of territorial subjects of the Russian Federation on ensuring favorable investment climate in the region]. Agentstvo strategicheskikh initsiativ [Agency of strategic initiatives]. Available at: http://invest.midural.ru/images/uploads/temp_file_1.pdf.
11. Yakovlev A. Novaya model ekonomicheskogo rosta - vzglyad s mikrourovnya [New model of economic growth - a look from microlevel]. Available at: http://strategy2020.rian.ru/g4_docs/20111216/366228635.html.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Фролова Галина Петровна, магистрант
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: alisa_dreems@mail.ru
В последнее время все больше внимания ученых, экономистов, политических деятелей уделяется эффективности функционирования не только коммерческих фирм и организаций, но и государственных и муниципальных учреждений. Особенно после появления возможности перехода бюджетного учреждения в статус автономного. Поэтому постепенно привычные для рынка методы поддержания эффективности деятельности апробируются в бюджетной сфере. Одним из таких методов является внутренний аудит, позволяющий выявлять нарушения и недостатки финансово-хозяйственной деятельности, предупреждать их, а также своевременно их устранять.
Ключевые слова: внутренний аудит, автономное учреждение культуры, внутренний контроль
FORMING A SYSTEM OF INTERNAL AUDIT AUTONOMOUS CULTURAL INSTITUTION
Frolova Galina P., Undergraduate Student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: alisa_dreems@mail.ru
Recently, more and more attention of scientists, economists, politicians paid not only to the efficiency of the commercial firms and organizations, but also state and local government agencies . Especially, after the emergence of the possibility of switching the budget status of an autonomous institution. So, gradually, familiar to market methods of maintaining the effectiveness of being tested in the public sector. One of these methods is an internal audit, which allows to detect violations and lack of financial and economic activity , to warn them and deal with them in a timely manner.
Keywords: internal audit, autonomous cultural institution, internal control
Сфера культуры всегда являлась показателем развития общества, как его интеллектуальной, так и экономической составляющей. Но на протяжении многих лет развитие и состояние самих учреждений культуры в большинстве случаев, как некоммерческих организаций социальной сферы, связано с определенными трудностями. Особенно они проявляются при переходе учреждения в статус автономного и необходимости самофинансирования.
Для того, чтобы существовать в современных условиях рыночной конкуренции, руководителю учреждения культуры потребуется помощь в поиске видов приносящей доходы деятельности, не противоречащей целям создания учреждения, а также консультаций как правового, так и финансового характера, анализ результатов деятельности. Но, по большому счету, консультаций именно по части финансов учреждения. Одним из направлений государственного аудита, основные принципы которо-
го изложены в статьях С.В. Степашина, Р. Э. Нуреева, Е.Н. Макаренко, О.К. Мине-вой, Ю.В. Сафрыгина и других авторов, выступает внутренний аудит государственного учреждения [7; 8, с. 218-220; 9, с. 116-124].
Способствовать «оздоровлению» финансовой политики поможет создание в учреждении службы или отдела внутреннего аудита.
Контроль за использованием средств, в частности, автономными учреждениями ведется на нескольких уровнях: со стороны органов государственного финансового контроля, со стороны учредителя учреждения и со стороны внутреннего подразделения учреждения.
В настоящее время обязанность создания в бюджетном и автономном учреждении подразделения внутреннего аудита нормативно не закреплена. Однако мировая практика свидетельствует, что внутренний аудит является необходимым элементом построения качественной управленческой системы и обеспечивает достаточную степень надежности финансово-хозяйственной деятельности [4, с. 4].
Из таблицы 1 видно различие между целями внутреннего аудита, контрольно-ревизионной службой и системой внутреннего контроля.
Таблица 1
Сравнительные характеристики служб внутреннего аудита, внутреннего контроля _и контрольно-ревизионной службы_
Характеристика Служба внутреннего аудита Служба внутреннего контроля Контрольно-ревизионная служба
Цель Повышение эффективности деятельности организации Построение и поддержание эффективной системы внутреннего контроля Недопущение неэффективного использования ресурсов, выявление и предотвращение злоупотреблений
Основные заказчики (клиенты) Совет директоров и высшее исполнительное руководство Линейное(операционное) руководство Высшее исполнительное руководство
Специфика Ориентация на перспективу, т.е. на анализ бизнес-процессов и выявление рисков Анализ бизнес-процессов в целях построения системы контроля Ориентация на ретроспективу, т.е. на уже произошедшие события и их последствия
В большинстве случаев подразделение внутреннего аудита формируется для предоставления руководству независимой и достоверной информации для принятия эффективных управленческих решений, способствующих дальнейшему развитию учреждения. В тоже время, существование службы внутреннего аудита может положительно сказаться на самом качестве внутреннего контроля учреждения в целом, а также способствовать плодотворному взаимодействию со службами внешнего финансового контроля.
