3. Indeks vospriyatiya korruptsii [Corruption Perceptions Index]. TRANSPYeRYeNSI INTYeRNYeShNL ROSSIYa : Tsentr Antikorruptsionnykh issledovaniy i initsiativ [TRANSPARENCY INTERNATIONAL RUSSIA: Center for AntiCorruption Research and Initiatives]. Available at: www.transparency.org.ru/ indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog.
4. Kaplan R., Norton D. Strategicheskie karty: Transformatsiya nematerialnykh aktivov v materialnye rezultaty. [Strategy maps: Transformation of intangible assets into tangible results], Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2005. 493 р.
5. Kuzmin N. K voprosu o ponyatii i prirode korruptsii [On the concept and nature of corruption], Rossiyskiy sledovatel [Russian Investigator], 2009, no. 24, pp. 23-26.
6. Letunovskiy V. V., Ageev A. A. O protivodeystvii korruptsii [On Combating Corruption]. Rossiyskaya yustitsiya [Russian Justice], 2010, no. 1, pp. 47-49.
7. Mineva O. K. Ekonomicheskoe litsemerie obshchestva kak odna iz pervoprichin korruptsii v vysshey shkole [Economic hypocrisy of society as one of the root causes of corruption in higher education]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2009, no. 4 (21), pp. 4852.
8. Novyy otchet GRYeKO po Rossii [A new report by GRECO Russia]. TRANSPYeRYeNSI INTYeRNYeShNL ROSSIYa : Tsentr Antikorruptsionnykh issledovaniy i initsiativ [TRANSPARENCY INTERNATIONAL RUSSIA: Center for Anti-Corruption Research and Initiatives]. Available at: http://www.transparency.org.ru/ v-rossii/novyi-otchet-greko-po-rossii.
9. Poup Dzheremi (ed.) Sistema obshchegosudarstvennoy etiki povedeniya [Nationwide system of ethics], Moscow, Transparency International Publ., 1999.
10. SMI o nas [Media about us]. Volga — Mediagruppa «Vsya Rossiya» [Newspaper "Volga" - Media Group "All Russia"]. Available at: http://www. nisse.ru/work/press/press_1603.html.
11. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020]. Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper], May 19 2009, no. 4912.
12. Frank Ye.V. Reshenie agentskoy problemy v rossiyskikh korporatsiyakh [Decision agent problem in Russian corporations]. Ekonomika, predprinimatelstvo ipravo [Economy, Business and Law], 2011, no. 7, pp. 2936. Available at: www.creativeconomy.ru/articles/15451/.
13. Khromova Ye. I. Korruptsiya kak sotsialno-pravovoy fenomen [Corruption as a social and legal phenomenon]. Voprosy ekonomiki i prava [Problems of Economics and Law], 2011, no. 5, pp. 22-27.
СЧЕТНАЯ ПЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА
Минева Оксана Карловна, доктор экономических наук, профессор, декан
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: okmineva@rambler.ru
Войнов Игорь Владимирович, кандидат экономических наук, доцент
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
Сафрыгин Юрий Владимирович, старший преподаватель
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
Храмова Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, первый проректор - проректор по экономике, развитию и финансам
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
В статье приведены основные направления деятельности Счетной палаты РФ, как главного субъекта государственного аудита в нашей стране. Государственный аудит является инструментом контроля управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в РФ. Раскрыты основные этапы аудита федерального бюджета и деятельность по противодействию коррупции.
Ключевые слова: государственный аудит, государственный бюджет, Счетная палата РФ, противодействие коррупции, аудит эффективности
AUDIT BOARD OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE MAIN SUBJECT OF THE STATE AUDIT
Mineva Oksana K., D.Sc. (Economics), Professor, Dean
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: okmineva@rambler.ru
Voynov Igor V., Ph.D. (Economics), Associate Professor
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
Safrygin Yuriy V., Senior Lecturer
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
Khramova Tatyana M., Ph.D. (Economics), Associate Professor, First Vice-Rector -Vice President for Economy, Development and Finance
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
The article presents the main activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation, as the main subject of public audit in our country. State audit is a tool for management control and management of public resources in order to create conditions for a dignified life and free development of a person in the Russian Federation. Shows the main stages of the audit of the federal budget and the activities of anti-corruption.
Keywords: state audit, the state budget, the Chamber of the Russian Federation, fighting corruption, performance audit
Одним из значимых инструментов развития государственного аудита вступает оценка эффективности использования государственных финансов, что предполагает усиление роли государственного финансового контроля как функционального элемента управления финансами через многоуровневую систему государственного аудита.
