Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лексин А.Г.

Обосновывается необходимость включения в технические регламенты на подвижной состав железнодорожного транспорта требований по санитарно-эпидемиологической безопасности систем жизнеобеспечения кабины машиниста (система обеспечения микроклимата, вибро- и шумозащита, освещение, эргономика рабочего места и т. п.) во вновь изготавливаемых и модернизированных локомотивах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY EPIDEMIOLOGIC SAFETY AND TECHNICAL REGULATIONS ON RAILWAY TRANSPORT

The author necessitated that requirements on sanitary and epidemiologic safety of life support systems for engine driver cabin (microclimate maintainance system, protection from vibration and noise, illumination, workplace ergonomics, etc) should be included into technical regulations for railway vehicles, both newly constructed and modernized.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Приведенные в табл. 4 данные позволяют считать наиболее значимыми вредными факторами для водителей автобусов тяжесть и напряженность трудового процесса, которые будучи оцененными для водителей, как вредные 3-й степени (3.3), повышают общую гигиеническую оценку условий труда до вредного класса 4-й степени (3.4) водителей всех типов исследуемых автобусов.

В ы в о д ы. 1. Представлена классификация рабочей среды в различных типах автобусов, осуществляющих внутригородские пассажирские перевозки. Показано, что на условия труда существенное влияние оказывает степень изношенности транспорта и его марка. 2. Разработан интегральный показатель оценки рабочей среды, который позволяет сделать заключение о ее состоянии и дать сравнительную оценку среды в различных видах транспорта. Величины интегрального показателя оценки рабочей среды могут служить основанием для определения класса условий труда по степени их вредности и опасности с учетом комбинированного действия физических и химических факторов. 3. Наиболее значимыми вредными факторами,

которые влияют на общую гигиеническую оценку условий труда водителей автобусов, являются тяжесть и напряженность трудового процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобров А.Ф., Миронкина Ю.Н. // Информационные технологии. М.: Машиностроение, 1998. № 3.

С. 41—47.

2. Енюкова И.С. // Финансы и статистика, 1989.

3. Игонин Е.Г., Катаева В.А., Попкова А.М. и др. // Материалов VI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». 2007. С. 104—106.

4. Измеров Н.Ф. // Материалы «Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Ростовского областного центра профпатологии». 2008.

С. 5—10.

5. Ким Дж.-О., Мьюллер Ч.У., Клекка У.Р. и др. / Под ред. И.С. Енюкова. М.: Финансы и статистика.

1989.

6. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006—05.

Поступила 19.05.09

УДК 658.347-032.41

А.Г. Лексин

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора Минздравсоцразвития РФ, Москва

Обосновывается необходимость включения в технические регламенты на подвижной состав железнодорожного транспорта требований по санитарно-эпидемиологической безопасности систем жизнеобеспечения кабины машиниста (система обеспечения микроклимата, вибро- и шумозащита, освещение, эргономика рабочего места и т. п.) во вновь изготавливаемых и модернизированных локомотивах.

Ключевые слова: технические регламенты, кабина машиниста, вредные производственные факторы, санитарно-эпидемиологическая безопасность, система жизнеобеспечения, безопасность движения.

A.G. Lexin. Sanitary epidemiologic safety and technical regulations on railway transport. The

author necessitated that requirements on sanitary and epidemiologic safety of life support systems for engine driver cabin (microclimate maintainance system, protection from vibration and noise, illumination, workplace ergonomics, etc) should be included into technical regulations for railway vehicles, both newly constructed and modernized.

Key words: technical regulations, engine driver cabin, occupational hazards, sanitary and epidemiologic safety, life support systems, traffic safety.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, вступивший в силу 1 июля 2003 г. (далее — Закон), положил начало изменениям в системе разработки, принятия, применения и исполнения обязательных технических требований к безопасности продукции или к связанным с требованиями к продукции процессам производства, проектирования, обращения и т. д.

Закон подразумевает смену многочисленных нормативных и нормативно-технических документов (ГОСТ, ОСТ, СНиП и т. п.) на двухуровневую систему технических регламентов и национальных стандартов. Первые обязательны к исполнению, для вторых установлен статус добровольных.

