Научная статья на тему 'Самуйлово князей Голицыных – Дворцовая усадьба эпохи зрелого классицизма'

Самуйлово князей Голицыных – Дворцовая усадьба эпохи зрелого классицизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
852
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
натурные исследования / главный дом / флигель / служебные постройки / архитектура классицизма / планировочная структура / ордерная система / field studies / the main house / outhouse / outbuildings / architecture / classical / planning structure / the order system

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Степан

В статье рассматривается предпроектный этап реставрации архитектурно-паркового комплекса дворцового типа – усадьбы Самуйлово князей Голицыных. Масштабность и великолепие архитектуры, интерьеров, парков были оценены еще в прошлом веке, когда усадьбы посетил сотрудник популярного журнала, архитектор и искусствовед Георгий Лукомский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMUYLOVO OF PRINCE GOLITSYN – PALACE MANOR OF MATURE CLASSICISM ERA

The article considers the pre-project stage of the restoration of architectural and park complex of palatial the estate of Prince Golitsyn Samuylovo. The scale and grandeur of architecture, interiors and parks have been assessed in the last century, when the manor was visited by a popular magazine employee, architect and art historian George Lukomsky.

Текст научной работы на тему «Самуйлово князей Голицыных – Дворцовая усадьба эпохи зрелого классицизма»

САМУЙЛОВО КНЯЗЕЙ ГОЛИЦЫНЫХ - ДВОРЦОВАЯ УСАДЬБА ЭПОХИ ЗРЕЛОГО КЛАССИЦИЗМА

НОВИКОВ Степан, руководитель архитектурно-проектной мастерской ASG №2

Аннотация: в статье рассматривается предпроектный этап реставрации архитектурно-паркового комплекса дворцового типа - усадьбы Самуйлово князей Голицыных. Масштабность и великолепие архитектуры, интерьеров, парков были оценены еще в прошлом веке, когда усадьбы посетил сотрудник популярного журнала, архитектор и искусствовед Георгий Лукомский.

Ключевые слова: натурные исследования, главный дом, флигель, служебные постройки, архитектура классицизма, планировочная структура, ордерная система.

Abstract: The article considers the pre-project stage of the restoration of architectural and park complex of palatial - the estate of Prince Golitsyn Samuylovo. The scale and grandeur of architecture, interiors and parks have been assessed in the last century, when the manor was visited by a popular magazine employee, architect and art historian George Lukomsky.

Keywords: field studies, the main house, outhouse, outbuildings, architecture, classical, planning structure, the order system.

Усадьба Самуйлово - одна из четырёх усадеб Смоленской области, переданная на правах долгосрочной аренды Инвестиционной

группе компаний ASG в 2014 году. Усадьба находится в селе Самуй-лово (Алексияновка) Гагаринско-го района Смоленской области в

25 км от города Гагарина и 35 км от Минского шоссе, соединяющего Москву и Смоленск. Усадебный ансамбль представляет большой

, ^Щ^р ВЕСТШКМЭадИдаСЩНОГО ШСТИГЛАAHTVlHaWWATA

13) 2016

интерес как образец масштабной провинциальной помещичьей усадьбы, выполненной в характерном для конца XVIII - начала XIX вв. стиле позднего классицизма.

Усадьба Самуйлово находится на территории бывшей Гжатской вотчины, которая располагалась в окрестностях нынешнего города Гагарина (до 1918 года Гжатска), в XVIII веке была одним из богатейших и огромных по территории помещичьих владений [1]. Первоначально село Самуйлово именовалось Алексеевкой (Алексияновкой) и на исторических картах, встречаются разные названия этого поселения (илл. 1,2). Во второй половине XVIII века оно было куплено князем A.A. Голицыным у князей Лобановых-Ростовских. Во владении Голицыных усадьба оставалась до 1885 года [2]. В экономических примечаниях 1780-х годов владения числятся за генерал-поручиком действительным камергером князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (илл. 3). В 1799 году там проживало около 9 тыс. душ крестьян, насчитывалось 364 десятины земель «под селением», 3500 -под пашнями и 1900 - «свободной земли». Принадлежало все это князьям Голицыным, а именно той ветви древнего рода, которая носила прозвание «Михайловичей» и вела происхождение от боярина Михаила Андреевича Голицына (1640-1687) [1].

