Научная статья на тему 'САНМИНИМУМ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕХАХ ДЛЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ'

САНМИНИМУМ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕХАХ ДЛЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНМИНИМУМ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕХАХ ДЛЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»

САНМИНИМУМ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕХАХ ДЛЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Л. М. Вассерман (Ленинград) Из Отделения санитарии и гигиены (зав. А. И. Поспелова; Ленинградского нн-та охраны здоровья детей и подростков (дир. В. Н. Иванов).

(Поступила в редакцию I. III. 1932).

Отбор цехов с санитарной точки зрения для производственного обучения учащихся — первый этап работы врача ФЗС и медпункта. При отборе выделяются цеха, вполне и условно допустимые для школьников старших классов в смысле технологического процесса и существующих санитарно-гигиенических условий.

Дальнейшим этапом является выявление мероприятий по улучшению условий обучения во вполне допустимых цехах и устранение неблагоприятных условий в условно допустимых цехах. Этим деятельность врача не заканчивается. Она требует действенного наблюдения и исправления недочетов, появляющихся вновь в цехах в процессе дальнейшей работы в силу изменения об'ектов производства цеха, хода производственного обучения школьников и изменения состава школьных групп и т. д.

Для этого ин-т ОЗДиП предлагает детальное предварительное изучение цеха по специальной карте с точки зрения: 1) санитарного состояния помещения, 2) оборудования и его приспособления к росту и силам детей, 3) проведения техники безопасности, 4) режима труда, 5) гигиенического обслуживания предприятием учащихся с детальной характеристикой рабочих мест, выделенных педагогической програм-ной, и их приспособления для особенностей детской массы.

Данные этой карты являются ведущими для врача ФЗС и медпункта, для педагогов и рабочей общественности, по организации и проведению санминимума на производстве, в интересах школьников и самих рабочих. Данные в то же время могут быть использованы для проявления активности учащихся по рационализации и улучшению условий труда как их работы, так и рабочих всего цеха.

С этих точек зрения и рассматривается опыт исследования, проведенного сан.-гиг. отделом ин-та ОЗДиП завода «Электрик», к которому прикреплена 180-я школа ФЗС. Исследование показало, что для всех 8 обследованных цехов имеется рлд общих устранимых и неустранимых недочетов, идущих за счет, с одной стороны, дефектов постановки самого процесса производственного обучения и с другой — сан.-гиг. обслуживания учащихся.

К первым относится прежде всего неприспособленность оборудования цеха для производственного обучения детей. Вполне понятно, что завод обладает станками и верстаками для взрослых, от чего место рабочей операции является часто неприспособленным для школьников, особенно низкорослых. Эта беда усугубляется тем, что на этот момент — расстановки детей по росту в соответствии с высотой рабочего места — не обращено внимания бригадиров-рабочих. Иногда рослые ребята работали за наиболее низкими станками, а низкорослые — за высокими, что ведет к неправильной рабочей позе и быстрой утомляемости. Подстановок же для изменения высоты рабочего места почти нет, за некоторым исключением цеха спецмашин и сварочно-ап-паратного. . . | .. I 1э1!1а1ж1.1*

85

Далее отсутствует система и режим труда школьников на производстве. Нет установленных перерывов во время 3-часовой работы детей, несмотря на наличие в некоторых случаях напряженной рабочей позы. В минуты отдыха не на что сесть (1-й аппаратный, ремонтный и литейный цеха), хотя производственные условия не мешают наличию сиденья, на что надо обратить серьезное внимание, т. к. большей частью работа проводится стоя в течение 3 часов. Смешанная работа отмечена лишь в отделении спецмашин, 2-м аппаратном и частично рубильном и электросварочном, что является наиболее благоприятным моментом для изменения напряжения работающих мышц.

