точно были привлечены к планировке и строительству школ, не вели научно-исследовательской и практической работы по улучшению школьного строительства. Много спорных вопросов строительства1 остаются до сих пор нерешенными. Следует ускорить рассмотрение санитарного кодекса по разделу «Строительство детских учреждений», предусмотрев в нем формы участия научных институтов и государственной школьно-санитарной инспекции в планировке, строительстве и приемке построенных зданий.
Государственным школьно-санитарным инспекторам, а также работникам в области школьной гигиены, вузов и научно-исследовательских институтов необходимо связаться с обществами и союзами архитекторов для постановки врачебных докладов по вопросам школьного строительства.
Надо в крупнейших городах Союза — в Москве (при Всесоюзной постоянной строительной выставке), Ленинграде, Киеве, Ростове-на-Дону— создать специальные павильоны, залы, выставки, которые демонстрировали бы .и подвергали анализу как рекомендуемые, так и нерациональные, нецелесообразные типы планировки, оборудования, оформления нового строительства детских учреждений.
НКЗдрав и НКПрос должны установить типы санитарно-техниче-ского и строительного оборудования, отражающие физиологическую и воспитательную специфику возрастно-половых контингентов детей, стандартизовать эти типы и обеспечить изготовление их промышленностью.
При Главной государственной санитарной инспекции необходимо иметь постоянный комитет (совет) для рассмотрения и установления элементов типизации и стандартизации санитарно-технического и строительного оборудования. Нужно установить такой порядок, при котором рассматривались бы не только проекты строительства новых школ, но и проекты их оборудования. Правительственная комиссия должна принимать одновременно со зданием школы и ее оборудование.
И. С. СОКОЛОВ (Москва
Санитарно-просветительная работа в плане противоэпидемических мероприятий2
Из Центрального института санитарного просвещения Величайшие успехи социалистического строительства обеспечили рост и укрепление советского здравоохранения, создав- все предпосылки для ликвидации эпидемических заболеваний.
Однако наши достижения в преодолении эпидемий все еще не соответствуют реальным возможностям. Враги народа старались сделать все, чтобы сорвать противоэпидемические мероприятия, в частности, дискредитировать дело санитарного просвещения. Улучшение
1 См., в частности, наши работы: «Некоторые гигиенические установки и спорные вопросы планировки строительства и сохранения школьных зданий», «Советская педиатрия», № 5, 1935 г., и «Архитектура и строительство детских учреждений и некоторые вопросы гигиены», журнал «Строительство Москвы», № 12, 1937 г.
- Считая весьма актуальной задачей усиление и повышение качества массовой саннтарно-просветительной работы в плане проведения противоэпидемических мероприятий, просим работников с мест поделиться своим опытом з данной области на страницах нашего журнала. Ред.
дела санитарного просвещения повысит эффективность противоэпидемических мероприятий.
Основным дефектом санитарно-просветительной работы является отрыв ее от повседневной противоэпидемической практики; к тому же санитарная пропаганда часто носит случайный, кампанейский характер.
Обычно санпросветительная работа по борьбе с эпидемическими заболеваниями идет сама по себе, а практические противоэпидемические мероприятия сами по себе. Но есть у нас и такие врачи (в частности, эпидемиологи и санитарные), которые с успехом пользуются санитарным просвещением как повседневным методом своей деятельности. К сожалению, такие примеры немногочисленны.
В настоящей статье мы делаем попытку на основании практики мест и отчасти собственного опыта наметить формы санитарно-про-светительной работы, непосредственно увязанные с практическими противоэпидемическими мероприятиями. Этр, конечно, совсем не исключает неооходимости ведения общей санитарно-просветительной пропаганды на противоэпидемические темы (лекции, широкое распространение популярной литературы и т. д.).
Наибольшие результаты дает санитарная пропаганда в том случае, когда содержание, формы и методы ее работы непосредственно вытекают из задач и характера деятельности того или иного медицинского работника либо медицинского учреждения.
