Научная статья на тему 'Торгово-промышленные палаты: история и современность'

Торгово-промышленные палаты: история и современность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2405
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торгово-промышленные палаты: история и современность»

Торгово-промышленные палаты: история и современность

С.А. Смирнов, президент Торгово-промышленной палаты РФ, член-корр. РАН

Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации создавалась в начале реформ в условиях господства государственной собственности. Поэтому многие функции, присущие ТПП развитых стран с рыночной экономикой, не могли быть отражены в документах, определяющих статус, функции и задачи создаваемой структуры.

В настоящее время в России основу промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и торговли составляют приватизированные предприятия коллективной и частной форм собственности; создана рыночная инфраструктура и в том числе система коммерческих банков, страховых обществ, бирж. Принят новый Гражданский кодекс и другие законодательные акты, соответствующие требованиям рыночной экономики.

В связи с предстоящим вступлением Российской Федерации в ВТО потребуется привести в соответствие с мировой практикой правовую базу, регулирующую деятельность российских объединений предпринимателей с точки зрения повышения их роли и ответственности в диалоге и достижении консенсуса между законодательными и исполнительными органами

© С.А. Смирнов, 2001

власти на всех иерархических уровнях - с одной стороны и деловыми кругами по созданию в стране цивилизованных рыночных отношений - с другой.

Как известно, первые торговые палаты появились в Западной Европе на рубеже ХУ-ХУ1 веков. Их образование было связано с промышленной революцией, активизацией торговли, развитием рыночных отношений. С самого начала своего существования торговые палаты являлись органами, представлявшими интересы торгово-промышленного капитала своих стран. Основная задача ТПП остается с тех пор практически неизменной: содействовать развитию предпринимательской деятельности и представлять интересы деловых кругов в их отношениях с государственной властью. Уже в XVI веке французский король предписал создать Высшую торговую палату для обсуждения законов, касающихся торговли, и наделил торговую палату Марселя правом взимать портовый налог в целях регулирования припортовой торговли.

В царской России в период Х^^-Х1Х веков роль торговых палат исполняли с известными оговорками мануфактурные и коммерческие со-

веты, общества поддержки торговли и промышленности, а позднее биржевые комитеты, которые в результате реформ 1905 г. объединились в Совет съездов представителей промышленности и торговли России и по сути превратились в организации, идентичные торговым палатам других государств того времени. Следует отметить, что в 1909 и 1911 гг. в Российской Империи вырабатывались проекты «общих положений о торгово-промышленных палатах в России», однако их принятию в конечном счете помешала первая мировая война. Лишь после февральской революции 1917 г. Временное правительство разработало законопроект «О торгово-промышленных палатах в России», также не увидевший света.

Начало советского периода в истории России ознаменовалось зарождением системы Торгово-промышленных палат в Российской Федерации, возникшей в условиях оживления и экономической жизни страны в результате осу-§ ществления НЭПа. В конце 1921 г. IX Всерос-

сийский съезд советов, опираясь на постановление X съезда РКП (б), принял решение об уч-

г

реждении в целях развития товарно-денежных

^ ^ ^

отношений в стране кредитных организаций, £ бирж, торговых товариществ, обществ для экса порта и импорта, кооперативных объединений с

к различных видов и т.п. Другими словами, в

♦ рамках НЭПа по сути возрождались ведущие

| рыночные институты, существовавшие в доре-

£ волюционной России. Поскольку госаппарат в

>§ тот период был не в состоянии выполнять регу-

§ лирующие функции, большую активность в

Ц этой области, как и до 1917 г., развили товар-

8 ные биржи. При этом они взяли на себя функ-

Ц ции, присущие торгово-промышленным пала-

^ -Г»

х там, которых до революции в России практиче-

| ски не было. В то же время развитие в Совет-

| ской России предпринимательства и внешней

§ торговли требовало создания институтов, ана-

$ логичных тем, которые уже функционировали

в зарубежных странах. Первая в России Торгово-промышленная палата - Северо-Западная -была создана в Петрограде в 1921 г., а в 1927 г. была преобразована во Всесоюзно-Западную ТПП. Она была наделена полномочиями представлять организации всей страны и содействовать связям с «заграничными рынками западных стран».