Дмитрий Михайлович Голицын был блестящим образцом просвещенного вельможи эпохи Екатерины Великой. Сын петровского фельдмаршала М.М. Голицына и княжны Т.Б. Куракиной, свою службу он начал при дворе и к 1755 году был уже камергером. В 1760 году в связи с неожиданной кончиной посла в Париже М.П. Бестужева-Рюмина Голицыну пришлось возглавить русскую дипломатическую миссию до прибытия нового посланника графа П.Г. Чернышева. Этот поворот в карьере имел для князя весьма успешное продолжение. 28 мая 1761 года императрица Елизавета назначила его российским послом в Вену, где в

| Илл. 1. . Карта западной части России Ф.Ф. Шуберта. 1863 г.

| Илл. 2. Карта И.А. Стрельбицкого - Европейская Россия 1871 г.

Пир ыекуеетБ

№1 (13) 2016

Илл. 3. Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793). Портрет 1762 года

этой должности Дмитрий Михайлович пробыл 30 лет, практически до конца жизни. Там он и умер, первоначально был похоронен на территории своей виллы Предиг-штуль близ столицы, а уже в 1802 году его гроб перевезли в Москву, поместив в склепе под церковью Голицынской больницы, которую он построил для города [1].

Д.М. Голицын известен как меценат и друг многих творческих личностей - мыслителей, ученых, художников. В Вене им была собрана ценная коллекция произведений искусства, привезенная затем в Россию и влившаяся в созданный впоследствии Голицынский музей. Неоднократно за советами в модном деле коллекционирования к князю обращалась Екатерина II, пополнявшая свой Эрмитаж. В высших кругах отдавали должное изысканному вкусу Голицына и его осведомленности в европейской художественной жизни [1].

Долгая жизнь вне России вынудила князя озаботиться вопросом управления собственным имуществом на родине. Прямых наследников у него не было. Брак с княжной Екатериной (Смарагдой) Дмитриевной Кантемир (илл. 4) был счастливый, но недолгий. У княгини с юно-

сти было слабое здоровье, иметь детей она не могла и умерла в 40 лет несмотря на усилия лучших медицинских светил Европы. В завещании 1785 года Д.М. Голицын все оставлял племянникам - детям покойного брата Андрея Михайловича Голицына - Михаилу, Борису и Алексею. Однако по причине «молодых лет» наследников управление вотчинами временно передавалось князю Александру Михайловичу Голицыну (илл. 5). Он приходился венскому посланнику двоюродным (а не родным, несмотря на совпадение отчеств) братом, был очень близок по воспитанию и взглядам с Дмитрием Михайловичем. В начальный период правления Екатерины II А.М. Голицын состоял вице-канцлером (1762 - 1775), не имея заметного политического влияния, затем в признание заслуг был пожалован в обер-камерге-ры, а с 1778 года жил на постое в Москве, пользуясь уважением московского дворянства. Любовь к искусству и благотворительность были отличительными чертами его натуры - Александр Михайлович подобно брату собирал картины и скульптуры, являлся опекуном Воспитательного дома и завершал создание Голицынской больницы.

Илл. 4. Екатерина (Смарагда) Дмитриевна Голицына (1720-1761). Художник Л.-М. ван Лоо, 1759 год

Помимо усадьбы Самуйлово А.М. Голицын занимался управлением и многих других имений и хозяйств своей большой семьи и пользовался большим авторитетом у родни [1].

Голицын хорошо разбирался в архитектуре, объездил всю Европу. Нередко за советами и рекомендациями к нему обращались родственники и близкие знакомые, занимавшиеся строительством в собственных усадьбах, так что, вероятнее всего, он принимал непосредственное участие в разработке проектов в своих имениях [1].

