УДК 332.1:614.78 ЗНАЧЕНИЕ ГИГИЕНЫ ВОДЫ
В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Евгений Михайлович Трофимович
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник, тел. (383)343-34-01, e-mail: ngi@niig.su
Михаил Абрамович Креймер
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования, тел. (383)361-08-86, e-mail: kaf.ecolog@ssga.ru
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7, ведущий научный сотрудник, тел. (383)343-44-43, e-mail: m.kreimer@yandex.ru
Виктор Владиславович Турбинский
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7, доктор медицинских наук, директор, тел. (383)343-34-01, e-mail: ngi@niig.su
Приведена оценка регулирующего воздействия санитарного законодательства в части гигиены воды, во взаимосвязи с экологическим и градостроительным законодательством и техническим регулированием. Обоснована ведущая роль санитарно-эпидемиологических требований в построении градостроительных регламентов и правил землепользования и застройки. Показано, что территориальному и экономическому планированию предшествует разработка санитарных норм и правил.
Ключевые слова: вода питьевая, категории водопользования, зона санитарной охраны, предельно допустимый сброс, нормы допустимых воздействий на водные объекты, градостроительный регламент, правила землепользования и застройки.
THE IMPORTANCE OF WATER HYGIENE
IN THE TERRITORIAL AND ECONOMIC PLANNING
Evgeniy M. Trofimovich
Novosibirsk Research Institute of Hygiene, Rospotrebnadzor, 630108, Russia, Novosibirsk, 7 Parkhomenko St., D. Sc., Professorial research fellow, tel. (383)343-34-01, e-mail: ngi@cn.ru
Mikhail A. Kreymer
Siberian State University Geosy stems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof, Department of Ecology and Nature Management, tel. (383)361-08-86, e-mail: kaf.ecolog@ssga.ru
Novosibirsk Research Institute of Hygiene, Rospotrebnadzor, 630108, Russia, Novosibirsk, 7 Parkhomenko St., Ph. D., Leading Researcher, tel. (383)343-44-43, e-mail: m.kreimer@yandex.ru
Victor V. Turbinsky
Novosibirsk Research Institute of Hygiene, Rospotrebnadzor, 630108, Russia, Novosibirsk, 7 Parkhomenko St., D. Sc., Director, tel. (383)343-34-01, e-mail: ngi@cn.ru
The regulatory impact assessment of the sanitary legislation on hygiene of water, in conjunction with environmental and planning legislation and technical regulation. It justifies the leading role of sanitary and epidemiological requirements in building regulations and town-planning rules of land use and development. It is shown that territorial and economic planning precedes the development of sanitary norms and rules.
Key words: drinking water, categories of water use, sanitary protection zone, maximum permissible discharge, standards of admissible impact on water objects, town-planning regulations, rules of land use and development.
Роль воды многогранна, что отражается в законодательстве, которое структурировано не только по отдельным интересам водопользователей, но и пониманием глобальной роли круговорота воды в природе и зависимости от него всех остальных форм жизни.
В Водном кодексе Российской Федерации (от 03.06.2006 № 74-ФЗ в ред. от 13.07.2015) многогранная роль воды сконцентрирована в 19 основных понятиях (статья 1). Развитие основных принципов водного законодательства (статья 3) нацелено на поддержание баланса между биологическими и социальными функциями воды. Вода не только основа гомеостаза, но и среда экскреции продуктов катаболизма. Вынос отходов жизнедеятельности флоры, фауны, человека, промышленности в океаны и литосферу для захоронения способствует их обособлению в специфические социальные образования. Поэтому река не может быть чистой, а экология - грязной.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. от 13.07.2015) поверхностные и подземные воды являются компонентами природной среды. При отведении загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16), определяемая нормативными документами (статья 26), регулирующими допустимую антропогенную нагрузку на окружающую среду (статья 27). Таким образом, общество несет экономические расходы за те функции, которые осуществляются круговоротом воды в природе, в интересах окружающей среды. В отраслевых статьях кодекса №№ 40, 42, 43, 43.1 и 51 предусмотрены требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов, которые не должны негативно влиять на окружающую среду.
Интересы человека, как новой (пятой) биогеохимической функции, по В. И. Вернадскому, представлены в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) в статьях о санитарно-эпидемиологических требованиях к водным объектам (ст. 18) и санитарно-эпидемиологических требованиях к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 19). Завершает эту цепочку правового регулирования Федеральный закон «О водопотреблении и водоотведении»
(от 07.12.2011, № 416-ФЗ, в ред. от 29.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).
Анализ эффективности «взаимосвязи» законов в решении возложенных государством на них задач позволяет рассматривать следующие закономерности. Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» берет за основу энциклопедическое описание компонентов природы и регламентирует деятельность по рациональному природопользованию, сохранению благоприятных свойств окружающей среды, экологической безопасности и устойчивого развития, не определяя внешние границы области правоприменения. Поэтому значение экологической роли воды отдельно от других географических сфер не регулируется. Приведенные положения, требующие финансирования, всегда будут ан-тагонистами1 потребительским интересам человека и средствам производства общества.
