Научная статья на тему 'Роль торгово-промышленных палат в развитии российско-германских экономических связей'

Роль торгово-промышленных палат в развитии российско-германских экономических связей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
704
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ / CHAMBERS OF COMMERCE / НЕМЕЦКИЙ КОНГРЕСС ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ (DIHKT) / GERMAN CONGRESS OF CHAMBERS OF COMMERCE (DIHKT) / ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / GERMAN-RUSSIAN ECONOMIC COMMITTEE / РАППАЛЬСКИЙ ДОГОВОР / ВОСТОЧНЫЙ КОМИТЕТ НЕМЕЦКОЙ ЭКОНОМИКИ / EASTERN COMMITTEE OF GERMAN ECONOMY / РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПАЛАТА / RUSSIAN-GERMAN CHAMBER OF COMMERCE / НЕМЕЦКО-РОССИЙСКИЙ СОЮЗ / GERMAN-RUSSIAN UNION / RAPALLO AGREEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбковская Ольга Николаевна

В статье рассматривается исторический опыт торгово-промышленных палат Германии и России как института, содействующего развитию экономических связей, в том числе в условиях введения Западом антироссийских экономических санкций. Автор полагает, что в условиях сужения возможностей на межгосударственном уровне для сохранения и развития экономических связей целесообразно сделать ставку не на центральные предпринимательские союзы (Федеральный союз немецкой промышленности (BDI)), где тон задают крупнейшие предприятия и сильны интересы военно-промышленного комплекса, а на «низовые» предпринимательские ассоциации региональные и местные германские и российские торгово-промышленные палаты и их центральные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рыбковская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of chambers of Commerce in the development of Russian-German economic relations

The article examines the historical experience of the chambers of Commerce of Germany and Russia as an institution that promotes economic ties, in the context of introduction of the West's anti-Russian economic sanctions. The author believes that in the conditions of narrowing of opportunities at the international level for the preservation and development of economic relations it is expedient to place reliance not on Central business associations (Federal Association of German industry (BDI), where the tone is set by the largest enterprises and a strong military-industrial complex, but upon the “grass-roots” business associations regional and local German and Russian chambers of Commerce and their Central organization.

Текст научной работы на тему «Роль торгово-промышленных палат в развитии российско-германских экономических связей»

Политика национальных интересов

О.Н. Рыбковская

РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

В статье рассматривается исторический опыт торгово-промышленных палат Германии и России как института, содействующего развитию экономических связей, в том числе в условиях введения Западом антироссийских экономических санкций. Автор полагает, что в условиях сужения возможностей на межгосударственном уровне для сохранения и развития экономических связей целесообразно сделать ставку не на центральные предпринимательские союзы (Федеральный союз немецкой промышленности (BDI)), где тон задают крупнейшие предприятия и сильны интересы военно-промышленного комплекса, а на «низовые» предпринимательские ассоциации - региональные и местные германские и российские торгово-промышленные палаты и их центральные организации.

Ключевые слова: торгово-промышленные палаты, Немецкий конгресс торгово-промышленных палат (DIHKT), Германо-российский экономический комитет, Раппальский договор, Восточный комитет немецкой экономики, Российско-германская внешнеторговая палата, Немецко-российский союз.

В Германии торгово-промышленные палаты наряду с экономическими союзами и союзами работодателей образуют три столпа организованного предпринимательства. Задача этих союзов, созданных на основе общности интересов, заключается не в извлечении прибыли, а в оказании содействия членам союзов, во всех сферах их деятельности. Это относится и к оказанию предприятиям поддержки во внешнеэкономической деятельности, а также в стремлении принимать участие в формировании и проведении

© Рыбковская О.Н., 2015

внешнеэкономической политики, в том числе через Немецкий конгресс торгово-промышленных палат (Б1ЫКТ) как центральную организацию.

В условиях антироссийских экономических санкций, введенных в 2014-2015 гг. ЕС против России под давлением США, повышается актуальность использования торгово-промышленных палат как института для восстановления и расширения экономических связей с Германией - ведущего торгового партнера.

Предпринимательские союзы возникли в начале XIX в. во многих европейских странах. Но только в Германии они приобрели наибольший авторитет и влияние, что объясняется давними корпоративными традициями германского общества.

