5. Yevdokimova A. V., Pashkina I. N. Vnutrenniy audit i kontrol finansovo-khozyaystvennoy deyatelnosti organizatsii [Internal audit and control of financial and economic activity of the organization]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2009, 320 p.
6. Kabashkin V. A., Myshov V. A. Povyshenie roli vnutrennego audita i kontrolya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Increase of a role of internal audit and control in the conditions of market economy]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet [International accounting], 2011, no. 13, pp. 36-46.
7. Makarenko Ye. N. Vnutrenniy audit v sisteme upravleniya predpriyatiem [Internal audit in an enterprise management system]. Upravlencheskiy uchet [Management accounting], 2011, no. 2, pp. 5.
8. Stepashin S. V. Gosudarstvennyy audit: vvedenie v spetsialnost. Vstupitelnaya lektsiya [State audit: introduction in specialty. Introductory lecture]. 07.09.2010. Available at: http://www.nisse.ru/work/projects/reports/reports_249.html.
9. Mineva O. K., Salakhova E. K. Gosudarstvennyy audit kak instrument formirovaniya analiticheskoy sistemy upravleniya natsionalnoy ekonomikoy [State audit as instrument of formation of an analytical control system of national economy]. Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian researches], 2011, no. 1 (37), pp. 218-220.
10. Mineva O. K., Safrygin Yu. V. Gosudarstvennyy audit kak sistema upravleniya sotsialno-ekonomicheskoy sferoy [State audit as control system of the social and economic sphere]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [THE CASPIAN REGION: politics, economics, culture], 2011, no. 2, pp. 116-124.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Шведов Виталий Александрович, магистрант
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
В статье раскрыт механизм осуществления процедуры предварительного государственного финансового контроля, раскрыты основные цели проведения предварительного государственного финансового контроля. Представлен аудит документов, регламентирующих процедуру предварительного государственного финансового контроля Астраханской области. Автором статьи проанализирован Закон Астраханской области о бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. с позиции внешней проверки.
Ключевые слова: государственный контроль, финансовый контроль, предварительный государственный контроль, контрольно-счетная палата, бюджет региона
PRELIMINARY STATE FINANCIAL CONTROL
Shvedov Vitaliy A., Undergraduate Student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
The paper reveals the mechanism of prior state financial control, covers the main purpose of the preliminary state financial control. Submitted to audit documents regulating the procedure of preliminary state financial control of the Astrakhan region. Author of the article analyzed the Law of the Astrakhan region on the budget for 2014 and the planning period of 2015 and 2016 from the perspective of external verification.
Keywords: state control, financial control, pre-state control, Control and Audit Chamber, region's budget
Осознание значимости надзора за государственными финансами в России были осознаны еще в XVII в. В 1654 г. был создан Счётный приказ, который занимался проверкой раздачи полкового жалования войскам во время войны. Для исполнения этих
обязанностей ему доставлялись приходно-расходные книги за 1653-1663 гг. Однако функции Счётного приказа были ограничены как во времени, так и по конкретной цели проводимых проверок. В 1699 г. Петром I была учреждена Ближняя канцелярия, также имевшая контрольные функции. Именно в это «око государево» должна была доставляться «со всех приказов по всея недели ведомость, что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход держать», «чтоб ему, Великому Государю о тех делах известно было всегда» [1].
В настоящее время функции внешнего государственного финансового контроля осуществляют контрольно-счетные палаты регионов. Внутренний государственный финансовый контроль закреплен за министерствами финансов субъектов Российской Федерации.
Основным документом, регламентирующим порядок осуществления государственного финансового контроля на территории Астраханской области является Постановление Правительства Астраханской области от 19.11.2010 № 488-П «О Порядке осуществления государственного финансового контроля исполнительными органами государственной власти Астраханской области».
Согласно данному документу, государственный финансовый контроль на территории Астраханской области включает в себя [2]:
1) контроль за использованием средств бюджета Астраханской области, в том числе передаваемых бюджету Астраханской области из федерального бюджета, бюджетных кредитов;
2) контроль за эффективным использованием объектов государственной собственности и иных финансовых ресурсов Астраханской области.
На территории Астраханской области контроль проводится с целью:
1) выявления, предупреждения, недопущения и пресечения неправомерных и неэффективных действий по формированию, распределению, аккумулированию и использованию средств бюджета Астраханской области;
2) анализа причин возникновения нарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности расходования бюджетных средств, выявления резервов повышения эффективности использования бюджетных средств:
3) разработки рекомендаций (мероприятий) по устранению и предупреждению возникновения в дальнейшем выявленных нарушений.
