Список литературы
1. Минева О. К., Войнов И. С., Храмова Т. М. Счетная палата РФ как главный субъект государственного аудита // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 4 (41).
2. Степашин С. В. Государственный аудит и экономика будущего. Москва : Наука, 2008. C. 206.
3. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации. Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
References
1. Mineva O. K., Voynov I. S., Khramov T. M. Schetnaya palata RF kak glavnyy subekt gosudarstvennogo audita [Accounting Chamber RF as the main subject of the State Audit]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [Caspian region: politics, economy, culture], 2014, no. 4 (41).
2. Stepashin S. V. Gosudarstvennyy audit i ekonomika budushhego [State audit and the economy of the future]. Moscow, Nauka Publ., 2008.
3. Otchet o rabote Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii [Report on the Accounts Chamber of the Russian Federation]. Available at: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/.
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТКРЫТОСТИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОЭЗ «ЛОТОС»)
Чапковская Екатерина Алексеевна, аспирант
Астраханский государственный университет,
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: katerin2128@yandex.ru
В эпоху глобализации для большинства стран актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. И именно из участия в международном разделении труда они стремятся извлечь экономические выгоды. Одним из таких эффективных инструментов, способствующих процессу вовлечения национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности, стали особые экономические зоны (ОЭЗ), которые позволяют странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально-экономическом развитии территорий. На территории Астраханской области в 2014 г. начала функционировать особая экономическая зона «Лотос», которая призвана способствовать укреплению экономических позиций России в Каспийском регионе.
Ключевые слова: особая экономическая зона, Астраханская область, ОЭЗ «Лотос», инвестиции, Каспийский регион, экономика
SPECIAL ECONOMIC ZONE AS A POLICY INSTRUMENT ECONOMIC OPENNESS OF THE COUNTRY (ON THE EXAMPLE OF THE SEZ "LOTUS")
Chapkovskaya Ekaterina A., postgraduate student
Astrakhan State University
20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: katerin2128@yandex.ru
In the context of globalization of the world economy for most countries are becoming increasingly important problems related to ensuring of openness of national economies, their integration into the world economy. Due to this, they seek to extract economic benefits from participation in the international division of labor. One of such effective tools that promote the involvement of national economies into the world economy, the recovery of foreign trade, became a special economic zone (SEZ), which allow countries to implement, first of all, regional advantages in accelerating economic growth, socio-economic development of territories. In the Astrakhan region in
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2016 г. № 1 (46)
Политические институты, процессы и технологии
2014 launched a spécial economic zone «Lotus», which aims to contribute to the strengthening of economic positions of Russia in the Caspian région.
Keywords: special economic zone, Astrakhan region, SEZ "Lotus", investment, Caspian region, economy
Нередко государства сталкиваются с проблемой непривлекательности своей экономики для иностранных инвесторов. Возникновению такой ситуации могут способствовать различные факторы: отсутствие стабильности на рынке и свободы цен, жесткие рамки государственного регулирования экономики, высокий уровень налога на прибыль, бюрократия и коррупция. Тем не менее, существуют способы улучшения инвестиционного климата. Одним из таких способов является создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) внутри страны.
Рассуждая о смысле термина «особая экономическая зона», в голову могут приходить разные вариации: то ли это индустриальный район в отдельно взятой стране, то ли это Дубай или Сингапур, высокотехнологические и развитые экономики с широким спектром торговой и логистической деятельности. И на самом деле эти предположения не совсем беспочвенные.
Существуют различные определения понятия «особая экономическая зона». В иностранной литературе можно встретить такое определение: специально отведенные районы страны, в которых действуют особые экономические правила, обычно предполагающие особые условия и налоговые льготы, благоприятствующие прямым иностранным инвестициям [1].
В Федеральном законе Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» закреплено, что особые экономические зоны представляют собой часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [6].
В целом, резюмировав, можно отметить, что особая экономическая зона является ничем иным как локализованной территорией внутри региона страны, обладающей особым правовым статусом относительно других территорий и льготными экономическими условиями для отечественных или иностранных предпринимателей. Основной причиной создания ОЭЗ является решение внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических задач развития государства в целом или его отдельных регионов.
Государством могут преследоваться разные цели создания ОЭЗ: от развития высокотехнологичных отраслей экономики и импортозамещающих производств до усовершенствования и модернизации транспортно-логистической системы.
В свою очередь, инвесторы в лице иностранных предпринимателей, реализуясь в ОЭЗ, нацелены на достижение следующих результатов: приближение производства к потребителю, минимизацию затрат, связанную с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин, использование более дешевой рабочей силы, снижение административных барьеров и так далее.
Наибольшим опытом создания ОЭЗ обладают страны Европы. На сегодняшний день в Западной Европе действуют около ста пятидесяти особых экономических зон [5, с. 24]. В странах с различным уровнем экономического развития используются разные формы ОЭЗ. Так, например, для многих западноевропейских стран характерны беспошлинные зоны свободной торговли в морских портах (Гамбург, Киль, Эм-ден, Куксхафен, Бремер-хафен и Бремен в Германии; Ливерпуль, Кардифф, Саут-гемптон в Великобритании), свободные аэропорты (больше всего их создано в Великобритании), финансово-банковские центры - оффшорные зоны (Швейцария, Лихтенштейн и другие) [5, с. 24-25].
