[гиена и санитария 3/2014
of adaptive immunity at microwave radiation exposure . Radiobi-ologiya. 1991; 31(5): 718-21 (in Russian).
38. SanPiN 2963-84. Time sanitary norms and rules of protection of the population from exposure of the electromagnetic fields created radio engineering objects [SanPiN 2963-84. Vremennye sanitarnye normy i pravila zashchity naseleniya ot vozdeystviya elektromagnitnykh poley, sozdavaemykh radiotekhnicheskimi ob”ektam]. Moscow; 1984 (in Russian).
39. Grigoriev Yu., Grigoriev O., Ivanov A., Liginskaja A., Merku-lov A., Shagina N. et al. A confirmation studies of soviet research on immunological effects of microwaves: Russian immunology results . Bioelectromagnetics. 2010; 31(8): 589-602.
40. SanPiN 2.1.8/2.2.4.1383-03. Hygienic requirements to accommodation and operation of transmitting radio engineering objects [SanPiN 2.1.8/2.2.4.1383-03. Gigienicheskie trebovaniya k razmeshcheniyu i ekspluatatsii peredayushchikh radiotekh-nicheskikh ob”ektov]. Moscow; 2003 (in Russian).
41. Establishing a dialogue on risks from electromagnetic fields. Geneva: WHO; 2002.
42. WHO. Electromagnetic fields and public health. Mobile phones. Fact sheet/193, May 2010.
Поступила 11.02.13 Received 11.02.13
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.445:349.6
Лопатин С.А.1, Редько А.А.2, Терентьев В.И.1
ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОИСТОЧНИКА
ЮАО «Водоканал-инжиниринг», 196128, Санкт-Петербург; 2Инженерно-экономический университет, 197101, Санкт-Петербург
В санитарном законодательстве, регулирующем процедуру и порядок утверждения проектов зон санитарной охраны (ЗСО) водных объектов, существуют нормативные пробелы. Вместе с тем природные комплексы, на которых организуется водозабор, должны иметь особый экологический статус, играющий существенную роль в создании условий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье человека. В статье даны некоторые рекомендации по совершенствованию санитарного законодательства. Так, в СанПиН 2.1.4.1110-02, а также в Водном кодексе РФ не в полной мере учтены положения ряда федеральных законов, которые касаются защиты водных объектов. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» создает правовую основу для повышения статуса ЗСО водоисточников путемрасши-рения перечня особо охраняемых природных территорий, включив в него ЗСО.
Ключевые слова: зоны санитарной охраны водоисточников питьевого назначения; особо охраняемые природные территории; Ладожское озеро; река Нева; Генеральная схема водоснабжения и водоотведения Ленинградской области, санитарное законодательство.
S. A. Lopatin1, A. A. Redko2, V. I. Terentyev1 - THE FEATURES OF THE ESTABLISHMENT OF ZONES OF SANITARY PROTECTION OF THE WATER SOURCE
1Joint-stock company “Vodokanal-Engineering, Saint-Petersburg, Russian Federation, 196128
2Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics, Saint-Petersburg, Russian Federation, 191023
There are regulatory gaps in sanitary laws, which specify the procedure of approval of projects of sanitary protection zones (SPZ) of water objects. It goes without saying that natural complexes, where water intake is organized, should have a special ecological status, which plays a substantial role in the creation of favorable conditions for human health. Some recommendations are given to improve sanitary legislations. Sanitary regulations and standards (SanPin) 2.1.4.1110-02 as well as the Water Code of the Russian Federation do not fully take into account the statements of some Federal laws regarding the protection of water objects. E.g. according to the Federal law No 33- FL of 14.03.1995 “On specially protected natural reservations” there is a legal base for increasing the status of SPZ of water sources by enlarging the list of Specially Protected Natural Reservations by including SPZ therein.
Key words: sanitary zone of drinking water sources; specially protected natural reservations (SPNR); Lake Ladoga;
Neva river; General Scheme of water supply and water disposal in the Leningradskaya region; sanitary legislations.
В России зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников организованы в соответствии с требованиями отечественного законодательства только в 4% субъектов. В 40% субъектов приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок утверждения проектов ЗСО, но ЗСО не организованы, а в 31% субъектов лишь подготовлены подобные проекты [13].
