Научная статья на тему 'САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ И ОЧИСТКИ ВОДЫ'

САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ И ОЧИСТКИ ВОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ И ОЧИСТКИ ВОДЫ»

Что касается прочих моментов обследования, то в этом отношении можем отметить следующее: медосмотр показал, что все рабочие, бывшие под наблюдением, были в общем здоровыми людьми и особых нарушений состояния организма, как равно и более или менее заметных изменеиин за относительно короткий срок наблюдения (2Чг мес.), в их соматическом состоянии обнаружено н<г было.

Систематические исследования пульсовой реакции в течение рабочего дня. а равно до и после занятий фнзупражнениями показали незначительные колеба-чия в пределах 4—12 пульсовых ударов, причем пульс обычно в течение не более двух минут возвращался к исходной величине. Это повидимому стояло в связи с тем, что как применявшийся комплекс физических упражнений, так и сама работа по сборке вентилей не представляли большой физиологической нагрузки и не утомляли рабочих. Общее наблюдение за поведением рабочих, их самочувствием и общим состоянием показало чрезвычайно благоприятное влияние 'физической к"лЬ|уры. Ошущение свежести, бодрости и определенный эмоциональный подъем после занятий физкультурой характеризовали, как правило, состояние рабочих. Рабочие сами отметили в своей статье, помещенной ими в заводской газете «Сирена» от 6/1Х 1931 г., что 1После занятий физкультурой у них значительно лучше спорилась работа. Наряду с этим мы не можем не отметить, что интерес к выполнению заданного промфинплана у всех рабочих значительно более повысился к концу проведенной нами опытной работы по постановке физкультуры на производстве; показатели ударничества и соцсоревнования при этом такжо-качественно значительно улучшились. Попутно рабочие приобрели также некоторые полезные гигиенические навыки, как напр. обучение правильному дыханию и т. д. (

Социально-бытовой сектор завкома завода «Манометр» на расширенном заседании от 20/1Х 1931, заслушав отчетный доклад о проведенной опытной научно-исследовательской работе по изучению влияния физкультуры на производстве, поставленной Центр, научн. ин-том по изучению профзаболеваний на бригаде по сборке вентилей, постановил: 1) приветствовать опыт постановки физкультуры на заводе сМанометр» ин-том, давший хорошие результаты в отношении повышения производительности труда и улучшения самочувствия рабочих; 2) признать необходимым ввести физкультзарядки до начала работы и физкульт-отдых в обеденный перерыв (под музыку — гармонию или пианино), пока для желающих под наблюдением здравпункта и под руководством ин-та.

Т. о. приходится заключить, что проведенная ин-том первая опытная работа по постановке физкультуры на производстве привела, как видно, к ободряющим предварительным выводам в отношении возможности воздействия правильно примененной физкультурой на (производство - - на лавылпение производительности труда рабочих и улучшение их самочувствия.

САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ И ОЧИСТКИ ВОДЫ

Н. А. Коот (Москва) Из Центр, сан.-г. ин-та Наркомздрава

(Поступила в редакцию 5.11.1932)

Гигантский и все более увеличивающийся и ускоряющийся рост индустриализации СССР влечет за собою возникновение и развитие в различных, даже самых отдаленных местностях страны индустриальных гигантов. В ряде же мес: они создаются на сравнительно небольшой территории (напр. Донбасс).

В большинстве случаев расширение промышленности сопряжено с громадным ростом количества сточных вод. Достаточно указать, что напр. генерально;" схемой водоснабжения Донбасса размеры потребности последнего в технической свежей (необоротной) воде установлены к концу пятилетки в в кубометров ь секунду. Вся эта вода в загрязненном состоянии, будет промышленность возвра-ч!,аться обратно в водоемы. Загрязненность воды будет конечно различна в зависимости от вида и особенностей производства, от степени очистки, устройства очистных сооружений, от (правильности работы этих последних. Но при всех условиях совершенно ясно большое значение спуска сточных вод в водоемы.

