Научная статья на тему 'Проблемы подтверждения соответствия новой железнодорожной техники требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности в свете Федерального закона «о техническом регулировании»'

Проблемы подтверждения соответствия новой железнодорожной техники требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности в свете Федерального закона «о техническом регулировании» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-ND
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лексин А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подтверждения соответствия новой железнодорожной техники требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности в свете Федерального закона «о техническом регулировании»»

март № 3 /180/

9

ПРОБЛЕМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ НОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ ТРЕБОВАНИЯМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

А.Г. Лексин

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, Москва

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее -Закон), который кардинально изменил действовавшую ранее систему принятия, применения и исполнения обязательных технических требований к безопасности продукции и ввел регулирующие меры на пути движения продукции от изготовителя к потребителю.

Инструментами, способствующими реализации основных положений Закона, являются: 1 схничсскис регламенты (далее ТР) на различные виды продукции, содержащие указанные обязательные требования; правила и формы опенки соответствия продукции требованиям ТР; формы государственного контроля (надзора) за соблюдением этих требований на стадии обращения продукции и др.

Причем в Законе (ст. 6) строго регламентированы основные пели принятия ТР: защита жизни или здоровья граждан, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. В иных целях принятие ТР не допускается.

Законом определено (п. 3 ст. 7), что требования к продукции, не включенные в ТР. а содержащиеся в ранее действующей нормативной правовой и нормативно-технической базе, становятся с момента выхода соответствующих ТР добровольными к применению и не могут носить обязательный характер.

Подобная перспектива в отношении производственных факторов среды кабины машиниста (температурный режим, шум, вибрация, состав воздушной среды, освещение, организация рабочего места и т. п.) представляется нам абсолютно недопустимой, поскольку может привести к необратимым последствиям, как с точки зрения нанесения ущерба здоровью и жизни машинистов, так и с точки зрения нарушения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Специалистам в области медицины и физиологии труда не имеет смысла доказывать, что сохранению операторских качеств машиниста, его работоспособности в период управления подвижным составом вряд ли будет способствовать наличие в кабине дискомфортного микроклимата, повышенных уровней шума и вибрации, вредных химических веществ в воздушной среде, неправильно организованного освещения, сконструированного без учета эргономических требований рабочего места и т. п. [2, 3].

Представлялось совершенно очевидным, что санитарно-гигиенические нормативы профессиональных производственных факторов непосредственно входят в сферу действия Закона и должны быть включены в соответствующий технический регламент на подвижной состав [4].

10

Однако в мае 2007 г. в 'Закон были внесены изменения, смысл которых сводился к следующему: действие Закона в новой редакции не распространяется на ряд мер в области охраны труда, в том числе на сани-тарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные, а также на мероприятия, связанные с предотвращением возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактикой заболеваний (п. 3 и 4 ст. I Закона с изменениями от 1 мая 2007 г.).

Среди комментаторов Закона появилось мнение, что вопросы санитарно-гигиенической безопасности должны быть исключены из ТР и выведены из правового поля технического регулирования [1, 5].

Известно, что система санитарно-гигиенического нормирования находится в правовом ноле Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиоло-I ическом благополучии населения», необходимость выполнения которого, а также соответствующих подзаконных актов (СП, СанПиН, ГН и др.) сомнению не подвергается. Казалось бы, можно и удовлетвориться существующим положением вещей.

Однако в этом случае остается без ответа ключевой вопрос технического регулирования. связанный с необходимостью подтверждения соответствия новой железнодорожной техники требованиям безопасности, т. е. об обязательной сертификации вновь изготавливаемого тягового подвижного состава, как продукции, находящейся в области высокого риска.

Статья 6 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» напрямую указывает, что железнодорожный подвижной состав и специальный железно-

март № 3 /180/ дорожный подвижной состав подлежит обязательной сертификации и должен соответствовать установленным требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В статье 41 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что «сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологи-ческого заключения о соответствии такой продукции, работ и услуг санитарным правилам».

Следовательно, действующее законодательство прямо указывает на необходимость подтверждения соответствия (сертификации) подвижного состава с обязательным учетом требований санитарно-эпидемиологической безопасности.

При этом мы подчеркиваем, что в данном случае речь идет о конкретных установленных характеристиках работы систем жизнеобеспечения кабины машиниста (система обеспечения микроклимата, вибро- и шумо-защиты, оптимальных эргономических параметров рабочего места, средств отображения информации и т. п.), а вовсе не о «мерах в области охраны труда» или мероприятиях по «профилактике заболеваний». В аспекте технического pej-улирования их следует рассматривать, как комплекс требований к конструкции транспортных средств, точнее, к безопасности кабин управления тягового подвижного состава. Более того, выполнение требований санитарно-эпидемиологической безопасности должно соответствующим образом контролироваться на всех стадиях

ЗЪиРб

март № 3 /180/

п

изготовления продукции - от проектирования до серийного производства.

