но-технического персонала и самих рабочих не только при выполнении научной работы, но и при практической реализации ее.
Решающим условием эффективности научно-исследовательской работы является своевременная реализация выводов и предложений законченной работы. Для этого необходимо, чтобы выводы работ обладали максимальной конкретностью, по возможности давались в процессе работы, не ожидая ее литературного оформления. Необходимо добиваться частичного осуществления выводов во время пребывания научно-исследовательского учреждения на данном сельскохозяйственном предприятии с целью проверки их на практике. Институты должны стать активными участниками в реализации выводов своих работ и не ограничиваться передачей их хозорганам. Оправдавшие себя на практике выводы научных работ должны переноситься на другие хозяйства посредством директивных указаний заинтересованных организаций и своевременной пропаганды через печать.
Осуществление указанных задач настоятельно требует скорейшего разрешения вопроса о планировании всей научно-исследовательской работы в области гигиены сельскохозяйственного труда.Основными элементами планирования должны являться: а) выработка «профилей» для центральных и периферических ин-тов в соответствии с перспективами развития отдельных видов и культур сельского хозяйства по областям и районам СССР; б) составление единого годового и пятилетнего плана научно-исследовательской работы с разверсткой тематики по отдельным ин-там.
ЗДРАВПУНКТЫ НА НОВОМ ЭТАПЕ
Л. Гуревич, М. Мазур, М. Моргенштерн (Москва) Из Ин-та орг. здравоохранения и соц. гигиены (Поступила в редакцию 1. IV. 1932 г.)
Декабрьское постановление ЦК ВКП (б) (1929) «о медобслужнва-нии рабочих и крестьян» открыло новую полосу в работе органов здравоохранения. Перед здравоохранением во всей широте была поставлена задача перестройки всей его работы по линии включения органов здравоохранения в работу по реализации народнохозяйственного плана и улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, проведения четкой классовой линии, искоренения в работе органов здравоохранения остатков земщины.
«Подходя к коренной переделке системы здравоохранения, НКЗдрав выделил из всех звеньев этой системы как основное звено пункт первой помощи на предприятии, до сих пор наиболее заброшенный участок здравоохранения V Пункты первой помощи на предприятиях, представлявшие до тех пор обычно небольшие амбулатории, оказывали лишь ту или иную первую помощь рабочим и стояли фактически в стороне от организации всей системы оздоровительных мероприятий по снижению заболеваемости и травматизма рабочих. Здравпункт занял центральное место в системе здравоохранения не
1 М. Ф. Владимирский, «Здравоохранение на пути к производству», Медгиз. 1931 г.
случайно. Марксистско-ленинская теория, конкретизация ее на фронте здравоохранения привела к выбору этого звена в качестве ведущего. Наша революционная практика, действительное единство труда и быта в условиях строительства социализма требовали подхода к рабочему, к обстановке ето конкретного трудового процесса. Этого же требовало четкое проведение классовой линии и выделение для обслуживания ведущих отраслей народного хозяйства.
В истории развития этого вопроса можно проследить различные элементы классовой борьбы, начиная от неприкрытого враждебного наступления « кончая оппортунистической работой правых уклонистов и «левых» загибщиков.
Кац и его сторонники перенесли центр тяжести «оздоровления рабочих» на быт, на лечучреждение по месту жительства и тем самым растворили лечебную помощь рабочему классу в общей массе обращающихся в районную амбулаторию и оголили предприятия, превратив органы здравоохранения на предприятиях в «приемные покои» времен старой фабрично-заводской медицины.
Кац в своей работе «Единый диспансер», выпущенной в 1930 г., говорил между прочим следующее: «Вместо группы людей, связанных между собой по признаку труда в определенном производстве, участковый врач получает в свое обслуживание группу граждан, связанных по территориальному признаку...» (стр. 22). Здесь выявлено явное, неприкрытое противопоставление быта труду с определенным игнорированием труда, искажена классовая линия советского здравоохранения. На стр. 23 своей книжки Кац говорил: «Если прежде диспансеризация шла почти исключительно по линии организованного коллектива рабочих, то теперь наряду с этим выдвинулась и другая—по линии семьи и домовладения, квартиры, селения. Если прежде связь с общественными организациями шла по линии фабрично-заводских комитетов, комиссий охраны здоровья на предприятиях как органов секции здравоохранения, то теперь связь пошла кроме них еще по линии здравкомиссий при домовладениях и их группировок в масштабе квартала под руководством членов секций или здравкомиссий в селениях». Откинув в этом абзаце слова «наряду с этим» и «кроме них еще», вы получите неприкрашенный наскок классового врага, выступающего против генеральной линии партии в деле обслуживания рабочих медицинской помощью.
