Научная статья на тему 'Сдерживающие факторы развития отечественного гражданского общества в системе экономических отношений'

Сдерживающие факторы развития отечественного гражданского общества в системе экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ / ГОСУДАРСТВО / CIVIL SOCIETY / ECONOMIC RELATIONS / ECONOMIC SYSTEM / DISINCENTIVES / OPPORTUNITIES / THREATS / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Субботин Виктор Олегович

Статья посвящена анализу сдерживающих факторов развития гражданского общества в системе экономических отношений на постиндустриальном этапе общественно-экономического развития. Рассматриваются угрозы для возможного развития гражданского общества, базирующиеся на слабых сторонах его современного положения в национальной системе экономических отношений. Обозначены основные позиции и предложены возможные варианты развития гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disincentives of Russian civil society in the economic relations

This article analyzes the disincentives of civil society development in the economic relations to a post-industrial stage of socio-economic development. Considered a possible threat to the development of a civil society based on the weaknesses of its current position in the national system of economic relations. It denotes the basic positions and suggests possible options for the development of civil society. The questions mentioned in article represent scientific and practical interest.

Текст научной работы на тему «Сдерживающие факторы развития отечественного гражданского общества в системе экономических отношений»

держиваться этических принципов и ценностей в рамках освоения всех дисциплин учебного плана, а не только отдельных учебных курсов. При таком подходе общекультурная компетенция ОК-22 должна быть включена в рабочие программы всех учебных дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов. В свою очередь это предполагает проверку уровня ее сфор-мированности во всех видах текущих и промежуточных аттестаций студентов, а также в ходе итоговой аттестации выпускника - подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

Библиографический список

1. Дынкин А.А. Мировой опыт антикризисной политики: уроки для России // Аналитические доклады победителей конкурса «Россия в условиях мирового кризиса». - М.: Российский гуманитарный научный фонд, Языки Славянских культур, 2009. - С. 95-121.

2. Глазьев С.Ю. Антикризисные меры: просчеты, выводы, предложения // Экономическая наука современной России. - 2009. - № 2.

3. Полтерович В.М. Механизм глобального экономического кризиса и проблемы технологической модернизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econorus.org

4. Приказ Министерства образования и науки РФ N 544 от 20 мая 2010 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр»)».

5. Hosmer, L. (1992). The Ethics of Management (2nd ed). Richard D. Irwin. Homewood, IL.

6. Булавкина О.В. Рабочая программа дисциплины «Этика и культура управления» (направление подготовки 080200 «Менеджмент»). - Тула: ТулГУ, 2011.

УДК 330

Субботин Виктор Олегович

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

[email protected]

СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Статья посвящена анализу сдерживающих факторов развития гражданского общества в системе экономических отношений на постиндустриальном этапе общественно-экономического развития. Рассматриваются угрозы для возможного развития гражданского общества, базирующиеся на слабых сторонах его современного положения в национальной системе экономических отношений. Обозначены основные позиции и предложены возможные варианты развития гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, экономические отношения, экономическая система, сдерживающие факторы, возможности, угрозы, государство.

Г)воря о концепции развития отечественного гражданского общества в системе экономических отношений, наряду с факторами, влияющими на формирование гражданского общества, нельзя не сказать о причинах, тормозящих его развитие в национальной системе экономических отношений. Следует отметить, что при всём своём богатом природном и территориальном потенциале конкурентоспособная промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура, сфера услуг не достаточно развиты, а зачастую находятся только на начальной стадии развития. Необходимо не просто уделять внимание данной проблематике, а разрабатывать и реализовывать эффективные механизмы обновления данных принципиальных секторов экономики. Причём такое развитие должно быть многоплановым и включать в себя не только технологическое развитие, но и социальные аспекты, мотивацию к развитию и самосовершенствованию для членов гражданского общества. В плане развития новых технологий, необходима чёткая расстановка приоритетов. По мнению

современных политиков, экономистов, социологов, философов, первостепенное внимание следует уделить атомной промышленности, космическим проектам и технологиям, авиационной промышленности, фармацевтике, нанотехнологиям, высокотехнологичной химии, информационно-коммуникационным технологиям, разработке композитных и неметаллических материалов. Стремление руководства страны в этом вопросе полнее всего выражается в цитате В.В. Путина: «Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности» [5]. Такое понимание вопроса даёт для гражданского общества возможность считать, что его экономическое развитие будет протекать адекватно общемировым тенденциям в данном направлении.

