О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УдК 613.692:656
Лексин А.Г., Береснева Т.Г., Капцов В.А., Коротич Л.П., ЕвлампиеваМ.Н., Тимошенкова Е.В.
к вопросу об оптимизации и нормированию микроклимата в вагонах и на станциях метрополитена
ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, 115054, Москва, РФ
Представлен обзор действующей в настоящее время нормативной базы, регламентирующей параметры микроклимата в салонах пассажирских вагонов и на станциях метрополитена. Анализ представленных нормативных документов показал, что в них содержатся весьма неполные, противоречивые, часто необоснованные сведения о параметрах показателей микроклимата в салонах подвижного состава метрополитена. Также отсутствуют четкие гигиенически обоснованные требования к работе устанавливаемых на подвижной состав метрополитена систем обеспечения микроклимата, в том числе и новых систем кондиционирования и обеззараживания воздуха.
Ключевые слова: нормативная база; санитарные правила; метрополитен; требования к микроклимату; микроклимат вагонов метрополитена.
Leksin A. G., Beresneva T. G., Kaptsov V. A., Korotich L. P., EvlampievaM. N., Timoshenkova E. V. — TO THE ISSUE ON THE OPTIMIZATION AND REGULATION OF MICROCLIMATE IN THE SUBWAY TRAINS AND STATIONS
The All-Russian Research Institute of Railway Hygiene of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, Moscow, Russian Federation, 115054
There is presented an overview of currently existing regulatory framework governing the parameters of the microclimate in the salons of subway passenger cars and stations. Analysis of the normative documents indicated that they contain very incomplete, contradictory, often unfounded information about the parameters of microclimate parameters in salons of subway rolling stock. Also, there are no clear cut hygienically-sound requirements for the work of imposed on the rolling stock subway systems provide microclimate, including new systems for air conditioning and disinfection.
Key words: regulatory framework, sanitary rules, subway, requirements for a microclimate, microclimate subway cars
Основным законом Российской Федерации, направленным на реализацию одного из важнейших условий соблюдения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 сентября 1999 г. N° 52-ФЗ. Согласно этому закону, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства как составную часть осуществляемой ими деятельности.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статьях 24 и 25 № 52-ФЗ говорится, что человеку в среде его обитания должны обеспечиваться безопасные условия пребывания, а при трудовой деятельности
- безопасные условия трудовой деятельности в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Безопасными условиями пребывания человека следует считать такие условия, когда все факторы среды (микроклимат
- температура воздуха, его подвижность и влажность, шум, вибрация, ультра- и инфразвук и др.) находятся в пределах допустимых уровней, т. е. должен отсутствовать риск нанесения вреда здоровью человека.
В пункте 1 статьи 2 № 52-ФЗ сказано, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения наряду с другими мерами обеспечивается обязательным подтверждением соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном федеральным законом «О техническом регулировании»
для корреспонденции: Лексин Александр Георгиевич, [email protected]
For correspondence: Leksin Aleksandr, [email protected]
(№ 184-ФЗ), вступившим в силу с 1 июля 2003 г. и регулирующим отношения, возникающие при принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции в части обеспечения ее безопасности, в том числе и санитарно-эпидемиологической.
Обязательные требования к продукции, а также порядок подтверждения ее соответствия указанным требованиям (сертификация и декларирование) излагаются в специальных нормативных правовых актах - технических регламентах.
В ноябре 2012 г. Решением Совета Евразийской экономической комиссии1 подвижной состав метрополитена включен в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования безопасности [1].
В настоящее время заканчивается работа над проектом технического регламента Таможенного союза «О безопасности подвижного состава метрополитена» (далее - ТР), после вступления в силу которого обязательное подтверждение соответствия (сертификация или декларирование) единиц подвижного состава будет уже проводиться строго с учетом соблюдения требований, включенных в указанный ТР.
Для соблюдения требований ТР при проектировании и изготовлении подвижного состава метрополитена составляется и утверждается перечень документов по стандартизации, применение которых на добровольной основе и обеспечивает соблюдение этих требований.
