ческом отношении; в противном случае выводы эпидемиологического обследования могут быть ошибочными и практически даже вредными,
В последнее время санитарно-эпидемические .кадры узко специализировались. Санитарный врач-коммунальник, более или менее ориенти* рованный в санитарно-технической стороне дела, редко (привлекается к участию в эпидемиологическом обследовании очага инфекции. Привлекаемый же самостоятельно к выяснению создавшейся ситуации, он не всегда отдает должное общему комплексному эпидемиологическому обследованию. Вместе с нем в местной практике эпидемиолог часто пытается самостоятельно ответить на основной вопрос о причине вспышки эпидемии и оказывается далеко не всегда в силах разобраться аз конкретной обстановке даже тогда, когда развитие эпидемии показывает ее водный характер. В обоих случаях страдает практическая сторона дела и исключается возможность использования для научно-практических целей полученных результатов в силу их недостаточной достоверности. В условиях специализированной санитарно-эпидемиче-ской организации очевидна необходимость совместного комплексного обследования эпидемических очагов санитарным врачом и эпидемиологом. В более сложных случаях целесообразно и консультативное участие санитарного инженера.
Областные санитарно-эпидемиологические организации должны обеспечить тщательную регистрацию данных эпидемиологического обследования и четкую -запись его (выводов, а также обязательную концентрацию всех материалов в областном центре. В последние годы признано серьезное значение разработки вопросов краевой эпидемиологии. К сожалению, областные ГСИ или соответствующие институты эпидемиологии и микробиологии обычно ограничиваются составлением обзоров- эпидемического состояния на основе одних только, статистических данных. Подобные обзоры без использования и анализа материалов местного обследования причин и условий развития и ликвидации эпидемических вспышек не способствуют обобщению санитарно-эпидемиологической практики, мало чему учат и непригодны для разработки новых методов и мероприятий ¿в борьбе с водными инфекциями.
Если удастся правильно поставить эту работу в областных и краевых центрах, нетрудно будет свести эти матералы и в масшабе республики. Руководящие санитарно-эпидемиологические органы НКЗдра-ва совместно с ведущими специализированными институтами должны разработать и дать периферии не только указания общеорганизационного порядка, но и обеспечить единообразие «методики проведения всей работы и систематический характер ее осуществления.
Канд. техн. наук С. А. НЕСМЕЯНОВ
Новые правила спуска промышленных вод
в общественные водоемы
В начале 1942 (г. Всесоюзным комитетом стандартов утвержден ГОСТ 1324-42 «Санитарные правила строительства промышленных предприятий», содержащий раздел «Санитарные правила спуска промышленных сточных вод в общественные водоемы».
_ •
Впервые спуск сточных вод в водоемы общественного пользования был регламентирован в России в 1910 г., причем требования к степени очистки спускаемых вод предъявлялись без учета характера принимаю-
щего их водоема. В основу изданных в 1910 г. правил был положен гигиенический принцип, который можно сформулировать следующим образом: «Вода, взятая из -водоема для каких бы то ни было нужд, должна возвращаться в него такой же чистой, какой она была взята». , Понадобилось много времени для того, чтобы показать практическую несостоятельность данного принципа. Прежде всего доведение всех сточных вод, и бытовых и производственных, до степени чистоты речной воды сопряжено с громадными техническими и экономическими трудностями. Осуществление этого мероприятия в массовом масштабе оказалось невозможным. Кроме того, нет никаких оснований отказываться от использования способности водоемов к самоочищению. Такое •использование вполне рационально с экономической точки зрения и не ' "может встретить существенных возражений гигиенического характера.
По этим соображениям при первом же пересмотре указанных правил уже при советской власти (1921) в них было введено примечание, согласно которому санитарный надзор мог отступать от жестких требований правил в зависимости от местных условий.
