Политика национальных интересов
О.Н. Рыбковская
РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
В статье рассматривается исторический опыт торгово-промышленных палат Германии и России как института, содействующего развитию экономических связей, в том числе в условиях введения Западом антироссийских экономических санкций. Автор полагает, что в условиях сужения возможностей на межгосударственном уровне для сохранения и развития экономических связей целесообразно сделать ставку не на центральные предпринимательские союзы (Федеральный союз немецкой промышленности (BDI)), где тон задают крупнейшие предприятия и сильны интересы военно-промышленного комплекса, а на «низовые» предпринимательские ассоциации - региональные и местные германские и российские торгово-промышленные палаты и их центральные организации.
Ключевые слова: торгово-промышленные палаты, Немецкий конгресс торгово-промышленных палат (DIHKT), Германо-российский экономический комитет, Раппальский договор, Восточный комитет немецкой экономики, Российско-германская внешнеторговая палата, Немецко-российский союз.
В Германии торгово-промышленные палаты наряду с экономическими союзами и союзами работодателей образуют три столпа организованного предпринимательства. Задача этих союзов, созданных на основе общности интересов, заключается не в извлечении прибыли, а в оказании содействия членам союзов, во всех сферах их деятельности. Это относится и к оказанию предприятиям поддержки во внешнеэкономической деятельности, а также в стремлении принимать участие в формировании и проведении
© Рыбковская О.Н., 2015
внешнеэкономической политики, в том числе через Немецкий конгресс торгово-промышленных палат (Б1ЫКТ) как центральную организацию.
В условиях антироссийских экономических санкций, введенных в 2014-2015 гг. ЕС против России под давлением США, повышается актуальность использования торгово-промышленных палат как института для восстановления и расширения экономических связей с Германией - ведущего торгового партнера.
Предпринимательские союзы возникли в начале XIX в. во многих европейских странах. Но только в Германии они приобрели наибольший авторитет и влияние, что объясняется давними корпоративными традициями германского общества.
Особая роль в экономическом и политическом развитии Германии, а также в развитии ее внешнеэкономических связей с первой трети XIX в. принадлежит первопроходцам организованного предпринимательства - торговым палатам, позднее реорганизованным в торгово-промышленные палаты, которые стали массовыми организациями германских предпринимателей на низовом уровне - региональном и местном и в этом смысле наиболее демократичным предпринимательским ассоциациям. Массовое участие предпринимателей достигалось и достигается в настоящее время на основе обязательного членства, что характерно для публично-правовых корпораций и позволило торговым палатам сыграть роль «застрельщика» в формировании общегерманского рынка и в самом объединении Германии в 1871 г.
Торгово-промышленные палаты внесли значительный вклад в восстановление экономики Германии после Первой и Второй мировых войн и в успешное развитие хозяйства во второй половине ХХ в.
Согласно § 1 Закона о торгово-промышленных палатах от 18 декабря 1956 г., они должны представлять общие интересы своих членов, занимающихся промысловой деятельностью в соответствующем регионе, содействовать развитию промысловой деятельности, дифференцированно и сбалансированно учитывать экономические интересы отдельных отраслей промышленности и предприятий; их особой задачей является консультирование и квалифицированная помощь государственным органам и учреждениям, а также «соблюдение чести и обычаев честного коммерсанта»1.
Таковы особенности и преимущества континентальной модели ТПП, которая успешно «работает» в Германии с XIX в. и способствовала налаживанию тесных экономических связей с Российской империей, впоследствии с СССР, и постсоветской Россией.
В нашей стране судьба данного института складывалась несколько иначе. Благоприятные условия для создания ТПП как института возникли в России лишь в начале ХХ в., когда многие предприниматели поняли необходимость объединения в масштабах страны в представительные союзы. Однако этот шанс, к сожалению, был упущен, поскольку существовали конкурирующие организации, т. н. региональные биржевые комитеты, которые каждый раз сопротивлялись объединению, опасаясь потери представительства интересов предпринимателей в регионах, уступив ее палатам.
