это диктует наличие набора определенных критериев к профессионалу-гражданину, духовно богатому и творческому, владеющему как общей, так и профессиональной культурой. Задача редакции — увидеть и развить эти данные выпускника, которые позволят ему эффективно трудиться. У кафедры журналистики МарГУ накоплен значительный опыт сотрудничества с жур-налистами-практиками: редакции республиканских, муниципальных и районных газет, редакция филиала ВГТРК ГТРК «Марий Эл радио», редакция информационных и тематических программ республиканского телевидения, рекламно-информационные издания, художественно-публицистические выпуски, пресс-службы различных ведомств. Выпускники отделения журналистики более чем на 30 процентов сменили составы редакций разного уровня в Марий Эл, студенты-практиканты ежегодно по 5 недель участвуют в подготовке информационного продукта, воплощая в жизнь то, чему учат их в вузе. Но вызывает настороженность тот факт, что некоторые редакции, относящиеся, например, к коммерческому предприятию-холдингу «Мари-Медиа», сегодня неохотно берут на практику студентов, при этом требуя за это определенную плату. Несомненно, сказывается рекламный характер деятельности такого рода редакций, в бизнес-план подачи подобной информации плохо встраивается качественная журналистика. Вузовское академическое образование как раз направлено на формирование знаний и навыков для профессионально-качественной журналисткой деятельности. Ситуация напоминает современную абсурдность превалирования бульварного «чтива» над серьезной литературой. Большинство исследователей процесса подготовки журналистских кадров отмечают, что в региональных вузах идет постоянное сокращение бюджетного набора. Это, по сути, закрывает путь в профессию наиболее одаренным, но не имеющим средств для платного образования молодым людям.
Новым явлением современной системы образования стала ранняя профессионализация студентов, которые нередко начинают работать в редакциях во время обучения в вузе. Производственные практики меняют свое направление и формы организации, становятся, по сути, непрерывными. На кафедре журналистики МарГУ есть возможность защищать дипломные проекты не только теоретической, но и творческой направленности, то есть исследовать собственный опыт работы и профессиональные достижения, что, несомненно, сближает теорию обучения с практикой. Рецензентами такого рода исследований являются ведущие журналисты-профессионалы.
Такиеисследователи, как Е. Л. Вартанова, Л. П. Шес-теркина, Н. Е. Покровский, отмечают, что областные и национальные университеты активнее, чем столич-
ные, занимаются изучением своей местной прессы в историческом и актуально-практическом аспектах [2; 5]. Здесь уместно вспомнить об исследованиях кафедры журналистики МарГУ не только в области специализации по печати, но и истории и практики республиканского радио и телевидения. Особой заслугой является сбор и обработка уникального материала функционирования районных газет. Используя в образовательном процессе местный материал, сопоставляя и анализируя процессы в СМИ Республики Марий Эл с общероссийскими тенденциями, на первый план выдвигаются и такие важные воспитательные задачи, как формирование гражданственности и практической направленности журналистского образования. Открытие отделения журналистики в республиканском вузе (в 2000 году) объясняется в большей степени насущной потребностью — попыткой оздоровить местный кадровый состав действующих СМИ, сформировать новую профессиональную элиту — журналистов, хорошо владеющих не только современными технологиями, но определенным набором духовно-нравственных профессиональных качеств. Без внимания и поддержки со стороны государственной политики этот процесс невозможен, в противном случае стихийные законы рынка будут диктовать условия в ущерб качественному образованию. История СМИ России полна примерами понимания важности подготовки журналистских кадров как для информационной политики, так и для развития самого общества (например, в 1975 году Постановление «О дальнейшем совершенствовании журналистского образования», в 1991-1993 годах — формирование правовой, законодательной базы журналистской деятельности и т. д.). Сегодня актуальная проблема формирования внятной информационной политики государства предполагает пристальное внимание и к образованию: это и само обучение, и повышение квалификации менеджеров и работников СМИ. Профессиональную подготовку