Вполне естественно, что под влиянием требований кдммуналъных органов и промышленности санитарным работникам приходилось целиком руководствоваться этим примечанием! в ущерб самым* правилам», которые практически превратились, если можно так выразиться, в сплошное отступление от самих себя; удельный вес примечания подавлял их. Может быть, это было бы не так плохо, если бы правила более или менее подробно и точно формулировали понятие мест и ы е условия. Однако правила не «могли этого сделать хотя бы потому, 'что научных материалов о водоеме как приемнике сточных вод и о происходящих в нем процессах самоочищения было явно недостаточно. В силу этого понятие местные условия и степень отступления от правил в каждом конкретном случае устанавливались почти целиком местными санитарными работниками. Этим объясняется существовавший разнобой -в требованиях к степени очистки сточных вод.
Только в 1929 г., при новом пересмотре правил, НКЗдравом была введена в них так называемая кислородная норма пока еще не в качестве обязательной, но желательной для руководства. Эта норма давала уже некоторый объективный критерий для оценки допустимой нагрузки сточных вод на водоем; она учитывала отношение количества сточных вод (и их концентрации) к расходу воды в водоеме и [таким образом делала более ясным понятие местные условия. Норма требовала, чтобы в результате спуска сточных вод в водоеме не происходило уменьшения растворенного в воде кислорода ниже 4мг/л.
В настоящее время ясно, что- одна кислородная норма, к тому же еще необязательная, недостаточна для характеристики всего круга условий, определяемых как местные. Одна эта норма, даже если она »будет строго соблюдаться для всех водоемов, не в состоянии полностью предотвратить их загрязнения. Такие формы загрязнения водоемов, как заражение их болезнетворными микроорганизмами, отравление ядовитыми веществами, засолонение, изменение окраски воды и т. д., не могут быть предусмотрены даже самым строгим расчетом кислородного режима водоема.
Быстрое развитие отечественной промышленности в эпоху сталинских пятилеток определило собой образование новых источников сточных вод. Для борьбы с этим соответствующие организации должны были вести громадную работу. На промышленные и коммунальные организации возлагалось строительство и эксплоатация очистных сооружений, на санитарные же органы — работа по определению условий спуска сточных вод в каждом' конкретном случае (выбор места спуска и установление степени очистки сточных вод).
Практика с первых же шагов показала, что руководствоваться прежними правилами спуска сточных под, по существу требовавшими одинаковой чистоты всех спускаемых сточных вод для различных водоемов, у,же нельзя. Технические и экономические причины настоятельно толкали к возможно более полному использованию способности водоемов к самоочищению. Предъявление чрезмерно строгих требований х степени очистки сточных вод в подавляющем большинстве случаев приводило к тому, что не только эти требования не выполнялись, но воооще не велось никакой борьбы с загрязнением водоема.
Возникала необходимость нового пересмотра- правил. В 1938 г. Главной санитарной инспекцией НКЗдрава СССР были изданы новые «Правила спуска сточных вод в водоемы общественного пользования». Они и легли в основу опубликованного в 1939 т. ОСТ 90014-39 «Санитарные правила спуска промышленных сточных- вод в водоемы общественного пользования». Наконец, в 1942 г. при новом пересмотре был утвержден ГОСТ 1324.42, 'в котором раздел о спуске сточных вод оставлен под тем же заголовком. При этом ОСТ 90014-39 подвергся некоторой переработке.
В основу новых правил» положен принцип, согласно которому при сбросе сточных вод в водоем способность его к самоочищению может <5ыть использована в пределах, не препятствующих забору воды населением из данного водоема. По этим соображениям в «Правилах» очистка сточных вод поставлена в зависимость от видов водопользования на участках водоема, загрязняемых сточными водами. С этой точки зрения ГОСТ делит участки на четыре категории.
1-я категория — участки водоемов, используемые для центрального водоснабжения и находящиеся в пределах второго пояса зон санитарной охраны водопроводов;
2-я категория — участки водоемов, используемые для неорганизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, водоснабжения предприятий пищевой промышленности, и участки с местами нереста проходных и полупроходных рыб;
3-я категория — участки водоемов внутри населенных мест, г-хе не производится забора питьевой воды, но отведены места для массового купания; г Л
4-я категория — участки водоемов, находящиеся вне населенных мест, не используемые в целях, предусмотренных первыми тремя категориями, но утилизируемые для ведения рыбного хозяйства.