Финансовый контроль проводится по всем лицам, использующим средства бюджета Астраханской области в своей деятельности (участники бюджетного процесса, юридические и физические лица).
Государственный финансовый контроль в Астраханской области производится в трех формах - предварительный, текущий, последующий контроль.
Внутренний предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии формирования проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части проверки обоснованности бюджетных заявок, представленных субъектами бюджетного планирования [3].
Внешнюю предварительную экспертизу на проект закона о бюджете проводит Контрольно-счетная палата Астраханской области [4, 6, 7]. Итогом данного этапа контроля становится заключение Контрольно-счетной палаты Астраханской области по проекту бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период.
В Астраханской области органом, организующим составление и исполнение бюджета региона является министерство финансов Астраханской области.
Основой для формирования проекта бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период является Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и основные направления налоговой и бюджетной политики Астраханской области.
В данной статье автором проанализирован Закон Астраханской области о бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. с позиции внешней проверки.
Предметом экспертизы являлись: бюджетные ассигнования по разделам, подразделам функциональной классификации и ведомственной структуры расходов; общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; распределение межбюджетных трансфертов из областного бюджета; расходы бюджета Астраханской области на финансирование государственных программ; расходы бюджета Астраханской области на реализацию дорожного фонда и областной адресной инвестиционной программы.
Основные выводы можно свести к следующему:
1. Закон «О бюджете Астраханской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» сформирован на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и основных направлений налоговой и бюджетной политики Астраханской области.
2. Прогноз социально-экономического развития Астраханской области на 20142016 гг. сформирован по варианту сценарных условий функционирования экономики, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. Возможные изменения внешнеэкономической конъюнктуры, уровня финансовых рисков и текущего состояния мировой экономики могут оказать влияние на характер динамики макроэкономических показателей.
3. Анализ представленных расчетов поступления основных видов налогов в бюджет Астраханской области показал, что перечень видов доходов, нормативы отчислений от регулирующих налогов, ставки по налогам и сборам соответствуют положениям Бюджетного кодекса и бюджетной классификации Российской Федерации.
4. Расходы областного бюджета на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. сформированы исходя из доходной базы с учетом дефицита бюджета. Бюджет Астраханской области на 2014-2016 гг. сформирован с учетом максимально возможного обеспечения сбалансированности бюджетной системы и перехода к формированию бездефицитного бюджета. Поэтому в проекте бюджета на 2014-2016 гг. планируется снижение размера дефицита с 14,8 % в 2013 г. до 3,5 % в 2016 г. Общая сумма источников внутреннего финансирования дефицита бюджета на 2014-2016 гг. соответствует величине прогнозируемого дефицита бюджета за рассматриваемый период. Состав источников финансирования дефицита соответствует статье 95 Бюджетного кодекса РФ.
5. Особенностями формирования расходов бюджета на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. являются: формирование расходов бюджета Астраханской области в соответствии с новой бюджетной классификацией; планирование фонда оплаты труда работников государственных учреждений в соответствии с мероприятиями по ее увеличению в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. Ежегодный рост фонда оплаты труда запланирован на уровне 9,7 % в 2014 г. относительно бюджета 2013 г., 8,2 % в 2015 г. относительно 2014 г., 14,6 % в 2016 г. относительно 2015 г. Индексация оплаты труда государственных служащих законопроектом не предусмотрена; передача на уровень субъекта РФ полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных организациях.
Данные полномочия будут реализованы посредством предоставления субвенции муниципальным бюджетам, которая запланирована на 2014 г. в объеме 800,4 млн. руб., на плановый период 2015 и 2016 гг. в объеме 1335,2 млн. руб. и 1457,4 млн. руб. соответственно; поэтапное увеличение страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и доведение их в 2015 г. до уровня федеральных нормативов. Бюджетные ассигнования на данные цели предусмотрены на 2014 г. в сумме 3141,0 млн. руб., на 2015 и 2016 г. в сумме 4362,6 млн. руб. ежегодно.
6. Расходы на финансирование финансовой помощи муниципальным образованиям сформированы в соответствии действующим федеральным и региональным законодательством о межбюджетных отношениях. Аналогично предшествующим периодам, наибольшую долю в структуре составляют субвенции, передаваемые на обеспечение государственных полномочий.