В Ленинградской области для централизованного водоснабжения используются 1213 источников, но из них только 20% имеют разработанные и согласованные с органами Роспотребнадзора проекты ЗСО [2, 3]. В Коми-
для корреспонденции: Лопатин Станислав Аркадьевич, waterspb@vodokanaleng . ru
тете по природным ресурсам Ленинградской области, на который возложена государственная услуга по рассмотрению и утверждению проектов ЗСО, с 2008 г. эту процедуру осуществили только в отношении 80 проектов ЗСО водоисточников, том числе в 2011 г. 35 проектов ЗСО [6].
Отсутствие утвержденных проектов ЗСО с необходимыми расчетами размеров второго и третьего поясов приводит к неконтролируемому использованию территории, прилегающей к водоисточнику, химическому и микробному загрязнению водоносного горизонта либо поверхностного водоема и, как следствие, к существенному ухудшению качества воды в водоисточнике. По данным специалистов Роспотребнадзора по Ленинградской области, на долю проб воды из поверхностных
16
источников централизованного питьевого водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, в 2011 г. приходилось соответственно 55,8 и 41,6%. Подземные воды в области имели более высокое качество: в 2011 г. доля проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, составляла соответственно 40 и 14,5% [3].
Причин существования подобной ситуации несколько. Во-первых, отсутствует единый механизм, определяющий процедуру и порядок утверждения проектов ЗСО водных объектов. В результате в каждом субъекте РФ существует свой алгоритм организации ЗСО, определены различные органы исполнительной власти субъекта, ответственные за их утверждение. Например, в Ленинградской области государственная услуга по рассмотрению и утверждению проектов ЗСО водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, возложена на Комитет по природным ресурсам, в Республике Карелия - на Министерство по природопользованию и экологии, в Краснодарском крае - на Департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений, в Хабаровском крае - на Министерство жилищнокоммунального хозяйства. В существующем федеральном законодательстве приводится заключительный этап оформления ЗСО в следующей формулировке: «...проект ЗСО источников водоснабжения утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам» (ст. 18 ФЗ № 52 и ст. 43 Водного кодекса РФ). В Минздраве России подготовлен проект закона «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с целью принять основной подзаконный акт на федеральном уровне, наделив Правительство РФ полномочиями по установлению единого порядка утверждения проектов ЗСО водных объектов. В проекте закона предлагается ст. 18 (второй абзац 4-й части) Федерального закона № 52 дополнить словами: «в порядке, установленном Правительством РФ».
Во-вторых, имеются существенные недостатки в информационном взаимодействии в интересах организации и функционирования ЗСО органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан. По этой причине в Ленинградской области, как, видимо, и в других субъектах РФ, отсутствует доступный для пользователей Реестр утвержденных проектов ЗСО. В соответствии с требованиями приказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 22.07.11 № 32 заверенные копии Распоряжений об утверждении проекта ЗСО направляются в адрес администрации органа местного самоуправления соответствующего поселения для нанесения границ ЗСО на генеральный план поселения. Однако сведения о реализации данного требования разработчиками генпланов в официальных документах не приводятся.
Роспотребнадзор на федеральном уровне ведет Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, в том числе заключений на ЗСО источников водоснабжения (электронный адрес: http://fr.crc.ru/doc). В этом банке данных имеются доступные для пользователей заключения Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и заклю-
чения по другим субъектам РФ на ЗСО источников водоснабжения. При этом остается неизвестным, в какой степени «работает» в интересах организации ЗСО водоисточников Государственный водный реестр [12].
В постановлении Правительства РФ [10, 11] ведение реестра возложено на Федеральное агентство водных ресурсов. В раздел «Водопользование» реестра должны включаться на безвозмездной основе сведения о водоохранных зонах и зонах с особыми условиями их использования. Например, органы местного самоуправления обязаны сообщать о режимах особой охраны водных объектов, расположенных в границах ЗСО, и т. п., а федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека - о санитарноэпидемиологической обстановке на водных объектах.