В декабре 1921 г. в Москве создается Российско-Восточная ТПП, которая в 1928 г. переименована во Всесоюзно-Восточную ТПП, ориентированную на развитие экономических связей с государствами, расположенными к югу, юго-востоку и востоку от Советского Союза - от Турции до Китая. В рамках Всесоюзно-Восточной палаты действовали несколько республиканских торговых палат.

Развитие торговых палат в СССР привело в 1932 г. к их реорганизации и объединению Всесоюзно-Западной и Всесоюзно-Восточной во Всесоюзную торговую палату. Советское Правительство утвердило устав новой палаты, согласно которому она получила статус общественной организации, объединяющей национальные хозяйствующие субъекты страны в целях содействия развитию деловых связей с иностранными партнерскими организациями. Членами Всесоюзной палаты стали все государственные внешнеторговые предприятия, а также предприятия, обладавшие «внешнеторговым потенциалом». Помимо представительских функций, Всесоюзная торговая палата занималась организацией выставочно-ярмарочной деятельности, удостоверением сертификатов происхождения товаров, регистрацией товарных знаков и промышленных образцов, патентованием изобретений и их внедрением, экспертизой импортных и рекламой экспортных товаров. При палате работали органы по внешнеторговому арбитражу (Арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров). С разрешения Прави-

тельства в крупных промышленных центрах страны создавались отделения палаты (Ленинград, Харьков, Свердловск, Киев, столицы других союзных республик), а деятельность ВТП была поставлена под государственный контроль. В 1972 г. Всесоюзная торговая палата была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР (ТИП СССР), в которую вошли 14 торговых палат союзных республик, образованных на базе отделений бывшей всесоюзной и республиканских палат. С 1988 г. получила развитие межрегиональная система торгово-промышленных палат внутри РСФСР. Статус ТПП СССР определялся как общественная организация, содействующая развитию торгово-экономических и научных связей СССР с зарубежными странами и выражающая интересы объединений, предприятий и организаций в области внешнеэкономических связей. Функции палаты были расширены за счет услуг по содействию развитию советского экспорта, установлению прямых производственных и научно-технических связей с предприятиями других стран, предоставлению консультационной помощи во всех вопросах деятельности предприятий, свидетельству обстоятельств форс-мажора, представлению интересов советских работодателей в Международной организации труда.

По существу ТПП СССР получила статус союзно-республиканского органа с правом самостоятельно создавать/ликвидировать торгово-промышленные палаты городов и регионов на территории СССР. Членами палаты могли быть любые хозяйственные и общественные организации, заинтересованные в осуществлении торгово-экономических и научно-технических связей с зарубежными государствами.

Дезинтеграционные процессы в СССР, начавшиеся в 1985 г., привели к закреплению за ее региональными отделениями статуса более самостоятельных, чем ранее, организаций, разру-

шению системы союзно-республиканских палат в стране и, наконец, к ликвидации ТИП СССР.

В октябре 1991 г. была учреждена ТПП РСФСР, позднее в связи с изменением официального названия страны, ставшая именоваться Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ). Новая система деятельности торгово-промышленных палат в России с самого начала предполагала полную самостоятельность палат, созданных или создаваемых в регионах, добровольность членства и делегирование территориальными палатами некоторых функций в национальную ТПП РФ, ставшую правопреемницей ТПП СССР в отношении имущественных прав и денежных средств прежней организации. Согласно Уставу ТПП РФ в его первой редакции, Палата стала независимой общественной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики, ее интегрированию в мировую хозяйственную систе- ко

Н

му и защищающей интересы предпринимателей. ом

В интересах упорядочения деятельности че

к

торгово-промышленных палат в России, более Я четкого определения их места и роли в нацио- на нальной экономике, закрепления за ними функ- ка

ций, традиционно присущих этим организаци- со

м

ям, в 1993 г. был подписан Указ Президента М

РФ, переработанный в том же году и принятый нн

российским парламентом в виде Федерального й

закона «О торгово-промышленых палатах в о

Российской Федерации». Закон определил ста- и

тус Палаты как негосударственной, некоммер- ♦

ческой организации, объединяющей россий- ксп

ские предприятия и российских предпринима- ес

телей. Цели и задачи ТПП РФ были сформули- Ы

рованы в законе следующим образом пус

• содействие развитию всех видов пред- ^

ю

принимательства; (7

• организация взаимодействия субъек- , 2 тов предпринимательской деятельности с го- § сударством; г.

