Научная статья на тему 'О совершенствовании механизмов установления и изменения показателей качества и безопасности пищевой продукции в нормативных и правовых актах Евразийского экономического Союза'

О совершенствовании механизмов установления и изменения показателей качества и безопасности пищевой продукции в нормативных и правовых актах Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ / FOOD PRODUCTS / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / HYGIENIC REQUIREMENTS / ОЦЕНКА РИСКОВ / RISK ESTIMATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Арнаутов Олег Вячеславович

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее -Союз) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках Союза проводится согласованная политика в сфере применения санитарных мер. Санитарные меры обязательные для исполнения требования и процедуры, в том числе требования к конечному продукту, методы обработки, производства, транспортировки, хранения и утилизации, процедуры отбора образцов, методы исследований (испытаний), оценки риска, государственной регистрации, требования к упаковке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека, должны применяться на основе принципов, имеющих научное обоснование, и только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни и здоровья человека. Санитарные меры, применяемые в рамках Союза, должны основываться на международных и региональных стандартах, руководствах и (или) рекомендациях, за исключением случаев, когда на основе соответствующего научного обоснования вводятся санитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень санитарной защиты. В настоящее время механизм разработки, обоснования и утверждения единых санитарно-эпидемиологических требований (ЕСТ) и процедур актами Евразийской экономической комиссии (Комиссии) не установлен. Отсутствие четкого механизма разработки, утверждения и применения ЕСТ к продукции (товарам) на основе принципов, имеющих научное обоснование, с одной стороны, может приводить к созданию необоснованных барьеров во внешней и взаимной торговле, с другой ослаблять уровень безопасности для жизни и здоровья человека продукции (товаров), выпускаемых в обращение на территорию Союза. В целях приведения нормативных правовых актов Таможенного союза в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе Комиссией совместно с уполномоченными органами государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия разработан и в настоящее время проходит процедуры согласования проект Порядка разработки, утверждения, изменения и применения единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований и процедур (далее Порядок). Проектом Порядка предусмотрено, что единые санитарные требования устанавливаются на основании научных исследований, в том числе оценки риска вредного воздействия на организм человека факторов среды обитания, с учетом анализа международного опыта в целях гармонизации единых санитарных требований с международными стандартами, руководствами и (или) рекомендациями. Принятие проекта Порядка, а также применение единых методологий оценки рисков и гигиенического нормирования при установлении и обосновании показателей безопасности продукции (товаров) в Союзе позволит оперативно и транспарентно разрабатывать, обосновывать, согласовывать и утверждать единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и процедуры к подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товарам) и включать их в технические регламенты Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Арнаутов Олег Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improvement of the mechanism for establishing and changing indicators of quality and food safety in the regulatory and legal acts of the Eurasian Economical Union