Илл. 5. Александр Михайлович Голицын (17231807). Художник Д. Левицкий, 1772 год

Д.М. Голицын неоднократно писал из Вены своим управляющим, чтобы неукоснительно исполняли все приказания «двоюродного моего брата Его Сиятельства обер-камергера князя Александра Михайловича, по моему уполномо-чению теперь с полною властию моим недвижимым в России имением управляющего». Еще в 1781 году в переписке с А.А. Загряжским А.М. Голицын сообщал о своей большой охоте «в гжатских вотчинах», где заменял отсутствующего хозяина. Дмитрий Михайлович тем не менее и издалека не оставлял вниманием свои деревни и через брата проводил в жизнь некоторые собственные начинания. В 1791

тор вестник мэедтародгаго шстигла дшигацулга

(Чир искусств

Ш '11*1

Илл. 7. Обнаруженные ниши на внутренней стене флигеля. Фо тография 2015 года

Илл. 6. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Святых Благоверных Великих князей царевича Димитрия и князя Александра Невского (утрачена). Старая фотография

году он задумал основать в деревнях «для малолетних училище, а для изувеченных и престарелых богадельни». Д.М. Голицыну сообщалось - «присылаемые приказы... при случае схода всем крестьянам прочесть, дабы они знали, что оное точно по повелению моему произведено будет». Начавшееся в 1788 году сооружение церкви в главном селе имения Самуйлово (илл. 6) также было задумано Д.М. Голицыным. За воплощением проекта до его завершения следил, вероятнее всего, бывший вице-канцлер А.М. Голицын [1].

Начало строительства храма зафиксировано в архивной переписке голицынского фонда РГАДА. В послании приказчику Гжатской вотчины Николаю Соловьеву от 25 мая 1788 года Д.М. Голицын напоминает, что «каменная церковь здесь (в Самуйлове) заложена 15 сего месяца во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Святых Благоверных Великих князей царевича Димитрия и князя Александра Невского и что к совершенному построению оной время полагается в четыре или в пять лет из своего собственного кирпича, своего бута, белого камня и извести». К письму прилагался контракт с подрядчиком Лукой Нитиным, крестьянином деревни Корякиной Владимирского наместничества. Приказчику надлежало «при всем оном строении иметь наиприличнейший присмотр

с наблюдением точного исполнения каменщиками как в прочности строения, так и в чистоте кладки стен». «Для всечасного надзирания за каменщиками» определялись дворовые люди Максим Полежаев и Федор Угрюмов, «которые уже были в сей должности при строении каменной церкви в Кромской вотчине в селе Гнездилове и довольно насмотрелись, в чем что наблюдать должно». «Всяким вступившим к сему строению материалам» полагалось «вести порядочную и верную записку», для чего «имеет быть прислана за подписанием моим и печатью герба моего книга». Приказчик стройки был обязан «еженедельно чрез почту мне доносить». Дата окончания строительства на сегодняшний день не известна. В некоторых публикациях храм датируют 1791 годом. По другим сведе-

ниям, отделка церкви затянулась, и освящение произошло уже в XIX веке. О том, что церковь завершена только в XIX веке, свидетельствуют архивные документы. В Экономических примечаниях за 1799 год Самуйлово называют сельцом, а о церкви ни слова. Сельцом называли поселения, в которых был господский дом (иногда с домовой церковью), это говорит о том, что церкви в Самуйлово ещё не было, а существовал только господский дом. При этом в документе фигурируют только «деревянный господский дом и два каменных флигеля с садом». Это значит, что сохранившийся сегодня каменный главный дом был построен уже в XIX веке. В ходе натурных исследований сохранившегося западного флигеля было установлено, что западная стена обложена верстой кирпича

M п/MBfrK-' j îfjfj значения

| ÇjmçtTB^iime объекты

...... Утраченные участки cïch

Предполагаемое габариты утраченных «6i«e клав

I ]pç,iti^jiaracnые габарит ы первоначальной усадьбы (деревянный барский дом с двумя каменными флигелями)

Илл. 8. Схема генерального плана территории усадьбы с обозначением предполагаемых и утраченных объектов

