Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / "КАЧЕСТВЕННОЕ" УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситникова В. А.

Рассматривается роль государственного аудита как одного из инструментов экономического роста в социально-экономическом развитии России. В качестве «качественного» инструмента управления финансовыми ресурсами выделен аудит эффективности. С помощью анализа деятельности Счетной палаты Российской Федерации как высшего органа внешнего государственного контроля сделаны выводы об эффективности проведения государственного аудита в России. Показанат значимость государственного аудита в отношениях между государством и обществом и в решении многих задач, поставленных ими для достижения единой цели устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AUDIT AS A TOOL OF RUSSIAN ECONOMIC GROWTH

A role of the state audit as one of tools of economic growth in Russia is considered in the article. As a “quality” tool of management of financial resources allocated performance audit. By analyzing the activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation as the supreme body of state control of external conclusions about the effectiveness of state audit in Russia. The author also shows the importance of the state audit in the relationship between state and society and to achieve the common goal of sustainable economic development and social stability.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ»

Список литературы

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2014. 848 с.

2. Белик Е., Мамиконян А. Направления совершенствования подходов к формированию профессиональных компетенций работников сферы здравоохранения // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 1. С. 162-166.

3. Гройсберг Б. Менеджмент талантов: советы директоров ставят своим организациям двойку // Harvard Business Review. Режим доступа: http://hbr-russia.ru/upravlenie/motivatsiya/p12478/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

4. Карабущенко П. Л. Антагонистические социальные группы современной России: социокультурный аспект // Современная наука и инновации. 2015. № 3 (11). С. 79-89.

5. Майклз Э., Хэндфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2005. 272 с.

6. Минева О., Ахунжанова И., Мордасова Т., Храмова Т., Ходенкова О. Технология управления развитием персонала. Москва : ИНФРА-М, 2016. 208 с.

7. Минева О, Храмова Т., Войнова Ю., Ходенкова О. Современные подходы к развитию персонала // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2015. № 4 (32). С. 20-24.

References

1. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami. St. Petersburg, Piter Publ., 2014, 10th ed., 848 p.

2. Belik Ye., Mamikonyan A. Napravleniya sovershenstvovaniya podkhodov k formirovaniyu professionalnykh kompetentsiy rabotnikov sfery zdravookhraneniya. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2012, no. 1, pp. 162-166.

3. Groysberg B. Menedzhment talantov: sovety direktorov stavyat svoim organizatsiyam dvoyku. Harvard Business Review. Available at: http://hbr-russia.ru/upravlenie/motivatsiya/p12478/.

4. Karabushchenko P. L. Antagonisticheskie sotsialnye gruppy sovremennoy Rossii: sotsiokulturnyy aspekt. Sovremennaya nauka i innovatsii, 2015, no. 3 (11), pp. 79-89.

5. Mayklz E., Khendfild-Dzhons Kh., Ekselrod E. Voyna za talanty. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2005, 272 p.

6. Mineva O., Akhunzhanova I., Mordasova T., Khramova T., Khodenkova O. Tekhnologiya upravleniya razvitiem personala. Moscow, INFRA-M Publ., 2016, 208 p.

7. Mineva O, Khramova T., Voynova Yu., Khodenkova O. Sovremennye podkhody k razvitiyu personala. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii, 2015, no. 4 (32), pp. 20-24.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ

Ситникова Виктория Александровна, магистрант Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]

Рассматривается роль государственного аудита как одного из инструментов экономического роста в социально-экономическом развитии России. В качестве «качественного» инструмента управления финансовыми ресурсами выделен аудит эффективности. С помощью анализа деятельности Счетной палаты Российской Федерации как высшего органа внешнего государственного контроля сделаны выводы об эффективности проведения государственного аудита в России. Показанат значимость государственного аудита в отношениях между государством и обществом и в решении многих задач, поставленных ими для достижения единой цели устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Ключевые слова: внешний государственный аудит, «качественное» управление финансовыми ресурсами, Счетная палата РФ, аудит эффективности

STATE AUDIT AS A TOOL OF RUSSIAN ECONOMIC GROWTH

Sitnikova Viktoriya A., undegraduate

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: [email protected]

КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2016 г. № 1 (46)

Политические институты, процессы и технологии

A role of the state audit as one of tools of economic growth in Russia is considered in the article. As a "quality" tool of management of financial resources allocated performance audit. By analyzing the activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation as the supreme body of state control of external conclusions about the effectiveness of state audit in Russia. The author also shows the importance of the state audit in the relationship between state and society and to achieve the common goal of sustainable economic development and social stability.

Keywords: government external audit, "quality" management of financial resources, the Accounts Chamber of the Russian Federation, performance audit

Повышение экономического роста, стимулирование и поддержание его темпов на оптимальном уровне - одна из важнейших долгосрочных целей экономической политики любого современного государства.