In accordance with the Treaty on the Eurasian Economic Union (EAEU) to ensure the sanitary and epidemiological welfare of the population within the Union, a coordinated policy in agreed policy in the sphere of application of sanitary measures is carried out. Sanitary measures are the obligatory requirements and procedures, including requirements for the final product, processing methods, production, transportation, storage and disposal, sampling procedures, methods of research (tests), risk assessment, the state registration, requirements for packaging directly aimed at ensuring the safety of products (goods) in order to protect human welfare, and they should be applied on the basis having a scientific explanation, and only to the extent that is necessary to protect human welfare. Sanitary measures applied within the Union should be based on international and regional standards, guidelines and (or) the recommendations, except when they based on appropriate scientific studies and explanations. In this case sanitary measures which could provide a higher level of sanitary protection are introduced. At present, the mechanism of the development, justification and approval of common sanitary and epidemiological requirements (ESR) and procedures of the Eurasian Economic Commission (the Commission) is not installed. The absence of a clear mechanism for the development, approval and implementation of the ESR to the products (goods) on the basis having a scientific explanation on the one hand could lead to the creation of unjustified barriers to foreign and mutual trade, on the other to weaken the level of safety for human life and health of products (goods) placed on markets of the Union. In order to bring the regulatory legal acts of the Customs Union in accordance with the Treaty on the Eurasian Economic Union the Commission in cooperation with the competent authorities of the Member States in the field of sanitary and epidemiological welfare developed the project of Guidelines for development, approval, modification and application of common sanitary epidemiological and hygienic requirements and procedures (hereinafter Guidelines) which is currently undergoing approval procedures. The project envisages that the Uniform sanitary requirements are established on the basis of scientific research, including the evaluation of the risk of harmful effects of the environment on the human factors, taking into consideration the analysis of international experience in order to harmonize common sanitary requirements with international standards, guidelines and (or) recommendations. Adoption of the draft Guidelines, as well as the application of common methodologies of risk assessment and the hygienic standardization in establishing and justifying safety performance of products (goods) in the Eurasian Economic Union allow quickly and transparently develop, validate, coordinate and approve the Uniform sanitary and epidemiological and hygienic requirements and procedures for sanitary inspection (control) of products (goods) and include them into technical regulations Union.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании механизмов установления и изменения показателей качества и безопасности пищевой продукции в нормативных и правовых актах Евразийского экономического Союза»

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Для корреспонденции

Арнаутов Олег Вячеславович - директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии

Адрес: 119121, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, стр. 1

Телефон: (495) 669-25-24

E-mail: arnautov@eecommission.org

О.В. Арнаутов

О совершенствовании механизмов установления и изменения показателей качества и безопасности пищевой продукции в нормативных и правовых актах Евразийского экономического союза

#

On improvement of the mechanism for establishing and changing indicators of quality and food safety in the regulatory and legal acts of the Eurasian Economical Union

O.V. Arnautov

Департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии, Москва Department of Sanitary, Phytosanitary and Veterinary Measures of Eurasian Economic Comission, Moscow

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее -Союз) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках Союза проводится согласованная политика в сфере применения санитарных мер. Санитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, в том числе требования к конечному продукту, методы обработки, производства, транспортировки, хранения и утилизации, процедуры отбора образцов, методы исследований (испытаний), оценки риска, государственной регистрации, требования к упаковке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека, - должны применяться на основе принципов, имеющих научное обоснование, и только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни и здоровья человека. Санитарные меры, применяемые в рамках Союза, должны основываться на международных и региональных стандартах, руководствах и (или) рекомендациях, за исключением случаев, когда на основе соответствующего научного обоснования вводятся санитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень санитарной защиты. В настоящее время механизм разработки, обоснования и утверждения единых санитарно-эпидемиологических требований (ЕСТ) и процедур актами Евразийской экономической комиссии (Комиссии) не установлен. Отсутствие четкого механизма разработки, утверждения и применения ЕСТ к продукции (товарам) на основе принципов, имеющих научное обоснование, с одной стороны, может приводить к созданию необоснованных барьеров во внешней и взаимной торговле, с другой - ослаблять уровень безопасности для жизни и здоровья человека продукции (товаров), выпускаемых в обращение на территорию Союза. В целях приведения нормативных правовых актов Таможенного союза в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе Комиссией совместно с уполномоченными органа-

МО

О.В. Арнаутов

ми государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия разработан и в настоящее время проходит процедуры согласования проект Порядка разработки, утверждения, изменения и применения единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований и процедур (далее - Порядок). Проектом Порядка предусмотрено, что единые санитарные требования устанавливаются на основании научных исследований, в том числе оценки риска вредного воздействия на организм человека факторов среды обитания, с учетом анализа международного опыта в целях гармонизации единых санитарных требований с международными стандартами, руководствами и (или) рекомендациями. Принятие проекта Порядка, а также применение единых методологий оценки рисков и гигиенического нормирования при установлении и обосновании показателей безопасности продукции (товаров) в Союзе позволит оперативно и транспарент-но разрабатывать, обосновывать, согласовывать и утверждать единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и процедуры к подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товарам) и включать их в технические регламенты Союза.

