Научная статья на тему 'Сделать козу'

Сделать козу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сделать козу»

Козье молоко - лучший натуральный заменитель материнского. Однако в промышленных масштабах в нашей стране его не производят, соответственно, практически нет и ферм по разведению племенного стада. Тем не менее в России уже есть энтузиасты развития молочного козоводства.

Сделать козу

Александра МАСЛОВА, Ирина ВОРОБЬЕВА

Бежит молочко по вымечку...

Считается, что коза впервые одомашнена на Ближнем Востоке, произошло это по крайней мере 9 тыс. лет назад. На протяжении тысячелетий животное воспринималось как символ плодородия. Козье молоко с древности использовали в качестве натурального заменителя материнского. Об этом знали, например, в Древней Греции: согласно легенде, коза Амалфея вскормила своим молоком маленького Зевса.

Козы имеют врожденный иммунитет к туберкулезу, поэтому, скажем, во Франции козье молоко широко используют в качестве лечебно-профилактического средства от этой страшной болезни. Козье молоко необходимо не только для профилактики и лечения туберкулеза, но и аллергии, дизбактери-оза у детей и взрослых. Молоко усваивается человеческим организмом в пять раз быстрее коровьего.

Козы в России и сотню лет назад выращивались преимущественно на частных подворьях. Кормов и ухода животное требовало гораздо меньше, чем корова, потому ее и прозвали коровой бедняка. Понятно, что преобладали на частных подворьях отнюдь не дорогие высокопородные молочные особи, а неприхотливые и выносливые «дворняжки», которых принято называть русскими. Правда, на их формирование, по словам животноводов, оказали влияние периодически завозившиеся из Европы козы ведущих молочных пород — зааненской и тоггенбургской. Поскольку русские козы распространены на большой территории с различными климатическими, кормовыми и хозяйственными условиями, то животные разных регионов отличаются друг от друга.

В среднем за семь-восемь месяцев лактации при обычных условиях содержания русские козы дают 350—500 л молока, при улучшенном кормлении и содержании удои повышаются до 600—700 л, а русские рекордсменки дают до 1 тыс. л и больше при лактации в девять-десять месяцев. Молоко русских коз в среднем содержит 4—5% жира. Плодовитость высокая — в среднем от 100 маток рождается 150—160 козлят.

Лучшими считаются горьковские молочные козы, то есть те, что разводятся в хозяйствах Нижегородской области. По телосложению и продуктивности они схожи с зааненской породой, которая, судя по всему, использовалась для их улучшения. Горь-ковские козы в основном крепкой конституции и белой масти, при лактации дают 500—550 л молока, от некоторых маток — 1—1,2 тыс. л. Жирность молока составляет 4,2—5,2%.

В советское время достаточно масштабным разведением высокопородных коз занимался племзавод «Никоновское» в Подмосковье, организовавший ферму по разведению зааненской породы. Но в начале 1990-х годов ферма сгорела. По данным Департамента ветеринарии и животноводства Министерства сельского хозяйства, из хозяйств, пытающихся сегодня разводить высокопородных молочных коз, стоит отметить лишь три. Все они занимаются разведением коз зааненской породы: крестьянское хозяйство «Пожаренко» в Краснодарском крае (на конец 2006 года там насчитывалось 216 коз), Ставропольский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства Российской академии сельскохозяйственных наук (225 коз) и ООО «Вятский племзавод» (50 коз).

Всего в стране на конец 2006 года, по данным Министерства сельского хозяйства, насчитывалось во всех категориях хозяйств почти 2,17 млн. голов. На кафедре

Фермер Наталья Маркелова: «За семь лет мы столько детей вылечили козьим молоком!»

овцеводства и козоводства Государственного аграрного университета имени Тимирязева отмечают также ферму «Надежда» под Торжком (более 180 коз зааненской породы, 90 из них — дойное стадо). Фермеры —

ь

Первых молочных коз в Россию завез князь Урусов в начале прошлого века. Это были животные зааненской и тоггенбургской породы. Зааненская коза считается самой продуктивной — рекордсменки могут давать за день до 9 л молока, обычный удой — от 2 до 6 л. Возможно, поэтому она получила широкое распространение в СССР. Во всем мире в молочном козоводстве, помимо зааненской и тоггенбургской пород, очень распространены альпийская и нубийская. Их преимущества — высокие надои, а также особенность шерсти, которая не имеет специфического «густого» запаха.