изнутри, а за слоем поздней кирпичной кладки обнаружена первоначальная кладка, более раннего объекта с декором в виде круглых ниш (илл. 7). При этом, вероятнее всего, декор в виде круглых ниш присутствовал на фасаде здания, что говорит о том, что сохранившаяся западная стена существующего флигеля является восточной стенной первоначального объекта. Опираясь на Экономические примечания за 1799 год и натурные исследования флигеля, можно предположить, что сохранившийся флигель был построен на основе одного из каменных флигелей, которые существовали ещё в XVIII веке, а вместо сохранившегося каменного дома стоял менее крупный деревянный господский дом. В результате данной гипотезы была составлена схема усадьбы с обозначением сохранившихся объек-

тов и предполагаемых утраченных объектов (илл. 8)

Дворцовый комплекс Самуйло-во (сохранившийся усадебный ансамбль) традиционно связывают с творчеством Жана-Франсуа Тома де Томона (илл. 9), который жил в усадьбе с 17 января 1799 года до 31 марта 1800 года. В 1791 году архитектор побывал в Вене, где был представлен русскому послу князю Д.М. Голицыну. Их знакомство имело продолжение, но уже после смерти Д.М. Голицына. Спустя годы, поработав по заказам Лю-бомирских и Эстергази в Польше, но все еще жаждавший больших перспектив, Томон был приглашен в Россию племянником умершего к тому времени русского посла А.А. Голицыным (одним из владельцев Гжатской вотчины), служившим в Вене при русском посольстве. В январе 1799 года с сопроводитель-

Илл. 9. Жан Франсуа Тома де Томон (1760-1813)

ным письмом князя к «дядюшке» A.M. Голицыну Томон приехал в Москву, а оттуда отправился прямо в Самуйлово. Возможно, руке известного архитектора принадлежит ныне утраченный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который вероятнее всего был построен после 1799 года, хоть и был запланирован Д.М. Голицыным ещё при жизни. В журнале «Зодчий» за 1914 год Е.Е. фон Баумгартеном была опубликована статья, посвя-щённая Ж.-Ф. Тома де Томону, в которой говорится: «С 1799 года Томон - в России. Вероятно получил приглашение от кн. Голицына, отставного шталмейстера, Томон проехал прямо в Смоленскую губернию для производства работ в княжеской усадьбе. В этом же году начинается его карьера, приглашённым участвовать в конкурсе построек в Санкт-Петербурге» [3].

Исследователь А.В. Чекмарёв (материалы исследования которого легли в основу написания данной статьи), подробно разобравшись в письмах Томона к А.М. Голицыну, выявил множество сведений, ранее не известных и искажённых предыдущими исследователями фактов. При знакомстве А.В. Чек-марёва с подлинником письма стало очевидно - «...что все досадные недоразумения возникли не столько даже вследствие неточного перевода с французского, сколько от не-

7VF аЕстшкмэадунаррдного шстигла ahum&jvata

Пир искусств

Точное место и время рождения Жана Франсуа Тома де Томона не известны. Предполагают, что он родился в 1759 году в Нанси или в 1760 году в Берне. Архитектурное образование им было получено во Франции в Парижской Академии архитектуры. Как лучший ученик, Тома де Томон был отправлен для продолжения обучения в Италию, где посетил Неаполь, Флоренцию, Венецию и Рим. После возвращения в Париж его приняли на службу к брату Людовика XVI графу д'Артуа в качестве архитектора и рисовальщика.

После Французской революции Тома де Томону пришлось покинуть родину. Некоторое время он работал в Польше, где в 1790 году перестроил дворец князей Любомирских. В конце 1794 года архитектор переехал в Венгрию, где поступил на службу к князю Миклошу Эстергази. За время службы у Эстергази Тома де Томон составил несколько проектов общественных зданий. Но на практике они не реализовывались. По всей видимости, князь содержал в своём штате архитектора только для престижа. Жалование Тома де Томона в 900 флоринов в год не было особенно щедрым. Поэтому в конце 1797 года он принял приглашение русского посла в Вене князя Дмитрия Михайловича Голицына приехать в Россию.