В нашем случае речь идет о нормативных документах, в которых представлены санитарно-гигиенические требования к системам жизнеобеспечения в вагонах метрополитена и в пассажирских помещениях (станции),
1 Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий и организующий орган Таможенного союза и единого экономического пространства.
и прежде всего к системам, формирующим микроклимат (температура воздуха, скорость движения воздуха, влажность), т. е. к отоплению, вентиляции и кондиционированию.
Анализ действующих в настоящее время нормативных документов показал, что в них содержатся весьма неполные и противоречивые сведения по подвижному составу метрополитена.
На сегодняшний день основным документом, в котором нормируется температура и скорость движения воздуха в салонах вагонов и в пассажирских помещениях метрополитена, являются СП 2.5.1337 «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов» [2].
В разделе 3.1 документа указывается, что температура воздуха на станциях метро в теплый период года (температура наружного воздуха выше 10оС) должна находиться в пределах 18-28оС, а в холодный (температура наружного воздуха ниже или равна 10оС) - в пределах 10-16оС. При этом средняя скорость движения воздуха в пределах 0,5-2 м/с.
Что касается температуры воздуха в салонах вагонов (раздел 3.2), то в теплый период года она должна не более чем на 3оС превышать температуру окружающего воздуха, при этом скорость движения воздуха не нормируется, а в холодный период температура воздуха в вагонах должна составлять 16±2оС при скорости его движения не более 0,4 м/с.
Таким образом, следует подчеркнуть, что в теплый период года санитарные правила не предусматривают жестких рамок для температуры воздуха в вагоне, правда, речь в период создания документа могла идти только о вагонах с естественной вентиляцией.
Становится понятным, что в настоящее время указанный норматив не может быть использован для целей создания нормальной тепловой среды в вагонах. Так, например, если температура воздуха на станции будет порядка 28оС, что согласно СП 2.5.1337 является допустимым, то температуру в вагоне 31оС (28±3оС) также следует считать соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, что с точки зрения физиологических реакций человека и по его тепловому самочувствию является совершенно неприемлемым.
Еще одним документом, нормирующим температуру воздуха только на станциях, являются Строительные нормы и правила «Метрополитены» [3], которые в точности повторяют нормативы санитарных правил эксплуатации метрополитенов, т. е. 18-28оС в теплый период года и 10-16оС в холодный.
ГОСТ Р «Вагоны легкого метро2. Общие технические условия» [4] в качестве нормируемой температуры воздуха в вагонах легкого метро и в теплый, и в холодный период года предлагает необоснованный диапазон для обоих периодов 14±2оС, видимо, уже в расчете на наличие системы кондиционирования.
ГОСТ Р «Вагоны метрополитена. Общие технические условия» [5] никаких указаний на необходимость соблюдения параметров микроклимата не содержит, отсылая читателей к СП 2.5.1337-03.
Следует отметить, что специальных опросов пассажиров по поводу их субъективной оценки существующей тепловой обстановки метрополитена не проводилось, во всяком случае нам не удалось обнаружить их в доступной научной литературе. Исключение составляют сведения, опубликованные в стандарте ГОСТа Р
2 Легкое метро - регулярный скоростной внеуличный, преимущественно наземный, рельсовый вид городского транспорта.
Оценка пассажирами тепловой обстановки в вагоне
Шкала субъек- Центральная Разброс Специальный
тивных оценок тенденция индекс
или форма
выражения
Эмоциональ- Средняя Половина Процент людей,
ная оценка точка: 1 межквар- воспринимающих
тального дискомфорт: 58
размаха: 1/2
интервала
Тепловое Средняя Половина Процент людей,
предпочтение точка: -2 межквар- желающих
тального изменений: 98
размаха: 1/2
интервала
Приемлемость Суждение: - Процент людей,
неприем- воспринимающих
лемо среду неприемле-
мой: 78
Допустимость Средняя точ- Половина Процент людей,
ка: достаточ- межквар- считающих,
но тяжело тального что это тяжело
переносить размаха: 1/2 переносить: 98
интервала
ИСО 10551-07 «Определение влияния тепловой окружающей среды с использованием шкал субъективной оценки» в разделе В.4 Приложения В «Тепловой нагрев в общественном транспорте» [6], который является официальным переводом международного стандарта ISO 10551:1995 «Ergonomics of the thermal environment - Assessment of the influence of the thermal environment using subjective judgement scales».
