Научная статья на тему 'Технические регламенты и совершенствование санитарноэпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте'

Технические регламенты и совершенствование санитарноэпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / RAIL TRANSPORT / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SAFETY / HYGIENE REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лексин А. Г., Капцов В. А., Коротич Л. П., Береснева Т. Г., Минеева Н. И.

В статье приводится краткий анализ правовой базы последних лет в сфере как технического регулирования, так и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Доказывается необходимость включения в технические регламенты по безопасности железнодорожного подвижного состава и элементов железнодорожной инфраструктуры требований по санитарноэпидемиологической безопасности и гигиенических нормативов. Представлены фрагменты технических регламентов на железнодорожную технику и элементы инфраструктуры, куда включены основные требования по санитарно-эпидемиологической безопасности. Отражена позиция авторов статьи на переработку нормативно-правовой базы в области санитарноэпидемиологического благополучия населения в документах по стандартизации согласно требованиям Федерального закона «О техническом регулировании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лексин А. Г., Капцов В. А., Коротич Л. П., Береснева Т. Г., Минеева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SAFETY OF RAIL TRANSPORT A REQUIREMENT OF THE NEW LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Brief analysis of the legal framework in recent years, both in the sphere of technical regulation, and in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population is presented in this article. The necessity of inclusion in the technical regulations for the safety of railway rolling stock and elements of railway infrastructure the requirements for sanitary-epidemiological safety and hygiene regulations has been proved. Fragments of technical regulations for railway equipment and infrastructure elements, including the basic requirements for the sanitary-epidemiological security are presented. The position of authors in the processing of the regulatory framework in the field of sanitary-epidemiological welfare of population in standardization documents in accordance with the requirements of federal law "On technical regulation" has been reflected

Текст научной работы на тему «Технические регламенты и совершенствование санитарноэпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте»

[гиена и санитария 4/2012

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.692:656.2

А. Г. Лексин, В. А. Капцов, Л. П. Коротич, Т. Г. Береснева, Н. И. Минеева

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

В статье приводится краткий анализ правовой базы последних лет в сфере как технического регулирования, так и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Доказывается необходимость включения в технические регламенты по безопасности железнодорожного подвижного состава и элементов железнодорожной инфраструктуры требований по санитарноэпидемиологической безопасности и гигиенических нормативов.

Представлены фрагменты технических регламентов на железнодорожную технику и элементы инфраструктуры, куда включены основные требования по санитарно-эпидемиологической безопасности. Отражена позиция авторов статьи на переработку нормативно-правовой базы в области санитарноэпидемиологического благополучия населения в документах по стандартизации согласно требованиям Федерального закона «О техническом регулировании».

Ключевые слова: технические регламенты, санитарно-эпидемиологическая безопасность железнодорожного транспорта

A. G. Leksin, V A. Kaptsov, L. P. Korotich, T. G. Beresneva, N. I. Mineeva — IMPROVEMENT OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SAFETY OF RAIL TRANSPORT - A REQUIREMENT OF THE NEW LEGISLATION OF THE RUSSIAN Federation.

Federal State Unitary Enterprise All-Russian Research Institute of Railway Hygiene of the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare, Moscow

Brief analysis of the legal framework in recent years, both in the sphere of technical regulation, and in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population is presented in this article. The necessity of inclusion in the technical regulations for the safety of railway rolling stock and elements of railway infrastructure the requirements for sanitary-epidemiological safety and hygiene regulations has been proved. Fragments of technical regulations for railway equipment and infrastructure elements, including the basic requirements for the sanitary-epidemiological security are presented. The position of authors in the processing of the regulatory framework in the field of sanitary-epidemiological welfare of population in standardization documents in accordance with the requirements of federal law "On technical regulation" has been reflected

Key words: rail transport, sanitary and epidemiological safety, hygiene regulations

Вступление в силу в 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ) сделало необходимым коренной пересмотр всей законодательной базы, имеющей отношение к разработке, применению и обязательному исполнению требований к продукции в части обеспечения ее безопасности.

Обязательные требования к продукции, а также порядок подтверждения ее соответствия указанным требованиям безопасности (сертификация и декларирование) должны были быть изложены в специальных нормативноправовых актах - технических регламентах.

В ст. 6 закона «О техническом регулировании» сказано, что «технические регламенты применяются исключительно в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц..., охраны окружающей среды.».

19 июля 2011 г. вышел в свет Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» (№ 248-ФЗ).

В измененной редакции 1-й абзац п. 1 ст. 6 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» (№ 17-ФЗ) звучит следующим образом:

Лексин А. Г. - канд. мед. наук, зав. лаб. новой техники; Капцов В. А. - д-р мед. наук, проф., зам. директора (kapcovva@ram-bler.ru).

«Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры. должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам».

В редакции этого же закона (№ 248-ФЗ) в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52-ФЗ) сказано:

«Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается обязательным подтверждением соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании». Кроме того, ст. 41 этого же закона гласит: «Обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции, представляющей потенциальную опасность для человека, подлежит обязательному подтверждению соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».

