Научная статья на тему 'САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ И РАБОЧИХ КОМНАТ'

САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ И РАБОЧИХ КОМНАТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ И РАБОЧИХ КОМНАТ»

допускают возможности приступить к работе с бинтовой повязкой путем прямого направления на работу, а также возможность более ранней выписки из хирургических амбулаторий случаев травм с уже окрепшей рубцовой тканью, напр.: реза-НЫ|Х, рваных ран пальцев, областей кисти, рубцов, образовавшихся вследствие ожогов.

3. Эти повязки дают экономию марлевых бинтов; с широким применением марлевых салфеток вместе с лигнином позволяют использовать отходы производства в виде обрезков различных тканей, имеющихся на большинстве производств, а также пошивочных мастерских, изготовляющих спецодежду.

4. Надеваемые поверх стерильного материала, в значительно меньшей степени препятствуют движениям при работе; не имея основных недостатков бинтовых, являются более удобными, а потому с успехом могут замолить последние в здравпунктах и амбулаторно-хирургической практике. ' '

САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ И РАБОЧИХ КОМНАТ

А. И. Поспелова (Ленинград)

Из Ленинградского областного ин-та охраны здоровья детей и подростков

(Поступила в редакцию 1,111 1932)

В настоящее время политехническое .обучение как составная часть коммунистического воспитания является обязательным для всех начальных и средних школ. В постановлениях ЦК ВКП(б), равно как и в постановлениях II съезда по политехнизму, сильно акцентуировано значение школьных мастерских и рабочих комнат как определенной ступени производственного обучения. Наркомпрос предложил широко развернуть сеть мастерских и рабочих комнат, сочетая эту работу с прикреплением школ к предприятиям, совхозам, МТС, колхозам на основе договоров; предприятиям предложено оказать всемерную помощь наркомпросам в разрешении этой задачи путем выделения необходимого оборудования и инструментария для школьных мастерских путем выделения квалифицированных рабочих, специалистов для непосредственного участия* в работе школы.

По новым программам ФЗС большая часть производственно-полезной работы переносится в школьные мастерские, которые должны вплоть до последнего года семилетки организовать трудовой процесс, вскрыть единство методов, увязать труд с предметами, выявить перед учащимися общность технологического принципа при разнице материалов, единство конструирования машин, т. е. осуществить те же учебные задачи, которые стоят и в 'политехническом обучении на производстве. По новым программам 5 и 6 классы уже не включаются на производство, как это было в 1930/31 г.,—все производственное обучение проводится ими в стенах самой школы. Это проводится не по причине изменения принципиальных взглядов на педагогическую значимость работы ФЗС в конкретных условиях производства; наоборот, при подстановке производственного обучения в школе учитывается отрицательное значение отсутствия школьных мастерских, рабочего коллектива, его непосредственного влияния на школьников организованностью своей производственной и общ.-политической работы.» • " •

Причины чисто временного, порядка—негигиеническая обстановка, накладные расходы производства, перегрузка практикантами, неприспособленность рабочих мест к росту ребят, недостаточность опыта в правильном планировании производственного обучения— эв

должны быть с годами изжиты, и в будущем система производственного обучения, проведенная на VII классах, перенесется на производство и для VI и V классов. •

Но это насыщение школьного обучения политехнизацией ведет к насыщению мастерских школьными группами разных возрастов, начиная со II класса, и ставит особо остро вопросы правильной организации не только педагогического процесса, но и материальной среды (помещение, оборудование, техника, безопасности), ее санми-нимума в связи с лозунгом «технический труд должен способствовать не только умственному, но и физическому развитию». Рабочая комната для II—IV классов как комплекс изучения различных материалов и трудовых процессов, т. е. вмещающая в себе уголки для изучения картона, бумаги, текстиля, металла и дерева, отживает свой век; в будущем л^ыслится диференцировка обучения по объектам в специальных мастерских и для. младших групп. Это в свою очередь Доставит вопросы о повозрастном оборудовании станками и инструментами, т. к. мастерские будут включать в себя разные по росту детские группы с 8 до 15 лет. ч

