Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ УЧЕНИЧЕСТВА НА ПРОИЗВОДСТВЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ УЧЕНИЧЕСТВА НА ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ УЧЕНИЧЕСТВА НА ПРОИЗВОДСТВЕ»

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ УЧЕНИЧЕСТВА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

В. К. ВариЩв (Москва)

/

Из Гос. научи, ин-та охраны здоровья детей и подростков

(Поступил» в редакиию 15. И. 1931)

Развернутое социалистическое наступление поставило во весь рост проблему подготовки огромного количества «новых, более опытных кадров, способных овладеть техникой и двинуть ее вперед» (Сталин). Достигнуть этого и притом в кратчайший срок можно только через «соединение обучения с производственным трудом, ознакомление в теории и на практике с основными видами общественного производства, научное познание производственных процессов и выработку уменья обращаться с основными инструментами основного труда» (из резолюции II Всесоюзного партсовещания по народном}' образованию). Выполнение этой важнейшей политической «адачи путем широкого политехнического воспитания должно быть увязано с другой не менее важной! задачей: формированием нового здорового поколения. Поэтому обучение детей на производстве должно протекать в условиях, отвечающих не только педагогическим, но и гигиеническим требованиям.

Не вызывающую в настоящее время сомнений мысль о том, что на школу следует смотреть не как на возможный источник заболеваний, а, наоборот, как на фактор оздоровляющий, надо продолжить и в отношении производственного обучения детей. Здесь надо избегать двух крайностей: с одной стороны—легкомысленного отношения к серьезному вопросу о допущении детей во все виды производства, не считаясь с их санитарно-техническим состоянием и технологическими процессами, что может повести к заболеваниям и травматизму среди детей; с другой стороны—чрезмерная осторожность может привести к тому, что слишком ограничен будет круг тех промышленных предприятий и производств, в которых ребята могут получить нужные им ¡знания и навыки. Этих крайностей можно избежать, если помнить при выборе предприятий, цехов и рабочих мест о том, что сам профессиональный труд не является причиной заболеваний и повреждений, а к ним ведут несоответствующая конкретная обстановка и з'словия, сопровождающие труд. Поэтому и с педагогической и с гигиенической точки зрения целесообразнее вести детей на предприятия и производства, наиболее передовые в техническом и технологическом отношениях, поскольку техническая реконструкция в наших социалистических условиях неразрывно связана с облегчением и оздоровлением труда рабочего. Работа на неудовлетворительно устроенных и плохо оборудованных предприятиях, относящихся к тем производствам, которые обычно не считаются вредными, может в действительности быть гораздо вреднее и опаснее для здоровья работающего, нежели работа на вновь построенном или реконструированном и юборудованном по последнему слову техники предприятии, производство ¡которого относится к разряду вредных. То же самое и в не меньшей степени может относиться и к отдельным цехам и к отдельным рабочим местам: так называемые вредные, «горячие», «пыльные» цеха могут при рациональном их обо-

рудованик оказаться гораздо менее вредными и опасными, нежели принадлежащие к цехам т. н. невредным, напр. ремонтный цех завода. Отсюда следует, что с гигиенической точки зрения вовсе нельзя считать недопустимым направление детей для обучения в те предприятия и в те цеха, которые считаются вредными. Все зависит от конкретной обстановки. В свою очередь это налагает обязанность на школьного врача предварительно № весьма подробно ознакомиться и обследовать все те места, в которые направляются учащиеся. Отсутствие определенных гигиенических предпосылок дает ему право настаивать на том, чтобы обучение не производилось, хотя бы политехнический анализ производства указывал на важность обучения именно в данном цеху и в данном рабочем месте. В этом случае вопрос должен быть решен так, чтобы найти другое место для обучения, но разумеется также узловое и общее для целого ряда производств данного предприятия, или же добиться проведения в жизнь гигиенических требований к выбранному рабочему месту. ,

Я умышленно ограничиваю вопрос о гигиенических требованиях врача школы только рабочими местами, считая, что оздоровление всего .предприятия в целом и отдельных цехов его относится к обязанностям и комлетенции промышленно-санитарного врача и врача здравпункта, если последний имеется. В вопросе же оздоровления рабочего места или той части цеха, в которой работают дети, врач школы должен быть достаточно ориентирован; в случае сомнений или неясности он должен лосоветоваться с пром.-санит. врачом и врачом здравлункта, совместно с которыми и при содействии которых он легче сможет лровести те или иные оздоровительные мероприятия в данном месте.

Очень трудно с исчерпывающей полнотой изложить все гигиенические требования к рабочему месту детей на производстве; поскольку эти места могут и должны быть весьма разнообразны в различных производствах, здесь к каждому отдельному случаю следует подходить особо. Основные из этих требований помещены в трудовом законодательстве и нормируются общими обязательными постановлениями об устройстве и содержании промышленных заведений1 (утв. НКТ СССР 29. I. 1926, № 21 (309).