В приказе МПР РФ от 21.08.07 № 214 [12] уточняется состав предоставляемых органами местного самоуправления сведений о режимах особой охраны для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения: наименование водного объекта, его идентификационный номер, статус охранной зоны, реквизиты акта, которым она установлена, координаты ЗСО, ширина, площадь, режим охраны, особые отметки (наименование и местоположение водозабора, его характеристики). Однако подобного рода информационные потоки отсутствуют или функционируют неэффективно.
В-третьих, имеются пробелы в нормативно-правовом обеспечении ЗСО водоисточников. Существующие в правовом поле недостатки связаны в первую очередь с несовершенством по ряду критериев СанПиН 2.1.4.1110— 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Формально ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения являются объектами технического регулирования [14], а фактически документ не имеет надлежащего законодательного статуса и подобно многим другим нормативным правовым актам санитарного профиля не выполняется или реализуется не в полном объеме. Далее, СанПиН 2.1.4.1110-02 не скорректирован и даже противоречит некоторым федеральным законам, которые регламентируют мероприятия по защите водных объектов. Например, в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ст. 2) перечисляются категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и отмечается, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные категории ООПТ, т. е. существует правовая основа для расширения перечня ООПТ и включения в него ЗСО источников водоснабжения, так как, по определению, ООПТ - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Несомненно, что объекты, связанные с добычей, обработкой и транспортировкой питьевой воды, и собственно вода имеют или должны иметь особый экологический статус, играющий важную роль в достижении благоприятного воздействия на человека.
В п. 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 отмечено, что в генеральных планах застройки населенных мест ЗСО источников водоснабжения должны указываться на схеме
17
[гиена и санитария 3/2014
планировочных ограничений. Однако в документе не приводится порядок информационного взаимодействия заинтересованных сторон. Вместе с тем в ст. 14 Градостроительного кодекса (№190-ФЗ от 29.12.04) указывается, что на картах, содержащихся в схеме территориального планирования субъекта РФ, отображаются границы ООПТ, границы зон с особыми условиями использования территории, к которым в ст. 1 отнесены «зоны охраны источников питьевого водоснабжения». Следовательно, в СанПиН не реализована важная норма, принятая на законодательном уровне, а существующая в п 1.9 формулировка в большей степени носит не обязательный, а рекомендательный характер.
В документе также не приведены требования к методике определения размеров второго и третьего пояса ЗСО. Как известно, при установлении размеров второго пояса ЗСО подземного источника используются критерии, которые можно отнести к категории «весьма расплывчатых»: параметры геомиграции, гидрогеологические особенности водоносного горизонта (коэффициент фильтрации, активная пористость, уклон естественного потока и др.), а также время выживаемости микроорганизмов, положенное в основу расчетов пределов времени продвижения микроорганизмов с границ второго пояса (возможного места загрязнения) до водозабора. В ХХ веке при определении границ второго пояса ориентировались на выживаемости во внешней среде бактерий кишечной палочки. Однако к настоящему времени имеются данные о более продолжительной выживаемости в воде не бактерий, а кишечных вирусов [5, 15]. Максимальные сроки инфекционной активности вирусов в воде поверхностных водоисточников колеблются от 3 мес (вирусы Коксаки В) до 10 (вирусы гепатита А) и 12 мес (вирусы Коксаки А). Причем в воде подземных водоисточников выживаемость и инфекционная активность выше по сравнению с поверхностными водоемами. Поэтому следует пересмотреть в сторону увеличения такие критерии, как время выживаемости микроорганизмов, время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору, время пробега микробного загрязнения по основному (поверхностному) водотоку и его протокам к водозабору.
СанПиН 2.1.4.1110-02 необходимо также совершенствовать с учетом ранее опубликованных замечаний и предложений [1, 4, 8, 19].
В-четвертых, мероприятия по организации ЗСО водоисточников достаточно дорогостоящие. Однако большинство организаций, владеющих водозаборами, не заинтересованы в своевременном оформлении ЗСО, а адекватный механизм их принуждения отсутствует. Недостаточное финансирование работ по разработке ЗСО также не способствует улучшению ситуации.
