Научная статья на тему 'Гражданское общество как ведущий фактор социально-экономического развития'

Гражданское общество как ведущий фактор социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1284
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / экономическое развитие / государство. / civil society / economic development / the state.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рудакова О. В., Филонов Г. А.

В статье обосновывается роль гражданского общества всоциально-экономическом развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the role of civil society in social and economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество как ведущий фактор социально-экономического развития»

Территория науки, 2013, № 2

2. Клейнер, Г. Границы предприятий зависят от трансакций: трансакционные издержки. Выделение, измерение и регулирование [Текст] / Г. Клейнер// Экономика и жизнь. - 2007.-№ 18. - С. 2-5.

3. Осмоловец, С.С. Оценка и анализ трансакционных издержек на предприятии: Управление затратами [Текст] // Справочник экономиста. - 2005.-№ 11. - С.41-46.

4. Попов, Е. Трансакционные издержки в переходной экономике: Экономический анализ [Текст] / Е. Попов // Мировая экономика и международные отношения. - 2006.-№ 3. - С.72-77.

5. Сарайкин, А.В. Трансакционный анализ деятельности

машиностроительных корпораций [Текст] / А.В. Сарайкин // Машиностроитель. - 2006.-№ 7. - С.2-6.

6. Типология трансакционных издержек [Электронный ресурс] /

Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-

teoriya/mikroekonomika/.

7. Трансакционные издержки в логистических системах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.xcomp.biz/.

8. Фуруботн, Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории [Текст] / Э.Г. Фуруборн, Р. Рихтер. - СПб.: Издат.дом СПбГУ, 2005.702с.

9. Шакирова, А.В. Трансакционные издержки: понятие,

экономическая природа и классификация [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tisbi.org/science/vestnik/2010/index.html.

Рудакова О.В., Филонов Г.А.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Орловский государственный институт экономики и торговли Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: гражданское общество, экономическое развитие, государство.

Аннотация: в статье обосновывается роль гражданского общества в социально-экономическом развитии страны.

Keywords: civil society, economic development, the state.

Abstract: The article explains the role of civil society in social and economic development of the country.

188

Территория науки, 2013, № 2

Сложная структура общества, неоднородность развития, социальное неравенство обуславливают существование различных слоев общества, выступающих носителями разнообразных экономических интересов. Среди многих экономических категорий в любом обществе особо важное значение имеют экономические интересы, которые выступают мощной движущей силой развития производительных сил, экономических и других отношений во всех звеньях и на всех уровнях хозяйствования. Без учета экономических интересов нельзя решить ни одну из актуальных социальноэкономических проблем. Утверждение института частной собственности становится основой экономической независимости личности, защищенности и стабильной реализации экономических интересов всех хозяйствующих субъектов.

Каждый индивидуум, социальная группа и общество являются носителями собственного экономического интереса. Экономические интересы личности в своей совокупности уникальны, хотя можно утверждать, что часть интересов индивидуумов достаточно близка по своей сути. С одной стороны, общественные экономические интересы порождаются индивидуальными и являются вторичными по отношению к индивидуальным. С другой стороны, экономические интересы общества формируют, корректируют индивидуальные интересы. В этой системе интересов государство рассматривается как инструмент, обеспечивающий наилучшие условия для развития граждан и общества.

На основе общего интереса возможно нахождение компромисса между прежде непримиримыми позициями частных и групповых интересов. Вне зависимости от особого состояния любой индивид, любая группа являются частью социального целого, позиции которого представлены общим интересом, и прежде всего они заинтересованы в сохранении этой социальной целостности, вне которой их существование невозможно и которая предоставляет им условия реализации частных интересов.

Гражданское общество возникает из необходимости компромисса между анархией индивидуальных потребностей и целей и жесткой детерминацией поведения со стороны политических структур государства. Оно является регулятором взаимодействия отдельных личностей и групп, имеющих специфические, отличные от общепринятых и конституционально-оформленные интересы, с обществом и его морально-нормативной системой и государством со всеми формами его политики. По отношению к личности и социальным группам гражданское общество выполняет функции

189

Территория науки, 2013, № 2

самоидентификации, защиты, легализации, внешнего представительства, экспансии, лоббирования и общественной институционализации [5]. Кроме того, гражданское общество - это единственный механизм, обеспечивающий реальную демократию и защищающий интересы всех граждан.