Сигнал Каца кое-где был услышан. В результате в некоторых органах здравоохранения проявлялись демобилизационный" настроения в отношении организации и налаживания санитарно-бытового обслуживания рабочих на предприятиях, в отношении работы здравпунктов. Некоторые органы здравоохранения до последнего года в ряде случаев не обеспечивали достаточного внимания здравпунктам, посылали туда зачастую мало квалифицированный персонал. В отношении снабжения, оборудования, помещения и т. д. здравпункты часто благодаря правооштортукистической недооценки их роли как со стороны органов здравоохранения, так и со стороны профсоюзных, общественных и хозяйственных' организаций предприятия находились в тяжелом положении.
За время перестройки организации здравоохранения проявились и «левацкие» загибы, считавшие необходимым совершенно из'ять систему здравпунктов из общей сети здравоохранения и распылить ее
среди других звеньев хозяйственных организаций, промышленных предприятий, трестов и т. п.
Состоявшееся в марте 1932 г. Всероссийское совещание здравпунктов является лучшим показателем правильности теоретического подхода руководства здравоохранения к проблеме здравпункта; годовой опыт работы здравпунктов целиком оправдал правильность этих исходных позиций; значительные достижения передовых.1 здравпунктов показали, что они стали в основном активными участниками в организации и проведении всей системы оздоровительных мероприятий на производстве. Совещание здравпунктов явилось переломным этапом в их работе в свете реализации постановлений июньского пленума ЦК, шести исторических условий т. Сталина и решений XVII партконференции. Эти партийные решения поднимают теорию и практику здравоохранения на новую ступень; они определяют то грандиозное значение, которое в социалистическом строительстве имеют вопросы дальнейшего улучшения культурно-бытового положения рабочих. В свете этих решений для всей системы здравоохранения, и в особенности для здравпункта как ведущего эвена, задача укрепления здоровья строителя социализма должна явиться основной задачей; в этом заключается специфичность участия органов здравоохранения в общем строительстве социализма, в той конкретной помощи, которую они оказывают реализации промфинплана. В этой связи становится очевидной ведущая роль санитарно-гигиенической работы здравпункта. Недооценке сан.-гиг. работы, всяким тенденциям, ведущим к ее свертыванию, какими бы они формами не прикрывались, должен быть дан самый решительный отпор. Создание закрытых амбулаторий, «здравпунктов расширенного типа» является проявлением непонимания смысла перестройки работы здравпунктов, ведущим к свертыванию сан.-гит. работы. Переход на высшую ступень в сан.-гиг. работе как ведущем элементе работы здравпункта, определяющем всю его перестройку, означает усвоение работниками здравпункта передовой санитарной техники наряду с дальнейшей еще большей активной борьбой за санминимум, за чистоту. Работник здравпункта должен стать консультантом инженера, обеспечивая в порядке предварительного и текущего санитарного надзора компетентную сан.-гиг. экспертизу. Предоставление здравпункту прав государственной сан. инспекции на предприятии, с одной стороны, четкое разграничение функций здравпункта и органов труда (сан. инспекции и соцстраха), с другой, — создают достаточные предпосылки к правильной организации работы здравпункта и поднимают его ответственность за санитарное состояние предприятия и за здоровье рабочего коллектива в целом. Ведущая роль сан.-гиг. работы на здравпункте отнюдь не снимает, а предполагает повышение качества лечебной помощи. Организация высококвалифицированной травматологической помощи, усвоение достижений лечебной техники являются новой высшей ступенью в работе здравпункта по оказанию первой помощи рабочим; наряду с этим здравпункт должен стать инициатором в организации лечебно-профилактической помощи рабочему коллективу со стороны всех других звеньев здравоохранения, пред'являя амбулатории, поликлинике, диспансеру соответствующие требования систематического наблюдения за рабочим, их лечения, контролируя их работу и обеспечивая при этом максимальные удобства рабочим в обслуживании «х медпомощью.