Много работ посвящено освещению тех или иных аспектов государственного аудита: В.В. Бурцева, Т.В. Антиповой, С.В. Степашина, С.О. Шохина и др. [1, 3-5, 7, 8], в тоже время представляется целесообразным осветить роль Счетной палаты РФ.
Главным субъектом государственного финансового контроля выступает Счетная палата РФ. Правовой статус Счетной палаты является наиболее высоким среди всех иных федеральных органов, осуществляющих контрольную деятельность, за исключением Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ.
Счетная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита, осуществляющая свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости, открытости и гласности.
Миссия Счетной палаты - контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В рамках своей деятельности Счетная палата РФ осуществляет комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля за процессами планирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Кроме
того, в соответствии с планом работы Счетной палаты, по поручениям палат Федерального Собрания РФ, обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Счетная палата выполняет тематические проверки, дает экспертно-аналитические заключения.
В таблице 1 обобщены этапы государственного аудита, их содержание и нормативное сопровождение.
Таблица l
Этапы аудита федерального бюджета [9]_
Этап Содержание этапа Нормативно-правовое сопровождение
Предварительный аудит 1. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по проверке и анализу обоснованности показателей проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, нормативной методической базы их формирования, соответствию положениям посланий Президента РФ и иным программным документам, эффективности межбюджетных отношений. 2. Заключение на проект федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, утвержденное Коллегией Счетной палаты 3. Представление Федеральному Собранию РФ заключений Ст. 13 и 18 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», стандартом государственного аудита СГА 201 «Предварительный аудит формирования федерального бюджета», стандартом финансового контроля СФК 204 «Предварительный контроль формирования проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов»
Оперативный анализ 1. Анализ полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете. 2. Разработка предложений по устранению выявленных отклонений и нарушений и подготовка заключений Счетной палаты на законопроекты о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период 3. Доклад (раз в квартал) Федеральному Собранию РФ о ходе исполнения федерального бюджета Ст. 13 и 19 ФЗ «О Счетной палате РФ» и положениями стандарта государственного аудита СГА 202 «Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета».
Последующий контроль 1. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности: 1.1. Главных администраторов средств федерального бюджета. 1.2. Об исполнении федерального бюджета. 1.3. Об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Ст. 264 Бюджетного кодекса РФ, статьей 13 и 20 Федерального закона «О Счетной палате РФ» и на основании стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета» и стандарта внеш-
2. Подготовка заключения по: 2.1. Каждому главному администратору средств федерального бюджета. 2.2. Годовому отчету об исполнении федерального бюджета. 2.3. Годовому отчету об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. 3. Передача заключения: 3.1. По каждому главному администратору средств федерального бюджета в Государственную Думу и Совет Федерации. 3.2. Об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляется в Правительство РФ. 3.3. Об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ представляется в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляется в Правительство РФ него государственного аудита (контроля) СГА 205 «Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Большое внимание Счетная палата в пределах своих полномочий уделяет проблеме противодействия коррупции. За первые десять лет работы (1995-2004 гг.) Счетная палата получила на свое содержание из бюджета 2,757 млрд руб. (в эквивалентных ценах). По итогам контрольных мероприятий аудиторы выявили ущерб от хищений и неэффективного управления собственностью в размере 905,61 млрд руб. После вмешательства Счетной палаты в государственную казну было возвращено 66,6 млрд руб. Таким образом, на каждый рубль, потраченный на содержание Счетной палаты, в государственный бюджет вернулось более 24 рублей [2]. Аудиторы Счетной палаты РФ пришли к выводу, что «Большинство особо крупных контрактов на сумму свыше 1 млрд руб. заключаются и реализуются в «серой» зоне правоприменительной практики и закупочных технологий. Более 70 % таких контрактов размещаются вне конкурентных процедур посредством заключения договора с единственным поставщиком. Результаты подтверждают необходимость принятия системных мер, соразмерных масштабу и условиям заключаемых особо крупных контрактов и выявленным нарушениям при их размещении». Аудиторы счетной палаты не ограничиваются сухой констатацией фактов, они проводят независимый мониторинг (можно сказать финансово-правовой аудит) нормативных актов. Так, в качестве примера можно назвать предложение Счетной палаты, что в действие ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует установить дополнительные требования к заказчикам, размещающим особо крупные контракты, к типовым условиям особо крупных контрактов, а также особенности процедур планирования, заключения и исполнения особо крупных контрактов, их мониторинга, контроля и аудита эффективности [6].