В технических регламентах (ТР) должны быть четко прописаны минимально необходимые требования к продукции, цель которых — «защита жизни и здоровья людей, сохранность государственного и личного имущества, охрана окружающей среды...». То есть все, что касается безопасности. Принятие регламента в иных целях Закон не допускает. Требования, не затрагивающие эти нормы, в регламентах прописаны быть не могут и соответственно обязательными не являются. Соответствие продукции ТР подтверждается обязательной сертификацией либо принятием декларации о соответствии; соответствие продукции национальным стандартам — добровольной сертификацией.

Добровольность в области соблюдения нормативных параметров неблагоприятных производственных факторов среды кабины машиниста во вновь изготавливаемых или модернизируемых локомотивах представляется абсолютно недопустимой, поскольку отступление от нормативных значений этих факторов может привести к необратимым последствиям, как с точки зрения нанесения ущерба здоровью машиниста, так и с точки зрения нарушения безопасности движения на железнодорожном транспорте [2].

Специалистам в области медицины и физиологии труда нет смысла лишний раз доказывать, что сохранению операторских качеств машиниста, его работоспособности в период управления подвижным составам вряд ли будет способствовать наличие в кабине дискомфортного микроклимата, повышенных уровней шума и вибрации, повышенных концентраций вредных химических веществ в воздухе кабины, неправильно организованного, без учета эргономических требований, рабочего места и т. п.

В связи с изложенным, представлялось совершенно очевидным, что соблюдение соответ-

ствующих санитарно-гигиенических нормативов производственных факторов в кабине машиниста непосредственно входит в сферу действия Закона, а нормативы в качестве требований санитарно-эпидемиологической безопасности должны быть включены в регламент по безопасности подвижного состава железнодорожного транспорта [3].

Известно, что система санитарно-гигиенического нормирования находится в правовом поле Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52-ФЗ), обязательность выполнения которого и соответствующих подзаконных актов (СанПин, СП, ГН и др.) сомнению не подвергается.

В ст. 41 упомянутого № 52-ФЗ сказано, что «сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии такой продукции, работ и услуг санитарным правилам».

В то же время ст. 6 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» напрямую указывает, что железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав подлежит обязательной сертификации и должен соответствовать установленным требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Следовательно, действующее законодательство предопределяет необходимость подтверждения соответствия подвижного состава требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Более того, выполнение этих требований согласно законодательству должно соответствующим образом контролироваться на всех стадиях изготовления продукции — от проектирования до серийного производства.

Специалистами в области железнодорожной гигиены были разработаны и утверждены нормативно-правовые документы, содержащие в себе санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания человека специально для железнодорожного транспорта. При этом необходимо подчеркнуть, что установленные требования санитарно-эпидемиологической безопасности, с одной стороны, гармонизированы с

требованиями общей санитарной безопасности, а с другой стороны, отражают специфику железнодорожного транспорта, то есть особенности трудовой деятельности машинистов. К этим документам относятся:

• СП 2.5.1198—03 Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.03.2003 г., распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок, и устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) физических факторов и предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных химических веществ, регламентация которых обеспечивает безопасные условия труда обслуживающего персонала и проезда пассажиров.

• СП 2.5.1336—03 Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.05.2003 г., распространяются на вновь проектируемые и модернизируемые локомотивы и специальный подвижной состав для российских железных дорог и устанавливают ПДУ физических факторов, ПДК вредных химических веществ и нормативные параметры микроклимата и систем его обеспечения, регламентация которых обеспечивает безопасные условия труда машинистов.

Оба документа зарегистрированы в Министерстве юстиции и приняты к руководству на железнодорожных дорогах России указанием МПС России.

После выхода в свет Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» и создания системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте был разработан пакет нормативных документов — норм безопасности на железнодорожном транспорте (НБ ЖТ), куда отдельным разделом вошли санитарно-гигиенические и эргономические требования к обеспечению безопасности и охраны здоровья людей, работающих на железнодорожном транспорте, закрепленные в санитарных правилах, приведенных выше. Нормы безопасности железнодорожного транспорта разработаны для дизель-поездов, тепловозов, электропоездов, электровозов, специального подвижного состава, для кресла машиниста и пассажирского сиденья (НБ ЖТ ЦТ 01; НБ ЖТ ЦТ 02; НБ ЖТ ЦТ 03; НБ ЖТ ЦТ 04;

НБ ЖТ ЦП 035; НБ ЖТ ЦТЦП 053 и НБ ЖТ ЦЛ 111 соответственно). Кроме того, разработаны и утверждены соответствующим органом исполнительной власти типовые методики испытаний для всех приведенных выше видов подвижного состава по показателям систем обеспечения микроклимата, по оценке уровней звука и звукового давления, вибрации, санитарно-химическим показателям, оценке искусственной освещенности, эргономическим показателям, оценке уровней инфразвука и электромагнитных излучений.