В национальном аграрном секторе экономики, как и на мировом рынке, нет чёткой стабильности развития, довольно велико изменение цен на продовольствие и т. д. Не достаточно эффективно и быстро происходит развитие биотехнологий в области общественного питания, удешевляющих продукты питания, увеличивающих их доступность для

малообеспеченных слоёв гражданского общества. Не последовательно и невнятно проводится аграрная политика самообеспечения страны.

Экономической особенностью Российской Федерации является то, что частный капитал не направляется в новые отрасли из-за их слабой изученности и больших рисков. Для решения данной проблемы государством предлагается налоговая политика, а, в частности, налоговые льготы, стимулирующие данного рода вложения крупного частного капитала, таможенные стимулы, позволяющие на особых условиях транспортировать готовый продукт или его составляющие не только внутри стран, но и на экспорт. Кроме того, боязнь частных инвестиций в инновационные отрасли связывается у капиталодержателей с тем, что эффект от вложения придётся ожидать большой промежуток времени, и есть существенный риск вообще не дождаться положительного исхода. Своего рода вариантом привлечения крупного частного капитала в инновационные отрасли экономики будет снижение доли государственного участия в подобных предприятиях, за исключением оборонной промышленности, части добывающей промышленности, естественных монополий.

На привлечение крупных частных капиталов в экономику влияет и фактор «прозрачности предприятия», который проявляется в управлении компанией, её финансовых составляющих, расходовании денежных потоков, контроле со стороны ассоциаций и объединений гражданского общества.

Отсутствие единого экономического пространства с граничащими по территории странами, беспрепятственное перемещение товаров, работ и услуг между странами-партнерами не способствует развитию отечественного гражданского общества в системе экономических отношений.

Институциональный и социальный статус для индивида является существенно значимым в гражданском обществе, особенно с увеличением численности граждан, занятых в сфере услуг и возрастанием роли интеллектуального труда в экономике, что ведет к снижению горизонтальной дифференциации населения, а именно, деление на сословия и классы, и увеличению вертикальной дифференциации, то есть разделение общества на социально-экономические, культурно-политические, эконо-мическо-политические объединения и т.д.

Актуальной проблемой для Российской Федерации остаётся совершенствование законодательства. Положительное влияние в век стремительного изменения техники и технологии, появления большого количества новшеств в области экономических взаимоотношений субъектов хозяйственной деятельности законодательство должно быть на шаг впереди и путём установления законодательных норм предугадывать любые возможные новые варианты преступной деятельности. Стоит острая

необходимость в быстром и своевременном пресечении нарушений законодательства любого характера, так как это улучшает общее состояние гражданского общества, обеспечивает спокойствие и увеличивает доверие и авторитет государственной власти в глазах индивидов гражданского общества.

Для гражданского общества важно постоянно ощущать поддержку и заботу со стороны государства, наилучшим образом это проявляется в усилении правового статуса гражданина страны, а на это прямое влияние оказывает повышение качества работы судебной ветви власти. Выходу гражданского общества на более высокий международный уровень, улучшению качества деятельности исполнительных органов власти, более четкой системе руководства страной способствуют своевременные преобразования в области политики.

Для того чтобы более полно представлять интересы различных масс гражданского общества на всех государственных уровнях, необходимо разработать порядок, по которому со стороны гражданского общества будут предоставляться ответственные, профессиональные люди, способные лоббировать интересы масс, делегировавших их во власть, и добиваться их положительных решений и результатов. Сам процесс принятия такого рода решений должен быть прозрачен для контроля со стороны гражданского общества, быть не затянутым по времени принятия решения и его реализации. Одновременно с положительным стремительным развитием мирового гражданского общества и его институтов на сегодняшний день не отстают по темпам развития и угрозы, негативно влияющие на гражданское общество. Они представляют собой пусть ещё и не однородный пласт, но уже, отчасти, по своей масштабности претендуют на общемировой уровень. Особо важные и сложные угрозы, которые могут нанести значительные удары по дальнейшему экономическому институциональному развитию общества мы рассмотрим ниже.