Все эти предпосылки говорят о том, насколько актуальным является задание ин-та ОЗД и П. Санитарно-гигиеническому отделу— выявить санитарное состояние школьных мастерских Ленинграда, провести консультацию школ по изжитшо недочетов и в конечном итоге представить определенные показатели для правильного конструирования с санитарно-гигиенической стороны мастерских в новых школах для приспособления к ним помещений в старых зданиях школ. Одной из попутных задач, неизбежно вытекающих из санитарно-гигиенического исследования школ, явилась и выработка санминимума для школьных мастерских вообще как инструктивный материал для практической работы школьных врачей, расширяющих в настоящее время по директивам НКЗдрава свои санитарные функции. • ч

Многочисленность школ в Ленинграде и недостаточность рабочих рук сравнительно с нагрузкой отделения проблематикой и тематикой не позволили непосредственно на местах^сотрудникам отделения изучить все мастерские школ. Пришлось привлечь к этой работе школьных врачей, что с педагогической, стороны^явлйлось правильным, т. к. заставило их углубить внимание к санитарному состоянию своих мастерских, проанализировать его при обследовании по определенной схеме.

В настоящее время анализу подвергнут материал лишь одного Василе-островского района, непосредственно изученного на месте, почему выводы являются не общегородскими, а носят местный характер. >

Имеющийся в ин-те ,ОЗД и П материал по санитарному состоянию ленинградских школ, обследованных Л. С. Каминским в 1929/30 уч. г., позволяет, сравнив этот \Ятериал с имеющимися в настоящее время данными, выяснить, насколько школы выполнили задание ЦК по развертыванию своих мастерских в 1931 году.

В 18 школах Вас.-остр. района, обнимающих до 15000 детей, налицо оказалось в наст, время 65 школьных мастерских и рабочихх комнат, причем стабильными по количеству оказались швейные (8) и трикотажные (2), значительно шире развернулись столярные (вместо 8 их стало 17) и слесарные (доведшие свое число с 4 до 13)/

Почти все школы в настоящий '.момент имеют рабочие комнаты", раньше насчитывавшиеся единицами. Этот процесс развертывания еще не закончился, т. к. в числе указанных 65 мастерских четыре мастерские и две рабочие комнаты еще находятся в стадии организации. две школы, не имея помещения и оборудования, нашли возможность использовать находящиеся в их же здании мастерские ФЗУ и профшкол, дву'Мх школам гостеприимно открыли свои двери заводы, отвели помещение и оборудование у себя для школьных мастерских. .

Наиболее мощное оборудование механизированными установками получили слесарные и столярные мастерские там, где школа тесно связана с заводом, где завод выдвинул завшколой и инструкторов по труду Аз своих же рабочих (Балтийский. Трубочный, Совкабель), живо чувствующих все значение правильной организаций условий для политехнизма. В таких мастерских механизация идет более ускоренным темпом, вызывает сильный интерес учащихся к технической работе, повышает их направленность к политехническому труду и - в то время позволяет конкретно изучить у себя на месте единство принципов построения машин. При Непосредственном наблюдении за ростом школьных мастерских ясно, что обращение ЦК ВКП(б) к завода,м и фабрикам о4 помощи школам оборудованием и кадрами нашло живой отклик и что почти по всем школам, даже не имеющим своих слесарных мастерских или же имеющие их слабо оборудованными, достигнуты возможные улучшения ири помощи рабочей общественности.

