28. Solovey V. T. Nesostoyavshayasya revolyutsiya. Available at: http://romanbook.ru/book/7498654/?page= 1.
29. Timoshenko V. I. Politicheskye partii sovremennoy Rossii kak aktivnyy i professionalny "nosi-tel" i "proizvoditel" politicheskikh ideologiy: teoreticheskie i prakticheskye aspekty (chast vtoraya). VestnikMoskovskogo universiteta. Series 12. Politicheskye nauki, 2007, no. 1, pp. 69-77.
30. Tishkov V. A. Natsionalizm i vybornye kampanii, 2012. Available at: http://rosnation.ru/?page_id=678.
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КООРДИНАТ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА1
Чапковская Екатерина Алексеевна, магистрант
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: katerin2128@yandex.ru
Статья анализирует значение Астраханской области в реализации внешней политики Российской Федерации в Каспийском регионе. Астраханская область, занимая выгодное для России географическое положение, является южным форпостом России на Каспии. Автор приходит к выводу, что Астраханская область как международный актор своей стратегической целью видит продвижение интересов области на рынках стран Каспийского региона, а также создание эффективной структуры взаимодействия с этими странами для обеспечения устойчивого развития международного и межрегионального сотрудничества. В статье автор акцентирует внимание на опыт приграничного сотрудничества Астраханской области с Республикой Казахстан, а также на политико-экономическое международное межрегиональное взаимодействие Астраханской области со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Ключевые слова: Каспийский регион, Астраханская область, международное межрегиональное сотрудничество, регион, приграничное сотрудничество, внешнеторговый оборот, особая экономическая зона, геополитика
ASTRAKHAN REGION IN THE CASPIAN SYSTEM OF GEOPOLITICAL COORDINATES
Chapkovskaya Ekaterina A., graduate student
Astrakhan State University
20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: katerin2128@yandex.ru
The article analyzes the value of the Astrakhan region in the implementation of foreign policy of the Russian Federation in the Caspian region. Astrakhan region, occupying favorable for Russia, the geographical position, is the southern Outpost of Russia in the Caspian sea. The author comes to the conclusion that the Astrakhan region as an international actor in its strategic objective is promotion of the interests of the region on the markets of the Caspian region, and creating effective patterns of interaction with these countries to ensure the sustainable development of international and interregional cooperation. In the article the author focuses on the experience of cross-border cooperation of the Astrakhan region with the Republic of Kazakhstan, as well as on political and economic international inter-regional cooperation of the Astrakhan region with the countries of near and far abroad.
Keywords: Caspian region, Astrakhan region, interregional cooperation, region, cross-border cooperation, foreign trade turnover, special economic zone, geopolitics
С давних времен и по настоящее время важным стратегическим вектором в осуществлении российской внешней политики является Каспийский регион. Этот
1 Работа выполнена на основе доклада Е.А. Чапковской «Место Астраханской области в реализации внешней политики России в Каспийском регионе» на XXIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов - 2016» (г. Москва, 11-15 апреля 2016 г.)
географический район богат внушительным запасом углеводородного сырья, а также представляет собой геополитический перекресток межконтинентальных и межнациональных транспортных направлений и коммуникаций [11, с. 73].
Каспийский ареал претерпевал значительные, порой кардинальные, переоценки, превращаясь из евразийской периферии в динамичный геополитический перекрёсток [10, с. 445]. Стоит отметить, что совсем еще недавно Каспий не представлял особой геополитической важности для мировых держав, поскольку на протяжении длительного исторического периода позиционировался как замкнутый водоем, который находился в сфере влияния сначала Российской Империи, затем - СССР и Ирана [9, с. 95]. С распадом же Советского Союза геополитическая обстановка в Каспийском регионе существенно изменилась - с появлением новых геополитических игроков возникла проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря и раздела сырьевых запасов этого водоема [6].
Безусловно, на сегодняшний день Каспийский регион является стратегическим плацдармом российского государственного пространства, что обусловливает выбранное руководством страны направление внешней политики в этом регионе.