Общество представляет собой целостную, устойчивую систему социальных и хозяйственных связей, норм и институтов, сформировавшихся в результате совместной жизнедеятельности людей. В обществе действуют определенный механизм, координирующий деятельность людей и побуждающий их к сотрудничеству. С позиции экономической науки это механизм рыночной координации с присущими ему институтами. Под институтами мы понимаем публичную систему правил, которые определяют должность и положение субъектов с соответствующими правами и обязанностями. Институты гражданского общества обеспечивают защиту частных интересов каждого через влияние на власть и контроль за властью. Это и есть функция гражданского общества.

Гражданское общество не идентично государству Государство призвано служить гражданскому обществу, т.к. именно общество формирует и содержит государственные институты и потому имеет право направлять и контролировать их деятельность. Важно подчеркнуть, что именно от степени развития гражданского общества, его институтов зависят решения таких проблем, как:

• ликвидация коррупции и других негативных проявлений в институтах государственной власти;

• повышение ответственности госаппарата и институтов государства перед обществом;

• повышения уровня жизни населения страны;

• эффективная борьба с терроризмом и негативными последствиями глобализации для России [4].

Конечно же, перечнем этих важнейших национальных интересов не ограничивается весь их спектр.

В период 2001-2006 гг. на уровне общественности и власти в России были организованы многочисленные мероприятия - форумы, конференции, круглые столы, на которых проблема становления институтов гражданского общества в России становилась предметом обсуждения. В этот процесс оказались втянуты десятки тысяч ученых, общественных и политических деятелей [3].

190

Территория науки, 2013, № 2

Развитие институтов гражданского общества, приобретение ими новой политико-экономической роли и значения превратилось в первом десятилетии ХХ! в. в ведущую глобальную тенденцию развития. Более того, в важный политически и экономический фактор [4].

На сегодняшний день институты гражданского общества за рубежом постепенно вытесняют и замещают государственные институты. Это сказывается как на повышении эффективности управления обществом, так и на экономической эффективности. Например, в США, где за последние 40 лет объемы пожертвований выросли с 70,0 млрд. до 250 млрд. долл. (т.е. равняются сегодня примерно российскому бюджету). На практике это означает, что из негосударственных средств на:

• религию тратится - около 90 млрд. долл.;

• сферу услуг - около 20 млрд. долл.;

• общественные блага и здоровье - более 12 и 200 млрд. долл. соответственно;

• международные отношения - более 5 млрд. долл.

Примечательно, что большинство этих пожертвований собирается

не корпорациями, а простыми гражданами, которые таким образом выражают не только свою гражданскую позицию, но и участвуют в развитии и укреплении обществом и государством. Так, из собранных 248 млрд. долл. в 2004 году пожертвований в США 75%, т.е. три четверти было пожертвовано гражданами и менее 5% - корпорациями. При этом ежегодно более 70% американцев жертвуют хотя бы один раз в год, в Германии - более 50%, а в Великобритании более 57% жертвуют хотя бы раз в месяц [6]. При этом развитие институтов гражданского общества отнюдь не всегда имеет только позитивное влияние. Нередко институты гражданского общества становятся инструментом или механизмом влияния политических и финансовых кругов.

В России решающая роль институтов гражданского общества в экономическом и социальном развитии не осознана. Роль гражданского общества и его институтов не учитывается в реальной экономической политике страны. Между тем их влияние на экономику и социальную жизнь развитых стран-лидеров глобализации очень велико. Там институты гражданского общества, прежде всего органы местного самоуправления, являются огромным ресурсом развития. Можно условно определить их удельный вес как долю мелкого и среднего

191

Территория науки, 2013, № 2

бизнеса в ВВП развитых стран - 75-85%. У России же эта доля не превышает 15-20%.

Развитые институты гражданского общества могут в существенной степени взять на себя даже выполнение таких, например, функций государства, как борьба с терроризмом, а также с традиционной преступностью. Кроме того, без активного содействия со стороны гражданского общества реализации научного, культурного и образовательных потенциалов нации, увеличение их роли и значения в экономике страны вообще немыслимо. При этом необходимо оказание государственной поддержки и даже стимулирование создания тех институтов гражданского общества, которые могут и должны взять на себя ряд основных государственных функций (например, в области социальной политики).

Очевидна взаимосвязь между уровнем социально-экономической обеспеченности граждан и степенью их социальной активности. В настоящее время активную социальную и сознательную гражданскую позицию способно занимать и отстаивать абсолютное меньшинство граждан. Когда остальные заняты проблемой биологического выживания, то на все остальное у них просто не остается времени. В этой связи необходимо стимулирование развития институтов гражданского общества, что должно выражаться:

• в законодательной поддержке институтов гражданского общества, т.е. создании такой системы законов, которые бы не только не мешали (как это происходит сегодня), но и содействовали формированию новых общественных структур;

• в материальной и финансовой поддержке, включая

бюджетную, институтов гражданского общества, прежде всего СМИ, общественных и правозащитных организаций.

