Научная статья на тему 'МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАБОЧИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945 гг.'

МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАБОЧИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАБОЧИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945 гг.»

ке и содержании в исправности и чистоте. Плохо пригнанная одежда и обувь приводили к потертостям, которые нередко делали людей небоеспособными. Серьезной задачей была сушка одежды, обуви и портянок, особенно в непогоду. Это потребовало усилий не только командиров и хозяйственников, но и самих бойцов.

Для периодического обогревания людей использовались уцелевшие строения. Устанавливались также палатки, отапливаемые железными печами, в укрытиях разводились костры. В танковых и мотострелковых частях некоторые грузовые автомашины оборудовались крытыми кузовами, а некоторые и печами, что позволяло с помощью их обогревать личный состав. Печи устанавливались в штабных и специальных машинах различных служб, что давало возможность людям размещаться вне населенных пунктов.

При перевозке войск автотранспортом принимались меры защиты от переохлаждения. Для защиты от холода важное зачение имели полноценное питание, систематическая доставка горячей пищи, которая производилась, как правило, бесперебойно. Зимой трехразовая выдача горячей пищи и горячего чая оказывалась совершенно необходимой.

При длительном нахождении войск на одном месте (в обороне, в резерве, на пополнении) вне населенных пунктов для размещения личного состава строили блиндажи и землянки, устанавливали палатки. Правильно построенные блиндажи и землянки с хорошим отоплением были крайне нужны для размещения, сна и отдыха.

Суровой зимой Советская Армия успешно вела боевые действия, побеждая опытного и сильного врага. И в этом была немалая заслуга советских гигиенистов, которые разрабатывали и осуществляли эффективные мероприятия, повышавшие устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям, обеспечивавшие сохранение здоровья и высокую боеспособность советских воинов в тяжелых условиях войны.

Поступила 27/ХП 1974 г.

УДК в14.2(47+67)(091) «1941-1946»

Доктор мед. наук Г. А. Бейлихис

МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАБОЧИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ^ 1941—1945 гг.

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Вероломное нападение фашисткой Германии на Советский Союз потребовало превращения всей страны в единый боевой лагерь, перестройки советского тыла, перевода народного хозяйства на военные нужды. Эта перестройка происходила в невероятно тяжелых условиях военной обстановки. В 1941 г. было эвакуировано на Восток страны более 1360 крупных предприятий, свыше 10 млн. человек В 1942 г. число рабочих в возрасте до 18 лет увеличилось в 2,5 раза, в возрасте более 50 лет — в 1,5 раза, резко возросло среди работающих число женщин. Интенсивно велась подготовка новых кадров: в 1942 г. было подготовлено 8,7 млн. работников массовых профессий, в 1943 г. — 8,5 млн. г. Были введены обязательные сверхурочные работы для рабочих (кроме беременных и подростков до 16 лет), отменены очередные и дополнительные отпуска, введена карточная система распределения

1 История Великой Отечественной войны, т. 6. М., 1965, с. 45.

2 Н.Вознесенский. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1948, с. 111.

продовольственных и промышленных товаров. Жизненный уровень советского народа значительно снизился. Эвакуированная промышленность на Востоке восстанавливалась в тяжелых условиях в невиданно короткие сроки. «Трудовой героизм в тылу при восстановлении эвакуированной промышленности не уступал героизму на фронте»3.

Советское здравоохранение, решая задачи пополнения Советской Армии медицинским персоналом, обеспечения лечения больных и раненых воинов в тыловых госпиталях, обеспечения эпидемиологического благополу-чения страны, вместе с тем призвано было осуществить коренную перестройку медико-санитарного обслуживания промышленных рабочих, в первую очередь оборонной промышленности, так как от состояния их здоровья зависела производительность и, следовательно, выпуск оборонной продукции, остро необходимой фронту. Забота об охране труда и здоровья рабочих проявлялась не только работниками здравоохранения, она неизменно была в центре внимания партийных, хозяйственных (министерств, дирекции предприятий) и профсоюзных органов.