При анализе 18 школ В.-О. района следует однако отметить, что в настоящий момент школа еще не остановилась на определенной обязательной для всех типизации комплекса мастерских. За 1930/31' уч. г. она закрыла сапожные мастерские и еще обладает семью типами мастерских, не обязательно встречающимися во всех школах. Так, мы встречаем школы, которые имеют налицо все 7 типов (рабочая комната, переплетная, швейная, трикотажная, столярная, сле^ сарная. слесарно-механичаская); в других же школах имеются то две, то четыре мастерские. Однако явно стремление у всех школ обзавестись/ своими столярным^, слесарными с дальнейшей механизацией. •'

Пестрота в насыщении школ различного типа мастерскими зависит от недостатка помещения, оборудования и кадров. Она же не позволяет иметь на сей день единого плана для всех школ политехнического обучения у в одинаковой мере охватить изучением все объекты: глина, ткань волокно, картон, дерево, металл. Глина изучается лишь в одной школе, ткань и волокно—в 94°/о- дерево— в 82%, металл—в 76°/0. Та же разнородность материальных условий для политехнического обучения отражается и на количестве рабочих часов, отводимых гю старому^ыражешно «на труд», на группу, причем отмечаются резкие колебания от минимума (2 часа в декаду) к максимуму (20 часов), в среднем—до 7 часов, не только в отно-I шении всей школы, но и в отношении отдельных семестров. Однако ясно, что с каждым семестром идет повышение максимума, минимума и средней нормы отводимых часов на работу в декаду в школьных мастерских вплоть до VII класса, когда часть политехнического I обучения в школе проводится только частично и дополняется уже обучением на производстве. ___

Нет однообразия и в количественном составе рабочей группы, которая колеблется от 18 до 40 одновременно работающих. Чрезмерная перегрузка мастерской и преподавателя одновременно работающими школьниками (18%) резко отзывается на самом педагогическом процессе, особенно если принять во внимание часто встречающиеся случаи недостатка .материала и инструментария. Этот разнобой в количестве учеников на одно занятие в мастерской несомненно должен быть изжит и требует определенной регламентации. * > .

в Разнообразие школ в количественном составе групп, часов, отводимых на одно занятие на группу, приводит к резким колебаниям в нагрузке в декаду самих мастерских рабочими часами, различными в разных Чипах 'мастерских. В одних школах рабочие комнаты и мастерские работают в декаду ие более 16—20 часов, в других (особенно столярные и слесарные)- нагрузка доходит до 114 часов, т. е. мастерская ежедневно беспрерывно работает с 9 часов утра и до 9 уасов вечера с разными группами, что конечно не может не отразиться на ее- санитарном состоянии. В школах с такими перегруженными мастерскими школьному врачуй необходимо быть на-чеку, строго следить за санмннимумом и особенно бороться за снижение количества работающих в одно занятие до 20 человек. Вопросы чсанйтар-ного ухода за мастерской потребуют особого инструктажа техперсонала и санбригЭд ~й разъяснения школьникам связи личной гигиены с гигиеной помещения для коллективного труда.

Несмотря на крайнюю перегруженность школьЖах зданий учащимися, школа в общем в В.-О. районе все же стремится дать достаточно помещений для мастерских, однако не вс(Я~да согласуя кх с санитарными требованиями. Лозунг «Труд в школе способствует физическому и умственном)' развитию» ставит большинство враден в позицию борьбы "с иедсоставом за отвоевывание подходящего помещения для мастерской. Педагоги стараются убедить врача тем, что в отводимом помещении—полуподвальном, сыром, мало освещенном—ребятам придется быть не более 2—4 часов в декфу каждой группе. Обычно в таких случаях врач призывает на помощь санврача здравобъединения, который, _как нам прншЛось констатировать в одно« случае; идет значительно скорее на уступки, чем школьный врач. Этот пункт—в каком помещении по своим санитарным качествам имеет право школа организовывать мастерскую— требует регламентации не только по линии НКЗдрава, но и по линии НКПроса, т. к. на местах иногда он приводит -к нежелательным конфликтам врачей и педагогов, по существу равноценных по обязанности организовать здоровую среду .для обучения детей.

