Научная статья на тему 'О реализации Роспотребнадзором единых принципов и правил технического регулирования в рамках соглашений таможенного союза'

О реализации Роспотребнадзором единых принципов и правил технического регулирования в рамках соглашений таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНЫЕ САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / TECHNICAL REGULATION / CUSTOMS UNION / COMMON SANITARY REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онищенко Г. Г.

В соответствии с Соглашением таможенного союза (ТС) по санитарным мерам правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан на таможенной территории ТС применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств-членов ТС, органами местного самоуправления, юридическими лицами, любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами. В настоящее время из 47 запланированных к принятию первоочередных технических регламентов ТС принят 31 регламент, в том числе о безопасности железнодорожного подвижного состав, парфюмернокосметической продукции, игрушек, продукции для детей и подростков, пищевой продукции, зерна, мебельной продукции и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Онищенко Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the implementation by Rospotrebnadzor (the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare) common principles and rules of technical regulation within the Customs Union Agreement

In accordance with the Agreement of the Customs Union on sanitary measures between the Government of the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan in the customs territory of the Customs Union the Uniform sanitary and epidemiological and hygienic requirements for goods subject to sanitary-epidemiological control are applied. Common sanitary requirements are binding for executive authorities of the Member States of the Customs union, local authorities, legal persons, whatever legal form, individual entrepreneurs, individuals. Currently, out of 47 planned to take priority technical regulations of the Customs Union 31 regulation, including the safety of railway rolling stock, production of perfumery and cosmetics, toys and products for children and teenagers, food products, grain, and other furniture products was adopted.

Текст научной работы на тему «О реализации Роспотребнадзором единых принципов и правил технического регулирования в рамках соглашений таможенного союза»

дигиена и санитария 4/2013

Проблемные статьи

О Г Г ОНИЩЕНКО, 2013 УДК 614.3/.4

Г. Г. Онищенко

о РЕАЛИЗАЦИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ ЕДИНЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ

технического регулирования в рамках соглашений таможенного союза

Роспотребнадзор, 127994, Москва

В соответствии с Соглашением таможенного союза (ТС) по санитарным мерам правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан на таможенной территории ТС применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарноэпидемиологическому надзору (контролю). Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств-членов ТС, органами местного самоуправления, юридическими лицами, любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами. В настоящее время из 47 запланированных к принятию первоочередных технических регламентов ТС принят 31 регламент, в том числе о безопасности железнодорожного подвижного состав, парфюмернокосметической продукции, игрушек, продукции для детей и подростков, пищевой продукции, зерна, мебельной продукции и др.

Ключевые слова: техническое регулирование; таможенный союз; Единые санитарные требования G.G. Onishchenko - ON THE IMPLEMENTATION BY ROSPOTREBNADZOR (THE FEDERAL SERVICE FOR

the oversight of consumer protection and welfare) common principles and rules of technical regulation within the agreement of the customs union

Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare, 129626, Moscow, Russian Federation

In accordance with the Agreement of the Customs Union on sanitary measures between the Government of the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan in the customs territory of the Customs Union the Uniform sanitary and epidemiological and hygienic requirements for goods subject to sanitary-epidemiological control are applied. Common sanitary requirements are binding for executive authorities of the Member States of the Customs union, local authorities, legal persons, whatever legal form, individual entrepreneurs, individuals. Currently, out of 47 planned to take priority technical regulations of the Customs Union 31 regulation, including the safety of railway rolling stock, production of perfumery and cosmetics, toys and products for children and teenagers, food products, grain, and other furniture products was adopted.

Key words: technical regulation, the Customs Union, Common sanitary requirements

В рамках таможенного союза (ТС) принято Соглашение между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18.11.10.

Также подписано Соглашение ТС по санитарным мерам между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (ратифицировано Федеральным законом от 19.05.10 № 100-ФЗ «О ратификации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам»).

В соответствии с соглашением ТС по санитарным мерам между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан на таможенной территории ТС применяются единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарноэпидемиологическому надзору (контролю) (далее Единые санитарные требования).

для корреспонденции: 127994, Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7.

Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств-членов ТС, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами (пункт 1.3 Единых санитарных требования, утвержденных Комиссией ТС (КТС) от 28 мая 2010 г. № 299).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения от 18.11.10 «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» со дня вступления в силу технического регламента ТС на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются.

Технический регламент ТС действует на территории Российской Федерации с момента его принятия решением КТС (пункт 2 статьи 2 Соглашения от 18.11.10 «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации»).

В отношении продукции, на которую не принят

4

технический регламент ТС, продолжают действовать Единые санитарные требования.

К правоотношениям, не относящимся к сфере технического регулирования, продолжают применяться единые санитарные требования и национальные акты санитарного законодательства.

К ним относятся санитарные правила и нормативы, направленные на определение обязательных требований к условиям питания, труда, быта, отдыха, водоснабжения, профилактике инфекционных заболеваний, условиям обучения и воспитания, радиационной безопасности, а также гигиенические нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, воде водоемов, почве, гигиенические нормативы физических факторов в быту и на производстве.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, связанные с предоставлением товаров (работ, услуг) не только качественных, но и безопасных, в том числе для здоровья потребителя.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. С учетом этого в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет разработку и принимает активное участие в подготовке соответствующих актов, содержащих требования к качеству и безопасности, в том числе безопасности для жизни и здоровья людей.

Следует отметить, что 22 августа 2012 г. Российская Федерация присоединилась к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 г. (далее Соглашение).

При этом 19 октября 2011 г. Федеральным законом № 282-ФЗ был ратифицирован Договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы.

Договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы (далее Договор) был подписан 19 мая 2011 г.

Договор призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО.

Со дня присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения становятся частью правовой системы ТС.

Первая присоединившаяся Сторона должна информировать остальные Стороны и координировать с ними действия по принятию обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.

При последующем присоединении к ВТО другой Стороны ее обязательства (принятые в качестве условия присоединения к ВТО) также становятся частью правовой системы ТС.

Кроме того, Договор предусматривает, что Стороны должны будут принять меры по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения (включая

обязательства Сторон, взятые при присоединении к ВТО) будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.

Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения, не могут быть отменены ни по решению органов ТС (включая суд ЕврАзЭС), ни международным договором, заключенным Сторонами.

Если правовые нормы ТС более либеральны по сравнению с Соглашением и не противоречат ему, то Стороны могут применять такие нормы. Заключая в рамках ТС международные договоры, принимая и применяя акты ТС, Стороны должны обеспечить их соответствие Соглашению.

В соответствии с утвержденным графиком разработки первоочередных технических регламентов ТС (Решением КТС от 8 декабря 2010 г. № 492) из запланированных к принятию 47 технических регламентов ТС принят 31, из них 7 в 2012 г., в том числе о безопасности: железнодорожного подвижного состава; высокоскоростного железнодорожного транспорта; инфраструктуры железнодорожного транспорта; пиротехнических изделий; упаковки; низковольтного оборудования; игрушек; парфюмерно-косметической продукции; продукции, предназначенной для детей и подростков; машин и оборудования; лифтов; оборудования для работы во взрывоопасных средах; автомобильных дорог; зерна; аппаратов, работающих на газообразном топливе; продукции легкой промышленности; колесных транспортных средств; средств индивидуальной защиты; маломерных судов; отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания; взрывчатых веществ и изделий на их основе; мебельной продукции; пищевой продукции; сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним, а также электромагнитная совместимость технических средств; пищевая продукция в части ее маркировки; технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей; технический регламент на масложировую продукцию; требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств; о требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям; о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

В целях реализации принятых технических регламентов ТС проводилась работа по рассмотрению и согласованию проектов постановлений Правительства Российской Федерации «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ТС.

Уже принято 5 постановлений Правительства Российской Федерации за соблюдением требований технических регламентов ТС, по которым Роспотребнадзор является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора), а именно:

«О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.12 № 912); «О безо-

5

[гиена и санитария 4/2013

пасности игрушек» (постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.12 № 917); «О безопасности продукции легкой промышленности» (постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.12 № 918); «О безопасности парфюмернокосметической продукции» (постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.12 № 989); «О безопасности упаковки» (постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.12 № 1033).