Таким образом, в Астраханской области при составлении проекта бюджета осуществляется предварительная проверка по следующим позициям: оценка основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Астраханской области; анализ достоверности основных характеристик и особенностей проекта бюджета; оценка соответствия положений проекта закона о бюджете Бюджетному кодексу и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим бюджетный процесс; оценка обоснованности действующих и принимаемых расходных обязательств;
Кроме того, при составлении заключений предварительной проверки, подготавливаются концептуальные предложения по совершенствованию прогнозирования и планирования основных показателей бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период, бюджетного процесса, результативности бюджетных расходов.
Список литературы
1. Семенова Н. Ю. Управленческая элита Российской империи. История министерств. 1802-1917 / Н. Ю. Семенова. - Санкт-Петербург : Лики России, 2008. - 696 с.
2. О Порядке осуществления государственного финансового контроля исполнительными органами государственной власти Астраханской области : Постановление Правительства Астраханской области от 19.11.2010 № 488-П. - Режим доступа: http://www.zakonprostru/content/regional/4/630558, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
3. Об утверждении порядка составления обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств при планировании бюджета Астраханской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов : Постановление министерства финансов Астраханской области от 07.05.2013 № 18-п. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460150880, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
4. О Контрольно-счетной палате Астраханской области : Закон Астраханской области от 07.09.2011 № 57/2011-0З. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/regional/4/1846793, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
5. Степашин С. В. Государственный аудит: введение в специальность. Вступительная лекция / С. В. Степашин. - 07.09.2010 - Режим доступа: http://www.nisse.ru/work/projects/reports/reports_249.html, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.
6. Минева О. К. Государственный аудит как инструмент формирования аналитической системы управления национальной экономикой / О. К. Минева, Э. К. Салахова // Гуманитарные исследования. - 2011. - № 1 (37). - С. 218-220.
10. Минева О. К. Государственный аудит как система управления социально-экономической сферой / О. К. Минева, Ю. В. Сафрыгин// Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - № 2. - С. 116-124.
References
1. Semenova N. Yu. Upravlencheskaya elita Rossiyskoy imperii. Istoriya ministerstv. 18021917 [Administrative elite of the Russian Empire. History of the ministries. 1802-1917]. St. Petersburg, Liki Rossii Publ., 2008, 696 p.
2. Postanovlenie Pravitelstva Astrakhanskoy oblasti ot 19.11.2010 No. 488-P "O Poryadke osushchestvleniya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya ispolnitelnymi organami gosudarstvennoy vlasti Astrakhanskoy oblasti" [The resolution of the government of the Astrakhan region of 19.11.2010 No. 488-P "About the Procedure of the state financial control by executive bodies of the government of the Astrakhan region"]. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/regional/4/630558.
3. Postanovlenie ministerstva finansov Astrakhanskoy oblasti ot 07.05.2013 No. 18-p "Ob utverzhdenii poryadka sostavleniya obosnovaniy byudzhetnykh assignovaniy glavnymi
rasporyaditelyami byudzhetnykh sredstv pri planirovanii byudzheta Astrakhanskoy oblasti na 2014 god i na planovyy period 2015 i 2016 godov" [The resolution of the Ministry of Finance of the Astrakhan region of 07.05.2013 No. 18-p "About the statement of an order of drawing up justifications of budgetary appropriations by the main managers of budgetary funds when planning the budget of the Astrakhan region for 2014 and on planning period 2015 and 2016"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/460150880.
4. Zakon Astrakhanskoy oblasti ot 07.09.2011 No. 57/2011-OZ "O Kontrolno-schetnoy palate Astrakhanskoy oblasti" [The law of the Astrakhan region of 07.09.2011 No. 57/2011-OZ "About Control Audit Chamber of the Astrakhan region"]. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/regional/4/1846793.
5. Stepashin S. V. Gosudarstvennyy audit: vvedenie v spetsialnost. Vstupitelnaya lektsiya [State audit: introduction in specialty. Introductory lecture]. 07.09.2010. Available at: http://www.nisse.ru/work/projects/reports/reports_249.html..
6. Mineva O. K., Salakhova E. K. Gosudarstvennyy audit kak instrument formirovaniya analiticheskoy sistemy upravleniya natsionalnoy ekonomikoy [State audit as instrument of formation of an analytical control system of national economy]. Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian researches], 2011, no. 1 (37), pp. 218-220.
7. Mineva O. K., Safrygin Yu. V. Gosudarstvennyy audit kak sistema upravleniya sotsialno-ekonomicheskoy sferoy [State audit as control system of the social and economic sphere]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [THE CASPIAN REGION: politics, economics, culture], 2011, no. 2, pp. 116-124.