Народный комиссар здравоохранения СССР приказом № 57 от 12/Х1 1941 г.* возложил руководство медико-санитарными учреждениями предприятий оборонной промышленности на специальную группу при управлении городских поликлиник и амбулаторий Наркомата, специальный отдел Наркомздрава РСФСР, на заместителей наркомов здравоохранения союзных республик, а также специально выделенных инспекторов лечебно-профилактических управлений областных здравотделов. Народные комиссары здравоохранения союзных республик обязывались рассматривать и утверждать квартальные планы работы и отчеты медико-санитарных частей, а также представлять в Наркомздрав СССР медицинские отчеты об их работе с характеристикой состояния заболеваемости и травматизма с временной утратой трудоспособности и мероприятий по их снижению. Тогда же, в ноябре 1941 г., народный комиссар здравоохранения РСФСР поставил следующие задачи по улучшению медико-санитарного обслуживания рабочих оборонной промышленности: укрепить состав медико-санитарных частей, направив на работу в них наиболее квалифицированных врачей, перестроить деятельность здравпунктов и медико-санитарных частей по обеспечению правильного лечения травмированных и заболевших, осуществлению санитарного контроля в цехах, развертыванию санитарного просвещения. Руководители медико-санитарных частей и здравпунктов обязывались ежемесячно проводить анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, обсуждать его результаты совместно с администрацией и участием партийных и профсоюзных организаций и на этих же совещаниях утверждать единый план конкретных мероприятий по снижению заболеваемости5. Как будет показано далее, все эти мероприятия оказались весьма эффективными.

В 1942 г. Наркомздравом СССР было разработано положение о медико-санитарной части®, установившее, что она является самостоятельной организацией, объединяющей все медико-санитарные учреждения (внебольнич-ные, стационарные, ясли, противоэпидемическую организацию, государственную санитарную инспекцию) и обслуживающей по цеховому принципу рабочих и служащих предприятия. Медико-санитарную часть возглавляет начальник, он же главный врач, которому предоставляются права государственного санитарного инспектора. В задачу медико-санитарной части входило проведение санитарно-гигиенической, противоэпидемической и

3 История КПСС, т. 5. М., 1970, с. 295.

4 Сборник приказов и инструкций Наркомздрава СССР, 1942, № 12, с. 13.

6 Центральный государственный архив (ЦГА) РСФСР, ф. 482, ед. хр. 615, л. 43.

в Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти ^и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР),

лечебно-профилактической работы, направленной на снижение заболеваемости, травматизма и профессиональных отравлений. Подчеркивалась необходимость надзора за санитарно-гигиеническим состоянием цехов, са-нитарно-бытовыми установками, состоянием пищевых и коммунальных объектов с предъявлением требований об устранении выявленных недостатков.

О том, какое важное значение придавалось медико-санитарному обслуживанию рабочих оборонных предприятий, свидетельствует тот факт, что вопрос этот в июле 1942 г. обсуждался на коллегии Наркомздрава СССР при участии представителей ЦК ВКП(б), Совнаркома СССР, Госконтроля СССР, Госплана СССР, ВЦСПС, наркоматов боеприпасов, вооружений, химической, авиационной, танковой и минометной промышленности 7. Нарком здравоохранения Г. А. Митерев подчеркнул, что «в настоящий момент обслуживание рабочих предприятий оборонной промышленности является делом таким же важным, как обслуживание раненого бойца..., снижение заболеваемости на предприятиях дает прежде всего лишние пулемет, винтовку, самолет...» Коллегия наметила конкретные мероприятия по улучшению медико-санитарного обслуживания рабочих оборонной промышленности и постановила довести до сведения наркомов оборонной промышленности о значительном ухудшении на ряде предприятий санитарно-гигиени-ческого состояния цехов и бытовых учреждений, что ведет к увеличению заболеваемости и травматизма.

Это решение коллегии Наркомздрава было своего рода переломным пунктом в деле улучшения медико-санитарного обслуживания рабочих оборонных предприятий. Важность этой задачи была отмечена в передовой статье «Известий» 8, озаглавленной «Почетная обязанность медицинских работников», а также в передовой статье газеты «Медицинский работник» «Зорко охранять здоровье рабочих оборонных заводов»8, назвавшей медико-санитарную часть штабом борьбы за снижение заболеваемости. Выполнение указаний Наркомздрава по организации медико-санитарных частей, по улучшению обслуживания рабочих оборонной промышленности постоянно контролировалось им самим и местными партийными, советскими и хозяйственными органами. Так, летом 1942 г. этот вопрос обсуждался на межобластных совещаниях в Куйбышеве, Свердловске и Челябинске10.