Водные кодексы РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 30.06.1972 в ред. от 12.03.1980, с изм. от 18.01.1985) и Российской Федерации (от 16.11.1995, № 167-ФЗ, в ред. от 31.12.2005) носили технократический характер, определяя земли водного фонда и мероприятия на водосборных бассейнах. Закон № 74 «Водный кодекс» содержит иное управление водными ресурсами. Территория страны делится на 20 бассейновых округов (статья 20), в которых проводится гидрографическое и водохозяйственное районирование (статья 32) для осуществления инженерно-хозяйственной деятельности по участкам. Формирование участков проводится на основе договора, или решения, или на бездоговорной основе (статья 11) с учетом сложившихся видов водопользования (статьи 43-54). Всего 14 видов водопользования содержат 60 алгоритмов решения комплексного использования и охраны водных объектов (статья 33).
Закон № 416-ФЗ «О водопотреблении и водоотведении» направлен на коммерциализацию отношений между продавцами, изымающими часть водных ресурсов из природы, и потребителями, нуждающимися в ней. Жизненно важный природный ресурс становится напрямую недоступным для населения в надлежащем качестве. Сохранение состава и свойств природной воды нуждается в дополнительном привлечении финансовых средств для санитарной охраны. Коммерциализация делает природный ресурс товаром. Поэтому подача в централизованную водопроводную сеть качественной, т. е. дорогой, питьевой воды ограничивает ее применение в других целях, например, санитарная уборка помещений, смыв содержимого унитазов, полив придомовой территории. Теряется смысл энергетической эффективности путем экономного потребления воды (статья 3).
Значение гигиены воды в территориальном и экономическом планировании приведено в статьях 18 и 19 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», включающих 8 пунктов санитарно-
1 Институты управления, действующие противоположным образом, социально-экономическим целям.
гигиенических требований к водопользованию населения. Совместно с Классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Р 1.1.002-96), они формируют правоприменительную практику санитарного законодательства. Последовательность рассмотрения пунктов статей 52-ФЗ отражает их доказательность документами, принятыми в Р 1.1.002-96, от установления норм в ГН и СН через СанПиН к контролю МУК. СП являются экспертными документами, построенными на основе правоприменительной практики санитарного законодательства по конкретным химическим, биологическим и физическим факторам. Доказательства в санитарном законодательстве строятся на основании МУ.
«Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей» (п. 3, статья 19, 52-ФЗ). В Водном кодексе (статья 3, 74-ФЗ) сохраняется «приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования», как и в статье 133 Водного кодекса 167-ФЗ. Приоритет использования водосборных участков указан в Земельном кодексе (от 25.10.2001 № 136-ФЗ, в ред. от 13.07.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) в части ограничения оборота земельных участков, «в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» (статья 27). Водные участки в исключительных случаях изымаются для государственных или муниципальных нужд, связанных со строительством «объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведе-ния федерального, регионального или местного значения» (статья 49, 136-ФЗ).
В приведенных нормах права человек рассматривается как физическое лицо, а различные коллективы людей - как юридическое лицо. При этом не учитывается, что они находятся на компактных территориях, которые в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований (ОК 033-2013) сведены в 70 типов населенных пунктов. На начало 2015 г. в РФ было зарегистрировано 156 069 поселений, из которых 2/3 составляли деревни, 1/5 часть села, менее 1/5 - поселки и 3,6%- хутора. В рассматриваемой классификации ОКТМО города, в которых проживает основная часть населения России, составляют 0,7 % из общего числа. Остальные 65 типов населенных пунктов встречаются не более 0,4 %. Они отражают особенности экономической деятельности в сельском и лесном хозяйстве, добывающей промышленности, обеспечении деятельности транспорта. Рекреационная деятельность сложилась в 6 типах населенных пунктов.
Санитарно-эпидемиологические требования распространяются на все типы населенных пунктов. Поэтому нормативы права о приоритете питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения для всех типов населенных пунктов должны быть предусмотрены в статье 36 «Градостроительный регламент» Градостроительного кодекса РФ (от 29.12.2004 № 190-ФЗ, ред. на
01.03.2015). Для этого в схемах территориального планирования должны обосновываться инженерные, территориальные и экономические решения по выполнению «санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам», приведенные в статье 18 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В генеральных планах населенных пунктов должны обосновываться инженерные, территориальные и экономические решения по выполнению «санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению», приведенные в статье 19 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
«Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов ..., не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека» (п. 1, статья 18, 52-ФЗ). «Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства» (п. 1, статья 19, 52-ФЗ). Содержание пунктов 1 характеризует лимитирующие признаки вредности для воды питьевых источников и водопроводной сети. Назначение этих са-нитарно-токсикологических постулатов приведено в Методических указаниях по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов (Утверждены зам. министра здравоохранения СССР, Главным гос. санитарным врачом СССР 15.04.1975, № 1296-75).