• защита интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности;

• содействие развитию системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности.

Наличие закона и принятого в целях его реализации постановления Правительства РФ (1994 г.) «О вопросах ТПП РФ» укрепило позиции Палаты на федеральном уровне и способствовало укреплению системы ТПП РФ в регионах. Неуклонно росла численность территориальных палат и количество членов ТПП РФ, улучшалось качество оказываемых российскими палатами услуг, рос авторитет Палаты за рубежом.

Число торгово-промышленных палат возросло до 151. Из них 81 - палаты субъектов Федерации, 70 - палаты административно-террито-и риальных образований. В целях приближения и о упрощения доступа хозяйствующих субъектов к услугам палат в городах и районах России ими создано более 100 представительств. Таким об-^ разом, практически завершено формирование Ц федеральной сети и создание системы торгово-£ промышленных палат в Российской Федерации.

о

а В настоящее время система палат в России

к имеет единую нормативно-правовую базу, еди-

♦ ные цели и задачи, ее объединяет общность ин-

| тересов и ценностей, логика внутреннего раз-

£ вития, общие порядок, связи, планомерность и

>§ последовательность действий. В торгово-про-

| мышленных палатах работают (в том числе по

а контрактам) 5190 человек. Число членов ТПП

8 увеличилось с3300в1991г. до 21000 предпри-

Ц ятий, организаций и предпринимателей в 2001

я г. Членами ТПП РФ являются более 90 союзов,

| ассоциаций и других объединений промыш-

| ленников и предпринимателей, действующих

§ на федеральном уровне и представляющих

О

$ практически весь спектр отечественного бизне-

са. При территориальных палатах созданы около 500 общественных формирований (комиссий, советов, комитетов), представляющих различные сферы производства и предпринимательства, а в ТПП России действуют 22 подобных комитета.

Существенные изменения произошли в деятельности торгово-промышленных палат. Если ранее они ориентировались в основном на товарную экспертизу, и ее доля составляла 90% всех услуг, то в настоящее время палаты значительно расширили взаимоотношения с хозяйствующими субъектами. Палаты проводят сертификацию продукции и системы качества, оформляют сертификаты происхождения товаров, осуществляют оценочную деятельность, переводы практически на все языки мира, информационное обслуживание и юридическое консультирование. Они организуют обучение предпринимателей, встречи представителей деловых кругов регионов России и зарубежных стран, выставки-ярмарки и др. Развитие инфраструктуры услуг за все время деятельности системы палат имеет устойчивые положительные тенденции. Стабилизация и некоторое оживление, происходящие в экономике России, ее реальном секторе в последнее время позволили палатам в 2000 г. оказать услуг на сумму более 600 млн. рублей.

Важным направлением стало содействие предпринимателям в урегулировании споров, возникающих в процессе их предпринимательской деятельности.

При ТПП РФ действуют старейшие в России третейские суды: Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия, которые относятся к числу крупнейших арбитражных центров в мире, разрешающих международные коммерческие споры. За последние 10 лет ими рассмотрено более 4000 споров в сфере международной торговли

и торгового мореплавания. Об авторитете и признании в мире арбитражных органов, работающих при ТПП РФ, свидетельствует принятие их в 1997 г. в Международную федерацию коммерческих арбитражных институтов.

При ТПП РФ действует также один из крупнейших в России третейских судов по разрешению экономических споров между российскими организациями. В настоящее время при территориальных торгово-промышленных палатах создано 60 постоянно действующих третейских судов. Корпус третейских судей уже начитывают более 500 специалистов в области третейского разбирательства. Судами за 7 лет рассмотрено более тысячи споров. Эта работа обеспечивает защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей, способствует развитию цивилизованных отношений в области бизнеса.

Кроме того, ТПП России свидетельствует форс-мажорные обстоятельства, торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, проводит аккредитацию представительств инофирм в России.

Ежегодно с участием торгово-промышленных палат в Российской Федерации проводится более 2 тысяч выставочных мероприятий. Оборот от выставочной деятельности составляет 200-300 млн. долл. США.

По инициативе ТПП РФ создана комиссия Правительства Российской Федерации по выста-вочно-ярмарочной деятельности, подготовлена концепция ее развития, проект Закона РФ и ряд других нормативных актов регулирующих выста-вочно-ярмарочный бизнес.

