Каспийский регион: политика, экономика, культура № 4 (49). 2016 г.
Политические институты, процессы и технологии
3. Koyen Dzh. L., Arato Ye. Grazhdanskoe obshchestvo i politicheskaya teoriya [Civil Society and Political Theory]. Moscow, Ves mir Publ., 2003, 784 p.
4. Nikovskaya L. I., Yakimets V. N., Molokova M. A. Grazhdanskie initsiativy i modernizatsiya Rossii [Civil initiatives and modernization of Russia]. Moscow, Klyuch-S Publ., 2011, 336 p.
5. Solovev A. I. Latentnye struktury upravleniya gosudarstvom, ili igra teney na like vlasti [Latent structure of government, or Game of Shadows on the face of power]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Policy. Political studies], 2011, no. 5, pp. 70-98.
6. Blok S. R., Yakimets V. N. Nepribylnyy sektor SShA: pravovaya osnova, masshtaby, konkurentosposobnost, effektivnost [US non-profit sector: the legal basis, scope, competitiveness, efficiency]. Moscow, Lenand Publ., 2007, 304 p.
7. Tokvil A. Demokratiya v Amerike [Democracy in America]. Available at: http://royallib.com/book/tokvil_aleksis/demokratiya_v_amerike.html.
8. Transformatsiya publichnoy sfery i sravnitelnyy analiz novykh fenomenov politiki [The transformation of the public sphere, and a comparative analysis of the phenomena of the new policy]. Ed. by L. V. Smorgunov, E. V. Morozova. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2010, 370 p.
9. Tumanova A. S. Kontseptsiya grazhdanskogo obshchestva zapadnykh obshchestvovedov XX veka [The concept of civil society of Western social scientists of the XX century]. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom [Civil society in Russia and abroad], 2013, no. 1, pp. 10-15.
10. Upravlenie publichnoy politikoy [Management of public policy]. Ed. by L. V. Smorgunov. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2015, 320 p.
11. Flinberg B. Khabermas i Fuko - teoretiki grazhdanskogo obshchestva [Habermas and Foucault - civil society theorists]. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/tokv/.
12. Khabermas Yu. Vovlechenie drugogo [The involvement of other]. Available at: http//royallib.com/.../vovlechenie_drugogo_ocherki_politicheskoy_teorii.html.
13. Khabermas Yu. K razumu publichnoy sfery [By reason of the public sphere]. Akh, Evro-
pa [Oh, Europe]. Moscow, Ves mir Publ., 2012, 160 p.
14. Yakobson L. I. Faktory razvitiya grazhdanskogo obshchestva i mekhanizmy ego vzaimodeystviya s gosudarstvom [Factors of development of civil society and the mechanisms of its interaction with the state]. Moscow, Vershina Publ., 2008, 296 p.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ КАК ЧАСТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Минёва Оксана Карловна, доктор экономических наук, профессор
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: okmineva@rambler.ru
В раках данной статьи систематизирована практика проверок, проведенных Счетной палатой России в 2013-2015 гг., которая может быть положена в основу совершенствования государственной политики и законодательной инициативы в области устранения коррупциогенных факторов.
Ключевые слова: коррупция, государственный аудит, Счетная палата, коррупциогенные факторы, антикоррупционная политика
STATE AUDIT AS PART OF ANTI-CORRUPTION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Mineva Oksana K., D.Sc. (Economics), Professor
Astrakhan State University
20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: okmineva@rambler.ru
In the framework of the article practice of audits conducted by the Audit Chamber of Russia in 2013-2015 is systematized, which can be the basis for improving public policy and legislative initiatives in the field of elimination of corruption-factors.
Keywords: corruption, state audit, the Audit Chamber, corruption-factors, anti-corruption policy
THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture
2016. No. 4 (49)
Political Institutes, Processes and Technologies
Коррупция в современном мире выступает одним из самых главных барьеров на пути прогрессивного развития национальных экономик. При этом следует заметить, что она свойственна всем странам вне зависимости от политического строя, конституционного устройства, уровня экономического и технологического развития и различается лишь масштабами. Ежегодные потери от коррупционных преступлений в мире составляют более 5 % от мирового ВВП (или 2,6 трлн долл. по данным Всемирного экономического форума) [1]. Следует заметить, что коррупция не является детищем XX или XXI века. Так, еще в Библии, в Ветхом Завете, имеются такие строки: «Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12)» [2, с. 260]. В России впервые мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. и первые законы антикоррупционной направленности были разработаны в царствование Ивана III. Иван IV (Грозный) - первый самодержавец, который для сдерживания коррупции в качестве наказания ввел смертную казнь.
В России имеются довольно различные оценки ежегодных потерь от коррупционных преступлений, и все они сводятся к довольно серьезным цифрам. В рамках данной статьи мы рассмотрим наиболее актуальные направления борьбы с коррупцией, которые предложила глава Счетной палаты России Т.А. Голикова. Федеральным законом «О противодействии коррупции» Счетная палата включена в систему государственных органов, к полномочиям которых отнесена борьба с коррупцией. Начиная с 2013 г. Счетная палата проводит аудит правового содержания проектов нормативных правовых актов, в том числе и на предмет наличия в них потенциальных коррупционных «лазеек».
Начнем с того, что по состоянию на 1 октября 2015 г. структурные подразделения по внутреннему финансовому аудиту отсутствовали в 66 главных администраторах средств федерального бюджета (64 % общего количества), что не позволяет администраторам средств федерального бюджета оперативно определять нарушения, в том числе нецелевое использование средств [3]. За 2015 г. Счетной палатой России проведено свыше 500 проверок, выявивших в том числе 2,7 трлн руб. дебиторской задолженности (можно говорить об «изъятии» из бюджетной системы финансовых средств, которые не вернулись в национальную экономику в виде реализованных проектов). Особое место занимают так называемые долгострои. При этом следует заметить, что отказаться от «провальных» проектов порой мешает политическая воля, а порой и аффилированность лиц, причастных к этим объектам. И если первая группа долгостроев может быть объяснена с точки зрения поддержания «национального престижа» или по своей социальной направленности, то вторая группа напрямую корреспондируется с коррупционными проявлениями.