В целях реализации принятых постановлений Правительства Российской Федерации № 912, 917, 918, 989, 1033 подписан приказ Роспотребнадзора от 08.11.2012 года № 1079 «Об организации контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза».

Так, приказом Роспотребнадзора № 1079 предусмотрены такие мероприятия, как обеспечение территориальными органами Роспотребнадзора изучения принятых технических регламентов ТС и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением их требований; проведение мониторинга и анализа применения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при выявлении нарушений обязательных требований технических регламентов ТС; подготовка информационно-методических писем для территориальных органов Роспотребнадзора по реализации технических регламентов ТС.

Проведена работа по согласованию планов мероприятий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Российской Федерации по реализации 5 принятых технических регламентов ТС: «О безопасности пищевой продукции»; «Пищевая продукция в части ее маркировки»; «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе лечебного и диетического профилактического питания» (согласован); «О безопасности средств индивидуальной защиты»; «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».

Планы мероприятий Российской Федерации по реализации принятых технических регламентов ТС «О безопасности пищевой продукции» и «Пищевая продукция в части ее маркировки» доработаны с учетом предложений Роспотребнадзора. Во исполнение указанных планов уже подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента ТС «О безопасности пищевой продукции», который находится на межведомственном согласовании.

Проводится экспертиза проектов технических регламентов ТС, находящихся на внутригосударственном согласовании, по вопросам обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, в том числе «О безопасности мяса и мясной продукции»; «О безопасности алкогольной продукции»; «Технический регламент на молоко и молочную продукцию; «О безопасности рыбы и рыбной продукции»; «Технический регламент на табачную продукцию».

Кроме того, совершенствуются принятые ранее технические регламенты.

Так, подготовлены и направлены в установленном

порядке предложения по внесению изменений в принятые в 2011 г. технические регламенты ТС, по вопросам, касающимся обеспечения методами контроля: «О безопасности продукции легкой промышленности»; «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»; «О безопасности упаковки»; «О безопасности игрушек»; «О безопасности пищевых продуктов»; «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»; «Технический регламент на масложировую продукцию»; «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Подготовлено и утверждено 88 методических документов, в том числе методические указания по гигиене и эпидемиологии - 12, методы контроля химических, биологических и физических факторов - 63, методические рекомендации - 13.

В составе рабочей группы по направлению «Гармонизация санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований» продолжается работа по подготовке предложений для внесения изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) ТС, с целью обеспечения гармонизации санитарноэпидемиологических требований с международными стандартами.

Решениями ЕЭК от 19.04.12 г. № 34 и от 07.11.12 г. № 208 внесены изменения в Единые санитарноэпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), в части установления требований безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, требований безопасности к товарам детского ассортимента и др.

Также необходимо обратить внимание на ряд проблемных вопросов, связанных с внесением изменений в Соглашение ТС по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.

Проектом протокола о внесении изменений в Соглашение ТС по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г. (далее проект Протокола) предусматривается отмена действия Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением КТС от 28.05.2010 г. № 299, установленных на определенный вид подконтрольных товаров с даты вступления в силу технических регламентов, в которые включены требования на данный вид товаров.

Необходимо отметить, что в тексты технических регламентов ТС включены не все показатели безопасности, установленные в Единых санитарных требованиях, и отмена их действия после вступления в силу технических регламентов приведет к тому, что отсутствующие показатели безопасности не будут учитываться при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также при производстве, оценке или подтверждении соответствия продукции.

Кроме того, предлагается предусмотреть порядок исключения требований на определенный вид подконтрольных товаров из Единых санитарных требований.

6

Учитывая изложенное, Роспотребнадзором направлены следующие предложения в ЕЭК:

- подготовить документы по порядку разработки, принятия, внесения изменений и отмены в акты, предусмотренные соглашениями ТС по санитарным, фитосанитарным и ветеринарным мерам, устанавливающие санитарные и фитосанитарные (СФС) меры, а также порядок внесения принимаемых СФС мер в разрабатываемые и действующие технические регламенты;

- исключение соответствующих санитарно-эпидемиологических требований из Единых санитарных требований осуществить в порядке, установленном ЕЭК;

- внести изменения в технические регламенты ТС в части их дополнения обязательными требованиями безопасности, установленными Едиными санитарными требованиями.