Наконец отмечается неприспособленность инструментария: инструмент на производстве приспособлен для взрослых, и школьники большей частью пользуются им совместно со взрослыми рабочими, причем в некоторых цехах он выделяется рабочими-бригадирами специально для школьников, что приучает детей к ответственности за инструмент и позволяет своевременно им пользоваться. Общий инструмент не является большой бедой, т. к. в условиях труда данного производства это не может явиться- моментом усиления травматизации и опасности. Больше всего дети работают за тисками, оперируя напильниками, отвертками и небольшими молотками. Двигатели станков ими приводятся в движение лишь на сверлильных станках (2-й аппаратный и электромашинный цеха) путем включения тока и не представляют также опасности в смысле травматизма.

Вполне понятно, что режим труда и отдыха с сан.-гиг.' стороны в связи с особенностями производственного процесса и рабочих поз требует от каждой школы специальной проработки.

Общие недочеты гигиенического обслуживания детей, затрудняющие привитие гигиенических навыков во время производственного труда, в большинстве своем также вполне устранимы. К ним относятся: отсутствие у большинства школьников спецодежды даже при формовочной работе на земле в литейном цеху ввиду того, что школа и завод не обеспечили ею детей; почти полное отсутствие полотенец и мыла, что ведет к использованию одежды и белья для вытирания рук забывшими взять из дому тряпку (что наблюдается очень часто) и к загрязнению случайных небольших порезов; недостаточность первичного ухода за небольшими травмами усугубляется тем, что дети не прикреплены к бригадам первой помощи и этим самым поставлены даже в худшие условия, чем рабочие; недостаточное наблюдение за правильным пользованием кипяченой водой, что сказывается в отсутствии замков у баков, из-за чего крышка часто приподнята, особенно при наливании горячей воды, вследстзие чего она загрязняется в пыльных цехах, и в отсутствии кружек при баках при необеспеченности школьников индивидуальными кружками.

Бели все указанные вопросы будут поставлены на проиэводсове-щаниях родителей школьников совместно с предприятием, то при отсутствии возможности изжить все недочеты сразу все же необходимо в первую очередь иметь переходную спецодежду для группы во время ее работы в цехах, где загрязнение связано с производственным процессом, с учетом степени этого загрязнения. ,

Сан.-гиг. условия работы школьников в цехах ухудшаются при их распылении до одиночек; выгоднее было бы ввести организацию бригад хотя бы по 5 чел. Тогда упростился бы больной вопрос об обеспечении детской группы в каждом цехе своим мылом, полотенцем

и кружкой для питьл и т. д. Этому же бригадиру можно будет передать функции по первой помощи, снабдив его также пакетами.

Помимо всех перечисленных общих недочетов сан.-гиг. обслуживания надо указать на отсутствие раздевален, а также выделенного общего шкафа для учащихся, что ведет к загрязнению верхнего платья при хранении его на окнах и в углу (в лйтейном, ремонтном и 2-м аппаратном цехах) или к помещению детской одежды совместно с взрослыми, а также на небрежное отношение к чистоте уборных, несмотря на достаточный штат уборщиц, на отсутствие в некоторых цехах женской уборной, что ведет к отказу девочек пользоваться уборными, и на расположение их во дворе, куда вспотевшие дети без верхнего платья должны проходить через двор. Наилучшие сан.-гиг. условия оказались в 4 из 8 цехов (в отделе спецмашин, 1-м и 2-м аппаратном и рубильном): в них достаточно светло, тепло и просторно, и они достаточно обеспечены свежим воздухом ввиду хорошей вентиляции. Из остальных 4 цехов в электромашинном и сварочно-аппаратном дефекты почти все легко устранимы, т. к. они большей частью не конструктивного и производственного харктера, а обусловливаются непроведением санминимума.

Нужно, чтобы на это было своевременно обращено внимание школы, медпункта, ответственного за санитарные условия производства и рабочей общественности; надо провести инструктаж по конкретному осуществлению санминимума. Поэтому крайне важно введение со стороны школы своих требований к санминимуму производства, тем более, что весь материал может быть оформлен в определенный договор с производством.