В данном направлении приоритетным, но в то же время сложным является осуществление эффективного управления различными национальными ресурсами, а именно бюджетом, разного рода правительственными фондами, государственной собственностью, интеллектуальным капиталом, природными богатствами как основными факторами экономического роста. При этом под «управлением» стоит понимать контрольную деятельность государства.

В условиях текущей мировой финансовой нестабильности и перехода страны от индустриального и постиндустриального укладов к периоду науки и знаний повышение экономического роста актуально и для России. Несмотря на то, что Россия - богатейшее по своим ресурсам государство, она значительно отстает от большинства развитых стран, которые не обладают таким национальным богатством, что в первую очередь можно объяснить неумением эффективно распоряжаться общенациональными ресурсами.

Поскольку основу функционирования каждого государства составляют бюджетные средства, то государственный контроль прежде всего ориентирован на проведение мониторинга формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Ведь зачастую, несмотря на то, что бюджетные средства расходуются законно и по назначению, ожидаемые результаты не достигаются. Вследствие того, что в новых условиях сфера ответственности власти существенно расширяется, органам государственного финансового контроля приходится изменять или искать совершенно иные подходы к осуществлению своей деятельности, где каждое преобразование должно соответствовать современным тенденциям в этой области, а также быть эффективным в сложившейся на тот момент экономической ситуации. В России одним из таких новых подходов является (внешний) государственный аудит, успешно осуществляемый практически во всех странах мира. С одной стороны, государственный аудит - уже часть системы государственного финансового контроля, а с другой стороны, становится его новой усовершенствованной формой.

Стоит отметить, что зарождение государственного аудита происходило в середине 90-х гг. прошлого столетия. Для нашей страны этот период времени ознаменован началом внедрения ряда государственных реформ, которые эффективными можно назвать лишь с экономической точки зрения, а не социальной, поскольку их результатом в большей степени стало выведение «за скобки» жизненных интересов людей. Именно поэтому, когда сегодня государство пытается укрепиться на мировой арене путем различных социально-экономических преобразований, граждане видят в этом в первую очередь расширение государственных функций и ограничение своей институциональной свободы. Такой непропорциональный эффект может привести к сокращению возможности человека инновационно мыслить, и, как следствие, к снижению ресурсного потенциала страны. В таком государстве появляется риск образования патерналистского общества, не нуждающегося в инновациях, что существенно повлияет на развитие государства и может привести к еще большему отставанию от развитых стран мира.

Следовательно, в процессе трансформации российской экономики очень важно найти баланс между «традициями» и «модерном», а также между интересами госу-

дарства и общества. В этом вопросе государственный аудит играет первостепенную роль. Благодаря своим институциональным особенностям и методам работы, государственный аудит способен добиваться предельной ясности в отношениях между государством и обществом, поскольку он всегда исходит из реальных интересов людей - «потребителей» услуг государства.

В общем виде роль государственного аудита в экономическом развитии России представлена на рисунке, где показано, что именно от «качественного» управления государственными финансовыми ресурсами напрямую зависит экономический рост страны.

Рис. Роль государственного аудита в экономическом развитии России

Под «качественным» управлением стоит понимать не только контроль целевого и эффективного использования финансовых ресурсов государства, но и включение в него тщательного анализа выявленных недостатков и нарушений, а также выработку конкретных рекомендаций по их устранению и предотвращению. К такому управлению можно отнести один из видов государственного аудита, а именно аудит эффективности, на котором концентрируется все большее внимание высшим органом внешнего государственного контроля - Счетной палатой Российской Федерации. Благодаря его проведению можно выявить существенные проблемы на ранней стадии, принять оперативные меры по их устранению и предотвратить появление аналогичных проблем в будущем [1; 2].

«Качественность» проведения государственного аудита в России можно оценить, проанализировав работу Счетной палаты по основным показателям ее деятельности за два года [3] (табл.).

Основным результатом успешного проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий является объем выявленных и устраненных финансовых нарушений. Так, в 2014 г. по объему выявленных нарушений наблюдается тренд снижения (на 27,4 % к 2013 г.), а по объему устраненных финансовых нарушений -ярко выраженный тренд повышения (из общего количества представлений и предписаний в 2013 г. исполнено полностью или частично 72 %, а в 2014 - 80 %). Рассчитав

КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2016 г. № 1 (46)

Политические институты, процессы и технологии

объемы выявленных нарушений на единицу мероприятий, можно также сделать вывод об их снижении на 23,4 % в 2014 г. по сравнению с 2013 г., что во многом связано с развитием нормативно-правовой документации и повышением доли целевого финансирования в рамках доведения лимитов до получателей.

