Научная статья на тему 'Создание стратегических сетевых экономических структур'

Создание стратегических сетевых экономических структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНЫЙ СПОСОБ КООРДИНАЦИИ / STRATEGIC NETWORKS / VIRTUAL / INTELLECTUAL / LEARNING ORGANIZATIONS / INFORMAL WAY OF COORDINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистяков С. В.

Сетевая организация экономической деятельности требует нового мышления руководителей: отказ от всестороннего контроля, переход к неформальному способу координации, взаимному доверию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A STRATEGIC NETWORK OF ECONOMIC STRUCTURES

The network organization of economic activities demands new thinking of heads: refusal of the allround control, transition to an informal way of coordination, mutual trust.

Текст научной работы на тему «Создание стратегических сетевых экономических структур»

7. Сюткин Г. Н. Развитие законодательства о ремесленной деятельности // Сервис plus. - 2007. -№ 2. - С. 27-31.

8. ХиксДж. Теория экономической истории. Пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. P.M. Нуреева. - М. : НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. - 224 с.

9. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия : В 4 т. - М. : Советская энциклопедия, 1979. - Т. 3. - 624 с.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Издательство политической литературы. - М., 1982. - 238 с.

Zhigalov M. I. SMALL INDUSTRIAL ENTERPRISES AS ECONOMICAL PHENOMENON

In modern market economy industry small enterprises using the most modern technologies also play highly important role and fairly often determine economical growth rates of progress. Small industrial enterprises are basis of economics of any industrial-developed state, society wealth depends on their development in the first place.

Keywords: small business, industrial manufacture, handcraft, amateurish work

УДК 338.24 Чистяков С. В.

СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СЕТЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Сетевая организация экономической деятельности требует нового мышления руководителей: отказ от всестороннего контроля, переход к неформальному способу координации, взаимному доверию.

Ключевые слова: Стратегические сети, виртуальные, интеллектуальные, обучающиеся организации, неформальный способ координации.

Под стратегическими сетевыми структурами [2; 14; 16] понимаются организационные формы, пытающиеся реализовать конкурентные преимущества через кооперацию между юридически самостоятельными, но экономически зависящими друг от друга подразделениями. Возникающие отношения в большинстве случаев регулируются долгосрочными договорами. Фирма может быть задействована в различных стратегических сетевых структурах, что является частым случаем широко диверсифицированного концерна. Посредством данной структуры фирмы получают доступ к ресурсам, местным рынкам и инновациям.

Стратегическая сеть открывает шансы в получении конкурентных преимуществ. Сокращение времени на освоение рынка является основным мотивом для формирования и развития стратегических сетей. Использование ноу-хау в рамках всего концерна существенно укрепляет позиции фирмы. Стратегические сетевые структуры наиболее стабильны в случае, если отдельные части взаимно дополняют друг друга. Узкая компетенция и специфические конкурентные преимущества являются хорошей базой для создания стратегической сети. Эти качества являются важными предпосылками для успешной

работы в условиях высокой динамичности и неопределенности на международных рынках. Стратегические сети позволяют добиться более быстрой реализации идей, быстрого обмена информацией. Освоение зарубежных рынков часто является возможным только посредством кооперационных отношений, позволяющих обойти ряд правовых и политических ограничений. Кроме того, происходит снижение уровня риска для отдельных участников. Посредством разумного использования индивидуальных сильных сторон снижается вероятность неудачи в целом.

На практике стратегические сети [4] возникают посредством объединения нескольких фирм, формирования совместных предприятий или стратегического альянса (например, соглашения в области технологий, лицензий, менеджмента и маркетинга). Переплетение капитала не является определяющим признаком сети, однако часто имеет место.