Новое содержание работы здравпунктов требует новых организационных форм. Совершенно нетерпимо то положение, когда райздра-вы «отдали на откуп» здравпункты диспансерным об'единениям; в этом в известной мере проявляла себя оппортунистическая недооценка со стороны отдельных райздравов роли здравпунктов во всей системе здравоохранения. Всероссийское совещание здравпунктов высказалось за укрепление райздравов, за усиление их руководства здравпунктами; наличие крепкого районного звена позволит разгрузить здравпункт от некоторых «нагрузок», от некоторых функций, которые должен бы выполнять райздрав. Наряду с усилением руководства со стороны райздравов, приданием этому руководству конкретного оперативного характера здравпункт и у себя должен добиться большей организационной четкости в работе, точного установления обязанностей и ответственности каждого работника здравпункта; обезличке во всех ее проявлениях (междуведомственные совещания напр.) должен быть положен конец; здравпункт должен отвечать за здравоохранение на предприятии. В работе с общественностью здравпункты должны добиться большей четкости в организации работы здравоох-раненческой общественности. Наряду, с вовлечением новых рабочих кадров стоит задача умелого руководства работой общественного актива, насыщения его работы соответствующим содержанием, повседневного наблюдения и консультации в его работе.
Характеризуя основные задачи здравпунктов, выделив сан.-гиг. работу как ведущую на данном этапе, обусловливающую перестройку как работы самого здравпункта, так и всей системы здравоохранения, отметив вместе с тем необходимость поднятия самой сан.-гиг. работы на новый более высокий уровень, совещание наметило конкретные формы сан.-гиг. работы.
Сущность сан.-гиг. работы здравпунктов! в первый период их развертывания заключалась в борьбе за санитарный минимум. Об'ем и масштаб проведения этих мероприятий, вовлечение в них рабочей общественности, закрепление достижений чрезвычайно различны на отдельных здравпунктах. Яркую иллюстрацию борьбы за санминимум, того низкого санитарного уровня на предприятиях, с которого пришлось начать работу, дает выступление на совещании здравпункта На-деждинских заводов (Урал).
Здравпункты там родились на голом месте, почти никакой оздоровительной работы не велось и санитарного надзора не было. Состояние общественного питания было из рук вон плохое, цеховых столовых не было, кипяченой воды не было, в уборных — 20 очков на 12 тысяч рабочих. И при этом у всех заводских организаций существовало крепкое косное убеждение, что так и должно быть, что здесь ничего не поделаешь, да и незачем делать: зачем напр. мыть пол в теплушке, где принимают пищу, когда туда ходят в грязной обуви, и т. д.
Первые усилия здравпункта и небольшой группы содействия были направлены на то, чтобы разбить эту косность, чтобы доказать возможность и эффективность борьбы за санминимум.
В короткий срок здравпункту удалось привлечь внимание партийных и профсоюзных организаций и под их руководством повернуть хозяйственников лицом к санитарным мероприятиям. Здравпункт, опираясь на районное здравоохранение, повел широкую раз'яснитель-ную кампанию путем устройства рабочих собраний со сбором предло-42
жений рабочих, путем использования заводских и стенных газет, показа кинокартины, устройства выставки по борьбе е травматизмом,, общественного смотра работы техники безопасности. На основе этой раз'яснительной кампании, опираясь на выросший рабочий актив» здравпункт организовал месячник очистки завода по конкретному плану, составленному при живейшем участии групп содействия. Здравпункт правильно записал как свое достижение, свою победу, когда после окончания месячника начальники цехов отчитывались перед директором и заводской общественностью в его проведении.
Здравпункт пользовался каждым случаем, чтобы воспитать у заводской администрации чувство ответственности за санитарное состояние завода. Чрезвычайно удачны были конкретные целевые рейды по отдельным вопросам, проведенные в широком масштабе с привлечением газет и всей общественности: за замену старых баков фонтанчиками, за кипяченую воду, за умывальники, за чистоту уборных и т. д.