Принципы нормирования включали следующие положения гигиены воды (с. 10, МУ 1296-75). 1. Прямые исследования санитарного состояния водоемов (экологическая оценка воздействия на окружающую среду) выявляют лишь частный случай реально складывающейся обстановки. 2. Не может быть единого критерия оценки вредного влияния сточных вод на водоем в силу различного характера водопользования. 3. Применяется гигиенический критерий вредности - степень ограничения водопользования, вызванная загрязнением. 4. Для промышленности принимается максимальная концентрация загрязнений в воде водоемов, при которых обеспечиваются безопасные для здоровья условия водопользования. 5. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воде водоемов в качестве гигиенического критерия позволяют отличать уровни загрязнения воды различных питьевых источников или их участков. Для этого определяются три лимитирующих признака вредности: общесанитарный, органолептический и санитарно-токсикологический. ПДК устанавливается по тому признаку вредного действия, которому соответствует наименьший показатель пороговой или подпороговой концентрации (с. 20).
Гигиенические критерии, сведенные в ГН 2.1.5.689-98 и ГН 2.1.5.690-98, позволили выйти на новый уровень понимания закономерностей развития про-
2 Исходное положение данной теории без доказательств в силу очевидности.
138
цесса «доза - время - эффект», изыскания логических моделей: «химическая структура - токсичность» и обоснования ПДК по лимитирующим признакам вредности. Были приняты Методические указания по «Обоснованию гигиенических нормативов химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» из всех источников водоснабжения и водопроводных сетей (с. 3, МУ 2.1.5.720-98, утверждены Минздравом РФ 15.10.1998).
Методическая схема последовательного (этапного) обоснования ПДК в воде питьевых источников (раздел 3) учитывает классификацию опасности веществ, загрязняющих воду (п. 3.1, МУ 2.1.5.720-98). Из множества параметров токсикометрии (около 20), приняты следующие 6 критериев. Методически она развивает схему 1975 г. на основе: а) соотношения между (лимитирующими) признаками вредности; б) абсолютной величины пороговой концентрации хронического опыта; в) соотношения дозы средней летальной к пороговой дозе хронического опыта; д) изученных и установленных отдаленных эффектов; е) стабильности вещества в водной среде.
Из МУ 2.1.5.720-98 вытекают санитарно-эпидемиологические требования к территориальному и экономическому планированию: физико-химическая и производственно-технологическая характеристики вещества (4); оценка стабильности и трансформации веществ в водной среде (5); определение пороговых концентраций по влиянию веществ на органолептические свойства воды (6); экспериментальное установление пороговых концентраций веществ по влиянию на процессы самоочищения водных объектов (7). Гигиенический раздел (охрана здоровья при потреблении воды) обеспечивается следующими исследованиями: установление параметров токсичности веществ в острых опытах на животных (8); установление порога вредного действия при однократном поступлении вещества в организм (9); изучение действия веществ на организм в условиях подострого опыта (10); проведение хронического санитарно-токсикологического опыта (11).
Такой состав исследований отражает научные возможности в изучении влияния негативных факторов среды обитания на здоровье человека, постулированные И. Кантом: «Вне нас мы не можем созерцать время, точно так же как не можем созерцать пространство внутри нас» [1, с. 65]. Изучаемые закономерности развития токсического процесса «доза - время - эффект» в остром, подо-стром и хроническом санитарно-токсикологическом эксперименте отражают «созерцание время» внутри организма в виде органного действия, кумуляции, трансформации, токсикодинамики вредного вещества и развитии специфических эффектов. По ним выводится закономерность «доза - ответ» с обоснованием величины ПДК веществ в воде, где время охватывает интервал всей жизни человека и населения. Максимальная недействующая концентрация по токсикологическому признаку вредности «сопоставляется с пороговыми концентрациями по органолептическому и общесанитарным признакам вредности,
и наименьшая из них принимается в качестве ПДК с указанием соответствующего признака вредности» (п. 12.2, МУ 2.1.5.720-98).
«Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами» (п. 2, статья 18, 52-ФЗ). Многоуровнен-ность организма продолжается средой обитания человека. Поэтому гигиенические критерии ГН 2.1.5.1315-03 «... устанавливают предельные допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования [2, п. 1.2] из ... подземных и поверхностных водоисточников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования, а также питьевую воду и воду в системах горячего водоснабжения» [2, п. 1.3]. Точно также гигиенические критерии ГН 2.1.5.2307-07 [3] устанавливают «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
Для применения гигиенических ПДК и ОДУ необходимо пространство, с которым связано водопотребление и водоотведение и имеются градостроительные участки и условия для технико-экономического обеспечения санитарно-эпидемиологических требований. Состав этих участков определен следующими санитарными правилами и нормами: СанПиН 2.1.5.980-00 для поверхностных питьевых источников, СП 2.1.5.1059-01 для подземных водных источников, СанПиН 2.1.4.1175-02 для нецентрализованного водоснабжения, СанПиН 2.1.4.1074-01 для централизованного водоснабжения и СанПиН 2.1.4.1116-02 для расфасованной (бутилированной) воды.
Гигиенические ПДК и ОДУ, применяемые на любом этапе жизни человека и месте (пространства) водопользования, формализованные в виде санитарных правил и норм, образуют нормативную базу безопасности и (или) безвредности водных объектов, а также формируют содержание прав и обязанностей в смежном экологическом и градостроительном законодательстве.
«Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта» (п. 3, статья 18, 52-ФЗ). Для обоснования санитарно-эпидемиологического заключения необходимо определить пространство применения соответствующих санитарных норм и правил, как продолжение многоуровненности реакций организма человека. Санитарно-эпидемиологическое заключение «. удостоверяет соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств» (статья 1, 52-ФЗ) и выдается по-
сле проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок (статья 42, 52-ФЗ).
Гигиенические требования к охране поверхностных вод СанПиН 2.1.5.980-00 [4], регулируют водоотведение населенных мест и санитарную охрану водных объектов. СанПиН ориентирует на формирование технико-экономического задания на водопользование [4, п. 3.3] при организации водоснабжения и водоот-ведения в интересах здоровья человека. Кодексы Российской Федерации образуют свод нормативно-правовых актов по решению хозяйственных проблем, возникающих при дефиците ресурсов или разнонаправленных интересах к водохозяйственному участку. Водный и градостроительный кодексы России не содержат гидрологические, гидробиологические, гидрохимические и санитарные показатели, образующие предмет правил землепользования и застройки, отраслевого регламентирования и экономического планирования капитальных вложений и последующих эксплуатационных расходов. Без них территориальное планирование не сможет выполнить свои задачи градостроительной деятельности.
Положения санитарных правил и норм обладают определенным постоянством, построены в интересах сохранения здоровья, о чем свидетельствует содержание СанПиН 2.1.5.980-00, Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами (утв. Минздравом СССР, согласованы Госпланом СССР 15.07.1961, № 372-61) и Санитарных правил и норм охраны поверхностных вод от загрязнения (утв. Минздравом СССР 04.07.1988 № 4630-88). Более полувековая практика их применения подтвердила надежность следующих санитарно-эпидемиологических требований. Выделение двух категорий водопользования [4, п. 5.1] в интересах здоровья человека и сохранения самоочищающей способности воды в интересах других видов водопользования [4, п. 4] послужило основой для детализации гидрографического районирования и выделения водохозяйственных участков (ст. 32, 74-ФЗ).
В генеральном плане населенного пункта первая категория водопользования располагается выше по течению, вторая - в черте поселения, а «Место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях» (п. 6.6, СанПиН 2.1.5.980-00).
Первая категория с тремя поясами зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; вторая категория водопользования, формирующая зоны рекреационного назначения в черте населенного пункта и место сброса всех видов сточных вод на водотоке, включая участок реки протяженностью 500 м вниз по течению, где обеспечивается доведение перечисленных стоков до параметров, свойственных реке, предопределяют территориальное и функциональное зонирование населенного пункта. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, приведенные в 17 подпунктах (п. 6, СанПиН 2.1.5.980-00), конкретизируют условия и параметры архитек-
турно-планировочного творчества для достижения сбалансированного устойчивого развития среды обитания человека (ст. 1, 2, 9, 27 и 30, 190-ФЗ).
В СанПиН 2.1.5.980-00 приведены санитарные и микробиологические показатели, конкретизирующие требования к составу и свойству воды водных объектов в контрольных створах и местах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования (прил. 1, обязательное). Установлены гигиенические количественные параметры содержания взвешенных веществ, и водородного показателя (рН). К интегральным относятся природные запах и цветность с пороговым уровнем 2 балла, а к техногенным - запах и окраска, с пороговым уровнем в 1 балл.
В воде питьевых источников контролируется содержание кислорода и его активность, в том числе с участием температуры: растворенный кислород, биохимическое потребление кислорода (БПК5) и химическое потребление кислорода (перманганатная окисляемость) (ХПК). Содержание в воде химических веществ оценивается по ГН 2.1.5.1315-03 и ГН 2.1.5.2307-07 и суммарно по минерализации. Сульфаты и хлориды образуют природное содержание анионов, для которых в настоящее время установлены верхние пределы концентраций. Для современных условий водоснабжения и водоотведения в хозяйственно-питьевой воде источников нормируется содержание возбудителей кишечных инфекций; жизнеспособных яиц гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол); онкосфер тениид и жизнеспособных цисты патогенных кишечных простейших; термотолерантных колиформных бактерий; общих колиформных бактерий и колифагов.
Поверхностные природные источники питьевого водоснабжения необходимо рассматривать как функциональные зоны субъектов Федерации. Приведенные в СанПиН 2.1.5.980-00 две категории водопользования и место выпуска сточных вод, оформленные как пространство применения соответствующих санитарных норм и правил определяют правовой режим земельных участков в границах функциональных зон, утверждаемых территориальным планированием (п. 5. ст. 1 и п. 12, ст. 9, 190-ФЗ). Правила землепользования и застройки должны включать гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов (раздел 6, СанПиН 2.1.5.980-00). Законодательно обоснованные проектные решения, в смысле местной экологии, санитарного состояния воды водоемов и гигиенически безопасного обеспечения водопользования населения, могут быть приняты как градостроительные регламенты (статья 36, 190-ФЗ).
