работоспособности в течение учебного дня и может привести к различным заболеваниям органов пищеварения и их последствиям. Следует отметить, что в настоящее время 5,2% обследованных страдают гастритами.
Общая учебная нагрузка (в институте и дома) у большинства студентов составляет 12—14 часов. Нарушения режима дня чаще отмечаются у девушек, которые больше времени затрачивают на приготовление домашних заданий и домашнюю работу, меньше бывают на воздухе и по сравнению с юношами мало спят.
Поступила З/У 1972 г.
УДК 613.48:678.•
Канд. мед. наук 3. С. Маркова, С. А. Васильева
САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ТКАНЕЙ, АППРЕТИРОВАННЫХ СИНТЕТИЧЕСКИМИ СМОЛАМИ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Нашей целью являлись изучение интенсивности и динамики выделения химических веществ в окружающую среду из тканей, обработанных пропитками на основе формаль-дегидсодержащих смол, и сравнительная санитарно-химическая оценка тканей, различных по характеру и назначению, но обработанных одним и тем же пропитывающим раствором, а также одинаковых по характеру и назначению, но аппретированных разными отделочными препаратами (карбамол, карбамол ЦЭМ. карбазон, метазин, этамон и др.). Исследовано 56 неокрашенных образцов штапельных, вискозных, поплиновых, креповых, бязевых и сатиновых тканей, в основном бельевого, сорочечного и плательного ассортимента. Образцы получены с текстильного комбината «Трехгорная мануфактура» ситценабивной фабрики им. В. Слуцкой и из Центрального научно-исследовательского института хлопчатобумажной промышленности.
Для изучения химической стабильности тканей образцы определенного веса и площади помещали в герметично закрытые эксикаторы емкостью 1,5 л. Воздух из эксикаторов протягивали аспирационным методом со скоростью 0,5 л/мин. Объем пропущенного воздуха был 10-кратным по отношению к емкости. В воздухе эксикаторов анализировали наиболее летучие и токсичные вещества, входящие в состав сложной полимерной композиции — пропитки, а именно формальдегид, окись этилена и аммиак. После отбора воздуха ткани проветривали и снова загружали в эксикаторы для динамического изучения миграции химических веществ. Отбор и анализ проб из эксикаторов проводили через 1, 3, 7, 10, 30 и 60 суток экспозиции при 20 и 40°. Формальдегид определяли колориметрическим методом по реакции с хромотропной кислотой (М. В. Алексеева, 1963), а также полярографическим методом, основанным на восстановлении формальдегида на ртутном капельном катоде на фоне гидрата окиси лития при потенциале 1,5, окись этилена—по методу Н.А.Крыловой (1961), хлористый аммоний — по аммиаку с реактивом Несслера (М. С. Быховская и соавт., 1961).
Сравнительная оценка химической стабильности текстильных тканей, обработанных различными отделочными препаратами, показала, что исследуемые образцы обладали устойчивым резким специфическим запахом формалина, а некоторые из них — запахом рыбы от солей аммония. При этом концентрация формальдегида в'воздухе эксикаторов на протяжении 30-суточной экспозиции при 20° колебалась в пределах 10—20 мкг/л (от карбазона), 10—42 (от метазина), 15—60 (от карбамола) и 16—20 мкг/л (от карбамола ЦЭМ). При повышении температуры внешней среды до 40° содержание формальдегида возросло в I1/,— 2 раза по сравнению с исходным уровнем. Количество окиси этилена и аммиака в условиях температуры 20° не превышало ПДК для атмосферного воздуха. Наибольшее количество формальдегида отмечено на 2—3-е сутки, а окиси этилена — на*5—7-е сутки опыта. Наибольшее количество летучих веществ мигрировало в воздух эксикаторов из штапельных и поплиновых тканей, обработанных формальдегидсодержащими смолами в комбинации с различными химическими соединениями, такими, как полиэтиленовая эмульсия (ПЭЭ) и поливинилацетатная эмульсия (ПВАЗ), стеорокс и др. Наименьшее количество химических веществ выделялось из бязевых тканей, обработанных крахмальным аппретом или поливинилаце^тной эмульсией. Причем одинаковые по характеру и назначению ткани, обработанные различными пропитками, выделяли разное количество летучих веществ. Так, формальдегидсодержащая смола-карбамол в комбинации с силиконовой (кремний органической) эмульсией ГКЖ-94 выделяла меньше летучих веществ,^чем та же смола в комбинации с полиэтиленовой или поливинилацетатной эмульсией. f
На комбинате «Трехгорная мануфактура» штапельные ткани были обработаны пропитками с различным содержанием в них формальдегидсодержащей смолы — карбамол, а именно 50, 100, 150, 200 и 250 г/л воды. В состав пропиток входили также мягчитель — полиэтиленовая эмульсия (10—20 г/л) и катализатор — хлористый аммоний (2—5 г/л). Отмечено, что с увеличением количества смолы на тканях резко возрастает миграция летучих веществ с их поверхности. К концу 2-месячного опыта в воздухе эксикаторов обнаружены следы окиси этилена, тогда как формальдегид продолжал выделяться в значительном количестве, особенно из образцов с содержанием в них смолы более 200 г/л. Через 1 год
от начала хранения этих тканей в воздухе эксикаторов обнаружен формальдегид на уровне ПДК для атмосферного воздуха. В одинаковых условиях опыта новые и стираные ткани выделяли в 2—3 раза меньше формальдегида, чем образцы до их стирки. Сравнительная оценка различных способов несминаемой отделки показала, что обработка аппретированных тканей в условиях 150° по сравнению с их сушкой при 70—80° снижает выделение из них формальдегида на 35%. Последующая промывка этих тканей уменьшает миграцию летучих веществ из них еще на 18%.
