Научная статья на тему 'Торгово-промышленная палата как субъект современной экономики'

Торгово-промышленная палата как субъект современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3356
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
торгово-промышленная палата / экономика / бизнес-сообщество. / Chamber of Commerce / the economy / the business community.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самородова Е. М., Баранов А. С.

В статье рассматривается роль торго-промышленныхпалат в формировании предпринимательского климата страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the role of Chamber of Commerce and Industry Chambers in shaping the business climate in the country.

Текст научной работы на тему «Торгово-промышленная палата как субъект современной экономики»

Территория науки, 2013, № 2

Список литературы:

1. Абакумов, С.А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? [Текст] / С.А. Абакумов. - М.: «Галерия», 2005. - 144 с.

2. Батанов, А.С. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возростающих факторов ускорения социально-экономического развития России [Текст] / А.С. Батанов, В.И. Зоркальцев, С.П. Стреляев. М., 2005. - 186 с.

3. Калашников, С.В. Очерк теории современного государства [Текст] / С.В. Калашников. М., 2007. - 224 с..

4. Подберезкин, А.И. Институты гражданского общества и стратегия России [Текст] / А.И. Подберезкин. М., 2006. - 296 с.

5. Рудакова, О.В. Индивидуальное и общественное благосостояние в условиях постиндустриального общества [Текст] / О.В. Рудакова. -Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2008. - 204 с.

Самородова Е.М., Баранов А.С.

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА КАК СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Орловский государственный институт экономики и торговли Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: торгово-промышленная палата, экономика,

бизнес-сообщество.

Аннотация: в статье рассматривается роль торго-промышленных палат в формировании предпринимательского климата страны.

Keywords: Chamber of Commerce, the economy, the business community.

Abstract: This article examines the role of Chamber of Commerce and Industry Chambers in shaping the business climate in the country.

Процесс создания многообразных институтов взаимодействия частного и государственного секторов объективно обусловлен тенденциями развития современных экономических систем. Как показывает мировой опыт, эти институты дают возможность повысить эффективность функционирования и жизнеобеспечения общества, решать множество экономических и социальных задач, способствовать целесообразно распределять риски между бизнесом и публичной властью.

194

Территория науки, 2013, № 2

История экономического развития накопила более, чем четырехсотлетний опыт взаимодействия через институт Торговопромышленных палат (ТПП) власти и бизнеса. Увеличение количества ТПП обуславливает необходимость сути и функций этого специфического института некоммерческой поддержки предпринимательского сектора. В условиях глобализации мировой экономки, углубления процессов интернационализации хозяйственной жизни, усиления внешнеэкономических связей роль ТПП значительно возрастает. По этой причине ТПП признаются важным институтом международного взаимодействия.

Торгово-промышленные палаты представляют собой особые деловые сообщества, в которые входят предприятия и фирмы, отдельные граждане, деятельность которых связана с торговлей, производством, оказанием услуг. каковы же основные цели этого института. В самом общем виде цель торгово-промышленных палат -защита бизнеса и оказание содействия его развитию. Иными словами, ТПП выступают, с одной стороны, как обслуживающие организации, с другой - как представительские. ТПП обеспечивают помощь, предоставляют консультации по ведению бизнеса, с целью создания более благоприятных условий функционирования бизнеса оказывают влияние на правительство.

В настоящее время торгово-промышленные палаты являются наиболее представительными организациями бизнеса, объединяющими предпринимательские структуры различных секторов экономики.

Торговые палаты играют особую роль и обладают, независимо от формы организации, во всех странах мира рядом общих черт, которые отличают их от других предпринимательских союзов. К таким чертам относится следующее:

•как правило, они являются некоммерческими организациями;

•носят территориальный характер (организованы в административных границах города, округа, штата и т.п.);

• функционируют на основе самоуправления, определяемого уставами;

• оказывают различные виды услуг своим членам (состав этих услуг, хотя и весьма отличается в разных странах, в целом направлен на развитие предпринимательства);

• используют свое влияние и авторитет в законодательных и исполнительных органах власти для создания

195

Территория науки, 2013, № 2

благоприятного правового климата в целях развития

предпринимательства и лоббирования его интересов;

• выполняют функции посредников между

правительственными и предпринимательскими структурами в

исполнении, толковании и совершенствовании нормативных

документов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Торгово-промышленные палаты, как правило, объединяют представителей бизнеса всех отраслей экономики. Вместе с тем они отличаются от других некоммерческих организаций предпринимателей по своей миссии, функциям, организационно-правовым моделям и другим признакам.

