УДК 613.486
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛАЖНОСТНЫХ СВОЙСТВ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОБРАБОТАННЫХ ПРОПИТКАМИ НА ОСНОВЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ СМОЛ
Канд. мед. наук 3. С. Маркова
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В нашу задачу входило сравнительное изучение гигиенических и, в частности, влаж-ностных свойств текстильных материалов до и после их обработки пропитками на основе формальдегидных и эпоксидных смол, а также комбинации их с различными химическими соединениями. Для исследования были взяты 52 образца неокрашенных штапельных, сатиновых, поплиновых, креповых и бязевых тканей. Гигиенические свойства их изучались в динамике по следующим показателям: гигроскопичность в естественных условиях и условиях 100% влажности, паропроницаемость, минимальная и максимальная водоем-кость, скорость высыхания и количество влаги, испарившейся с образца, гидрофильность, суммарная влагопаропроницаемость (коэффициент влагопередачи, время насыщения влагой и вес образца, количество влаги, задержанной тканью непосредственно в процессе влагопередачи).
В результате изучения гигиенических свойств тканей отмечено, что штапельные материалы после их обработки синтетическими смолами и химическими соединениями по сравнению с контрольными неаппретированными образцами характеризовались более высокими показателями влагопередачи (до 9%) и скорости насыщения влагой, а также более низким уровнем количества влаги, задержанной тканями (до 21%). Причем пропитка № 1 (карбамол, полиэтиленовая эмульсия и хлористый аммоний) оказала большее влияние на величину влагопередачи, а пропитка № 2 (карбамол, силиконовая эмульсия и хлористый аммоний) — на интенсивность впитывания и продолжительность насыщения ткани влагой. Еще большим изменениям подверглись влажностные свойства поплиновых тканей после их несминаемой отделки синтетическими пропитками. Причем пропитка № 2 вызвала в аппретированном образце по сравнению с контролем снижение показателей влагопередачи (на 5%), продолжительности насыщения влагой (на 22%) и увеличения количества ее в исследуемой ткани (на 39%).
В тех же условиях пропитка № 1 меньше влияла на величину суммарной влагопа-ропрон ицаемости.
Гигиенические свойства креповых тканей до и после их несминаемой отделки мало различались между собой; исключение составляла лишь большая способность пропитанного образца задерживать влагу.
В одинаковых условиях опыта синтетическая смола вызывала менее значительные изменения показателей суммарной влагопаропроницаемости тканей, чем несмываемые аппреты (крахмал и поливинилацетатная эмульсия). Так, коэффициент влагопередачи у бязи после ее обработки несминаемой отделкой снизился по сравнению с контролем на 11% (от пропитки крахмалом), 19% (поливинилацетатной эмульсии — ПВАЭ) и 3% (от смолы). При этом другой показатель—способность тканей удерживать влагу — снизился на 10% (от крахмала), 27% (от ПВАЭ) и 15% (от смолы). С увеличением количества смолы в пропитке ухудшаются влажностные свойства тканей. Например, количество влаги, задержанной аппретированными тканями, снизилось на 3—9% от пропитки с содержанием в ней смолы в количестве 50—100 г/л и на 24% — от 150 г/л смолы.
Сравнительная оценка гигиенических свойств поплина, обработанного различными отделочными препаратами, выявила значительные различия между ними по основным показателям суммарной влагопроницаемости. Так, коэффициент влагопередачи у аппретированного поплина по сравнению с контролем снизился на 12% (от смолы ДЭГ, на основе алифатической эпоксидной смолы), 15% (от карбамола ЦЭМ) и 9% (от этамона).
Таким образом, в результате несминаемой отделки текстильных материалов синтетическими смолами и химическими соединениями резко изменяются показатели суммарной влагопаропроннцаемости по сравнению с контролем.
Сорбционные свойства исследуемых тканей, т. е. способность их поглощать путем адсорбции водяные пары из воздуха (гигроскопичность), мы изучали как в естественных условиях внешней среды, так и в условиях 100% влажности." Гигроскопичность исследуемых тканей в условиях 100% влажности колебалась в пределах 52,3—56,1% у штапеля, в пределах 35,3—53,4% у поплина, 47,4—50,3% у крепа, 45,9—50,8% у бязи, 50,3—59,2% у сатина. Причем гигроскопичность аппретированных, например штапельных, тканей была ниже контроля на 13% от пропитки № 1 (карбамол и полиэтиленовая эмульсия) и на 22% от пропитки № 2 (карбамол и силиконовая эмульсия ГКЖ-94). Одна и та же ткань, обработанная различными отделочными препаратами, в одинаковых условиях опыта характеризовалась разной адсорбционной способностью водяных паров. Так, спустя 6 часов экспозиции в условиях 100% влажности разница между контрольными и опытными образцами составляла 21% (от диэтиленгликолевой смолы ДЭГ). 34% (карбазона), 35% (карбамола ЦЭМ), 41% (метазина). Следовательно, наиболее значительные изменения сорбционных свойств вызвали карбазон, метазин и карбамол.
