УДК 330
Субботин Виктор Олегович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ
Статья посвящена анализу вариантов развития гражданского общества в системе экономических отношений на постиндустриальном этапе общественно-экономического развития. В работе проанализированы сильные и слабые стороны развития, установлены негативные угрозы и возможности для позитивного развития; обозначены основные позиции и предложены возможные варианты развития гражданского общества.
Ключевые слова: гражданское общество, экономические отношения, экономическая система, институты гражданского общества, возможности, угрозы, государство, влияние на государство, дифференциация общества.
Входе своего развития гражданское общество, а также уже созданные и ещё формирующиеся в нём институты проходят определённые уровни исторического развития или же ряд общественно-экономических формаций, каждой из которых свойственны свои отличительные особенности, способы производства, социальные и политические отношения, идеологическая направленность и юридические нормы. Со сменой общественно-экономической формации напрямую связаны и изменения экономической системы в обществе, так как в экономической системе первичную роль играют процессы производства в совокупности с процессами распределения, обмена, потребления. Общим для всех экономических систем остаётся то, что для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. История социума не может быть рассмотрена как примитивная общность историй отдельных социальных систем, а общественно-экономические формации - как единые стадии развития социальных структур, необходимые для каждого из них. Вся история становления гражданского общества - это одна целостная система, в которой для формирования единого целого необходимо всё разнообразие стадии и вариантов развития общественно-экономических формаций.
Следует обратить особое внимание на перспективный период развития гражданского общества -постиндустриальная общественно-экономическая формация, или в научной литературе можно встретиться со схожими по смыслу и структуре понятиями - стадия массового потребления, супериндуст-риальное общество, третичный сектор экономики, технотронное общество, постэкономическое общество, общество четвёртой формации, постмодерн и другие. Единой и общепринятой точки зрения по вопросу, касающемуся появления постиндустриального общества или же причин перехода от индустриальной общественно-экономической формации к постиндустриальной, не существует.
Постиндустриальное общество в экономическом плане характеризуется перемещением приоритета от товарно-производственного сектора экономики
к производству услуг, в результате коренного качественного реформирования производственных сил, технического переустройства основ материального производства на основании превращения науки в главный фактор производства, путём сравнительно быстрого внедрения научных разработок. Для социально-экономической области свойственен существенный рост доходов населения, увеличение ценности таких качеств человека, как уровень образования, легкообучаемость, профессионализм, нестандартность и творческое мышление, готовность к созданию принципиально новых идей. На данном этапе развития экономики увеличивается роль знаний индивида и снижение значения капитала. Теперь наличие инновационных технологий, неординарных бизнес-идей способно самостоятельно привлекать инвестиции и нанимать капитал, который сам по себе не может обеспечить появление новшеств.
Превалирование доли услуг над материальным производством не означает снижение объёмов производства: зачастую данные объёмы в постиндустриальный период увеличиваются медленнее, чем рост объёмов оказанных услуг. Гражданское общество, с выросшими доходами населения, сосредоточилось на массовом потреблении накопленных благ, дав начало развитию сервисной экономики [1], и впоследствии способствовало стремительному развитию информационного сектора экономики.
Сфера услуг представляет собой не только торговлю, бытовое обслуживание и коммунальное хозяйство, но и государство, армию, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, науку, культуру, Интернет, производство и продажу программного обеспечения.
К постиндустриальным странам экономисты относят такие, в которых на сферу услуг приходится больше 50% ВВП. По данному критерию подходят: США, где, по данным на 2002 год, на сферу услуг приходится 80% ВВП США; Канада - с размером ВВП, на 70% состоящим из дохода от сферы услуг в 2004; Евросоюз - с 69,4% сферы услуг в ВВП на 2004 год; Австралия, где 69% ВВП приходилось на сферу услуг в 2003; Япония - с 67,7% ВВП, принадлежавшими сфере услуг в 2001; Рос-
сия, по некоторым оценкам экономистов, с завышенной долей сферы услуг [2] в 58% от ВВП страны в 2007 году.
