Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ СТОЧНЫХ ВОД В СОЮЗЕ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ СТОЧНЫХ ВОД В СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ СТОЧНЫХ ВОД В СОЮЗЕ»

от разбавления воды, но и от скорости течения, т-ры, состава речной воды, извилистости течения реки, климата, биологических свойств водоема и наконец хими ческого состава самих сточных вод. Исследования по самоочищению рек, проведенные Петенкофером, Фиксом, Бауместером, Нуссбаумом, Ридель, Стеарн, велись гл. об. над клоачными водами, а не над промышленными. Поэтому нет точных указаний о коэфициенте разбавления для целей процесса самоочищения. Обычно берется увеличенный коэфициент 1 : 30 из данных Нуссбаума и Стеарн (САСШ) для клоачных вод, а для отдельных промышленных — согласно химическому составу воды. Выше дана примерная таблица необходимого разбавления отдельных видов сточных вод. ч

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСОВ ЭКСПЛОАТАЦИИ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ СТОЧНЫХ ВОД В СОЮЗЕ

1 \ С. А. Несмеянов (Москва)

Из сан.-гиг. ин-та НКЗдрава

(Поступила в редакцию 14.11.1932)

Наряду со стоящими перед Госпланом в связи с разработкой второй пятилетки задачами по планированию необходимого строительства водопроводно-канализационных санитарно-технических сооружений, учету мощности водоемов и их самоочищающейся способности для размещения производительных сил страны, наметкам охранных зон и форм контроля за ними и т. д. — весьма важную роль в деле реальной охраны водоемов играет создание такой системы, которая обеспечивала бы правильную и нормальную технологическую экоплоатацию и работу выстроенных и пущенных в действие санитарно-технич. сооружений водопро-водно-канализационного типа. Этот вопрос выплывает потому, что его современное состояние нужно признать весьма неудовлетворительным, и существующая система во многих случаях не обещает его разрешения и в дальнейшем.

Если по линии собственно водопроводов и канализаций городов, селений * нромпредпрнятий нормальная их эксплоатация поддерживается промышленными предприятиями, т. к. нарушения и аварии этих сооружений вызывают явные перебои в работе самих промпредприятий, — то такой заинтересованности не имеется в области очистки сточных вод.

Охрана водоемов тесно соприкасается с вопросом очистки сточных вод, т. к. в значительной мере осуществляется надзором за выпуском и их очисткой.

В настоящий момент организацией, устанавливающей охранные зоны водоемов и необходимость устройства тех или иных очистных сооружений для сточных вод, является санитарный надзор НКЗдрава, проводимый в целях санитарно-гигиенических. В дальнейшем в той или иной мере к выполнению этих функций должна будет присоединиться и промышленность, т. к. с превращением нашей страны в индустриальную загрязнение водоемов отражается и на ее интересах.

Устанавливая нормы требований к чистоте вод и необходимость устройства очистных сооружений, НКЗдрав не несет ответственности за нормальную эксплоа-тацию и правильное функционирование их после постройки. Эта ответственность юридически ложится персонально на то предприятие, фабрику или селение, которое спускает стоки.

Такая система эксплоатации очистных сооружений, как свидетельствуют многочисленные факты, оказывается неудовлетворительной и отражается на фактическом положении дела с эксплоатацией многочисленных очистных сооружений для сточных вод, разбросанных по Союзу.

В 1932 г. Сан.-гиг. ин-т приступает к всестороннему научному обследованию существующих очистных установок для сточных вод, целью которого является точное выявление их состояния, извлечение опыта их эксплоатации и широкий обмен опытом среди работников этой области. Но в настоящий момент для констатирования факта плохой работы существующих очистных установок, нам кажется, и не нужно ждать результатов этого обследования. Они очевидны.

Основная причина такого состояния заключается в том, что технологическое руководство работой очистных сооружений обезличено.