Исследования показали, что ткани после их обработки синтетическими смолами и химическими соединениями по сравнению с контрольными неаппретированными образцами обладали более низкими показателями водоемкости. Наибольшим изменениям подверглись штапельные, сатиновые и поплиновые ткани, меньшим — бязевые н креповые материалы. Снижение показателей водоемкости у аппретированных тканей имеет положительное гигиеническое значение при использовании их для белья из-за низкой способности впитывать капельно-жидкую влагу.
В одинаковых условиях опыта штапельные, сатиновые, поплиновые, бязевые и креповые ткани отличались различной испаряемостью влаги с их поверхности. Наиболее высокие ее показатели отмечены у креповых и бязевых тканей, наименее высокие — у сатиновых и поплиновых материалов. Для аппретированных тканей характерны более низкие показатели испаряемости, чем для контрольных образцов, что приводит к более быстрому их высыханию прн меньшей отдаче влаги в единицу времени. Сравнительно высокая испаряемость влаги при низкой влагопоглощаемости является отрицательным свойством тканей бельевого ассортимента и положительным свойством плательных тканей и верхней одежды.
Гидрофильность (капиллярность) тканей — способность их впитывать влагу (пот) с поверхности кожи — одно из основных требований, предъявляемых к материалам бельевого ассортимента. Мы определяли капиллярность тканей согласно ГОСТ 3816-47. Отмечено, что наиболее гидрофильными являются бязевые и сатиновые материалы, наименее гидрофильными — поплиновые ткани. Отделка тканей, как правило, способствует снижению их капиллярности. Наибольшие изменения этого свойства вызвали отделочные препараты: карбазон и этамон. При увеличении количества смолы в пропитке отмечено незначительное изменение гидрофильности тканей. Так, коэффициент капиллярности штапельного полотна, обработанного различным содержанием смолы, был равен 2,26 мм/мин при 50 г/л, 2,20 мм/мин при 100 г/л, 2,33 мм/мин при 150 г/л, 2,45 мм/мин при 200 г/л и 2,5 мм/мин при 250 г/л карбамола.
Выводы
1. Установлена зависимость влажностных свойств исследованных тканей от структуры волокна, характера материала, целевого назначения, вида отделки, количества смолы и различных технологических добавок, входящих в состав пропиток.
2. Применение формальдегидных и эпоксидных смол для несминаемой отделки изделий бельевого ассортимента не может быть рекомендовано вследствие резкого снижения сорбционных свойств аппретированных тканей.
3. Полученные результаты дают основание для изменения и дальнейшего совершенствования рецептуры пропиток с целью получения тканей и готовых изделий, удовлетворяющих гигиеническим требованиям.
4. Гигиенические свойства аппретированных текстильных тканей обусловливают ряд специфических особенностей, что вызывает необходимость углубленного изучения их с целью разработки гигиенических рекомендаций по постоянному контролю, дальнейшему улучшению и строгой регламентации применения одежды и белья из тканей, обработанных синтетическими смолами и химическими соединениями, с учетом возрастных особенностей организма человека, климата и времени года.
Поступила 22/VI 1971 г.
Аннотации
УДК 614.72:615.285.7 ]-074
Т. М. В о р о н к и н а, 3. П. С т о м а х и н а. Определение дикрезила в воздухе (Всесоюзный научно-исследовательский институт дезинфекции и стерилизации, Москва)
Никаких данных относительно определения дикрезила в доступной литературе нет. Задачей являлась разработка метода определения дикрезила в воздухе после распыления в камере емкостью 0,5 м3 эмульсии в концентрации 0,1, 0,25 и 2,5%. Определение проводили с помощью тонкослойной хроматографии, на закрепленном слое окиси алюминия, при размере стеклянных пластинок 13Х 18 см. Приготовление слоя описано (Ахрем, Кузнецова, 1964). Система хлороформ. В качестве проявителя использовали диазотирован-ную сульфаниловую кислоту (Клисенко, 1965). Препарат проявлялся в виде оранжево-желтого пятна, чувствительность метода — 0,035 мкг. В качестве стандарта использовали