С целью количественного определения летучих веществ из аппретированных тканей были проведены химические исследования в натурных условиях на базе швейной фабрики им. Кл. Цеткин, а также в условиях опытной носки готовых изделий, обработанных способом «форниз». Ткани с термически не закрепленной формальдегидсодержащей пропиткой поступают на швейную фабрику. Там их раскраивают, шьют из них изделия, проводят влажно-тепловую обработку, а на заключительном этапе — формование и фиксацию пропитки уже на готовых швейных изделиях в термокамере ТКФ-1 при 150° в течение 15 мин. После этого изделия поступают в торговую сеть.
Формальдегид мы определяли в воздухе помещения, в воздухе пододежного пространства у рабочих и в смывах воды с рук рабочих. Пробы воздуха в помещении отбирали в холодное время года, при различных режимах проветривания и в разных точках на уровне дыхания рабочих. Контролем служили пробы наружного воздуха и воздуха цеха, где шьют одежду из неаплретированных целлюлозных тканей. Исследованы 90 проб. Установлено, что концентрация формальдегида в воздухе опытного цеха колеблется от 0,15 до 0,5 мг/м*, причем высокое содержание его отмечено в предтермокамере, у гладильных аппаратов (0,2 мг/м3) и у стендов с термически не обработанными изделиями (0,37 мг/м3). В контрольных пробах формальдегид отсутствовал. В результате 30-суточного хранения готовых изделий, обработанных способом «форниз», в обычных условиях помещения миграция формальдегида из них уменьшилась более чем в 8 раз (0,02—0,025 мг/м3) по сравнению с исходным уровнем.
Пробы воздуха из пододежного пространства отбирали у 18 работниц, имеющих тесный производственный контакт с формальдегидсодержащими изделиями (1-я группа). Контролем служили пробы воздуха из-под одежды у женщин, не соприкасающихся с швейными изделиями, обработанными формальдегидсодержащими пропитками (2-я группа). Исследованы 54 пробы. Концентрация формальдегида в воздухе под одеждой у работниц 1-й группы колебалась от 0,07 до 0,1 мг/м*, причем наиболее высокой она была у гладильщиц и прессовщиц. У работниц 2-й группы в воздухе пододежного пространства формальдегид отсутствовал. При участии 5 женщин, не имеющих производственного контакта с химическими веществами, была проведена опытная носка платьев с несминаемой отделкой пропитками на основе синтетических смол. На 5-е сутки в воздухе пододежного пространства у них найден формальдегид в количестве 0,02—0,06 мг/м3.
Для обнаружения формальдегида на поверхности кожи было проведено определение его в смывах воды с рук 24 работниц, имеющих и не имеющих контакта с формальдегидсодержащими швейными изделиями. Экстрагентом служила дистиллированная вода в количестве 10 мл на пробу. Смывы проводили с помощью ватного тампона со строго определенной площади правой руки, обычно в конце рабочего дня. Исследованы 48 проб. Количество формальдегида в смывах с рук работниц, имеющих контакт с содержащими его изделиями, колебалось от 0,05 до 0,83 мкг/мл. Наибольшая концентрация формальдегида отмечена у гладильщиц и прессовщиц (0,39—0,83 мкг/мл), а наименьшая — у кладовщиц (0,05 мкг/мл). В контрольных пробах формальдегид отсутствовал.
Результаты исследований дают основание для изменения и дальнейшего соврешен-ствования рецептуры пропиток и технологии их обработки с целью получения гигиенически рациональных текстильных материалов и готовых изделий из них.
Поступила 12/VI 1972 г.