Революционное историческое развитие общества; как правило, перемены в качестве, в структуре системы, сопровождающиеся разрушениями и многочисленными жертвами. Такой перелом представляет собой связующее звено между двумя эволюционными стадиями. С одной стороны, такая форма развития является необходимым компонентом общественного и исторического развития, с другой стороны, может создавать существенные разрывы между эпохами. Что касается гражданского общества, то следует отметить, что указанные выше условия обуславливают и обратный негативный эффект, выражающийся в том, что подобные процессы приводят к существенному изменению гражданского общества, и оно уже не развивается своим мирным поступательным путем, а подстраивается под существующую действительность.

Революционный переворот усиливает роль военно-промышленного комплекса, способствует стремительному росту гонки вооружения, приводит к серьезным вредным последствиям в области науки и переменам в общественной жизни. Масштабы этих изменений вызывают острую необходимость своевременного государственного вмешательства либо вмешательства ассоциаций гражданского общества и предвидения всех последствий в экономической, политической, социальной и военной сферах.

В аграрном секторе экономики нарастают кризисные явления. Снижение производственного потенциала и инвестиций в отрасль, сокращение земельных угодий в связи с разрастанием городов, увеличением свалок, загрязнением, захламлением, незавершенность институциональных и земельных преобразований, перемещение рабочей силы из малочисленных населённых пунктов в более крупные. Всё это способствует замедлению развития сектора и уменьшению размера получаемых благ.

Высокая плотность городского населения, чрезмерная урбанизация также имеют долю негативного влияния на процессы, происходящие в обществе и на сами институты гражданского общества. Загрязненный воздух, шум, вибрации, плохое питание, несчастные случаи (на транспорте, на производстве, в быту и т.д.), социальная напряженность в различных её проявлениях (алкоголизм, наркотическая зависимость, отсутствие жилья, проблемы с занятостью, бедность и т.д.), быстрое распространение болезней и эпидемий, а как следствие -стресс, нервозность, подорванное здоровье членов гражданского общества, снижение средней продолжительности жизни людей.

Человек, живущий в век широкого распространения новых технологий, невольно сталкивается с сопутствующей негативной стороной прогресса, о чём уже пояснялось выше, что негативно отражается на развитии гражданского общества в системе экономических отношений.

Смещение торгового баланса за счёт удешевления производства и наращивания объёмов товаров благодаря международному разделению труда и развитию новых технологий порождает отрицательный торговый баланс, который в свою очередь способен повлиять на увеличение импорта товаров в страну-потребителя и привести к краху собственного промышленного производства. Для экономической стороны гражданского общества такое положение вещей может угрожать девальвацией денежных средств.

Говоря о большой доле влияния новых технологий на развитие экономики, следует отметить высокие темпы внедрения новых технологий в производство, не позволяющие на ранней стадии проанализировать отрицательный эффект и вред для отдельного представителя гражданского общества.

Вместе с быстрыми темпами роста населения Земли, прогресс в рамках внедрения новых технологий может негативно повлиять на общую ситуацию занятости населения по странам и регионам, а отсутствие рабочих мест, соответствующих квалификации большей части представителей гражданского общества, отрицательно скажется на их достатке.

Для постиндустриальных стран характерно увеличение сферы услуг и постепенное снижение области производства товаров, что влияет на увеличение доли услуг в конечном продукте.

В гражданском обществе происходит интеллектуальное расслоение. Люди с низкими способностями к умственному труду оказываются оттеснёнными на самую окраину общества, а то и за его пределы [1]. Страны, отстающие от научно-технического прогресса, оказываются не способными самостоятельно развивать собственные национальные экономики, им необходимы импорт новых технологий, внешние инвестиции от передовых индустриально развитых стран мира. В свою очередь развитые страны будут иметь рычаги влияния на развивающиеся. Будут способны перераспределять ресурсы национальных экономик, блага, получаемые в результате работы таких национальных экономик, деиндустриализировать экономику в целом и финансовую сферу страны в частности. От такого глобального переустройства экономики в результате, по данным аналитиков, выигрывает только 14,5% жителей западного мира. Плачевное состояние ожидает и страны бывшего СССР, ряд государств в Африке, Центральной и Южной Азии [4]. Такой разрыв в экономическом, техническом, инновационном положении между развитыми и развивающимися странами повлечёт за собой ещё большее социально-экономическое расслоение вплоть до маргинализации [6] общества с полной зависимостью от экономики развитых прогрессивных стран, с большим внешним финансовым долгом перед ними, существенно затрудняющим дальнейший процесс развития общества. Основная часть населения таких стран окажется за порогом бедности. Как следствие, будет происходить нарастание напряженности на макроэкономическом уровне в постиндустриальной системе экономических отношений, зарождение предпосылок для раскола современной цивилизации.