Особая роль в экономическом и политическом развитии Германии, а также в развитии ее внешнеэкономических связей с первой трети XIX в. принадлежит первопроходцам организованного предпринимательства - торговым палатам, позднее реорганизованным в торгово-промышленные палаты, которые стали массовыми организациями германских предпринимателей на низовом уровне - региональном и местном и в этом смысле наиболее демократичным предпринимательским ассоциациям. Массовое участие предпринимателей достигалось и достигается в настоящее время на основе обязательного членства, что характерно для публично-правовых корпораций и позволило торговым палатам сыграть роль «застрельщика» в формировании общегерманского рынка и в самом объединении Германии в 1871 г.

Торгово-промышленные палаты внесли значительный вклад в восстановление экономики Германии после Первой и Второй мировых войн и в успешное развитие хозяйства во второй половине ХХ в.

Согласно § 1 Закона о торгово-промышленных палатах от 18 декабря 1956 г., они должны представлять общие интересы своих членов, занимающихся промысловой деятельностью в соответствующем регионе, содействовать развитию промысловой деятельности, дифференцированно и сбалансированно учитывать экономические интересы отдельных отраслей промышленности и предприятий; их особой задачей является консультирование и квалифицированная помощь государственным органам и учреждениям, а также «соблюдение чести и обычаев честного коммерсанта»1.

Таковы особенности и преимущества континентальной модели ТПП, которая успешно «работает» в Германии с XIX в. и способствовала налаживанию тесных экономических связей с Российской империей, впоследствии с СССР, и постсоветской Россией.

В нашей стране судьба данного института складывалась несколько иначе. Благоприятные условия для создания ТПП как института возникли в России лишь в начале ХХ в., когда многие предприниматели поняли необходимость объединения в масштабах страны в представительные союзы. Однако этот шанс, к сожалению, был упущен, поскольку существовали конкурирующие организации, т. н. региональные биржевые комитеты, которые каждый раз сопротивлялись объединению, опасаясь потери представительства интересов предпринимателей в регионах, уступив ее палатам.

Однако на рубеже Х1Х-ХХ вв. Россия стремительно «встраивалась» в мировой рынок, и ориентированным на экспорт кругам промышленников и коммерсантов в 1911 г. в Санкт-Петербурге удалось без участия правительства и биржевых комитетов создать Российскую экспортную палату, которая существовала до 1921 г.

Для развития торговли России с отдельными, в основном англосаксонскими странами были созданы внешнеторговые палаты с участием и под надзором государства. Смешанные внешнеторговые палаты того периода занимались исключительно внешнеторговой деятельностью и ни на какую политическую роль не претендовали.

В 1912-1914 гг. российское правительство внесло окончательный текст законопроекта «О торгово-промышленных палатах» в Госдуму. Однако Первая мировая война смешала карты, и закон был принят только в 1917 г. после Февральской революции. Но его не удалось исполнить и тогда, поскольку из-за переворота в октябре 1917 г. потерпел провал и этот план.

Только в период новой экономической политики торговые палаты стали рассматриваться в Советской России как инструмент для организации и развития внешнеэкономических связей страны, так как экономическая блокада стран Антанты сузила возможности развития экономических связей на межгосударственном уровне. Необходимость расширения закупок передовых западных технологий и оборудования для форсированной индустриализации СССР потребовала создания единой централизованной системы ТПП. В 1932 г. была создана Всесоюзная торговая палата СССР.

Эта палата, как и позднее (с 1972 г.) Торгово-промышленная палата СССР, оставалась негосударственной, некоммерческой структурой, представлявшей интересы государства как единственного собственника в организации его внешнеэкономической деятельности. Деятельность ее аппарата полностью находилась под контролем государства. ТПП СССР имела право создавать торгово-промышленные палаты городов и региональные филиалы палаты. Членами региональных и местных ТПП могли стать все

хозяйственные и общественные организации, которые осуществляли внешнеэкономические связи или поддерживали научно-технические контакты с другими странами, а также содействовали их развитию. Члены ТПП союзных республик и городов были членами ТПП СССР. Тем самым завершился процесс создания единой системы ТПП.

Согласно Закону РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г., торгово-промышленной палатой называлась «негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей». Следовательно, любые предприятия всех правовых форм и отраслей, как и предприниматели, могли стать членами ТПП (англосаксонский принцип свободного членства предприятий)2.

Согласно закону, за каждой палатой закреплялось определенное территориальное образование. Это соответствовало особенностям континентальной модели. Было предусмотрено также в системе ТПП создание палат на местном уровне с согласия палат субъектов федерации и ТПП РФ.

Для российских ТПП главным новшеством было «содействие всем видам предпринимательской деятельности», а также представительство интересов предприятий и организация их взаимодействия с государством.