На основе первых достижений здравпункт развернул противоэпидемическую кампанию, добиваясь некоторых мероприятий, уже перерастающих обычный санминимум: постройка прачечной, массовая стирка спецодежды, устройство дезкамер, успешное проведение прививочной кампании, организация 18 цеховых столовых и т. д.
Опыт Надеждинских заводов имеет еще ряд интересных сторон^ показывающих наглядно, как здравпункт становится не только инициатором и организатором сан.-гиг. работы на самом заводе, но захватывает и быт рабочего, организует здравоохранение на борьбу за улучшение культурно-бытовых условий рабочих. Совместно с хозяйственными органами завода и заводской общественностью здравпункт провел успешную борьбу за очистку и оздоровление бараков, за обеспечение их санобработкой, за постройку бани и т. д.
Таков один из примеров успешного и развернутого проведения санитарного минимума.
Можно ли сказать, что санминимум для здравпунктов — уже пройденный этап? На этот вопрос совещание дало отрицательный ответ.
Во-первых, потому, что еще далеко не ¡вся сеть здравпунктов его провела в широком масштабе; во-вторых, — еще меньшая часть здравпунктов сумела провести санминимум не только в кампанейском порядке, но и добиться его закрепления, его повседневного проведения,, ответственности администрации, широкой инициативы и самодеятельности рабочих, крепкого актива групп содействия и общественных, санинспекторов, налаженной работы по руководству ими.
Новое положение об учреждении в составе здравпунктов государственной санитарной инспекции расширяет права и возможности здравпунктов и вместе с тем возлагает на них всю ответственность за санитарное состояние предприятия, ставит перед ним ряд вопросов, диктующих необходимость перевода сан.-гиг. работы на более высокую ступень.
Что входит в состав сан.-гиг. работы помимо очерченного на примере Урала круга задач по развернутому проведению санмини-мума?
Прежде всего — это практическое и теоретическое овладение гигиеной труда и технологией производственных процессов в данной отрасли промышленности с обращением особого внимания на те уча-
стки производства, в которых установлены или предполагаются те или иные неблагоприятные сан.-пиг. моменты.
Изучить свое производство, овладеть им, уметь возглавить борьбу за санитарную реконструкцию данного завода, уметь использовать рабочее изобретательство и поставить перед ним конкретные, актуальные сан.-гиг. вопросы — такова первая задача здравпунктов, переходящая на более высокую ступень.
На совещании ряд здравпунктов давал отдельные примеры того, что может дать рабочее изобретательство. Так, здравпункт первой типографии (Москва) обнаружил в отделе рационализации целый ряд рабочих предложений по вопросам гигиены труда. Некоторые из них, напр. проект уловителя для свинцовых стружек, имели большое гигиеническое и экономическое значение.
Когда здравпункт стал проводить предложение, рабочие, увидев, что здравпункт интересуется вопросами изобретательства, стали давать новые предложения.
Это первый этап некоторого самотека. Дальше—• задача овладеть производственным процессом, самостоятельно выдвигать вопросы как перед рабочим изобретательством, так и перед инженерно-технической мыслью, перед научными институтами.
Несомненную помощь здравпункту в овладении производством может оказать техника безопасности.
Один из здравпунктов на совещании следующим образом характеризовал свой сдвиг в отношении техники безопасности: «в первый год мы проверяли работу техники безопасности, во второй — совместно составляли планы».
Овладение процессом производства, организацией труда составляет основную предпосылку к переходу здравпунктов на новую, более высокую ступень. Только на этой основе врач здравпункта может являться консультантом для инженерно-технической мысли, ставя перед ней задачи санитарной реконструкции производства.
Следующим крупным вопросом, стоящим перед здравпунктами в области сан.-гиг. работы, является осуществление предупредительного надзора в отношении вновь строящихся или подвергающихся капитальному переоборудованию промышленных предприятий. Начиная с выбора площадки строительства и разработки мероприятий по ее оздоровлению, рассмотрение под углом зрения здравоохранения плана строительства, пред'явление требований как к самим производственным помещениям, так и к вспомогательным устройствам (душевые, умывальники, столовые, помещения для здравпункта и т. д.), текущее наблюдение за строительством, начиная с общежития строительных рабочих, участие в рассмотрении проектов гигиенической рационализации производственных процессов являются важнейшим делом здравпункта.