Рост штата чиновников, управленцев и исполнителей различного ранга в государственных органах способствует разрастанию бюрократии, замедляет и усложняет процессы демократических преобразований в гражданском обществе [3], влечёт за собой разрастание коррупции [8].

Стремление к укреплению правового государства зачастую воплощается в увеличение нормативно-правовой базы, желании охватить законодательством значительную часть жизнедеятельности. Большое количество разнородных нормативных

правовых актов, законов, мешают ориентированию в такой системе, увеличивают сроки судебных разбирательств, вызывают сложности в применении норм законов, увеличивают количество коллизий среди нормативных правовых актов. Помимо этого возрастают требования к интеллектуальным способностям работников, сталкивающихся с юридическим анализом документов [9].

По данным статистических исследований правовое положение гражданского общества Российской Федерации, оцениваемое самими членами гражданского общества, несмотря на многочисленные реформы и преобразования со стороны государства, остаётся довольно сложным и не понимается должным образом самими гражданами страны. Об этом свидетельствуют данные опросов. На вопрос о понимании термина «гражданские права», ответили только 66% россиян из 1500 опрошенных. Половина ответивших (31% от всех опрошенных) считает «гражданские права» синонимом выражения «права человека» либо «конституционные права человека. Отвечая на вопрос: «По Вашему мнению, часто или не часто в России нарушаются гражданские права?» ответ «часто» звучал у 85% участников опроса. В основном респонденты отмечают нарушения гражданских прав в социальной сфере (40%): задержки с выплатой зарплаты, безработицу, повышение коммунальных платежей, рост стоимости лекарств, недоступность образования и медицинских услуг, которые в значительной мере стали платными [9].

Серьезное развитие космических технологий и переведение части производственно-технического комплекса на космическую орбиту Земли увеличивает масштабы загрязнения окружающей среды. Возникает проблема утилизации космического мусора, угрожающая жителям планеты синдром Кесслера. При наихудшем развитии такого сценария космический мусор, возникший после запусков искусственных спутников, их неграмотной утилизации, обломков космических кораблей и тому подобного инициирует непригодность ближнего космоса для практического использования. Мусор станет помехой для любого выхода на околоземную орбиту и дальнейшего космического развития.

Таким образом, развитие гражданского общества представляет собой сложную многоуровневую систему, специфичную для каждого конкретного государства. На такую систему в государстве оказывают влияние следующие категории: социальноэкономический статус граждан; правовой статус; развитие новых технологий, средств и способов труда; поиск новых сфер индустриального развития; институты труда и занятости; политико-экономические взаимодействия и общая демократизация данного направления; качественная реализация управленческих функций государства, в том числе и местного самоуправления, его контроль со сто-

роны гражданского общества; информация, её свобода, развитие, способы получения и распространения, а также доступность; сама многогранность гражданского общества, выражающаяся в разного рода объединениях граждан, некоммерческих организациях, ассоциациях, клубах, общественных организациях, движениях, союзах и тому подобном; создание условий для самостоятельного развития личности в научном, творческом, культурном, духовном и другом плане как залог инновационного развития всего гражданского общества в целом, и многие другие направления: жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение и спорт; образование; средства массовой информации; национальная экономика; общегосударственные расходы; охрана окружающей среды; социальная политика.