Таким образом, в настоящее время система сертификации федерального железнодорожного транспорта, руководствуясь перечисленными нормативными документами, держит под строгим контролем состояние производственной среды в кабинах вновь выпускаемого или модернизированного тягового подвижного состава, тем самым обеспечивая безопасность условий труда, то есть такие условия, при которых воздействие на машинистов вредных производственных факторов не превышает установленные нормативы.

Однако в мае 2007 г. в Закон «О техническом регулировании» были внесены изменения, смысл которых сводился к следующему: действие Закона в новой редакции не распространяется на ряд мер в области охраны труда, в том числе на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные. (п. 3 ст. 1 Закона с изменениями от 1 мая 2007 г.).

Сразу же после выхода в свет Закона в новой редакции среди комментаторов Закона и разработчиков ТР, относящихся к безопасности железнодорожного транспорта, сформировалось устойчивое мнение, что все вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия должны быть полностью исключены из ТР, то есть выведены из правового поля технического регулирования

[1, 4].

Последнее обстоятельство заставляет нас обратиться к ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (раздел 10 «Охрана труда»), где сказано, что «Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Сопоставление статей п. 3 ст. 1 Закона и 209 ТК дает основание считать, что исключая из правового поля Закона санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, организационные

и прочие мероприятия, разработчики Закона оставляют в сфере технического регулирования технические мероприятия в области охраны труда.

Однако технические мероприятия задаются конкретными техническими параметрами, такими, например, как параметры, характеризующие конечные результаты работы систем жизнеобеспечения кабины машиниста (системы обеспечения микроклимата — кондиционирование, отопление и вентиляция, вибро- и шумозащиты, освещения, оптимальных эргономических параметров рабочего места, средств отображения информации и т. п.), представляющие из себя те самые нормативные параметры неблагоприятных производственных факторов, о которых речь шла в начале нашей статьи и соблюдение которых требует № 52-ФЗ. Иными словами, речь идет о комплексе конкретных технических требований к функционированию систем, обеспечивающих в кабине машиниста обязательные санитарно-гигиенические показатели. Последнее обстоятельство решает проблему выполнения запланированных целей ТР по защите жизни и здоровья машиниста (п. 1 ст. 6 Закона) и соответственно по безопасности движения на железнодорожном транспорте.

При этом согласно Закону изготовитель вправе сам определить любые конструктивные варианты достижения указанных параметров.

Остается открытым вопрос о том, каким образом и в каком разделе должны быть отражены указанные параметры и характеристики в ТР на подвижной состав, разрабатываемый специалистами железнодорожного транспорта.

Если речь идет о разделе ТР «Требования ...», то конкретные характеристики могут быть размещены в виде таблиц в тексте самого ТР или в приложении к нему, что придает этим требованиям статус обязательных. Кроме того, подобное компактное расположение материала делает ТР более удобным для использования изготовителем, а также для специалистов, занимающихся подтверждением соответствия продукции требованиям ТР. Однако для этого потребуется «распаковать» уже утвержденные и действующие санитарные правила, что вряд ли является правомерным и рациональным. Далее, существует опасность, что после принятия ТР разделы санитарных правил, которые войдут в ТР, могут быть отменены.

Как вариант возможно частичное или полное включение санитарных правил в так называемый «Перечень национальных стандартов и сводов правил» к конкретному ТР [4], но

в этом случае применение санитарных правил будет происходить на добровольной основе (пп. 9 и 10 ст. 16 Закона). Последнее сразу вступает в противоречие с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Возможен и третий вариант размещения санитарно-эпидемиологических требований в ТР по безопасности подвижного состава железнодорожного транспорта: в раздел ТР «Требования...» вводится статья примерно следующего содержания: «Системы жизнеобеспечения кабины машиниста должны быть спроектированы, изготовлены, отрегулированы таким образом, чтобы все выходные характеристики работы систем (показатели микроклимата, уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитного излучения, состав воздушной среды и т. п.) находились в пределах показателей, установленных в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (санитарные правила) на объекты технического регулирования данного

ТР.

