показали, что при отсутствиитехногенных загрязнений максимальная концентрация паров ртути в почвенном и атмосферном воздухе названных районов не превышает 2-10_в мг/л при фоновой концентрации 3-Ю-3 мг/л. Это хорошо согласуется и с результатами лабораторных исследований по определению равновесных с киноварью концентраций паров ртути в различных термодинамических условиях (М. А. Карасик и Л. И. Герасимова). При этом показано, что в воздушной среде при 20° эта величина составляет 4 • 10~6 мг/л. Таким образом, даже в замкнутом пространстве над чистой природной киноварью максимально возможная концентрация паров ртути только в 4 раза превышает допустимую санитарную норму.
Выводы
1. Предложен простой улавливатель паров ртути, удобный при массовых определениях в полевых условиях, не требующий особых лабораторных приборов и оборудования и позволяющий определять ее нанограммовые количества с чувствительностью 1 • Ю-2 мкг.
2. Разработанным методом выполнены лабораторные экспериментальные и полевые исследования большого объема, позволившие получить новые данные об образовании паров ртути из киновари и концентрации их в воздухе районов ртутной минерализации.
ЛИТЕРАТУРА. Алексеева М. В. Определение атмосферных загрязнений. М., 1959. —АнищенкоА. 3., Большаков А. П., Карасик М. А. и др. В кн.: Геохимические методы при поисках и разведке рудных месторождений. М., 1971, в. 5, с. 118. — К а р а с и к М. А., Б о л ь ш а к о в А. П. Докл. АН СССР, 1965, т. 161, № 5, с. 1201. — К а р а с и к М. А., Морозов В. И. Геохимия, 1966, № 6, с. 668. — К а р а с и к М. А., Г е р а с и м о в а Л. И. Докл. АН СССР, 1967. т. 173, №4, с. 919. — М о л д а в с к и й В. Л. Ж прикладной химии, 1930, № 3, с. 955. —Полежаев Н. Г. Гиг. труда, 1936, № 6, с. 86. — П е р е г у д Е. А., Гер нет Е. В. Химический анализ воздуха промышленных предприятий. М.—Л., 1965. —Prandecka В., Ochrana Ргасу, 1965, т. 20, с. 280. — S t о с к А., С и -с ие 1 F., Naturwissenschaften, 1933, Bd 22, S. 390.
Поступила 9/1 II 1972 г.
Обзоры
УДК 818.34-022-084.44»
Доктор мед. наук Д. П. Никитин (Москва)
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ПОЧВЫ И ПРОФИЛАКТИКА КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ
В нашей стране в результате огромных преобразований в экономике, культуре и условиях жизни народа благодаря достижениям советского здравоохранения и медицинской науки достигнуты крупные успехи в борьбе с инфекционными болезнями, в том числе с многими кишечными инфекциями. Однако уровень заболеваемости некоторыми из кишечных инфекций, особенно дизентерией, а на ряде территорий и тифо-паратифозными заболеваниями, относительно высок. Поэтому профилактика кишечных инфекций остается одной из сложных теоретических и практических проблем советского здра-
воохранения. Решение этой проблемы осложняется тем, что распространение многих инфекционных заболеваний кишечной группы обусловлено не только природными, но и преимущественно социально-гигиеническими факторами. Исключение их негативного влияния на распространение заболеваний нередко требует значительных капиталовложений, в частности для обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, охраны водоемов от загрязнения, исключения роли пищевых продуктов в качестве факторов передачи инфекции и др.
Среди многих элементов санитарно-коммунального благоустройства, по данным многих исследователей (А. С. Городецкий; М. И. Перцовская; К. У. Урумбаева, и др.), существенное значение как опосредованный фактор в распространении кишечных инфекций и прежде всего дизентерии, ти-фо-паратифозных заболеваний и гельминтозов имеет почва. Санитарно-бактериологические исследования (3. П. Нарышкина; В. И. Петропавловская; Г. А. Багдасарьян, и др.) показывают, что в загрязненной органическими веществами почве возбудители кишечных инфекций, не изменяя патогенных свойств, сохраняются довольно продолжительное время. Это дает основание рассматривать почву как среду, посредством которой патогенные возбудители при определенных условиях могут попадать в организм человека. Наибольшая опасность, несомненно, состоит в том, что почва может быть источником вторичного загрязнения подземных и поверхностных вод.
