Научная статья на тему 'Аксиоматика принципов стратегии обеспечения экономической безопасности государства'

Аксиоматика принципов стратегии обеспечения экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИРОВАНИЕ / КОНФЛИКТНО-КОМПРОМИССНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC SECURITY / STRATEGY DEVELOPMENT / CONFLICT-COMPROMISS ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарёв Владимир Васильевич

В статье предложена аксиоматика целесообразной экономической политики по обеспечению экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiomatics of the strategy of ensuring economic security state

This article presents axiomatic appropriate economic policies to ensure economic security.

Текст научной работы на тему «Аксиоматика принципов стратегии обеспечения экономической безопасности государства»

графресурс, 2009. - Т. 2. - С. 183-187.

8. Субботин В.О. Особенности регулирования сделок в гражданском праве // Сборник тезисов работ участников Всероссийского конкурса моло-

дежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». - М.: Государственная Дума ФС РФ, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», 2006. - С. 524-526.

УДК 330.2

Чекмарев Владимир Васильевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

tcheckmar@ksu.edu.ru

АКСИОМАТИКА ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В статье предложена аксиоматика целесообразной экономической политики по обеспечению экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегирование, конфликтно-компромиссные экономические отношения.

Будем называть формирование стратегии развития государства термином «стратегирование». Далее сформулируем принципы стратегирования. Для их идентификации определим политико-экономическую сущность современного государства на основе аксиоматического подхода.

Аксиома 1. Роль государства в жизни общества характеризуется его эффективностью. Эффективность государства определяется: 1) сравнением фактической с нормативной (предусмотренной законами) ролью в части масштабов участия в развитии инфраструктуры, фундаментальной науки, образования, культуры и т.п.; 2) оценкой государственных механизмов социальной защиты, обороны, обеспечения законности; 3) способностью государства обеспечивать экономическую безопасность, защиту от внешних экономических и политических угроз; 4) обеспечением диалога власти с обществом.

Аксиома 2. Государству необходимо уйти полностью или существенно сократить своё присутствие в ряде сфер, где присутствие обусловлено почти исключительно интересами рентоориентированной бюрократии, занимающейся поиском ренты и оправданием собственного паразитического существование Научно доказано [1], что общественная безопасность обратно пропорциональна количеству полицейских чиновников.

Аксиома 3. Необходимо создание механизмов реального контроля за государством со стороны общества, которые бы заставляли бюрократию служить интересам граждан. Такие механизмы хорошо известны современной управленческой науке и отражены в конституциях ряда стран. Это политическая конкуренция, честные выборы, разделение властей, федерализм и местное самоуправление, гражданское общество, включающее свободные СМИ, самостоятельные общественно-политические объединения.

Аксиома 4. Сетевизация управления как механизм борьбы с оппортунизмом системы управления. Сетевизация является ключевым элементом, придающим одновременно устойчивость и динамизм конструкции современного государства. Это всеобъемлющая совокупность сдержек и противовесов и особым образом выстроенных конкурентных отношений, характеризующихся сопоставимостью и приблизительным равенством сил субъектов отношений. Возникающий при конкурентных отношениях процесс усложнения процедуры управления, увеличение издержек, связанных с подготовкой решений, дублирование части функций оправдываются повышением качества решений.

В дальнейшем такие особые конкурентные отношения будем называть термином «конфликтнокомпромиссные экономические отношения».

Аксиома 5. Отсутствие процессов сетевизации блокирует вертикальную мобильность, останавливает ротацию кадров, что не только подрывает веру молодёжи в свои перспективы, но и создаёт множество «точек напряжения», порождаемых «альтернативными лидерами», не кооптируемыми легальной политической системой. В итоге страна безнадёжно проигрывает международное соревнование за людей, капиталы, за место в мировом экономическом пространстве и в качестве жизни.

Аксиома 6. Предоставление человеку не только права, но и реальной возможности самостоятельно определять свою судьбу. В этом, в конечном счёте, наряду с обеспечением безопасности, смысле существования государства качественное образование - залог способности делать осознанный, свободный выбор. Это - самоценность, к тому же повышающая потенциал общества (даже вне связи с требованиями производства).