Ключевые слова: пищевая продукция, санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования, оценка рисков, Евразийский экономический союз

In accordance with the Treaty on the Eurasian Economic Union (EAEU) to ensure the sanitary and epidemiological welfare of the population within the Union, a coordinated policy in agreed policy in the sphere of application of sanitary measures is carried out. Sanitary measures are the obligatory requirements and procedures, including requirements for the final product, processing methods, production, transportation, storage and disposal, sampling procedures, methods of research (tests), risk assessment, the state registration, requirements for packaging directly aimed at ensuring the safety of products (goods) in order to protect human welfare, and they should be applied on the basis having a scientific explanation, and only to the extent that is necessary to protect human welfare. Sanitary measures applied within the Union should be based on international and regional standards, guidelines and (or) the recommendations, except when they based on appropriate scientific studies and explanations. In this case sanitary measures which could provide a higher level of sanitary protection are introduced. At present, the mechanism of the development, justification and approval of common sanitary and epidemiological requirements (ESR) and procedures of the Eurasian Economic Commission (the Commission) is not installed. The absence of a clear mechanism for the development, approval and implementation of the ESR to the products (goods) on the basis having a scientific explanation on the one hand could lead to the creation of unjustified barriers to foreign and mutual trade, on the other - to weaken the level of safety for human life and health of products (goods) placed on markets of the Union. In order to bring the regulatory legal acts of the Customs Union in accordance with the Treaty on the Eurasian Economic Union the Commission in cooperation with the competent authorities of the Member States in the field of sanitary and epidemiological welfare developed the project of Guidelines for development, approval, modification and application of common sanitary epidemiological and hygienic requirements and procedures (hereinafter - Guidelines) which is currently undergoing approval procedures. The project envisages that the Uniform sanitary requirements are established on the basis of scientific research, including the evaluation of the risk of harmful effects of the environment on the human factors, taking into consideration the analysis of international experience in order to harmonize common sanitary requirements with international standards, guidelines and (or) recommendations. Adoption of the draft Guidelines, as well as the application of common methodologies of risk assessment and the hygienic standardization in establishing and justifying safety performance of products (goods) in the Eurasian Economic Union allow quickly and transparently develop, validate, coordinate and approve the Uniform sanitary and epidemiological and hygienic requirements and procedures for sanitary inspection (control) of products (goods) and include them into technical regulations Union.

Keywords: food products, sanitary-epidemiological, hygienic requirements, risk estimation, Eurasian Economic Union

Евразийский экономический союз (далее -Союз) - это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным главами государств Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 г. [1]. В настоящее время членами Союза являются 5 государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Российская Федерация (далее - государства-члены). В Союзе обеспечиваются свобода

движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором [1] и международными договорами в рамках Союза.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (глава XI, статья 56) [1] в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках Союза проводится согласованная политика в сфере применения санитарных мер, которая реализуется

111

#

путем разработки, принятия и реализации государствами-членами международных договоров и актов Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) в области применения санитарных мер. Санитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, в том числе требования к конечному продукту, методы обработки, производства, транспортировки, хранения и утилизации, процедуры отбора образцов, методы исследований (испытаний), оценки риска, государственной регистрации, требования к упаковке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека, - должны применяться на основе принципов, имеющих научное обоснование, и только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни и здоровья человека. Санитарные меры, применяемые в рамках Союза, должны основываться на международных и региональных стандартах, руководствах и (или) рекомендациях, за исключением случаев, когда на основе соответствующего научного обоснования вводятся санитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень санитарной защиты [1].

Евразийская экономическая комиссия наделена полномочиями по установлению единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (ЕСТ) и процедур к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Порядок разработки, утверждения, изменения и применения ЕСТ и процедур утверждается Комиссией. ЕСТ и процедуры к продукции (товарам), в отношении которой разрабатываются технические регламенты Союза, включаются в технические регламенты в соответствии с актами Комиссии.