Мероприятия по организации ЗСО можно условно разделить на две группы: 1-я группа - меры, связанные с подготовкой проекта ЗСО водоисточника; 2-я группа - меры, направленные на обеспечение ЗСО. Если на финансирование 1-й группы мер необходимо до 2 млн руб., то расходы на 2-ю группу - на один или на несколько порядков выше. Например, предварительные расчеты показали, что для подготовки проекта ЗСО водозаборов на Ладожском озере, предусмотренных Генеральной схемой водоснабжения и водоотведения Ленинградской области, необходимо около 1,5 млн руб. Для выполнения в течение года водоохранных мероприятий на территории ЗСО трех водозаборов, расположенных в Ленинградской области (города Волосово, Выборг,
Кингисепп), в долгосрочной целевой программе предусмотрено 40,7 млн руб. [9]. В Санкт-Петербурге существующие на Неве водозаборы (СВС, ЮвС, ГВс, ВВС) не имеют официально утвержденных 2-го и 3-го поясов ЗСО, а их проекты имеют ряд особенностей: расположение границ ЗСО включает территории 25 населенных пунктов, в том числе Санкт-Петербурга, территории более 170 промышленных предприятий, которые существенно влияют на качество воды в Неве и ее притоках. На территории ЗСО размещены кладбища (Никольское, Киновское, Георгиевское, в пос. Усть-Ижора, Колпино) общей площадью более 2 км2 и имеет место непрекращающаяся застройка различными объектами прибрежной полосы Невы. В число основных и весьма затратных в финансовом отношении водоохранных мероприятий в проекте ЗСО водозаборов города планировалось включить: выполнение Программы развития водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга; ликвидация выпусков промышленных предприятий мегаполиса путем их переключения в городской коллектор, строительство локальных очистных сооружений (ОС) сточных вод, реконструкция существующих на объектах города ОС; реконструкция существующих и строительство новых ОС на объектах Ленинградской области; ликвидация полигона «Красный Бор»; сбор и очистка поверхностных и дренажных вод на территории кладбищ, ликвидация несанкционированных свалок и др. Ориентировочная стоимость работ составляет несколько десятков миллиардов рублей [16].
Таким образом, анализ нормативно-правовой базы ЗСО водоисточников позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. Вследствие отсутствия ЗСО значительное число водозаборов не защищено от антропогенных загрязнений различной природы. В результате не соблюдается специальный режим на территориях и в акваториях ЗСО, а в условиях устойчивой тенденции к постоянному их загрязнению ЗСО не является объектом, на котором осуществляется весь комплекс профилактических мер, имеющих целью улучшение и сохранение санитарного и экологического состояния соответствующих участков земли, водных объектов и воздушного пространства над ними.
2. СанПиН 2.1.4.1110-02 нуждается в совершенствовании, в том числе в гармонизации с существующими федеральными законами, европейским водным законодательством (Директива 2000/60), для того чтобы мероприятия по предотвращению ухудшения качества природной воды, а также по реабилитации водоисточников имели четкий, системный и безусловный характер.
3. В санитарном и водном законодательстве необходимо повысить статус ЗСО водозаборов до уровня особо охраняемых природных территорий, что позволит в полном объеме учитывать водоохранные мероприятия в генеральных планах застройки населенных мест (на схемах планировочных решений).
4. Для улучшения нормативно-правового обеспечения ЗСО целесообразно внести поправки в Водный кодекс РФ, федеральные законы: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О водоснабжении и водоотведении», «Об экологической экспертизе», используя административный ресурс, заложенный в «План пересмотра действующих нормативных документов санитарного законодательства», утверждаемый главным государственным санитарным врачом РФ.
5. Разработать предложения в региональную целевую
18
программу «Развитие водохозяйственного комплекса в Ленинградской области в 2013-2020 годах», направленные на подготовку и утверждение в течение семи лет ЗСО всех водоисточников региона.