Планировка кабины, компоновка рабочего места, пульта управления, органов управления, средств отображения информации, конструкция кресла машиниста должны отвечать требованиям эргономики и системотехники».

В разделе «Подтверждение соответствия» в перечне документов, необходимых для получения сертификата соответствия, должно быть прописано обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения на конкретный вид подвижного состава.

Нам представляется наиболее приемлемым последний вариант, поскольку, с одной стороны, он согласуется с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. С другой стороны, он не вступает в видимое противоречие с п. 1 ст. 23 Закона о техническом регулировании, где указано, что обязательное подтверждение соответствия (сертификация) проводится исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Кроме того, указанный вариант позволит еще на стадии проектирования закладывать при создании новых видов подвижного состава такие технические решения, которые позволят впоследствии обеспечить машинистам безопасные условия труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аронов И.З., Рыбакова А.М., Теркель АЛ, Белов

Е.В. // ВТР. 2007. № 6. С. 10—15.

2. Лексин А.Г., Евлампиева М.Н., Береснева Т.Г., Минеева Н.И. // Тезисы докладов Всероссийской конференции: О техническом регулировании в России (май 2005 г.). М.: НОУ «Консалтинговый центр», 2005. С. 100—106.

3. Парций Я.Е. // Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный). М.: «Фирма «Интерстандарт», 2004. С. 53—54.

4. Пугачев С.В. // Инф. Бюл. ЦНТД, С.-Пб. Спецвыпуск. Июнь 2007. С. 27—31.

Поступила 27.05.08

УДК 616.831-002

В.В. Трошин

ВОПРОСЫ ПАТОГЕНЕЗА И КЛАССИФИКАЦИИ ХРОНИЧЕСКИХ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НЕЙРОТОКСИКАНТОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГУН Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород

Обзор посвящен современным взглядам на патогенез хронических профессиональных токсических энцефалопатий и проблемам классификации этого вида профессиональной патологии. Приведены взгляды патофизиологов на развитие и формирование хронических заболеваний головного мозга, рассмотрены общие механизмы энцефалопатий сосудистого и токсического генеза.

Ключевые слова: патогенез, профессиональные токсические энцефалопатии, классификация.

V.V. Troshin. Pathogenesis and classification of chronic encephalopathy due to occupational neurotoxic chemicals (review of literature). The review covers contemporary views of chronic occupational toxic encephalopathies pathogenesis and classifications of these occupational disorders. Pathophysiologic viewpoints on development and course of chronic brain disorders are presented, general mechanisms of vascular and toxic encephalopathies are considered.

Key words: pathogenesis, occupational toxic encephalopathies, classification.

Пик интереса к профессиональным нейро-интоксикациям отмечался в 80-х гг. прошлого столетия. В эти годы были проведены обстоятельные исследования основных механизмов и клинических проявлений токсических воздействий на производстве тяжелых металлов [20, 42, 53, 66], продуктов органического синтеза [2, 3, 22, 30, 40, 60, 77], растворителей [29, 37, 47, 51, 63, 67, 68]. В последние десятилетия отмечается тенденция к снижению доли регистрируемых профессиональных заболеваний химической этиологии, в то же время только в химической промышленности десятки тысяч работающих продолжают трудиться в условиях воздействия токсичных нейротропных продуктов. Имеется значительный контингент больных с последствиями профессиональных нейротокси-козов, нуждающийся в обоснованном назначении социальной и медицинской помощи [20, 23, 46].

В последние годы используются все более передовые методы диагностики (нейровизуали-

зационные, иммунологические, молекулярноге-нетические), что позволило сформировать новые взгляды на патогенез и клинические проявления неврологических заболеваний. В профпатологии большое внимание традиционно уделяется особенностям клинических проявлений действия того или иного токсиканта. Однако некоторые общие закономерности токсического процесса в нервной системе остаются, в части случаев, вне сферы интересов профпатологов. В то же время токсикологи, изучая эти общие закономерности, сумели установить, что в свете современных воззрений отравления в патогенетическом аспекте целесообразно рассматривать как химическую травму, развивающуюся вследствие внедрения в организм чужеродного токсичного вещества [11, 19, 66]. При этом в патологический процесс включаются: токсический стресс (неспецифический защитный механизм), гипоксия (лидирующий патологический механизм), нарушения клеточного метаболизма (дистрофические изменения нейронов и глии). Все нарушения, обуслов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.