Если инспекция труда и промышленно-санитарные врачи допускают иногда некоторые временные отступления от законных требований, то для врача школы этот путь неприменим, т. к. политехническое обучение и вся практическая работа детей должны протекать лишь в соответствующей нормальной гигиенической обстановке. И задачей врача школы стоит добиться создания этой нормальной обстановки. Поэтому условием допуска ребят к обучению на производстве является выполнение требований трудового законодательства в отношении рабочих мест. Сюда относится лрежде всего достаточная кубатура, приходящаяся на одного работающего, которая равняется ло нормам НКТ 20 м3 при площади в 6 м2. В большинстве случаев это требование на производстве выполняется. Но если встретится случай, где благодаря недостаточным размерам помещения или загроможденностн его машинами или материалами свободная площадь и кубатура окажутся значительно меньше нормы, такое рабочее место для детей недопустимо ввиду возможности получения повреждений от машин или от соседей, работающих руч-33________________

ными инструментами. По этим же соображениям недопустима работа детей на рабочем месте, где проходы между станками, машинами, аппаратами б}'дут меньше одного метра. В рабочих помещениях все машины и станки должны быть надлежащим образом ограждены в опасных частях и местах. При этом все дети, работающие на станках и машинах или даже вблизи их, должны быть хорошо ознакомлены с опасностями от этих машин," за работой на этих местах должен вестись постоянный надзор педагога или инструктора и должны быть вывешены правила безопасности и плакаты. В местах, где работа сопровождается раздражением зрения ультрафиолетовыми и другими лучами, где возможно повреждение глаз пылью, искрами, осколками, стружками и т. п., дети могут работать, будучи предварительно хорошо ознакомлены с опасностью и вредностью данного места, и при посещении его получить все защитные приспособления: очки, маски, респираторы, противогазы и пр. ,

Во всех местах, где работа связана с опасностью ожогов, воспламенения одежды машинами, запылением, загрязнением, промоканием ее и пр., дети могут работать только при условии снабжения их спецодеждой по нормам НКТруда. Вес и размеры ручных инструментов должны соответствовать силам и возрасту детей

Желательно также, чтобы и высота верстаков, столов соответствовала росту детей, что легко достигается устройством соответствующих подставок.

Дети не должны переносить тяжестей, превышающих 5 кг, а к перевозкам тяжестей на тачках или тележках не должны допускаться вовсе.

Весьма существенным вопросом является вопрос освещения как естественного, так и искусственного. Следует требовать рационального освещения на рабочем месте подростка. К работе в местах, недостаточно освещенных естественным или искусственным светом, дети не должны допускаться, особенно там, где работа сопряжена с опасностью.

К сожалению до сих пор нормы для естественного освещения основаны на световом коэфициенте, который по постановлению НКТруда должен быть не менее 1 :8 при отсутствии каких-либо условий, ослабляющих силу дневного света: преграждение доступа света другими зданиями или какими-либо предметами, глубина помещения без верхнего света, превышающая двойное расстояние верхнего края застекления от пола, и т. д. Более научно обоснованные нормы естественного освещения путем определения коэфициента дневного света Вебера НКТруд пока не принял, но при возможности его определения коэфициент дневного света должен быть не менее 1%.

Что касается искусственного освещения, то требования в отношении его нормируются достаточно точно «Временными правилами», изданными НКТрудом 17. IX. 1928, № 545.

Следующее весьма важное условие для работы детей в данном рабочем месте—это физические и химические свойства воздуха. Места с низкой или слишком высокой т-рой (менее 15° и выше 20° по нормам НКТруда), особенно при наличии источников с сильным теплоизлучением, как напр. площадка мартеновского цеха, непри-

1 Кра'юте с чрезмерно тяжелыми инструментами, напр. кувалдой или напильннка-ми больших размеров, дети не должны допускаться.

_____________________Эй_

годны для обучения детей. Высокая относительная влажность, б*-лее 75%, может явиться противопоказанием для работы детей только в тех случаях, если она сопровождается низкой или высокой т-рой, а наличие сильных токов воздуха (сквозняков) более 0,5 м в секунду, особенно недостаточно подогретого, недопустимо в рабочем месте ребенка, и для защиты от них должны быть устроены тамбуры, экраны и прочие приспособления. Что касается обмена воздуха, то при наличии достаточной кубатуры, не менее 20 м3 на одного человека, и при отсутствии источников загрязнения воздуха производственными процессами (выделение паров, газов или пылевых частиц) отсутствие приточно-вытяжной вентиляции не может служить препятствием для допуска детей к работе. В крайнем случае должны быть устроены фрамуги с боковыми щитками.

При наличии источника, загрязняющего воздух, работа детей может быть допущена, если имеются рационально устроенные вентиляционные установки: пылесосы, эксгаустеры, газо- и пароотводы и пр.

Все рабочие места детей должны не реже одного раза в пятидневку тщательно очищаться и убираться с обметанием пыли мокрым способом или же удалением ее пылесосом.

Таковы в общих чертах те гигиенические требования, которые обязан и имеет право предъявить врач школ4>1 к рабочим местам детей на производстве. Еще раз следует подчеркнуть, что врач не должен ограничиваться вынесением только обоснованного заключения о допустимости или недопустимости детей в данное рабочее место на основании общеизвестных данных, что та или иная работа вообще считается вредной, но и проанализировать производственный процесс в данном рабочем месте, выявить здесь вред или опасности от работы и активно содействовать их устранению и созданию гигиенической обстановки, обеспечивающей возможность работы школьников.

При этих условиях Политехническое обучение даст в будущем квалифицированных рабочих «с достаточно глубокими специально-техническими знаниями и широким общественно-политехническим кругозором» [рез. ноябрьск. пленума ЦК BKn(6)J и в то же время «рабочих здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту и защищать ее грудью от покушения со стороны врагов» (Сталин).

САНПРОСВЕТ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ КАК ОРУЖИЕ БУРЖУАЗИИ В КЛАССОВОЙ БОРЬБЕ

Я. Трахтман (Москва)

Из Института организации здравоохранения и социальной гигиены (Поступила в редакцию 25. III. 1932)

Санитарное просвещение всегда было партийным, всегда отражало интересы господствующих классов. С чрезвычайной наглядностью это можно показать на практике санитарного просвещения в современных капиталистических странах. При этом, рассматривая санитарное просвещение как необходимое звено в организации здравоохранения, мы с особой отчетливостью можем демонстрировать, интересам какого класса служит здравоохранение в целом при капитализме. | 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.