На необходимость предъявления таких требований к продукции указывает также п. 4 статьи Федерального закона от 21.07.2011 № 255-ФЗ «О внесении измене-

38

ний в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Таким образом, в новых редакциях 2011 г. всех трех основополагающих Федеральных законов, касающихся проблемы безопасности продукции (№ 184-ФЗ, 17-ФЗ и 52-ФЗ), была наконец поставлена точка в 4-летних поисках выхода из противоречий в отношении необходимости включения в правовое поле технического регулирования и соответственно в технические регламенты требований по безопасности железнодорожной техники, требований по санитарно-эпидемиологической и гигиенической безопасности железнодорожного подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры.

Иными словами, соблюдение проектировщиками и изготовителями подвижного состава, его составных частей и элементов инфраструктуры санитарноэпидемиологических и гигиенических требований безопасности становится обязательным.

Следует вспомнить, что в мае 2007 г. в закон «О техническом регулировании» были внесены изменения (п. 3 ст. 1 № 184-ФЗ с изменениями от 01.05.2007), позволившие некоторым разработчикам технических регламентов считать, что обязательное исполнение требований санитарно-эпидемиологической и гигиенической безопасности при проектировании и изготовлении железнодорожной продукции не является предметом технического регулирования, а указанные требования должны быть исключены из технических регламентов. Последнее обстоятельство вызвало обоснованное беспокойство сотрудников Института железнодорожной гигиены, поскольку наш коллектив в течение многих лет как разрабатывал сами требования, так и участвовал в испытаниях новой техники на ее соответствие указанным требованиям безопасности.

Авторы настоящей статьи выразили свое отношение к обсуждаемой проблеме в ряде научных статей, публиковавшихся с 2005 г. в открытой печати [1—3], а также в ряде выступлений на заседаниях рабочих групп по разработке технических регламентов по безопасности железнодорожной техники.

В июле 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены 3 национальных технических регламента, посвященных безопасности продукции железнодорожного транспорта: «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».

В 2011 г. все три регламента прошли общественное обсуждение и межгосударственное согласование и были утверждены 15 июля 2011 г. Комиссией Таможенного союза (решение КТС № 710) как наднациональные в рамках Таможенного союза.

В настоящее время проекты указанных регламентов проходят общественное обсуждение на предмет получения статуса технических регламентов среди стран -членов ЕврАзЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Межправительственного соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза после принятия технических регламентов ЕврАзЭС действие национальных технических регламентов прекращается с даты вступления в силу тех регламентов ЕврАзЭС.

В указанные технические регламенты отдельны-

ми пунктами вошли требования санитарно-эпидемиологической безопасности. К ним в первую очередь относятся санитарно-гигиенические требования к работе систем жизнеобеспечения кабин машинистов локомотивов и специального подвижного состава, служебных и бытовых помещений специального подвижного состава, производственных помещений и помещений вокзалов. Это системы обеспечения нормативных параметров микроклимата, освещения, шума, вибрации, состава воздушной среды, уровней инфра- и ультразвука, электромагнитных излучений.

Предъявлены также требования к эргономике и планировке внутренних помещений кабин управления, салонов пассажирских вагонов, рабочих мест на предприятиях, к водоснабжению, канализации.

Согласно ст. 13 и 16.1 закона «О техническом регулировании» нормативно-правовой базой, обеспечивающей на добровольной основе соблюдение требований технических регламентов, являются документы по стандартизации (национальные стандарты, международные и региональные стандарты, стандарты организаций, предварительные стандарты, своды правил), перечень которых, предварительно утвержденный национальным органом по стандартизации, прилагается к каждому регламенту. В результате обязательная оценка соответствия (сертификация и декларирование) осуществляется на основании подтверждения соблюдения проектировщиком и изготовителем требований технического регламента с использованием количественных характеристик и санитарно-гигиенических нормативов этих документов.

В настоящее время документами, содержащими конкретные санитарно-эпидемиологические и гигиенические нормативы, являются Санитарные правила и нормы и гигиенические нормы (СП, СанПиН и ГН).

Применительно к железнодорожному транспорту к таким документам относятся:

- «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03;

- «Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта» СП 2.5.1336-03;

- «Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения» СП. 2.5.1335-03;

- «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1250-03;

- «Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта» СП 2.5.1334-03.

Следует отметить, что указанные документы формально не являются документами, отнесенными законодательством к техническому регулированию.

В связи с этим представляется целесообразным собрать наиболее существенные санитарноэпидемиологические требования в такой документ по стандартизации, как «Свод правил». С другой стороны, часть этих требований может быть помещена в стандарты специальными разделами.

Так, в проект Свода правил «Станционные здания, сооружения и устройства» к техническому регламенту «О безопасности инфраструктуры железнодорожного

39

[гиена и санитария 4/2012

транспорта», в разработке которого участвовали авторы данной статьи, все санитарно-эпидемиологические требования безопасности включены.