Всякое очистное сооружение требует для своей нормальной работы кроме непосредственного технического обслуживания, которое может быть мало ква-

.инфицированным, ещ^ высоко квалифицированного инженерного надзора. Практика показывает, что без этого установки не дают нужного эфскта. Для отдельных фабрик, заводов, зданий, не слишком крупных городов и т. д. приглашение специалиста являете^ и очень дорогим и просто невозможным, т. к. в нашем Союзе ■большого числа специалистов, работающих в этой области, нет.

Если к этому еще прибавить отсутствие непосредственной заинтересованности предприятий в очистке своих стоков, то становится вполне объяснимым •стремление этих предприятий, отделавшись от требований саннадзора его постройкой, запереть его на замок и пустить через него стоки. Санитарный же надзор, констатируя неблагополучное состояние сооружения, не может дать конкретной технологической помощи для его выправления, т. к. не обладает соответствующими техническими знаниями. В результате при существующей системе эксплоатации очистных сооружений в руководстве этим делом создается фактическая обезличка.

Из всегс. этого можно сделать следующие выводы: 1) если фактическое положение таковл что подавляющее бсльшинство выстроенных и строящихся очистных сооружений для сточных вод не дает нужного очистительного эфекта, для которого онп предназначаются, то следовательно средства и силы, расходуемы" на их постройку, пропадают безрезультатно; 2) также бесцельно расходуются так нужные нам теперь силы на эксплоатацию этих сооружений при современном состоянии: 3) работа имеющихся в Союзе нескольких научных институтов, не ведущих ее в области счистки сточных вод, также не достигает пели, г. к. все успехи методического характера пропадают втуне, не будучи применяемы на практике; 4) изменение существующей системы эксплоатации, которое обеспечило бы правильный ее ход, необходимо для выполнения наметок Госплана по линии планирования охраны водоемов на вторую пятилетку в целях промышленных и гигиенических.

Факт плохой в настоящее время работы очистных сооружений для сточных вод настолько общеизвестен, что среди многих хозяйственников, соприкасающихся с этой областью, распространено мнение, что дело очистки — дело безнадежное или для хорошей постановки настолько дорогое, что фактически неосуществимо.

Ошибочность такого мнения несомненна. Напротив, к тем крупным суммам, которые мы расходуем на очистные сооружения, сейчас нужно прибавить еще очень немного для того, чтобы добиться должного эфекта. Это — в худшем случае, а в лучшем — при правильной постановке дела расходы значительно уменьшатся.

Но наличие такого взгляда у многих хозяйственников свидетельствует о том, что в этой области необходимо предпринять некоторые радикальные меры.

Выход из создавшегося положения находится с одной стороны в ликвидации обезлички в области эксплоатации очистных сооружений и, с другой — в создании системы действительного ответственного технологического руководства этим делом.

Оба эти момента получат свое естественное разрешение, если ответственность за правильную работу очистных сооружений будет возложена на орган, технологически компетентный в области очистки сточных вод. Очевидно создание такого органа должно итти в промышленности за счет объединения отдельных фабрик и заводов *по линии обслуживания квалифицированным надзором работы их очистных установок. По линии городов и селений такая система ■частично уже существовала и теперь осуществляется в полной мере, чем собственно и объясняется значительно лучшее состояние коммунальных очистных •сооружений, нежели промышленных. Другими словами, дело идет о создании -централизованного руководства эксплоатацией очистными сооружениями промышленности и коммунального хозяйства. Вопрос о том, будет ли этот орган обоих ведомств единым или по каждому ведомству самостоятельным, не представляется существенно важным. Разделение сточных вод в смысле деления управления эксплоатацией их очистки на производственные и коммунальные представляется нам достаточно искусственным. Но принимая во внимание, что »процесс очистки производственных сточных вод часто следует начинать в недрах самого производства, можно до известной 'степени говорить и о самостоятельных задачах промышленности в этой области.

Необходимость создания централизованного управления эксплоатацией очистных сооружений диктуется самой действительностью.

Это мероприятие кроме своей прямой задачи даст еще вполне естественный толчок в области подготовки кадров очистителей. Их недостаток остро чувствуется. Но до сих пор у нас не имеется такого хозяина, который был бы прямо в них заинтересован, т. к. никто не ведал эксплоатацией.