По нашему мнению, от того, каким является внешнеполитический курс государства, во многом зависит вектор развития отдельных регионов страны. Более того, современные глобализационные процессы и расширяющаяся межгосударственная интеграция задают новую международную тенденцию: все больше стабильное развитие регионов зависит от их международной межрегиональной активности. В этом контексте реализация внешней политики России в Каспийском регионе задает ориентиры в политическом и социально-экономическом развитии Астраханской области.
За счет своего географического положения Астраханская область по праву является ведущей геополитической платформой Российской Федерации в Каспийском регионе. Именно Астраханскую область можно назвать «каспийским центром России», поскольку два других субъекта Российской Федерации, имеющих выход к Каспийскому морю, - Республика Дагестан и Республика Калмыкия - являются дотационными и политически нестабильными [1], следовательно, не в состоянии в полной мере отстаивать интересы страны в таком стратегически важном для России регионе, как Каспийский.
С учетом расположения области в Прикаспийской низменности на юго-востоке европейской части страны руководство Астраханской области всячески поддерживает исторические связи и налаживает новые, в первую очередь, со странами Каспийского региона: Республикой Казахстан, Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран и Туркменистаном. Отметим, что геополитические «координаты» Каспийского региона на сегодняшний день представляют собой совокупность государств, объединенных географическими, политическими, социально-экономическими, религиозными и этническими ценностями [9, с. 95].
Первоочередной задачей для Астраханской области в рамках реализации этого направления международного межрегионального сотрудничества является мониторинг рынка и заключение партнерских соглашений между астраханскими компаниями и предприятиями стран Каспийского региона, а также привлечение инвестиционного капитала и отчасти аутсорсинг.
Одним из эффективных показателей успешной работы в этом направлении можно считать институционализацию международной деятельности посредством функционирования на территории региона Министерства международных и внешнеэкономических связей, представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, Генерального консульства Исламской Республики Иран, Консульства Республики Казахстан, Консульства Туркменистана.
Астраханская область как международный актор своей стратегической целью видит продвижение интересов области на рынках стран Каспийского региона, а также создание эффективной структуры взаимодействия с этими странами для обеспечения устойчивого развития международного и межрегионального сотрудничества.
Так, по итогам 2015 г. внешнеторговый оборот Астраханской области составил 511,5 млн долл. США, что более чем в два с половиной раза меньше по сравнению с 2014 г. [7]. Торговое сальдо по итогам 2015 г. сложилось положительным: экспорт превысил импорт на 244,1 млн долл. США [7].
В 2015 г. Астраханская область сотрудничала с более чем 60 странами, что, к сожалению, несколько меньше (на 20 %), чем в 2014 г.: в основном это страны дальнего зарубежья [7], среди них Исламская Республика Иран, являющаяся одной из приоритетных для Астраханской области в контексте внешнеэкономического межрегионального сотрудничества стран.
Доля внешней торговли с Исламской Республикой Иран во внешнеторговом обороте Астраханской области вот уже несколько лет составляет наибольшую часть от общего показателя. С каждым годом растет количество предприятий с привлечением иранских инвестиций, открывающихся на территории Астраханской области.
Сегодня руководство области уделяет особое внимание разработке и реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры федерального и международного значения в Каспийском регионе. Правительством Астраханской области прилагаются все возможные на данный момент усилия для установления приграничных связей, которые вписываются в общую внешнеполитическую концепцию Российской Федерации.
Следует подчеркнуть, что благодаря активной работе и стремлению обладать особым геополитическим статусом с правом выхода на международную арену, Астраханская область накопила достаточный опыт приграничного сотрудничества с Республикой Казахстан [2; 3].
Приграничные области Российской Федерации и Республики Казахстан обладают большим потенциалом для разнопланового сотрудничества (политического, внешнеэкономического, культурного), что обусловлено, прежде всего, общим историческим прошлым, схожим социально-экономическим положением и т.д. Наличие такого потенциала задает высокий уровень конкурентоспособности регионов, а это, в свою очередь, способствует перспективному и гармоничному развитию экономик приграничных территорий.
Отметим, что наиболее тесно приграничное сотрудничество Астраханская область развивает с Атырауской и Мангистауской областями Республики Казахстан. Это вызвано, прежде всего, расположенностью вышеупомянутых областей непосредственно в границах Каспийского моря, что обусловливает специфику экономик этих регионов - ориентир на добычу и обработку ресурсов Каспия, а также развитие международных транспортных коридоров [7]. Самые первые договоры о сотрудничестве Астраханской области с приграничными казахстанскими территориями были подписаны в середине 1990-х гг. - в 1993 г. с Западно-Казахстанской областью, в 1995 г. -с Атырауской областью.