В общем В.-О. район отвел в 18 школах 4 290л1- и 15985 м3 Тпод 53 мастерски« и- рабочие комнаты, помещающиеся в самих школах. Наиболее благоприятными оказались те редкие случаи,

целый отдельный корпус. В таких случаях имеется возможность не только развертывать в дальнейшем мастерские, устанавливать двигатели, но и выделить помещение для имеющихся установокчот помещения для ручного труда, иметь специальную кладовую для материала, часто загромождающего помещение мастерской. Установка механизированных станков с двигателями в особом помещении' при условии работы с детворой есть одно из мероприятии по охране

когда отводится не одна

ооычно, под мастерскую, а

труда, т. к. инструктору крайне трудно проследить за поведением • чрезмерно любопытных ребят и за возможностью травматизации.

Судя по В.-О» району, стремление школы дать для работ худшее помещение изживается: полуподвальный этаж для мастерских встретился только в 9,2% всех мастерских, что отзывается на кубатуре и на естественном освещении. Большинство школ. (91,8°/о) отводит помещение в 1-м этаже и очень редко—в 4-м. Но при фиксировании помещений за мастерскими не всегда принимаются во'внимание сопутствующие моменты: доступность для школьника, близость уборных, умывален и т. д.

Размеры мастерских и рабочих комнат вариируют в завис1|мо-сти от жилфонда школы; однако мы нггходим лиш*, в 35,8% площ&дь на ученика недостаточной, а: в- 35,5% она даже выше нормы. Мерилом для нормы мы брали ту квадратуру, которая обеспечивает * свободу движений, специфичных- для каждого типа мастерской. В согласии с «едиными» нормами СТО для оценки достаточности площади взято для рабочей комнаты 3 м2, для столярной—5 м.2, для слесарной—3 м2, для швейной и переплетной—2 м2. Однако, если^ме-ханизация мастерских будет развертываться шире, эти нормы потребуют пересмотра, особенно для слесарных, с учетом тех двигателей и обязательных установок, которые потфебуются *для осуществления программы. Наиболее необеспеченными оказались в смысле площади на одного ученика столярные мастерские, т. к. для них норма^повышена до 5 м2, что вполне понятно, если принять во внимание величину верстаков, требуемые расстояния между верстаками (80—100 см), между рядами (100 см), от окон до ближайшего верстака (80 см). Поэтому именно в столярных без всяких измерений в глаза бросается Загроможденность, особенно если верстаки набраны по величине, соответствующей взрослым. В 24% расстояние между столярными верстаками равняется'45—75 см, между рядами в 40% оно колеблется между 50 см и 70 см, вплотную к стене, к окнам придвинуты верстаки >в 24,3% всех мастерских. Даже в слесарных мастерских, где рабочее место занимает 100 см, уплотненность встречается в 60%.

В связи с тем, что 9% мастерских находится в полуподвальном помещении, сравительно в редких случаях (17%) встречаются низкие мастерские, т. е. имеющие высоту менее 3"—3,5 м. »Недостаточность кубатуры, нами учитываемой различно в разных типах масте'рских в связи с возрастом учащихся, необходимыми при работе движениями и сопутствующим повышением газообмена, мы встретили лишь в 35,8%. Достаточной кубатурой при условии трехкратного обмена воздуха в час мы считали для рабочих комнат 7—8 м3, для столярных и слесарных 9—10 м3. Но ввиду того, что обеспечивающая ;обМен воздуха центральная вентиляция встретилась лишь в двух случаях, трехкратность обмена в остальных случаях весьма сомнительна. Врачам на местах- придется обратить особое внимание на вентиляцию пбмещения мастерских, на замену щелевидных форточек фрамугами и на приучение детей работать при открытой фрамуге, тем более что в подавляющем большинстве перемену при двухчасовом занятии дети проводят в помещении мастерской. Во всяком случае правильное проветривание в порядке санминимума должно быть кому-нибудь поручено—инструктору или санбригаде—и проводиться под ответственностью данных лиц.