Однако на рубеже Х1Х-ХХ вв. Россия стремительно «встраивалась» в мировой рынок, и ориентированным на экспорт кругам промышленников и коммерсантов в 1911 г. в Санкт-Петербурге удалось без участия правительства и биржевых комитетов создать Российскую экспортную палату, которая существовала до 1921 г.
Для развития торговли России с отдельными, в основном англосаксонскими странами были созданы внешнеторговые палаты с участием и под надзором государства. Смешанные внешнеторговые палаты того периода занимались исключительно внешнеторговой деятельностью и ни на какую политическую роль не претендовали.
В 1912-1914 гг. российское правительство внесло окончательный текст законопроекта «О торгово-промышленных палатах» в Госдуму. Однако Первая мировая война смешала карты, и закон был принят только в 1917 г. после Февральской революции. Но его не удалось исполнить и тогда, поскольку из-за переворота в октябре 1917 г. потерпел провал и этот план.
Только в период новой экономической политики торговые палаты стали рассматриваться в Советской России как инструмент для организации и развития внешнеэкономических связей страны, так как экономическая блокада стран Антанты сузила возможности развития экономических связей на межгосударственном уровне. Необходимость расширения закупок передовых западных технологий и оборудования для форсированной индустриализации СССР потребовала создания единой централизованной системы ТПП. В 1932 г. была создана Всесоюзная торговая палата СССР.
Эта палата, как и позднее (с 1972 г.) Торгово-промышленная палата СССР, оставалась негосударственной, некоммерческой структурой, представлявшей интересы государства как единственного собственника в организации его внешнеэкономической деятельности. Деятельность ее аппарата полностью находилась под контролем государства. ТПП СССР имела право создавать торгово-промышленные палаты городов и региональные филиалы палаты. Членами региональных и местных ТПП могли стать все
хозяйственные и общественные организации, которые осуществляли внешнеэкономические связи или поддерживали научно-технические контакты с другими странами, а также содействовали их развитию. Члены ТПП союзных республик и городов были членами ТПП СССР. Тем самым завершился процесс создания единой системы ТПП.
Согласно Закону РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г., торгово-промышленной палатой называлась «негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей». Следовательно, любые предприятия всех правовых форм и отраслей, как и предприниматели, могли стать членами ТПП (англосаксонский принцип свободного членства предприятий)2.
Согласно закону, за каждой палатой закреплялось определенное территориальное образование. Это соответствовало особенностям континентальной модели. Было предусмотрено также в системе ТПП создание палат на местном уровне с согласия палат субъектов федерации и ТПП РФ.
Для российских ТПП главным новшеством было «содействие всем видам предпринимательской деятельности», а также представительство интересов предприятий и организация их взаимодействия с государством.
Российским министерствам и ведомствам было рекомендовано привлекать представителей ТПП РФ к разработке и реализации программ по содействию развитию предпринимательства и экономическому развитию, а также соответствующих постановлений правительства. ТПП РФ получила право законодательной инициативы и постоянное представительство в Госдуме. В результате ТПП РФ стала влиятельной организацией в сфере формирования и проведения внешнеэкономической и экономической политики страны.
Большой интерес представляет исторический опыт содействия торгово-промышленных палат обеих стран развитию германо-российских экономических связей, и прежде всего в условиях действия антироссийских санкций, включая введенные ЕС.
Как российские, так и германские палаты в течение длительного периода своего существования боролись за динамичное и успешное развитие экономического сотрудничества стран.
В 1893 г. впервые в истории Германии по инициативе рейхсканцлера и при участии Немецкого конгресса торговых палат (БЫТ) и Центрального союза германских промышленников был создан Та-
моженный совет при Имперском правительстве в связи с предстоящими переговорами с Россией о заключении торгового договора3.
В результате таможенная война с Россией была закончена. Германские импортные пошлины на российское зерно были в значительной мере снижены. Германская империя заняла первое место в российском экспорте и смогла укрепить и расширить позиции самого крупного поставщика промышленных изделий в Россию4.