От редакции. На основанин материалов, представленных ввиде вышеприведенных трех статей д-ра Коста, инж. Дур и л ин а и инж. Несмеянова Центр, гос. сан.-гиг. ин-т (НКЗ в Москве дал следующие общие выводы, суммирующие санитарное положение в деле загрязнения естественных водоемов по территории СССР и в деле санитарной охраны в этой области:

1. Единого органа по Союзу, ведающего всем делом санитарно-ггехниче-ского надзора за состоянием естественных водоемов и рек, а следовательно и за их загрязнением, не существует. Ввиду этого наблюдается ряд фактов недопустимого загрязнения естественных водоемов различными сточными водами и отбросами, особенно промышленными. В результате этого отмечаются многие факты вредного влияния загрязненных естественных вод на здоровье населения (кишечные заболевания), на рыбное хозяйство <гибель отдельных видов рыб), а также и на самую промышленность (засоление вод, увеличение жесткости и пр.)..

2. По отношению ко многим сточным водам промышленных предприятий; до сих пор не установлены точные методы их очистки. Отсутствует в значительной мере и соответствующая рационализация производств, имеющая целью ту или иную утилизацию промышленных сточных вод и отходов. Недостаточно изучены и процессы самоочищения естественных водоемов по отношению к различным пром. сточным водам (степень разведения, район действия, сезонность и пр.).

3. Существующий санитарный и санитарно-технический надзор недостаточен. Имеется много случаев невыполнения хозяйственными органами санитарных требований по охране водоемов: спуск сточных вод в районе и выше местоположения источников водоснабжения, спуск неочищенных промышленных вод, устройство поглощающих колодцев, загрязнение схважин и пр.

4. Очистные сооружения для питьевых и сточных вод не обеспечены полностью ответственным систематическим технологически-компетентным руководством. Особенно это иуеет место по отношению к очистным установкам для сточных вод, обслуживающим промышленные предприятия.

5. Недостаточность этого руководства особенно резко выражается в совершенно неудовлетворительной постановке работы очистных сооружений, на устройство которых затрачиваются зачастую крупные средства. Эти последние-очень часто совершенно не функционируют или работают с крупными дефектами.

6. Санитарное законодательство в области охраны водоемов заключается-в настоящее время в наличии двух основных законодательных актов: 1) постановление Совнаркома РСФСР от 1927 г. «Об охранкой зоне источников водоснабжения», которым устанавливаются правила, огр.аждающие территорию этих источников от загрязнения, и 2) нормы спуска сто<ц1ых вод в естественные водоемы, изданные НКЗдравом РСФСР в 1929 г., которыми устанавливаются правила охраны водоемов от загрязнения неочищенными сточными водами. Те ж>.-вопросы затронуты и в законодательстве некоторых других союзных республик (Украина). И тот и другой закон зачастую не выполняется. Какой-либо определенной строгой ответственности, установленной законом за эти нарушения, хозяйственные органы не несут.

7. Ввиду этого необходимо установить в законодательном порядке: а) организовать центральный специальный орган (междуведомственный), ведающиЛ всем делом сапитарно-технического надзора за состоянием естественных водоемов, в обязанность которого войдет составление кадастра водных ресурсов страны, контроль за их загрязнением и централизованное регулирование санитарно-технических мероприятий по охране водных ресурсов; б) при выборе места под промышленные и хозяйственные предприятия должны быть обеспечены услония охраны естественных водоемов и прилегающих населенных пунктов от загрязнения, т. е. обязательное согласование с органами санитарного'надзора и коммунального хозяйства; в) должно быть более точно обеспечено выполнение хозяйственными органами как при проектировании, так и при строительстве и эксплоа-тации своих предприятий всех требований закона по охранной зоне водоснабжения и по спуску сточных вод; должна быть установлена уголовная ответственность за невыполнение этих требований; г) должен быть установлен систематический санитарный надзор за. эксплоатацией очистных сооружений тто сточным водам (подготовка необходимого персонала, обязательность периодического лабораторного контроля, проверка эфективности работы); д) выделение в отраслевых объединениях промышленности специальных ответственных, технологически-компетентных секторов или секций для систематического технического' руководства эксплоатацией очистных сооружений для сточных вод в данно'! отрасли промышленности.