в области журналистики курирует Министерство образования и науки Российской Федерации, которое финансирует университеты, аттестует, лицензирует и аккредитует специальность «Журналистика» раз в пять лет, оценивая качество подготовки по определенным формальным показателям. Агентство по печати и массовым коммуникациям слабо представлено в процессе подготовки журналистов, хотя перечень возможных дел в этой области обширен. Это и специальная программа подготовки для муниципальных СМИ квалифицированных специалистов с учетом выпусков отделений и факультетов журналистики, и финансирование изданий профессиональных пособий, а также целевой набор на отделения и факультеты журналистики для отдельных видов СМИ с продуманным правовым сопровождением, заказ на специалистов [3]. Такого рода усилия требуют заключения межведомственного соглашения о профессиональных журналистских стандартах между Агентствами по образованию, по печати и массовым коммуникациям,
комиссией Общественной палаты РФ, Союзом журналистов РФ, Медиасоюзом, профсоюзом журналистов и другими возможными заинтересованными организациями. Процесс может быть активизирован не только из федерального центра, инициатива может исходить от региональных органов, заинтересованных в развитии республиканских СМИ. В Марий Эл только на марийском языке выходит более 7 печатных изданий и несколько национальных телерадиовещательных каналов и программ, которые также нуждаются в постоянном повышении квалификации. Исторически оправдал себя опыт работы Института повышения квалификации с его разветвленной сетью региональных отделений — обучение сотрудников региональных, республиканских, районных редакций. Возможно, пришло время создавать при университете школу подготовительной журналистики, куда принимались бы до поступления в университет абитуриенты по творческому конкурсу. Такие подготовительные отделения успешно работали на историко-филологическом факультете сразу после открытия МарГУ в 1972 году и оправдали себя, как институт квалифицированной подготовки к постижению профессии.
Перспективы для кафедры журналистики МарГУ не замыкаются на проблеме простого воспроизводства кадров. Условия таковы, что информационнокоммуникативные технологии развиваются быстрыми темпами, поэтому работающие региональные кадры тоже должны менять свое представление о журналистике. Особенно остро встает вопрос о влиянии Интернета на журналистов-газетчиков. Но при всех технологических новшествах суть журналистского труда не меняется: по-прежнему остается актуальной проблемой хорошо писать, просто объяснять сложные явления, анализировать и обобщать, отделяя главное от второстепенного. Развитая сеть районной печати Республики Марий Эл (более 14 изданий) определяет специфику заказа для кафедры журналистики МарГУ на подготовку специалистов с учетом того, что газетная журналистика приобретает вид непрерывной трансляции. Современный симбиоз СМИ, ранее различных по типологии и способу передачи информации, диктует создание новых условий при подготовке будущих журналистов. Возможно, что деление студентов-журналистов на будущих газетчиков и телевизионщиков сегодня становится все более условным, поскольку все должны в равной степени быть готовыми работать в любой сфере массово-информационной деятельности. Новая лаборатория массмедиа технологий отделения журналистики МарГУ обоснованно становится научно -практической базой для студентов и информационным порталом самого университета.
Практическая журналистика подсказывает направления усилий в подготовке специалистов. Так, в 2011 году дан старт новому проекту — выпуск уникального приложения к газетам районов Республики Марий Эл. «Родник родства» — так называется приложение к газете «Шернур вел» Сернурского района.
Из-за отсутствия финансирования в некоторых районах республики районные газеты выходят только на русском языке. Идея создания единой газеты на марийском языке для северо-восточных районов республики (Новоторъяльский, Куженерский, Парань-гинский, Мари-Турекский и Сернурский) нашла свое отражение в опыте производственных практик студентов. Таким образом, комплексная подготовка в вузе будущих специалистов опирается на региональный компонент в образовании (изучение стилистических и фонетических особенностей марийского литературного языка, знания в области культуры и развития региона), что позволяет говорить о профессиональной подготовке национальных журналистских кадров.