Приведенные выше предложения и возможность их практического выполнения планируется проверить в процессе реализации Генеральной схемы водоснабжения и водоотведения Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области 21.10.08 № 322. Важнейшим элементом Генеральной схемы является водозабор, место которого определено на Ладожском озере на расстоянии 3,5 км от берега между мысом N и мысом P (основной водозабор) и в 19 км севернее мыса R (резервный водозабор) [16]. Согласованный и утвержденный поверхностный источник водоснабжения характеризуется минимальным числом объектов, загрязняющих акваторию и прибрежную полосу Ладожского озера [7, 17, 18]. Специалисты Комитета по природным ресурсам Ленинградской области оценивают качество пелагической части акватории озера как не выходящее за пределы геоэкологических норм и даже заявляют о возможности использования ладожской воды для питьевого водоснабжении без специальной водоподготовки [6]. Для выполнения требования Градостроительного кодекса РФ (п. 6, ст. 14) об отображении на схеме территориального планирования границ с особыми условиями использования территорий предлагается направить утвержденные проекты ЗСО водоисточника в Градостроительный совет Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, чтобы обязать разработчиков градостроительной документации принимать планировочные решения, связанные с проектированием ЗСО водозабора на Ладожском озере, с позиций требований, предъявляемых к статусу ООПТ.
Также перспективным представляется рассматривать Ладожское озеро в качестве стратегического водоисточника для Северо-Западного региона, а оформление официального нормативного акта по организации водозаборов (основного и резервного) осуществлять на уровне специального документа, утверждаемого главным государственным санитарным врачом РФ, подобного существующему и регламентирующему ЗСО водоисточников Москвы (СП 2.1.4.1075-01). В случае своевременного придания необходимого статуса ЗСО водозаборов на Ладожском озере водоохранные мероприятия потребуется планировать и проводить в минимальном объеме.
Литер атура
1. Бивалькевич А.И., Трофимович Е.М., Багаев Ю.Г., Новошин-цев В.Н. Проектирование зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов. Водоснабжение и санитарная техника. 2009; 3: 16-8.
2. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Ленинградской области в 2010 году. СПб.; 2011 [электронный ресурс].
3. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Ленинградской области в 2011 году. СПб.; 2012 [электронный ресурс].
4. Лопатин С.А., Терентьев В.И., Терентьев А.В. О нормативноправовом обеспечении зон санитарной охраны водоисточников. Водоочистка. Водоподготовка. Водоснабжение. 2011; 4: 4-9.
5. МУК 4.3.2030-05. Санитарно-вирусологический контроль эффективности обеззараживания питьевых и сточных вод УФ-облучением. М.; 2005.
6. Об экологической ситуации в Ленинградской области в 2011 году. Доклад Комитета по природным ресурсам Ленинградской области. СПб.; 2012. [электронный ресурс].
7. Пасяда Н.И., Терентьев В.И., Лопатин С.А. Использование водных ресурсов Ладожского озера для интеграции России в европейское водное хозяйство на основе создания и развития Генеральной схемы водоснабжения и водоотведения Ленинградской области. В кн.: Сборник материалов к тематическому заседанию СПб секции образования и развития РАЕН «Экологическое образование и безопасность жизнедеятельности» (30 сентября-1 октября 2010 г., Санкт-Петербург). СПб.; 2010: 4-11.
8. Плитман С.И., Беспалько Л.Е., Ибрагимова И.Т., Кошенков В.Н. К вопросу оптимизации санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Водоочистка. Водоподготовка. Водоснабжение. 2009; 3: 13-5.
9. Постановление Правительства Ленинградской области от 07.10.2011 № 323 «О долгосрочной целевой программе «Чистая вода Ленинградской области» на 2011-2017 годы». СПб; 2011.
10. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра». Положение о ведении государственного водного реестра. М.; 2007.
11. Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра». М.; 2007.
12. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 21.08.2007 № 214 «Об утверждении порядка представления и состав сведений, представляемых органами местного самоуправления, для внесения в государственный водный реестр». М.; 2007.
13. Проект Федерального закона от 18 января 2011 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». О внесении изменений в статью Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». М.; 2011 [электронный ресурс].
14. Рахманин Ю.А., Жолдакова З.И., Синицына О.О. и др. Системный подход к обеспечению безопасного водопользования в проекте федерального закона - технического регламента «О безопасности водных ресурсов водных объектов в местах водопользования и водоотведения, питьевой воды, а также процессов водоснабжения». В кн.: Материалы 8-го Международного конгресса «Вода: экология и технология». ЭКВАТэК-2008. [электронный ресурс].