Согласно федеральному правилу № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696) функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:
а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);
б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические
запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);
в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.
Таблица 2
Основные этапы проведения внутреннего аудита_
Этапы аудита Содержание Источники информации Выходные документы
1 .Подготовка проведения внутренней аудиторской проверки Изучение учредительных документов, внутренних приказов, распоряжений Учредительные документы, приказы, инструкции, штатное расписание, первичные документы, учетные регистры, формы отчетности и др. Служебная записка руководителю организации о состоянии учета и системы внутреннего контроля, оценки деятельности
2.Законодатель-ное и нормативное обеспечение аудита Определение состава документов правового, экономического организационно-технологического обеспечения Законодательные и нормативные акты, учредительные документы, учетная политика, график документооборота Формулировка предложений по плану, программе аудита и порядку проведения работы
3 .Составление плана и программы аудиторской проверки Составление и документальное оформление плана и программы аудита. Первичные документы, формы отчетности Служебные записи по каждому этапу составления плана и программы
4.Порядок проведения проверки Определение методов проверки. Получение необходимых аудиторских доказательств и их систематизация в рабочих документах аудитора Первичные документы, учетные регистры, финансовая (бухгалтерская) отчетность Перечень процедур для получения внутренних аудиторских доказательств
5. Обсуждение предварительных заключений, предложений с руководством организации Выявление соответствия порядка отражения бухгалтерских записей (проводок) и записей в учетных регистрах, отчетности Аудиторские доказательства, полученные в ходе аудиторской проверки. Рабочие документы аудитора Обоснование предложений и рекомендаций руководству
6. Подготовка отчета внутреннего аудитора Обобщение результатов аудита деятельности организации. Форму- лировка заключений и предложений Аудиторские доказательства. Рабочие документы аудита Отчет о результатах работы внутреннего ауди тора
В общем случае система внутреннего аудита может быть представлена как целым отделом внутреннего аудита, так и специалистом (аудитором), в зависимости от организационной структуры, масштабов и видов деятельности учреждения.
Отдел внутреннего аудита является независимым от других отделов и напрямую подчиняется руководству учреждения. Для этого утверждается «Положение об отделе внутреннего аудита», устанавливающее единые цели, правила и принципы, внутренние стандарты качества проведения внутреннего аудита, работы отдела в целом. Проверки осуществляются в соответствии с программой проведения аудита и планом-графиком проверок, согласованной с руководителем учреждения.
Служба внутреннего аудита проникает в функции управления, организационную деятельность учреждения, снабжает информацией о качестве управленческой деятельности, представляет руководству данные анализа, финансовые прогнозы о проверяемых объектах, рекомендации, советы [5, а 34]. В таблице 2 представлены основные этапы проведения внутреннего аудита.
Внедрение системы внутреннего аудита в форме создания отдела внутреннего аудита позволит учреждению повысить качество и достоверность отчетности, следовательно, усовершенствовать весь учетный процесс [7, с. 5].
В заключении хотелось бы отметить, внутренний аудит, действительно позволяет руководителю, в особенности, учреждения культуры получать достоверную и оперативную информацию о деятельности в целом, позволяя обнаруживать ошибки, устранять их, и учитывать возможности и перспективы развития внебюджетной деятельности, а также, что немаловажно, осуществлять внутренний финансовый контроль.
Список литературы
1. Об автономных учреждениях : Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ. -Режим доступа: http://base.garant.ru/190157/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
2. Об аудиторской деятельности : Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3. -Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
3. Рассмотрение работы внутреннего аудита : правило (стандарт) № 29 // Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности : утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
4. Бычков С. С., Кокарев А. И. // Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах. -2012. - № 11. - С. 4.
5. Евдокимова А. В. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации / А. В. Евдокимова, И. Н. Пашкина. - Москва : Дашков и Ко, 2009. -320 с.
6. Кабашкин В. А. Повышение роли внутреннего аудита и контроля в условиях рыночной экономики / В. А. Кабашкин, В. А. Мышов // Международный бухгалтерский учет. -2011. - № 13. - С. 36-46.
7. Макаренко Е. Н. Внутренний аудит в системе управления предприятием / Е. Н. Макаренко //Управленческий учет. - 2011. - № 2. - С. 5.