Авторы статьи провели экспресс-исследование, опросив 500 человек на улицах г. Астрахани о значимости государственного аудита в целях поддержания экономической безопасности страны. При рассмотрении возрастного уровня респондентов выявлено, что более 83 % относятся к возрастной категории от 20 до 60 лет, т.е. находятся в самом трудоспособном возрасте, и, соответственно, выступают налогоплательщиками, которые напрямую заинтересованы в эффективном использовании бюджет-
ных средств. По уровню образования - около 60% опрошенных имеют высшее образование, что согласно теории человеческого капитала, свидетельствует о наличии них перспективного мышления.
Респондентам было предложено ответить на 5 вопросов, которые должны были бы осветить их осведомленность о деятельности Счетной палаты РФ.
Вопрос 1. Знаете ли Вы чем занимается Счетная палата РФ? Варианты ответов: а) Знаю3; б) Не знаю; в) А что такое Счетная палата РФ? Ответы респондентов продемонстрировали довольно большой процент (93 %) осведомленности о деятельности этого принципиального для государственного аудита органа.
1 2
0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500
Рис. 2. Осведомленность о профессиональной деятельности Счетной палаты РФ
Вопрос 2. Кто возглавляет Счетную палату РФ. Варианты ответов: а) Набиуллина Э.С.; б) Кудрин А.Л.; в) Голикова Т.А.; г) Степашин С.В. Ответы респондентов свидетельствуют, что большинство респондентов не путают российских государственных деятелей. Более 90 % респондентов выразили мнение, что Счетную палату возглавляет Степашин С.В. или Голикова Т.А. На наш взгляд, это можно считать успехом, т.к. не более года назад Голикова Т.А. сменила на этом посту Степашина С.В. и многие по инерции его имя ассоциируют со Счетной палатой РФ.
-
Степашин С.В.
-
Голикова Т.Д.
-
Кудрин А.Л. fi
Набиуллина Э.С. ■ 1
О 10 20 30 40 50 60
Рис. 3. С>тветы на вопрос: «Кто возглавляет Счетную палату РФ», %
3
Для того, чтобы убедиться в объективности ответа просили респондентов в общем рассказать чем занимается Счетная палата РФ.
Вопрос 3. Считаете ли Вы, что Счетная палата является независимым органом финансового аудита, не зависящим от политической конъюнктуры? Варианты ответов: а) Считаю; б) Не считаю; в) Затрудняюсь ответить. Более 80 % респондентов считают, что Счетная палата РФ, действительно является независимым органом финансового аудита, не зависящим от политической конъюнктуры, что в современных условиях является высочайшим уровнем признания деятельности данного органа.
Вопрос 4. На ваш взгляд, Счетная палата РФ является ли эффективным институтом государственного аудита? Варианты ответов: а) Является. К заключениям Счетной палаты прислушиваются; б) Не является. Как скажут, такое заключение и дадут; в) Затрудняюсь ответить.
с с
-1-1-1-
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рис. 4. Ответы на вопрос: «Счетная палата РФ является ли эффективным институтом государственного аудита», %
85 % респондентов, при анонимном интервьюировании считают, что деятельность Счетной палаты РФ эффективна. Интересно, а если бы проводился опрос про деятельность других министерств и ведомств, скольким бы удалось достичь этих показателей?
Вопрос 5. Знаете ли Вы, где можно посмотреть информацию про деятельность Счетной палаты РФ? Варианты ответов: а) Знаю. В интернете есть сайт Счетной палаты РФ. б) Не знаю, но хотел бы знать; в) Мне не интересно; г) Другое.
При рассмотрении данного вопроса, выяснилось, что про сайт Счетной палаты РФ (http://audit.gov.ru) знают не многие респонденты, хотя, по мнению авторов статьи, наполнение сайта и его навигация очень информативны, доступны для понимания, актуальны и действительно просматривая его можно заключить, что деятельность Счетной палаты РФ соответствуют заявленной миссии. Часть респондентов, выбравших ответ г). заявила, что о деятельности Счетной палаты получают информацию из СМИ.