С этой точки зрения, например, значительную роль может сыграть разъяснительная и пропагандистская противоэпидемическая работа государственного санитарного инспектора в связи с изданием обязательных постановлений по борьбе с эпидемическими заболеваниями.
Так, в Калуге местная Государственная санитарная инспекция проделала большую и интересную пропагандистскую работу, приурочив ее к изданию горсоветом обязательного постановления о мерах борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями. Перед опубликованием постановления в местной газете были помещены научно-популярные статьи о профилактике желудочно-кишечных болезней, что известным образом мобилизовало общественное внимание к этому вопросу. Кроме того, в дальнейшем через местную радиостанцию несколько раз передавалась специальная информация об этом постановлении с комментариями отдельных его пунктов. Проведены были инструктивные совещания с секционерами здравоохранения, членами уличных комитетов, общественными санитарными уполномоченными с разбором данного постановления. Таким путем население узнало об основных санитарных мероприятиях в этой области. В подобном случае сани-тарно-просветительная работа особенно эффективна не только вследствие своей конкретности и оперативности, но и благодаря тому, что она опирается на авторитет местного совета.
Равным образом совершенно необходимо санитарному инспектору проводить пропагандистскую деятельность в связи со штрафной политикой. Краткая заметка в газете о наложении штрафа на администрацию того или иного предприятия или учреждения часто действует гораздо сильнее, чем сам штраф, оказывая «профилактическое» действие на администрацию других учреждений и предприятий.
Мы неоднократно имели возможность убедиться, что санитарная инспекция могла добиться устранения обнаруженных ею дефектов лишь после опубликования соответствующих материалов в прессе.
Формы воспитательного воздействия в связи с наложением административного взыскания могут быть самыми разнообразными. Так, в Рязани местная санитарная инспекция одно время практиковала-следующий чрезвычайно простой способ: на окнах закрытого ею продмага вывешивались объявления: «Закрыт за антисанитарное со-
стояние. Госсанинспекция г. Рязани». Этот простой способ дал большой воспитательный эффект.
Еще лучше подобные объявления сопровождать краткой мотивировкой, знакомящей население с конкретными требованиями санитарного надзора.
Указанные примеры приводятся нами лишь как частные иллюстрации.
Надо, опираясь на конкретные факты и материалы, широко использовать в оперативной работе местную прессу, и радио, и различные совещания для популяризации противоэпидемических мероприятий и соответствующего санитарно-воспитательного воздействия на население.
К сожалению, санитарно-эпидемическое учреждение довольно редко проводит просветительную работу в плане своей текущей повседневной деятельности. В лучшем случае работники этого учреждения выступают как лекторы на противоэпидемические темы по путевкам домов санитарного просвещения или санитарно-просветительных баз. Между тем санитарно-бактериологическая лаборатория, прививочный пункт, дезинфекционная станция, санпропускник и т. д. имеют дело с живыми людьми и нуждаются в широкой пропаганде своих мероприятий. Не претендуя на полноту, попытаемся показать на отдельных примерах необходимость и целесообразность проведения противоэпидемической пропаганды в плане работы санитарных учреждений в соответствии с их задачами и профилем. Так, все секции сани-тарно-бактериологических лабораторий могут и должны вести живую и интересную санитарно-просветительную работу.
Обычно пищевая секция такой лаборатории при обнаружении бактериального загрязнения того или иного продукта ограничивается составлением акта и направлением его в «надлежащие инстанции». Однако какое большое воспитательное значение мог бы иметь здесь научно-популярный доклад, сделанный рабочим пищевого предприятия, откуда поступила зараженная продукция, с демонстрацией бактериальных культур, выросших из недоброкачественных изделий. Такой вид пропаганды был бы гораздо более доказательным и эффективным, чем отвлеченные лекции о необходимости соблюдения чистоты, выполнения различных мероприятий санитарного надзора и т. д.
Вместе с тем работники этой же пищевой секции могут получать прекрасный иллюстративный материал для пропаганды, организуя контрольные посевы с рук рабочих пищевых предприятий. Так делалось одно время на Московском мясокомбинате. Эти контрольные посевы дают весьма ¡показательный и пригодный для демонстрации материал документального порядка, гораздо более убедительный для аудитории, чем многие наши плакаты, картчны и т. д.