Водопотребление и водоотведение из поверхностных водных объектов осуществляется преимущественно для таких населенных пунктов, как город, рабочий поселок, населенный пункт, поселок городского типа, городской поселок. Для остальных 65 типов населенных пунктов водопотребление может осуществляться из групповых водопроводов или как нецентрализованное водоснабжение в соответствии санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1175-02 [5]. Данный документ является новой редакцией взамен СанПиНа 2.1.4.544-96 и ус-
танавливает гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории [5, п. 1.2]. В качестве водозаборных сооружений используются шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников, что накладывает (добавляет, вносит) санитарно-эпидемиологические требования к организации нецентрализованного водоснабжения из подземных источников [5, п. 1.3].
Водоносные горизонты подразделяются на мелкие (до 8 м) и глубокие (более 100 м) и в зависимости мощности водоносного пласта и потока грунтовых вод определяют тип населенного пункта и водозаборных сооружений для его нецентрализованного водоснабжения. Требования СанПиН 2.1.4.1175-02 распространяются на водоснабжение из восходящих или нисходящих родников (ключей), используемых в неблагоустроенных поселениях или отдельным домовладением. Таким образом, подземные ресурсы воды формируют функциональное зонирование поверхности в схеме территориального планирования. Качество воды нецентрализованного водоснабжения должно соответствовать нормативам по органолептическим, химическим и микробиологическим свойствам. Из-за отсутствия стадии нитрификации дополнительно устанавливается норма содержания нитратов, допускается сухой остаток в пределах 1 000-1 500 мг/л.
Разведанные, обустроенные и эксплуатируемые подземные природные источники питьевого водоснабжения необходимо рассматривать как функциональное зонирование территории муниципальных образований. Действующие на данном пространстве санитарные правила и нормы определяют правовой режим земельных участков в границах функциональных зон, утвержденных территориальным планированием (п. 5, ст. 1 и п. 12, ст. 9, 190-ФЗ). Правила землепользования и застройки выделенных функциональных зон должны включать Требования к проведению дезинфекции шахтных колодцев (приложение 1 к СанПиН 1175-02) и Программу санитарно-гигиенического обследования шахтного колодца (приложение 3 к СанПиН 1175-02), Программу санитарно-гигиенического обследования трубчатого колодца (приложение 4 к СанПиН 1175-02), Программу санитарно-гигиенического обследования каптажа родника (приложение 5 к СанПиН 1175-02).
К числу функциональных зон по СП 2.1.5.1059-01 следует отнести организованные и эксплуатируемые зоны санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов [6, п. 2.4]. В границах ЗСО исключается использование территорий для [6, п. 3.1]: буровых работ; добычи полезных ископаемых; орошения и удобрения сельскохозяйственных полей доочищенными сточными водами и их осадками; закачки в глубокие и продуктивные горизонты жидких отходов; организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов; прокладки магистральных продукто-
проводов; подземные хранилища газа; деятельности в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лечебных подземных вод и округов санитарной охраны курортов; строительства гидротехнических сооружений, изменяющих условия питания и разгрузки подземных вод, и прочих видах хозяйственной и иной деятельности, оказывающих влияние на качество подземных вод.
К числу градостроительных регламентов следует отнести [6, п. 2.4]: регламентирование порядка представления в пользование недр для добычи полезных ископаемых (включая добычу питьевых вод), а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; регламентирование различных видов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод (включая источники нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения), в том числе и на перспективу.
Эффективность применения рассматриваемых санитарных правил в территориальном планировании подтверждается правоприменительной практикой, начиная с СП 1974-79 [7]. Приведенные в них санитарно-эпидемиологические требования обеспечивали гармонию между территориальным планированием и экономической достижимостью посредством инженерно-технических мероприятий по искусственному пополнению подземных вод в целях решения гидрогеологических и санитарно-гигиенических задач, особенно на участках с неудовлетворительным качеством вод питьевых источников.
«Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям» (статья 19, п. 2, ФЗ-52). Большое количество санитарно-эпидемиологических нормативов было принято в части питьевого водоснабжения из поверхностных источников с учетом износа централизованных инженерных систем. Более 10 документов регламентируют требования к качеству воды централизованных систем питьевого и горячего водоснабжения. К числу первых относятся санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (утв. Минздравом СССР 15.11.1988 № 4723-88). Они включали требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию систем централизованного горячего водоснабжения, а также требования к водоподготовке и контролю качества.
Свойства воды в искусственных водотоках (централизованные системы питьевого водоснабжения) существенно отличаются от природных свойств в естественных питьевых источниках, что формировало санитарно-эпидемиологические требования в виде СанПиН 2.1.4.559-96 [8]. Инженерная и санитарная практика обеспечения населения питьевой водой, представленная в МУ 2.1.4.682-97 [9]; МДК 3-02.2001 [10] и МР Госстроя № 24 от 31.03.2000 [11], привела к обновлению и созданию комплексных гигиенических требова-
ний к качеству воды централизованных систем питьевого и горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01 [12]. В новой редакции сохраняется положение о том, что «Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения» [12, п. 2.1].