Региональный вуз способен подготовить предложения и рекомендации по выпуску менеджеров, управленцев СМИ, исследовав современный рыночный спрос в Марий Эл. Для этого базовое гуманитарное образование дополнено экономическими, психологическими знаниями, практическими аналитическими умениями быстрой адаптации будущих специалистов к меняющимся условиям в медиасреде. Через систему повышения квалификации и сотрудничество с редакциями необходимо заинтересовывать и обучать методикам передачи знаний региональных журналистов, тех, кто поддерживает на договорной основе произ-водственные практики студентов — это исторически оправданная в регионе система стажеров и наставников в редакциях. В свою очередь, это поможет региональным журналистам, проработавшим определенное время в редакциях, ощутить уверенность в возможностях повышения своей квалификации. Кафедра журналистики, при поддержке заинтересованных органов государственной власти, таких, как Комитет по печати РМЭ и Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, способна проводить исследования по проблемам подготовки журналистских кадров. Необходимо популяризировать, внедрять и стимулировать современный опыт системы дистанционного обучения, дающий возможность сотрудникам редакций, редакторам, находясь на рабочем месте, особенно в районах, повышать свою квалификацию. Такие варианты подготовки кадров позволяют вузовскому образованию приобрести адресный смысл, что особенно важно в период утраты такого понятия, как «молодой специалист». Между Министерством регионального развития Российской Федерации и Республикой Марий Эл в августе 2011 года было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики. Одним из основных направлений его реализации является работа в области информации, а именно проведение совместных информационных кампаний, привлечение региональных СМИ к участию в федеральных проектах (например, конкурс «СМИротворец» и др.). Такие задачи, как стимулирование деятельности журналистов через проведение конкурсов, поддержка целевых проектов по созданию циклов передач
или публикаций о культуре и межнациональных отношениях (как правило, в марийскоязычных СМИ), издательская деятельность (научные издания, календари, справочники и т. п.), сложно решить без участия вузовских исследователей в области региональной журналистики.
Приходится отметить одну из негативных тенденций, которая может быть преодолена только силами вузовского участия. Для поступления на отделение журналистики абитуриенты выдерживают три вступительных испытания: помимо двух ЕГЭ необходимо пройти еще творческий конкурс. И если при сдаче ЕГЭ абитуриенты показывают достаточно высокий уровень знаний, то в отношении творческого экзамена наблюдается обратная тенденция. Снижаются умения анализировать и излагать тексты, выделять главное, высказывать свою позицию, снижается уровень и количество работ в творческом досье, зачастую таковые вообще отсутствуют (по Положению о вступительных экзаменах на отделение журналистики МарГУ необходима творческая папка). Несомненно, это связано с изменением коммуникативных парадигм («закатом галактики Гутенберга»), изменениями в формах преподавания в школе (уходит культура написания сочинений, что связано, в том числе с введением ЕГЭ). Обучение в вузе помогает заполнить этот пробел. Большинство исследований студентов носит научноприкладной характер, выделяется часть творческих работ, которые выполнены на базе районных редакций газет, на региональном телевидении и радио. Дело в том, что именно в редакциях на территории республики сегодня не хватает журналистов со специальным образованием. Кроме того, как отмечает в своих исследованиях О. Силантьева, тренер Высшей школы журналистики, кадры в вузе «куются» не только в связи с «нехваткой кадров в районах», а в рамках концепции образования как непрерывного процесса [6]. При этом вуз может предложить не теорию медиатехнологий, а практические навыки — «как выбрать тему», «как построить текст», «что такое литературное редактирование» и подобные, которые всегда нужны работникам районных редакций. Перспективным кажется учет вузовского потенциала в использовании современным журналистом коммуникационных технологий, таких, как владение английским языком, который сложно без мотивации выделять отдельно в предмет. Осуществить это возможно через введение во все профильные дисциплины по журналистике обязательные понятия или тексты на английском языке.
Сегодня назрела необходимость создать сообщество руководителей СМИ и университета, определить степень коллективной ответственности за качество подготовки национальных журналистских кадров. Опыт региональных коллег и дискуссий на эту тему вдохновляет. Дискуссионная площадка «Профессиональное образование и журналист нового типа» в рамках медиафорума «Енисей. РФ-2011» предложила новые формы реализации принципа ответственности — вуз
может переводить студентов, работающих в СМИ, на индивидуальное обучение, ответственность в редакциях может быть организована через институт наставничества сотрудников редакций, в построении системы наставничества используется целый ряд программ, которые предлагают службы занятости. Способ взаимодействия с университетами успешно осуществляет журнал «Русский репортер» — это так называемый «медиаполигон», который реализовывается в разных городах России [7]. Следует отметить, что студенты МарГУ ежегодно принимают участие в медиаполигонах, организованных Чувашским региональным отделением Общероссийской общественной молодежной организации «Лига юных журналистов». На «Волжских встречах» проводятся мастер-классы, круглые столы и просмотры телепроектов, поддержку осуществляют представители Европейской Медиа Академии, каналов ТВЦ и РЕН-ТВ, журнала «Русский репортер», молодежные газеты «Гаудеамус» и «Контакт!», факультеты журналистики МГУ и СПбГУ, проекты «Фотокросс», Агентство «Юнпресс».