Неблагополучие получается С естественным освещением мастерских: хотя только 16,8% всего их числа выходят окнами на север, но световой коэфициент—в 80% ниже принятой нормы (1 :5—6), причем колебания его в мастерских очень резки—он колеблется между 1 :7 и 1 :23. В 35% окна заслонены заборами, соседними зданиями, отчего даже при хорошем световом коэфициенте в 44% мастерских днем темно и пользуются искусственным светом. Можно отметить даже случаи пренебрежительного отношения к дневному свету, когда (две школы) окна мастерской, помещающейся в 1-м этаже, заслонены доверху штабелем дров, а в одной школе сознательно днем окна закрыты ставням1и. И все это не бросается в глаза ни врачу, ни инструктору.

На правильность освещения естественным светом рабочего места в 26,7% мастерских не обращают внимания: свет падает и справа и сзади. В очень хорошо оборудованной слесарной мастерской верстаки ради устойчивости придвинуты вплотную к противоположной от окна стене, что заставляет ребят работать спиной к дневному свету в глубине комнаты.

Точно так же отмечается недостаточное искусственное освещение (в 34%)—иногда из-за отсутствия арматуры, иногда по незнанию. В 65% источник света не защищен, и резкий свет сильной электрической лампочки бьет в глаза. Наш совет в одной школе призвать на помощь рабочую комнату хотя бы для того, чтобы соорудить из папки и белой бумаги рефлекторы и абажуры, был принят довольно охотно с тем, чтобы поручить этот вопрос проработать инструктору по картонажному делу.

76% мастерских отапливается достаточно; холодно лишь в 24%. Наши требования в отношении отопления диференцировались в свя-» зи с характером работы и материалом. Так, в швейных и трикотажных мастерских мы считали достаточной т-ру в 13—14° (по Р), в столярной 11—12°, т. к. в ней дети больше двигаются и сам материал не охлаждает рук, как в слесарной.

Санитарное состояние помещения в отношении сухости, чистоты стен, потолка, пола в общем довольно удовлетворительно; только в двух школах мы встретили явно сырые стены и плохое санитарное состояние. Каменный пол, предназначенный к замене деревянным, встретился лишь в одном случае в корпусе, раньше занятом механической прачечной, а теперь приспособленном под мастерские.

Уборка помещений проводится между сменами техперсоналом довольно хорошо в 96%, но к сожалению, несмотря на требования врачей,—только в 68% влажным способом, что отзывается на запыленности воздуха, особенно в столярных мастерских.

Организация условий для привития детям навыков личной гигиены во время производственной работы поставлена плохо. При отведении в отдельные корпуса помещений для мастерских в двух школах из четырех нет раздевальни, и дети вешают пальто прямо на стены мастерской, где пальто пылятся, или же складывают на полу, несмотря на наличие прихожей; только в 18,8% имеется умывальник в самих мастерских, иногда без мыла и полотенца, вообще же в 65% дети не имеют привычки мыть руки после работы в мастерской, даже в своих школьных умывальнях.

Большинство врачей на вопрос, проработаны ли правила личной гигиены с группами, работающими в мастерских, отвечали утвер-

и г»||. «ЯП № 7—Я

дйтельно; однако это совершенно не подтверждается, и дети считают эти правила совсем ¡не реальными и мало нужными. Школа, беря на себя задачу правильного воспитания детей, в том числе и сан-грамотных, мало заботится о том, чтобы организовать минимальные условия для привития .навыков к чистоте во время работы в школьных мастерских, почему рискуют в VII группе пустить на производство детей, не подготовленных по санминимуму личной гигиены в условиях коллективного труда. Этот пункт санминимума -мастерских потребует расшифровки и уточнения.