Повышение квалификации врачей здравпунктов в вопросах гигиены труда и промышленной санитарии своего производства составляет необходимую предпосылку повышения уровня сан.-гиг. работы в таких вопросах, как вентиляция, освещение, устройство защитных приспособлений. Но здравпункт не может замкнуться в узком кругу этих вопросов, взять ограниченные рамки старой инспекции труда.
Неразрывной частью сан.-гиг. работы на предприятии является хорошая организация общественного питания. В этом отношении здравпункт должен иметь в центре своего внимания постановление ЦК
ВКП(б) по общественному питанию, опубликованное 19. VIH. 1931. Этот документ должен быть основным материалом для врача здравпункта в его борьбе за здоровое питание рабочих.
Здравпункт должен обратить особое внимание на правильную организацию питания. Проработка системы мероприятий по полной ликвидации очередей в столовой и буфетах, по обеспечению всех смен горячей пищей, по ликвидации обезлички в обслуживании являются первоочередными вопросами, которыми здравпункт совместно с соцбытсектором должен заняться. Борьба за качество питания, за введение порционных блюд, за соответствующий ассортимент продуктов в буфетах, за хорошее санитарное состояние кухни и заготовочной столовой буфета и подсобных помещений — является элементами работы здравпункта в этих учреждениях.
Здравпункт прикрепляет врача к этим учреждениям, который ведет в них систематическую работу, участвует в производственных совещаниях их работников, в бракеражной комиссии, периодически присутствует при закладке продуктов в котел, время от времени берет лабораторные пробы, ведет санпросветработу среди работников, инструктирует членов коопбюро и столовой комиссии; здравпункт опирается в этой работе на рабочих-санинспекторов.
Совещание выявило, что большинство здравпунктов стоит в стороне от вопросов рабочего отдыха, от организации правильного использования перерывов в работе и применения физической культуры на производстве. Эти вопросы составляют также часть сан.-гиг. работы здравпункта, мощное средство борьбы за повышение санитарной культуры и снижение заболеваемости.
Чрезвычайно большое значение на новом этапе сан.-гиг. работы здравпунктов получает санитарно-культурная работа. Новое в этой работе, существенно отличающее ее от дидактических санпросветных форм, заключается в том, что она увязывается со всеми мероприятиями здравпункта и основана на самодеятельности рабочих, в особенности групп содействия и общественных санинспекторов.
Хороший пример правильного понимания новых задач санкульт-работы представляет выступление на совещании здравпункта первой типографии (Москва). В самом начале своей работы здравпункт поставил себе задачей не только организовать массовый актив на здравпунктах, но и заинтересовать рабочих в этой работе, чтобы они явились сами агитаторами гигиенических навыков в цехах.
В течение года здравпункт создал 16 выставок здравгазет, которые издавались в цехах группами содействия здравоохранению. В газетах участвовало свыше 100 санкоров, дававших различные материалы: стихи, карикатуры, выявление «носителей зла» из администрации и рабочих, не выполняющих санитарные мероприятия.
В цехах имеются санитарные доски, на которых даются показатели заболеваемости и травматизма, указаны основные и очередные сан.-гиг. мероприятия. Вокруг этих данных здравпункту легко проводить санпросветработу, собирать предложения рабочих, включать их в договора по санминимуму я коллективные. Одним из первых об'ек-тов саякультработы здравпункта явились уборщицы, их инструктирование, правильная расстановка, ликвидация обезлички уборки отдельных участков цеха.
Ряд других здравпунктов подтвердил, что правильная постановка
санкультработы является важнейшей предпосылкой успеха в работе здравпункта.
Необходимо подчеркнуть важность санкультработы среди новых кадров, вливающихся на предприятия. Инструктаж при поступлении на завод, обучение правилам предосторожности, в особенности при работе, связанной с опасностью травматизма, наблюдение за новичками со стороны групп содействия и общественных санинспекторов — все это отдельные элементы санитарно-гигиенического освоения новых кадров.
