Научная статья на тему 'Взаимодействие гражданского общества и государства в системе экономических отношений'

Взаимодействие гражданского общества и государства в системе экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1407
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВО / ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CIVIL SOCIETY / ECONOMIC RELATIONS / ECONOMIC SYSTEM / ECONOMIC FUNCTIONS OF THE STATE / STATE / IMPACT ON HE STATE / INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Субботин В. О.

Раскрываются особенности экономического взаимодействия государства с институтами гражданского общества. Рассматривается многообразие экономических отношений. Установлены и конкретизированы основные функции государства в экономическом взаимодействии с гражданским обществом. Обозначены основные позиции и предложены варианты развития гражданского общества. Уточнены критерии «сильного» государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between civil society and the state in the economic relations system

This publication reveals peculiarities of economic cooperation between the state and civil society institutions. It also considers variety of economic relations. Established and specified the main functions of the state in economic cooperation with civil society. The key positions are outlined, possible options for the development of civil society are proposed. Specified criteria for «strong» state.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие гражданского общества и государства в системе экономических отношений»

УДК 330

В.О. Субботин, аспирант, лаборант кабинета правовой информатики, 8905-150-16-24, vitu6asubbotin@mail.ru, (Россия, Кострома, КГУ им. H.A. Некрасова)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Раскрываются особенности экономического взаимодействия государства с институтами гражданского общества. Рассматривается многообразие экономических отношений. Установлены и конкретизированы основные функции государства в экономическом взаимодействии с гражданским обществом. Обозначены основные позиции и предложены варианты развития гражданского общества. Уточнены критерии «сильного» государства.

Ключевые слова: гражданское общество, экономические отношения, экономическая система, экономические функции государства, государство, влияние на государство, взаимодействие.

Выступая на открытии Гражданского форума 21 ноября 2001 г. в Кремлевском Дворце, В.В. Путин обратил внимание на то, что в России «гражданское общество нельзя пока считать окончательно сформированным, ... вряд ли найдутся страны вообще, где можно сказать, что общество окончательно сформировано. В условиях демократии этот процесс является непременным и постоянным. А для России, надо признать, этот процесс только начинается». Он считает «абсолютно непродуктивным, практически невозможным и даже опасным пытаться создавать гражданское общество «сверху». Его вообще невозможно создать «по указке». Оно вырастает самостоятельно, имеет свою собственную корневую базу, питается духом свободы, и только тогда оно становится действительно гражданским». Государство и гражданское общество неразрывно связаны между собой и напрямую осуществляют взаимодействия по множеству обоюдно важных сфер деятельности и направлений развития. Важнейшим направлением взаимодействия всегда являлись экономические отношения. Интерес к данной сфере как с позиции гражданского общества, так и позиции государственного управления только укрепляется с историческим развитием и переходом к новым общественно-экономическим формациям.

Многообразие экономических отношений является частью экономической системы, управление и контроль за которой, равно как координацию направлений развития и ряд других функций, осуществляют государ-

ственные органы власти. Экономические отношения можно классифицировать по особенностям областей социального взаимодействия на: социально-экономические отношения или производственные отношения; технико-экономические отношения или материально-технические; организационно-экономические (хозяйственные) [1]. Если вести речь о роли и функциях государства, то, несмотря на плюрализм по вопросу вмешательства государства в экономические процессы в обществе, однозначно следует отметить невозможность существования гражданского общества вне государства и бессмысленность государства без его жителей — гражданского общества. Следует рассматривать две эти категории во взаимосвязи. Государство, играя свою роль, как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровне должно выполнять ряд функций, осуществляя координацию важных направлений развития. Рассмотрим важнейшие из них.

1. Поддержание сбалансированного равновесного экономического роста. Под данной функцией государства относительно взаимодействия с гражданским обществом и его институтами подразумевается поддержка такого роста экономики, при котором темп прироста запасов всех продуктов на протяжении рассматриваемого промежутка времени постоянен и обеспечен внутренней согласованностью темпов развития отраслей и секторов экономики [2].

2. Обеспечение занятости населения и регулирование рынка труда. Государство гарантирует каждому гражданину право на труд в соответствии с его желанием, индивидуальными особенностями и способностями, которое рынок самостоятельно реализовать не в состоянии. Безработица — серьезнейшая социальная проблема, влекущая за собой целый ряд экономических последствий: снижение производства валового национального продукта, уменьшение потребительского спроса, налоговых отчислений граждан в казну государства, возрастание расходов государства на пособия по безработице для населения.

