с. 216.— П о ж и д а е в Е. А. Оогенез млекопитающих. Л., 1967.— Предтечей-с к и й В. Е. и др. Руководство по лабораторным методам исследования. М., 1950.— С а н о ц к и й И. В., А в х и м е н к о М. М., Иванов Н. Г. и др. В кн.: Общие вопросы промышленной токсикологии. М., 1967, с. 65.— Соколовская И. И. Искусственное осеменение свиней. М., 1962.
Поступила 13/УП 1971 г.
УДК 613:378.7
А. С. Хафизова
РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА ПЕТРОПАВЛОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. К. Д. УШИНСКОГО
Петропавловский педагогический институт им. К- Д- Ушинского
Научно обоснованного режима для слушателей высших учебных заведений с различным профилем обучения до сих пор нет.
В настоящей статье приводятся результаты изучения режима дня 443 студентов I курса 4 факультетов (физико-математического, естественно-географического, историко-филологического и факультета физического воспитания) Петропавловского педагогического института зимой 1970/71 учебного года.
Анализ хрономегражных карт показал, что ежедневная учебная нагрузка студентов составляет 6—8 часов, а иногда и 10 часов (за счет консультаций и других занятий). На приготовление домашних заданий 42% обследованных затрачивают 2—4 часа, 37% — 4—6 часов; при этом если от 2 до 4 часов занимаются в основном юноши (54,7% против 36,9% девушек), то 4—6 часов затрачивают на домашнюю работу в основном девушки (42,3% против 23,8% юношей).
Многие студенты занимаются приготовлением домашних заданий и в воскресные дни, причем чаще девушки (33,8%), чем юноши (19%).
Неодинакова продолжительность приготовления домашних заданий и у студентов различных факультетов. Так, основная масса студентов факультета физического воспитания (64,8% юношей и 71,4% девушек) успевала приготовить уроки за 2—4 часа, тогда как в это время «укладывались» лишь 47,2% юношей и 35,3% девушек студентов других факультетов.
Читают художественную литературу 85,5% студентов (89,7% юношей и 83,6% девушек). При этом до 1 часа в день тратят на чтение 37,5% студентов, 1—2 часа — 28,7%, 2— 4 часа — 8,6%. Небезынтересно, что среди тех, кто читает книги 1—2 часа в день, больше юношей (36,5%), чем девушек (25,6%), а среди тех, кто читает 2—4 часа в день, больше девушек (10,1%). чем юношей (4,9%).
Частые и длительные просмотры телепередач сказываются на общем режиме для студентов, сокращая длительность их сна и прогулок на свежем воздухе. Лишь 39,5% обследованных (30,9% юношей и 42,9% девушек) не смотрят эти передачи. По 3—4 раза в неделю смотрят телевизор 20,8% студентов, по 5—7 раз — 6,8%. Любопытно, что чаще это делают юноши, чем девушки. Продолжительность просмотра телепередач почти у половины (45,6%) студентов (или 55,5% юношей и 41,3% девушек) составляет 1—2 часа; по 2—4 часа сидят у телевизоров 14.9% студентов (13,5% юношей и 15,5% девушек).
Как известно, для восстановления работоспособности коры головного мозга большое значение имеет ночной сон. •
Лишь 29,8% обследованных в учебные дни спят по 7—10 часов в сутки, причем по 7— 8 часов спят чаще юноши (42,1%), чем девушки (17,4%), а по 9—10 часов также юноши (8,7% против 4.1% девушек). По 4—6 часов в сутки спят чаще девушки, чем юноши (соответственно 25,2 и 3,2%). Режим сна соблюдают чаще юноши, чем девушки (31,8% против 26,8%), но разница эта статистически недостоверна.
Не менее важное значение, чем сон, для укрепления здоровья и сохранения работоспособности в течение дня имеют прогулки на свежем воздухе.
• Из первокурсников Петропавловского педагогического института ежедневно бывают на свежем воздухе 1—2 часа 50% юношей и 41,7% девушек (в среднем 44%), менее 1 часа чаще гуляют по улицам девушки, чем юноши (53% против 22,2%), а по 2—4 часа чаще бывают на воздухе юноши (23% против 5,3%). Даже в воскресные дни совершают прогулки не более 48—62% студентов, причем активно отдыхают из них только 3,2% юношей и 0,6% девушек.
Большинство (78,1%) студентов (или 74,6% юношей и 79,5% девушек) выполняют общественную работу; у 14,2% обследованных (16,7% юношей и 13,2% девушек) имеется даже по нескольку нагрузок.
Нарушению режима дня первокурсников способствует и домашняя работа (стирка, уборка квартиры, приготовление пищи, покупка продуктов, уход за детьми и т. п.). Ею в основном занимаются девушки (98,4% против 84,9% юношей; разница статистически недостоверна), затрачивая на нее до 2—4 часов (53,9%). Большинство (52,4%) юношей затрачивают на эту работу не более 1 часа.
Из-за неупорядоченности режима дня многие студенты не успевают утром перед занятиями позавтракать (37,2% юношей и 16,7% девушек), что способствует быстрому снижению
работоспособности в течение учебного дня и может привести к различным заболеваниям органов пищеварения и их последствиям. Следует отметить, что в настоящее время 5,2% обследованных страдают гастритами.