Таблица 1

Основные показатели деятельности Счетной палаты Российской Федерации _в ходе осуществления государственного аудита в 2013-2014 гг._

Показатель 2013 г. | 2014 г.

Количество

Всего проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 470 445

Всего выявлено нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы, млрд руб. 722,9 524,5

Средний объем выявленных финансовых нарушений в расчете на единицу контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, млрд руб. 1,538 1,179

Всего направлено представлений и предписаний, ед., в том числе: представления предписания 435 416 19 367 366 1

Основным результатом успешного проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий является объем выявленных и устраненных финансовых нарушений. Так, в 2014 г. по объему выявленных нарушений наблюдается тренд снижения (на 27,4 % к 2013 г.), а по объему устраненных финансовых нарушений -ярко выраженный тренд повышения (из общего количества представлений и предписаний в 2013 г. исполнено полностью или частично 72 %, а в 2014 - 80 %). Рассчитав объемы выявленных нарушений на единицу мероприятий, можно также сделать вывод об их снижении на 23,4 % в 2014 г. по сравнению с 2013 г., что во многом связано с развитием нормативно-правовой документации и повышением доли целевого финансирования в рамках доведения лимитов до получателей.

Об эффективности проведения государственного аудита в России также свидетельствуют объемы возмещения ущерба в федеральный бюджет благодаря тесному сотрудничеству с правоохранительными органами (в 2014 г. возврат в федеральный бюджет составил 977 млн руб., а ущерб, возмещенный мерами прокурорского реагирования по фактам, представленным Счетной палатой, составил 309 млн руб.).

Важно также отметить, что в текущих условиях сокращения бюджета Российской Федерации вследствие действия западных санкций и падения цены на нефть, аудиторам Счетной палаты следует еще большее внимание уделять проведению именно аудита эффективности как более «качественного» управления финансовыми ресурсами государства и эффективного инструмента экономического роста страны, а Министерству финансов Российской Федерации - учитывать результаты его проведения при формировании бюджета на последующий бюджетный год.

Таким образом, государственный аудит, являясь в первую очередь средством консолидации власти и общества в достижении единой цели устойчивого развития экономики и социальной стабильности, по праву можно считать одним из главных инструментов экономического роста России, который может внести значительный вклад в борьбу с «теневой экономикой», коррупцией, мошенничеством, легализацией криминальных денег и другими нарушениями российского законодательства, при этом активно способствуя переустройству общества, развитию инновационной экономики, повышению качества жизни населения и укреплению доверия граждан страны к власти.

Список литературы

1. Минева О. К., Войнов И. С., Храмова Т. М. Счетная палата РФ как главный субъект государственного аудита // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 4 (41).

2. Степашин С. В. Государственный аудит и экономика будущего. Москва : Наука, 2008. C. 206.

3. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации. Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

References

1. Mineva O. K., Voynov I. S., Khramov T. M. Schetnaya palata RF kak glavnyy subekt gosudarstvennogo audita [Accounting Chamber RF as the main subject of the State Audit]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [Caspian region: politics, economy, culture], 2014, no. 4 (41).

2. Stepashin S. V. Gosudarstvennyy audit i ekonomika budushhego [State audit and the economy of the future]. Moscow, Nauka Publ., 2008.

3. Otchet o rabote Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii [Report on the Accounts Chamber of the Russian Federation]. Available at: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/.

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТКРЫТОСТИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОЭЗ «ЛОТОС»)

Чапковская Екатерина Алексеевна, аспирант

Астраханский государственный университет,

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: [email protected]

В эпоху глобализации для большинства стран актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. И именно из участия в международном разделении труда они стремятся извлечь экономические выгоды. Одним из таких эффективных инструментов, способствующих процессу вовлечения национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности, стали особые экономические зоны (ОЭЗ), которые позволяют странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально-экономическом развитии территорий. На территории Астраханской области в 2014 г. начала функционировать особая экономическая зона «Лотос», которая призвана способствовать укреплению экономических позиций России в Каспийском регионе.

Ключевые слова: особая экономическая зона, Астраханская область, ОЭЗ «Лотос», инвестиции, Каспийский регион, экономика

SPECIAL ECONOMIC ZONE AS A POLICY INSTRUMENT ECONOMIC OPENNESS OF THE COUNTRY (ON THE EXAMPLE OF THE SEZ "LOTUS")

Chapkovskaya Ekaterina A., postgraduate student

Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: [email protected]

In the context of globalization of the world economy for most countries are becoming increasingly important problems related to ensuring of openness of national economies, their integration into the world economy. Due to this, they seek to extract economic benefits from participation in the international division of labor. One of such effective tools that promote the involvement of national economies into the world economy, the recovery of foreign trade, became a special economic zone (SEZ), which allow countries to implement, first of all, regional advantages in accelerating economic growth, socio-economic development of territories. In the Astrakhan region in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.