3. Государственное регулирование цен. Контроль динамики изменения цен — немаловажная функция государства, влияющая на структуру хозяйствования, инвестиционные процессы, устойчивость национальной валюты и экономическое состояние на макроэкономическом уровне в целом.

4. Создание правовой основы государства. Государство имеет законотворческую инициативу, занимается разработкой и принятием законов, гарантируя тем самым правопорядок, снижение преступности, борется с коррупцией [3], предоставляя возможности для стабильного экономического развития, укрепляет правовой и институциональный статус гражданского общества, контроль за соблюдением законов на всей его территории, который возложен на государственные ветви исполнительной и судебной власти, а также на надзорные органы [4].

5. Обеспечение социальной защиты граждан. Функция государства, вытекающая из вышеописанной функции, так как мало только создать и контролировать исполнение норм законов на территории государства, необходимо отслеживать проблемные зоны в гражданском обществе, разрабатывать и принимать новые нормативные акты. Оказывать государственную помощь той части гражданского общества, которая в силу тех или иных причин не может быть использована в механизмах взаимодействия внутри экономической системы, не участвует, не конкурирует, не получает доходов. В этом случае государство гарантирует прожиточный минимум оплаты труда, помощь малоимущим гражданам, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице и т. д.

6. Государственное распределение и перераспределение ресурсов. Государство учреждает административные ограничения и стандарты, специализированные дотации, финансирование производства общественных благ, воздействует на объем и темпы развития общественного производства с помощью государственных заказов, инвестиции и прочих финансовых и кредитно-денежных механизмов.

7. Охрана окружающей среды, улучшение экологической ситуации. В связи с экономической тенденцией к освоению все больших просторов планеты, поисков новых месторождений полезных ископаемых, освоением новых видов производства и тому подобное, в поисках наживы и скорейшего развития и обогащения часто не уделяется должного внимания или попросту не обращается внимания на экологию.

8. Осуществление государственного управления страной. Государство ведет политику на федеральном, региональном, уровнях субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь подразделяются на подуровни с целью более полного политического охвата страны в целом. В современном гражданском обществе со сложной социальной дифференциацией при наличии публичной власти в лице государства трудно найти явления и процессы, абсолютно «свободные» от политических оттенков, поскольку большинство из них связаны с политическими властными отношениями

[5].

9. Реализация национальных интересов на международной арене. Государственная власть реализует международную политику в интересах страны, проводит внешнеэкономическую, миграционную, валютную внешнеторговую политики, контролирует устойчивость национальной валюты, отслеживает перемещение капиталов, осуществляет таможенный контроль, контролирует баланс международных платежей, является гарантом экономической безопасности, осуществляет контроль над использованием национальных ресурсов. Оценить такое вмешательство однозначно не возможно, так как в своих стремлениях осуществления политики на благо нации в целом государство часто делает излишне больше, нежели ему отмеряет гражданское общество.

Рассматривая взаимоотношения государства и гражданского общества непосредственно в системе экономических отношений, стоит уделить внимание основным методам, с помощью которых осуществляется государственное регулирования рассматриваемой системы. Недопустимо разрывать установленные легально сложившиеся рыночные связи, распределение предметов потребления (талоны, чеки, купоны и т. д.), полное всеохватывающее директивное планирование, административный контроль над ценами и прочие чрезмерные проявления значимости и возможности влияния на рыночные процессы. Государство, обладая значительными возможностями в управлении и имея большое разнообразие механизмов воздействия на рынок, не должно применять только лишь экономические, административные методы, так как это может негативно повлиять на рыночные механизмы взаимодействия вплоть до их разрушения. Оно должно видеть четкую грань своего присутствия в экономике, понимать и каждый раз анализировать последствия собственного вмешательства либо невмешательства в экономические процессы. Необходимо использовать такие регуляторы, которые не ослабляют и не подменяют рыночные стимулы, в противном случае механизмы рынка вновь окажутся под угрозой. Рынок в свою очередь должен ощущать присутствие надзора и контроля над процессами происходящими внутри него. Государством выработаны приемлемые инструменты влияние на рыночные механизмы: фискальная и монетарная политика государства, государственное регулирование, государственные расходы, государственное предпринимательство.