Аксиома 7. Рассмотрение национальной культуры в качестве станового хребта сохранения идентичности современных народов в условиях глобализации.

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

© Чекмарев В.В., 2012

Аксиома 8. Глобальное разделение труда - неизбежность. Закрытость экономики означает воспроизводство отсталости. Только интеграция с наиболее развитыми странами в качестве равноправного партнёрства, наряду с привлекательными условиями жизни и экономической деятельности

внутри страны, - залог долгосрочного успеха в устойчивом развитии страны.

Библиографический список

1. Цуриков В.И. Экономические корни коррупции. - Кострома, 2011. - 171 с.

УДК 334

Чистяков Сергей Витальевич Колесов Евгений Вениаминович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Сетевая организация экономической деятельности требует нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода к неформальному способу координации, взаимному доверию.

Ключевые слова: стратегические сети, виртуальные, адхократические, интеллектуальные, обучающиеся организации, неформальный способ координации.

Под стратегическими сетевыми структурами [2; 15; 17] понимаются организационные формы, пытающиеся реализовать конкурентные преимущества через кооперацию между юридически самостоятельными, но экономически зависящими друг от друга подразделениями. Возникающие отношения в большинстве случаев регулируются долгосрочными договорами. Фирма может быть задействована в различных стратегических сетевых структурах, что является частым случаем широко диверсифицированного концерна. Посредством данной структуры фирмы получают доступ к ресурсам, местным рынкам и инновациям.

Стратегическая сеть открывает шансы в получении конкурентных преимуществ. Сокращение времени на освоение рынка является основным мотивом для формирования и развития стратегических сетей. Использование ноу-хау в рамках всего концерна существенно укрепляет позиции фирмы. Стратегические сетевые структуры наиболее стабильны в случае, если отдельные части взаимно дополняют друг друга. Узкая компетенция и специфические конкурентные преимущества являются хорошей базой для создания стратегической сети. Эти качества являются важными предпосылками для успешной работы в условиях высокой динамичности и неопределенности на международных рынках. Стратегические сети позволяют добиться более быстрой реализации идей, быстрого обмена информацией. Освоение зарубежных рынков часто является возможным только посредством кооперационных отношений, позволяющих обойти ряд правовых и политических ограничений. Кроме того, происходит снижение уровня риска для отдельных участников. Посредством разумного использования индивидуальных сильных сторон снижается вероятность неудачи в целом.

На практике стратегические сети [4] возникают посредством объединения нескольких фирм, формирования совместных предприятий или стратегического альянса (например, соглашения в области технологий, лицензий, менеджмента и маркетинга). Переплетение капитала не является определяющим признаком сети, однако часто имеет место.

Стратегические сетевые структуры могут строиться как на вертикальных, так и на горизонтальных отношениях. Вертикальный уровень включает, например, связи с поставщиками, осуществлявшиеся ранее на рыночной основе. В качестве примера можно назвать характер взаимодействия между поставщиками и производителями в автомобильном секторе. В этой сфере на смену традиционным договорным отношениям все больше приходит кооперация, включающая часто совместные разработки и полную ответственность поставщиков за качество.

Создание сетевых вариантов «горизонтальных» экономических структур, которые обслуживают все разнообразие организаций в экономике, часто называют институциональными структурами и интерпретируют как системы соглашений между большей частью членов общества, которые определяют общие правила для наиболее типичных видов взаимодействий людей в обществе. К таким структурам относятся: торговая и финансовые инфраструктуры, система трудовых отношений, юридическая система и т.п. Главными действующими элементами горизонтальных структур являются связи между их отдельными звеньями и единые правила работы всех звеньев. Фактически горизонтальные структуры в экономике (так же как и рассмотренные выше «организации») уже представляют собой сети связей, которые с переносом в среду сети Интернет получают возможность работать более эффективно [2].

© Чистяков С.В., Колесов Е.В., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.