Российским министерствам и ведомствам было рекомендовано привлекать представителей ТПП РФ к разработке и реализации программ по содействию развитию предпринимательства и экономическому развитию, а также соответствующих постановлений правительства. ТПП РФ получила право законодательной инициативы и постоянное представительство в Госдуме. В результате ТПП РФ стала влиятельной организацией в сфере формирования и проведения внешнеэкономической и экономической политики страны.

Большой интерес представляет исторический опыт содействия торгово-промышленных палат обеих стран развитию германо-российских экономических связей, и прежде всего в условиях действия антироссийских санкций, включая введенные ЕС.

Как российские, так и германские палаты в течение длительного периода своего существования боролись за динамичное и успешное развитие экономического сотрудничества стран.

В 1893 г. впервые в истории Германии по инициативе рейхсканцлера и при участии Немецкого конгресса торговых палат (БЫТ) и Центрального союза германских промышленников был создан Та-

моженный совет при Имперском правительстве в связи с предстоящими переговорами с Россией о заключении торгового договора3.

В результате таможенная война с Россией была закончена. Германские импортные пошлины на российское зерно были в значительной мере снижены. Германская империя заняла первое место в российском экспорте и смогла укрепить и расширить позиции самого крупного поставщика промышленных изделий в Россию4.

На рубеже XIX-XX вв. отдельные круги российских предпринимателей стали выступать за проведение протекционистской политики по отношению к Германии. Это привело к созданию Германо-русского союза по поддержанию и содействию развитию взаимных торговых связей, членами которого стали германские и российские фирмы, а также отраслевые промышленные союзы и торговые палаты. В 1910 г. Германо-русский союз насчитывал 540 членов, в том числе 60 германских торговых палат5. Германо-русский союз пользовался значительным влиянием на депутатов рейхстага и имперские министерства. Отчеты Союза изучали комитеты рейхстага.

Так как Германо-русский союз постепенно распространил свою деятельность на все государства Восточной Европы, в 1906 г. был создан Союз германских фабрикантов и экспортеров для торговли с Россией. Позднее из этих двух союзов был образован Германо-российский экономический комитет.

Октябрьский переворот 1917 г. и установление государственной монополии внешней торговли не поколебали решимость деловых кругов Германии расширять торговые связи с Россией. Вскоре после заключения мирного договора с Советской Россией и Украиной в 1918 г. Германо-российский экономический комитет внес существенный вклад в заключение торговых договоров с этими государствами, а также в установление договорных таможенных тарифов.

Это создало благоприятные предпосылки для подготовки к заключению Раппальского договора (1922 г.). И Россия, и Германия после окончания Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора находились, по сути, в условиях экономической изоляции. В соответствии с Раппальским договором оба государства предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования, что означало прорыв экономической блокады.

В целом германские предприниматели рассматривали «русский» вопрос как большую стратегическую задачу, в решении которой вся германская промышленность должна была принять участие. Для согласования данной политики соответствующие

вопросы рассматривались в рамках Германо-российского экономического комитета6.

В 1920-е гг. для преодоления санкций стали изыскивать негосударственные формы организации внешнеэкономических связей. В этом качестве неплохо себя зарекомендовала Северо-Западная региональная торговая палата, в которой были представлены все виды собственности. Примечательно, что она установила свои первые контакты именно с германскими фирмами и их союзами.

ТПП Германии участвовали через Германо-российский экономический комитет в переговорах о заключении Германо-российского пакета договоров (1925 г.), который развил идеи Раппальского договора7. Германские предприниматели стремились противодействовать приближающемуся мировому кризису 1929-1933 г. посредством сбыта их продукции на весьма емком и перспективном рынке СССР.

После прихода Гитлера к власти и особенно после заключения пакта Молотова-Риббентропа в 1939 г. торговые связи между Германией и Россией продолжали расширяться. Особенно динамично расширялся германский экспорт изделий металлообработки и станков в СССР, столь необходимый стране для форсированного проведения индустриализации.

В послевоенный период, в 1952 г., по подобию Германо-российского экономического комитета был создан Восточный комитет немецкой экономики, представлявший интересы немецких компаний на рынках СССР и странах Восточной Европы как посредник между экономическим и политическим сектором. До установления в 1955 г. дипломатических отношений между СССР и ФРГ Восточный комитет, по сути, функционировал в роли федерального правительства.

В первой половине 1990-х гг. между БИТ и ТПП РФ было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве. С учетом новых возможностей партнеры договорились о содействии прямым связям между предприятиями своих стран и приложении всех усилий к сотрудничеству средних и малых предприятий.