Государственные расходы [6] являются одним из существенных инструментов проведения политики государства на различных уровнях. С помощью бюджетной классификации расходов государство планирует и осуществляет регулирование важнейших для жизнедеятельности и нормального функционирования в Российской Федерации гражданского общества сфер: жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение и спорт; культура, кинематография и средства массовой информации; межбюджетные трансферты; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; общегосударственные расходы; охрана окружающей среды; образование; социальная политика [7]. Государство на определенный срок и конкретные цели выделяет денежные пособия местным органам власти (субвенции [8]), которые в случае нецелевого использования подлежат возврату в казну государства. В этом случае субсидируемые отрасли получают возможность возмещения издержек, которые они не в состоянии были бы возместить по рыночным ценам. Негативная черта такого воздействия на экономические процессы заключается во влиянии субвенций на естественное (в зависимости от самостоятельных рыночных механизмов) распределение экономических ресурсов, замедлении реакции рынка на количество предложений произведенной продукции.

Существенный элемент расходов — трансфертные платежи — различные виды пособий, пенсии ветеранам войн и по старости. Но использование трансфертных платежей как канала перераспределения доходов ограничены: чем он значительнее, тем слабее стимулы к труду, а это отрицательно сказывается как на экономике, так и в целом на социальной атмосфере в обществе. Государственная политика перераспределения доходов между низко- и высокодоходной частью населения призвана сократить разницу, не подавляя деловую активность в обществе.

Фискальная или налогово-бюджетная политика государства направлена на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов [9], являясь основным инструментом вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономической системы в краткосрочной перспективе и уменьшения колебаний экономических циклов. Налогообложение, являясь важнейшей составляющей работы государства как распределителя в экономике, преследует следующие цели: эффективное использование экономических ресурсов; стабилизацию уровня валового внутреннего продукта и общего уровня цен; поддержание макроэкономического равновесия [10].

Монетарная или денежно-кредитная политика государства, так же как и фискальная, направлена на поддержание стабильного развития экономики. С ее помощью государство реализует контроль над денежной массой в национальной экономике. Банковский сектор быстрее реагирует на монетарную политику государства, чем на фискальную, за счет этого государство с помощью Центрального банка РФ изменяет предложение денег на рынке и может влиять на сглаживание экономических циклов. Увеличение денежной массы в коммерческих банках положительно влияет как на стабильность самих финансовых учреждений, так и население, являющееся потребителями такого банковского продукта как кредит [11]. Чрезмерное увлечение государства данными инструментами воздействия на рыночные механизмы может негативно сказаться на экономической ситуации, порождая дисбаланс государственного бюджета.

С экономической точки зрения тема взаимодействия гражданского общества и государства, взаимопроникающие методы влияния их институтов друг на друга остаются еще малоизученными и не разработанными. Ученые все большее внимание уделяют социальным, психологическим, политическим, философским и футуристическим направлениям и особенностям взаимодействия данных двух центральных мировых категорий, но их мнения относительно тенденций дальнейшего развития и лидерства во взаимодействиях внутри экономической системы разнятся. Экономическая составляющая взаимоотношений все больше набирает вес и влияет на проявление других аспектов взаимодействия гражданского общества и государства. От позиции ученых-кейнсианцев, придерживающихся точки зрения, что роль государства в системе экономических отношений будет

только усиливаться, до крайне противоположенного мнения экономистов, социологов футуристического направления, которые считают, что превалирующей будет роль гражданского общества, что развитие научной мысли и прогресса будет зависеть непосредственно от талантливых и обладающих информацией индивидов гражданского общества. Тем не менее на данном этапе эволюционного развития во взаимодействии таких двух категорий, как гражданское общество и государство уже существует тенденция к обоюдному влиянию и координации. Как государство с помощью механизмов воздействия и принуждения может оказывать давление на институты гражданского общества, а именно в рамках экономической системы, так и гражданское общество по средствам объединений, ассоциаций, движений может отстаивать свои права, продвигать интересы и влиять на принятие решений на различных государственных уровнях. Важная роль, влияющая на развитие взаимоотношений гражданского общества и государства в экономической системе, отводится таким критериям, по которым судят, насколько государство является развитым и сильным.

