ИЗ ПРАКТИКИ
—
О ВОДНОЙ ВСПЫШКЕ ДИЗЕНТЕРИИ
Эпидемиолог А. П. Анохина, доцент Л. А. Беликов, эпидемиолог Н. М. Горшкова, санитарный врач Т. П. Межуева
Из Куйбышевской городской и Куйбышевской районной санитарно-эпидемиологических станций и кафедры инфекционных болезней Куйбышевского медицинского института
Описываемый случай имел место в пригородном совхозе. Краткая история вспышки такова. На протяжении нескольких лет в поселке наблюдались отдельные заболевания острой и хронической дизентерией. Тифо-паратифозных заболеваний в течение многих лет здесь не
было. В 1959 г. наблюдались единичные заболевания дизентерией, преимущественно в летнее время. После некоторого перерыва зимой было зарегистрировано сначала по одному случаю, 8, 16 и 20/Х1, а потом 5 случаев 23/Х1, накануне вспышки. Вспышка была выявлена в ночь с 24 на 25/Х1 и в течение дня 25/Х1. Поступление больных на медицинский пункт и направление в стационар продолжались до 30/Х1. Были проведены поквартир-ные обходы, при которых установлено легкое течение болезни у нескольких человек. Последние заболевшие были госпитализированы (на 3—4-й день болезни 4/ХП 1959 г.; см. рисунок). Всего было зарегистрировано около 80 больных. Клинически заболевание протекало первоначально как острый гастроэнтероколит с последующим проявлением типичной картины острой дизентерии. Заболевшие принадлежали к различным возрастным группам, лишь детей дошкольного возраста среди больных не было. Для ликвидации вспышки требовалось определить источники и пути передачи инфекции. Обследованием была исключена возможность заражения через общественное питание и продукты питания, в тем числе и через молоко.
Как выяснилось затем при поквартирном обходе, заболевания наблюдались только в определенных домах, жильцы которых пользовались водой из одной ближайшей водопроводной колонки. В некоторых квартирах этих домов были единичные заболевания, в других — два или три случая при отсутствии заболеваний в соседних комнатах, жители которых пользовались общими с заболевшими коммунальными услугами. Были случаи, что больные из одной квартиры выделяли возбудителей дизентерии двух и даже трех типов.
При бактериологическом исследовании выявлено фекальное загрязнение воды в колонке, коли-индекс оказался равным 230 и, кроме того, из воды была выделена (Т. М. Музюкина) дизентерийная палочка Зонне и обнаружен (3. А. Косцова) свободный бактериофаг (видовой фаг Флекснера). Качество воды в скважине было хорошим, в
ео
го'-1а 16-к 1?-ю-в '■ в-
2 СР-
.л
Движение заболеваний дизентерией (в абсолютных цифрах). Арабские цифры с 8 по 30 — числа ноября, а с 1 по 4—числа декабря 1959 г. ,
колонках в течение 1959 г. — также хорошим, а в ноябре—декабре наблюдалось небольшое повышение коли-индекса в нескольких колонках; в упомянутой водопроводной колонке — значительное повышение коли-индекса.
Водный характер описанной вспышки подтверждают следующие факты: 1) одновременное поражение жителей, которые пользуются одним водоисточником; 2) поражение взрослого населения и детей старшего возраста, употреблявших для питья сырую воду; 3) бактериологическое подтверждение фекального загрязнения воды в водоразборной колонке и обнаружение в воде палочки Зонне и свободного дизентерийного фага. Остальные пути передачи инфекции в данной вспышке не проявились, контактно-бытовых заболеваний благодаря .своевременно принятым мерам не было.
Отсутствие заболеваний в других домах, жители которых пользовались водой того же водопровода, указывало на то, что имела место вспышка дизентерии от местного загрязнения воды одной колонки.
Действительно, водоразборные колонки в совхозе все одного типа — системы Черкунова. Как известно, заражение воды в колонках этого типа возможно вследствие их технического несовершенства и при недостаточности технического и санитарного надзора за эксплуатацией. В техническом устройстве колонки не удовлетворяет наличие воздушной трубки, выведенной от котелка инжектора в смотровой колодец колонки, и возможность засасывания загрязненной воды из шахты смотрового колодца током водопроводной воды при разборе ее через колонку.