А. В. Ясинский и соавт., например, исследуя воду канала Тинтак, используемую для хозяйственных и питьевых целей в одном из пригородных колхозов Душанбе, в дни выпадения атмосферных осадков собрали 119 проб и в дни, когда осадков не было, — 182 пробы. Результаты анализов свидетельствовали о резком ухудшении качества воды в дни выпадения атмосферных осадков. Оно выразилось в сдвиге коли-титра к наименьшим его показателям (от 0,00004 до 0,00001). Коли-титр в этих пределах установлен в дождливые дни в 39,5 % проб. Вне периода дождей ни в одной из 182 проб он не^пускался ниже 0,001. Из 301 пробы выделено 3 патогенных возбудителя кишечных заболеваний, в том числе дизентерии. Все 3 находки обнаружены в пробах воды, взятых во время дождя или вскоре после него. Среди 182 проб, отобранных в недождливый период, ни в одном случае не найдено патогенных микроорганизмов.
Почва также может быть источником загрязнения пищевых продуктов и, в частности, овощей при употреблении их в пищу в сыром виде. Помимо этого, почва может служить местом возникновения, а при определенных условиях и инфицирования мух. Многие исследователи (Л. В. Громашев-ский; Б. Ф. Меджидов; С. И. Гришин, и др.) в эксперименте убедительно показали значение мух в механизме передачи кишечных инфекций, особенно в формировании их сезонных подъемов. По данным Ю. Е. Бирковского, В. В. Алексеенко и др., на Украине эффективная борьба с мухами явилась одной из причин значительного снижения индекса сезонности (отношение суммы случаев заболеваний за 2 месяца с пониженной заболеваемостью к сумме заболеваний за 2 месяца с повышенной заболеваемостью) заболеваемости дизентерией.
Мнение некоторых авторов (К. С. Заиров; И. А. Савельева и соавт., и др.), ставящих под сомнение или просто отвергающих роль мух в распространении кишечных инфекций, нельзя считать правильным. Экспериментальными исследованиями доказано, что многие возбудители кишечных инфекций сохраняются в жизнеспособном состоянии на поверхности тела мухи до 2 суток, а в ее кишечнике еще дольше. Этим и определяется возможность переноса мухой заразного начала как на поверхности своего тела, на лапках и хоботе, так и в кишечнике. Спорить можно не о самом мушином факторе в эпидемиологии кишечных инфекций, а об его удельном весе в механизме их передачи в той или другой местности. При любых обстоятельствах наличие мух в населенных пунктах и жилых помещениях указывает на
санитарно-гигиеническое неблагополучие, на недочеты в организации санитарной очистки территории.
Таким образом, санитарная охрана почвы от загрязнения представляет важнейшую социально-гигиеническую проблему, от решения которой во многом зависит снижение заболеваемости кишечными инфекциями. В нашей стране, где господствует общественная собственность на средства производства, государство проводит огромную работу по охране природы, в том числе по санитарной охране почвы. Задачи санитарной охраны почвы четко определены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 517 от 5/УП 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Решение этих задач регламентируется принятыми Верховным Советом СССР «Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» и «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», а также соответствующими законами и кодексами союзных республик. Исключительное значение имеет принятое в прошлом году IV сессией Верховного Совета СССР 8-го созыва Постановление «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов».
За последние годы у нас в широких масштабах осуществляются организационно-технические мероприятия по предотвращению загрязнения почвы, многое делается для механизации процесса уборки территории, созданы специализированные машины для выполнения наиболее трудоемких работ. Во многих городах и селах внедрена планово-регулярная и планово-поквартальная очистка территории. Так, если в РСФСР в 1955 г. планово-регулярная очистка применялась только в 15,3 % городов и в 5,6 % поселков городского типа, то в 1965 г.этотпоказатель соответственно возрос до 29,1 и 11,4 %, а в 1970 г. — до 42,1 и 19,6 %. В Казахстане в 1965 г. тот же метод осуществлялся в 15 городах и 5 рабочих поселках, а в 1970 г. уже принят в 47 городах и 36 рабочих поселках. В Белоруссии за последние 5 лет количество городов, в которых осуществляется планово-регулярная очистка, возросло с 15 до 35 %. Во многих городах страны сооружаются современные произ-водственно-ремонтные базы. Например, в Белоруссии (3. М. Поливода) такие базы построены в Минске, Гомеле, Гродно, Могилеве и Бобруйске.