Рассмотрим сильные стороны постиндустриальной общественно-экономической формации, для того чтобы выявить положительные возможности развития гражданского общества на данном периоде развития. Особенности, которые следует отметить:
- переориентация экономики от сферы производства товаров к сфере производству услуг;
- изменения в качественной структуре и профессиональном уровне занятых работников, превалирование профессионалов и специалистов технического профиля;
- успех любого дела напрямую зависит от степени развития теоретических знаний;
- ведущая роль интеллектуальных институтов в гражданском обществе;
- появление и развитие нового класса в обществе - консультантов, экспертов;
- уменьшение времени между научно-техническим открытием и внедрением его в производство с целью повышения его эффективности;
- рост наукоёмких технологий, увеличение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования;
- для производства характерна электронизация и автоматизация процессов;
- стремительное развитие биотехнологий;
- реформирование энергетического хозяйства, выявление и использование новых источников энергии, в том числе и природных (солнца, ветра, приливов и отливов и т.д.);
- применение в общественном производстве космических явлений и закономерностей, а также научных результатов их изучения; развитие ракетно-космической техники и ее внедрение в производственные отрасли; перевод на космическую орбиту Земли части производственно-технических комплексов.
К возможностям, которые предоставляет для развития гражданского общества постиндустриальная общественно-экономическая формация, следует отнести:
- совершенствование и внедрение технологий, механизации и автоматизации производства, позволяющего уменьшить долю членов гражданского общества, занятых в материальном производстве;
- переход к сфере производства услуг, снижающей долю работников физического труда;
- повышение внимания к профессионализму работников, усиливающее социальный статус, уважение грамотных, трудолюбивых, технически и научно развитых представителей гражданского общества и дающее стимул для развития своих знаний и способностей у других его членов;
- возможность предугадать успех предприятия и его дальнейшее развитие на основании теорети-
ческих знаний, применяемых на предприятии ноу-хау и уникальных технологий, снижение риска вложения ресурсов в предприятие и обеспечение стабильность его развития;
- популяризация и развитие интеллектуальных институтов в гражданском обществе, появление новых классов работников умственного труда, увеличение в дальнейшем общей научной и технической грамотности нации на мировой арене;
- быстрое внедрение в производство новых открытий, повышающих эффективность предприятия и способствующих его постоянному обновлению, что продлевает жизненный цикл предприятия;
- электронизация и автоматизация процессов, снижающих брак в процессе производства, увеличивающих внимание к занятости квалифицированных кадров, к числу научных сотрудников и затрат на научные исследования;
- стремительное развитие биотехнологий в области общественного питания, удешевляющих продукты питания, увеличивающих их доступность для малообеспеченных слоёв гражданского общества;
- обнаружение и использование новых естественных, природных источников энергии, способствующих сохранению экологии, снижению затрат на её выработку промышленными (ГЭС, АЭС и др.) способами;
- перемещение части производственно-технического комплекса на космическую орбиту Земли, позволяющее высвободить земное пространство для потребностей гражданского общества и способствующее обереганию экологии планеты;
- благосостояние значительной части гражданского общества выросло настолько, что интеллектуальный рост и развитие творческих способностей заняли важнейшее место в системе ценностей общества;
- если у члена постиндустриального гражданского общества, занятого в интеллектуальном труде, удовлетворены основные материальные потребности, он повышает спрос на услуги;
- получение качественно новых, безграничных возможностей для материального производства, как следствие - рост уровня жизни населения постиндустриальных стран;
- повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение [3]. Образование становится центральным фактором, обеспечивающим человеку социальный статус и признание в гражданском обществе;
- новая система воспроизводства общественного достояния становится самодостаточной и самопод-держивающейся, так как для того, чтобы заслужить общественное признание и статус, индивид разви-
вает в себе интеллектуальные способности, которые одновременно являются главной производительной силой в данной формации и служат для удовлетворения собственных потребностей и нужд.