Кроме того, имеются пока неурегулированные вопросы по следующим проектам технических регламентов ТС: проект технического регламента ТС «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; проект технического регламента ТС «О безопасности мяса и мясной продукции»; проект технического регламента ТС «О безопасности алкогольной продукции».

Также в целях совершенствования санитарного законодательства и с учетом изменения подведомственности и в целях реализации новых полномочий Роспотребнадзора были разработаны проекты следующих нормативно-правовых актов: постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»; постановления Правительства Российской Федерации «Об организации работы по ведению Российского регистра потенциально опасных химических, биологических веществ и пестицидов и государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ»; распоряжения Правительства Российской Федерации «Об оказании помощи странам Восточной Европы и Центральной Азии в наращивании их потенциала в области профилактики, контроля и надзора за ВИЧ/СПИД и другими инфекционными болезнями»; распоряжения Правительства Российской Федерации «Об оказании помощи Республике Абхазия и Республике Южная Осетия для усиления потенциала этих стран в обеспечении биологической безопасности»; постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в межведомственное распределение обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 323»; постановления Правительства Российской Федерации «О формировании и ведении открытого и общедоступного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг)».

В 2012 г. в целях реализации вышеуказанного направления деятельности Роспотребнадзора была про-

ведена правовая экспертиза 129 проектов федеральных законов, технических регламентов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации.

В частности, были направлены в различные федеральные органы государственной власти замечания и предложения по 62 проектам федеральных законов, затрагивающих компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Подготовлены предложения на следующие проекты федеральных законов: «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О ветеринарии»; «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.

Помимо этого, принято участие в рассмотрении 15 проектов технических регламентов ТС.

Следует отметить, что в 2012 г. количество проектов федеральных законов, технических регламентов и постановлений Правительства Российской Федерации, затрагивающих компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в отношении которых была проведена правовая экспертиза, составило 129, что на 23% больше, чем в 2011 г. (116 проектов).

Кроме того, в соответствии с планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.11 № 1471-р «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», проводился мониторинг правоприменения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в сфере обеспечения населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, оказание медицинской помощи различным категориям граждан, в том числе в пределах действия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».

В инициативном порядке проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения плановых проверок наиболее общественно значимых видов деятельности и иным вопросам, которые затрагивают компетенцию Роспотребнадзора.

По результатам подготовлены предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных

7

[гиена и санитария 4/2013

граждан в Российской Федерации», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности работодателей за нарушение правил предоставления жилого помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, которые находятся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка.

В связи с изменением подчиненности подготовлены приказы Роспотребнадзора об утверждении восьми административных регламентов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также приказ Роспотребнадзора «Об утверждении регламента Роспотребнадзора». В настоящее время все указанные нормативные правовые акты прошли государственную регистрацию в Минюсте России и вступают в силу в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, можно констатировать, что работа по правовой экспертизе и разработке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов увеличивается, что требует особого сосредоточения усилий на данном направлении работы.

Следует обратить особое внимание на то, что территориальные органы Роспотребнадзора имеют возможность участвовать в работе над проектами федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, на основании пункта к статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 26.4 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами

государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления ими в Государственную думу в 30-дневный срок отзывов на указанные законопроекты.

Статьей 6 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта.

В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора необходимо на уровне субъектов Российской Федерации принимать активное участие в работе над проектами федеральных законов, относящихся к сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

При этом территориальным органам Роспотребнадзора следует информировать о результатах указанной работы Роспотребнадзор, а свою позицию, особенно по проектам федеральных законов, согласовывать с Роспотребнадзором.

Надлежащая законотворческая практика органов власти субъектов Российской Федерации, направленная на развитие и реализацию положения, в том числе Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», безусловно, является важнейшей составляющей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем управлениям Роспотребнадзора необходимо обеспечить предоставление необходимых для работы законодательных органов субъектов Российской Федерации материалов и сведений. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека со своей стороны ставит перед собой задачу по мониторингу законотворчества субъектов Российской Федерации в данной сфере и распространение положительной практики в других субъектах Российской Федерации.

Поступила 29.01.13

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.