На рубеже XIX-XX вв. отдельные круги российских предпринимателей стали выступать за проведение протекционистской политики по отношению к Германии. Это привело к созданию Германо-русского союза по поддержанию и содействию развитию взаимных торговых связей, членами которого стали германские и российские фирмы, а также отраслевые промышленные союзы и торговые палаты. В 1910 г. Германо-русский союз насчитывал 540 членов, в том числе 60 германских торговых палат5. Германо-русский союз пользовался значительным влиянием на депутатов рейхстага и имперские министерства. Отчеты Союза изучали комитеты рейхстага.
Так как Германо-русский союз постепенно распространил свою деятельность на все государства Восточной Европы, в 1906 г. был создан Союз германских фабрикантов и экспортеров для торговли с Россией. Позднее из этих двух союзов был образован Германо-российский экономический комитет.
Октябрьский переворот 1917 г. и установление государственной монополии внешней торговли не поколебали решимость деловых кругов Германии расширять торговые связи с Россией. Вскоре после заключения мирного договора с Советской Россией и Украиной в 1918 г. Германо-российский экономический комитет внес существенный вклад в заключение торговых договоров с этими государствами, а также в установление договорных таможенных тарифов.
Это создало благоприятные предпосылки для подготовки к заключению Раппальского договора (1922 г.). И Россия, и Германия после окончания Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора находились, по сути, в условиях экономической изоляции. В соответствии с Раппальским договором оба государства предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования, что означало прорыв экономической блокады.
В целом германские предприниматели рассматривали «русский» вопрос как большую стратегическую задачу, в решении которой вся германская промышленность должна была принять участие. Для согласования данной политики соответствующие
вопросы рассматривались в рамках Германо-российского экономического комитета6.
В 1920-е гг. для преодоления санкций стали изыскивать негосударственные формы организации внешнеэкономических связей. В этом качестве неплохо себя зарекомендовала Северо-Западная региональная торговая палата, в которой были представлены все виды собственности. Примечательно, что она установила свои первые контакты именно с германскими фирмами и их союзами.
ТПП Германии участвовали через Германо-российский экономический комитет в переговорах о заключении Германо-российского пакета договоров (1925 г.), который развил идеи Раппальского договора7. Германские предприниматели стремились противодействовать приближающемуся мировому кризису 1929-1933 г. посредством сбыта их продукции на весьма емком и перспективном рынке СССР.
После прихода Гитлера к власти и особенно после заключения пакта Молотова-Риббентропа в 1939 г. торговые связи между Германией и Россией продолжали расширяться. Особенно динамично расширялся германский экспорт изделий металлообработки и станков в СССР, столь необходимый стране для форсированного проведения индустриализации.
В послевоенный период, в 1952 г., по подобию Германо-российского экономического комитета был создан Восточный комитет немецкой экономики, представлявший интересы немецких компаний на рынках СССР и странах Восточной Европы как посредник между экономическим и политическим сектором. До установления в 1955 г. дипломатических отношений между СССР и ФРГ Восточный комитет, по сути, функционировал в роли федерального правительства.
В первой половине 1990-х гг. между БИТ и ТПП РФ было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве. С учетом новых возможностей партнеры договорились о содействии прямым связям между предприятиями своих стран и приложении всех усилий к сотрудничеству средних и малых предприятий.
Б1НТ и ТПП РФ открыли свои представительства в РФ и ФРГ. В 1995 г. в Москве был создан Союз немецкой экономики в РФ как добровольное объединение немецких фирм и предпринимателей, занимающихся в России предпринимательской деятельностью.
Однако этого было недостаточно для содействия динамично развивавшемуся стратегическому партнерству между странами в сфере экономики. 5 декабря 2007 г. Союз немецкой экономики в РФ был преобразован в двухстороннюю Российско-Германскую внешнеторговую палату (АНК).
Членами внешнеторговой палаты могут стать все заинтересованные немецкие и российские компании. АЫК предлагает фирмам услуги по исследованию рынка и сопровождению на стадии выхода на рынки обеих стран, поиску деловых партнеров, персонала и территорий для развития бизнеса и по поддержке в основании новых фирм. Цель АЫК - поддержка малых и средних фирм, которые составляют более 90% ее членов.