Общая учебная нагрузка (в институте и дома) у большинства студентов составляет 12—14 часов. Нарушения режима дня чаще отмечаются у девушек, которые больше времени затрачивают на приготовление домашних заданий и домашнюю работу, меньше бывают на воздухе и по сравнению с юношами мало спят.
Поступила З/У 1972 г.
УДК 613.48:678.•
Канд. мед. наук 3. С. Маркова, С. А. Васильева
САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ТКАНЕЙ, АППРЕТИРОВАННЫХ СИНТЕТИЧЕСКИМИ СМОЛАМИ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Нашей целью являлись изучение интенсивности и динамики выделения химических веществ в окружающую среду из тканей, обработанных пропитками на основе формаль-дегидсодержащих смол, и сравнительная санитарно-химическая оценка тканей, различных по характеру и назначению, но обработанных одним и тем же пропитывающим раствором, а также одинаковых по характеру и назначению, но аппретированных разными отделочными препаратами (карбамол, карбамол ЦЭМ. карбазон, метазин, этамон и др.). Исследовано 56 неокрашенных образцов штапельных, вискозных, поплиновых, креповых, бязевых и сатиновых тканей, в основном бельевого, сорочечного и плательного ассортимента. Образцы получены с текстильного комбината «Трехгорная мануфактура» ситценабивной фабрики им. В. Слуцкой и из Центрального научно-исследовательского института хлопчатобумажной промышленности.
Для изучения химической стабильности тканей образцы определенного веса и площади помещали в герметично закрытые эксикаторы емкостью 1,5 л. Воздух из эксикаторов протягивали аспирационным методом со скоростью 0,5 л/мин. Объем пропущенного воздуха был 10-кратным по отношению к емкости. В воздухе эксикаторов анализировали наиболее летучие и токсичные вещества, входящие в состав сложной полимерной композиции — пропитки, а именно формальдегид, окись этилена и аммиак. После отбора воздуха ткани проветривали и снова загружали в эксикаторы для динамического изучения миграции химических веществ. Отбор и анализ проб из эксикаторов проводили через 1, 3, 7, 10, 30 и 60 суток экспозиции при 20 и 40°. Формальдегид определяли колориметрическим методом по реакции с хромотропной кислотой (М. В. Алексеева, 1963), а также полярографическим методом, основанным на восстановлении формальдегида на ртутном капельном катоде на фоне гидрата окиси лития при потенциале 1,5, окись этилена—по методу Н.А.Крыловой (1961), хлористый аммоний — по аммиаку с реактивом Несслера (М. С. Быховская и соавт., 1961).
Сравнительная оценка химической стабильности текстильных тканей, обработанных различными отделочными препаратами, показала, что исследуемые образцы обладали устойчивым резким специфическим запахом формалина, а некоторые из них — запахом рыбы от солей аммония. При этом концентрация формальдегида в'воздухе эксикаторов на протяжении 30-суточной экспозиции при 20° колебалась в пределах 10—20 мкг/л (от карбазона), 10—42 (от метазина), 15—60 (от карбамола) и 16—20 мкг/л (от карбамола ЦЭМ). При повышении температуры внешней среды до 40° содержание формальдегида возросло в I1/,— 2 раза по сравнению с исходным уровнем. Количество окиси этилена и аммиака в условиях температуры 20° не превышало ПДК для атмосферного воздуха. Наибольшее количество формальдегида отмечено на 2—3-е сутки, а окиси этилена — на*5—7-е сутки опыта. Наибольшее количество летучих веществ мигрировало в воздух эксикаторов из штапельных и поплиновых тканей, обработанных формальдегидсодержащими смолами в комбинации с различными химическими соединениями, такими, как полиэтиленовая эмульсия (ПЭЭ) и поливинилацетатная эмульсия (ПВАЗ), стеорокс и др. Наименьшее количество химических веществ выделялось из бязевых тканей, обработанных крахмальным аппретом или поливинилаце^тной эмульсией. Причем одинаковые по характеру и назначению ткани, обработанные различными пропитками, выделяли разное количество летучих веществ. Так, формальдегидсодержащая смола-карбамол в комбинации с силиконовой (кремний органической) эмульсией ГКЖ-94 выделяла меньше летучих веществ,^чем та же смола в комбинации с полиэтиленовой или поливинилацетатной эмульсией. f
На комбинате «Трехгорная мануфактура» штапельные ткани были обработаны пропитками с различным содержанием в них формальдегидсодержащей смолы — карбамол, а именно 50, 100, 150, 200 и 250 г/л воды. В состав пропиток входили также мягчитель — полиэтиленовая эмульсия (10—20 г/л) и катализатор — хлористый аммоний (2—5 г/л). Отмечено, что с увеличением количества смолы на тканях резко возрастает миграция летучих веществ с их поверхности. К концу 2-месячного опыта в воздухе эксикаторов обнаружены следы окиси этилена, тогда как формальдегид продолжал выделяться в значительном количестве, особенно из образцов с содержанием в них смолы более 200 г/л. Через 1 год