В Европе и США распространены козьи молочные фермы по 0,5—2 тыс. голов и специализированные магазины с продукцией козоводства. Россия такими хозяйствами похвастаться не может. Молочные хозяйства есть в Московской, Ленинградской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Ивановской, Тверской и некоторых других областях. Однако все проекты находятся на стадии запуска. Организация средних и крупных рентабельных промышленных предприятий с чистопородными животными потребует очень много времени и затрат Чтобы поднять отрасль, необходима не только племенная работа, но и поддержка государства.

супруги Александр и Надежда Бодровы — сумели разработать и утвердить в соответствующих инстанциях технические условия для производства пастеризованного козьего молока. Им также удалось договориться о поставках молока в столичные магазины, в том числе в «Еслисеевский», «Крестовский», сети «Ашан» и «Перекресток». Туда же предприниматели поставляют мягкий козий сыр. Еще один пример изменения ситуации с разведением высокопородных молочных коз — хозяйство Натальи Маркело-вой в Самарской области.

Как мать и как женщина

На визитке у владелицы племенных коз написано: «Наталья Маркелова, генеральный директор АНО «Ладушка», козье молоко детям». Г-жа Маркелова создала ферму в деревне Лопатино вблизи Тольятти. Она похожа не на жителя российской глубинки, а, скорее, на «продвинутого фермера» из рассказов О.Генри — много читает, на ее ферме есть компьютер, с помощью сотового телефона выходит в интернет и ведет переписку с козоводами из пяти стран мира!

¡прямые инвестиции / №0£ (70) £008 | реальный сектор

ООО «Вятский племзавод» (50 коз зааненской породы) - одно из трех хозяйств, где пытаются разводить высокопородных молочных коз

Наталья Маркелова выросла в маленьком городке в Запорожье, где у многих были подсобные хозяйства. Став инженером, долго работала метрологом. Но тяга к сельскому хозяйству осталась, и она занялась разведением и продажей семян. А вскоре ее внимание переключилось на коз. Почему именно на них?

Наталья Маркелова на этот вопрос отвечает так: «У меня трое детей. Сегодня дети беззащитны перед производителями детского питания. Не спорю, оно хорошо сбалансировано, но в нем нет необходимых ребенку гормонов. Есть они в натуральном материнском молоке. Матери не всегда могут кормить детей грудью. Что давать ребятам, чтобы они росли здоровыми? Издревле козье молоко считалось натуральным заменителем материнского».

Опыт создания козоводческого хозяйства Наталья Маркелова получила за рубежом. В 1998 году Департамент сельского хозяйства США пригласил г-жу Маркелову для знакомства с фермерскими козоводческими хозяйствами. Такая возможность у нее появилась, когда делегация из США, приезжавшая в Самарскую область, ознакомилась с ее проектом молочного козоводческого хозяйства, представленным в областной департамент сельского хозяйства. Американцы оплатили предпринимательнице проезд, проживание, дали машину и переводчика. Целый месяц она ездила по фермам штата Миссури, знакомилась с особенностями зарубежных хозяйств.

По возвращении в Россию она разработала программу «Козье молоко детям» и обратилась с ней к тогдашнему губернатору Константину Титову. Губернатор принял проект, из областного бюджета был выдан кредит в 5 млн. руб. под процент, равный ставке рефинансирования, сроком на два года.

Козы-американки

Было решено закупить коз за рубежом, поскольку в России фактически не ведется работа по разведению молочных коз. Животные содержатся только на частных подворьях и в мелких хозяйствах, где нет смысла держать большое стадо. Результат: в маленьких стадах «процветает» инбридинг, скрещивание близкородственных особей, результат которого — вырождение. От кровосмешения козы рождаются мелкими и уже не могут дать в достаточном количестве ни молока, ни здорового потомства.