Приграничное сотрудничество между Астраханской областью и регионами Казахстана основывается на взаимопонимании по таким жизненно важным вопросам, как предотвращение чрезвычайных ситуаций, борьба с преступностью, регулирование миграционных процессов, вопросы охраны окружающей среды, борьбы с сельскохозяйственными вредителями [7].
Предпринимательский сектор также вовлечен в процесс приграничного сотрудничества - ими активно осваиваются новые рынки товаров и услуг. Сегодня в Астраханской области развернуло свою деятельность более тридцати предприятий с участием казахстанских инвесторов. Направления деятельности этих предприятий разнообразны: от сферы услуг и оптовой торговли до строительства и добычи полезных ископаемых. Большое число астраханских предприятий осуществляют реализацию продукции, пользующуюся спросом на рынке Казахстана: это, в первую очередь, стройматериалы, продукты питания, различное оборудование. Хотелось бы отметить, что астраханские предприятия строительного толка стабильно выполняют договорные обязательства по поставке материалов и конструкций в Республику Казахстан, например плиты перекрытия, сваи, световые опоры, фундаментные блоки (ООО
«ПКФ «Казпромтрейд»), железобетонные изделия (ОАО «ПКФ «Аксоль»), цемент, кирпич, пиломатериал, сталь (ООО «Электротехническая компания»), и, при необходимости, готовы увеличить экспорт в Республику Казахстан железобетонных изделий, кирпича и строительных материалов [7].
На сегодняшний день эффективно работают совместные образовательные программы, крепнут культурные связи. В 2015 г. В Астрахани при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проводился Первый каспийский медиафорум, в котором принимали участие представители СМИ Республики Казахстан. По итогам форума были подписаны ряд соглашений о сотрудничестве в сфере информационного взаимодействия между представителями астраханских средств массовой информации и информационно-аналитических интернет-изданий с представителями Республики Казахстан [7].
Мы полагаем, что граница между Россией и Республикой Казахстан - это уникальный политико-географический феномен не только евразийского, но и мирового масштаба. Сохранение большим числом предприятий в приграничных районах своих хозяйственных связей, созданных еще при Советском Союзе, действие различных преференций в сфере приграничной торговли, а также схожее в идеологическом плане законодательство и отсутствие языкового барьера. Все это является неоспоримым доказательством успешного и высокоэффективного ведения политики приграничного сотрудничества Астраханской области с Республикой Казахстан [5].
Астраханская область еще с начала XVIII в. представляет собой морской форпост Юга России, поскольку именно в Астрахани в 1722 г. была основана Каспийская военная флотилия, пунктом базирования которой до сих пор является порт «Астрахань» [4]. Сегодня благодаря слаженной работе моряков-каспийцев и органов исполнительной власти региона проводится работа по обеспечению безопасности не только южных рубежей России, но и Каспийского региона в целом.
Еще одним подтверждением геостратегической важности Астраханской области, по нашему мнению, является факт проведения в г. Астрахани 29 сентября 2014 г. IV Каспийского саммита. Стоит отметить, что впервые проведение саммита состоялось не в столице принимающего государства, а это означает, что Астраханская область на федеральном уровне доказала свою значимость в вопросах грамотного и эффективного проведения внешнеполитического курса России в Каспийском регионе. По итогам астраханского саммита был сформулирован ряд предложений и приняты документы, затрагивающие вопросы развития и обеспечения национальной, а также политической, социально-экономической и культурной безопасности этого поликультурного стратегически важного региона [8, с. 60].
В 2014 г. в Астраханской области был запущен еще один важный проект международного масштаба - начала функционировать особая экономическая зона «Лотос» [12]. Создание в Астраханской области ОЭЗ «Лотос» было направлено на укрепление экономических позиций России на Каспии, увеличение доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рынке, увеличение налоговых поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты, стимулирование социально-экономического развития Астраханской области за счёт создания новых рабочих мест и промышленных объектов, привлечения инвестиций. Представляется, что дальнейшая успешная деятельность ОЭЗ «Лотос» способна привлечь инвестиции в Астраханскую область, стимулировать ее социально-экономическое развитие за счёт создания новых рабочих мест и промышленных объектов, укрепить экономические позиции России в Каспийском регионе, увеличить налоговые поступления в бюджет и долю высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке.