Б1НТ и ТПП РФ открыли свои представительства в РФ и ФРГ. В 1995 г. в Москве был создан Союз немецкой экономики в РФ как добровольное объединение немецких фирм и предпринимателей, занимающихся в России предпринимательской деятельностью.

Однако этого было недостаточно для содействия динамично развивавшемуся стратегическому партнерству между странами в сфере экономики. 5 декабря 2007 г. Союз немецкой экономики в РФ был преобразован в двухстороннюю Российско-Германскую внешнеторговую палату (АНК).

Членами внешнеторговой палаты могут стать все заинтересованные немецкие и российские компании. АЫК предлагает фирмам услуги по исследованию рынка и сопровождению на стадии выхода на рынки обеих стран, поиску деловых партнеров, персонала и территорий для развития бизнеса и по поддержке в основании новых фирм. Цель АЫК - поддержка малых и средних фирм, которые составляют более 90% ее членов.

Поддержку сотрудничеству между региональными германскими и российскими ТПП частично оказывает фонд, председателем правления которого является главный управляющий БШКТ. Финансирование осуществляется через Федеральное министерство экономического сотрудничества.

В настоящее время германские и российские ТПП особенно востребованы в условиях действия антироссийских экономических санкций ЕС и стремятся находить новые возможности для сохранения и расширения российско-германского экономического сотрудничества с учетом исторического опыта.

5 ноября 2014 г. в Москве состоялась закрытая, организованная Восточным комитетом немецкой экономики встреча 15 топ-менеджеров крупнейших немецких компаний, ведущих бизнес с Россией, с первым вице-премьером РФ И. Шуваловым и главой МИД РФ С. Лавровым. Обсуждались пути сохранения экономических связей для обеих стран в условиях кризиса в отношениях между ЕС и Россией.

Между тем представители крупных немецких компаний еще осенью 2014 г. тщетно пытались убедить правительство ФРГ не вводить санкции в отношении России, чтобы не навредить совместному бизнесу.

Глава Восточного комитета немецкой экономики Э. Кордес в выступлении перед Германским обществом по внешней политике в июне 2015 г. заявил, что антироссийские санкции Запада в сочетании с изоляционистской политикой не решат текущих проблем в отношениях с Россией. По его мнению, следует опасаться полного разрыва отношений с Россией. Введение санкций и исключение России из «группы семи» (07) он считает ошибкой, поскольку такие шаги лишь отталкивают Россию от Европы и подвигают в сторону Китая. Без России развитие Европы будет крайне затруднено, а «против России - практически невозможно», - уверен Э. Кордес8.

Для многих немецких малых и средних предприятий антироссийские санкции стали ощутимым ударом. Найти новые рынки для них непросто. В отдельных немецких компаниях на долю России приходилось 30-40% экспорта. Особенно пострадали от санкций

регионы бывшей ГДР. На крупные же концерны Германии ограничения в торговле с РФ не повлияли столь ощутимо.

Однако власти Германии не прореагировали на обращения бизнеса, а открыто заявлять о своей позиции отдельным немецким предприятиям стало невозможно. Поэтому заинтересованные в российском рынке малые и средние немецкие предприятия объединились в Немецко-российский союз, прообразом которого в прошлом послужил Германо-русский союз по поддержанию и содействию развитию взаимных торговых связей. По словам исполнительного директора этого союза Х. Штеккера, новое объединение «не является частью политики». В июне 2015 г. состоялась поездка представителей данного союза в Брюссель с целью довести до чиновников ЕС мнение малого и среднего немецкого бизнеса.

В рамках «Недели Германии - 2015» (Санкт-Петербург) состоялась Международная научно-практическая конференция «Россия и Германия: экономика регионов после санкций», основными организаторами которой были Генконсульство ФРГ в Санкт-Петербурге, Российско-Германская внешнеторговая палата и представительство Торговой палаты Гамбурга в Санкт-Петербурге.

Согласно результатам опроса более тысячи немецких предпринимателей, проведенного в феврале 2015 г., в среднем доля торгового оборота с Россией, который попадает под санкции, составляет 27%.