Россия также имеет весомый потенциал функционирования ОЭЗ, которых сейчас по всей стране насчитывается 26: семь промышленных особых экономических зон (ОЭЗ ППТ Алабуга, Тольятти, Липецк, Могилино, «Титановая долина», Людино-
во, «Лотос»); пять технологических зон (ОЭЗ ТВТ Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис); семь ОЭЗ туристического типа (ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский»); три логистических зоны (ОЭЗ ПТ Ульяновск, «Советская Гавань», Мурманск) [5].
По мнению автора, одним из аспектов успешной работы ОЭЗ является географическое положение региона и наличие региональной специфики. И тем и другим обладает Астраханская область, на территории которой с 12 декабря 2014 г. посредством заключения трехстороннего соглашения между Правительством Астраханской области, Минэкономразвития России и администрацией Наримановского района начала функционировать особая экономическая зона «Лотос» [3].
Астраханская область - регион, который граничит со странами Каспийского региона и расположен на пересечении Международного транзитного транспортного коридора «Север - Юг» и северной части Великого Шелкового пути. Среди стратегических партнеров Астраханской области - компании с мировым именем - такие как «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «ОСК», «Шлюмберже», «ЭкоСистема», «Кнауф», «Рус-соль» и многие другие. С большинством из данных компаний Правительством Астраханской области заключены долгосрочные соглашения о сотрудничестве, в рамках которых реализуются совместные инвестиционные программы с привлечением образовательных, научных структур, представителей бизнеса Астраханской области [4].
ОЭЗ «Лотос» служит для размещения судостроительных, машиностроительных и других высокотехнологических видов промышленных производств. В целях управления особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Лотос» постановлением Правительства Астраханской области от 2 апреля 2015 г. № 123 была создана управляющая компания Публичное акционерное общество «ОЭЗ "Лотос"» со стопроцентным капиталом Правительства Астраханской области, а с 21 апреля 2015 г. зарегистрировано Публичное акционерное общество «Особая экономическая зона "Лотос"» [4].
Территория ОЭЗ «Лотос» расположена в Наримановском районе Астраханской области. Все земельные участки ОЭЗ «Лотос» имеют доступ к железнодорожной ветке, водному причалу, автомобильной дороге, газоснабжению, электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, канализации, 1Р-телефонии и высокоскоростному интернету, а совокупная площадь территории ОЭЗ составляет 983 га [4].
Для получения статуса резидента ОЭЗ «Лотос» необходимо разработать бизнес-план, который впоследствии согласовывается с Министерством экономического развития Российской Федерации. В бизнес-плане должен был учтен главный момент -инвестиции в собственное производство резидента должны составлять не менее 120 миллионов рублей в течение 5 лет с учетом расходов на строительство производственных зданий, закупку оборудования и другие производственные нужды [4].
С момента, когда потенциальный инвестор становится резидентом ОЭЗ «Лотос», ему предоставляется земельный участок запрашиваемой площади с подведенными коммуникациями, автомобильными дорогами и инженерными сетями сроком на 49 лет, который он впоследствии может выкупить.
На сегодняшний день резидентами ОЭЗ «Лотос» являются компания «Свои» (учредитель — российское ООО «Поликомплекс») и судостроительный завод «Лотос». Стоит отметить, что сегодня также ведутся успешные переговоры с другими потенциальными резидентами, среди которых нидерландские, китайские, индийские, иранские и российские компании.
Как уже упоминалось ранее, режим ОЭЗ промышленно-производственного типа предполагает применение системы налоговых льгот и ряда преференций для инвесторов, что обеспечивает перемещение капитала, идей и технологий, что становится главным фактором быстрых темпов роста экономических показателей за счет мобилизации инвестиций, расширения диверсификации региональной экономики.
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2016 г. № 1 (46)
Политические институты, процессы и технологии
По мнению автора, создание ОЭЗ «Лотос» было направлено на укрепление экономических позиций России на Каспии, увеличение доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рынке, увеличение налоговых поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты, стимулирование социально-экономического развития Астраханской области за счет создания новых рабочих мест и промышленных объектов, привлечения инвестиций.
ОЭЗ «Лотос» - проект, вошедший в число приоритетных для России, он решает задачи создания импортозамещающих производств, а также высокотехнологичной продукции для стран Прикаспия.
Успешное функционирование ОЭЗ «Лотос» позволит создать благоприятные условия для создания полноценных баз для ремонта и сервисного обслуживания кораблей, развития производства техники для освоения шельфовых месторождений Каспийского бассейна, обеспечит возможности для привлечения представителей ведущих зарубежных предприятий по изготовлению оборудования и их кооперации с отечественными судостроительными компаниями по обмену технологиями и опытом [4].