- 4 Н■ 14
О 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 5. Ответы на вопрос: «Знаете ли Вы, где можно посмотреть информацию про деятельность Счетной палаты РФ»
Обобщая результаты проведенного экспресс-исследования, следует заметить, что только команда высокообразованных специалистов с высокой профессиональной этикой, руководимой супер профессионалами, признанными во всем мире (Степашин С.В., Голикова Т.А.) могут являться эффективно работающим инструментом государственного аудита, стоящим на страже экономической безопасности страны и деятельность которых находит такую широкую поддержку в обществе.
Список литературы
1. Антипова Т. В. Теория и методология государственного аудита получателей федеральных бюджетных средств : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Т. В. Антипова. - Москва, 2008. - 369 с.
2. Борьба с коррупцией: Роль счетной палаты РФ. - Режим доступа. http://audit.gov.ru/ activities/anti-corruption/reports-statistics/reports/10-tree_files-fl-719.pdf, свободный. - Зпаглавие с экрана. - Яз. рус. - С. 10.
3. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ. Теория и практика / В. В. Бурцев. - Москва : Дашков и Ко, 2002. - 126 с.
4. Минева О. К. Государственный аудит как инструмент формирования аналитической системы управления национальной экономикой / О. К. Минева, Э. К. Салахова // Гуманитарные исследования. - 2011. - № 1 (37). - С. 218-220.
5. Минева О. К. Государственный аудит как система управления социально-экономической сферой / О. К. Минева, Ю. В. Сафрыгин // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2011. - № 2 (27). - С. 156-159.
6. Обзор информационного пространства по антикоррупционной тематике с 10.08. по 16.08.2013 // Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппарат: -Режим доступа: http://www.anticorrupt-ul.rU/monitoring/press_monitor/2013_august_3.h1:ml, свободный. -Зпаглавие с экрана. - Яз. рус.
7. Степашин С. В. Государственный контроль и экономика будущего / С. В. Степашин. -Москва : Наука, 2008. - 608 с.
8. Степашин С. Государственный финансовый контроль / С. Степашин, Н. Столяров, С. Шохин, В. Жуков. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 560 с.
9. Счетная палата Российской Федерации. - Режим доступа. http://audit.gov.ru/, свободный. -Зпаглавие с экрана. - Яз. рус.
References
1. Antipov T. V. Teoriya i metodologiya gosudarstvennogo audita poluchateley federalnykh byudzhetnykh sredstv [Theory and Methodology of the state audit recipients of federal budget funds], Moscow, 2008. 369 р.
2. Borba s korruptsiey: Rol schetnoy palaty RF [Control of Corruption: The Role of the Accounting Chamber of the Russian Federation]. Available at: http://audit.gov.ru/activities/anti-corruption/reports-statistics/reports/10-tree_files-fl-719.pdf, рp. 10.
3. Bourtsev V. V. Organizatsiya sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v RF. Teoriya i praktika [Organization of the system of state financial control in the Russian Federation. Theory and practice], Moscow, Dashkov & Ko Publ., 2002. 126 р.
4. Mineva О. К., Salakhova E. K. [Gosudarstvennyy audit kak instrument formirovaniya analiticheskoy sistemy upravleniya natsionalnoy ekonomikoy State audit - as an instrument for shaping the analytical system of national economies]. Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian Research], 2011, no. 1 (37), pp. 218-220.
5. Mineva О. К., Safrygin Yu. V. Gosudarstvennyy audit kak sistema upravleniya sotsialno-ekonomicheskoy sferoy [State audit as a management system of socio-economic sphere]. Kaspiysky region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian region: Politics, Economics, Culture], 2011, no. 2 (27), pp. 156-159.
6 Obzor informatsionnogo prostranstva po antikorruptsionnoy tematike s 10.08. po 16.08.2013 [Review the information space on the anti-corruption topics from 10.08. on 16.08.2013]. Upolnomochennyy po protivodeystviyu korruptsii v Ulyanovskoy oblasti i ego apparat [Commissioner of Anti-corruption in the Ulyanovsk region and his staff]. Available at: http://www.anticorrupt-ul.ru/monitoring/ press_monitor/2013_august_3.html.
7. Stepashin S. V. Gosudarstvennyy kontrol i ekonomika budushchego [State control of the economy and the future], Moscow, Nauka Publ.,. 2008. 608 p.
8. Stepashin S., Stolyarov N. Shokhin S., Zhukov V. Gosudarstvennyy finansovyy kontrol [State financial control], Saint-Petersburg, Piter Publ., 2004. 560 p.
9. Schetnaya palata Rossiyskoy Federatsii [Accounts Chamber of the Russian Federation]. Available at: http://audit.gov.ru.