В отличие от ТПП как самых демократичных, массовых «низовых» предпринимательских ассоциаций Германии, где малый и средний бизнес достаточно влиятелен и крайне заинтересован в сотрудничестве с Россией, Федеральный союз немецкой промышленности (BDI), будучи исторически наиболее авторитарной центральной ассоциацией индустриальных предприятий страны, где традиционно тон задают представители крупного бизнеса и предприятий ВПК, в целом послушно следует в фарватере курса правительства. В апреле 2015 г. BDI рекомендовал в письме, разосланном своим членам-союзам различных отраслей промышленности, ограничить сотрудничество с Россией и Китаем. В документе указывалось, что продолжение активного сотрудничества с Россией на фоне событий в Украине является негласным оправданием ее политики, и деловые соображения должны «уступить место» экономическим санкциям.

Российские ТПП в свою очередь также стали предпринимать возможные усилия для сохранения и развития экономических связей с немецкими предприятиями. Так, в ТПП РФ в январе 2015 г. состоялась секция Московского экономического форума «Взаимодействие российского и немецкого бизнеса в новых усло-

виях: экономические последствия и пути сохранения партнерских отношений».

По оценкам немецких экспертов, в 2014 г. экспорт из Германии в Россию снизился на 18% и было сокращено 60 тыс. рабочих мест. Это только первые последствия.

По мнению бывшего министра экономики и труда ФРГ В. Клемента, Германия и Россия переживают тяжелейший кризис в сфере политического взаимодействия. Однако он уверен, что экономика на базе высокого уровня развития отношений между странами поможет преодолению кризиса. Между тем, по мнению немецких участников, на деятельность в России негативное влияние оказывают не только экономическая стагнация, низкая инвестиционная активность и девальвация, но и взаимные санкции.

Вместе с тем первый вице-президент Союза машиностроителей России В. Гутенёв, рассматривая реальный уровень торгово-экономических связей наших стран на примере высокотехнологичной промышленности, заявил, что результаты падения объемов поставок станков и оборудования можно оценить в 15-20%. При существующей тенденции такой спад составит до 45-50%. И в этом нет никакой вины российских госорганов, поскольку ответных санкций фактически не было9. Российские предприниматели уже предложили создать специальное агентство по импорту западных, в том числе немецких, технологий по примеру Китая, чтобы от импортозамещения перейти к более амбициозным задачам.

Российские участники пришли к выводу о том, что от санкций выиграли прежде всего те компании, которые инвестировали в российскую экономику, и что позиция немецкого бизнеса должна быть соответственно предельно реалистичной и гибкой.

Как показывает исторический опыт, для сохранения и развития экономических связей между Россией и Германией в условиях сужения возможностей на межгосударственном уровне целесообразно «сделать ставку» не на такие союзы, как BDI, где тон задают крупные предприятия и ВПК, а на расширение и углубление контактов между «низовыми» региональными и местными германскими и российскими палатами, а также специализированными союзами по торговле с Россией, в которых преобладает малый и средний бизнес, кровно заинтересованный в сотрудничестве с российскими предприятиями. Именно эти контакты на низовом уровне предоставляют широкие возможности для сотрудничества. Координация сотрудничества палат, а также доведение до политического руководства обеих стран позиций

немецких и российских предпринимателей в соответствии с историческим опытом должны осуществляться в основном ТПП РФ и Б1ЫКТ как центральными организациями палат.

Примечания

Wülker G. Der Wandel der Aufgaben der Industrie- und Handelskammern in der Bundesrepublik. Linnepe, 1972. S. 97.

Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в РФ». Ст. 1.

Verhandlungen, Mitteilungen und Berichte des Centraiverbandes deutscher Industrieller. 1894. № 61. S. 19. Ibid. S. 26.

Deutsch-Russischer Verein zur Pflege und Förderung der gegenseitigen Handelsbeziehungen. Eingetragener Verein. Veröffentlichungen des Deutsch-Russischen Vereins zur Pflege und Förderung der gegenseitigen Handeslbeziehungen. Bericht. Berlin, 1910. S. 135, 137-138, 169.

Stellung der deutschen Industrie in der Weltwirtschaft und in ihren Beziehungen zur Landwirtschaft, zum Handel und Verkehr. Berlin, 1922 (Veröffentlichungen des RDI, № 19). S. 35-36. Ibid. S. 29.

Deutschland und Russland - Wege aus der Vertrauenskrise. Aus der Rede des Vorsitzenden vom Ostauschuss der Deutschen Wirtschaft, Eckhard Cordes, bei der Deutschen Gesellschaft für Außenpolitik // Junge Welt. 2015.12.06. S. 8. Российско-немецкая секция МЭФ // Московский Экономический Форум [Электронный ресурс]. URL: http://me-forum.ru/media/events/Rossisko-nemeckaya+sekciya+MEF/ (дата обращения: 16.02.2015).

3

4

5

6

7

8

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.