В настоящее время механизм разработки, обоснования и утверждения единых санитарно-эпидемиологических требований и процедур актами Комиссии не установлен. Это обусловлено тем, что до подписания Договора о Евразийском экономическом союзе [1] Комиссия не была наделена полномочиями по принятию решений такого порядка. В связи с этим принятие актов комиссии в сфере санитарных мер осуществляется на общих основаниях в соответствии с Регламентом работы Комиссии. Отсутствие процедурного регламентирующего документа, определяющего порядок разработки, научного обоснования, рассмотрения, согласования, утверждения, внесения изменений и включения установленных требований в технические регламенты Союза, приводит к тому, что, во-первых, зачастую поступают в Комиссию и принимаются к рассмотрению инициативы не только от государств-членов и их уполномоченных органов, но и от представителей бизнес-сообществ; во-вторых, поступающие предложения не всегда содержат оценку рисков и научные обоснования вносимых

предложений, не всегда базируются на международных стандартах, руководствах и рекомендациях; в-третьих, процедура рассмотрения поступивших предложений четко не регламентирована, что, в свою очередь, приводит к длительному их рассмотрению и согласованию; в-четвертых, установленные актами Комиссии ЕСТ и процедуры зачастую не включаются разработчиками в проекты технических регламентов Союза либо включаются в параметрах, не соответствующих установленным в ЕСТ; в-пятых, актуализация нормативов гигиенической безопасности в ЕСТ, установленная актом Комиссии, не является безусловным и обязательным основанием для изменения аналогичных нормативов в действующих технических регламентах Союза. Отсутствие четкого механизма разработки, утверждения и применения ЕСТ к продукции (товарам) на основе принципов, имеющих научное обоснование, с одной стороны, может приводить к созданию необоснованных барьеров во внешней и взаимной торговле, с другой - ослаблять уровень безопасности для жизни и здоровья человека продукции (товаров), выпускаемых в обращение на территорию Союза. В целях приведения нормативных правовых актов Таможенного союза в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе [1] Комиссией совместно с уполномоченными органами государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия разработан и в настоящее время проходит процедуры согласования проект Порядка разработки, утверждения, изменения и применения единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований и процедур (далее - Порядок). Проектом Порядка предусмотрено, что ЕСТ устанавливаются на основании научных исследований, в том числе оценки риска вредного воздействия на организм человека факторов среды обитания, с учетом анализа международного опыта в целях гармонизации ЕСТ с международными стандартами, руководствами и (или) рекомендациями. ЕСТ включаются в документ Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). ЕСТ и (или) процедуры включаются в разрабатываемые технические регламенты Союза в соответствии с проектом Порядка - положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза. Разработку, изменение ЕСТ и процедур осуществляет Комиссия на основании предложений государств -членов Союза. Внесение изменений в принятые технические регламенты Союза в части изменений требований безопасности, включенных из ЕСТ к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), и процедур осуществляется в соответствии с раз-

112

О.В. Арнаутов

работанным Порядком. В целях разработки, утверждения и изменения ЕСТ и процедур государства-члены представляют в Комиссию:

- обращение (письмо), содержащее предложение и обоснование принятия ЕСТ или изменения к ним;

- научное обоснование принятия предлагаемых ЕСТ, включая анализ международного опыта;

- сведения о методах исследований (испытаний) и (или) измерений, утвержденных государствами-членами в порядке, установленном национальным законодательством, или предлагаемые методы исследований (испытаний) и (или) измерений при отсутствии и (или) невозможности применения имеющихся.

Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления обращения направляет государству-члену:

- подтверждение о принятии материалов, предусмотренных п. 9 проектом Порядка, к рассмотрению и о включении данного вопроса в проект повестки очередного заседания Подкомитета по санитарным мерам при Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, карантинных фитосани-тарных и ветеринарно-санитарных мер (далее -Подкомитет);

- в случае отсутствия материалов, предусмотренных п. 9 проекта Порядка, возвращает представленные материалы с обоснованием отказа в принятии.