Водная секция санитарно-бактериологической лаборатории постоянно имеет дело с анализами воды из того или иного источника водоснабжения. Нет сомнения, что качество работы водоочистительных сооружений в известной мере зависит и от уровня санитарной грамотности обслуживающего персонала. Поэтому водная секция кровно заинтересована в том, чтобы среди обслуживающего персонала проводилась санитарно-просветительная и воспитательная работа как в форме курсов (по договоренности с местным отделом коммунального хозяйства), так и в эпизодическом порядке, особенно в случаях угрозы водных инфекций.
Особенно интенсивную санитарно-просветительную деятельность может и должна проводить бактериологическая секция санитарно-бактериологической лаборатории в первую очередь среди бациллоносителей, выявляемых лабораторией. Для этого надо использовать вызовы бациллоносителя в лабораторию для контроля или момент взятия у него материала для анализа. На практике сплошь и рядом бациллоноситель чрезвычайно мало осведомлен о том вреде, который
он может принести. Но тогда от него нечего и ждать сознательного отношения к своему поведению.
Очень важно проведение санитарно-просветительной работы на прививочных пунктах, особенно при организации прививок среди детей. Наиболее целесообразными формами этой пропаганды могли бы явиться беседы с матерями, приходящими на прививочный пункт, о значении своевременной явки на повторные прививки, разъяснение значения этих прививок и т. д. Медицинские сестры, производящие на дому запись детей, подлежащих прививкам, должны быть снабжены специально изданными памятками для раздачи их населению и тезисами (конспектами) для проведения кратких бесед.
Эффективной формой пропаганды является рассылка прививочными пунктами специальных писем, открыток и обращений.
Подобную же работу обязаны проводить и противокоревые пункты. Эти учреждения заинтересованы в том, чтобы получить от населения в добровольном порядке достаточное количество сыворотки для противокоревых прививок. Поэтому основным содержанием пропагандистской работы здесь должны явиться вопросы донорства (это имеет и оборонное значение) и правильного отношения к кори как к заболеванию, в частности, показания и условия противокоревых прививок.
Подобных примеров санитарно-просветительной работы, органически увязанной с деятельностью данного противоэпидемического учреждения, можно было бы привести довольно много.
Остановимся лишь на одном учреждении, обычно обслуживающем конгингенты, в отношении которых особенно важна санитарная пропаганда по противоэпидемическим вопросам. Мы имеем в виду санитарные пропускники. Помимо обычных форм пропаганды (беседы, оформление «уголков», плакаты и др.), мы встретились в одном из районов с довольно интересным и специфическим для данного учреждения методом работы.
Дело в том, что еще встречаются отдельные лица среди населения, скептически относящиеся к дезинфекционным камерам.
Работники пропускника, о котором идет речь, проводили такую убедительную демонстрацию, наглядно показывающую эффективность дезинсекционной обработки: в присутствии аудитории они клали в •один из карманов отправляемой в камеру одежды пробирку с живыми вшами. После обработки одежды содержимое пробирки обследовалась в присутствии свидетелей из аудитории. На фоне этого опыта, обычно заинтересовывающего зрителей, легко завязывается живая и интересная беседа о тифах и их профилактике.
Санитарно-просветительная работа должна являться непременной составной частью любого противоэпидемического мероприятия.
Помимо того что эф(Ьективность этих мероприятий невозможна при отсутствии сознательного отношения к ним населения, нельзя забывать и того, что в данном случае нам приходится иметь дело с семьей, опечаленной опасным заболеванием, а иногда и смертью родного человека. Здесь требуется много чуткости и такта со стороны медицинского персонала. Умелым и тактичным проведением' санитарно-просветительной работы в процессе противоэпидемических мероприятий мы не только объясняем смысл наших требований и мероприятий, но и предупреждаем возможные недоразумения между населением и медицинским персоналом.
