Для периодической промывки песка от осевших взвешенных веществ на высоте 2 м над фильтрами устанавливается напорный бак. Трубой, выходящей из дна, он соединен с промывной системой.
При наличии сатуратора непрерывного действия напорный бак является излишним. Промывка осуществляется насосом сатуратора, причем отводящая труба насоса присоединяется к промывной системе фильтра путем включения тройника и вентильных кранов.
Для промывки песка нужно закрыть вентиль на привходящей к баку-активатору трубе и открыть вентиль от напорного бака или насоса.
Необходимость промывки песка определяется снижением дебита фильтров. Частота промывки зависит от качества фильтруемой воды (количества взвешенных веществ).
В настоящее время нами разработаны установки производительностью в 1 ООО и 6 ООО л в сутки, которые устанавливаются на ряде .заводов. Наблюдения за ними ведутся.
Проф. РОЗЛОВСКИЙ (Ашхабад)
Относительные медицинские противопоказания к распределению школьников и подростков на производстве1
Из детской клиники Турк. медицинского института (дир.— проф. Розловский)
Бурный рост промышленности, завершение первой пятилетки в 4 года и построение второй пятилетки ставят перед нами актуальнейший вопрос о кадрах. Вся работа со школьниками и подростками должна основываться на директивах, которые преподаны ЦК ВКП(б) ,в постановлении о средней и начальной школе.
Медицинские противопоказания к допущению школьников и подростков на учебно-производстйенную работу могут относиться лишь к нормальному учебному плану работ на производстве. Вполне очевидно, что дети и подростки, работоспособные в школе, т. е. практически здоровые, не могут иметь абсолютных медицинских противопоказаний к допущению на учебно-производственную работу. Правда, некоторые дети и подростки по состоянию своего здоровья могут не быть допущены к одним работам, но зато другие работы вполне допустимы для них без всякого ущерба для здоровья. Следовательно, речь может итти главным образом об относительных противопоказаниях, которые дают врачу ОЗДиП возможность ориентироваться и в каждом отдельном случае, руководясь списком медицинских противопоказаний, решать, на какую работу направить школьника, учитывая не только состояние его здоровья, но и про-фессиограмму производства.
1 В порядке обсуждения
Учебно-производственный труд наиболее целесообразно проводить в утренние часы. Производства (мастерская, фабрика, завод) с неблагоприятными привходящими моментами (холодные сквозняки, протекание крыши и т. п.), а также те, где работа производится на открытом воздухе и где не исключена возможность вредного влияния непогоды, непригодны для проведения учебно-производственного труда. Профессиограмма производства, до того как туда будут допущены школьники, должна быть детально изучена, причем обязательно следует составлять особый акт об условиях работы с сани-тарно-технической точки зрения с учетом возможности допущения школьников для проведения учебно-производственного плана. В составлении акта принимают участие администрация школы, врач ОЗДиП, инструктор и представитель санитарной охраны труда.
Особое внимание должно быть обращено на вентиляционные установки, температуру и влажность воздуха (нет ли резких колебаний и сквозников). Ни в коем случае не следует допускать работу школьников в производствах со значительным засорением воздуха копотью, парами, вредными газами, органической и металлической пылью или сопровождающихся оглушительным стуком и шумом. Необходимо обследовать рабочее место, учитывая, что оно должно освещаться равномерным и рассеянным светом. Категорически должна быть запрещена для школьников работа, связанная с неправильным положением тела (лежа, на корточках, на коленях, на лестницах и т. п.).
Работа школьников и подростков на производстве должна быть обеспечена всем необходимым для личной гигиены (полотенце, мыло, вода, спецодежда). Особенности психо-физического развития детского возраста должны быть отражены в учебно-производственном плане в виде определенного режима с чередованием работы и отдыха. Построение и выполнение учебно-производственного плана должно быть обеспечено достаточным числом руководителей, знакомых с данным производственным процессом и с его профвредностью. В составлении плана обязательно участие врача ОЗДиП. На него же возлагается и текущий санитарный надзор за условиями проведения плана и за устранением вредных для здоровья школьников моментов.
Настоящая работа дает лишь ориентировочные указания, которые помогут врачу ОЗДиП в каждом отдельном случае найти выход. .