Сначала Наталья Маркелова хотела привезти животных из Голландии. Но для того, чтобы ввезти из-за рубежа племенной скот, требовалось разрешение Министерства сельского хозяйства России. Выяснилось, что в тот момент ввозить из Европы в Россию скот было нельзя — мешали ветеринарные барьеры. При этом возможность того, что кто-то рискнет везти племенной скот из Нового Света, даже не рассматривалась. Так что препятствий для американских коз не было.

В итоге в 2000 году Маркелова вновь отправилась в США и купила там 36 племенных коз — самок нубийской и альпийской пород. Каждое животное вместе со страховкой и перевозкой обошлось ей примерно в 30 тыс. руб. В Москву козы летели на «Боинге», оттуда на машине были доставлены на ферму.

Кстати, расчетливая Наталья Маркело-ва приобрела у американцев 32 беременные самки. В результате она фактически удвоила стадо. Как в мультфильме про кота Матроскина, который взял в аренду одну рыжую корову, а она подарила еще и теленка. «Я специально отобрала беременных животных — понимала, что в утробах они везут еще одно стадо, — отметила Наталья Маркелова. — Это, кстати, поняли и российские таможенники. И долго думали, какую бы взять с меня дополнительную по-

шлину. Кстати, в США таможенники более дружелюбны. Как, впрочем, и служба безопасности — в отличие от россиян, они помогли мне пройти к грузовому отсеку самолета, чтобы я могла проконтролировать, как грузятся мои козы. Создали для меня все условия».

Американские козы благополучно пережили путешествие и окотились в деревне Лопатино.

Правильно упаковать

Семь лет Наталья Маркелова разводит в России высокопородных коз и учиться этому делу ездит по всему миру. По приглашению коллег-козоводов она была в Англии, Франции, Италии и Финляндии. Являясь членом международной организации «Слоуфуд», два года делает доклады на симпозиумах в Италии, в которых участвуют представители 132 стран, производящие экологически чистую продукцию.

Экономика ее хозяйства такова, что она никак не может обходиться без продаж молока и молочных продуктов: 60% дохода приносит продажа племенных животных, 40% — молока и продуктов из него.

В результате Наталья взялась за изучение всех возможностей, которые дает фермеру коза. Налаживать технологию предприятия безвозмездно помогали волонтеры, работающие по американской программе

В Россию завозили из Европы племенных коз зааненской и тоггенбургской породы. Самарский фермер Наталья Маркелова привезла из США самок нубийской и альпийской пород

реальный сектор | прямые инвестиции / №0£ [70] дрр8|

«Фермер фермеру» (ACDI/VOKA), цель которой — просвещение животноводов. За пять лет сотрудничества коллеги из США поделились ценнейшими знаниями: чем болеют козы и как их лечить, как по экстерьеру козы определить ее молочность, как можно из молока изготовить мягкие, полумягкие и твердые сыры, масло, творог, сливки и даже мыло! Вся эта продукция производится на ферме AHO «Ладушка», и на нее, конечно, есть спрос.

Правда, есть одно «но». «Мы не можем доставить молоко покупателю, — огорчается Наталья Маркелова. — Одно время развозили продукцию по домам, но это нерентабельно, потому что живое козье молоко

в 200 тыс. руб. Учитывалась только остаточная стоимость построенной фермы. 12 га земли, на которых работает хозяйство Натальи Маркеловой, получены у администрации в аренду.

«Сегодня коммерческие банки очень жестко оценивают имущество, которое берется в залог, — объясняет Наталья Маркелова. — К примеру, чтобы взять в кредит 5 млн. руб., нужно предоставить имущество стоимостью примерно в 35 млн. руб. Все это напоминает роман «Отверженные». Получается, что разведение коз — за пределами интересов государства. А кроме государства, сегодня реально никто не сможет развить эту отрасль. Я обращалась к мест-

новости отрасли

Продукты из козьего молока необходимы для профилактики и лечения туберкулеза, аллергии, дисбактериоза

быстро портится. Упаковка может продлить жизнь молоку и повысить продажи. Я уже взяла в лизинг полную линию, которая производит продукт вплоть до готовой бутылочки молока. Линия сделана в России, я собирала ее по частям в разных городах».