Решение коллегии Наркомздрава, состоявшейся в июле 1942 г., стимулировало развитие чрезвычайно важного и весьма эффективного метода организации медико-санитарного обслуживания рабочих оборонных предприятий: был издан ряд совместных приказов наркома здравоохранения СССР с наркомами ряда отраслей оборонной промышленности — вооружений, авиационной, танковой и др. В этих приказах определялись конкретные задачи как органов здравоохранения, так и хозяйственных органов по улучшению условий труда и быта на важнейших объектах, выполнение этих задач систематически контролировалось.

На предприятиях работа велась по единым комплексным планам. Уже в октябре 1942 г. коллегия Наркомздрава СССР в результате проведенной ею проверки отметила10 значительное улучшение медико-санитарного обслуживания рабочих авиационных заводов одной из областей. В частности, была улучшена работа медико-санитарных частей, упорядочилось санитарно-гигиеническое состояние производственных цехов, бытовых устройств, жилища. Благодаря совместным усилиям медико-санитарной части, администрации и профсоюза было достигнуто снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности по сравнению с 1941 г. на 35—40'%.

7 ЦГАОР СССР, ф. 8009, оп. 1, ед. хр. 437, лл. 2, 4, 6, 19, 22.

в Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1942, № 48.

8 Медицинский работник, 1942, № 32.

•о ЦГАОР СССР, ф. 8009, оп. 1, ед. хр. 433, л. 37.

2 Гигиена и санитария № 5

33

Охрана труда и здоровья рабочих ведущих отраслей промышленности неизменно была предметом внимания правительства. Так, в конце 1942 г. Совнарком СССР рассматривал вопросы улучшения медико-санитарного обслуживания шахтеров Подмосковного угольного бассейна и других предприятий Наркомугля 12; Наркомздраву РСФСР предписывались конкретные мероприятия по увеличению числа врачей, усилению снабжения медикаментами, оказанию практической помощи местным органам здравоохранения в организации медико-санитарных частей и т. д. Строительство новых промышленных предприятий в условиях военного времени потребовало некоторого ослабления (при сохранении необходимых условий для охраны здоровья рабочих) действовавших в мирное время санитарных норм и правил. Наркомздравом СССР в 1943 г. был разработан и по распоряжению Совнаркома СССР утвержден новый ГОСТ «Предприятия промышленные. Санитарные нормы и правила проектирования» (ГОСТ В-1324-43) 13.

Деятельность лучших медико-санитарных частей популяризировалась печатью. Так, в газете «Медицинский работник» нарком здравоохранения РСФСР А. Третьяков в статье «Сохраним производству каждый час рабочего времени» отмечал работу медико-санитарной части, где начальником была Е. Н. Померанцева; при активном содействии администрации и профсоюзной организации она добилась снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности в первом квартале 1943 г. по сравнению с тем же периодом 1942 г. на 37%; несмотря на вредные условия труда, не было профессиональных отравлений; на заводе, где начальником медико-санитарной части был Фишман, заболеваемость снизилась на 43%. А. Третьяков подчеркивал, что «это — вклад медицинских работников во всенародное дело помощи фронту». На заводе, где начальником медико-санитарной части был Г. Думчин, как и на большинстве оборонных заводов, активно действовала постоянная комиссия по снижению заболеваемости под председательством директора предприятия, с участием инженера по технике безопасности, председателя завкома, начальника медико-санитарной части и цеховых врачей. Общая заболеваемость в 1943 г. объединенными усилиями была снижена в 2 раза. На многих заводах, в частности на предприятиях, где начальником медико-санитарной части был И. Воронков, при присуждении звания лучшего цеха учитывались его санитарное состояние, уровень заболеваемости. На заводе, где начальником медико-санитарной части был Евзе-ров, медики «трудятся по-фронтовому, — борьба за дальнейшее повышение качества медицинского обслуживания это та же борьба за танки. Много грозных машин — танков ,,КВ" выпущено за счет снижения потерь по временной утрате трудоспособности» 14.

Следует отметить, что за время войны многие начальники медико-санитарных частей, цеховые врачи, государственные санитарные инспекторы были отмечены высокими правительственными наградами.