В случае направления предложений об изменении ЕСТ к продукции, в отношении которой принят технический регламент Союза, и (или) процедур, государства-члены дополнительно представляют в Комиссию предложение о внесении изменений в соответствующий технический регламент Союза. Комиссия в течение 20 рабочих дней со дня направления Комиссией государству-члену подтверждения о принятии представленных материалов для рассмотрения готовит на основании представленных материалов проект (проекты) решения Комиссии об изменении ЕСТ и внесении изменений в технический регламент (далее - проекты).

Проект (проекты) решения Комиссии и материалы к нему выносятся на рассмотрение очередного заседания Подкомитета.

По результатам рассмотрения Подкомитет принимает решение о вынесении проекта (проектов) решения Комиссии на публичное обсуждение.

В случае принятия Подкомитетом этого решения Комиссия в течение пяти рабочих дней обеспечивает размещение его и информационно-аналитической справки в соответствии с Регламентом работы Комиссии на официальном сайте Союза в сети Интернет в целях организации публичного обсуждения.

Для представления замечаний (предложений) к проекту (проектам) решения Комиссии устанавливается срок продолжительностью не менее 60 календарных дней с даты официального опубликования проекта (проектов) решения на официальном сайте Союза в сети Интернет.

Комиссия в течение пяти календарных дней со дня размещения на официальном сайте Союза проекта (проектов) решения Комиссии и информационно-аналитической справки информирует в письменной форме, в том числе посредством электронной почты, о начале проведения публичного обсуждения проекта (проектов) Комиссии:

- членов рабочей группы Комиссии по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений Комиссии;

- координаторов от бизнес-сообщества каждого государства-члена, определенных бизнес-диалогом;

- представителей бизнес-сообщества, научных и общественных организаций, иных независимых экспертов, включенных в состав соответствующего консультативного органа;

- иных лиц, которых, по мнению департамента-разработчика, целесообразно привлечь к подготовке проекта решения Комиссии.

Указанным лицам направляется информация:

- о месте размещения на официальном сайте Союза проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа (полных электронных адресах - гиперссылках);

- о сроке проведения публичного обсуждения, в течение которого департаментом-разработчиком принимаются предложения, и способе их представления (с использованием соответствующего сервиса официального сайта Союза, на бумажных носителях и (или) посредством электронной почты).

В течение 30 рабочих дней после окончания срока публичного обсуждения Комиссия:

- рассматривает все предложения (замечания), поступившие в ходе публичного обсуждения, а также проводит необходимые консультации;

- составляет сводку комментариев и предложений по форме, установленной в Приложении № 1;

- в случае необходимости дорабатывает проект (проекты) решения Комиссии с привлечением уполномоченных органов государств-членов;

- размещает проект (проекты) решения Комиссии и сводку комментариев и предложений на официальном сайте Союза в сети Интернет.

Проект решения Комиссии о внесении изменений в соответствующий технический регламент Союза направляется в государства-члены для проведения внутригосударственного согласования.

Проект (проекты) решения Комиссии вносится на рассмотрение очередного заседания Консуль-

113

#

тативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, карантинных фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер (далее - Консультативный комитет).

Одобренный на заседании Консультативного комитета проект (проекты) решения Комиссии в соответствии с Регламентом работы Комиссии вносится на рассмотрение Коллегии Комиссии.

При принятии Коллегией Комиссии решения об изменении ЕСТ к продукции, в отношении которой принят технический регламент Союза и (или) процедур, Коллегия Комиссии одновременно одобряет проект решения Совета Комиссии о внесении изменений в соответствующий технический регламент Союза и вносит его на рассмотрение Совета Комиссии.

Совет Комиссии принимает решение о внесении изменений в соответствующий технический регламент Союза.

