10
ЗНиСО
СЕНТЯБРЬ №9 (118)
ляется перспективным и позволяет более глубоко оценивать негативные последствия от химических веществ на человека и природу. Необходимо широкое внедрение в практику результатов оценки риска здоровью населения с учетом практических работ и данных социально-гигинического мониторинга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
2. Онищенко Г.Г. Оценка и управление рисками для здоровья как эффективный инструмент решения задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации //Анализ риска здоровью. № 1. 2013. С. 4—14.
3. Онищенко Г.Г. и др. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации / Г.Г. Онищенко, А.Ю. Попова, Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур //Анализ риска здоровью. № 2. 2014. С. 4—13.
4. Май И.В. и др. Установление и доказательство вреда здоровью гражданина, наносимого негативным воздействием факторов среды обитания / И.В. Май, И.В. Зайцева,
С.В. Клейн, Э.В. Седусова //Здоровье населения и среда обитания, № 11 (248). 2013. С. 4—7.
5. Попов М.С. и др. Основания и принципы применения санитарных и фитосанитарных мер в практике всемирной торговой организации / М.С. Попов, А.Ю. Попова //Анализ риска здоровью. № 1. 2013. С. 36—40.
6. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду: Р.2.2.10.1920—04.
7. Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов: МУ 2.3.7.2519—09.
8. Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности: СанПиН 1.2.2353—08.
9. Феттер В.В. Оценка риска для здоровья населения химической контаминации продуктов питания и продовольственного сырья //Анализ риска здоровью. № 4. 2013. С. 54—63.
Контактная информация:
Аксенова Ольга Ивановна, тел.: 8 (495) 958-13-37, e-mail: [email protected]
Contact information: Aksenova Olga, рЬопе: 8 (495) 958-13-37, e-mail: [email protected]
УДК 356.33;359.6;61:351.86
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА В РСЧС
А.И. Верещагин1,2, В.Г.Субботин1, С.В. Селюнина1, Т.А.Семёнова1,2
'ФБУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, г. Москва 2ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет
им. И.М. Сеченова, г. Москва
Освещены организационные основы деятельности единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленной на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия в чрезвычайных ситуациях в рамках деятельности функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ключевые слова: единая федеральная централизованная система государственного санитарно-эпидемиологического надзора; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
A.I. Vereshchagin, V.G. Subbotin, S.V. Seljunina, T.A.Semjonova □ ORGANIZATION OF UNIFORM FEDERAL CENTRALIZED SYSTEM OF STATE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SUPERVISION IN RSCHS □ FBHI Federal center of hygiene and epidemiology of Rospotrebnadzor, Moscow; SEI HPE First Moscow state medical University named after I.M. Sechenov, Moscow.
The article shows the basic principles of organization of activity of Federal unified centralized system of the state sanitary-epidemiological supervision, aimed at preserving the sanitary-epidemiological well-being in emergencies in the framework of the functional subsystem the unified state system ofprevention and liquidation of emergencies.
Key words: uniform Federal centralized system of state sanitary-epidemiological surveillance; the unified state system ofprevention and liquidation of emergencies.
Система мероприятий по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения в условиях чрезвычайных ситуаций требует координированных оперативных действий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по отношению к целому ряду ответ-
ственных министерств и служб. Основные принципы деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения определены федеральным законом [1]. В современных условиях создана и функционирует единая федеральная централизованная система государственного санитарно-эпидемиологического
СЕНТЯБРЬ №9 (2И) ЗНифО
11
надзора, функционально объединяемая в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) [5, 6, 7, 8, 9]. Работа руководителей органов, учреждений и организаций единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарных врачей и эпидемиологов представляет собой исключительно ответственную область здравоохранения в чрезвычайных ситуациях. От их требовательности, профессионализма во многом зависит быстрейшее решение задач, связанных с четкой организацией медико-гигиенических санитарных и санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций, улучшения бытовых условий пострадавшего населения и спасателей, организации питания, охраны водоемов и атмосферного воздуха от загрязнений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 августа 2009 г. № 50 определены меры по реализации полномочий единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области обеспечения биологической и химической безопасности. В частности, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивают своевременное информирование о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации [9].
Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, ФСБ России, МВД России и др.) [2, 3, 13]. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках повседневной деятельности функциональной подсистемы [4]. Деятельность функциональной подсистемы по надзору за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях чрезвычайных ситуаций определяется рядом нормативных правовых документов [2, 5, 6, 7, 8, 9].
Одним из вопросов, требующих рассмотрения и решения на государственном и межведомственном уровне, продолжает оставаться необходимость совершенствования нормативных правовых документов, регламентирующих организацию деятельности функциональных подсистем РСЧС ответственных министерств и служб, в том числе в Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и РСЧС. В связи с этим необходимо продолжение подготовки специалистов на ведомственном и межведомственном уровнях в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами; разработка и совершенствование соответствующих методических пособий, указаний, руководств [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17].