8. Распределение промышленности по территории Союза должно быть проводимо, наряду с другими условиями, также с учетом всех вышеуказанных мо-

ментов, т. е.: 1) количества и степени вредности спускаемых сточных вол; 2) методов их очистки, 3) близости населенных "пунктов, 4) предварительного изучения водоемоз и 5) наличия санитарного и санитарно-технического персонала, ведущего эксплоатацию очистных сооружений.

Все эги выводы сообщены ин-том на Всесоюзной конференции по водному хозяйству, созванной Госпланом СССР в Москве 20—26.1.1932.

СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ 1

А. В. Мольков (Москва) ,

(Поступила в редакцию 14.11.1932)

Дело воспитания подрастающих .поколений является боевым участком фронта социалистической стройки в реконструктивный период и останавливает на себе сосредоточенное внимание партии, правительства и общественности.

Реконструкция народного хозяйства как в городе, так и деревне при невиданном в истории человечества количественном охвате и темпах развития .производительных сил страны содержит в себе такие качественные сдвиги, которые в корне ломают характер общественных отношений, меняют лицо города и деревни, стирая различие между ними, преобразуют характер труда в направлении уничтожения противоречий между его формами («физический» и «умственный» труд капиталистического общества). Миллионы трудящихся становятся обладателями научных знаний, овладевая ими для творческого труда, новые социалистические формы .последнего переводят труд из подневольного «трудного» и зазорного в «дело чести, дело славы, доблести и геройства», заменяя стимул голода стимулом порыва и энтузиазма массового строительства.

Все эти количественные и качественные сдвиги коренным образом изменили и процессы формирования нового общественного человека, процессы воспитания. Последнее (то Марксу) подготовляет человека к участию в производстве, позволяя овладеть силами .природы; это есть процесс формирования человека в таком направлении, чтобы он приобрел искусство, опытность в определенной отрасли труда, С|гал обладателем развитой при этом специфической рабочгй силы.

На различных этапах развития общественных отношений процесс воспитания 1ИО характеру и содержанию своему изменялся по мере развития произзо-дительных сил, обусловленных ими производственных отношений и по мере развития классовой борьбы. Изменявшиеся цели воспитания вели за собой изменение характера и содержания работы массовой школы — главного орудия идейного порабощения масс в докапиталистическую и капиталистическую эпоху .1 наоборот ставшего при диктатуре пролетариата орудием организованного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слон грудящихся маос в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм [программа ВКП(б)].

Задача формирования кадров нового труда, притом кадров, обладающих качествами здоровья и жизнерадостности (как это отчетливо выражено т. Сталиным в словах «вырастить рабочих здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту») конечно оказалась совершенно непосильной школе дореволюционной, во всем приспособленной к диаметрально противоположным задачам капиталистического общества.

Произошел не только колоссальный количественный рост школы (с 1924 до 1931 гг. число учащихся в начальной и средней школе возросло с 7,8 до 20 миллионов), но коренная ломка самой системы воспитания; последняя конечно че могла происходить безболезненно: слишком велика была резистенция старых классовых устоев, пропитывающих прежнюю школу, слйшком низок уровень образовательной, политической и педагогической подготовленности работников массовой школы, перед которыми неожиданно стали во весь рост необъятные и часто казавшиеся непонятными для них новые задачи.

Руководящая творческая мысль строителей новой школы довольно долго находилась в состоянии Исканий — реального оформления тех принципов коммунистического воспитания, которые были указаны Марксом в его знаменитой триаде и развернуты Энгельсом .и Лениным, особенно в отношении принципом политехнизма. Эти искания, как это вскрыто дискуссией на педагогическом фронте и подытожено в речи наркома Бубнова на съезде по производственному обу-

1 Печатается в порядке обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.