15. Терентьев В.И. Система экологически безопасного водоснабжения и водоотведения городов и населенных мест (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. дис. ... д-ра техн. наук. М.; 2006.
16. Терентьев В.И., Лопатин С.А. Ладожское озеро как наиболее перспективный водоисточник Северо-Западного региона. Чистая вода: проблемы и решения. 2012; 1-2: 88-95.
17. Терентьев В.И., Лопатин С.А., Краснобородько К.И. Концептуальные основы совершенствования водоснабжения и водоотведения в Ленинградской области. В кн.: Сборник докладов конференции Международной водной ассоциации (IWA) «Водоподготовка и очистка сточных вод населенных мест в XXI веке: Технологии, проектные решения, эксплуатация станций» (2-4 июня 2010 г., Россия, Москва). М.; 2010. [электронный ресурс].
18. Терентьев В.И., Сысин И.Е., Лопатин С.А. Концептуальные направления совершенствования водоснабжения в Ленинградской области. Вестник Российской академии естественных наук. Санкт-Петербургское отделение образования и развития науки. 2009; 13 (2): 83-6.
19. Турбинский В.В., Трофимович Е.М., Хмелев В.А. Совершенствование санитарного законодательства по использованию трансграничных и пограничных источников питьевого водоснабжения. Гигиена и санитария. 2012; 1: 87-92.
19
[гиена и санитария 3/2014
References
1. Bival’kevich A.I., Trofimovich E.M., Bagaev Yu.G., Novoshint-sev V.N. Design of zones of sanitary protection of water sources and waterpipes. Vodosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika. 2009; 3: 16-8.
2. Doklad o sanitarno-epidemiologicheskoy obstanovke v Lenin-gradskoy oblasti v 2010 godu. [Report on the epidemiological situation in the Leningrad region in 2010]. St. Petersburg; 2011. [electronic resource].
3. Doklad o sanitarno-epidemiologicheskoy obstanovke v Lenin-gradskoy oblasti v 2011 godu. [Report on the epidemiological situation in the Leningrad region in 2011]. St. Petersburg; 2012. [electronic resource].
4. Lopatin S.A., Terent’ev VI., Terent’ev A.V About normative and legal provision of sanitary protection zones of water sources . Vo-doochistka. Vodopodgotovka. Vodosnabzhenie. 2011; 4: 4-9.
5. MUK 4.3.2030-05. Sanitarno-virusologicheskiy kontrol’ ef-fektivnosti obezzarazhivaniya pit’evykh i stochnykh vod UF-oblucheniem.[Sanitary and virological monitoring of the effectiveness of disinfecting drinking water and wastewater by UV irradiation]. Moscow; 2005.
6. Ob ekologicheskoy situatsii v Leningradskoy oblasti v 2011 godu. Doklad Komiteta po prirodnym resursam Leningradskoy oblasti. [On the environmental situation in the Leningrad region in 2011. Report of the Committee on Natural Resources of the Leningrad Region]. St. Petersburg; 2012. [electronic resource].
7. Pasyada N.I., Terent’ev VI., Lopatin S.A. Use of water resources of Lake Ladoga to integrate Russia into the European water sector through the creation and development of the General Scheme of water supply and sanitation of the Leningrad region. In: Sbornik materialov k tematicheskomu zasedaniyu SPb sektsii obrazovaniya i razvitiya RAEN «Ekologicheskoe obrazovanie i bezopasnost’ zhiznedeyatel’nosti» (30 sentyabrya-1 oktyabrya 2010 g., Sankt-Peterburg). [Collection of the thematic section of St. Petersburg meeting of education and development of RANS «Environmental education and life safety»] (September 30-Oc-tober 1, 2010, St. Petersburg); 2010: 4-11.
8. Plitman S.I., Bespal’ko L.E., Ibragimova I.T., Koshenkov VN. By the optimization of sanitary-epidemiological examination of projects sanitary protection zones of sources of drinking water. Vodoochistka. Vodopodgotovka. Vodosnabzhenie. 2009; 3: 13-5.
