Территория науки, 2013, № 2
Список литературы:
1. Абакумов, С.А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? [Текст] / С.А. Абакумов. - М.: «Галерия», 2005. - 144 с.
2. Батанов, А.С. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возростающих факторов ускорения социально-экономического развития России [Текст] / А.С. Батанов, В.И. Зоркальцев, С.П. Стреляев. М., 2005. - 186 с.
3. Калашников, С.В. Очерк теории современного государства [Текст] / С.В. Калашников. М., 2007. - 224 с..
4. Подберезкин, А.И. Институты гражданского общества и стратегия России [Текст] / А.И. Подберезкин. М., 2006. - 296 с.
5. Рудакова, О.В. Индивидуальное и общественное благосостояние в условиях постиндустриального общества [Текст] / О.В. Рудакова. -Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2008. - 204 с.
Самородова Е.М., Баранов А.С.
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА КАК СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Орловский государственный институт экономики и торговли Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел
Ключевые слова: торгово-промышленная палата, экономика,
бизнес-сообщество.
Аннотация: в статье рассматривается роль торго-промышленных палат в формировании предпринимательского климата страны.
Keywords: Chamber of Commerce, the economy, the business community.
Abstract: This article examines the role of Chamber of Commerce and Industry Chambers in shaping the business climate in the country.
Процесс создания многообразных институтов взаимодействия частного и государственного секторов объективно обусловлен тенденциями развития современных экономических систем. Как показывает мировой опыт, эти институты дают возможность повысить эффективность функционирования и жизнеобеспечения общества, решать множество экономических и социальных задач, способствовать целесообразно распределять риски между бизнесом и публичной властью.
194
Территория науки, 2013, № 2
История экономического развития накопила более, чем четырехсотлетний опыт взаимодействия через институт Торговопромышленных палат (ТПП) власти и бизнеса. Увеличение количества ТПП обуславливает необходимость сути и функций этого специфического института некоммерческой поддержки предпринимательского сектора. В условиях глобализации мировой экономки, углубления процессов интернационализации хозяйственной жизни, усиления внешнеэкономических связей роль ТПП значительно возрастает. По этой причине ТПП признаются важным институтом международного взаимодействия.
Торгово-промышленные палаты представляют собой особые деловые сообщества, в которые входят предприятия и фирмы, отдельные граждане, деятельность которых связана с торговлей, производством, оказанием услуг. каковы же основные цели этого института. В самом общем виде цель торгово-промышленных палат -защита бизнеса и оказание содействия его развитию. Иными словами, ТПП выступают, с одной стороны, как обслуживающие организации, с другой - как представительские. ТПП обеспечивают помощь, предоставляют консультации по ведению бизнеса, с целью создания более благоприятных условий функционирования бизнеса оказывают влияние на правительство.
В настоящее время торгово-промышленные палаты являются наиболее представительными организациями бизнеса, объединяющими предпринимательские структуры различных секторов экономики.
Торговые палаты играют особую роль и обладают, независимо от формы организации, во всех странах мира рядом общих черт, которые отличают их от других предпринимательских союзов. К таким чертам относится следующее:
•как правило, они являются некоммерческими организациями;
•носят территориальный характер (организованы в административных границах города, округа, штата и т.п.);
• функционируют на основе самоуправления, определяемого уставами;
• оказывают различные виды услуг своим членам (состав этих услуг, хотя и весьма отличается в разных странах, в целом направлен на развитие предпринимательства);
• используют свое влияние и авторитет в законодательных и исполнительных органах власти для создания
195
Территория науки, 2013, № 2
благоприятного правового климата в целях развития
предпринимательства и лоббирования его интересов;
• выполняют функции посредников между
правительственными и предпринимательскими структурами в
исполнении, толковании и совершенствовании нормативных
документов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Торгово-промышленные палаты, как правило, объединяют представителей бизнеса всех отраслей экономики. Вместе с тем они отличаются от других некоммерческих организаций предпринимателей по своей миссии, функциям, организационно-правовым моделям и другим признакам.