Для иллюстрации того, что мы имеем на практике уже в настоящее время, можно привести некоторые примеры. Сравнение воды реки выше фабрики с тон

же водой в районе фабрики наглядно подчеркивает полное изменение состава воды. При впадении сточных вод вода реки черно-зеленая, почти не прозрачная, с громадным черным осадком, оседающим на дно и стенки сосуда в виде пленок. Количество взвешенных веществ более чем в 12 раз превышает санитарную норму. Запах воды — крепкий фабричный, «красочный». В воде — аммиак и связанный сероводород. Окисляемость в 13 раз выше окисляемости чистой волы реки. Содержание в воде вредных тяжелых металлов и пигментов дополняет впечатление от воды как сточной жидкости, которая по своим физическим и химическим свойствам на основании санитарных норм НКЗдрава не может быть дозволена к спуску в водоемы общественного пользования. Как на 'причину этого автор исследования указывает на неудовлетворительное состояние очистных сооружений фабрик. В результате всего этого вода реки (как сделала вывод обследовавшая комиссия), вполне удовлетворительная с санитарной точки зрения по своему составу как питьевая, превращается и воду, вредную для употребления.

Возьмем такую крупную и имеющую большое значение для громадной территории реку, как Сев. Донец. Под влиянием гл. обр. сточных вод химического завода «Донсода» мы имеем по словам проф. Углова «уже теперь предельное содержание поваренной соли в реке. Очевидно, если мы не позаботимся об удалении хлористого натрия, то вода в нашем водопроводе (Алмазо-Марьевском> может оказаться соленой». Эти же заводы загрязняют воду в С. Донце сточными фенольнымн водами, что при хлорировании временами дает в высшей степени неприятный вкус и запах (хлорфенол).

В связи с индустриализацией страны идет рост и возникновения новых населенных мест городского типа. Организация центрального водоснабжения в этих населенных пунктах связана с ростом потребления воды и, следовательно, с увеличением количества фекально-хозяйстзениых вод, очистка которых является совершенно необходимой.

В течение зимы 1930 года в Коломне при хлорировании водопроводной V (москаорецкой) воды получилось по не вполгне ясным (причинам образование хлорфенольных соединений, что заставило население перестать пить хлорированную воду из водопровода и брать ее прямо из реки Москвы. При обследовании этого явления санитарным надзором было установлено, что вода р. Москвы у Коломны, отстоящей почти на 90 км по реке от г. Москвы, содержит 7 мг аммиака па 1 л, в то время как сточная вода с полей фильтрации г. Москвы содержала его 9 мг. Т. о. вода р. Москвы зимой 1930 г. в Коломне была в сущности сточной водой. Причина видимо заключалась в перегрузке московских полей фильтрации и зимнем времени, что сильно замедлило процессы самоочищения реки.

Из всего сказанного видна самая тесная связь между водоснабжением и канализацией, особенно в районах с сильно развитой промышленностью. В последних сплошь и рядом стирается грань между водой для водоснабжения и сточными «одами. То, что выше расположенные заводы или населенное место дают в реку в виде сточной воды, для завода или населенного места, лежащего ниже, является в большей или меньшей степени источником водоснабжения.

Неразрывно связанный с социалистической индустриализацией рост культурно-бытового уровня населения неминуемо сопровождается ростом .потребления воды и увеличением, следовательно, количества сточных вод в многочисленных возникающих рабочях поселках. Согласно постановлению СНК РСФСР от 5/VI 1928 г. устройство водоснабжения, а также очистка нечистот, отбросов и сточны-. вод в этих поселках производится одновременно с постройкой поселка.

Необходимо иметь в виду, что происходящая в настоящее время сплошная коллективизация неминуемо (?тражается на перестройке культурно-бытового уровня сельского населения, в связи с чем несомненно увеличатся потребность в воде и требования к ее качеству.

Всем сказанным подчеркивается с одной стороны тесная связь между водоснабжением, канализацией и очисткой сточных вод, а с другой — возможность больших затруднений с водой в целом ряде районов с густым населением, где водные ресурсы ограничены. Эти затруднения могут возникнуть при отсутствии заблаговременного учета и изучения создающихся условий и своевременного принятия надлежащих мер. Последнее может быть успешным лишь прК объединении в одних руках всего водного хозяйства и при тщательном проведении в жизнь норм и требований санитарного законодательства, которое должно быть вместе с тем усовершенствовано и дополнено.