Нечего говорить о значении своевременного обнаружения нового случая острозаразного заболевания. Помощь самого населения в этом отношении играет значительную роль. Санитарно-просветительная работа в данном направлении должна иметь следующие формы:
1. Популяризация постановлений об обязательном извещении органов здравоохранения при определенных заболеваниях.
2. Групповой инструктаж работников, могущих быть использованными для обнаружения случаев инфекционных заболеваний (управдомы, заведующие общежитиями и гостиницами, педагоги, бригадиры в колхозных бригадах, общественные санитарные уполномоченные, значкисты ГСО, страховые делегаты .и т. д.).
3. Беседы о важности выявления каждого случая острозаразного заболевания среди населения тех объектов, где оно наблюдалось.
Не меньшее значение имеет санитарно-просветительная работа в процессе эпидемиологического обследования. По существу она в той или иной форме проводится каждым врачом, серьезно подходящим к эпидемиологическому обследованию. Недостаток времени у врача-обследователя обычно заставляет его ограничиться лишь несколькими короткими отрывочными фразами, недостаточно разъясняющими сущность вопроса. В этом отношении существенное значение могут иметь печатные памятки, которые врач мог бы оставлять членам семьи больного. Следует иметь три отдельные короткие памятки: 1) листовку о сущности данного заболевания, 2) правила обеззараживания и 3) наставление по уходу за больным на дому (в том случае, если разрешается оставить больного дома). Образчиками памяток для родителей, заболевшие дети которых остались дома, и для квартир, откуда был госпитализирован ребенок, заболевший дифтерией или скарлатиной, может служить следующая памятка, разработанная Московским областным институтом санитарной культуры.
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ САНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ
Родители! I
Больного скарлатиной ребенка следует поместить в больницу. В больнице обеспечены постоянное врачебное наблюдение, необходимое лечение й уход.
Скарлатина —-болезнь заразная. Дети заражаются скарлатиной при соприкосновении с больным, его одеждой, игрушками, книгами и другими вещами. Поэтому особенно важно поместить больного ребенка в больницу в тех случаях, когда в квартире есть еще другие дети, не болевшие скарлатиной. 1 I
Отделение детей, имевших соприкосновение с заболевшим, от других детей, имеет целью предупредить дальнейшее распространение заразы. В интересах охраны общего здоровья точно соблюдайте предписания врача.
Дезинфекция квартиры и вещей уничтожает заразу. Оказывайте содействие проведению дезинфекции. Не утаивайте вещей, бывших в соприкосновении с больным: сдавайте их все в дезинфекцию. Только при сознательном отношении родителей к проведению предупредительных мероприятий и с их помощью мы ликвидируем острозаразные болезни детей.
Участковый врач............................
Принимает.......дни .... часы...............
Адрес амбулатории .............................
Жильцам квартиры №.....Д- № • • • • Гр........
Ввиду появления СКАРЛАТИНЫ в вашей квартире дети . . .
(фамилии и имена)
не должны посещать школы, детского сада, яслей и не должны иметь общения с другими деть м'и до разрешения врача.
Участковый врач ..............
(Вручается лицу, ответственному по квартире).
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ САНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ
! Родители!
Больного дифтерией ребенка следует немедленно поместить в больницу. Чем раньше сделать больному впрыскивание сыворотки против дифтерии, тем вернее его спасение: дорог каждый час. В больнице обеспечены постоянное врачебное наблюдение, необходимое лечение и уход.
Дифтерия — болезнь заразная. Дети заражаются дифтерией при соприкосновении с больным, его одеждой, книгами и другими вещами. Потому
■3 Гигиена и санигар.1 »М о „„
--^
особенно важно поместить больного в больницу в тех случаях, когда в квартире есть еще другие дети.
Отделение детей, имевших соприкосновение с заболевшими, от других детей имеет целью предупредить дальнейшее распространение заразы. В интересах охраны общего здоровья соблюдайте предписания врача.
Прежде чем' допустить детей, бывших в соприкосновении с заболевшими, в школу, детский сад, ясли и к общению с другими детьми, надо им сделать исследование слизи зева на дифтерию.