Водоемы 1-й категории должны охраняться от загрязнения в наибольшей мере. Требования к степени очистки сточных вод водоемов остальных -категорий постепенно снижаются в зависимости от менее ответственных © санитарном отношении видов пользования населением
водой из этих водоемов'.
Постановка требований к степени очистки сточных вод © зависимости от санитарной ценности водоема составляет первую особенность новых правил.
Второй кобенностыо их является метод установки необходимой минимальной степени очистки сточных вод. Как уже указывалось, старые правила (до 1938 г.) устанавливали эту степень почти независимо от водоема, в который производится спуск. Наоборот, ГОСТ предлагает здесь целиком исходить из учета характера и интенсивности загрязнения водоема при спуске в него неочищенных сточных вод. Согласно ГОСТ, устанавливается следующий порядок степени очистки:
1. Вначале собираются -материалы, характеризующие водоем с санитарной и гидрологической точки зрения (наличие мест водопользования, их род, мощность водоема и т. д.), а также данные о сточных волах (количество, состав, концентрация загрязнений и т. д.).
в
2. На основании собранных материалов производится: .
а) отнесение принимающего сточные воды водоема к той или иной категории (по видам водопользования);
б) оценка воздействия неочищенных сточных вод на водоем; качественный и количественный учет нарушений санитарного состояния его;
в) установление, по данным анализа, необходимой степени очистки сточных вод; они подлежат очистке в той мере, в которой должны быть ликвидированы нарушения санитарного состояния водоема для защиты существующих или предполагаемых видов водопользования из него.
Таким образом, при установлении необходимой степени очистки осуществляется переход от оценки водоема путем учета влияния на него сточных вод к выработке конкретных показателей их очистки.
ГОСТ указывает конкретные показатели загрязнения, по которым должна устанавливаться степень их очистки, а именно: взвешенные вещества, вещества, способные придавать воде неестественные запахи и привкусы, кислородный режим водоема, реакция его воды, окраска воды, возбудители заболеваний, ядовитые вещества и плавающие примеси.
Для ряда показателей требования сформулированы по количественному признаку. Так, содержание в сточных водах взвешенных веществ нормируется в зависимости от разведения сточных вод в водоеме. Для кислородного режима водоема оставлена прежняя норма — 4 мг/л растворенного кислорода, необходимая для нормального развития флоры и фауны в любом водоеме. Кроме того, в отношении наиболее ценных с санитарной точки з<рения водоемов введено требование, ограничивающее величину биохимической потребности в кислороде смеси речной воды и сточной жидкости (для водоемов 1-й категории — 2 мг/л,. 2-й категории — 4 мг/л за 5 суток при 20°).
Спуск кислот и щелочей ограничивается реакцией речной воды (рН речной воды после спуска сточных вод не должен выходить из рамок рН = 6,5—8,5). Только Уз карбонатного фонда может быть израсходована в водоеме на нейтрализацию кислот и щелочей сточных вод. Соответствующее цифровое выражение получил показатель окраски воды водоема: высота столбика смеси речной воды и сточной жидкости, при которой еще заметна специфическая окраска.
Для остальных показателей требования сформулированы в общем виде вследствие невозможности дать количественные показатели в краткой формулировке. Однако ГОСТ обязывает ВГСИ разработать по этим показателям подробные инструкции. В настоящее время они подготовляются.