Необходимость мер санитарной охраны питьевых источников подтверждена законодательным актом и выражается в установлении для всех населенных пунктов, имеющих центральное водоснабжение, зон санитарной охраны. Границы последних и круг санитарных мероприятий, в них проводимых, определяются с

учетом местных особенностей в зависимости от топографии местности, ее геологических и гидрогеологических условий, а также плотности и санитарных условий жизни населения, развития промышленности и пр. Зона охраны должна быть введена и для технических водопроводов, если они служат также и для хозяйственно-питьевых нужд населения. В существующих водопроводах они должны были быть установлены в течение одного года со дня издания данного закона (1928), а при устройстве новых водопроводов — с момента выбора для них соответствующих источников.

Зона санитарной охраны имеет целью предохранение водных источниковс от загрязнения и изменения количественного и качественного состава, а также охрану водных сооружений и окружающей местности от изменений и нарушении, могущих отразиться на водных источниках и подаваемой населению воде. В границах зоны устанавливается усиленный санитарный надзор и лабораторный контроль за составом воды источников, питающих водопровод. В границах зоны охраны воспрещаются без получения предварительного положительного заключения местных санитарных органов всякие действия, ведущие к загрязнению почвы и водных источников, а также могущие иметь вредное для них влияние, как-то:. разработка недр земли, проведение дорог, сводка леса, постройка зданий и сооружений со спуском сточных вод и отбросов в ведные источники и т. п., причем все мероприятия, сооружения и строительство подлежат предварительному санитарному надзору в соответствии с положением о санитарных органах республики от 8.Х. 1927 г.

Собранные Сан.-гиг. ин-том анкетные материалы, касающиеся проведения в жизнь указанного декрета, позволяют установить прежде всего отсутствие в декрете каких-либо более или менее крупных дефектов и упущений. Вместе с этим однако из них ясно, что далеко не везде, несмотря на давнее уже истечение срока, указанного декретом для этого (1929), зоны санитарной охраны установлены, а в ряде случаев они установлены лишь в порядке ведомственном (здраво-отделом) без санкции исполкомов. Вызывается это возражениями со стороны хозяйственных организаций, НКЛС и подчас коммунальных органов. Вследствие всего сказанного очень часто отмечаются случаи нарушений правил, установленных для охраны зон.

Немалым и даже одним из основных препятствий при проработке вопросов охранных зон, как и вообще при разрешении многих вопросов, касающихся водоснабжения, является отсутствие или недостаточность геологических и особенно гидрогеологических данных по большинству районов СССР, а также недостаточность лабораторных данных, что делает невозможным надлежащее обоснование зоны и мероприятий, с нею связанных.

Особенно трудно продвигается вопрос об установлении охранных зон и о практическом проведении их в жизнь тогда, когда охранные зоны вводятся для уже существующих водопроводов, т. к. в этих случаях часто требуются значительные материальные затраты (снос жилых построек, затруднение для транспорта, хозяйственной деятельности и т. п.).

Последнее подчеркивает сказанное выше о необходимости при планировании промышленности заблаговременно вырешить вопросы о водоснабжении н очистке сточных вод.

Последнее, что вытекает из материалов, это отсутствие в большинстве случаев усиленного и регулярного санитарного надзора и систематического лабораторного контроля, что объясняется недостатком санитарных и лабораторных кадров и слабостью материальной базы органов здравоохранения.

Еще в 1928 г. (4.111) циркулярным распоряжением НКЗдрава и НКВД за № 198 было предложено назначить определенных санитарных врачей и техников, ответственных в надзоре за водопроводом и его очистными сооружениями, и установить в лабораториях при водопроводе или в ближайших лабораториях и институтах ежедневный контроль за водопроводной водой и за результатами работы очистных сооружений водопровода. Где лабораторий нет, предложено было организовать таковые при водопроводах, если годовая стоимость их содержания не превысит 2% от годового бюджета обслуживаемого ею водопровода.

Кроме анкетных материалов в недостаточности санитарного и технического надзора и лабораторного контроля за питьевыми водопроводами можно убедиться на встречающихся в жизни случаях, когда имеющиеся загрязнения водопроводной воды открываются с большим опозданием. Такие случаи бывают даже в крупных промышленных центрах, которым более доступно правильно наладить дело-контроля. Укажем здесь на Ростовскую чисто водную эпидемию брюшного тифа (1926), возникшую вследствие подсасывания из канализационной сети в водопроводную сточных фекальных жидкостей, и на Сталинградскую (1930), происшед-

шую вследствие спуска больницей не дез и н ф и цнр о в а К н ы х сточных вод в р. Волгу выше сосуна водопровода.