На основе выявленных признаков, присущих торгово-
промышленным палатам в разных странах мира, выделены следующие организационно-правовые модели ТИП:
• континентальная (европейская),
• англосаксонская (американская),
• смешанная (азиатская и евразийская).
Ироведенная классификация организационно-правовых моделей
торговых палат показала, что в течение четырех веков институт палат пережил эволюционное развитие от континентальной модели до евразийской, основное различие между которыми связано с отношением к публичному или частному праву, а также к добровольному или обязательному членству.
Анализ распределения моделей палат по географии континентов позволяет сделать вывод, что англосаксонская и континентальная модели палат представлены на всех континентах мира, тогда как азиатская и евразийская приняты больше в Европе, Америке и развивающихся странах Азии. Континентальная модель по сей день остается самой распространенной. Однако такое разнообразие организационно-правовых моделей создало определенные барьеры по обмену опытом между палатами различных стран.
Многие торговые палаты Западной Европы и Азии, использующие континентальную и азиатскую модели, наделены государственными органами особыми делегированными функциями, часть которых не предусмотрена в российском законодательстве. На отдельные виды услуг, выполняемых торговыми палатами США и Великобритании, использующими англосаксонскую модель, пока нет спроса в России.
Все торговые палаты мира объединяет одна миссия - защита интересов предпринимателей путем воздействия на органы власти и другие слои общества. Цели деятельности палат конкретизируются в
196
Территория науки, 2013, № 2
задачах, которые они ставят перед собой на определенных исторических отрезках времени. Каждая палата формирует свои задачи, исходя из возможностей и потребности предпринимательского сообщества на своей территории.
Интересы разных категорий предпринимателей неоднозначны, что обусловлено существенными различиями масштабов их деятельности, отраслевой принадлежности, стратегических целей, и представляют огромную сложность для поиска компромиссов и согласования внутри предпринимательского сообщества.
Правительства многих стран используют предложения торговопромышленных палат для совершенствования своего национального законодательства в области экономического развития. На региональном и местном уровнях палаты стали постоянными консультантами органов власти по вопросам экономического развития, инициаторами новых экономических проектов.
Торгово-промышленные палаты в России пока не накопили достаточного опта по привлечению в общественную деятельность предпринимателей. По разным данным, членами ТПП является не более 5% официально зарегистрированных предприятий. Данный факт не лучшим образом сказывается на эффективности деятельности ТПП в нашей стране [6].
Общая, единая цель деятельности торгово-промышленных палат заключается в защите и содействии развитию предпринимательства и бизнеса.
Палаты совмещают в себе роль организаций, которые, с одной стороны, выполняют представительские функции, обслуживают предприятия и фирмы, содействуют созданию для предпринимательского сектора более благоприятной внешней и внутренней среды функционирования и повышения конкурентоспособности хозяйствующих единиц. С другой стороны, палаты выполняют функции организаций, консультирующих правительство и местные органы власти, воздействующих на них в интересах создания более благоприятного делового климата. Именно эта функция палат обеспечила им ключевую роль в содействии бизнесу и развитию территорий, в развитии предпринимательской культуры.
Представительская функция торговых палат, которая реализовывалась через публикации в прессе предложений деловых кругов, рассчитанных на внимание только местных органов власти, постепенно эта функция ТПП вышла на общенациональный, а потом на наднациональный и международный уровень. Это обеспечило новые возможности торговым палатам - в лице своих национальных
197
Территория науки, 2013, № 2
организаций стать партнерами правительств, а через европейскую ассоциацию торговых палат - Европалату и Международную торговую палату (далее МТП) - партнерами таких наднациональных структур, как органы Европейского Союза и Организация Объединенных Наций.