Водоснабжение и водоотведение относятся к коммунальной инфраструктуре, создаваемой по Программе комплексного развития населенного пункта. Градостроительным кодексом РФ установлено, что схемы водоснабжения и во-доотведения создаются «. в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и . повышения качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения ...» (статья 1, п. 23 190-ФЗ). Поэтому градостроительными регламентами для схем водоснабжения должны быть положения СанПиН 2.1.4.1074-01, в том числе, если «показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1» (п. 2.3).
«Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам» (статья 18, п. 4 часть 2, 52-ФЗ). Все обменные процессы организма человека адаптированы к водной среде, все биохимические нейрофизиологические процессы осуществляются с участием молекул воды и содержащихся в ней природных ионов. Зоны санитарной охраны питьевого источника обеспечивают возможность достижения норм качественного состава питьевой воды и безопасного водопользования населения. В СССР последовательно применялись следующие модели достижения этих условий.
В первые модель ЗСО была принята в 1937 г. [13] и для каждого населенного пункта СССР включала три пояса: первый охватывал территорию, «где находится самый источник водоснабжения, в пределах участков забора воды и расположения водопроводных сооружений»; второй пояс охватывал «территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки» и третий пояс охватывал «смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод». Относительно градостроительной деятельности в первом поясе запрещалось «проживание и временное нахождение лиц, не связанных непосредственно с работой на водопроводных сооружениях, а также какое бы то ни было строительство, за исключением связанного с техническими нуждами самого водопровода», а во втором поясе запрещалось использование территории или источников водоснабжения, если оно могло вызвать качествен-
ное или количественное ухудшение водопользования. Также всем предприятиям запрещался выпуск загрязненных сточных вод в границах ЗСО в пределах всей территории населенного пункта.
Через 45 лет во второй редакции [14] было принято, что ЗСО устанавливается на основе проекта и эксплуатируется на основе плана мероприятий по улучшению санитарного состояния (предупредительный санитарный надзор). Вне зависимости от численности населенного пункта и объемов водопользования устанавливались размеры поясов ЗСО, «в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможности микробного или химического загрязнения, от особенностей санитарных, гидрогеологических и гидрологических условий, а также от характера загрязняющих веществ» [14, п. 1.6].
Практика водопользования и обстоятельства тяготения промышленности к береговой линии реки определили содержание раздела норматива «Назначение поясов ЗСО». Первый пояс относится к строгому режиму «в целях устранения возможности случайного или умышленного загрязнения воды источника в месте нахождения водозаборных и водопроводных сооружений» [14, п. 2.1]. «Второй и третий пояса ЗСО имеют целью предотвращение неблагоприятного влияния на качество и количество воды используемых или предполагаемых к использованию подземных и поверхностных источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения путем осуществления комплекса мероприятий, исходя из местных санитарных условий, гидрогеологических или гидрологических особенностей источников водоснабжения и характера возможного их загрязнения» [14, п. 2.2]. Поэтому их границы рассчитываются с учетом санитарных, гидрологических, гидрогеологических особенностей источников водоснабжения, а различия микробных и химических загрязнений по степени их стабильности в воде и поверхностных источниках водоснабжения [14, п. 2.4]. Учитывая дискуссионный характер отношения к береговой линии, в 1982 г. границы поясов в рассматриваемом документе определялись как декретируе-
3
мые параметры.
Построение ЗСО и выделение поясов предназначено для проведения на этих территориях мероприятий по сохранению сложившихся условий водопользования на день выбора пункта водопользования с вероятным прогнозом (п. 6, № 2640-82). При определении границ 2-го и 3-го поясов для защиты источников питьевого водоснабжения от микробного и химического загрязнения используются характеристики климатического района, а для водотоков скорость течения воды при 95 %-ной обеспеченности и рельеф прилегающей местности. Для подземных источников таким параметром является время продвижения загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
3 Мнение коллегии авгуров (истолковывающих явления) о правильности или неправильности хода ауспиций (природных явлений).
С принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.) ЗСО получили статус санитарных правил и норм и появилась необходимость их редакции в системе санитарного законодательства. Если в 1982 г. проектирование ЗСО проводилось по схеме приложения 1 к ГОСТ 17.1.3.03-77, то в редакции 1995 г. - по Программе изучения источников водоснабжения для установки границ ЗСО (прил. 1 СанПиН 2.1.4.027-95). Впервые помимо инженерно-экологических изысканий в проекте ЗСО текстовая часть проекта должна была содержать характеристику санитарно-гигиенического состояния источников водоснабжения по 30 показателям и не менее трех проб измерения за сезон.
Действующие СанПиН 2.1.4.1110-02 [15] обеспечивают стабилизацию санитарно-эпидемиологической ситуации по водному фактору и градостроительное развитие территории. В то же время градостроительная деятельность должна корректироваться с требованиями закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в части преобразования участков, являющихся ЗСО и поясами со специфическими функциями защиты природных источников воды.