Расширяется представительская функция территориальных палат. С участием других объединений предпринимателей Палаты организуют диалог бизнеса и власти, проводят подготовку и экспертизу правовых актов на федеральном и региональном уровнях, разрабатыва-

ют, согласуют и вносят на обсуждение в соответствующие властные структуры предложения по развитию предпринимательства. Кроме того ТПП РФ готовит и направляет Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию, Правительству России Годовое обобщенное мнение деловых кругов по различным экономическим вопросам .

Руководители территориальных палат, как правило, входят в состав экономических советов, различных комиссий, комитетов при администрациях субъектов Федерации.

Взаимодействие торгово-промышленных палат и органов государственной власти способствовало освоению и развитию в целом ряде регионов России новых направлений деятельности. Так, в целях эффективного мониторинга состояния и развития предприятий и организаций, обеспечения достоверной экономической информации для принятия управленче- ко

Н

ских решений палаты проводят паспортизацию м хозяйствующих субъектов. Такую работу орга- е

с

нами власти уполномочены проводить сегодня ая

50 торгово-промышленных палат. Форма пас- а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порта, разработанная в 1998 г. Министерством ка

экономики РФ и унифицированная с участием со ^^ ^ га

ТПП РФ, позволяет вести соответствующую ем

базу данных. В 2000 г. процедуру паспортиза- нн

ции прошли 29,5 тысяч предприятий и органи- §<

заций. ?

Поддержана инициатива торгово-промыш- И

ленных палат по организации конкурсов и тен- ♦

Э

деров по закупке продукции и услуг для госу- П

дарственных и муниципальных нужд. При ис- с

пользовании методики, разработанной па- -вы

латами, проведение тендеров приносит эконо- пус

мию от 20 до 70 % бюджетных средств. Кроме ^

того, проведение конкурсов способствует иско- 77

ренению коррупции в органах власти и управ- , 2

ления. В 2000 г. палатами организовано более §

120 конкурсов и тендеров. г.

После прохождения процедур аккредитации в государственных органах палаты принимают участие в осуществлении валютно-экспортного контроля количества, качества и цены экспортируемых товаров. Наиболее активно развивают это направление палаты Дальневосточного, Сибирского и Северо-Западного регионов России.

Государственные органы поддерживают инициативу ТПП РФ и проявляют заинтересованность в создании и ведении Негосударственный реестр надежных партнеров, т.е. реестра предприятий и организаций, экономическое и финансовое положение которых свидетельствует об их надежности. Такая работа уже проводится сегодня торгово-промышленными палатами в ряде регионов России.

Еще в 1998 г. а своем третьем съезде ТПП

РФ определила три приоритетных направления

u развития системы палат: 1) наращивание объе-

§ ма и спектра предоставляемых услуг; 2) совер-сч

шенствование организационно-правовых ос-

ñ нов деятельности палат; 3) углубление сотруд-z

ничества с органами государственной власти.

& В этом контексте необходимо отметить, 3

g что процессы интернационализации, - а с кон-

О

а ца 80-х годов XX века - глобализации хозяйст-

Е

к венной деятельности в мире привели к интен-♦ сификации сотрудничества между торговыми | палатами различных стран. Еще в начале про-¿ шлого века была создана Международная тор->§ говая палата, а в его второй половине в целом § ряде районов мира стали возникать региональ-а ные объединения торгово-промышленных па° лат. Межпалатское сотрудничество динамично Ц развивается. Так, в рамках МТП функциониру-

х ет система АТА, обеспечивающая временный S

допуск товаров на территорию стран-участниц

| системы без уплаты таможенной пошлины. В

g минувшем десятилетии образована Всемирная

$ информационная сеть торговых палат, позволя-

ющая ее пользователям получать интересующую их коммерческую информацию; разрабатываются отдельные аспекты организации и техники международной торговли; проводится обмен опытом в области оказания торговыми палатами традиционно закрепленных за ними услуг (выдача сертификатов происхождения товаров; свидетельствование форс-мажорных обстоятельств; содействие подготовке предпринимательских кадров; консультационно-информационные услуги; организация выставочно-ярмарочной деятельности; содействие развитию инновационной деятельности, информационных технологий, электронной торговли и т.д.).