В данном нормативном документе для оценки тепловой окружающей среды рекомендовано использование пяти шкал субъективной оценки человека, основанных на его восприятии той или иной тепловой среды. Первые три оценочные шкалы основаны на восприятиях индивидуального теплового состояния человека, его ощущениях и выборе предпочитаемой тепловой среды. Четвертая шкала основана на выражении индивидуальной приемлемости человеком тепловой окружающей среды, пятая шкала - индивидуальной допустимости человеком этой среды.
В качестве наглядного примера в данном документе были приведены результаты исследований, которые проводились в одном из европейских метрополитенов. Был проведен однократный опрос по четырем шкалам субъективных оценок 93 человек, стоящих или сидящих в вагонах и одетых в обычную уличную одежду (1,45 clo). Температура в вагонах составляла 27-30oC. После 30-минутного пребывания в таких условиях 58% опрошенных пассажиров по шкале «Эмоциональная оценка» оценили свое состояние как дискомфортное, причем 78% опрошенных пассажиров по шкале «Приемлемость» сочли эту среду неприемлемой, а 98% опрошенных пассажиров по шкале «Допустимость» считали, что подобные условия тяжело переносить (см. таблицу).
Данные опроса еще раз подтвердили выводы многолетних физиологических исследований как отечественных, так и зарубежных.
Если обратиться к объективным физиологическим исследованиям [7-10], то известно, что при температуре воздуха выше 28oC у человека наблюдаются повышение
температуры кожи и активная секреция пота. Одновременно наступает понижение тонуса шейных и других мышц, становится трудно стоять, снижается артериальное давление, учащается дыхание и сердцебиение. Все это, несомненно, сказывается на общем самочувствии человека и может вызвать приступы резкого ухудшения состояния вплоть до приступов удушья, сердечных приступов и обмороков.
Длительное пребывание человека в условиях высокой температуры может привести к возникновению симптомов теплового удара: человек ощущает слабость, головную боль, тошноту, шум в ушах, у него нарушается зрение. Следствие перегревания организма - потеря сознания, судороги. Коварство теплового удара проявляется еще в том, что симптомы могут проявиться не сразу, в тот же момент, а через несколько часов после перегрева. Наиболее подвержены тепловым ударам грудные дети, дети первых лет жизни, пожилые люди, лица с сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертоники и т. п.
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, становится ясно, что параметры микроклимата, приведенные в существующих нормативных документах, основанные, по-видимому, только на фиксированных результатах и результатах исследований сорокалетней давности и выполненные в рамках устаревших концепций, нуждаются в коренной переработке и актуализации с учетом современного уровня развития теплотехники и гигиенической науки о нормировании параметров микроклимата в закрытых помещениях.
В связи с тем что последние гигиенические исследования на метрополитене проводились в 80-е годы прошлого века, представляется необходимым получить современные данные по оценке санитарно-гигиенического состояния метрополитена и обосновать предложения по оптимизации условий перевозки пассажиров и работы персонала.
Необходимо актуализировать параметры показателей микроклимата в пассажирских помещениях и подвижном составе метрополитена.
Следует уточнить требования к реализованным в новом подвижном составе системам воздухоподачи и воз-духораспределения.
Необходимо разработать требования к кондиционерам и обеззараживателям воздуха, обосновать величины скорости движения воздуха в вагонах и распределение воздушных потоков по вагону при эксплуатации кондиционеров.
Ситуация с нормативными уровнями параметров микроклимата обостряется еще и тем обстоятельством, что в ближайшее время вагонный парк различных метрополитенов будет пополняться вагонами новых серий, оборудованными системами кондиционирования, в то время как в существующих нормативных документах нет четких гигиенически обоснованных требований к работе этих систем именно в условиях эксплуатации подвижного состава метрополитена с учетом возрастающего объема пассажироперевозок.