Важно, чтобы были созданы такие налоговые условия, которые позволяли бы привлекать этим институтам средства предпринимателей, прежде всего отечественных.

Наконец, необходима институциональная поддержка, включая прямое содействие развитию институтов гражданского общества [4]. Такая помощь с экономической точки зрения выгодна государству и обществу, т.к. прямо влияет на темпы экономического роста. Развитие институтов гражданского общества следует рассматривать, прежде всего, как важнейшее условие сохранения политической стабильности, без которой невозможно не только обеспечение национальной безопасности, но и решение всего перечня социально-экономических проблем.

192

Территория науки, 2013, № 2

Владимир Путин в своих программных выступлениях и посланиях постоянно напоминает руководителям всех ветвей власти о насущной необходимости диалога и объединения усилий государственных органов и гражданских институтов, в том числе в обеспечении национальной безопасности, ибо без поддержки самих граждан и их объединений ни одна стратегически важная реформа (военная, социальная, экономическая или судебная) не имеет шансов на успешную и полную реализацию [1]. Таким образом, новая важнейшая закономерность развития глобальных процессов: роль институтов гражданского общества становится не просто важным, но и решающим фактором политического, экономического и научно-технического развития страны. Причем не только позитивным, но и негативным

В России все же очевидна недооценка роли этого фактора. Хотя в 2004-2005 гг. администрация Президента и лично В .Путин предприняли заметные шаги (был создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, принят Закон и сформирована Общественная палата России, выделено 500 млн. рублей на финансирование институтов гражданского общества с 2006 г. и т.д.) по ускорению этого процесса, радикальных изменений, естественно, не произошло.

Объясняется это следующими факторами. Во-первых, отставание России, которая на 70 лет практически «выпала» из объективного процесса развития институтов гражданского общества. Догонять в 90-е гг. России пришлось в условиях жесточайшего кризиса, который очевидно затруднял этот процесс. Во-вторых, укрепление институтов государства в 2000-2006 гг. в ряде случаев наносило ущерб развитию общественных институтов. Демонстративная попытка смены курса Президентом РФ в этом отношении в 2004-2006 гг. не смогла в полной мере нейтрализовать эту тенденцию. В-третьих, медленный рост средних слоев, так называемого «среднего класса» который в социальной структуре России так и не превысил 20-25%. Социальная база институтов гражданского общества оказалась недостаточной. Объясняется это и тем, что в России не сложилась национальная элита в полном смысле этого слова [7].

Координация усилий государства и представителей общества позволит создать условия для реализации общегосударственных интересов в повышении конкурентоспособности государства, перехода к постиндустриальному обществу, что будет выступать не только результатом текущего роста индивидуального благосостояния, но и залогом его увеличения в будущем.

193

Территория науки, 2013, № 2

Список литературы:

1. Абакумов, С.А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? [Текст] / С.А. Абакумов. - М.: «Галерия», 2005. - 144 с.

2. Батанов, А.С. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возростающих факторов ускорения социально-экономического развития России [Текст] / А.С. Батанов, В.И. Зоркальцев, С.П. Стреляев. М., 2005. - 186 с.

3. Калашников, С.В. Очерк теории современного государства [Текст] / С.В. Калашников. М., 2007. - 224 с..

4. Подберезкин, А.И. Институты гражданского общества и стратегия России [Текст] / А.И. Подберезкин. М., 2006. - 296 с.

5. Рудакова, О.В. Индивидуальное и общественное благосостояние в условиях постиндустриального общества [Текст] / О.В. Рудакова. -Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2008. - 204 с.

Самородова Е.М., Баранов А.С.

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА КАК СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Орловский государственный институт экономики и торговли Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: торгово-промышленная палата, экономика,

бизнес-сообщество.

Аннотация: в статье рассматривается роль торго-промышленных палат в формировании предпринимательского климата страны.

Keywords: Chamber of Commerce, the economy, the business community.

Abstract: This article examines the role of Chamber of Commerce and Industry Chambers in shaping the business climate in the country.

Процесс создания многообразных институтов взаимодействия частного и государственного секторов объективно обусловлен тенденциями развития современных экономических систем. Как показывает мировой опыт, эти институты дают возможность повысить эффективность функционирования и жизнеобеспечения общества, решать множество экономических и социальных задач, способствовать целесообразно распределять риски между бизнесом и публичной властью.

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.