Поддержку сотрудничеству между региональными германскими и российскими ТПП частично оказывает фонд, председателем правления которого является главный управляющий БШКТ. Финансирование осуществляется через Федеральное министерство экономического сотрудничества.
В настоящее время германские и российские ТПП особенно востребованы в условиях действия антироссийских экономических санкций ЕС и стремятся находить новые возможности для сохранения и расширения российско-германского экономического сотрудничества с учетом исторического опыта.
5 ноября 2014 г. в Москве состоялась закрытая, организованная Восточным комитетом немецкой экономики встреча 15 топ-менеджеров крупнейших немецких компаний, ведущих бизнес с Россией, с первым вице-премьером РФ И. Шуваловым и главой МИД РФ С. Лавровым. Обсуждались пути сохранения экономических связей для обеих стран в условиях кризиса в отношениях между ЕС и Россией.
Между тем представители крупных немецких компаний еще осенью 2014 г. тщетно пытались убедить правительство ФРГ не вводить санкции в отношении России, чтобы не навредить совместному бизнесу.
Глава Восточного комитета немецкой экономики Э. Кордес в выступлении перед Германским обществом по внешней политике в июне 2015 г. заявил, что антироссийские санкции Запада в сочетании с изоляционистской политикой не решат текущих проблем в отношениях с Россией. По его мнению, следует опасаться полного разрыва отношений с Россией. Введение санкций и исключение России из «группы семи» (07) он считает ошибкой, поскольку такие шаги лишь отталкивают Россию от Европы и подвигают в сторону Китая. Без России развитие Европы будет крайне затруднено, а «против России - практически невозможно», - уверен Э. Кордес8.
Для многих немецких малых и средних предприятий антироссийские санкции стали ощутимым ударом. Найти новые рынки для них непросто. В отдельных немецких компаниях на долю России приходилось 30-40% экспорта. Особенно пострадали от санкций
регионы бывшей ГДР. На крупные же концерны Германии ограничения в торговле с РФ не повлияли столь ощутимо.
Однако власти Германии не прореагировали на обращения бизнеса, а открыто заявлять о своей позиции отдельным немецким предприятиям стало невозможно. Поэтому заинтересованные в российском рынке малые и средние немецкие предприятия объединились в Немецко-российский союз, прообразом которого в прошлом послужил Германо-русский союз по поддержанию и содействию развитию взаимных торговых связей. По словам исполнительного директора этого союза Х. Штеккера, новое объединение «не является частью политики». В июне 2015 г. состоялась поездка представителей данного союза в Брюссель с целью довести до чиновников ЕС мнение малого и среднего немецкого бизнеса.
В рамках «Недели Германии - 2015» (Санкт-Петербург) состоялась Международная научно-практическая конференция «Россия и Германия: экономика регионов после санкций», основными организаторами которой были Генконсульство ФРГ в Санкт-Петербурге, Российско-Германская внешнеторговая палата и представительство Торговой палаты Гамбурга в Санкт-Петербурге.
Согласно результатам опроса более тысячи немецких предпринимателей, проведенного в феврале 2015 г., в среднем доля торгового оборота с Россией, который попадает под санкции, составляет 27%.
В отличие от ТПП как самых демократичных, массовых «низовых» предпринимательских ассоциаций Германии, где малый и средний бизнес достаточно влиятелен и крайне заинтересован в сотрудничестве с Россией, Федеральный союз немецкой промышленности (BDI), будучи исторически наиболее авторитарной центральной ассоциацией индустриальных предприятий страны, где традиционно тон задают представители крупного бизнеса и предприятий ВПК, в целом послушно следует в фарватере курса правительства. В апреле 2015 г. BDI рекомендовал в письме, разосланном своим членам-союзам различных отраслей промышленности, ограничить сотрудничество с Россией и Китаем. В документе указывалось, что продолжение активного сотрудничества с Россией на фоне событий в Украине является негласным оправданием ее политики, и деловые соображения должны «уступить место» экономическим санкциям.