Список литературы
1. Thomas Farole, Gokhan Akinci. Special Economic Zones Progress, Emerging Challenges, and Future Directions // The International Bank for Reconstruction and Development. Washington : The World Bank, 2011. 308 р. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=https%3A%2F%2Fopenknowledge.worldbank.org%2Fbitstream%2 Fhandle%2F10986%2F2341%2F638440PUB0Exto00Box0361527B0PUBLIC0.pdf&name=638440P UB0Exto00Box0361527B0PUBLIC0.pdf&lang=en&c=56a141827e4b, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ. (Дата обращения 22.12.2015).
2. Особые экономические зоны. Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/articles/jekonomicheskie-zony/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения 12.12.2015).
3. Официальный сайт Минэкономразвития России. Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/specialEconomicAreasMain/s pecialEconomicAreas/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения 22.12.2015).
4. Официальный сайт особой экономической зоны «Лотос». Режим доступа: http://www.sezlotos.ru/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения 12.12.2015).
5. Приходько С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны. Москва : Ин-т экономики переходного периода, 2007. 268 с.
6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ. Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/specialEconomicAreasMain/r egulation/fedlaw/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения 12.12.2015).
7. Вартумян А. А., Карабущенко П. Л. Гражданское общество и СМИ в системе антикоррупционной политики современной России. Пятигорск : Пятигорский филиал СевероКавказского федерального ун-та, 2014. 204 с.
8. Карабущенко П. Л., Усманов Р. Х. Влияние этнополитических процессов на современные реформы местного самоуправления (элитологический анализ) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 4 (59). С. 66-69.
9. Оськина О. И. Гражданское общество и традиции патернализма современной России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 4 (21). С. 36-40.
10. Усманов Р. Х. Астрахань как геополитический центр Каспийского региона и южный форпост России. Проблемы и перспективы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 3 (28). С. 79-84.
11. Усманов Р. Х. Этнополитические процессы в Каспийском регионе Юга России: Тенденции и проблемы взаимодействия с Федеральным центром // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 3 (32). С. 447-452.
12. Будовская О. В. Бизнес и власть на уровне региона: проблемы взаимодействия и тенденции развития // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 4. С. 84-90.
13. Будовская О. В. Демократия как фактор становления местного самоуправления в Российской Федерации // Система ценностей современного общества. Новосибирск, 2009. С. 107-112.
References
1. Thomas Farole, Gokhan Akinci. Special Economic Zones Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. The International Bank for Reconstruction and Development. Washington, The World Bank Publ., 2011, 308 p. Available at: https://docviewer.yandex.ru/?url=https%3A%2F%2Fopenknowledge.worldbank.org%2Fbitstream%2 Fhandle%2F10986%2F2341%2F638440PUB0Exto00Box0361527B0PUBLIC0.pdf&name=638440P UB0Exto00Box0361527B0PUBLIC0.pdf&lang=en&c=56a141827e4b (Accessed 22.12.2015).
2. Osobye ekonomicheskie zony. Available at: http://moneymakerfactory.ru/articles/jekonomicheskie-zony/ (Accessed 12.12.2015).
3. Ofitsialnyy sayt Minekonomrazvitiya Rossii. Available at: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/specialEconomicAreasMain/s pecialEconomicAreas/ (Accessed 22.12.2015).
4. Ofitsialnyy sayt osoboy ekonomicheskoy zony "Lotos". Available at: http://www.sezlotos.ru/ (Data obrashcheniya 12.12.2015).
5. Prikhodko S. V., Volovik N. P. Osobye ekonomicheskie zony. Moscow, Gaidar Institute for Economic Policy Publ., 2007, 268 p.
6. Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/specialEconomicAreasMain/r egulation/fedlaw/ (Data obrashcheniya 12.12.2015).
7. Vartumyan A. A., Karabushchenko P. L. Grazhdanskoe obshchestvo i SMI v sisteme antikorruptsionnoy politiki sovremennoy Rossii. Pyatigorsk, Pyatigorsk branch of the North Caucasus Federal University Publ., 2014, 204 p.
8. Karabushchenko P. L., Usmanov R. Kh. Vliyanie etnopoliticheskikh protsessov na sovremennye reformy mestnogo samoupravleniya (elitologicheskiy analiz). Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie, 2015, no. 4 (59), pp. 66-69.
9. Oskina O. I. Grazhdanskoe obshchestvo i traditsii paternalizma sovremennoy Rossii. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2009, no. 4 (21), pp. 36-40.
10. Usmanov R. Kh. Astrakhan kak geopoliticheskiy tsentr Kaspiyskogo regiona i yuzhnyy forpost Rossii. Problemy i perspektivy. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2011, no. 3 (28), pp. 79-84.
11. Usmanov R. Kh. Etnopoliticheskie protsessy v Kaspiyskom regione Yuga Rossii: Tendentsii i problemy vzaimodeystviya s Federalnym tsentrom. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2012, no. 3 (32), pp. 447-452.
12. Budovskaya O. V. Biznes i vlast na urovne regiona: problemy vzaimodeystviya i tendentsii razvitiya. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2011, no. 4, pp. 84-90.
13. Budovskaya O. V. Demokratiya kak faktor stanovleniya mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva. Novosibirsk, 2009, pp. 107-112.