Несколько слов о работе с общественностью. Ряд выступлений на совещании показал, что некоторые здравпункты не представляют себе ясно организационных форм рабочей общественности, которые даны постановлениями правительства и развиты в инструкциях Нар-комздрава. В выступлениях фигурируют термины «санитарные уполномоченные», «санитарные бригадиры» и т. д., тогда как основные формы общественности — группы содействия здравоохранению и их актив — общественные санинспектора. Здесь суть конечно не в терминологии, а в том, что определенные и ясные формы рабочей общественности, с которыми нужно вести большую работу по вовлечению и руководству, подменяются неясными, с неизвестными правами и обязанностями.
Прения, развернувшиеся на Всероссийском совещании, оставили в тени вопрос о лечебно-профилактической работе здравпунктов. Если откинуть отдельные высказывания по этому вопросу, которые сводились к тому, чтобы превратить здравпункт в лечебно-профилактиче-ское учреждение, которые были отвергнуты совещанием, то вопрос об организации лечебной помощи остался в выступлениях недостаточно освещенным. Между тем переход здравпункта на высшую ступень должен означать резкий сдвиг и в этом вопросе. Качество оказываемой первой помощи на здравпункте еще не стоит на необходимой высоте; об этом свидетельствует хотя бы выступление на совещании представителя московской хирургической клиники, который приводил факты совершенно недопустимого медобс;:уживания (чистейшего «фельдшеризма») на одном из крупнейших здравпунктов Москвы.
В этом отношении надо приветствовать инициативу'здравпункта «Серп и молот», который поступил чрезвычайно правильно, пригласив известного хирурга проф. Бурденко для консультации и выработки соответствующей методики лечения несложных травм и предупреждения их дальнейших осложнений. Совещание отметило, что первая помощь, оказываемая здравпунктом в несчастных случаях и внезапных заболеваниях, должна быть высоко квалифицированной. Положение, при котором в ряде случаев ничтожные травмы дают впоследствии абсцессы, фурункулы и другие осложнения, должно быть в корне изжито. С этой целью врачи здравпункта должны овладеть травматологией; на крупных здравпунктах должны иметься в штате специалисты-травматологи; на мелких здравпунктах должно быть обеспечено систематическое руководство хирурга поликлиники или стационара, прикрепленного к предприятию; развертывание сети травматологических институтов согласно постановлению коллегии НКЗдрава от 1. XI. 1931 поможет здравпункту в налаживании правильной травматологической помощи; организация цеховых здравпунктов приблизит эту помощь к рабочим. у | I 46
Наряду с повышением качества первой помощи переход здравпункта на высшую ступень требует более решительного его участия в перестройке всей лечебной помощи в промцентрах.
Оказывая первую помощь, здравпункт должен проявлять особую инициативу в отношении предоставления рабочим обслуживаемого предприятия наиболее удобного пользования квалифицированной врачебной помощью. Местом лечения рабочего может быть как место егю работы, так и место его жительства в зависимости от удобства для рабочего. В целях обеспечения безочередного приема в поликлинике и амбулатории здравпункт может организовать! для рабочих своего предприятия специальную запись для приема по любой специальности и по телефону бронировать время приема.
Здравпункт ведет систематическую работу по выявлению длительно и часто болеющих рабочих на основе сигнализационного учета, направляя таковых для постоянного наблюдения и лечения и оказания лечебно-профилактической помощи в поликлинику, контролируя качество обслуживания. На крупных предприятиях организуются комиссии для отбора в диэтстоловые, ночной санаторий, дома отдыха и т. п.
В отношении правильного использования всех видов лечебно-профилактической помощи от здравпункта требуется плановое их использование. Самотек в этом вопросе должен быть изжит, так же как и имеющая еще нередко место бесплановость, спешка и недостаточно правильный отбор направляемых. Отбор в дома отдыха, санатории и т. п. должен явиться органической частью повседневной работы здравпункта на основе учета медицинских и производственных показателей. Здравпункт участвует совместно с институтом страховых делегатов в товарищеском контроле на дому за режимом бюллетенящих, за правильным выполнением назначений врача.