Накопленный опыт производственного обучения должен дать материал, чтобы своевременно предусмотреть правильную организацию условий труда учащихся и инструктировать рабочих. Безусловно при разнообразии высоты станков можно учесть их распределение по росту детей, можно позаботиться о подставках и сиденьях и т. д.

Распределение ребят по небольшим бригадам также облегчило бы и упростило сан.-гиг. и педагогическое нблюдение и воздействие на школьников. А с другой стороны, дети, спаянные в коллектив, могли бы оказывать большее воздействие на цех, организованно приходя в соцсоревнование со взрослыми рабочими и предлагая с своей стороны санминимум для производства.

Т. о. мы видим, что изучение и отбор цехов должен производиться не только с точки зрения изучения неблагополучия, но и с анализом причин его, и тогда он приводит в конце концов к конкретному улучшению сан.-гиг. условий производственного обучения, даже в цехах, условно допустимых.

Результаты обследования могут быть представлены в виде договора по санминимуму при участии администрации школы и предприятия, охраны труда, врача ФЗС и медпункта, бригад здоровья, рабочих и школьников. Все мероприятия по санминимуму должны проводиться при тесном контакте с рабочей общественностью и при участии в выполнении бригады здоровья каждого цеха. Сроки должны быть установлены этой комиссией. »

Типовой санминнмум для производственных цехов ниже приводится.

Санминимум для производственных цехов.

Ответственные исполнители

Мероприятия по техническому

по организации

проведению

1. а) Распределить детей соответственно высоте рабочих мест,

б) предварительно учесть их высоту;

в) снабдить подставками высокие рабочие места;

г> распределить детей в соответствии с состоянием здоровья по рабочим местам. *

2. Проработать режим труда:

а) установить- перерывы в работе;

б) иметь сиденья при работе во всех возможных по производственным условиям случаях и для перерывов.

3. Приступить к снабжению спец одеждой за счет школы и пред-прияжя во вр!мя наиболее грязных и пачкающих одежду работ, для чего иметь 10—12 халатов.

4. Выделить мыло, полотенца и кружки для каждой группы школьников.

5. Проверить гее баки для кипяченой воды, возложив на завцехом и уборщицу ответственность за закрывание их на ключ и наличие в баках остуженной кипяченой воды. Приступить к замене кружек фонтанчиками, в перв.ю очередь в цехах, где работают школьники.

6. Выделить во всех цехах на время производственной практики по шкафу для одежды школьников, где они смогут также хр1нить мыло, полотенце, кружку, в первую очередь в литейном, ремонтном и аппаратном цехах.

7. Установить режим:

а) уборки цехов, обтирания стен, протирки окон, вывесив подробную инструкцию в цехах;

Врач ФЗС совместно с ин том ОЗДиП.

Врач ФЗС и администрация школы и предприятия.

Врач ФЗС и администрация школы и предприятия, совместно с ия-том ОЗДиП.

Врач ФЗС и администрация школы.

Администрация школы и предприятия.

Врач медцункта, администрация предприятия.

Врач ФЗС, администрация школы и предприятия.

Врач медпункта.

Инструктор по труду и бригадир-рабочий.

Они же.

Инструктор по тру-

ду.

Инструктор по труду и бригадир школьной группы.

Они же.

Зав. цехом, уборщицы, ячейки здоровья.

Зав. цехом.

Зав. цехом, уборщи-

ца.

Ответственные исполнители

по техническому

□о организации

проведению

б) в частности усилить ремонт, уборку и наблюдение за чистотой и пронетриванием уборных;

в) наладить режим вентиляции, обязательное проветривание в перерывах.

8. Отеплить вхош в электромашинном, ремонтном, особенно литей-

'ИОМ.

9. Улучшить изоляцию от остального помещения электросварки.

10. Ремонт (побелка) в первую очередь ремонтного и литейного цеха.

11. Установить порядок хранения материал* и изделий для устранения тесноты и нагроможденностн.

Врач медпункта, администрация предприятия.

Они же.

Они же.

Они же.

Бригада здоровья.

Зав. цехом.

Он же. Он же.

Он же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.