Становление гражданского общества в современных условиях сильно зависит от представителей среднего класса в обществе. Люди, занимающие такое положение - экономически активное население, с твёрдой социальной позицией, стремлением к саморазвитию, с высокими амбициями и зачастую с успешно складывающейся карьерой. Такое население является основной движущей силой в развитии гражданского общества на постиндустриальном этапе. В Российской Федерации средний класс по различным критериям оценки (на базе дохода населения) составляет от 7% до 20% [2] и находится в стадии формирования. Существует и другая группа членов гражданского общества (15% [10] - 17% [7]), причисляющие себя к среднему классу на основании того, что они добились такого уровня собственных доходов, благодаря которому, по их мнению, занимают комфортную позицию в обществе. Качество и масштабы экономического развития гражданского общества прямо пропорционально зависят от количественной составляющей среднего класса нации, который одновременно выполняет функции стабилизации и поддержания баланса разнородных общественных интересов.

Формирование достойного развитого, экономически активного среднего класса в будущем, помимо прочих условий связанных с воспроизводством населения, напрямую зависит от воспитания и внимания к развитию подрастающего поколения, а именно несовершеннолетних граждан. В рамках поддержки развития данной социально-экономической категории необходимо законодательно закрепить объединение усилий муниципальных служб, территориальных органов инспекции труда и правоохранительных органов по выявлению и профилактике нарушении прав несовершеннолетних (ст. 356 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90 - ФЗ), исполнительным органам власти применять решительные меры в отношении родителей, ведущих асоциальный образ жизни и способствующих тому, что их дети вместо

учебы становятся объектом эксплуатации. В рамках проведения активной национальной политики, следует предложить, на основании ст. 156 Уголовного кодекса РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2009 № 215-ФЗ, ввести нормы, позволяющие применять жесткие (вплоть до уголовного наказания) санкции за невыполнение родительских обязанностей, тунеядство, асоциальное поведение.

Недопустимо привлечение несовершеннолетних работников к занятости в работах и профессиях, где запрещен труд лиц, не достигших 18 лет, а на некоторых и 21 года. Оппортунистическое поведение работодателей на современном этапе экономического развития национального хозяйства зачастую не может гарантировать соблюдение законодательства, более того, работодатели сознательно идут на его нарушение в области использования наёмного труда.

На современном этапе общественно-экономического развития Российской Федерации государственная поддержка в области институционального становления гражданского общества сводится в основном к нормотворчеству, стремящему укрепить права и свободы населения страны, а также к попыткам стабилизировать социальную дифференциацию внутри зарождающегося и уже стремительно разделяющегося гражданского общества.

Уникальность институционального становления российского гражданского общества с экономической точки зрения состоит в том, что оно проходит по собственной траектории, какие-либо сравнения с другими странами и экспортирования методов модернизации другого национального общества будут лишь затруднять его естественное развитие.

Библиографический список

1. Кудров В., Правдина С. Сопоставление уровней производительности труда в промышленности России, США и Германии за 1992 год // Вопросы экономики. - 1998. - № 1. - С. 131-132.

2. Малева Т.М. Российский средний класс: вчера, сегодня, завтра // Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста. - М.: Институт современного развития, 2008. - С. 10.

3. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. -М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. - С. 510.

4. Постиндустриальный мир и процессы глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №3. - С. 93.

5. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. - 2012. - 30 января. - №15(3029).

6. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Ю.Ю. Петрунин, М.И. Панов, Л.Б. Логунова и др.; под ред. Ю.Ю. Петрунина. - 3-е изд. - М.: КДУ 2006. - 512 с.

7. Минникова К. Среднего класса в России нет и не будет // Финам. Инфо [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://old.finam.info/need/ news254EA00001/default.asp.

8. Субботин В.О. Антикоррупционная деятельность прокуратуры в сфере надзора за исполнением трудового законодательства // Актуальные вопросы деятельности законодательных (представительных) органов власти в современных условиях (к 15-летию Костромской областной Думы): сб. материалов научно-практической конференции (25 марта 2009 года): в 2 т. - Кострома: ООО По-лиграфресурс, 2009. - Т. 2. - С. 183-187.

9. Субботин В.О. Особенности регулирования сделок в гражданском праве // Сборник тезисов работ участников Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». - М.: Государственная Дума ФС РФ, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», 2006. - С. 524-526.

10. Численность среднего класса в России. Оценка по итогам 2011 года // Центр стратегических исследований РОСГОССТРАХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rgs.ru/about/ csr/midclass/index.wbp, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.