В случае поступления письменных обращений о несоответствии решения Комиссии, устанавливающего ЕСТ, международным стандартам проводится его экспертиза в соответствии с Положением о едином порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, утвержденным решением Коллегии Комиссии от 6 ноября 2012 г. № 212 в целях гармонизации санитарных мер, применяемых на таможенной территории Союза.

Кроме того, в целях применения единых подходов при разработке ЕСН Союза целесообразно наличие и применение единых методологий оценки рисков и гигиенического нормирования при установлении показателей безопасности продукции (товаров).

С этой целью, основываясь на положениях международного законодательства и опыте государств -членов Союза, Комиссия совместно с научными учреждениями Российской Федерации (ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», ФГБНУ «Научно-исследовательский институт питания»), Республики Беларусь (ГУ «Республиканский научно-практический центр гигиены») и Республики Казахстан (Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова) уже разработала Методологию оценки рисков здоровью населения при воздействии химических, физических и биологических факторов для определения показателей безопасности продукции (товаров) (далее - Методология). Она устанавливает единые для государств - членов Союза методы и критерии оценки риска для здоровья населения с использованием инструментов математического моделирования, учитывает и развивает методические подходы, изложенные в стандартах ИСО [2, 3] и законодатель-

ных документах Комиссии Кодекс Алиментариус [4], а также позволяет в динамике и с учетом возрастных особенностей потребителей проводить оценку риска продукции, обладающей комплексом разнородных факторов опасности (химической, биологической, физической). Новый подход к оценке риска продукции позволяет оценивать:

- эволюцию риска для здоровья за период контакта потребителя с продукцией;

- уровень риска для разных групп потребителей;

- одновременное влияние комплекса разнородных факторов риска продукции на человека;

- структуру риска.

Методология базируется на следующих принципах:

- приоритет безопасности человека перед экономическими и хозяйственными интересами производителей и продавцов продукции (товаров);

- научная обоснованность оценки. Реализуется через максимальное использование релевантных данных на этапах идентификации опасности, оценки экспозиции и зависимостей «экспозиция-эффект (ответ)»;

- однозначность и четкость выводов о результатах оценки риска;

- прозрачность оценки риска. Обеспечивается свободным доступом к описанию всех процедур, исходных и промежуточных данных, а также к результатам оценки риска;

- реалистичность сценариев экспозиции с одновременным учетом специфики групп населения с высокой чувствительностью и наиболее подверженных риску;

- полнота оценки риска. Обеспечивается рассмотрением возможности возникновения неблагоприятных последствий при кратковременном и длительном воздействии факторов опасности продукции (товаров) с учетом комбинированного и сочетанного действия, а также материальной и функциональной кумуляции;

- указание на ограничения, неопределенности и допущения, влияющие на результаты оценки риска, а также условия их применения для управления. Неопределенность или вариабельность в оценочных величинах риска может быть выражена качественно или количественно, но ее следует определить в количественных параметрах в той степени, в какой это достижимо с научной точки зрения;

- возможность пересмотра оценки риска с учетом независимых данных о нарушении здоровья потребителей, ассоциированных с использованием продукции (товаров), и новых научных данных об опасностях и угрозах, связанных с использованием продукции (товаров).

Схема проведения оценки риска, связанного с потреблением пищевых продуктов, для здоровья населения включает 4 этапа.

114

О.В. Арнаутов

1. Идентификация опасности:

- установление в соответствии с принципиальными сценариями воздействия конкретных факторов риска и связанных с ними возможных нарушений здоровья;

- идентификация контингентов риска, определение критических точек;

- анализ формирования опасности в процессе производства пищевых продуктов в рамках системы ХАССП;

2. Оценка зависимости «доза-ответ»:

- определение безопасных уровней воздействия для факторов, обладающих пороговостью действия;

- параметризация зависимости «доза-ответ» для факторов беспорогового воздействия.

3. Оценка экспозиции:

- оценка качественной и количественной выраженности, частоты и продолжительности экспозиции;

- оценка путей воздействия вредных факторов с использованием сценарного подхода с учетом уровней потребления продукции (максимальный, рекомендуемый, фактический).