Таким образом, руководством Астраханской области вот уже более двадцати лет проводится успешная политика по отстаиванию геополитических интересов России в Каспийском регионе. Все более очевидным становится тот факт, что работа астраханских политических, культурных, общественных деятелей и дипломатов направлена на осуществление партнерства с прикаспийскими государствами, что подтвержда-
ется эффективными результатами во всех сферах деятельности: от открытия дипломатических представительств до реализации большого числа совместных гуманитарных проектов. Стимулирование приграничной торговли и экономического роста, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие межрегиональной промышленной кооперации, развитие отношений в гуманитарной сфере и многое другое - вот ключевые задачи, которые ставит перед собой руководство Астраханской области, осуществляя тесное и взаимовыгодное сотрудничество со странами Каспийского региона.
Список литературы
1. Будовская О. В. Проблема межрегионального выравнивания как способ разрешения противоречия между равенством и эффективностью // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1 (42). С. 62-68.
2. Джанталеева М. Ш. Приграничное сотрудничество России и Казахстана как фактор обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве двух стран. Астрахань: АГТУ, 2015. С. 24-30.
3. Джанталеева М. Ш. Проблемы и перспективы развития российско-казахстанского приграничного сотрудничества (на примере Астраханской и Атырауской областей) // Астраполис: Астраханские политические исследования. Астрахань, 2015. С. 18-24.
4. Карабущенко П. Л. Астраханская губерния и ее губернаторы в свете культурно-исторических традиций XVIII-XIX столетий. Астрахань: Астраханский ун-т, 2011. 361 с.
5. Карабущенко П. Л., Гаврилина Н. Е. Новейшая социально-экономическая история Прикаспийских государств (1991-2011 гг.). Астрахань, 2013.
6. Усманов Р. Х., Карабущенко П. Л. Каспийский регион как геополитический объект (геополитический ландшафт региона) // Региональные политические исследования. 2008. № 1 (2). С. 26-32.
7. Официальный сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области. Режим доступа: http://mid.astrobl.ru, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (Дата обращения: 22.03.2016).
8. Усманов Р. Х. Геополитические процессы Каспийские региона в контексте национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 58-64.
9. Усманов Р. Х. Международное взаимодействие и перспективы Каспийского региона -предварительный анализ итогов Астраханского саммита // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 4. С. 93-102.
10. Усманов Р. Х. Проблемы и перспективы этнополитической безопасности и стабильности государства. Прикаспийский вектор Юга России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 4. С. 443-452.
11. Усманов Р. Х., Джавад З. Д. Новый вектор исследования современных геополитических процессов в каспийском регионе в аспекте национальной безопасности государств // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 3 (44). С. 71-77.
12. Чапковская Е. А. Особая экономическая зона как инструмент политики экономической открытости страны (на примере ОЭЗ «Лотос») // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 1 (46).
References
1. Budovskaya O. V. Problema mezhregionalnogo vyravnivaniya kak sposob razresheniya proti-vorechiya mezhdu ravenstvom i effektivnostyu. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2015, no. 1 (42), pp. 62-68.
2. Dzhantaleeva M. Sh. Prigranichnoe sotrudnichestvo Rossii i Kazakhstana kak faktor obes-pecheniya natsionalnoy bezopasnosti v pogranichnom prostranstve dvukh stran. Astrakhan, Astrakhan State Technical University Publ., 2015, pp. 24-30.
3. Dzhantaleeva M. Sh. Problemy i perspektivy razvitiya rossiysko-kazakhstanskogo prigra-nichnogo sotrudnichestva (na primere Astrakhanskoy i Atyrauskoy oblastey). Astrapolis: Astrakhan-skiepoliticheskie issledovaniya. Astrakhan, 2015, pp. 18-24.