На основе выявленных признаков, присущих торгово-

промышленным палатам в разных странах мира, выделены следующие организационно-правовые модели ТИП:

• континентальная (европейская),

• англосаксонская (американская),

• смешанная (азиатская и евразийская).

Ироведенная классификация организационно-правовых моделей

торговых палат показала, что в течение четырех веков институт палат пережил эволюционное развитие от континентальной модели до евразийской, основное различие между которыми связано с отношением к публичному или частному праву, а также к добровольному или обязательному членству.

Анализ распределения моделей палат по географии континентов позволяет сделать вывод, что англосаксонская и континентальная модели палат представлены на всех континентах мира, тогда как азиатская и евразийская приняты больше в Европе, Америке и развивающихся странах Азии. Континентальная модель по сей день остается самой распространенной. Однако такое разнообразие организационно-правовых моделей создало определенные барьеры по обмену опытом между палатами различных стран.

Многие торговые палаты Западной Европы и Азии, использующие континентальную и азиатскую модели, наделены государственными органами особыми делегированными функциями, часть которых не предусмотрена в российском законодательстве. На отдельные виды услуг, выполняемых торговыми палатами США и Великобритании, использующими англосаксонскую модель, пока нет спроса в России.

Все торговые палаты мира объединяет одна миссия - защита интересов предпринимателей путем воздействия на органы власти и другие слои общества. Цели деятельности палат конкретизируются в

196

Территория науки, 2013, № 2

задачах, которые они ставят перед собой на определенных исторических отрезках времени. Каждая палата формирует свои задачи, исходя из возможностей и потребности предпринимательского сообщества на своей территории.

Интересы разных категорий предпринимателей неоднозначны, что обусловлено существенными различиями масштабов их деятельности, отраслевой принадлежности, стратегических целей, и представляют огромную сложность для поиска компромиссов и согласования внутри предпринимательского сообщества.

Правительства многих стран используют предложения торговопромышленных палат для совершенствования своего национального законодательства в области экономического развития. На региональном и местном уровнях палаты стали постоянными консультантами органов власти по вопросам экономического развития, инициаторами новых экономических проектов.

Торгово-промышленные палаты в России пока не накопили достаточного опта по привлечению в общественную деятельность предпринимателей. По разным данным, членами ТПП является не более 5% официально зарегистрированных предприятий. Данный факт не лучшим образом сказывается на эффективности деятельности ТПП в нашей стране [6].

Общая, единая цель деятельности торгово-промышленных палат заключается в защите и содействии развитию предпринимательства и бизнеса.

Палаты совмещают в себе роль организаций, которые, с одной стороны, выполняют представительские функции, обслуживают предприятия и фирмы, содействуют созданию для предпринимательского сектора более благоприятной внешней и внутренней среды функционирования и повышения конкурентоспособности хозяйствующих единиц. С другой стороны, палаты выполняют функции организаций, консультирующих правительство и местные органы власти, воздействующих на них в интересах создания более благоприятного делового климата. Именно эта функция палат обеспечила им ключевую роль в содействии бизнесу и развитию территорий, в развитии предпринимательской культуры.

Представительская функция торговых палат, которая реализовывалась через публикации в прессе предложений деловых кругов, рассчитанных на внимание только местных органов власти, постепенно эта функция ТПП вышла на общенациональный, а потом на наднациональный и международный уровень. Это обеспечило новые возможности торговым палатам - в лице своих национальных

197

Территория науки, 2013, № 2

организаций стать партнерами правительств, а через европейскую ассоциацию торговых палат - Европалату и Международную торговую палату (далее МТП) - партнерами таких наднациональных структур, как органы Европейского Союза и Организация Объединенных Наций.