Необходимо дополнить сказанное информацией о том, что упомянутые параметры и характеристики получены в результате проведения санитарно-гигиенических, физиологических, эргономических, психологических и других исследований с учетом специфических особенностей труда машиниста и изложены в санитарных правилах (СП 2.5.1336-03 и СП 2.5.1198-03), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, зарегистрированных Минюстом России и принятых к исполнению на железнодорожном транспорте. Кроме того, для целей подтверждения соответствия указанные санитарно-гигиени-ческие нормативы внесены в соответствующие разделы норм безопасности системы сертификации на железнодорожном транспорте для дизель-поездов, тепловозов, электропоездов, электровозов и специального подвижного состава.

Разработаны и утверждены соответствующим органом исполнительной власти типовые методики испытаний на всех упомянутых видах подвижного состава по показателям систем обеспечения микроклимата, оценке уровней звука и звукового давления, вибрации, санитарно-химическим показателям, по оценке искусственной освещенности, эргономическим показателям, оценке уровней инфразвука и электромагнитных излучений.

Обобщая сказанное, мы считаем, что в ТР по безопасности подвижного состава и другие аналогичные ТР должны быть включены конкретные параметры и характеристики систем жизнеобеспечения кабины машиниста, которые точно устанавливают запланированные цели ТР по защите жизни и здоровья машиниста и, соответственно, по безопасно-

сти движения на железнодорожном транспорте. При этом, согласно Закону, изготовитель вправе сам определить любые конструктивные варианты достижения указанных параметров.

Что касается места установленных параметров и характеристик в самой структуре ТР, то, исходя из принципов Закона, они могут быть размещены:

во-первых, в тексте самого регламента либо в приложении к нему, что делает выполнение этих характеристик обязательным для изготовителя (п. 3 и 4 ст. 7 Закона в новой редакции);

во-вторых, они могут быть как санитарные правила (СП) полностью или частично включены в свод правил к конкретному ТР применительно к отдельным его требованиям, при этом их соблюдение подразумевается исключительно на добровольной основе (п. 9 и 10 ст. 16 Закона в новой редакции).

Мы считаем наиболее целесообразным первый вариант размещения санитарно-гигиенических требований безопасности в виде конкретных установленных параметров и характеристик в самом тексте ТР по безопасности подвижного состава железнодорожного транспорта (или в Приложении к нему). Естественно, что из указанных характеристик работы систем жизнеобеспечения будут выбраны наиболее существенные, гармонизированные с аналогичными требованиями в соответствующих европейских нормативных документах.

Нам представляется, что данный подход позволит обеспечить более полное достижение указанных в Законе (п. 1 ст. 6) целей принятия технического регламента, как на стадии проектирования, так и на стадии изготовления новой железнодорожной техники.

12

3%tQ0

март № 3 /180/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аронов И.З., Рыбакова A.M., Теркель А.Л., Белов Е.В. Основные вопросы технического регулирования в свете Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»// ВТР, 2007. №6. С. 10-15.

2. Лексин А.Г., Евлампиева М.Н., Береснева Т.Г., Минеева Н.И. К вопросу о необходимости включения в специальные технические регламенты на тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта норм санитарно-эпидемиологической безопасности рабочего места машиниста/ Тезисы докладов Всероссийской конференции «О техническом регулировании в России» (май 2005 г.), М.: НОУ «Консалтинговый центр», 2005. С. 100 106.

3. Лексин А.Г., Евлампиева М.Н., Береснева Т.Г., Минеева Н.И. Включение в технические

регламенты на тяговый подвижной состав санитарно-гигиенических требований к условиям труда машинистов - важнейшее условие сохранения их жизни и здоровья и повышения безопасности движения на железнодорожном транспорте/ Сборник научных статей, посвященный 80-летию ВНИИЖГ «Медико-профилактические проблемы охраны здоровья работающих на железнодорожном транспорте». М., 2005. С. 150-154.

4. Парций Я.Е. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный). М.: «Фирма «Интерстандарт», 2004. С. 53-54.

5. Пугачев C.B. Причины и цели принятия изменений в закон «О техническом регулировании»// Информационный бюллетень ЦНТД. СПб, 2007. Спецвыпуск (июнь). С. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.