Дезинфекция квартиры и вещей уничтожает заразу. Оказывайте содействие проведению дезинфекции. Не скрывайте вещей, бывших в соприкосновении, с больными: сдавайте их .все в дезинфекцию.
Только при сознательном отношении родителей к проведению предупредительных мероприятий и с их помощью мы ликвидируем острозаразные болезни, детей. I
Участковый врач .............................
Принимает....... дни....... часы.........
Адрес амбулатории ........................ •
Жильцам квартиры № .....д. №..............
Гр......................................
Ввиду появления ДИФТЕРИИ в вашей квартире дети . . .
(фамилии и имена)
не должны посещать школы, детского сада, яслей и не должны иметь общения с другими детьми до разрешения врача.
Участковый врач...................
(Вручается лицу, ответственному по квартире).
В ряде мест практикуется вывешивание специальных объявлений на дверях жилищ, где находится инфекционный больной, с указанием о необходимости избегать излишнего посещения этой квартиры:
В ЭТОЙ КВАРТИРЕ НАХОДИТСЯ БОЛЬНОЙ СКАРЛАТИНОЙ
Посторонним лицам', особенно детям, не следует входить в эту квартиру и пользоваться вещами из нее: одеждой, книгами, детскими игрушками, кухонными и другими хозяйственными принадлежностями.
Соблюдайте эти указания до отмены их врачом. Этим вы поможете борьбе с распространением скарлатины.
Госсанинспектор
- Г . » V :< .193.'... г.
Продуманная и стройная система санитарно-просветительной работы в отношении семьи, где наблюдалось заболевание брюшным тифом или паратифом, и в отношении бациллоносителей разработана орехово-зуевской санитарной станцией (санитарный врач Померанцев). Основной задачей в данном случае является санитарно-воспитательное воздействие на бациллоносителя и окружающих его в целях предотвращения распространения инфекции как в пределах, семьи, так тем более и во вне ее.
Санитарно-культурный патронаж проводится в течение 14 дней с момента окончания заключительной дезинфекции в семье, где был обнаружен случай брюшного тифа. Этот срок обусловливается средней продолжительностью инкубационного периода при данном заболевании. Патронаж продолжается сверх указанного срока, если наблюдаются новые заболевания.
За 14 дней санитарный фельдшер (помощник санитарного врача) посещает семью (или коллектив) 6 раз. Первое посещение делается не позднее 24 часов по получении извещения о заболевании, второе — через день после первого, все остальные — с промежутком в 2 дня.
Во время первого посещения собираются все необходимые эпидемиологические данные и составляется санитарная характеристика жилища и семьи. Эти данные кладутся в основу санитарной пропаганды.
Для беседы о брюшном тифе используется время, необходимое для измерения температуры присутствующих членов семьи. Этого совершенно достаточно для короткой беседы, если температура измеряется у нескольких лиц. В процессе-беседы даются мотивированные .советы о содержании квартиры, уборных, о лик-
видации привычек, противоречащих требованиям гигиены. Одновременно вручается 1—2 экземпляра специальной памятки
Следующие посещения используются для проверки данных советов. Санитар-■о-просветительным воздействием мы настойчиво и упорно добиваемся реализации наших предложений.
Основная задача санитарно-просветнтельной работы в отношении бациллоносителя — воспитание у него таких гигиенических навыков, которые сделали бы его безопасным для окружающих.
При первом посещении бациллоносителя (что делается врачом совместно с фельдшером) подробно обследуются жилищные и бытовые условия. На основе такого ознакомления проводится беседа с бациллоносителем, оттеняющая все моменты, которые ^могут способствовать распространению инфекции (небрежное хранение питьевой воды, пищевых продуктов и готовой пищи, грязное содержание уборных, беспорядочное отправление естественных надобностей на дворе, обилие мух, антисанитарное состояние квартиры, неопрятные руки, длинные грязные ногти, еда из общей посуды, совместное спанье, общее полотенце и т. д.).