4. Характеристика риска:

- оценка допустимости уровня риска и его классификация для отдельных факторов и продукции в целом;

- интегральная оценка риска от воздействия разнородных факторов продукции;

- описание рисков как вероятностей отдельных эффектов с их количественной или полуколичественной характеристикой.

Оценка риска с использованием Методологии может быть выполнена на всех этапах жизненного цикла продукции (товара): на стадии проектирования, оценки (подтверждения) соответствия, обращения на рынке.

Методология может применяться в следующих случаях:

- оценка (в случаях предупреждения) потенциального ущерба (вреда) здоровью человека;

- отнесение продукции (товаров) к категории рисковых поставок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определение требований к маркированию продукции (товаров);

- принятие решений об отзыве продукции (товаров) или ее изъятии с рынка;

- принятие иных управляющих решений по минимизации рисков продукции (товаров).

В целях практического внедрения Методологии разработан макет прикладного информационно-аналитического обеспечения для количественной оценки риска здоровью человека на основе эволюционных моделей.

Консультативным комитетом по техническому регулированию, применению санитарных, ветери-нарно-санитарных и карантинных фитосанитар-

ных мер при Комиссии одобрена для включения в план НИР на 2016-2017 гг. работа по теме: «Разработка методических указаний по установлению и обоснованию гигиенических нормативов содержания химических примесей, биологических агентов в пищевых продуктах по критериям риска здоровью человека».

Целью работы является разработка единых для государств - членов Союза гармонизированных с международными подходами методических указаний, содержащих описание методов установления гигиенических нормативов содержания химических примесей и биологических агентов в пищевых продуктах по критериям риска для здоровья человека.

Результатом научно-исследовательской работы будет являться проект межгосударственного методического документа - методических указаний «Установление и обоснование гигиенических нормативов содержания химических примесей и биологических агентов в пищевых продуктах по критериям риска для здоровья человека», который позволит стандартизировать процесс разработки максимально допустимых уровней содержания остаточных количеств ветеринарных препаратов, вредных химических веществ и пестицидов, обеспечивающих гигиеническую безопасность пищевых продуктов в рамках Союза.

Вместе с тем считаем обоснованной установленную практику введения новых гигиенических нормативов санитарно-микробиологической безопасности пищевой продукции, включающую:

- обобщение и научный анализ репрезентативных данных лабораторного контроля образцов пищевой продукции, не отвечающих санитарным нормам и правилам, утвержденных на предприятиях по изготовлению пищевой продукции и в учреждениях государственного надзора стран Союза;

- анализ данных об уровнях фактической предельной обсемененности микроорганизмами конкретных видов пищевой продукции, при которых на протяжении установленных сроков годности у этой продукции сохраняются надлежащие показатели качества и состояние безопасности для потребителей, а согласно сведениям эпидемиологического надзора они не фиксируются в качестве причинного фактора пищевых отравлений и инфекций.

Вместе с тем нормативы на продукцию для кон-тингентов высокого риска и на ряд эпидзначимых продуктов должны быть научно обоснованы с использованием методологии оценки микробиологического риска и ее элементов [5, 6]. Все введенные показатели должны быть обеспечены методиками обнаружения и определения количества нормируемых микроорганизмов, утвержденными в установленном порядке.

115

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Данный подход полностью соответствует стандарту Кодекс Алиментариус CAC/GL 21-1997 «Принципы и руководящие указания по установлению и применению микробиологических критериев, относящихся к пищевым продуктам» (пересмотр 2013 г.) [7], который предусматривает, что установление и применение микробиологических критериев должно соответствовать принципам, изложенным в данном документе, и должно быть основано на научной информации и анализе.