Стратегические сетевые структуры могут строиться как на вертикальных, так и на горизонтальных отношениях. Вертикальный уровень включает, например, связи с поставщиками, осуществлявшиеся ранее на рыночной основе. В качестве примера можно назвать характер вза-

224

© Чистяков С. В., 2011

имодействия между поставщиками и производителями в автомобильном секторе. В этой сфере на смену традиционным договорным отношениям все больше приходит кооперация, включающая часто совместные разработки и полную ответственность поставщиков за качество.

Создание сетевых вариантов «горизонтальных» экономических структур, которые обслуживают все разнообразие организаций в экономике, часто называют институциональными структурами, и интерпретируют как системы соглашений между большей частью членов общества, которые определяют общие правила для наиболее типичных видов взаимодействий людей в обществе. К таким структурам относятся: торговая и финансовые инфраструктуры, система трудовых отношений, юридическая система и т.п. Главными действующими элементами горизонтальных структур являются связи между их отдельными звеньями и единые правила работы всех звеньев. Фактически, горизонтальные структуры в экономике (так же как и рассмотренные выше «организации») уже представляют собой сети связей, которые с переносом в среду сети Интернет получают возможность работать более эффективно [2].

Примером горизонтальной сети является фармацевтическая отрасль, в которой многие фирмы связаны через исследовательскую кооперацию посредством лицензионных или маркетинговых договоров [11] для получения сетевого эффекта и совместного использования каналов сбыта в различных странах [10]. Другим примером являются авиакомпании и создаваемые ими сети. Преимущества кооперации складываются из сотрудничества в маркетинговой сфере (совместные бюро и реклама), лучшего доступа к рынку, использования ресурсов и получения эффекта синергии.

Сокращение периода разработки инноваций является основным мотивом кооперации высокотехнологичных фирм. Другим существенным преимуществом является стратегическая гибкость. Посредством кооперации партнеров, каждый из которых специализируется на ведущих направлениях в сфере его интересов, можно быстрее и проще осваивать стратегически важные сферы деятельности и реализовать конкурентные преимущества.

Сетевые взаимодействия в производственных процессах реализуются в сетевой организации производства. Появляются информационно-тех-

нические сети. Как отмечается в литературе [1], информационно-технические сети видоизменяют трудовые отношения и процессы бизнеса на предприятиях. Внутренняя информационная сеть дает достаточно поводов для быстрого и гибкого реагирования организации на часто изменяющиеся пожелания клиентов, что возможно лишь в том случае, если сотрудники владеют актуальной информацией, самостоятельно принимают решения и несут большую ответственность за успех предприятия.

Наряду с вышеперечисленными типами сетевых взаимодействий, которые мы относим к сообществу экономических сетей, огромную значимость в экономике приобретают социальные сети.

Социальная сеть [17] есть механизм объединения абстрактной концепции индивида с социальной концепцией личности (принадлежащей малой культурной группе).

Несколько иначе следует определять понятие «социальные сети» с позиций экономической теории, а точнее, с позиций новой политической экономии. Анализ социальных сетей предполагает наличие дискретного сетевого сотрудничества между узлами сетей. Возможность в сетевом сотрудничестве реализовать собственную индивидуальность - одно из объективных условий образования социальных сетей.

Определение содержания понятия «социальные сети» возможно на основе использования понятия «сетевые взаимодействия».

Приведем одну из трактовок этого понятия. С позиций концепции общего экономического пространства сетевые взаимодействия [8] - это возможность принадлежать к нескольким иерархиям (системам). Такая принадлежность есть условие возникновения объемного пространства с его сотово-сетевой структурой.

Исследование экономических отношений в их динамике заставляет нас обратиться к влиянию переходных процессов различного уровня. На экономическое поведение субъектов России начала XXI века оказывают влияние значительные изменения экономических процессов на мега-(мировой экономики), суб- (экономики ТНК), макро- (национальной экономики), мезо-(экономики региона или отрасли), микро- (экономики фирм), номо- (экономики домохозяйств), нано- (экономики физических лиц) уровнях хозяйствования [3]. Динамика экономических

отношений на макроуровне выступает как развитие экономический системы в целом, совокупность экономических отношений в масштабе национальной экономики.