ТПП РФ вступила в члены Международной торговой палаты (МТП) и явилась одним из учредителей Национального комитета МТП в России. По ее инициативе был создан Международный совет по сотрудничеству торговых палат стран СНГ, Балтии и Восточной Европы. ТПП РФ тесно взаимодействует с Европалатой, федерациями партнерских организаций ряда других регионов мира и отдельных стран, некоторыми организациями системы ООН.

В большинстве стран мира, вовлеченных в процесс глобализации, а применительно к международной торговле, - в системе ВТО, имеет место законодательная передача (делегирование) ряда функций государственной власти национальным торговым палатам. Так, в Нидерландах и, в известных случаях, в Японии и Греции регистрация предприятий является прерогативой торговых палат. Во Франции государством установлены специальные налоги, передаваемые торговым палатам, и, кроме того, палаты наделены в этой стране правом учреждать и руководить работой инфраструктурных единиц (аэропортов, морских портов, торгово-выставоч-ных центров, технопарков, промышленных зон). В Австрии за палатами законодательно закреп-

лено право экспертизы законопроектов в области экономики, к кругу их ведения относятся также сложные вопросы социального партнерства. В целом ряде стран государство субсидирует подготовку кадров для предпринимательской деятельности. Наконец, во многих странах членство хозяйствующих субъектов в торгово-промышленных палатах является обязательным и закреплено законом (так называемая континентальная система).

В целом можно сказать, что несмотря на те или иные различия в статусе и функциях торговых палат в мире, их роль, задачи и спектр услуг, оказываемых ими, находятся в процессе унификации, который развивается параллельно с глобализацией.

Успех и авторитет торговых палат, как свидетельствует мировой опыт, в оказании содействия политике рыночных реформ в стране зависят в решающей степени от единства системы палат «снизу доверху», основанного на общности целей, диверсификации услуг и стандартизации их качества, взаимного представительства в деятельности палат руководящих работников и заинтересованности территориальных палат в работе и росте федеральной палаты, с одной стороны, а также в деятельности и росте престижа территориальных палат, с другой. Это достигается содействием территориальным палатам в диверсификации и повышении качества услуг, предоставляемых ими своим членам, а также созданием условий и поддержкой их участия в деятельности местной администрации и, в частности, в законотворческом и бюджетном процессах, подготовке профессиональных кадров, формировании при палатах структур по оказанию консультационных, аудиторских, страховых и прочих услуг, развитии межрегиональной и приграничной торговли, выдаче торговых документов и т.п.

Это достигается также путем лоббирования федеральными палатами интересов территориальных палат в местных органах власти, принятием местной администрацией по инициативе палат нормативных документов, предоставляющих палатам соответствующие права, вплоть до обязательного членства в палатах в рамках данной административной территории, заключением соглашений между палатами и администрацией, аккредитацией палат в единой системе. Этот опыт может представлять интерес и для системы торгово-промышленных палат РФ.

Престиж и авторитет торгово-промышленных палат в глазах деловых кругов зависит во многом от вертикальных и горизонтальных связей между палатами и научной общественностью, систематической практики сбора и анализа информации, представляющей интерес для деловых кругов, широкого обсуждения в 88 палатах наиболее актуальных проблем состоя- М ния и перспектив развития экономики страны и е

к

регионов. В этих целях необходима единая, ая четко функционирующая система информаци- на онных блоков по принципу «снизу вверх» с ка тем, чтобы федеральная палата могла обоб- 8

м

щить эту информацию и на ее основе представ- ем лять коллективное мнение низовых палат и де- Н ловых кругов законодательным и исполнитель- §< ным органам власти, как это и практикуется во 8с многих зарубежных странах. и

В настоящее время примерно две трети ♦

Э

ВВП нашей страны создается на приватизиро- П ванных предприятиях, иными словами в част- ес ном секторе экономики. В своем большинстве Ы предприниматели этих секторов объединяются с в ассоциации, союзы, гильдии, представляю- 2

ю

щие их корпоративные интересы, причем в ряде 7 случаев интересы отдельных секторов не толь- 2 ко не совпадают, но и могут противоречить друг 0 другу. В отличие от организаций предпринима- .