Стоит отметить, что перечисленные положительные черты, отмеченные при рассмотрении индустриальной общественно-экономической формации, отчасти в более прогрессивном виде свойственны и для данной постиндустриальной формации, и поэтому тут не рассматривались. Большее влияние уделяется ультрасовременным, футуристическим и экономическим аспектам и особенностям.
Информатизация проникает во все сферы жизни гражданского общества на данном периоде развития: производство благ и услуг, быт, культуру и искусство. На данной общественно-экономической формации важное значение придаётся ресурсосберегающим, наукоёмким, био- и информационным технологиям, таким как телекоммуникации, программное обеспечение, робототехника, микроэлектроника, развитие космических технологий и т.д.
Спецификой научно-технического прогресса в рамках данной формации становится замена механических взаимодействий электронными технологиями, проникающими во все сферы производства; генная инженерия.
Важнейшей отличительной особенностью изменения технологических процессов становится автоматизация, вытеснение неквалифицированного и замена его работой с использованием машин, роботов и компьютеров.
Не стоит оставлять без внимания слабые стороны, связанные с развитием гражданского общества на постиндустриальной общественно-экономической формации, а также следует рассмотреть негативные побочные или сопутствующие явления, появляющиеся при его развитии. К таким относятся:
- поэтапное уменьшение занятости населения в производственном секторе экономики и снижение объёмов промышленного производства в структуре регионального или национального экспорта;
- уменьшение временного периода между научно-техническими открытиями и внедрением их в производство приводит к постоянному устареванию средств производства, затратам на необходимое обновление;
- в рамках прогресса в военно-технической сфере происходит появление и совершенствование видов вооружения и экипировки;
- интеллектуальное расслоение общества, конфликт грамотной, хорошо образованной части гражданского общества с малограмотной, плохо образованной частью;
- увеличение бюрократического аппарата;
- разрастание нормативно-правовой базы;
- неспособность или низкие способности к высокоинтеллектуальному труду как отдельных индивидов, так и целых наций.
К угрожающим дальнейшему институциональному экономическому развитию гражданского общества факторам следует отнести:
- дефицит торгового баланса может привести к росту долга за импорт и, как следствие, падению промышленного производства.
- тестирование нововведений в сжатые сроки не даёт полной картины о надёжности новых средств производства и не позволяет полностью проанализировать вероятность нанесения вреда;
- уменьшение численности представителей гражданского общества, занятых в материальном производстве, физическом труде, вытеснение работников посредством электронизации и автоматизации производства, высокие требования к квалификации работников [4, с. 110-111] вместе с общим ростом численности населения способны породить массовую безработицу и бедность;
- в процессе производства товаров в конечном продукте уменьшается доля промышленного производства и увеличивается доля услуг;
- перемещение отдельных элементов производственно-технического комплекса на космическую орбиту Земли увеличивает масштабы загрязнения окружающей среды, возникает проблема утилизации космического мусора;
- в гражданском обществе происходит интеллектуальное расслоение, люди с низкими способностями к умственному труду оказываются оттеснёнными на самую окраину общества, а то и за его пределы [5, с. 131-132];
- страны, отстающие от научно-технического прогресса, оказываются неспособными самостоятельно развивать собственные национальные экономики, им необходимы импорт новых технологий, внешние инвестиции. Как следствие, нарастание напряженности на макроэкономическом уровне постиндустриальной общественно-экономической формации, зарождение предпосылок для раскола современной цивилизации;
- увеличение штата чиновников, управленцев и исполнителей государственных органов способствует разрастанию бюрократии, замедляет процессы демократических преобразований в гражданском обществе [6, с. 510], влечёт за собой разрастание коррупции [7, с. 183-187];
- увеличение нормативно-правовой базы, обилие различного рода нормативных правовых актов, законов, усложняют процессы ориентирования в них, удлиняют периоды судебных разбирательств, вызывают сложности в применении норм законов, увеличивается количество коллизий среди нормативных правовых актов, кроме того, возрастают требования к интеллектуальным способностям работников, сталкивающихся с юридическим анализом документов, растёт непонимание и путаница в применении законов [8, с. 524-526] со стороны обычных граждан, не имеющих юридического образования;
- сохранились, а в некоторых направлениях получили ещё большее развитие в негативную сторону факторы, ранее представлявшие угрозу в индустриальном обществе.