Повторные посещения (один раз в декаду) бациллоносителя делаются только санитарным фельдшером для проверки выполнения всех указаний врача и настойчивого проведения санитарно-воспи-тательной работы, причем необходимо добиться того, чтобы выполнение гигиенических требований вошло у бациллоносителя в привычку.
Другим интересным примером работы подобного рода является проведение санитарно-культурного патронажа в загрязненных квартирах (с упором на борьбу со вшивостью). Опыт этой работы опубликован в статье О. Люцерновой «Методика и практика массовой сани-тарно-культурной работы» (издание Дома санитарной культуры Ленинградского отдела здравоохранения).
На практике очень редко, к сожалению, санитарно-просветитель-ная работа сопутствует проведению дезинфекционных мероприятий. Между тем как раз в данном случае эта работа особенно важна и необходима.
Население обычно неохотно соглашается на дезинфекцию, так как она причиняет беспокойство, требует добавочной и непредвиденной работы по дому; известную роль здесь играет и боязнь порчи вещей и помещения. Все это должно быть преодолено разъяснительной работой. Обычно она затрудняется слабой подготовкой и недостаточным культурным уровнем рядовых дезинфекторов, непосредственно имеющих дело с населением. Выходом из положения, по, нашему мнению, является разработка таких простейших форм и средств пропаганды, которые были бы под силу самому дезинфектору. Вместе с тем необходимы и печатные памятки. Распространение их среди населения тех объектов, где предполагается проведение дезинфекции, могло бы до известной степени подготовить для нее почву.
Помимо этого", существенное значение имеет инструктаж тех работников, которых можно привлечь в служебном или общественном порядке к контролю за проводимой дезинфекцией (как известно, качество дезинфекции у нас часто достаточно низкое). Такими лицами могут быть коменданты общежитий, управдомы, общественные санитарные уполномоченные, члены уличных комитетов, значкисты ГСО И т. д.
Значительной санитарно-просветительной работы требует также проведение одномоментной санитарной обработки тех или имых групп населения.
1 Орехово-зуевской районной санитарной станцией были разработаны и изданы две памятки — для семьи и для бациллоносителя и листовка «Меры предосторожности в семье, где обнаружено заболевание брюшным тифом».!
Помимо общих форм пропаганды, которые должны предшествовать проведению санитарной обработки, например, в рабочем общежитии (предварительная организация беседы, использование местной стенной газеты, вывешивание лозунгов и т. д.), особое внимание приходится уделять отдельным лицам, уклоняющимся от санитарной обработки.
В данном случае очень важно установить мотивы уклонения и на разъяснении их несостоятельности строить агитацию и пропаганду за санитарную обработку. Здесь могут сыграть большую роль общественные санитарные уполномоченные, надлежащим образом проинструктированные медицинским работником.
Примером такого рода пропаганды может служить методическая разработка беседы со строителями, составленная Я. Н. Трахтман1.
Очень часто только при помощи, правильно проведены ой санитарн о-п росветительной работы можно .избежать конфликтов и недоразумений при проведении госпитализации острозаразных больных, особенно детей.
Нам известен такой интересный факт. В одном из районных центров Московской области заболел скарлатиной ребенок ответственного работника района. По эпидемическим показаниям ребёнок не мог быть оставлен дома. Однако никакие требования со стороны врача-эпидемиолога и государственной санитарной инспекции не могли сломить сопротивление родителей, не желавших поместить ребенка в больницу. Стоило, однако, огласить этот факт в газете, как вопрос был быстро улажен и ребенок помещен в больницу.
Мы не коснулись таких важных вопросов, как система (методика и организация) санитарно-просветительной работы в эпидемическом счаге по той или иной инфекции в практике подвижного банно-де-зинфекционного отряда и т. п., так как она требует специального обсуждения.
Необходимы по крайней мере два условия для успешного внедрения санитарно-просветительной работы в противоэпидемическую практику.
Прежде всего нужно рассеять вредное заблуждение, что санитарно-пр.осветительная работа является прерогативой «специалистов-сан-просветчиков». Весьма ограниченный круг этих специалистов имеет ряд своих организационных и методических задач и, естественно, не может заменить всю армию медицинских работников. Равным образом нужно отказаться от взгляда на санитарно-просветительную работу как «на общественную нагрузку».