Указанная водопроводная колонка была установлена по распоряжению директора совхоза без согласования с санитарным надзором поблизости от места находившейся ранее уборной выгребного типа. Причиной вспышки оказалось смешение проникших в смотровой колодец колонки загрязненных нечистотами грунтовых вод с водой водопровода. У колонки отсутствовал водосборный котелок инжектора и воздушная трубка, и через открытое отверстие загрязненная вода засасывалась инжектором. Рядом с колодцем на расстоянии всего около 1 м находилась засыпанная землей яма-выгреб бывшей на этом месте уборной, закрытой без вывоза нечистот из выгреба в октябре 1958 г., когда устанавливалась колонка. Целость труб водопроводной сети и герметичность стыков труб, испытанная путем опрессования, оказались ненарушенными. Таким образом, смотровой колодец был единственным источником загрязнения воды в колонке. Кроме технических дефектов колонки, этому способствовало и то, что вода при разборе ее из колонки вследствие небрежности потребителей проливалась, попадала на место бывшего выгреба, где она разжижала находившиеся в ней нечистоты. Жижа всасывалась в почву и проникала в смотровой колодец.
Возможно ли сохранение жизнеспособности дизентерийных палочек в почве в течение года? Бактериологическое исследование почвы на месте выгреба на патогенную микрофлору, произведенное Л. И. Шерша-чевой и Т. М. Музюкиной, оказалось безрезультатным, хотя показатели фекального загрязнения почвы были довольно убедительными.
У В. И. Теца мы нашли ссылку на Фельзена, который описал вспышку дизентерии в войсках, расположившихся лагерем на территории, где год назад были отхожие места. У него же приводятся данные о выживаемости дизентерийных палочек в иле до 244 дней. Возможно, что, находясь в жидких нечистотах выгреба, дизентерийные палочки могли сохраняться в жизнедеятельном состоянии в течение года.
Возможно и другое. При разборе воды потребители нередко ополаскивали свою грязную посуду, вода проникала в почву вокруг колонки и, конечно, попадала в шахту смотрового колодца, в котором была установлена колонка.
Выводы
Причинами вспышки надо считать, во-первых, установку водоразборной колонки на месте существовавшей там ранее уборной, во-вторых, неполное ограждение смотрового колодца от возможного проникновения в него грунтовых вод, в-третьих, нерациональное устройства инжектора в колонке, в-четвертых, недостаточный технический контроль за эксплуатацией водоразборных колонок.
Надо признать первоочередной задачей коммунальных органов и санитарного надзора замену нерациональных колонок, а там, где это не представляется возможным, -— технически усовершенствовать старые.
ЛИТЕРАТУРА
Бирковский Ю. Е. Врач, дело, 1946, № 10, стр. 677.—Он ж е. В кн.: Теоретические проблемы эпидемиологии. Киев, 1959, стр. 187—Гусева Ю. И., В и л ь-шанская Ф. Л., Касьянова Л. К. и др. В кн.: Вопросы эпидемиологии, профилактики и клиники кишечных инфекций. М., 1954, стр. 21.—Кадэн М. М. Жури, микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1953, № 7, стр. 24.—Кадэн М. М., Тимофеева К. А., Вишневецкая Е. Д. и др. В кн.: Вопросы эпидемиологии, профилактики и клиники кишечных инфекций. М., 1954, стр. 15.—По л л ер Л. В., Г у р-иич Л. И. Сан. техника, 1933, № 3, стр. 42.—Семашко А. М., Пепенко Э. И Жури, микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1956, № 5, стр. 65.—С о р в и н а Л. Е. Врач дело, 1946, № 10, стр 743.—Тец В. И. В кн.: Санитарная микробиология. Л. 1958, стр. 24; 47.
Поступила 26/Х1 1960 г
ОПЫТ БОРЬБЫ ЗА САНИТАРНУЮ КУЛЬТУРУ НА МОЛОЧНОТОВАРНЫХ ФЕРМАХ
Санитарный врач М. Давыдова
Из Костромской областной санитарно-эпидемиологической станции
Медицинские работники Костромской области, выполняя постановление декабрьского Пленума ЦК КПСС, большое внимание уделяют оздоровлению молочнотоварных ферм колхозов и совхозов.
Санитарное состояние молочнотоварных ферм к началу 1959 г. далеко отставало от роста сельскохозяйственного производства. Многие сельские медицинские работники не считали своей обязанностью наблюдать за фермами и не бывали в них месяцами.
Кроме того, доярки, зооветеринарные работники, председатели колхозов и директора совхозов не всегда проявляли внимание к чистоте и порядку на молочнотоварных фермах.
Так, в передовом совхозе «Караваево» ферма содержалась грязно, не было необходимых помещений для молока, мытья посуды, дояркам негде было отдохнуть после дойки, не доставало полотенец, умывальников, не было белых халатов, доярки не обучались санитарно-техни-ческому минимуму и не проходили необходимого медицинского обследования.
Экономическая же основа этого совхоза позволяла иметь образцовые фермы в санитарном отношении.
Такое же положение было на фермах колхозов «Новый путь», «Дружба» Костромского района, «Родина» Нерехтского района и др.
С целью перестройки всей работы по наведению санитарного порядка на фермах областной санитарно-эпидемиологической станции