Мировой опыт функционирования ТПП свидетельствует, что в их деятельности должны органично сочетаться два принципиально различных организационных подхода - диверсификации и специализации. Диверсификация предполагает множественность форм и направлений работы. Это могут быть информационноконсультационное обслуживание, глубокое изучение конъюнктуры рынков зарубежных стран и их блоковых образований, арбитраж, экспертиза, патентно-лицензионная работа, организация и проведения выставок и ярмарок и многое другое. Специализация означает нацеленность одной или нескольких структурных подразделений торгово-промышленной палаты на решение вполне определенного круга задач, причем решение на высоком качественном уровне, без бюрократических проволочек, и ориентированное на нужды непосредственно заинтересованных в соответствующих видах услуг коммерческо-предпринимательских организаций.
На сегодняшний момент в мировой системе торговли ТПП выполняют функции консультантов и третейских судей. Роль этих органов в разных странах различна и определяется моделью права, на основе которого действует палата. В мире имеют место условно два типа палат, осуществляющих свою деятельность на основе модели частного или публичного права. Для первой модели характерно отсутствие законодательства о палатах, членство является добровольным, никакие задания палатам государством не делегируются (Великобритания, США).
Для модели публичного права характерны: наличие специального закона о палатах; обязательное членство; палате придан статус официального консультативного органа правительства и делегированы государственные задания; регулирование регионального охвата (одна палата на один регион); особый контроль со стороны государства (Германия, Франция). В России модель палаты является евразийской (смешанной), в которой превалируют черты модели палаты на основе публичного права с элементами частного (добровольное членство).
Особо хотелось бы подчеркнуть социально-экономическую субъектную специализацию ТПП. Очевидно, крупные хозяйственнопредпринимательские структуры, обладающие зачастую не только опытом во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но и квалифицированным штатом специализированных работников,
198
Территория науки, 2013, № 2
налаженными международными связями, оказываются в сравнительно более выгодном положении, чем малые фирмы, для которых внешняя поддержка подчас является безальтернативным условием налаживания международных контактов и даже выживания. Конечно, это не означает, что крупные предприятия, фирмы, компании должны находиться вне сферы интересов ТПП. Однако следует подчеркнуть: в спектре деятельности ТПП приоритетное место должно отводиться малому и среднему бизнесу.
Особое внимание необходимо уделить Международной торговой палате (МТП) и её деятельности. Именно ей принадлежит исключительно важная роль в отстаивании интересов бизнеса в мировом экономическом пространстве. Уже несколько десятков лет своей деятельностью МТП оказывает содействие развитию международной торговле, международных инвестиций, помогает коммерческим компаниям в реализации возможностей и в решении задач, обусловленных глобализацией мировой экономики.
Социальные аспекты процессов глобализации, прогресс частного сектора в развивающихся странах и обеспечение на его основе устойчивого развития этой группы стран, борьба с терроризмом -объект особого внимания МТП в XXI. Это обстоятельство обусловлено усилением позиций «новых индустриальных стран», развивающихся и бывших социалистических стран в структуре МТП. Эти тенденции наметились ещё в середине прошлого века. Деятельность МТП в Азиатско-тихоокеанском регионе активизировалась в середине 50-х годов XX века, в Латинской Америке - в 60-х - 80-х годах, в Африке -в 60-х -80-х годах; в 90-е годы стали создаваться национальные комитеты в странах Центрально-Восточной Европы и Китае.
МТП первоначально как организация «евроатлантическая» превратилась в структуру, которая охватывает все континенты. Это значительно повысило роль и статус МТП как представителя широких кругов бизнеса - независимо от уровня экономического развития той или иной страны и от уровня национальной принадлежности. Это подтверждает и качественный состав членской базы МТП. Подавляющее большинство среди прямых членов МТП составляют крупные транснациональные компании и банки со штаб-квартирами в основном в Америке и странах Западной Европы Вместе с тем мировая статистика свидетельствует, что вклад малого бизнеса в ВВП этих стран колеблется от 50 до 70% (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% в Японии, 40% в США) [6].