Первое время Тома де Томон работал на брата посла князя Александра Михайловича Голицына в его имении Самуйлово, где построил церковь во имя Пречистой Богородицы. Её возведение, по всей видимости, было завершено в 1800 году, после чего архитектор направился в Санкт-Петербург.

В первую очередь Тома де Томон принял участие в конкурсе на проект нового Казанского собора. В конкурсе победил А. Н. Воронихин, но само участие позволило французскому зодчему приобрести необходимый опыт и знакомства. 18 августа 1800 года совет Академии художеств присвоил Тома де Томону звание академика. Во многом этому способствовала большая популярность в Санкт-Петербурге рисунков и гравюр архитектора.

Главной работой архитектора в Санкт-Петербурге стал архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, над проектом которого Тома де Томон начал работать уже в 1801 году. Здесь по его проекту в 18041810 годах были построены здание Биржи с Ростральными колоннами и гранитной парадной пристанью.

Тома де Томон реконструировал здание Большого каменного театра. Составленный им проект понравился Александру I, и он назначил его придворным архитектором. В этом качестве он занимался переделкой интерьеров Зимнего дворца, строительством летней императорской резиденции на Каменном острове. Архитектурное наследие Тома де Томона весьма обширно и разнообразно, оно включает жилые дома, общественные здания, храмы, триумфальные арки и т.д. [4].

знания самого объекта повествования - имения Голицыных. Ведь кроме Самуйлова с его дворцом о строительной деятельности владельцев в масштабах всего имения ничего не было известно. Между тем текст письма Томона А.М. Голицыну все объясняет предельно четко: «Имею честь отравить Вашему Сиятельству рисунки церкви в Пречистом, которую заказал господин князь Борис Голицын (имеется в виду князь Борис Андреевич Голицын (племянник бывшего вице-канцлера), один из официальных владельцев Гжатского имения. Вероятно, он также принимал участие в обустройстве усадьбы в Пречистом, неслучайно архитектор называет его заказчиком строившегося храма. Однако тот факт, что отчет о ходе стройки и предложения по изменению проекта отправляются A.M. Голицыну, позволяет именно последнего считать основным руководителем процесса), добавив выписки материалов, которые могут потребоваться для продолжения этого строительства, которое так хорошо началось». Архитектор также прилагает новый рисунок купола (увы, никаких рисунков в деле не имеется), так как прежний, по его мнению, не слишком удачен. Письмо отправлено 20 апреля 1800 года из села Самуйлова. Князь Голицын 26 апреля любезно отвечает из Москвы, что получил письмо и рисунки церкви, «которую мы обсуждаем, а также список материалов, потребных для строительства». «Я также получил ваш рисунок, - пишет вице-канцлер, - который предназначен вами для меня и я сохраняю за собой право выразить вам огромную признательность, желая вас как можно быстрее увидеть». Из этого следует, что первой работой Тома, де Томона в России были не мифические исчезнувшие постройки в Алексияновке или в Самуйлове, а вполне реальная и, к счастью, сохранившаяся Успенская церковь в селе Пречистом».

Во второй половине XIX века положение в усадьбе Самуйлово изменилось в худшую сторону. Князь Павел Алексеевич Голицын был объявлен несостоятельным, а его имение Самуйлово продано с торгов. Новыми хозяевами стали купцы Александров и Комаров, которые продали имение князю Лобанову-Ростовскому. Казалось, наконец Самуйлово вернулось к исконным владельцам, но они вскоре тоже продают имение В. Шульцу. К этому времени имением никто всерьез не интересовался. В 1914 году Г.К. Лу-комский, посетивший усадьбу, писал: «Ныне дом в запущенном состоянии, а прелестные росписи на стенах, вероятно, скоро погибнут» [5]. В своих трудах по изучению памятников архитектуры России Г.К. Лукомский зафиксировал единственные известные на сегодняшний день дореволюционные виды и интерьеры усадьбы Самуйлово (илл. 10, 11). Революция только усугубила положение дел в усадьбе, а во время Великой