Кроме того, в связи с реформой технического регулирования и разработкой в рамках Таможенного союза ТР «О безопасности подвижного состава метрополитена» назревает необходимость привести в соответствие отечественные нормы с западными стандартами. С другой стороны, подтверждение соответствия подвижного состава метрополитена требованиям технического регламента потребует разработки новых методических подходов, применяемых при сертификации и декларировании подвижного состава метрополитена.
Литер ату р а
1. Решение совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 г. № 102 «О внесении изменений в Единый Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза». Москва.
2. СП 2.5.1337-03. Санитарные правила эксплуатации метрополитенов (разделы 3.1, 3.2). М.; 2003.
3. СНиП 32-02-2003. Строительные нормы и правила «Метрополитены» (раздел 5.17). М.: Госстрой России; 2003.
4. ГОСТ Р 52232-2004. Вагоны легкого метро. Общие технические условия (раздел 6.6). М.: Госстандарт России; 2004.
5. ГОСТ Р 50850-96. Вагоны метрополитена. Общие технические условия. (Приложение А. Библиография). М.: Госстандарт России; 1996.
6. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 10551-2007. Определение влияния тепловой окружающей среды с использованием шкал субъективной оценки (Приложение В, раздел В4 «Тепловой перегрев в общественном транспорте»). М.: Стандартинформ; 2008.
7. Winslow C.E., Herrington L.P., Gagge A.P. Physiological reactions of the human body to varying environmental temperatures. Am. J. Physiol. 1937; 120: 1-12.
8. Кандрор И.С., Демина Д.М., Ратнер Е.М. Физиологические принципы санитарно-климатического районирования территории СССР. М.: Медицина; 1974.
9. Кандрор И.С. Терморегуляция у человека при мышечной работе. В кн.: Кандрор И.С., Иванов К.П., Минут-Сорохтина О.П., Майстрах Е.В. Физиология терморегуляции. Руководство по физиологии. Л.: Наука; 1984: 139-80.
10. Ажаев А.Н. Физиолого-гигиенические аспекты действия высоких и низких температур. М.; 1979.
References
1. The decision of council of the Euroasian commission of 23.11.2012 No. 102 «About modification of the Uniform List of production concerning which obligatory requirements within the Customs union» are established. Moscow. (in Russian)
2. SP 2.5.1337-03. Health regulations of operation of subways (sections 3.1, 3.2). Moscow; 2003. (in Russian)
3. SNiP 32-02-2003. Construction norms and rules «Subways» (section 5.17). Moscow: Gosstroy Rossii; 2003. (in Russian)
4. Stat Standart R 52232-2004. Cars of the easy subway. General specifications (section 6.6). Moscow: Gosstandart Rossii; 2004. (in Russian)
5. Stat Standart R 50850-96. Subway cars. General specifications. (Appendix A. Bibliography). Moscow: Gosstandart Rossii; 1996. (in Russian)
6. Natsional'nyy standart GOST R ISO 10551-2007. Definition of influence of thermal environment with use of scales of value judgment (The appendix B, the section B4 «A thermal overheat in public transport»). Moscow: Standartinform; 2008. (in Russian)
7. Winslow C.E., Herrington L.P., Gagge A.P. Physiological reactions of the human body to varying environmental temperatures. Am. J. Physiol. 1937; 120: 1-12.
8. Kandror I.S., Demina D.M., Ratner E.M. Physiological principles ofsanitary and climatic division into districts of the territory of the USSR [Fiziologicheskie printsipy sanitarno-klimatichesk-ogo rayonirovaniya territorii SSSR]. Moscow: Meditsina; 1974. (in Russian)
9. Kandror I.S. Thermal control at the person during the muscular work. In: Kandror I.S., Ivanov K.P., Minut-Sorokhtina O.P., Maystrakh E.V. Guide to physiology. Thermal control physiology [Fiziologiya termoregulyatsii. Rukovodstvo pofiziologii]. Leningrad: Nauka; 1984: 139-80. (in Russian)
10. Azhaev A.N. The physiologist - hygienic aspects of action of high and low temperatures [Fiziologo-gigienicheskie aspekty deystviya vysokikh i nizkikh temperature]. Moscow; 1979. (in Russian)
Поступила 05.11.13 Received 05.11.13