САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОЙ ОЧИСТКИ СТАЛИНСКОГО РАЙОНА МОСКВЫ
Б. А. Данилович Из санитарно-эпидемиологической станции Сталинского .района Москвы
Коммунальная система очистки в Сталинском районе 1 Москвы, согласно реш'ению Моссовета, введена в начале 1958 г. Система коммунальной очистки предусматривает плановую очистку домовладений от бытового мусора и пищевых отходов ежедневно, нечистот и содержимого помойниц в среднем один раз в 5 дней, шлака и строительного мусора—один раз в 5 дней. В тех домовладениях, где выгреба надворных установок имеют небольшой объем, вывоз осуществляется чаще, чем один раз в 5 дней. Коммунальная система очистки предусматривает разбивку всего района на определенные маршруты движения транспорта и закрепленные за каждым маршрутом бригады в составе води теля и 2 грузчиков.
В настоящее время для вывоза бытового мусора и пищевых отхо дов имеется 28 маршрутов, для вывоза жидких отбросов район разбит на 13 маршрутов; 10—12 маршрутов объединены в участок, возглавляемый мастером домовой очистки. Всего таких участков в районе 5. На одного мастера домовой очистки приходится от 35 000 до 45 000 населения. Работа бригад треста очистки летом начинается в 6 часов утра и заканчивается к 15 часам дня, зимой с 8 часов утра до 17 часов — 17 часов 30 минут. Оплата вывоза отбросов производится по средней установленной норме независимо от фактического накопления их; средняя норма на 1 человека принята 0,45 м3 мусора и 1,6 м3 жидких отбросов в год.
С введением коммунальной системы очистка канализованных домовладений района значительно улучшилась. В 1959 г. по 8 маршрутам, охватывающим крупные домовладения района, трестом очистки был внедрен более экономный ступенчатый график вывоза бытового мусора. Ступенчатый график предусматривает работу на одном маршруте 2 мусоровозов, обслуживаемых бригадой грузчиков из 2 человек (вместо 4). Первый мусоровоз в первом рейсе обслуживает такое количество домовладений, в которых накопление мусора обеспечивает полное заполнение кузова машины. Наполненный мусоровоз отправляется на место разгрузки мусора. К этому времени подходит 2-й мусоровоз, который обслуживает следующие домовладения. Обслуживание 2-го мусоровоза проводится той же бригадой грузчиков, которые обслуживали и 1-й мусоровоз. В случае повышенного накопления мусора (дни «пик») водитель первой автомашины должен через грузчиков уведомить второго водителя о необходимости забрать мусор в тех домовладениях, где он прекратил забор. После наполнения 2-й мусоровоз направляется, так же как и первый, на место разгрузки мусора, а бригада грузчиков переходит в следующее домовладение, куда подходит 1-й мусоровоз, вернувшийся после выгрузки.
В 1958 г. в канализованных домовладениях района было начато применение контейнерной системы сбора мусора. Объем контейнера превышает обыкновенный металлический мусоросборник в 7 раз (объем обыкновенного металлического мусоросборника 0,1 м3). Всего таких контейнеров в районе имеется 300 штук. Необходимо попутно отметить и ряд недостатков, выявленных в процессе эксплуатации контейнеров: большая высота по сравнению с обыкновенным мусоросборником, что затрудняет пользование ими; недостаточная жесткость конструкции кон-
1 По старому административному делению Москвы.
тейнера, что ведет к быстрой деформации и выходу контейнера из строя; нестойкость окраски, что вызывает их быстрое ржавление; некачественная проварка швов, что затрудняет применение контейнеров для сбора пищевых отходов, плохое устройство крышки: из-за ее большого веса при откидывании часто происходит срыв креплений; неудовлетворительно решено и устройство загрузочного отверстия контейнера: прорезанное в верхней крышке контейнера оно мало, что ведет при загрузке мусора к постоянному загрязнению крышки.
Снижает эффективность контейнерной системы очистки отсутствие мест Для мытья контейнеров. Решение этого вопроса, на наш взгляд, должно идти по двум путям. Основной путь — оборудование централизованной мойки контейнеров в местах обезвреживания мусора в течение всего года. Второй путь — организация специальных помещений для мойки контейнеров и оборудование их канализацией и отоплением в пределах района.
То же относится и к мойке несменяемых металлических мусоросборников. Отсутствие в утверждаемых проектах благоустройства новых жилых кварталов специальных помещений для их расстановки и мойки, обеспеченных подводкой водопровода, канализации и отоплением (для предупреждения промерзания содержимого зимой), практически исключает возможность проведения указанного мероприятия. Аналогичная картина имеет место и в ранее выстроенных жилых кварталах. Решение данного вопроса, на наш взгляд, заключается в устройстве специальных помещений для установки и мойки мусоросборников на территории квартала.