Т.А. Голикова в своих выступлениях четко указывает на направления наполнения государственного бюджета. Например, согласно Росфиннадзору, только официальная неуплата по штрафам составляет 1,1 трлн руб. (в основном штрафы за нарушение валютного законодательства) [4].
По результатам работы Счетной палаты России на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции Т.А. Голикова сформулировала шесть направлений действий по минимизации коррупционных «лазеек». Первое направление: устаревшие подходы к ценообразованию и применение необоснованных коэффициентов (в том числе индивидуальных) в строительстве ведут к завышению бюджетных расходов. Второе направление - авансирование расходов без достаточных на то оснований, а также расходование избыточно полученных бюджетных ресурсов и не возвращённых в бюджет остатков. Третье - сфера закупочной деятельности с использованием бюджетных средств (как на стадии конкурсных процедур, так и в ходе исполнения контрактов). В рамках данного направления, основываясь на практике проведенных проверок, Счетная палата выявила основные «зоны риска», приведенные на рисунке.
Каспийский регион: политика, экономика, культура № 4 (49). 2016 г.
Политические институты, процессы и технологии
Рис. «Зоны потенциального коррупционного риска» в сфере закупок
Четвертое направление - использование федерального имущества для осуществления иной приносящей доход деятельности, в том числе для оказания платных услуг. Пятое - заключение сделок с использованием бюджетных средств при аффилированности и конфликте интересов в руководстве бюджетных учреждений. Шестое - отсутствие прозрачности процедур и требований к обоснованности и подтверждению расчетами потребности в бюджетных ассигнованиях (отсутствие нормирования) при бюджетном планировании.
По вопросам противодействия коррупции Счетная палата активно сотрудничает с общественными организациями, такими как Общероссийское общественное движение «Народный фронт "За Россию"» и Общественная палата. Данная деятельность осуществляется в двух направлениях - мониторинг обоснованности и эффективности траты бюджетных средств при осуществлении закупочных процедур и мониторинг устранения выявленных нарушений (особенно в социально значимых областях).
Отдельным инструментом борьбы с коррупцией, который использует Счетная палата, является абсолютная информационная транспарентность. С апреля 2015 г. запущена аналитическая система «Госаудит», в которой публикуются доступные материалы контрольной деятельности Счетной палаты и персонифицированные нарушения по каждому объекту контроля.
Таким образом, государственный аудит как часть антикоррупционной политики государства реализуется через следующие инструменты: аудит правового содержания проектов нормативных правовых актов, антикоррупционный аудит объектов контроля, активное взаимодействие с гражданскими институтами и общественными организациями, информационная транспарентость и др.
Список литературы
1. Цена коррупции. - Режим доступа: http://world-economic.com/ru/articles_wej-443.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture
2016. No. 4 (49)
Political Institutes, Processes and Technologies
2. Наумов А. В. Российское уголовное право : в 3 т. / А. В. Наумов. - М. : Волтерс Клувер, 2007. - Т. 3. Особенная часть, гл. 11-21.
3. Голикова Т. А. 6 актуальных направлений по борьбе с коррупцией / Т. А. Голикова. -Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/25419, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
4. Голикова Т. А. Уровень коррупции при государственных тратах остается высоким / Т. А. Голикова. - Режим доступа: http://www.volgograd.kp.ru/daily/26444.5/3315057/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
References
1. Tsena korruptsii [The price of corruption]. Available at: http://world-economic.com/ru/articles_wej-443.html.
2. Naumov A. V. Rossiyskoe ugolovnoe pravo: in 3 vol. [Russian criminal law: in 3 vol.]. Moscow, Wolters Kluwer Publ., 2007, vol. 3. Spetsialnaya chast [The special part], chapter 11-21.
3. Golikova T. A. 6 aktualnykh napravleniy po borbe s korruptsiey [6 topical areas of anticorruption]. Available at: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/25419.
4. Golikova T. A. Uroven korruptsiipri gosudarstvennykh tratakh ostaetsya vysokim [The level of corruption in public expenditure remains high]. Available at: http://www.volgograd.kp.ru/daily/26444.5/3315057/.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТА БОЛЬШИХ УМОВ»
Гамидов Санан Салех оглы, кандидат политических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: sananhamidov@gmail.com
Лунёв Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, директор Астраханский колледж вычислительной техники Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, пер. Смоляной, 2 E-mail: lda@akvt.ru
В статье представлены проблемы и перспективы развития современного менеджмента в сфере формирования «больших умов» через реформирование государственный политики с целью формирования у современных менеджеров комплексного и адаптивного мышления, а именно таких компетенций, как быстрая обучаемость, самосознание, умение чувствовать себя комфортно в ситуациях неопределенности.
Ключевые слова: менеджмент, лидерство, «большие умы», компетенции, мировая политика, экономика, коллективное мышление, конкурентоспособность, развитие профессиональных навыков, кадровые резервы
PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODERN STATE OF YOUTH POLICY IN THE FORMATION OF "MANAGEMENT GREAT MINDS"
Hamidov Sanan S. ogly, Ph.D. (Policy), Associate Professor Astrakhan State University
20a Tatisheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation Email: sananhamidov@gmail.com
Lunev Dmitry A., Ph.D. (Economics), Director Astrakhan College of Computer Engineering 2 Smolyanoy Lane, Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: lda@akvt.ru