Целый ряд профессйй имеет свои профвредности, и врач ОЗДиП, давая разрешение на работу в том или ином производстве, должен знать эти профвредности, чтобы не ухудшать состояния здоровья школьников. Так, например, надо быть осторожным в даче разрешения на работу в слесарном цехе детям, страдающим хотя бы в начальной форме заболеваниями дыхательных органов, органов слуха и зрения, кожи и малокровием. В особенности надо помнить о возможных дефектах физического развития; начальная форма сутуловатости, расширение паховых колец, опущение плеч и лопаток—должны служить препятствием к даче разрешений на слесарный труд.
Далее следует учитывать, что работа токарей по металлу и по дереву располагает (ввиду пыльности) к заболеваниям органов дыхания, слуха и зрения. Ясно, что эти моменты имеют важное значение и должны напоминать врачу ОЗДиП о необходимости принятия ряда профилактических мер в целях своевременного раннего вмешательства для оздоровления учебно-производственного труда школьников переходного возраста. Мы считаем, что следующие заболевания служат абсолютными противопоказаниями для работы школьников в тех или иных производствах:
4 Гигиена и санитария, Л'; 5
1. Болезни кожи — для деревообделочного и кожевенного производств.
2. Заболевания носоглотки — для полиграфического производства.
3. Заболевания органов дыхания и особенно туберкулез — для мукомольного и других пыльных производств.
Даже практически здоровые дети ни в коем случае не должны допускаться к работам, связанным с постоянной переноской тяжестей, с высокой температурой, с опасностью промокания тела, с наличием ядовитых веществ и паров, а также с чрезвычайной напряженностью органов чувств и центральной нервной системы.
Переходя непосредственно к относительным противопоказаниям,, мы должны снова оговориться, что эти данные являются лишь ориентировочными и что врачу ОЗДиП в каждом отдельном случае необходимо учесть не только психофизиологические особенности детского возраста, но и специфические особенности каждого производства (мастерская, завод, фабрика). В качестве примерного привожу список относительных медицинских противопоказаний к допущению детей и подростков на учебно-производственную работу:
1. Субкомпенсированный порок сердца: а) допускается сидячая работа, не сопряженная с поднятием тяжестей; б) не допускается работа, связанная с неправильным положением тела и поднятием тяжестей свыше 8—9 кг.
2. Бронхиальная астма, бронхоэктазия, локальные формы туберкулеза с резкой интоксикацией, затрудненное носовое дыхание: а) допускается работа на свежем воздухе, в помещениях с чистым воздухом и хорошей вентиляцией; б) не допускается работа в пыльных, душных производствах и в производствах, где воздух загрязнен химически вредными примесями.
3. Органические заболевания центральной нервной системы (параличи и парезы конечностей, нарушение координации движений или насильственные движения, эпилепсия): не допускается работа, связанная с поднятием тяжестей и манипулированием приборами и машинами, где требуется напряженная мышечная и умственная работа.
4. Обезображивающий артрит и контрактура суставов: не допускается работа, связанная с долгим стоянием, поднятием тяжестей и частыми переходами с места на место.
5. Заболевания почек: не допускается работа, связанная с промоканием ног, в сырых и холодных помещениях.
6. Грыжи: не допускается работа, связанная с поднятием тяжестей — одновременно 12—16 кг и непрерывно 8—10 кг.
7. Малокровие: не допускается работа, связанная с долгим стоянием, поднятием тяжестей, неправильным положением тела; для данной категории школьников необходимо через каждые 30 минут работы делать перерыв на 10—15 минут.
8. Перенесенные острые инфекционные заболевания (скарлатина, корь, дифтерия, тифы и т. п.) в тяжелой форме или осложнения после них: посылать на работу только после тщательного исследования функциональной способности сердца, легких, почек, но не ранее-2 месяцев по исчезновении клинических явлений.
9. Ревматизм: не допускается работа в сырых и холодных помещениях и связанная с неправильным положением тела.
10. Хронические заболевания (туберкулез, малярия): требуется тщательный отбор, не допускается работа в холодных и сырых помещениях; работа должна быть ограничена как по тяжести ее, так и по продолжительности.