Необходимо подчеркнуть целесообразность изменения объема контейнеров для сбора домового мусора. Наиболее удобным для сбора мусора следует считать объем контейнера, применяемого для сбора пищевых отходов, равный 0,5 м3. Соответственно уменьшению объема имеет место и снижение высоты контейнера, что значительно облегчает пользование ими.
Переходя к оценке системы сбора пищевых отходов, следует остановиться на некоторых деталях, снижающих эффективность этого мероприятия, что в свою очередь снижает эффективность очистки района. В настоящее время сбор пищевых отходов производится в 144 домовладениях. Организацией сбора и вывоза пищевых отходов в районе занимается городская контора по сбору пищевых отходов. Во главе этой организации в районе стоит старший бригадир, в расположении которого имеются 3 участковых инспектора.
Транспорт для вывоза пищевых отходов предоставляется Управлением благоустройства города. Всего в распоряжение сборщиков отходов ежедневно выделяется от 3 до 4 машин, из них 2 специализированных для вывоза контейнеров. Вывоз пищевых отходов производится в свиносовхоз. Средний радиус проезда до совхоза 10 км. Несмотря на достаточную обеспеченность автотранспортом ежедневный вывоз пищевых отходов из домовладений часто срывается из-за неудовлетворительной организации сбора отходов из жилых квартир, а также неритмичной работы городской конторы по сбору отходов. Последнее выражается в отсутствии точных сведений о накоплении пищевых отходов в каждом домоуправлении по месяцам и в слабом контроле за деятельностью домоуправлений.
До сих пор не решены вопросы хранения в зимнее время пищевых отходов, собираемых на территории домовладений, до момента вывоза, мытья сборников, регулярной замены неисправных ведер для сбора отходов в квартирах (до 40% требуют замены), ежедневного сбора отходов. В 1958 г. для сбора пищевых отходов стали применять 50 контейнеров емкостью 0,5 м3. Дальнейшее расширение контейнерной системы сбора пищевых отходов потребует организации укрупненных пунктов
сбора с большим радиусом обслуживания. Это мероприятие потребует от домоуправлений обеспечения дворников ручными тележками для перевозки контейнеров и организации подъездных путей к укрупненным пунктам сбора отходов.
Оценивая период с 1958 по 1959 г. следует отметить, что, несмотря на все указанные выше недочеты, коммунальная система очистки по сравнению с ранее существовавшей по заявкам и талонам имеет явное преимущество. Это выражается прежде всего в значительном улучшении общего состояния очистки района и санитарного состояния домовладений. Начиная со второй половины 1958 г. и за весь 1959 г. от населения не поступило ни одной жалобы на переполнение надворных санитарных установок.
Улучшение общего санитарного состояния очистки домовладений подтверждается и энтомологическими показателями. Проведенный опрос населения в 1958 г. и повторный в 1959 г. в 150 жилых квартирах в различных домовладениях (канализованных, неканализованных, в домах, очищаемых по контейнерной системе) показал положительную оценку коммунальной системы очистки со стороны населения как в отношении улучшения общего санитарного состояния дворовых территорий, так и борьбы с мухами.
Это подтверждается и результатами исследования почвы вокруг санитарных установок. Так, из проведенных в августе 1959 г. 359 выемок проб почвы вокруг установок в 321 пробе личинки мух не были обнаружены. Улучшились и технико-экономические показатели работы Управления благоустройства города по санитарной очистке района.
Дальнейшее улучшение и развитие коммунальной системы очистки должно пойти не только по пути устранения все еще имеющих место недостатков, но и частичного совершенствования дела очистки и расширения объектов, охваченных коммунальной системой очистки. Уже сейчас необходимо решить вопрос об охвате системой коммунальной очистки частновладельческих домовладений, торговых учреждений, мелких и крупных промышленных предприятий, больниц, школ и детских учреждений.
Улучшение санитарного состояния района с введением коммунальной очистки было бы еще большим, если бы Моссоветом в ближайшее время были решены следующие вопросы благоустройства:
а) строительство новой сливной станции, отвечающей современным санитарным и техническим требованиям и ликвидация существующей сливной станции, пришедшей в ветхость;
б) передача организации сбора и вывоза пищевых отходов в ведение Управления благоустройства города;
в) внедрение сменной контейнерной системы для сбора и вывоза мусора с применением в домовладениях контейнеров емкостью в 0,5 м3;
г) организация мойки контейнеров в течение круглого года.
Поступила 23/11 1960 г.
6 Гигиена и санитария, № I