Однако состояние санитарной охраны почвы в городах и особенно в сельской местности, очистка населенных мест от различных отбросов, их утилизация и обезвреживание не отвечают общему уровню социального и экономического развития общества. Пока что во многих городах и особенно поселках городского типа в этом деле преобладает заявочная система, которая осуществляется различными неспециализированными организациями. Положение усугубляется отставанием темпов строительства канализации от темпов строительства водопроводов (В. И. Дьячков; Ю. Е. Бир-ковский; Н. Я. Катюхин, и др.). Помимо огромного количества твердых отходов, приходится ежедневно вывозить несколько миллионов кубометров жидких отходов из домовладений, не имеющих канализации. Вместе с тем потребность в специализированном транспорте, в том числе для вывоза мусора и других отходов, в последние годы удовлетворяются не более чем на 30—40 % (Д. Н. Лоранский и соавт.). Не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям во многих городах и места сбора жидких нечистот (помойницы, дворовые уборные). Хотя в крупных промышленных центрах (Москва, Ленинград, Горький, Харьков, Рига, Ташкент и др.) существует тенденция применять индустриальные методы обезвреживания мусора (сооружение мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов), эти прогрессивные методы находятся еще в зачаточном состоянии. Хозяйственно-бытовые отходы в большинстве случаев выбрасываются на неблагоустроенные свалки.
По существу проблема санитарной охраны почвы сельских населенных мест еще не решена. Отсутствует система организации очистки, нет учреждений, отвечающих за содержание территории в чистоте. Во многих местах
отсутствует специально выделенный транспорт для вывоза нечистот. Жилища старого типа не обеспечены элементарными устройствами для сбора, хранения нечистот.
В пятилетнем плане развития народного хозяйства на 1971 —1975 гг. предусмотрены большие работы по благоустройству населенных пунктов, улучшению коммунального обслуживания населения. Будут продолжены усилия, направленные на рациональное использование и санитарную охрану почвы. Все это, несомненно, будет способствовать снижению заболеваемости кишечными инфекциями.
В реализации намеченных мероприятий видная роль принадлежит ученым и практическим работникам санитарно-эпидемиологического профиля. При этом они должны максимально использовать большие возможности, предоставленные им государством.
ЛИТЕРАТУРА. АлексеенкоВ. В. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1969, в. 3, с. 11. — Б а г д а с а р ь я н Г. А., Романенко Н. А. и др. В кн.: Санитарная охрана почвы. М., 1971, с. 37. — Б и р к о в с к и й Ю. Е. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1971, в. 5, с. 3. — Г о р о д е ц к и й А. С. В кн.: Основные вопросы санитарной охраны почвы. М., 1965, с. 130. — Г р и ш и н С. И. В кн.: Кишечные инфекции на Украине. Киев, 1968, в. 2, с. 77. — Г р о м а ш е в с к и й Л. В. Общая эпидемиология. М., 1965. —Дьячков В. И. Гиг. и сан., 1969, № 2, с. 12. — Катюхин Н. Я. Научные труды Ленинградского ин-та усовершенствования врачей. Л., 1971, в. 116, с. 78. — Л о р а н с к и й Д. Н., А к у л о в К- С. и др. В кн.: Санитарная охрана почвы. М., 1971, с 3.— Меджидов Б. Ф. В кн. Материалы 3-го Съезда эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. Азербайджанск. ССР. Баку, 1967, с. 53. — Нарышкина 3. П. Ж- микробиол., 1944, № 6, с. 58. — П е р -цовскаяМ. И. В кн.: Основные вопросы санитарной охраны почвы. М., 1965, с. 102. — Петропавловская В. И. Труды Центрального дезинфекционного ин-та. М., 1950, т. 6, с. 42. — П о л и в о д а 3. М. В кн.: Санитарная охрана почвы. М., 1971, с. 24. — У р у м б а е в а К- У. Тезисы докл. 40-й итоговой научной конференции. Алма-Атинск. мед. ин-та. Алма-Ата, 1968, с. 260. — Ясинский А. В. В кн.: Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ Душанбинск. ин-та эпидемиологии и гигиены за 1969 г. Душанбе, 1971, с. 170.
Поступила 11/ХП 1972 г. -
За рубежом
УДК 371.74(497.2)
Д-р Д. Георгиев
МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РАЗГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
Объединенный научно-исследовательский институт гигиены и охраны труда, София, НРБ
В соответствии с решением X съезда БКП о введении в стране всеобщего обязательного десятилетнего обучения усовершенствовалась учебно-воспи-тательная работа в школах. Предусмотрено обязательное поступление в школы всех детей, которым на 31 декабря предыдущего года исполнилось 7 лет. Продолжительность курса нового единого среднего политехнического училища (ЕСПУ) установлена 10 лет при 3 ступенях: начальной (1—3-й классы), средней (4—6-й классы) и высшей (8—10-й классы). В новой школе вводится больше каникул и вместо четвертей — 2 учебных полугодия.