Разобранное выше законодательство касается охраны источников водосиаб-¿кения, уже используемых для питьевых целей. Санитарная охрана водоемов вообще, а не только уже используемых для хозяйственно-питьевых целей путем централизованного водоснабжения, предусматривается изданным в ведомственном порядке циркулярам' НКЗдрава от 16.V. 1929 г. с правилами о спуске сточных вод всякого рода. Согласно этому циркуляру спуск сточных вод с территории населенных мест, заводских и фабричных предприятий и т. п. разрешается только по получении соответствующего положительного заключения местных санитарных органов, причем спускаемые сточные воды должны удовлетворять изложенным в этом же циркуляре общим нормам, а именно не должны иметь ясно выраженного запаха, окраски, масла н жиров, ядовитых и вредно действующих на животный организм веществ резкой щелочной или кислой реакции, не должны загнивать при определенных условиях, содержание растворенного кислорода в них не должно снижаться ниже 4 мг на 1 л.

Сточные воды, могущие содержать возбудителей заразных болезней, должны подвергаться дезинфекции до их спуска. Запрещается спускать сточную воду в поглощающие колодцы или буровые скважины. Постоянные отступления и снижения общих норм могут производиться лишь па основании специального' разрешения НКЗдрава после заключения в случае необходимости Ученого медицинского совета, временные могут разрешаться местными санитарными органам I лишь на время паводков и для метеорных поверхностных вод с территории населенных мест. Наблюдение за выполнением данных правил и за соблюдением яорм при проектировании и строительстве, за правильной работой очистных сооружений для сточных вод и за санитарным состоянием водоема, куда спускаются стачные воды, и местности лежит на местных санитарных органах. Ответственность за нарушение правил устанавливается обязательными постановлениями местных исполкомов и горсоветов.

Подкреплением этого циркуляра является постановление ВЦИК и СНК РСФСР от.20. VIII. 1931, которое устанавливает взимание платы за спуск сточных вод в водостоки и естественные водоемы с непрцсоединенных к канализационной сети предприятий, учреждений и домовладений, расположенных на территории этих предприятий. При исчислении платы устанавливаются пониженные (не более 50°/о нормального тарифа) ставки для предприятий, спускающих сточные воды с надлежащей очисткой, удостоверенной санитарным надзором. Таким постановлением для предприятий создается хозяйственный стимул к проведению надлежащей очистки. Необходимо лишь увязать имеющую быть изданной к этому постановлению инструкцию с изложенными выше правилами.'

Кроме указанных основных законодательных зктов имеется еще ряд более мелких, в том числе правила по хлорированию питьевых и сточных вод и о постоянном лабораторном контроле за этим хлорированием.

Имеющееся законодательство в общем надо считать достаточным, но требующим расширения и конкретизации, что при предстоящем в ближайшем будущем издании санитарного кодекса необходимо предусмотреть 1.

Существо вопроса лежит пока не в отсутствии законодательства, а в надлежащей постановке надзора за его выполнением, что упирается вплотную в вопрос о санитарных кадрах и в отсутствие надлежащей материальной базы для контроля (недостаточное количестзо лабораторий и лабораторного оборудования).

Следующим крупным препятствием является слабое развитие изыскательских гидрологических и гидрогеологических работ на территории СССР и в особенности в местах расположения индустриальных центров. Развитие этих работ, а главное правильное и заблаговременное в отношении к водоснабжению •) спуску очищенных сточных вод планирование территориального распределения промышленности является узловыми пунктами предстоящей работы по урегулированию рассматриваемых вопросов. При этом должна быть принята во внимание необходимость оздоровления водоснабжения в социалистическом секторе сельского хозяйства.

Не меньшее значение имеет создание единого органа для всех водных богатств СССР с сосредоточением в его руках руководства над работой очистных сооружений, в настоящее время обычно отсутствующего на большинстве промышленных предприятий.

1 Редакция обращается с просьбой ко всем работникам саннадзора внести своп предложения по затронутому автором вопросу.

3. Гиг. и соц. здр., 1932, 4—5 - 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.