В известном смысле форма организации - это отсутствие случайности и присутствие устойчивых норм во взаимоотношениях объектов пространства [9]. В развитых странах вплоть до 1960х гг. предполагалось, что идеальной формой организации экономической деятельности является иерархия или бюрократия Вебера, поскольку она приводит к стабильному, рентабельному и массовому выпуску продукции. Считая, что внешняя среда является относительно стабильной, можно было планировать, управлять, координировать и контролировать выполняемые задачи и функции. Четкость распределения полномочий, стандартизированные процедуры и правила, механизмы контроля и учета обеспечивали возможность успешной деятельности. Совместимая с этой формой организации организационная культура характеризуется как формализованное и структурированное место работы. Ключевые ценности концентрируются вокруг поддержки рентабельности, надежности, быстроты обслуживания, непрерывности производственного процесса.

Снижение издержек производства на основе растущей специализации в функциональной структуре организации в известной степени нейтрализуются ростом координационных издержек. В этой ориентированной на потребителя ситуации создаются новые формы организации, которые могли успешно адаптироваться в новой экономике. К ним относятся виртуальные [12], адхократические [5], интеллектуальные, обучающиеся организации.

В то время как прежние организации отличались сложным вертикально интегрированным построением, современные организации отдают предпочтение наличию небольших, строго ориентированных операционных подразделений (звеньев), способных лучше реагировать на запросы своих клиентов. Компании по-прежнему становятся крупнее, а операционные подразделения меньше.

Основой, скрепляющей звенья сети, может быть общая заинтересованность в выполнении задания (в этом случае группу часто называют «рабочей»), взаимные симпатии друг к другу или же общность интересов в определенной области [14]. Независимо от того, на какой основе упорядочиваются взаимодействия, существование потоков

межличностных сообщений, носящих регулярный характер, придает неформальным коммуникациям предсказуемый характер.

Уровень сложности заданий и необходимые постоянные изменения в выборе решений приводят к необходимости принять децентрализованную структуру организации с разделением полномочий. Организация приобретает гибридную форму, основанную на сетях, объединяющих относительно автономные подразделения, причем решения здесь носят частично коллективный характер. Рассеяние власти выражено в наличии небольшого числа уровней принятия решений. Структура организации становится плоской иерархией.

В этих условиях кроме внутренней интеграции возрастающее значение в организации экономической деятельности приобретает интеграция рыночных партнеров в физические и виртуальные сети*. Некоторые связи в этих сетях имеют постоянный характер, другие - временный; характер связей может определяться характером конкретного проекта или требованиями клиентов. В основе этого перехода - от иерархии к организации сетей с горизонтальными связями - лежит следующее соображение: хотя большим числом самостоятельных единиц труднее управлять из одного центра, зато вместе они способны лучше удовлетворять запросы клиентов и оперативно реагировать на изменения конкурентной среды. Информационно-коммуникационные сети становятся все в большей степени основой интеграции деятельности и возникающих экономических отношений между предприятиями и клиентами, сотрудниками и деловыми партнерами. Эксперты считают, что развитие в направлении полностью информационно-сетевого хозяйствования находится пока в начальной стадии, однако в предстоящие годы оно будет постоянно ускоряться [7].

М. Кастельс отмечает: «Сетевая форма организации должна иметь собственное культурное измерение. В противном случае, экономическая деятельность будет выполняться в социально-культурном вакууме. Она составлена из многих культур, многих ценностей, многих проектов ... скорее лоскутное одеяло, сшитое из опыта интересов, чем хартия прав и обязанностей. Это многоликая виртуальная культура» [6].