В ГОСТе 53978-2010 «Специальный подвижной состав. Общие технические требования» имеются отдельные разделы, содержащие санитарно-гигиенические нормативы, нормативы по охране труда и требования по эргономике.

В проектах разрабатываемых ГОСТов, относящихся к каждому типу подвижного состава (электропоезда, локомотивы, вагоны пассажирские локомотивной тяги, дизель-поезда, специальный подвижной состав и т. п.), в полной мере отражены санитарно-гигиенические требования к параметрам микроклимата (отопление, вентиляция, кондиционирование), водоснабжению и канализации, уровню шума, вибрации, качеству отделочных материалов.

Вся нормативно-правовая база, обеспечивающая соблюдение требований технических регламентов, должна быть разработана в соответствии с требованиями № 184-ФЗ и утверждена к моменту вступления в силу межнациональных регламентов, т. е. к 2014 г.

Однако все вышеизложенное не исключает необходимости разработки новых и актуализации старых санитарных правил и гигиенических нормативов в целях укрепления санитарно-гигиенической нормативной базы в рамках требований Федерального закона «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».

Выводы. 1. Применение и исполнение требований по санитарно-эпидемиологической и гигиениче-

ской безопасности являются обязательными для проектировщика и изготовителя железнодорожной техники (подвижного состава, железнодорожной инфраструктуры) согласно требованиям основополагающих Федеральных законов, связанных с проблемами технического регулирования.

2. Подтверждение соответствия железнодорожной техники (сертификация и декларирование) санитарноэпидемиологическим и гигиеническим требованиям технических регламентов должно проводиться только после обязательного выполнения проектировщиком и изготовителем указанных требований.

3. Разработка и адаптация к сегодняшним требованиям документов по стандартизации, включающих санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к подвижному составу железнодорожного транспорта, его составным частям и элементам железнодорожной инфраструктуры, - насущное требование времени.

Литер атура

1. Лексин А. Г., ЕвлампиеваМ. Н., Береснева Т. Г., МинееваН. И. // Тезисы докладов Всероссийской конф. «О техническом регулировании в России» (май 2005 г). - М.: НОУ «Консалтинговый центр», 2005. - С. 100-106.

2. Лексин А. Г. Санитарно-эпидемиологический аспект гарантий безопасности. - М., 2007. - С. 23.

3. Лексин А. Г. // Медицина труда и пром. экол. - 2009. - № 7. -С. 17-21.

Поступила 20.01.12

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.63:616-092:612.017.1]-078.33

С. Ф. Шаяхметов, Г. М. Бодиенкова, Н. М. Мещакова, С. И. Курчевенко

ИЗМЕНЕНИЯ ИММУНОРЕАКТИВНОСТИ У РАБОТНИКОВ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОЗОВОй НАГРУЗКИ ТОКСИКАНТАМИ

Ангарский филиал Восточно-Сибирского научного центра экологии человека СО РАМН

Проведено иммунологическое обследование работающих в производстве каустика, винилхлорида и поливинилхлорида, эпихлоргидрина. Выявлены особенности взаимосвязи между изменением показателей иммунореактивности и стажевой дозовой нагрузкой на работающих различными химическими веществами.

Ключевые слова: производство ртути, винилхлорида и поливинилхлорида, эпихлоргидрина, работающие, до-зовая нагрузка, иммунологическая реактивность

S. F. Shayakhmetov, G. M. Bodienkova, N. M. Meshchakova, S. I. Kurchevenko — ALTERATIONS OF IMMUNOREACTIVITY IN CNEMICAL PRODUCTION WORKERS IN DEPENDENCE ON DOSE EXPOSURE TO TOXICANTS

Angarsk Branch of the Eastern Siberian Scientific Centre of Human Ecology, Siberian Branch of the Academy of Medical Sciences

The immunological examination of employees working in the production of caustic soda, vinyl chloride, polyvinyl chloride and epichlorohydrin has been performed. The features of the relationship between alterations in indices of immunoreactivity and dose exposure for total years of employment in persons exposed to various chemical substances have been established.

Key words: production of mercury, vinyl chloride and polyvinyl chloride, epichlorohydrin, working, radiation exposure, immunological reactivity

Шаяхметов С. Ф. - зам. дир. по научной работе, д-р мед. наук (imt@mail.ru); Бодиенкова Г. М. - зав. лаб. иммунологии, проф., д-р мед. наук (immun11@yandex.ru); Мещакова Н. М. -ст. науч. сотр. лаб. медицины труда, д-р мед. наук (imt@mail.ru); Курчевенко С. И. - мл. науч. сотр. лаб. иммунологии (immun11@ yandex.ru).

Введение

Проблемы, связанные с неблагоприятным влиянием на здоровье работающих химического фактора, в последние годы становятся чрезвычайно актуальными [1, 3, 6]. Особенно важным аспектом данной

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.