телей по отраслям и секторам, торгово-промышленные палаты объединяют под своим «зонтиком» деловые круги всех сфер экономики, представляя и защищая их интересы в законодательных и исполнительных органах государственной власти на всех ее иерархических уровнях. В этой связи, с точки зрения национальных экономических интересов, заслуживает внимания практика стран, где федеральные и национальные палаты всемерно содействуют и развивают сотрудничество с союзами, ассоциациями, гильдиями и другими корпоративными объединениями предпринимателей для выработки коллективного мнения о социально-экономических процессах, происходящих в стране, и развитии рыночных реформ. Формами такого сотрудничества может быть: членство объединений предпринимателей в торговых палатах, создание в системе палат комитетов и комиссий по и отдельным секторам экономики, организация с о участием представителей различных объединений предпринимателей постоянно действую?? щих «круглых столов» для рассмотрения наибо-г

лее актуальных социально-экономических проблем, обмена мнениями и выработки коллектив-£ ных рекомендаций; представительство торгово-Л промышленных палат в руководящих органах к организаций предпринимателей и наоборот; со-♦ здание совместных фондов для проведения | НИР, поддержки и содействия ВЭД, в том числе £ на основе совместных зарубежных представи->§ тельств; издание учебников, периодической ли-¡1 тературы, создание учебных центров и институ-а тов по подготовке и повышению квалификации ° кадров; проведение научно-практических кон-Ц ференций и т.п.

х Одним из направлений современной экономя

| мической стратегии России является дебюро-

| кратизация хозяйственной жизни страны, отказ

§ государства от излишних, порой несвойственен

$ ных для него в условиях рынка регулирующих

функций. В этой связи логичной представляется политика «разгрузки» государства от этих функций с передачей их российским торгово-промышленным палатам.

С другой стороны, представляется также целесообразным создать более четкую, двухуровневую систему торгово-промышленных палат в России. Так, следовало бы законодательно закрепить за ТПП РФ федеральные координирующие функции (первый уровень), а за палатами территорий - конкретные обязанности по организации и поддержке хозяйственной жизни на местах.

Из анализа материалов по организации деятельности современных зарубежных торгово-промышленных палат следует сделать несколько выводов, которые можно было бы учесть при разработке мер по дальнейшему совершенствованию деятельности ТПП РФ.

В условиях рыночной экономики государство, сохраняя за собой функции регулирования макроэкономических процессов и управления жизненно важными секторами, передает, как указывалось выше, микроэкономические функции администрирования приватизированными объектами негосударственным и общественным организациям. Это, например, относится к некоторым объектам инфраструктуры, профессиональному образованию, в частности, к ученичеству, выдаче торговых документов, аккредитации, содействию ВЭД и т.п. Используя мировой опыт, было бы весьма целесообразным, как в интересах государства, так и в интересах деловых кругов изучить возможности по передаче ТПП РФ ряда административных функций от государственных органов с соответствующим сокращением ассигнований из бюджета на их осуществление. Речь в первую очередь идет о следующих функциях:

• выдача сертификатов по результатам профессиональной подготовки ремесленных

кадров; аккредитация и сертификация частных учебных заведений;

• формирование и использование зарубежных представительств ТПП РФ для оказания услуг предпринимательским структурам в области содействия ВЭД;

• ведение государственного регистра коммерческих структур;

• выдача документов о происхождении товара, формирование служб, обеспечивающих безопасность предпринимательства;

• оказание содействия и поддержки малого бизнеса.

Естественно, что делегирование ТПП РФ административных обязанностей потребует дополнительных затрат со стороны Палаты, которые должны на паритетных началах финансироваться государством и деловыми кругами. Такой подход к хозяйственно-административной деятельности палаты не только расширяет спектр ее услуг своим членам, но и обеспечивает выполнение палатой ее основной функции по поддержке предпринимательства повышает ее роль в деловой жизни страны.

Помимо того, на основе законодательных актов следует предусмотреть права и обязанности палат по участию в законотворческом процессе и по представительству палат в законодательных и исполнительных органах власти. В связи с этим возникает вопрос о своевременности и целесообразности внесения соответствующих изменений в российское законодательство и уставные документы палат не только для обеспечения большей автономии и самостоятельности по выполнению ими своих функций, но и для создания условий постоянного представительства палат в законодательных и исполнительных органах власти на федеральном и региональном уровнях, а также их участия в законотворческом, бюджетном процессах и других акциях властных структур, затрагивающих ин-

тересы деловых кругов. Одновременно целесообразно предоставить палатам статус, освобождающий их от налогообложения.