Подводя итог перспективам развития гражданского общества в постиндустриальной общественно-экономической формации, следует отметить превалирующее значение информации для данного периода развития. Без информации не мыслим ни один институт общества, на данном этапе она пронизывает практически все сферы: передовых технологий, труда, научную, производственную и другие.
Индивид в данной формации является главной ценностью для общества и государства. Особо ценятся его умственные способности, творческое мышление, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одновременно растёт уровень требований к индивиду, необходимость в мобильности, динамичности саморазвития и сопутствующем общественном признании.
Разделение труда в рамках рассматриваемой формации приобретает более масштабный характер, нежели в индустриальном обществе. С развитием сферы услуг для каждого нового процесса в производственной сфере выделяется отдельное направление действий, объединяющихся в самостоятельную услугу. Широкое развитие в этом плане получает аутсорсинг, позволяющий выполнять различные процессы обособленно и автономно, не привязываясь к месту непосредственного производства общего целого товара, способствуя международному разделению труда, распределению производства по регионам, наиболее подходящим для конкретных видов деятельности.
В борьбе за рынок транснациональные компании стараются размещать свои производства по всему миру, в более выгодных, с их точки зрения, регионах. Повсеместно уменьшается территориальная привязанность производства к источнику сырья или основной группе потребителей. Производственные подразделения могут находиться в любой стране, а результаты производства, в том числе прибыль, - в стране размещения материнской компании. В постиндустриальном обществе меняется и схема потребления. Базой потребления остаются товары первой необходимости, но после обеспечения ими возникает увеличение потребления услуг в сравнении с потребления товаров, что ведёт к перераспределению доли производственной сферы и занятости населения в общей структуре экономики.
Объединение членов гражданского общества в институты на этапе постиндустриальной общественно-экономической формации приобретает форму разнообразных и многочисленных ассоциаций или заинтересованных групп, которые посредством лоббирования собственных интересов или
гражданского давления оказывают воздействие на процесс формирования и принятия решений государственными деятелями и руководством страны.
Такие ассоциации - особые центры власти в обществе, они связывают представителей гражданского общества с государственной властью и создают своего рода баланс в противовес государственному инициативному большинству. Но интересы, защищаемые такими ассоциациями, не всегда отстаивают точку зрения всего гражданского общества в целом и поэтому могут нести с собой негативные последствия, несовместимость и борьбу между институтами внутри гражданского общества.
Институциональная борьба в гражданском обществе на данном этапе развития продиктована социально-психологическими параметрами. Кроме того, для него характерна значимая разнородность, проявляющаяся в противопоставлении высшего класса и низших социальных групп, основанном на качественном различии мировоззрений и ценностных систем, что дополняется беспрецедентными в новейшей истории проблемами, имеющими сугубо экономическую природу.
Библиографический список
1. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 304 с.
2. Рюль К. Структура и рост: рост без занятости // Ведомости. - 2004. - 17 мая. - №81(1121).
3. Иноземцев В. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэко-номические тенденции в современном мире. - М.: Academia, Наука, 1998. - 640 с.
4. Субботин В.О. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей -физических лиц // Ступени роста - 2005: тезисы науч.-практ. конф. студентов, Кострома, 1-27 апр. 2005 г. / отв. ред. А.Р. Наумов. - Кострома: ГОУ ВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - Ч. 1. -С. 110-111.
5. Кудров В., Правдина С. Сопоставление уровней производительности труда в промышленности России, США и Германии за 1992 год // Вопросы экономики. - 1998. - № 1. - С. 131-132.
6. Общая и прикладная политология: учеб. пособие / под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. - 992 с. -С. 510.