9. Postanovlenie Pravitel’stva Leningradskoy oblasti ot 07.10.2011 № 323 «O dolgosrochnoy tselevoy programme «Chistaya voda Leningradskoy oblasti» na 2011-2017 gody». [Resolution of the Government of Leningrad region from 07.10.2011 № 323 «On the long-term target program» Clean Water of the Leningrad region «for 2011-2017.» St. Petersburg]. St. Petersburg; 2011.
10. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 28.04.2007 № 253 «O poryad-ke vedeniya gosudarstvennogo vodnogo reestra». Polozhenie o vedenii gosudarstvennogo vodnogo reestra. [Government Decree of 28.04.2007 № 253 «On the Procedure for State Water registry.» Regulation on the jurisdiction of the State Water registry]. Moscow; 2007.
11. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 28.04.2007 № 253 «O poryad-
ke vedeniya gosudarstvennogo vodnogo reestra». [Government Decree of 28.04.2007 № 253 «On the Procedure for State Water Registry»]. Moscow; 2007.
12. Prikaz Ministerstva prirodnykh resursov RF ot 21.08.2007 № 214 «Ob utverzhdenii poryadka predstavleniya i sostav sve-deniy, predstavlyaemykh organami mestnogo samoupravleniya, dlya vneseniya v gosudarstvennyy vodnyy reestr». [Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation from 21.08.2007 № 214 «On approval of the presentation and structure of the data provided by local authorities, for inclusion in the State Register of water»]. Moscow; 2007.
13. Proekt Federal’nogo zakona ot 18 yanvarya 2011 g. «O sanitar-no-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya». O vnesenii izmeneniy v stat’yu Federal’nogo zakona ot 30 marta 1999 g. № 52-FZ «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya». Draft Federal Law of 18 January 2011 «On the sanitary-epidemiological welfare of the population.» On Amending the Federal Law article from March 30, 1999 № 52-FZ «On the sanitary-epidemiological welfare of the population». Moscow; 2011. [electronic resource].
14. Rakhmanin Yu. A., Zholdakova Z.I., Sinitsyna O.O. i dr. Systematic approach to ensure the safe use of water in the federal bill - technical regulation «On water security water bodies in areas of water use and sanitation, drinking water and process water.» In: Proceedings of the 8th International Congress «Water: Ecology and Technology» [Materialy 8-go Mezhdunarodnogo kongressa «Voda: ekologiya i tekhnologiya».]. EKVATEK-2008. [electronic resource].
15. Terent’ev VI. Sistema ekologicheski bezopasnogo vodosnab-
zheniya i vodootvedeniya gorodov i naselennykh mest (na prim-ere Sankt-Peterburga). [System of environmentally safe water and sanitation cities and settlements (for example, St Petersburg)]: Diss..Moscow; 2006.
16. Terent’ev VI., Lopatin S.A. Ladozhskoe ozero kak naibolee per-spektivnyy vodoistochnik Severo-Zapadnogo regiona . Chistaya voda: problemy i resheniya. [Lake Ladoga as the most promising water source of Northwest region. Clean water: problems and solutions.]. 2012; 1-2: 88-95.
17. Terent’evVI., Lopatin S.A., Krasnoborod’ko K.I. Kontseptual’nye osnovy sovershenstvovaniya vodosnabzheniya i vodootvedeniya v Leningradskoy oblasti. V kn.: Sbornik dokladov konferentsii Mezhdunarodnoy vodnoy assotsiatsii (IWA) «Vodopodgotov-ka i ochistka stochnykh vod naselennykh mest v KhKhI veke: Tekhnologii, proektnye resheniya, ekspluatatsiya stantsiy» (2-4 iyunya 2010 g., Rossiya, Moskva). M.; 2010. [электронный ресурс].
18. Terent’ev V I., Sysin I. E., Lopatin S. A. Conceptual basis for improvement of water supply and sanitation in the Leningrad region. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk . Sankt-Peterburgskoe otdelenie obrazovaniya i razvitiya nauki. 2009; 13 (2): 83-6.
19. Turbinskiy V V, Trofimovich E. M., Khmelev V A. Improving health legislation on transboundary and border sources of drinking water. Gigiena i sanitariya. 2012; 1: 87-92.
Поступила 21.09.12 Received 21.09.12
20