Непременным условием перехода работы здравпунктов на новую, более высокую ступень является постановка учета и в первую очередь учета ведущей сан.-гиг. работы здравпункта. Здесь основным документом должна быть динамическая карта производственной единицы (цеха, столовой, буфета), на которой заносится вначале санитарное состояние данной единицы по основным разделам сан.-гиг. работы и в последующем по тем же графам фиксируются те изменения, которых удалось добиться здравпункту. Дополнением к этой карте служит дневник цехового врача, где ведутся текущие записи плановых заданий и их выполнения, а также учет рабочего актива и его работы.
Кроме учета сан.-гиг. работы на здравпункте необходимо указать следующие основные моменты сигнализационной статистики:
а) Ежедневный подсчет в разрезе цехов промышленного травматизма по отдельным видам травм. Этот подсчет имеет целью выделить для каждого цеха преобладающие виды травм, изучить их причины и добиться совместно с техникой безопасности их устранения; кроме того ежедневный подсчет дает сигналы врачу о неблагополучии в том или ином цехе. Надо здесь же заметить, что никакой сигнализационный учет не в состоянии подменить собой живого участия цехового врача в производственной жизни цеха, об'единения и руководства цеховой группой содействия здравоохранению, каждый член кв-торой имеет в цеху свой определенный участок работы.
б) Основным средством учета и сигнализационной статистики является цеховая картотека заболеваемости. Каждый случай заболевание
4Г
рабочего попадает на его индивидуальную карту при представлении рабочим на производство больничного листа, где бы последний ни был выдан. На большинстве здравпунктов уже введена практика обязательной регистрации листков, оплата которых не может быть произведена без визы здравпункта.
Индивидуальные карты, расположенные в цеховой картотеке по табельным номерам рабочих, дают здравпункту возможность наблюдать за заболеваемостью, периодически выявлять группы рабочих, подверженных длительным и частым заболеваниям, хроническим болезням. Эти материалы дают возможность здравпункту привлекать всю здравоохраненческую сеть к борьбе за снижение заболеваемости, к систематическому наблюдению за длительно и часто болеющими.
Кроме того учет травматизма на тех же индивидуальных картах дает здравпункту возможность периодически выделять рабочих, подвергающихся повторному травматизму, обследовать совместно с техникой безопасности условия их работы и устранять причины травматизма.
Перед здравпунктами стоят новые большие задачи. Они могут их выполнить, лишь строя свою работу на основе марксистско-ленинской теории, усваивая новейшие научные достижения в области санитарной и лечебной техники. В этом отношении здравпунктам должны помочь научно-исследовательские ин-ты, которые здравпункты привлекают для научно-методологического руководства своей работой, разрешения научно-практических вопросов и консультации в своей работе. 1 _
ОПЫТ РАБОТЫ БРИГАДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ЗДРАВПУНКТЕ ЗАВОДА «СЕРП И МОЛОТ»
Проф. Н. Н. Бурденко, А. Лепукалн, В. Лебеденко,И.Григоровский,
С. Баранник (Москва).
Из Гос. научн.-исследовательского ин-та гигиены труда и промсанитарии НКЗдрава (дир.—проф. О.Л.Кузнецов) и 1-й хир. клиники I ММИ (дир.—проф. Н. Н.Бурденко)
(Поступила в редакцию 8. IV. 1932 г.)
Бригада, составленная из сотрудников Гос. ин-та гигиены труда и промсанитарии, 1-й хирургической клиники 1 ММИ и здравпункта завода, поставила себе*задачу организации хирургической помощи на заводе «Серп и молот» (Москва) в такой форме, чтобы она была доступна и приемлема для перенесения на другие здравпункты и вместе с тем чтобы она соответствовала главной задаче — сократить срок нетрудоспособности, пострадавшим от травмы.
4 Интересовали нас выработка и проведение в жизнь мероприятий по устранению причин травматизма на заводе «Серп и молот», где на травматизм падало 24% общего числа дней нетрудоспособности по больничным листам. Бригада поставила себе целью также и обследование ряда здравпунктов крупных московских заводов и фабрик, ознакомление с постановкой хирургической помощи на этих пунктах, равно как и в некоторых амбулаториях, являющихся последующим этапом лечения пострадавших от травмы рабочих.
Общеизвестно, что правильная первичная обработка травмы значительно предопределяет дальнейшее течение повреждения. Вместе