Построение сильного государства заключается в создании новых правительственных учреждений и укреплении существующих [12, с. 5]. Если государство сильное и развитое, то оно способно снижать свое вмешательство во внутренние процессы общества, т. е. ослабить государственность, оставляя за собой функции надзора и контроля, а также вмешательство в тех ситуациях, в которых решение проблемных вопросов без доли государственного вмешательства не предоставляется возможным. Наоборот, если государство слабое, если на его развитие можно легко повлиять как изнутри (с помощью институтов гражданского общества), так и снаружи, то включаются государственные механизмы сдерживания политической ситуации, механизмы принуждения, которые в свою очередь, помимо прямого регулирования проблемных зон в гражданском обществе, оберегают само государство от изменений, защищают государственную власть, как следствие — сдерживают прогресс. Относительно того, какое государство считать сильным, а какое еще не достигло в своем развитии такого статуса Френсис Фукояма, американский философ и политический экономист, выделяет три фазы становления сильного государства. Первая фаза — это постконфликтная перестройка, она наступает, когда страна выходят из состояния конфликта (война, революция и другое). В этот период перед государством ставится цель обеспечения стабильного развития безопасности в гуманитарной и технической сферах, банковской системе и т. д. Если государство обретает стабильность, то оно готово к переходу во вторую фазу развития, в которой главной целью становится создание собственных государственных учреждений. Третья фаза тоже связана с вопросом укрепления слабых сторон государства, в которых власть уже в значительной степени стабилизировалась, но еще не в полной мере может осу-

ществлять важные государственные функции по защите прав собственности или по всеобщему начальному образованию [12, с. 169-170]. Роль государства в регулировании и влиянии на экономические процессы не стоит недооценивать. Во взаимоотношениях с гражданским обществом по направлениям экономической деятельности государство создает условия для развития и нормального существования предприятий, оберегает от влияния крупных монополий, обеспечивает потребности граждан в общественных благах, гарантирует социальную защиту, решает вопросы национальной обороны. Решения, генерируемые органами управления страной, влияют на ситуацию в гражданском обществе, институты гражданского общества, а также на ответную реакцию и формирование собственных мнений, а затем и действий у членов гражданского общества. Постепенно роль государства должна меняться от руководящей к партнерской, где за достигнутые успехи и самостоятельность в достижении поставленной цели институтами гражданского общества на благо общества, государство будет стремиться выявлять приоритетные области, наиболее перспективные с точки зрения гражданского общества, и делать свободными от государственного влияния сферы экономики, представляющие для него особый интерес. Тогда и появится общность интересов государства и гражданского общества.

Из сказанного выше следует, что в течение перехода и укрепления государственности процессы влияния государства на гражданское общество во всех сферах, включая и экономическую систему, должны снижаться. Сильное государство старается снизить долю своего присутствия в регулировании экономических отношений и придти к равноправному и равновесному положению как субъекта наряду с гражданским обществом в рамках экономической системы. Именно при таком положении взаимоотношений достигается наиболее эффективное взаимодействие государства и гражданского общества в системе экономических отношений.

Библиографический список

1. Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории. М.: Наука, 1999. С. 6.

2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2003. 520 с.

3. Субботин В.О. Антикоррупционная деятельность прокуратуры в сфере надзора за исполнением трудового законодательства // Актуальные вопросы деятельности законодательных (представительных) органов власти в современных условиях (к 15-летию Костромской областной Думы):

сб. материалов науч.-практич. конф. (25 марта 2009 г.): в 2 т. Кострома: ООО Полиграфресурс, 2009. Т. 2. С. 183-187.

4. Субботин В.О. Прокурорский надзор в сфере трудового законодательства, в период тяжелой экономической ситуации в мире // Право и суд в современном мире. Вып. № 9: Актуальные проблемы юридической науки и судебной практики: материалы IX Всерос. ежегодной науч.-практич. конф. Казань, 2010. С. 392-396.

5. Общая и прикладная политология: учеб. пособие / под общ. ред.

B.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. 992 с. С. 61.

6. Бюджетное право: учеб. пос. для вузов / Д.А. Ремиханова [и др.]; под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова; 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 287 с.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 133, 140.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.

10. Матвеева Т.Ю. 12.1 Цели и инструменты фискальной политики // Введение в макроэкономику. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

C.446-447.

11. Матвеева Т.Ю. 9.2 Инструменты монетарной политики // Введение в макроэкономику. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 375-382.

12. Фрэнсис Фукуяма. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке: [пер. с англ.]. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 220 с.

V.O. Subbotin

Interaction between civil society and the state in the economic relations system

This publication reveals peculiarities of economic cooperation between the state and civil society institutions. It also considers variety of economic relations. Established and specified the main functions of the state in economic cooperation with civil society. The key positions are outlined, possible options for the development of civil society are proposed. Specified criteria for «strong» state.

Key words: civil society, economic relations, economic system, economic functions of the state, state, impact on he state, interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.