Одним из мотивов, удерживающих в настоящее время школьников VI и V класса, т. е. 12—14-летних, от работы на производстве, является неприспособленность рабочих мест в заводских и фабричных цехах и в мастерских к росту детей; школа же в своих мастерских скорее сможет осуществить этот принцип. Приспособленность рабочего места по .росту необходима для воспитания в детях правильны^ рабочих поз. Кроме того неприспособленность ведет к быстрой, ненужной усталости от напряжения различных мышечных групп, которые при правильной позе не должны были бы участвовать в работе. В 71,5% мастерских школа стремится дать рабочее место по росту, вводя несколько нумеров верстаков и станков. В 25,7% мастерских имеется два варианта высоты верстаков: в 22,9%—по 3 и в 22,9%—по 4 варианта. Однако при малом количестве вариантов только в 13% имеется приспособление в виде подставок для индивидуализации рабочего места; вообще же расстановка по росту проводится лишь в 61% и гл. обр. инструкторами, а не врачами. Определенной системы—паспортизации верстаков по их высоте с указанием, для какого роста учащихся они годны, не встретилось нигде, что указывает на то, что этот вопрос рационализации среды 'для трудового процесса не является продуманным и актуальным для школы. Особенно неблагоприятно оборудование мебелью рабочих комнат швейных и переплетных: везде как правило встречаются длинные, узкие скамьи, не подобранные по высоте стола, каждая на 6—8 учащихся; во время процесса работы педагогу неудобно подойти к отдельном}'- школьнику, дети за отсутствием спинки принимают неправильную позу, особенно дри шитье, не имеют возможности дать отдых уставшим спинным мышцам, устают сидеть на узкой скамье. Меблировка рабочих комнат, особенно швейных, трикотажных и вообще тех, в которых в определенных частях программы труд проводится больше в сидячем положении, требует особого внимания. Нам думается, что здесь скорее подошел бы рабочий стол доктора Шннр-мана, как индивидуальный, позволяющий опускать и подымать сиденья и поверхность стола, изменять наклонную плоскость в горизонтальную и приспособлять высоту стола к самому трудовому процессу.

На школьную мастерскую, на рабочую комнату падает обязанность приучить детей с ранних лет к организованному систематическому труду в условиях коллектива, к порядку в обращении и хранении инструментария, бережному к нему отношению, почему крайне важно правильное дополнительное оборудование мастерских, наличие достаточного количества шкафов для инструментария, приспособленных к систематическому расположению самого инструментария, облегчающему выдачу, возврат и учет наличности инструмента. Действительно, все 100% мастерских и рабочих комнат имеют »4

шкафы для инструментария, >сотя не одинакового типа, вплоть" до буфета. Точно так же везде имеются шкафы для неоконченных работ и ценного материала. Что же касается до крупного материала, то в 74,5% мастерских он хранится в мастерской, что уменьшает полезный дсубаж, если для этого устраиваются на высоте 2 м специальные стеллажи, или же загромождает и грязнит помещение, если он устанавливается на полу, что отмечено в 11,7%. Только в 25,5% материал вынесен из мастерской в отдельное помещение, специальную кладовую, а в одной школе—на ближайшую лестницу, что с точки зрения санминимума школы является нежелательным.

Требование программ по политехническому обучению школы проводить не только ручной, но и механизированный процесс заставляет школы стремиться обзавестись механическими установками с двигателями, гл. обр. для столярных и слесарных мастерских. Это позволяет увязать вопросы энергетики, проводимые в предметах общешкольной ¡программы, с работой в мастерских, изучить конструктивные моменты и явиться на производство ознакомленными не только в теории, но и на практике с основными машинами и приобретя уже до известной степени навык в работе. Мощные заводы и фабрики всецело берут на себя механизацию слесарных, а Балтийский завод—даже столярных, устанавливая фрезерные, сверлильные, строгальные, токарные станки и для дерева. Полное отсутствие механизации встретилось лишь в 61,5% столярных и в 33% слесарных мастерских. Степень же насыщения механическими установками крайне различна в зависимости от молодости некоторых мастерских, от конкретных возможностей помещения и от помощи рабочих организаций. Иногда это только электрическая пила и точило в столярных или же по экземпляру токарного, сверлильного, точильного станков в слесарных. Но можно встретить и до 20 токарных станков, по 2—3 сверлильных и фрезерных, что уже заставляет выделить для них специальное помещение, получающее характер цеха на производстве. Тип двигателя для школьной мастерской в точности не установлен: то это трансмиссия, то электрический моТор с рубильником, позволяющий изолировать движение каждого станка, избавляющий от уменьшения кубажа расположенными наверху установками и ремнями, избавляющий от заботы установки заграждений, от излишнего шума, неизбежного при трансмиссиях, от трудности удаления пыли на сложных приводах. Отсюда стремление к замене трансмиссии электромоторами. С санитарно-гигиенической стороны унификация системы двигателя крайне важна, т. к. она соприкасается с вопросом о нормах помещения для механизированных слесарных и подвергает пересмотру вопрос о 3 м2 для слесарной мастерской, отводимых едиными нормами СТО, а также дает лные положения в вопросе конструирования школьных мастерских в новых школах.