8. Степашин С. В. Государственный аудит: введение в специальность. Вступительная лекция / С. В. Степашин. - 07.09.2010 г. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/work/projects/reports/reports_249.html, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз.рус.
9. Минева О. К. Государственный аудит как инструмент формирования аналитической системы управления национальной экономикой / О. К. Минева, Э. К. Салахова // Гуманитарные исследования. - 2011. - № 1 (37). - С. 218-220.
10. Минева О. К. Государственный аудит как система управления социально-экономической сферой / О. К. Минева, Ю. В. Сафрыгин// Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - № 2. - С. 116-124.
References
1. Federalnyy zakon ot 3 noyabrya 2006 g. № 174-FZ "Ob avtonomnykh uchrezhdeniyakh" [The federal law of November 3, 2006 No. 174-FZ "About autonomous establishments"]. Available at: http://base.garant.ru/190157/.
2. Federalnyy zakon ot 30 dekabrya 2008 g. № 307-FZ "Ob auditorskoy deyatelnosti" [The federal law of December 30, 2008 No. 307-FZ "About auditor activity"]. Available at: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.
3. Pravilo (standart) № 29 "Rassmotrenie raboty vnutrennego audita" [Rule (standard) No. 29 "Consideration of work of internal audit"]. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 23 sentyabrya 2002 g. № 696 "Ob utverzhdenii Federalnykh pravil (standarty) auditorskoy deyatelnosti" [The resolution of the government of the Russian Federation of September 23, 2002 No. 696 "About the approval of Federal rules (standards) of auditor activity"]. Available at: http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/.
4. Byudzhetnyy uchet i otchetnost v voprosakh i otvetakh [The budgetary account and the reporting in questions and answers], 2012, no. 11, p. 4.
5. Yevdokimova A. V., Pashkina I. N. Vnutrenniy audit i kontrol finansovo-khozyaystvennoy deyatelnosti organizatsii [Internal audit and control of financial and economic activity of the organization]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2009, 320 p.
6. Kabashkin V. A., Myshov V. A. Povyshenie roli vnutrennego audita i kontrolya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Increase of a role of internal audit and control in the conditions of market economy]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet [International accounting], 2011, no. 13, pp. 36-46.
7. Makarenko Ye. N. Vnutrenniy audit v sisteme upravleniya predpriyatiem [Internal audit in an enterprise management system]. Upravlencheskiy uchet [Management accounting], 2011, no. 2, pp. 5.
8. Stepashin S. V. Gosudarstvennyy audit: vvedenie v spetsialnost. Vstupitelnaya lektsiya [State audit: introduction in specialty. Introductory lecture]. 07.09.2010. Available at: http://www.nisse.ru/work/projects/reports/reports_249.html.
9. Mineva O. K., Salakhova E. K. Gosudarstvennyy audit kak instrument formirovaniya analiticheskoy sistemy upravleniya natsionalnoy ekonomikoy [State audit as instrument of formation of an analytical control system of national economy]. Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian researches], 2011, no. 1 (37), pp. 218-220.
10. Mineva O. K., Safrygin Yu. V. Gosudarstvennyy audit kak sistema upravleniya sotsialno-ekonomicheskoy sferoy [State audit as control system of the social and economic sphere]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [THE CASPIAN REGION: politics, economics, culture], 2011, no. 2, pp. 116-124.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Шведов Виталий Александрович, магистрант
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
В статье раскрыт механизм осуществления процедуры предварительного государственного финансового контроля, раскрыты основные цели проведения предварительного государственного финансового контроля. Представлен аудит документов, регламентирующих процедуру предварительного государственного финансового контроля Астраханской области. Автором статьи проанализирован Закон Астраханской области о бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. с позиции внешней проверки.
Ключевые слова: государственный контроль, финансовый контроль, предварительный государственный контроль, контрольно-счетная палата, бюджет региона
PRELIMINARY STATE FINANCIAL CONTROL
Shvedov Vitaliy A., Undergraduate Student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
The paper reveals the mechanism of prior state financial control, covers the main purpose of the preliminary state financial control. Submitted to audit documents regulating the procedure of preliminary state financial control of the Astrakhan region. Author of the article analyzed the Law of the Astrakhan region on the budget for 2014 and the planning period of 2015 and 2016 from the perspective of external verification.
Keywords: state control, financial control, pre-state control, Control and Audit Chamber, region's budget
Осознание значимости надзора за государственными финансами в России были осознаны еще в XVII в. В 1654 г. был создан Счётный приказ, который занимался проверкой раздачи полкового жалования войскам во время войны. Для исполнения этих