Деятельность Роспотребнадзора осуществляется через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [10, 11, 12].
Правительственными постановлениями предусмотрено разграничение полномочий участвующих ответственных министерств, служб и ведомств, функционально объединяемых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [6, 8]:
В частности, МЧС России осуществляет управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение биологической и химической безопасности Российской Федерации, в рамках РСЧС, связанных с опасными для населения биологи -ческими и химическими веществами природного и техногенного происхождения; обеспечивает организацию на постоянной основе совместных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния защищенности критически важных объектов, в том числе опасных производственных объектов, техногенные аварии на которых могут создать чрезвычайные ситуации биологического или химического происхождения. Предусмотрено обеспечение с участием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору создания системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в районах расположения критически важных объектов для оценки и прогнозирования зон загрязнения (поражения) опасными патогенами и другими опасными для населения веществами.
Минздрав России организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности населения Российской
12
ЗНиСО СЕНТЯБРЬ №9 (256)
Федерации, в том числе при выполнении мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.
Минобороны России организует функционирование в Вооруженных силах Российской Федерации единой системы выявления и оценки масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных биологическими агентами и химическими веществами техногенного происхождения; обеспечение в порядке, установленном законодательными и другими нормативными правовыми актами, организации санитарно-эпидемиологического и фитосанитарного надзора в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль за реализацией государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека через свои территориальные органы осуществляет исполнение государственной функции по информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Практическое взаимодействие с предоставлением и обменом информацией с участвующими в РСЧС федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в соответствии с межведомственными соглашениями и Административным регламентом по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения [10].
Взаимодействие при чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами, регламентировано специальными документами, в том числе действующим Межведомственным Положением о взаимодействии ФСБ России, Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минздрава России при угрозе применения патогенных биологических агентов, особо опасных химических и радиоактивных веществ в террористических целях.
Координация оперативных мероприятий базируется в первую очередь на данных об уча-
стии сил и средств при проведении аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных си- ^ туаций. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций также требуют тесного межведомственного информационного контакта. Одним из важнейших условий успешной дея- ^ тельности в рамках функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС является своевременная оценка санитарно-эпидемиологической ситуации, про- о гноз, организация и корректировка санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Функциональные основы подсистемы надзора ^ за санитарно-эпидемиологической обстановкой в М" РСЧС предусматривают: ^р
• принятие главными государственными са- § нитарными врачами решений, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и ^ организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами при возникновении чрезвычайных ситуаций в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера;
• осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса медико-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
• обеспечение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организационно-методического руководства деятельностью министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• разработку предложений по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;
• образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Федерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и материальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финансирования затрат на проведение в чрезвычайных ситуациях медико-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
• обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств в чрезвычайных ситуациях; осуществление контроля за созданием и готовностью специализированных формирований
СЕНТЯБРЬ №9 (258) ЗНифО
13
Роспотребнадзора для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций, биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;
• представление доклада Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе чрезвычайной ситуации;
• участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координация деятельности различных министерств и ведомств, специальных служб и других структурных подразделений в РСЧС в части обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности в чрезвычайных ситуациях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с действующими законами и Положением об РСЧС на основе:
• государственной системы санитарной охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ;
• системы государственной регистрации потенциально опасных объектов и биологических веществ;
• системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
• системы социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
• общих методических подходов к организации и проведению государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации на объектах гражданского назначения, независимо от их подчиненности и форм собственности.
Основными принципами правовых взаимоотношений по данному направлению являются:
• обязательность выполнения специальными службами и структурными подразделениями решений, направленных на реализацию санитарного законодательства и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (войск);
• участие специальных служб и структурных подразделений в разработке проектов законов, иных правовых актов Российской Федерации;
• взаимное информирование о санитарно-эпидемиологической обстановке, выполнении санитарного законодательства на территории Российской Федерации и объектах, подконтрольных специальным службам и структурным подразделениям;
• согласование планов оперативных действий в чрезвычайных ситуациях.
Заключение. Организационные основы деятельности и реализации полномочий единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РСЧС, в области обеспечения биологической и химической безопасности, предусмотренные законодательными и правительственными актами, направлены на оптимизацию деятельности и повышение эффективности действий участвующих в РСЧС ответственных министерств и служб по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения Российской Федерации.
В современных условиях особо важное значение приобретает деятельность функциональной подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режиме повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при прогнозе возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 28.12.2010 № 394-ФЗ).
2. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636.
3. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322.
4. О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 569.
5. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 № 335, от 03.10.2006 № 600, от 07.11.2008 № 821, от 16.07.2009 № 577, от 22.12.2011 № 1101, от 04.09.2012 № 882, от 15.02.2014 № 109).
6. О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007.
7. Положение о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой го-