Мировой опыт функционирования ТПП свидетельствует, что в их деятельности должны органично сочетаться два принципиально различных организационных подхода - диверсификации и специализации. Диверсификация предполагает множественность форм и направлений работы. Это могут быть информационноконсультационное обслуживание, глубокое изучение конъюнктуры рынков зарубежных стран и их блоковых образований, арбитраж, экспертиза, патентно-лицензионная работа, организация и проведения выставок и ярмарок и многое другое. Специализация означает нацеленность одной или нескольких структурных подразделений торгово-промышленной палаты на решение вполне определенного круга задач, причем решение на высоком качественном уровне, без бюрократических проволочек, и ориентированное на нужды непосредственно заинтересованных в соответствующих видах услуг коммерческо-предпринимательских организаций.

На сегодняшний момент в мировой системе торговли ТПП выполняют функции консультантов и третейских судей. Роль этих органов в разных странах различна и определяется моделью права, на основе которого действует палата. В мире имеют место условно два типа палат, осуществляющих свою деятельность на основе модели частного или публичного права. Для первой модели характерно отсутствие законодательства о палатах, членство является добровольным, никакие задания палатам государством не делегируются (Великобритания, США).

Для модели публичного права характерны: наличие специального закона о палатах; обязательное членство; палате придан статус официального консультативного органа правительства и делегированы государственные задания; регулирование регионального охвата (одна палата на один регион); особый контроль со стороны государства (Германия, Франция). В России модель палаты является евразийской (смешанной), в которой превалируют черты модели палаты на основе публичного права с элементами частного (добровольное членство).

Особо хотелось бы подчеркнуть социально-экономическую субъектную специализацию ТПП. Очевидно, крупные хозяйственнопредпринимательские структуры, обладающие зачастую не только опытом во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но и квалифицированным штатом специализированных работников,

198

Территория науки, 2013, № 2

налаженными международными связями, оказываются в сравнительно более выгодном положении, чем малые фирмы, для которых внешняя поддержка подчас является безальтернативным условием налаживания международных контактов и даже выживания. Конечно, это не означает, что крупные предприятия, фирмы, компании должны находиться вне сферы интересов ТПП. Однако следует подчеркнуть: в спектре деятельности ТПП приоритетное место должно отводиться малому и среднему бизнесу.

Особое внимание необходимо уделить Международной торговой палате (МТП) и её деятельности. Именно ей принадлежит исключительно важная роль в отстаивании интересов бизнеса в мировом экономическом пространстве. Уже несколько десятков лет своей деятельностью МТП оказывает содействие развитию международной торговле, международных инвестиций, помогает коммерческим компаниям в реализации возможностей и в решении задач, обусловленных глобализацией мировой экономики.

Социальные аспекты процессов глобализации, прогресс частного сектора в развивающихся странах и обеспечение на его основе устойчивого развития этой группы стран, борьба с терроризмом -объект особого внимания МТП в XXI. Это обстоятельство обусловлено усилением позиций «новых индустриальных стран», развивающихся и бывших социалистических стран в структуре МТП. Эти тенденции наметились ещё в середине прошлого века. Деятельность МТП в Азиатско-тихоокеанском регионе активизировалась в середине 50-х годов XX века, в Латинской Америке - в 60-х - 80-х годах, в Африке -в 60-х -80-х годах; в 90-е годы стали создаваться национальные комитеты в странах Центрально-Восточной Европы и Китае.

МТП первоначально как организация «евроатлантическая» превратилась в структуру, которая охватывает все континенты. Это значительно повысило роль и статус МТП как представителя широких кругов бизнеса - независимо от уровня экономического развития той или иной страны и от уровня национальной принадлежности. Это подтверждает и качественный состав членской базы МТП. Подавляющее большинство среди прямых членов МТП составляют крупные транснациональные компании и банки со штаб-квартирами в основном в Америке и странах Западной Европы Вместе с тем мировая статистика свидетельствует, что вклад малого бизнеса в ВВП этих стран колеблется от 50 до 70% (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% в Японии, 40% в США) [6].