Важным фактором в деятельности ТПП является повышение престижности членства в Палате. Как показывает опыт, это достигается различными путями, в том числе: ведением регистра надежных партнеров; выдачей контрагентам по их запросам сведений о финансовом состоянии фирм-партнеров; организацией при палатах брокерских фирм по содействию страхованию коммерческих и политических рисков; анализом и поддержкой инвестиционных проектов; содействием принятию кодексов этики деловых отношений и т.п.

Следует подчеркнуть, что деятельность палат не будет достаточно эффективной без регламентации вопроса о возможности исключения предприятий из членов палаты. Исключаться из членов палаты могут фирмы-банкро- к8

Н

ты, предприниматели, замешанные в корруп- м

ции, обмане, систематическом невыполнении е

договорных обязательств, злостном нарушении Я

законодательства. Исключение предприятия из на

членов торгово-промышленной палаты должно Ц

влечь за собой прекращение с ним всех дело- с8

м

вых и партнерских отношений, его руководите- М

лей исключают из деловых клубов, ассоциа- нн

ций, прекращается реклама его продукции, §<

вследствие чего от нее отказываются покупате- 8с

ли. Видимо, следует продумать и обосновать и

меры по повышению престижности членства в ♦

Э

ТПП РФ и исключению из содружества ТПП сп

предпринимателей, нарушающих ее устав и с

этические нормы. Ы

Учитывая мировой опыт в организации дея- с

тельности палат, особо высокие требования ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

предъявляются к ее сотрудникам, занятым на ру- 7 ководящих и профессиональных должностях. 2 Представляя интересы палаты в государствен- 0 ных и коммерческих структурах, работники па- .

латы должны обладать соответствующей эрудицией и профессиональными знаниями, в первую очередь в области экономики и права, с тем чтобы отстаивать интересы развития предпринимательства, активно участвовать в дискуссиях и аргументированно защищать коллективное мнение деловых кругов, выработанное при посредничестве. Представляет интерес практика организации работы палат по подготовке и повышению квалификации кадров применительно к своим требованиям. В этих целях палатами формируются на базе ведущих университетов совместные с ними институты, где по специальным программам обучается персонал палат, проводятся семинары, конференции, издаются специальные учебные материалы, организуется дистанционное обучение, стажировка работников за рубежом или в ведущих отечественных палатах.

Важнейшим аспектом деятельности зарубежных палат является организация подготовки профессиональных кадров предпринимателей и ремесленников. Палаты располагают широкой сетью профессиональных школ и центров, сотрудничают с государственными и частными учебными заведениями, им предоставляются права и вменяется в обязанность проводить итоговые квалификационные экзамены, выдавать квалификационные документы. Финансирование этой деятельности осуществляется обычно из фондов палат, образуемых как за счет государственных субсидий, так и за счет отчислений коммерческих структур. Предпринимательским структурам, например, законом предписывается выделение определенных средств, включаемых

в состав себестоимости производства товаров и услуг, на обучение персонала. Эти средства не входят в налогооблагаемую базу и перечисляются в фонды профессионального образования палат.

Было бы весьма целесообразно для членов палат концентрировать эти средства в фонде при палатах для использования в интересах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Особое внимание зарубежные палаты уделяют поддержке и развитию малого бизнеса. Обычно средства правительства, различных благотворительных фондов, предназначенные для поддержки малого бизнеса, используются при помощи системы торгово-промышленных палат. Эти ассигнования расходуются: на подготовку кадров для предпринимательских структур; создание новых рабочих мест; на предоставление возвратных и прямых субсидий на обзаведение предпринимателей собственным делом; на содействие развитию отдельных сфер бизнеса, представляющих особый интерес для данного района (например, туризма, гостиничного хозяйства, общественного питания и т.п.); на содействие юридическому оформлению новых предприятий; на оплату консультаций по налогам, кредиту, ведению ВЭД; изучение бухгалтерского учета и иностранных языков; на бизнеспланирование, проведение тематических семинаров; на издание литературы.

Этот опыт, несомненно, заслуживает внимания и использования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.