Российские ТПП в свою очередь также стали предпринимать возможные усилия для сохранения и развития экономических связей с немецкими предприятиями. Так, в ТПП РФ в январе 2015 г. состоялась секция Московского экономического форума «Взаимодействие российского и немецкого бизнеса в новых усло-
виях: экономические последствия и пути сохранения партнерских отношений».
По оценкам немецких экспертов, в 2014 г. экспорт из Германии в Россию снизился на 18% и было сокращено 60 тыс. рабочих мест. Это только первые последствия.
По мнению бывшего министра экономики и труда ФРГ В. Клемента, Германия и Россия переживают тяжелейший кризис в сфере политического взаимодействия. Однако он уверен, что экономика на базе высокого уровня развития отношений между странами поможет преодолению кризиса. Между тем, по мнению немецких участников, на деятельность в России негативное влияние оказывают не только экономическая стагнация, низкая инвестиционная активность и девальвация, но и взаимные санкции.
Вместе с тем первый вице-президент Союза машиностроителей России В. Гутенёв, рассматривая реальный уровень торгово-экономических связей наших стран на примере высокотехнологичной промышленности, заявил, что результаты падения объемов поставок станков и оборудования можно оценить в 15-20%. При существующей тенденции такой спад составит до 45-50%. И в этом нет никакой вины российских госорганов, поскольку ответных санкций фактически не было9. Российские предприниматели уже предложили создать специальное агентство по импорту западных, в том числе немецких, технологий по примеру Китая, чтобы от импортозамещения перейти к более амбициозным задачам.
Российские участники пришли к выводу о том, что от санкций выиграли прежде всего те компании, которые инвестировали в российскую экономику, и что позиция немецкого бизнеса должна быть соответственно предельно реалистичной и гибкой.
Как показывает исторический опыт, для сохранения и развития экономических связей между Россией и Германией в условиях сужения возможностей на межгосударственном уровне целесообразно «сделать ставку» не на такие союзы, как BDI, где тон задают крупные предприятия и ВПК, а на расширение и углубление контактов между «низовыми» региональными и местными германскими и российскими палатами, а также специализированными союзами по торговле с Россией, в которых преобладает малый и средний бизнес, кровно заинтересованный в сотрудничестве с российскими предприятиями. Именно эти контакты на низовом уровне предоставляют широкие возможности для сотрудничества. Координация сотрудничества палат, а также доведение до политического руководства обеих стран позиций
немецких и российских предпринимателей в соответствии с историческим опытом должны осуществляться в основном ТПП РФ и Б1ЫКТ как центральными организациями палат.
Примечания
Wülker G. Der Wandel der Aufgaben der Industrie- und Handelskammern in der Bundesrepublik. Linnepe, 1972. S. 97.
Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в РФ». Ст. 1.
Verhandlungen, Mitteilungen und Berichte des Centraiverbandes deutscher Industrieller. 1894. № 61. S. 19. Ibid. S. 26.
Deutsch-Russischer Verein zur Pflege und Förderung der gegenseitigen Handelsbeziehungen. Eingetragener Verein. Veröffentlichungen des Deutsch-Russischen Vereins zur Pflege und Förderung der gegenseitigen Handeslbeziehungen. Bericht. Berlin, 1910. S. 135, 137-138, 169.
Stellung der deutschen Industrie in der Weltwirtschaft und in ihren Beziehungen zur Landwirtschaft, zum Handel und Verkehr. Berlin, 1922 (Veröffentlichungen des RDI, № 19). S. 35-36. Ibid. S. 29.
Deutschland und Russland - Wege aus der Vertrauenskrise. Aus der Rede des Vorsitzenden vom Ostauschuss der Deutschen Wirtschaft, Eckhard Cordes, bei der Deutschen Gesellschaft für Außenpolitik // Junge Welt. 2015.12.06. S. 8. Российско-немецкая секция МЭФ // Московский Экономический Форум [Электронный ресурс]. URL: http://me-forum.ru/media/events/Rossisko-nemeckaya+sekciya+MEF/ (дата обращения: 16.02.2015).
3
4
5
6
7
8
9