В сферу деятельности ТПП многих стран мира обязательно входит защита интересов малых и средних предприятий. Опыт зарубежной

199

Территория науки, 2013, № 2

практики поддержки малого и среднего бизнеса показывает, что в этой сфере торгово-промышленными палатами реализуется широкий круг мероприятий, ведется серьёзная работа.

ТПП России стала действительным членом МТП в 1993 году. Членами МТП являются около 8000 фирм и экономических организаций отраслевого и регионального типа - промышленных, торговых и транспортных ассоциаций, федераций, торговых палат, банковских объединений более чем из 120 стран мира. В рамках МТП функционируют 20 постоянных комиссий, рассматривающих вопросы морского и воздушного транспорта, маркетинга, банковской практики, международных инвестиций, охраны окружающей среды, различные аспекты международной торговли.

ТПП России является членом МТП, объединяющей ТПП и предпринимательские организации более чем 100 стран. Статус «члена национального уровня» позволяет ТПП России, а через нее и региональным ТПП участвовать в работе международных технических комиссий (по вопросам налогов, маркетинга, банковского дела, международных инвестиций, торговли, менеджмента, окружающей среды, интеллектуальной собственности и ряду др. проблем), получать на льготных условиях большую часть публикаций, издаваемых МТП, принимать участие в конгрессах, конференциях, симпозиумах и др. мероприятиях, организуемых под ее эгидой.

Сущность внешнеэкономической деятельности торговопромышленных палат можно раскрыть, через функции, ими выполняемые. Функции и задачи, которые решают ТПП в разных странах, идентичны, что является объективным следствием действия общих законов развития рыночной экономики. Эти общие для ТПП многих стран функции следующие:

• оказание услуг, востребованных деловыми кругами;

• представление интересов регионов в правительстве на

основе экспертиз и внесения соответствующих предложений;

• содействие развитию внешней торговли;

• представление экономических интересов деловых кругов своих стран в целом.

Иными словами, национальные ТПП выполняют важные функции по содействию развитию бизнеса, в том числе оказание помощи во внешнеэкономической сфере, воздействуют на формирование экономической политики государства.

Список литературы

200

Территория науки, 2013, № 2

1. Абросимова, Е. А. Функции Торгово-промышленных палат по организации торгового оборота [Текст]. / Е. А. Абросимова // Актуальные проблемы коммерческого права. 2007. - №3. - С. 74-87.

2. Дерябина, Н.Н. Место и роль торговых палат в системе объединения предпринимателей. [Текст] / Н.Н. Дерябина // Вестник Государственного университета управления.- 2009. - №23. -С. 143-148.

3. Мантусов, В.Б. Посредничество в мирохозяйственных связях. Сущность, совершенствование методы и формы [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / В.Б. Мантусов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 143 с. -ISBN 978-5-238-02150-8.

4. Рудакова, О.В. Новые аспекты конкуренции в условиях глобализации мировой экономики [Текст] / О.В. Рудакова, В.П. Бардовский // Вестник ОрёлГИЭТ. - 2011. - № 1. - С. 74-80.

5. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ: портал

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.tpprf.ru/ru/about/history/. Дата обращения 11.01.2013.

6. Официальный сайт Международной торговой палаты: портал

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.iccwbo.org/id93/index.html. Дата обращения 15.09.2012.

7. Федеральный Закона Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О Третейских судах в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 194-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ) [Электронный ресурс]. Официальный сайт компании "Консультант Плюс" - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=12192. Дата обращения 10.02.2013.

Самородова Е.М., Филонов Г.А.

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Орловский государственный институт экономики и торговли Воронежский экономико-правовой институт. г. Орел

Ключевые слова: человеческий капитал, постиндустриальная

экономика, экономическое развитие.

Аннотация: в статье рассматривается место и роль человеческого капитала в постиндустриальном обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: human capital, postindustrial economy, economic

development.

Abstract: The article discusses the place and role of human capital in the

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.