Основным принципом управления микробиологической безопасностью пищевых продуктов, согласно CAC/GL 21-1997, является профилактический подход, осуществляемый путем эффективной реализации мер контроля (при необходимости на протяжении всей пищевой цепи), которые вали-дированы на соответствие установленным требованиям к этим процедурам. Проведение оценки риска данным стандартом обозначается как допускаемый подход («...может быть проведена на пищевые продукты в процессе их производства и использования, когда имеется достаточно данных»). Этот подход лежит в основе большинства действующих микробиологических нормативов, установленных в ряде развитых стран мира, в том числе Европейском союзе.

Принятие проекта Порядка, а также применение единых методологий оценки рисков и гигиенического нормирования при установлении и обосновании показателей безопасности продукции (товаров) в Союзе позволит (основываясь на принципах, имеющих научное обоснование, с учетом международных и региональных стандартов, руководств и (или) рекомендаций, в соответствии с Регламен-

том работы Комиссии) оперативно и транспарен-тно разрабатывать, обосновывать, согласовывать и утверждать ЕСТ и процедуры к подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товарам) и включать их в технические регламенты Союза. Принятие данного Порядка также позволит сократить сроки принятия решений о внесении изменений в ЕСТ и действующие технические регламенты Союза в части актуализации нормативов гигиенической безопасности подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции, являющейся объектом технического регулирования, объединив по времени процедуры согласования проектов актов Комиссии о внесении изменений в ЕСТ и в действующие технические регламенты Союза. Регламентация и оптимизация процедур установления в актах Союза обязательных требований к продукции (товарам) в сферах санитарных мер и технического регулирования позволит также не допускать противоречий, своевременно гармонизировать требования Союза с международными стандартами, руководствами и рекомендациями, что, в свою очередь, позволит избежать необоснованных барьеров во внешней и взаимной торговле и повысить уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения Союза.

Исследование выполнено в соответствии с заданием «<Российского научного фонда аналитического исследования» (грант № 56-РНФ/15) «Анализ международного опыта с целью совершенствования систем контроля качества пищевой продукции в Российской Федерации как ключевой стратегии в области здоровьесберегающих технологий».

Литература

1. Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 5. Методические рекомендации «Оценка риска здоровью населе-

29 мая 2014 года. С. 56-63. URL: http://www.eurasiancommission. ния при воздействии факторов микробной природы, содержа-

org/ru/ щихся в пищевых продуктах. Методические основы, принципы

2. ISO 31000:2009. Риск-менеджмент. Принципы и руководства. и критерии оценки», МР 2.1.10.0067-12. М., 2012. 53 с.

32 с. 6. Principles and guidelines for the conduct of microbiological risk

3. ISO 10377:2013 Безопасность потребительских товаров. Руко- management (MRM), CAC/GL 63-2007. 15 p.

водство для поставщиков. 54 с. 7. Принципы и руководящие указания по установлению и примене-

4. Working principles for risk analysis for food safety for application by нию микробиологических критериев, относящихся к пищевым

governments, CAC/GL 62-2007. 4 p. продуктам, CAC/GL 21-1997. 6 c.

References

The Treaty on the Eurasian Economic Union. Astana, May 29, 2014: 56-63. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru7v (in Russian) ISO 31000:2009 Risk management. Principles and guidelines. In:Stage: 90.92 (2013-12-18), TC/SC: ISO/TC 262: 24 p. ISO 10377:2013 Consumer product safety. Guidelines for suppliers. In: Stage: 60.60 (2013-04-16), TC/SC: ISO/TMBG: 46 p. Working principles for risk analysis for food safety for application by governments, CAC/GL 62-2007: 4 p.

Methodical Recommendations «Risk estimation of population's

heath in case of microbial factors exposure, contained in foods»,

MP 2.1.10.0067-12. Moscow, 2012: 53 p. (in Russian)

Principles and guidelines for the conduct of microbiological risk

management (MRM), CAC/GL 63-2007: 15 p.

Principles and guidelines for the establishment and application

of microbiological criteria to foods, CAC/GL 21-1997: 6 p.

116

5

6

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.