В процессе разработки проекта ЗСО принимается и реализуется План мероприятий по улучшению санитарного состояния территории предупреждения загрязнения источника и дифференцированный режима хозяйственного использования территорий трех поясов [15, п. 1.6]. «Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений» [15, п. 1.9]. В Градостроительном кодексе ЗСО относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, которых в статье 1 п. 4 приведено 8 наименований. Сведение перечисленных интересов в схеме территориального планирования или генерального плана населенного пункта в одно обобщенное понятие ущемляет каждый из них как элемент экологического и санитарно-эпидемиологического регулирования.
По этой причине признан недействующим пункт 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «В границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества во-
4
ды» .
4
Определением Верховного Суда РФ от 25.09.2014 № АПЛ14-393 признан недействующим пункт 3.3.3.4 в части, разрешающей сброс хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после 31.12.2006, промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения (примечание СПС «КонсультантПлюс»).
«Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов» (статья 18, п. 5, 52-ФЗ).
«Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты» (статья 18, п. 4, 52-ФЗ).
Выпуск сточных вод в водотоки и водоемы может осуществляется в соответствии 39 нормативно-методическими документами, принятыми за период с 1959 по 2015 г. Из них 8 рассматривают вопросы санитарной охраны водоемов или требования к инженерному устройству по обеспечению эффективной очистки сточных вод от синтетических поверхностно-активных веществ (утв. Минздравом СССР 05.03.1976 № 1407-76); от загрязнения нефтью (утв. Минздравом СССР 23.04.1976 № 1417-76); от загрязнения пестицидами в связи с применением их в сельском хозяйстве (утв. Минздравом СССР 17.04.1970 № 846-70); от органических загрязнителей (№ 2292-81) и фенолов (№ 1406-76). С 1963 г. осуществляется регламентация устройств и эксплуатации хозяйственно-фекальной канализации (санитарные правила от 06.12.1963 г., № 459-63), обеззараживания городских сточных вод (№ 2664-14-76) и гигиенической регламентации микробного загрязнения воды (№ 4116-86).
В экономическом и территориальном планировании следующие отрасли народного хозяйства характеризовались наибольшими масштабами водопользования, что определило содержание санитарных указаний по охране водоемов от загрязнения сточными водами. В двух методических указаниях по санитарной охране водоемов от загрязнения сточными водами заводов черной металлургии (утв. Зам. главного государственного санитарного инспектора СССР 20.06.1963, № 441-63 и утв. Минздравом СССР 26.05.1976 № 1429-76) дается санитарно-токсикологическая оценка металлургического производства и физико-химического состав сточных вод о превышении показателей потребляемой воды по взвешенным веществам в 10-30 раз, суммарного химического состава в 2-3 раза, железа в 1,5 раза, нефтепродуктов в 32 раза. В совокупности это приводит к росту показателя окисляемости в 6 раз.
В двух методических указаниях по санитарной охране водоемов от загрязнения сточными водами целлюлозно-бумажной промышленности (утв. Зам. Главного государственного санитарного инспектора СССР 22.12.1959 г. № 309-59 и утв. Минздравом СССР 29.12.1978 № 1958-а-78) приводится технология «химической варки древесины» с получением целлюлозы, полуцеллюлозы и дре-
весной массы. Основной расход воды с последующим загрязнением связан с промывкой, очисткой и отбеливанием получаемой продукции. При варке древесины и промывке целлюлозы образуются сточные воды в количестве 30-50 куб. м/т целлюлозы. Санитарную опасность сточных вод целлюлозно-бумажной промышленности косвенно можно оценить по окисляемости (до 5 500 мг/л 02), БПК5 (до 450 мг/л 02) и плотности остатка до 6 000 мг/л.
В методических указаниях по санитарной охране водоемов от загрязнения сточными водами предприятий угольной промышленности. (утв. Минздравом СССР 30.06.1976 № 1435-76) приводятся источники образования сточных вод: шахтный водоотлив, сточные воды углеобогатительных фабрик и открытых разработок угля (карьеров, разрезов). Они насыщены флотореагентами, пустой породой и угольной массой. Химический состав разнообразен месторождением и залеганием углей и водоносных горизонтов.
Из 39 документов более половины (21) можно отнести к двум классам по охране водоемов при выпуске сточных вод. В числе первых применялись Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами [16]. «Условия спуска сточных вод в водоемы определяются с учетом степени возможного смешения и разбавления сточных вод с водой водоема на пути от места выпуска сточных вод до створа ближайших пунктов питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования» [16, п. 10]. Допустимое количество сброса вредных веществ (лимит) определялось с учетом перспектив развития производства, установленных предельно допустимых концентраций [16, прил. 2, 4 и 5], требований к составу и свойствам воды у пунктов питьевого и культурно-бытового водопользования и водоемов, используемых в рыбохо-зяйственных целях [16, прил. 1 и 3]. Расчет необходимой степени очистки сточных вод проводится по данным о наименее благоприятных условиях смешения в водоисточнике [16, п. 38]. Для определения кратности разбавления рекомендовались использовать среднечасовые расходы воды водоема и среднечасовые расходы фактического периода спуска сточных вод [16, п. 39].