Санитарная пропаганда должна найти свое место в производственном плане по борьбе с эпидемическими заболеваниями каждого медицинского работника, каждого лечебного учреждения.
За этот участок учреждение и его руководитель Должны отвечать в той же мере, как за любой другой участок противоэпидемической борьбы.
Вторым существенным условием является специальная, хотя бы в скромных размерах, подготовка медицинских работников по вопросам теории и практики санитарно-просветительной работы, в частности, в плане противоэпидемических мероприятий. Надо включить преподавание данного предмета в учебные планы подготовки санитарных врачей и врачей-эпидемиологов и их помощников (санитарных фельдшеров). В известной мере эта подготовка должна иметь место и на курсах дезинфекционных инструкторов и оспопрививателей.
* Я. Н. Трахтман, Две беседы о фрном тифе, изд. НКЗдрава СССР, 1988.
Эти два условия необходимы и для количественного разворота санитарно-просветительной работы в борьбе с заразными болезнями, и для повышения эффективности данного вида пропаганды.
Имеет также большое значение установление правильных взаимоотношений между медицинскими работниками, проводящими противоэпидемические мероприятия, и санитарно-просветительными учреждениями.
Дома и базы санитарного просвещения, являясь .в своей области организационными и методическими центрами, должны всемерно обеспечить медицинских работников всеми необходимыми пропагандистскими материалами по борьбе с эпидемическими заболеваниями.
В свою очередь медицинским работникам, в первую очередь государственным санитарным инспекторам и врачам-эпидемиологам и инфекционистам, надо активно помогать работникам санитарного просвещения в проработке всех необходимых материалов и в проверке на практике новых форм и методов санитарной пропаганды.
Широким размахом санитарно-просветительной работы в борьбе с заразными болезнями, внедрением метода санитарного просвещения в практику противоэпидемической борьбы мы добьемся новых крупных достижений на противоэпидемическом фронте.
М. И. АРХАНГЕЛЬСКИЙ (Байрам-Али) и А. Ф. САМОЙЛОВ (Апиабад)
К вопросу оздоровления условий труда в линтерных цехах маслобойных заводов
Из санитарно-гигиенической лаборатории Байрам-алийского райзлрава и здравпункта Масложиркомбината (зав. М. И. Архангельский)
В линтерных цехах маслобойных заводов производится съем с хлопковых семян мелкого волокна — линтера, остающегося на семенах после обработки их на хлопкоочистительных заводах,, Этот процесс производится на машинах типа «Орел», «Карвера», «Муррея», схема работы которых показана на рис. 1.
Волокна линтера срываются с семян пильным валом, состоящим из 100—106 круглых стальных пил, вращающихся со скоростью 350—600 об/мин. Сорванное волокно снимается с пил током воздуха, образуемым вращением щеточного барабана 2 диаметром 460 мм, делающего 1 100—1 200 об/мин., и тем же током воздуха по горловине машины 3 относится на конденсер 4. Последний представляет собой медленно вращающийся (0,5 об/мин.) барабан, изготовленный из проволочной сетки. Линтерное волокно задерживается на сетке конденсера и собирается с него на особый валик 5. Воздух, начальная скорость которого у щеточного барабана достигает 26—29 м/мин., вместе с образовавшейся в процессе работы пылью и частицами линтера проходит через сетку барабана и поступает в рабочее помещение. Помимо этого главного источника запыления, некоторое количество пыли поступает в воздух из открытых смотровых щеией линтер-ной машины вследствие падения семян с течек..
Большинство маслобойных заводов не имеет а линтерных цехах необходимой аспирации. Значительная запыленность этих цехов вредно отражается не только на здоровье рабочих, но и на состоянии машин и представляет постоянную опасность в отношении пожаров и взрывов. Только два завода в Средней Азии — Ферганский и Андижанский — имеют в линтерных цехах аспирацию.