Условия военного времени потребовали от государственной санитарной инспекции напряженных усилий по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на промышленных предприятиях. Многие отчеты областных государственных санитарных инспекций за военные годы отражают большую целеустремленную работу санитарных врачей по оздоровлению условий труда и быта рабочих.

Ярким примером служит работа Государственной санитарной инспекции Ленинграда (начальник М. Я- Никитин) в тяжелейших условиях блокады. В 1942 г. в городе осталось 12 промышленно-санитарных врачей (вместо 30 по штату). Проводя обследования предприятий, они закрыли по санитарным показаниям 49 объектов, наложили 220 штрафов, 2 дела передали в прокуратуру. Выявив на одном из предприятий профессиональные за-

13 ЦГАОР СССР, ф. 8009, оп. 1 ед. хр. 427. пл. 1, 19.

13 А. Мецатуньян. Гигиена и санитария, 1943, № 10, с. 24.

,4 Медицинский работник, 1943, № 26, 34, 36 и 37.

болевания кожных покровов кистей рук, вызванные соединениями хрома, промышленно-санитарные врачи оштрафовали начальника цеха и добились проведения необходимых оздоровительных мероприятий. На всех 14 предприятиях, где следовало произвести периодические медицинские осмотры рабочих, они были проведены, осуществлялись меры по профилактике сыпного тифа, по подготовке ко второй блокадной зиме 15.

В 1943 г. усилиями промышленно-санитарных врачей на ряде предприятий были восстановлены душевые; все производственные участки, где имелись вредные выделения, были за немногими исключениями обеспечены вентиляционными установками. Городская и районные санитарные инспекции работали по плану, был восстановлен регулярный текущий санитарный надзор — крупные и средние предприятия обследовались дважды в месяц, часто с применением лабораторных методов. За год было предъявлено около 3000 требований, касавшихся проведения оздоровительных мероприятий, причем выполнено было около 90% требований. Пуск в эксплуатацию расконсервированных цехов и предприятий производился только после предварительного их обследования государственной санитарной инспекцией. За 1943 г. было 20 случаев острых профессиональных отравлений, все они были расследованы, виновные привлечены к ответственности. Было взято на учет 94 предприятия с 5,5 тыс. рабочих, подлежащих периодическим медицинским осмотрам; из них осмотрено 73%. За год было наложено 863 штрафа 1в.

О профзаболеваниях и профотравлениях в военные годы материалов мало. По данным О. Я. Могилевской 17, в Московской области при значительном увеличении числа рабочих острые профессиональные заболевания составили в 1944 г. по сравнению с 1943 г. 58,4%, в 1945 г. 31,4%, число хронических профессиональных заболеваний и отравлений в 1945 г. по сравнению с 1943 г. составляло 30,9%.

Ф. X. Чехлатый разработал данные о заболеваемости рабочих с временной трудоспособностью, охватывающие более 4 млн. застрахованных; число случаев потери трудоспособности на 100 работающих в 1942 г. по отношению к 1940 г. увеличилось на 25,9%. Но со второй половины 1942 г. и особенно с 1943 г. отмечалось значительное снижение заболеваемости, оно продолжалось и после войны; в 1943 г. по сравнению с 1942 г. число случаев заболеваний уменьшилось на 8,6%, в 1944 г. по сравнению с 1943 г. — на 3,2 %18.

Приведенный материал свидетельствует о том, что медицинские работники при поддержке партийных, хозяйственных и профсоюзных органов внесли значительный вклад в оборону страны.

Поступила 18/Х 1974 г.

14 ЦГА РСФСР, ф. 482, оп. 47, ед. хр. 674, лл. 60, 65, 106, 107.

'« ЦГА РСФСР, ф. 482, оп. 47, ед. хр. 1419, лл. 83, 87, 94, 99.

17 О. Я. М о г и л е в с к а я. Гиг. и сан., 1947, № 12, с. 32.

18 Ф. X. Ч е х л а т ы й. Сдвиги в заболеваемости рабочих с утратой трудоспособности в годы Великой Отечественной войны и мероприятия по снижению заболеваемости. В кн.: Н.А.Семашко, ред. Санитарные последствия войны и мероприятия по их ликвидации. Труды первой конференции. М., 1947, с. 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.