Отличительным признаком сетевой формы сотрудничества является наличие у каждого участника ключевой компетенции, совокупность которых позволяет быстро выстраивать цепочки

«поставщик - производитель - потребитель» при поступлении заказа и получать синергетический эффект за счет совместного использования информационных, финансовых, материальных, человеческих ресурсов. Степень приспособляемости и гибкости организаций зависит от способности, как отдельных людей, так и целых организаций накапливать опыт и знания и обучаться на его основе. В условиях интеграции и реинтеграции отдельных трудовых процессов принципиальным становится не снижение производственных и транспортных издержек, а решение проблемы уменьшения координационных издержек ведения деловых операций.

Таким образом, сетевая организация экономической деятельности требует нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода к неформальному способу координации, взаимному доверию. Установление связей - это стремление уменьшить неопределенность в ситуациях, когда результат не определен или когда цена достоверной информации слишком высока. Такие связи не сводятся ни к передаче приказа, ни к непосредственному контакту участников обмена в рамках определенного контракта, причем они устанавливаются в специфических для обеих процедур рамках.

Примечания

* Формой организации экономических взаимодействий работников виртуальной организации является сетевая форма. Следовательно, работники (сотрудники) виртуальной организации при выполнении возложенных на них функций (задач) должны представлять себе сеть и знать, какая ее часть необходима для выполнения задач.

Библиографический список

1. Андреева В. Л. Влияние информации и знаний на новые формы организации бизнеса. Информационная экономика и динамика переходных процессов : сб. науч. трудов / под ред. Е. Ю. Иванова, Р. М. Нижегородцева. - М. : «Бизнес-Юпитер», 2003.

2. Бэст М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. - М. : ТЕИС, 2002. - 356 с.

3. Гранберг А. Г. Теория и модели пространственного экономического равновесия: по пути Августа Лёша // Сб. докл. : Август Лёш как философ экономического пространства. К столетию со дня рождения. - М. : «Эслан», 2007.

4. Гуленков Д. Г. Сетевая кооперация в консалтинге / Д. Г. Гуленков, Н. Н. Филимонова - М. : МАКС Пресс, 2006.

5. Друкер П. Создание новой теории производства // Проблемы теории и практики управления. - М., 1991.

6. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М. : МГУ ВШЭ, 2000. - С. 60

7. Ковалев М. Как измеряют готовность страны к сетевой экономике / М. Ковалев, А. Курбацкий // ЭКОВЕСТ. - 2002. - № 2-3. - С. 400-417.

8. Рюэгг-Штюрм Й. Значение новых сетеобразных организационно-управленческих форм для динамизации предприятий / Й. Рюэгг-Штюрм, М. Янг // Проблемы теории и практики управления. - 2001. -№ 6 - С. 106-109.

9. Скаржинский М. И. Методология экономической науки / М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев. -Кострома КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.

10. Стрелец И. А. Сетевая экономика : учебник. -М. : Эксмо, 2006. - 208 с.

11. Третьяк О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления. -М. : ИНФРА-М, 2005.

12. Чучкевич М. М. Что такое сетевая организация? - М. : Изд-во Института социологии РАН, 1999. - 54 с.

13. Шапиро К. Информационные правила: стратегическое руководство по сетевой экономике / К. Шапиро, Х. Вэриан. - Изд-во Гарвардской школы бизнеса, 1998.

14. Эдвиссон Л. Корпоративная долгота Навигация в экономике, основанная на знаниях - М.:ИНФ-РА-М., - 2005.

15. Яременко Ю. В. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 1. - М. : Наука, 2001.

16. Jackson M. А Strategic Model of Economic and Social Networks / Jackson M., Wolinsky A. // Journal of Economic Theory. 1996. - Vol. 71. - рр. 44-74

17. White К. С. Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production. - Princeton : Princeton University Press, 2002.

Chisteaykov S. V.

CREATING A STRATEGIC NETWORK OF ECONOMIC STRUCTURES

The network organization of economic activities demands new thinking of heads: refusal of the allround control, transition to an informal way of coordination, mutual trust.

Keywords: Strategic networks, virtual, intellectual, learning organizations, informal way of coordination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.