4. Karabushchenko P. L. Astrakhanskaya guberniya i ee gubernatory v svete kulturno-istoricheskikh traditsiyXVIII-XIX stoletiy. Astrakhan, Astrakhan State University, 2011, 361 p.
5. Karabushchenko P. L., Gavrilina N. Ye. Noveyshaya sotsialno-ekonomicheskaya istoriya Pri-kaspiyskikh gosudarstv (1991-2011 gg.). Astrakhan, 2013.
6. Usmanov R. Kh., Karabushchenko P. L. Kaspiyskiy region kak geopoliticheskiy obekt (geo-politicheskiy landshaft regiona). Regionalnye politicheskie issledovaniya, 2008, no. 1 (2), pp. 26-32.
7. Ofitsialnyy sayt Ministerstva mezhdunarodnykh i vneshneekonomicheskikh svyazey Astra-khanskoy oblasti. Available at: http://mid.astrobl.ru (Accessed: 22.03.2016).
8. Usmanov R. Kh. Geopoliticheskie protsessy Kaspiyskie regiona v kontekste natsionalnoy bezopasnosti. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS, 2015, no. 3, pp. 58-64.
9. Usmanov R. Kh. Mezhdunarodnoe vzaimodeystvie i perspektivy Kaspiyskogo regiona -predvaritelnyy analiz itogov Astrakhanskogo sammita. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultu-ra, 2012, no. 4, pp. 93-102.
10. Usmanov R. Kh. Problemy i perspektivy etnopoliticheskoy bezopasnosti i stabilnosti gosudarst-va. Prikaspiyskiy vektor Yuga Rossii. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2012, no. 4, pp. 443-452.
11. Usmanov R. Kh., Dzhavad Z. D. Novyy vektor issledovaniya sovremennykh geopoliticheskikh protsessov v kaspiyskom regione v aspekte natsionalnoy bezopasnosti gosudarstv. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2015, no. 3 (44), pp. 71-77.
12. Chapkovskaya Ye. A. Osobaya ekonomicheskaya zona kak instrument politiki ekonomicheskoy otkrytosti strany (na primere OEZ "Lotos"). Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2016, no. 1 (46).
ВЫЗОВЫ И РИСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Галбацев Сурхай Магомедович
Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Российская Федерация, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70
E-mail: g-surho@rambler.ru
Устойчивое развитие в Республике Дагестан подвержено многочисленным вызовам, рискам и угрозам. Одними из наиболее актуальных и специфичных проблем республики, в которой рядом друг с другом проживает большое количество этносов со своими интересами и претензиями, являются этнические проблемы. В полиэтничном обществе с неравноценным численным составом этносов и с разной их представленностью во властной элите, справедливости и равенства достичь не просто, и они часто остаются болезненным вопросом для этнических меньшинств. С подобной проблемой и сталкивается рассматриваемый в статье пример Республики Дагестан. Важным для республики является оптимальное сочетание общегражданской идентичности с сохранением этнической групповой идентичности, исторических и этнокультурных традиций, которые вытекают из менталитета и ценностей народной культуры, важных для поддержания стабильности и достижения устойчивого развития. В статье рассмотрены препятствия для устойчивого развития, предлагаются и пути его достижения. Анализируется этнический аспект проблемы устойчивого развития, и дается его определение. Рассмотрены основные уровни этнической напряженности. Выделены наиболее общие факторы этнической напряженности, порождающей угрозы и вызовы для устойчивого развития Республики Дагестан.
Ключевые слова: устойчивое развитие, этничность, этническая конкуренция, конфликт, безопасность, интерес, территориальный спор, идентичность, этнические меньшинства, равенство
CHALLENGES AND RISKS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN (ETHNIC ASPECTS)
Galbatsev Suhrai M.
South-Russian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
70 Pushkinskaya Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation
E-mail: g-surho@rambler.ru
The sustainable development had a numerous challenges and risks in the Republic of Dagestan. The actual and specific problems of republic is ethnic problems, because it is a region where live a numerous ethnic groups, who has a competition interests. For a multi-ethnic society with unequal composition of different ethnic groups with their different representation in the ruling elite, to achieve justice and equality not just. These problems they are often very sensitive issue for ethnic minorities. The case of the Republic of Dagestan it is an example where this issue encounter very often. Very