Козы ждут новых вложений

Однако Наталья Маркелова попала в типичную для многих предпринимателей ситуацию — у нее просто не хватило оборотных средств. Для того чтобы запустить взятую в лизинг линию по упаковке молока, ей нужно еще 1,5—2 млн. руб. Этих денег нет. Ее небольшое хозяйство не входит в нацпроект «Развитие АПК», поэтому рассчитывать на госдотации по субсидированию процентной ставки по кредиту она также не может.

К тому же нужной суммы кредита банки ей все равно не дают — рассчитывая стоимость залога, ее предприятие оценили по остаточной стоимости, то есть всего

ным бизнесменам, но всем нужны быстрые деньги. A ведь в сельском хозяйстве вложения окупаются очень долго».

В прошлом году у AHO «Ладушка» возникла новая проблема: племенные ресурсы стада исчерпались и пришло время обновлять гены за счет нового биоматериала, который можно купить только за границей. Племмате-риал стоит 300 тыс. руб. — таких денег у Натальи Маркеловой пока не нашлось.

«Весь доход уходит на покупку кормов, — сетует Наталья. — Сегодня моя главная задача — сохранить стадо. У меня осталось 60 дойных коз и 40 ремонтных (малышей этого года)».

Впрочем, Наталья Маркелова за семь лет привыкла к постоянной борьбе за выживание своих коз. И почему-то уверена, что в итоге решит их проблемы — обновит гены стада, а потом запустит линию по упаковке молока. «За семь лет мы столько детей вылечили в городе, — объясняет она свою настойчивость. — Люди приезжают за молоком. Буду терпеть, насколько сил хватит. Хотя мужчина уже давно бы все это бросил». Ц

Зерно не пускают за границу

С 28 января в России начала действовать пошлина на экспорт пшеницы и ячменя. Соответствующее правительственное постановление было подписано, чтобы сбалансировать внутренний рынок зерна и остановить рост цен, продолжавшийся в течение лета и осени. Экспортеры будут платить 40% таможенной стоимости пшеницы и ячменя, но не менее 105 евро за тонну для пшеницы и не менее 70 евро - для ячменя. Ранее президент Зернового союза России Аркадий Злачевский говорил, что экспортеры предпочли бы пошлине полный запрет на экспорт, потому что в таком случае им не пришлось бы платить штрафные санкции при невыполнении заключенных контрактов (ситуация считалась бы форс-мажорной). Теперь, если у кого-то на конец января останутся невыполненные обязательства по контрактам, они должны будут вывезти это зерно, уплатив пошлину, и сработать себе в убыток.

Элеваторы растут в цене

Агрохолдинг «Русское зерно», принадлежащий гендиректору интернет-брокера «Атон» Ивану Тырышкину, приобрел один из крупнейших в России зерновых комбинатов - краснодарский КХП «Тима-шевский». За свой новый актив холдинг заплатил примерно $9 млн. (оформление сделки находится в заключительной стадии).

Тимашевский комбинат хлебопродуктов объединяет элеватор (мощности по перевалке - 50 тыс. т зерна в год), комбикормовый завод и мельницу (мощность переработки - 150 т зерна в сутки).

Самому холдингу принадлежат четыре элеватора, четыре мельницы, маслопе-рерабатывающий цех с фасовочной линией, хлебопекарни, макаронное производство и завод по производству пшена. Выручка в 2007 году по РСБУ составила $165 млн.

Еще два года назад элеваторные мощности в России считались избыточными, поэтому цены на них не увеличивались. Сейчас из 110 элеваторов, работающих в трех основных зернопроизводящих регионах - Ростовской и Волгоградской областях и Ставропольском крае, лишь 10% не входят в структуры крупных аг-рохолдингов.

| прямые инвестиции / №qg (70) 2008 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.