Практика показывает, что журналистика — профессия, которой можно заниматься без предъявления диплома о специальном журналистском образовании. В отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140-150 тысяч человек. И только 40 % журналистов имеют профессиональное образование, остальные — высшее, как правило, негуманитарное. При этом журналистика как профессия требует особых, специальных знаний и компетенций. Общепризнанно, что недостаток обученных профессиональных кадров ведет к проблемам в самой отрасли СМИ. Не только влиянием и манипулированием средствами информации можно объяснить их почти повсеместный развлекательно-рекламный характер. Нехватка профессиональных компетенций приводит к тому, что сотрудники редакций не берутся за темы, требующие основательной подготовки; сложные сюжеты не поддаются обработке, если скуден словарный запас журналиста, отсутствуют знания о языковых ресурсах родной речи, стилистике; происходят нарушения в содержании материалов законодательства о СМИ, особенно в вопросах регулирования рекламы и т. д. Все это не может не сказываться на отношении общества к журналистам как к форме чистого бизнеса или выгодной политической позиции. Неслучайно, Союз журналистов России провел летом 2012 года подготовку меморандума о спасении журналистики в рамках международной конференции журналистов «Контент и форматы современных СМИ». На открытии фестиваля «Вся Россия - 2012» в Великом Новгороде председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов дал определение меморандуму как основе строительства медийного пространства, защиты своей профессии, статусу профессии журналиста в обществе [8]. Меморандум подтвержден мнениями журналистов из различных региональных СМИ, в том числе и Республики Марий Эл (документ направлен
парламенту, правительству, генеральному прокурору, силовым ведомствам).
Ситуация такова, что заставляет всерьез озаботиться вопросами контента потоков информации, организуемых разными сферами российской журналистики. В ходе парламентских слушаний в Госдуме «О создании общественного телевидения в Российской Федерации» в марте 2012 года вопрос качества контента назван деканом факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Е. Л. Вартановой одним из приоритетных [9]. Было отмечено, что это попытка восстановить утраченные телевидением функции коллективных ценностей, возвращение определенных жанров, форматов и тем, в связи с чем актуальным остается вопрос подготовки журналистских кадров.
Эти проблемы видят многие региональные руководители СМИ и специалисты вузовского образования. Ситуацию можно изменить через государственно-частное партнерство, которое заключается в том, что медиакомпании идут на сотрудничество с университетами, в диалоге развивают лучшее, что могут дать теоретики и практики СМИ. Совершенствование этого процесса в системе вузовского образования может стать основой для полноценной деятельности региональной журналистики.
Литература
1. Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.
2. Покровский Н. Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка как основа экспертизы // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под ред. Г. В. Иванченко, Д. А. Леонтьева. — М.: «Смысл», 2006.
3. Понуров В. В. Переподготовка журналистских кадров как фактор формирования информационного пространства региона // Проблемы формирования информационного пространства России. —
М., 2005.
4. Фатеев В. Н. Профессиональная подготовка журналистов и менеджеров: точки пересечения с позиций контекстного подхода // СМИ — общество — образование: модели взаимодействия. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008.
5. Шестеркина Л. П. Журфак ЮУрГУ: подготовка универсального журналиста // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. — СПб., 2010.
6. Енисей. РФ-2011. Дискуссия о журналистском образовании. — Режим доступа: http://ifiyak.sfu-kras.ru (свободный на 20.08.2012).
7. Журнал «Русский репортер» проведет семинар «Медиаполигон» для молодых журналистов Новосибирска. — Режим доступа: http://novomedia.mnso.ru (свободный 23.07.2012).
8. На международном медиафестивале в Новгороде решат, как спасти журналистику. — Режим доступа: http://jourdom.ru свободный 12.06.2012.
9. Будущих работников общественного телевидения необходимо готовить по спецпрограмме повышения квалификации — декан журфака МГУ. ТАСС-Телеком. — Режим доступа: http://tasstelecom.ru (свободный на 25.06.2012).