Выдвякенцы с заводов—инструктора по труду—вносят в шкальную мастерскую привычные для них элементы техники безопасности: заграждение для проводов и круглых пил, ограждающие от металлической пыли сетки в слесарных и т. д., проводя здесь свою инициативу и рационализацию сообразно условиям школьных мастерских. Так. обр. вопросы техники безопасности, мало известные педагогам школы до этого периода выдвижения рабочих, приходят в

школу с новой категорией лиц. Но на анализе школьных мастерских ----

В.-О. района можно отметить', что организованной проработке приемов техники безопасности в условиях школьных мастерских еще нет: места в этом отношении идут изолированно друг от друга. А между тем школьная мастерская (и в отношении техники безопасности должна подготовить школьника <до его прихода на производственное обучение на завод, (где она разработана не только с технической, но с общественно-организационной стороны.

Большим затруднением для (школьного политехнического обучения является недостаток инструментария (в 41,9%), что особенно падает на рабочие комнаты. Более обеспечены инструментарием столярные мастерские. В 73%—инструмент общий для всех возрастных групп, что не удовлетворяет 'ни ребят, которым приходится в младших группах работать с тяжелым или большим «не по руке» инструментом, ни инструкторов, ни врачей. Особые затруднения испытывают те группы, которые имеют своей базой профшколы и ФЗУ, обеспечивающие их достаточным, но тяжелым для детей инструментом. Приобрести повозрастный инструментарий -при всем желании невозможно; многие столярные изготовляют его сами по старым нормативным данным. Естественно, с каким нетерпением инструктора ожидают практического разрешения этого вопроса—организации и полного хода специального завода, изготовляющего инструментарий для различных возрастных групп.

Травматизм в школьных мастерских редок: незначительные порезы, не всегда доводимые до сведения врача, с которыми ребята справляются в мастерской .сами. Однако ни в одной из мастерских, даже в выделенных в особые корпуса, не имеется небольшой аптечки, хотя бы состоящей (из бинта, ваты и иода; у ^анбригадиров нет индивидуальных пакетов. В отношении скорой помощи знания, полученные учащимися в санкружках, не применяются ими при работе в мастерских, а потому и не подготовляют учащихся к той организации, которая имеется на производстве, в мастерских и в цехах.

Так. обр. мы видим, что, судя по В.-О. району, школы несмотря на затруднения развертывают и организуют материальную среду для школьного обучения ю большим или меньшим успехом. Но школа еще не выявила общего плана организации, не остановилась на рае-планировании рабочих часов, на типе мастерских, на характере оборудования, что тесно связано с отсутствием точных программ по обучению технике ФЗС от НКПроса.

В зависимости от «овых программ, частично от степени механизации школьных мастерских, возможно будет ставить вопрос о стандартизации помещений, их площади, кубатуры для мастерских новых школ.

Многие из отмеченных санитарно-гигиенических недостатков, отзывающихся на педагогическом процессе, на оздоровлении услозий труда, могут быть ,изжиты там, где налицо дружная, спаянная работа врачей, педагогов и рабочей общественности. Методическим подспорьем для них может явиться обязательный санминимум производственного обучения, который потребует при его проведении от врача и педагогов анализа всех наличных условий труда, выявления недочетов, организации Ьсей школьной, детской, педагогической и рабочей общественности для проведения конкретных мероприятий по их изжитию. , | 1 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.