• < * < •
При практическом пользовании показателями загрязнения возможны два случая: спуск сточных вод в водоем уже производится или спуск только предполагается (т. е. предприятие, которое должно спускать свои сточные воды, находится в стадии проектирования). В первом случае материалы, характеризующие загрязненность речной воды по указанным показателям, уже имеются либо могут быть получены путем обследования водоема, причем непосредственно можно установить тот ущерб, который наносится пользующемуся водой населению. Отсюда возможен относительно простой переход от установленных показателей загрязнения воды водоема к выработке степени очистки сточных вод. Так, например, если прямое обследование показывает, что по всем показателям, кроме кислородного режима, ущерб, наносимый водоему спуском сточных вод, не выходит из рамок требований ГОСТ, то сточные воды надо подвергнуть такой обработке, которая уменьшила бы количество содержащихся в них разлагающихся, поглощающих кислород веществ. Если же обследование выявило, что сточные-воды вносят ,в реку ядовитые и опрашивающие вещества в концентра-
/
циях, превышающих допустимые, то эти (вещества следует удалять из сточных вод в той ищи иной степени, определяемой соответствующим расчетом.
Когда речь идет о проектируемом предприятии, (возможность получения путем прямого обследования данных о вреде, наносимом водоему сточными водами, отпадает. Остается путь теоретического определения влияния предполагаемых к спуску сточных вод на водоем. Здесь нужно использовать опыт, накопленный при обследовании загрязненных водоемов.
По методике расчетов по показателям загрязнения, указанным в ГОСТ, ВГСИ подготовляет в настоящее »время соответствующий инструктивный материал. Но было бы неправильно думать, что этот материал исчерпает все вопросы, возникающие на практике при оценке • условий спуска сточных вод. В большинстве случаев такие расчеты могут быть произведены относительно просто. Однако сложнейшее течение процессов самоочищения водоемов и разнообразие условий, при-которых они протекают, иногда крайне затрудняют применение простых приемов расчета. Здесь бывает необходимо проведение специальных научно-исследовательских работ. Как показывает практика, экономия, получаемая в результате предварительного проведения исследований за счет упрощения и рационализации условий выпуска и обработки сточных вод, целиком себя экономически оправдывает.
ГОСТ 1324-42 значительно расширяет для санитарных, хозяйственных и проектирующих организаций возможность использования процессов самоочищения водоемов при спуске в них сточных вод. Этим самым создаются условия для рационального и экономного строительства очистных сооружений.
Новые правила © области охраны водоемов от загрязнения ломают прежние нереальные гигиенические установки, фактически уже отвергнутые жизнью. В основу новых правил положены гигиенические принципы, отвечающие интересам развивающейся промышленности и обеспечивающие охрану водоемов.
Как на недостаток новых правил часто указывают, что практическим санитарным работникам и проектировщикам трудно пользоваться ими. Действительно, для правильной оценки условий спуска сточных вод по ГОСТ нужна определенная квалификация работников. Новые правила требуют от них достаточно широкого кругозора в своей области и знакомства с современной специальной литературой. Это вполне
Ч естественно при сложной ситуации, создавшейся в связи с увеличив-шимся спуском сточных вод вследствие роста ряда отраслей отечешь ственнай промышленности. Таким образом, указанный «недостаток» можно рассматривать как достоинство новых правил.
О Из сказанного следует, что, во-первых, необходимо поднять на должную высоту инструктивную работу соответствующих органов санитарной организации, во-вторых, следует широко обсуждать на страницах печати как теоретические вопросы, связанные с правильным пониманием процессов самоочищения водоемов, так и вопросы практические по применению ГОСТ к конкретным условиям.
Пересмотр и проработка проекта ГОСТ 1324-42 происходили в мирное время, однако он не только не теряет своего значения в военное время но, наоборот, увеличивает его. В условиях, когда основные силы страны направлены на удовлетворение нужд фронта, вполне естественно, что строительство новых очистных сооружений должно быть лимитировано. Поэтому тщательный подход к вопросам определения условий спуска сточных вод и твердое обоснование действительной необходимости тех или иных санитарно-технических мероприятий ются крайне необходимыми. ГОСТ указывает для этого надлежащие
ПУТИ I ГОСУДАРСТВ. центральиаяПШ™ I
■¡■■ИНМёН^^Н^ВШН библиотека
2 Гигиена и здОрювье, .N1 8—9
Здравоохранения I