В сферу деятельности ТПП многих стран мира обязательно входит защита интересов малых и средних предприятий. Опыт зарубежной
199
Территория науки, 2013, № 2
практики поддержки малого и среднего бизнеса показывает, что в этой сфере торгово-промышленными палатами реализуется широкий круг мероприятий, ведется серьёзная работа.
ТПП России стала действительным членом МТП в 1993 году. Членами МТП являются около 8000 фирм и экономических организаций отраслевого и регионального типа - промышленных, торговых и транспортных ассоциаций, федераций, торговых палат, банковских объединений более чем из 120 стран мира. В рамках МТП функционируют 20 постоянных комиссий, рассматривающих вопросы морского и воздушного транспорта, маркетинга, банковской практики, международных инвестиций, охраны окружающей среды, различные аспекты международной торговли.
ТПП России является членом МТП, объединяющей ТПП и предпринимательские организации более чем 100 стран. Статус «члена национального уровня» позволяет ТПП России, а через нее и региональным ТПП участвовать в работе международных технических комиссий (по вопросам налогов, маркетинга, банковского дела, международных инвестиций, торговли, менеджмента, окружающей среды, интеллектуальной собственности и ряду др. проблем), получать на льготных условиях большую часть публикаций, издаваемых МТП, принимать участие в конгрессах, конференциях, симпозиумах и др. мероприятиях, организуемых под ее эгидой.
Сущность внешнеэкономической деятельности торговопромышленных палат можно раскрыть, через функции, ими выполняемые. Функции и задачи, которые решают ТПП в разных странах, идентичны, что является объективным следствием действия общих законов развития рыночной экономики. Эти общие для ТПП многих стран функции следующие:
• оказание услуг, востребованных деловыми кругами;
• представление интересов регионов в правительстве на
основе экспертиз и внесения соответствующих предложений;
• содействие развитию внешней торговли;
• представление экономических интересов деловых кругов своих стран в целом.
Иными словами, национальные ТПП выполняют важные функции по содействию развитию бизнеса, в том числе оказание помощи во внешнеэкономической сфере, воздействуют на формирование экономической политики государства.
Список литературы
200
Территория науки, 2013, № 2
1. Абросимова, Е. А. Функции Торгово-промышленных палат по организации торгового оборота [Текст]. / Е. А. Абросимова // Актуальные проблемы коммерческого права. 2007. - №3. - С. 74-87.
2. Дерябина, Н.Н. Место и роль торговых палат в системе объединения предпринимателей. [Текст] / Н.Н. Дерябина // Вестник Государственного университета управления.- 2009. - №23. -С. 143-148.
3. Мантусов, В.Б. Посредничество в мирохозяйственных связях. Сущность, совершенствование методы и формы [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / В.Б. Мантусов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 143 с. -ISBN 978-5-238-02150-8.
4. Рудакова, О.В. Новые аспекты конкуренции в условиях глобализации мировой экономики [Текст] / О.В. Рудакова, В.П. Бардовский // Вестник ОрёлГИЭТ. - 2011. - № 1. - С. 74-80.
5. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ: портал
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.tpprf.ru/ru/about/history/. Дата обращения 11.01.2013.
6. Официальный сайт Международной торговой палаты: портал
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.iccwbo.org/id93/index.html. Дата обращения 15.09.2012.
7. Федеральный Закона Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О Третейских судах в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 194-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ) [Электронный ресурс]. Официальный сайт компании "Консультант Плюс" - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=12192. Дата обращения 10.02.2013.
Самородова Е.М., Филонов Г.А.
МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Орловский государственный институт экономики и торговли Воронежский экономико-правовой институт. г. Орел
Ключевые слова: человеческий капитал, постиндустриальная
экономика, экономическое развитие.
Аннотация: в статье рассматривается место и роль человеческого капитала в постиндустриальном обществе.
Keywords: human capital, postindustrial economy, economic
development.
Abstract: The article discusses the place and role of human capital in the
201