7. Субботин В.О. Антикоррупционная деятельность прокуратуры в сфере надзора за исполнением трудового законодательства // Актуальные вопросы деятельности законодательных (представительных) органов власти в современных условиях (к 15-летию Костромской областной Думы): сб. материалов научно-практической конференции (25 марта 2009 года): в 2 т. - Кострома: ООО Поли-
графресурс, 2009. - Т. 2. - С. 183-187.
8. Субботин В.О. Особенности регулирования сделок в гражданском праве // Сборник тезисов работ участников Всероссийского конкурса моло-
дежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». - М.: Государственная Дума ФС РФ, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», 2006. - С. 524-526.
УДК 330.2
Чекмарев Владимир Васильевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
АКСИОМАТИКА ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В статье предложена аксиоматика целесообразной экономической политики по обеспечению экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегирование, конфликтно-компромиссные экономические отношения.
Будем называть формирование стратегии развития государства термином «стратегирование». Далее сформулируем принципы стратегирования. Для их идентификации определим политико-экономическую сущность современного государства на основе аксиоматического подхода.
Аксиома 1. Роль государства в жизни общества характеризуется его эффективностью. Эффективность государства определяется: 1) сравнением фактической с нормативной (предусмотренной законами) ролью в части масштабов участия в развитии инфраструктуры, фундаментальной науки, образования, культуры и т.п.; 2) оценкой государственных механизмов социальной защиты, обороны, обеспечения законности; 3) способностью государства обеспечивать экономическую безопасность, защиту от внешних экономических и политических угроз; 4) обеспечением диалога власти с обществом.
Аксиома 2. Государству необходимо уйти полностью или существенно сократить своё присутствие в ряде сфер, где присутствие обусловлено почти исключительно интересами рентоориентированной бюрократии, занимающейся поиском ренты и оправданием собственного паразитического существование Научно доказано [1], что общественная безопасность обратно пропорциональна количеству полицейских чиновников.
Аксиома 3. Необходимо создание механизмов реального контроля за государством со стороны общества, которые бы заставляли бюрократию служить интересам граждан. Такие механизмы хорошо известны современной управленческой науке и отражены в конституциях ряда стран. Это политическая конкуренция, честные выборы, разделение властей, федерализм и местное самоуправление, гражданское общество, включающее свободные СМИ, самостоятельные общественно-политические объединения.
Аксиома 4. Сетевизация управления как механизм борьбы с оппортунизмом системы управления. Сетевизация является ключевым элементом, придающим одновременно устойчивость и динамизм конструкции современного государства. Это всеобъемлющая совокупность сдержек и противовесов и особым образом выстроенных конкурентных отношений, характеризующихся сопоставимостью и приблизительным равенством сил субъектов отношений. Возникающий при конкурентных отношениях процесс усложнения процедуры управления, увеличение издержек, связанных с подготовкой решений, дублирование части функций оправдываются повышением качества решений.
В дальнейшем такие особые конкурентные отношения будем называть термином «конфликтнокомпромиссные экономические отношения».
Аксиома 5. Отсутствие процессов сетевизации блокирует вертикальную мобильность, останавливает ротацию кадров, что не только подрывает веру молодёжи в свои перспективы, но и создаёт множество «точек напряжения», порождаемых «альтернативными лидерами», не кооптируемыми легальной политической системой. В итоге страна безнадёжно проигрывает международное соревнование за людей, капиталы, за место в мировом экономическом пространстве и в качестве жизни.
Аксиома 6. Предоставление человеку не только права, но и реальной возможности самостоятельно определять свою судьбу. В этом, в конечном счёте, наряду с обеспечением безопасности, смысле существования государства качественное образование - залог способности делать осознанный, свободный выбор. Это - самоценность, к тому же повышающая потенциал общества (даже вне связи с требованиями производства).
Аксиома 7. Рассмотрение национальной культуры в качестве станового хребта сохранения идентичности современных народов в условиях глобализации.