Дальнейшее развитие нормативов предельно допустимого сброса (ПДС) сточных вод [17] включает эффекты суммации в воде водных объектов нескольких веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности и с учетом примесей, поступивших в водоем или водоток от вышерасположенных выпусков [17, п. 21].
В 1989 г. Госкомприроды СССР утверждена Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты. НДС рассматривается как «масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. НДС устанавливаются с учетом ПДК в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды» (ГОСТ 17.1.1.01-77).
Экономика, основанная на ресурсной деятельности, привела к необходимости принятия нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВ). В целях «сохранения или улучшения состояния экологической системы в пределах водных объектов или их участков», путем «сведения к минимуму последствий антропогенных воздействий, создающих риск возникновения необратимых негативных изменений в экологической системе водного объекта» [18, п. 4]. НДВ включают следующие группы показателей (п. 15): а) привнос химических и взвешенных минеральных веществ; б) привнос микроорганизмов; в) привнос тепла; г) привнос воды; д) забор (изъятие) водных ресурсов; е) привнос радиоактивных веществ. НДВ «устанавливаются для критических условий водности, при которых нормируемый вид воздействия наиболее сильно влияет на водный объект...» [18, п. 16]. НДВ, устанавливающие безопасные уровни содержания загрязняющих веществ для «данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки» предназначены для разработки норм допустимых сбросов веществ и микроорганизмов [19, п. 20]. В экономическом и территориальном планировании должно выполняться неравенство НДС + Lim < 0,8 НДВ, где НДС - разрабатываемый норматив, Lim - уже имеющийся допустимый сброс, допустимо возможный для данного участка реки. При установлении НДС для конкретного источника резервируется 1/5 часть НДВ на перспективу развития.
С. Н. Черкинский, создавший основы санитарного водного законодательства, в том числе МУ 1296-75, в 1977 г. сформулировал значение гигиены воды, актуальное и в настоящее время [20, с. 19]. Гигиенические нормы в виде ПДК формируют основы в изменении технологических и технических приемов водопользования и уменьшения количества сточных вод. Должен сохраняться приоритет условий водопользования в интересах здоровья населения и развития народного хозяйства. Спуск сточных вод не должен ограничивать безопасное и целесообразное водопользование. Правила землепользования и застройки не должны привести к ограничению водопользования.
Приведенные санитарно-эпидемиологические требования, а также правила и нормы по их достижению определяют содержание экономического и территориального планирования. Стоимостная оценка в виде ресурсных и экологических платежей за водопользование, а также кадастровая стоимость могут регулироваться в интересах государства, но они ничтожны5 в интересах устойчивого развития общества [21, 22].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения. В 8-ми т. Т. 3. - М. : Чоро, 1994. -
741 с.
2. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования: ГН 2.1.5.1315-03.
5 Правовой термин, Гражданский кодекс РФ ст. 12, 53.1, 166.
150
Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.04.2003 [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования: ГН 2.1.5.2307-07. Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.12.2007 (ред. от 16.09.2013) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Гигиенические требования к охране поверхностных вод: СанПиН 2.1.5.980-00. Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 (с изм. от 04.02.2011 и 25.09.2014) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения: СанПиН 2.1.4.1175-02. Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2002 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения: СП 2.1.5.1059-01. Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001 [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого назначения. Утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 26.03.1979 № 1974-79 [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества: СанПиН 2.1.4.559-96. Утв. Постановлением Госкомсан-эпиднадзора РФ от 24.10.1996 № 26 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Методические указания по внедрению и применению санитарных правил и норм: СанПиН 2.1.4.559-96 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. МУ 2.1.4.682-97. Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.12.1997 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации. МДК 3-02.2001. Утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Методические рекомендации по обеспечению выполнения требований санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества на водопроводных станциях при очистке природных вод». Согласованы с Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России от 21.03.2000 г. № 111-10/07-04 и утверждены постановлением Госстроя России от 31 марта 2000 г. № 24 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения: СанПиН 2.1.4.1074-01. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 (ред. от 28.06.2010) [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения: постановление ЦИК СССР № 96, СНК СССР № 834 от 17.05.1937 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 18.12.1982 № 2640-82 [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения: СанПиН 2.1.4.1110-02. Утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Утв. Министром здравоохранения СССР по поручению Совета Министров СССР. Согласованы с Госпланом СССР 15.07.1961, № 372-61 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Утв. Мин-водхозом СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР, Минрыбхозом СССР 16.05.1974 № 1166-74 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты: приказ МПР РФ от 12.12.2007 № 328 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей: приказ МПР России от 17.12.2007 № 333 (ред. от 29.07.2014) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Черкинский С. Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы. Изд. 5-е, пе-рераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1977. - 224 с.
21. Креймер М. А. Экономическое и территориальное планирование по законам биогеохимической деятельности и в пределах санитарно-эпидемиологических требований // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 2 (26). - С. 77-93.
22. Креймер М. А. Экономические и территориальное планирование по законам биогеохимической деятельности и в пределах санитарно-эпидемиологических требований // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 3 (27). - С. 146-163.
Получено 10.11.2015
© Е. М. Трофимович, М. А. Креймер, В. В. Турбинский, 2015