Илл. 10. Общий вид усадьбы со стороны прудов. Фотография 1914 года

Отечественной войны усадебные постройки пострадали настолько сильно, что уже не восстанавливались. Уцелел лишь один флигель, где позже разместили сельскую школу (илл. 12). Флигель был сильно перестроен, изменена конфигурация окон, исчезли арочные ниши

под окна, которые ещё читаются на фотографиях 1970 года восточного флигеля, который ещё существовал на тот момент (илл. 13). На советских фотографиях ещё можно рассмотреть существующие крылья с портиками главного дома усадьбы (илл. 14, 15). Полу-

Илл. 11. Интерьер усадьбы. Фотография 1914 года

круглые колоннады уже не просматриваются. На фотографиях зафиксирована некая хозяйственная постройка, которая сегодня также не сохранилась (илл. 16). На южном фасада зафиксировано множество пулевых отверстий со времён войны, полностью утраче-

| Илл. 12. Западный флигель. Фотография сере- | Илл. 13. Восточный флигель. Фотография дины XX века. 1970 года

Илл. 14. Южный фасад главного дома. Фо- Илл. 15. Северный фасад главного дома усадь-тография 1970 года бы. Фотография 1970 года

тор вестник мэадтлродгаго шстигла «шикачудтд

(Чир искусств

Илл. 16. Утраченная постройка на территории усадьбы. Фотография 1970 года

ны центральный и боковые портики, подъездной пандус, вероятно, погребён под грудой строительного мусора (илл. 17). Парк в Самуй-лове был разделен на регулярную и пейзажную зоны каскадом прудов. Все шесть прудов имели свои названия: Самуйловский, Теняев-ский, Черный, Дворцовый, Нижний, Круглый. Возле прудов росли тополя, черемуха и сирень [6].

Илл. 17. Южный фасад. Фотография 2015 года

На сегодняшний день на территории усадьбы сохранились руины от трёх объектов некогда величе-

ственной усадьбы - главный дом, западный флигель и служебная постройка (илл. 18, 19, 20). До наших

| Илл. 19. Западный флигель. Фотографии 2014-2015 годов

Илл. 20. Служебная постройка. Фотография 2015 года

Северный фасад

дней сохранилась только часть прудов у подножья усадьбы, регулярный и пейзажный парки сильно заросли и поредели. Главный дом находится в руини-рованном состоянии, полностью отсутствуют кровля и перекрытия, утрачены две дорические колоннады - циркумференции, центральный портик главного фасада и портики ризалитов на парковом фасаде. Большие утраты белокаменного декора. Не сохранилось убранство интерьеров. Реставрационные работы на главном доме не проводились. В 1960-х гг. проведен капитальный ремонт западного флигеля с приспособлением под школу. В 2014 - 2015 гг. архитекторами-реставраторами ИГК ASG были выполнены архитектурные обмеры всех сохранившихся объектов. На примере обмеров главного дома (илл. 21) визуально видно, что объект утрачен практически полностью, стены буквально изъедены руками местных жителей. Пройдёт буквально 10-15 лет, и от усадьбы может не остаться и камня, как и от уже утраченных многих построек.

Некогда огромное здание дворца в Самуйлове являлось центром парадной части усадьбы и всего ансамбля. Его сложная планировочная структура весьма характерна для дворцовых сооружений XVIII века: к основному двухэтажному прямоугольному в плане корпусу с полуциркульным выступом на западном

План 1-го лажа

>

I

V I

I

I

-I

11 ч

I

4 ... 4

| Илл. 21. Архитектурные обмеры главного дома. Выполнены в 2014-2015 гг.

тор вестник мэцдународтаго шстигута «шикачудтд

(Чир искусств

Илл. 22. По фотографии 1914 года на заднем плане усадебного комплекса выявлена башня

(парковом) фасаде с севера и юга примыкают одноэтажные прямоугольные крылья, образующие сильные выступы со стороны паркового фасада. Двойные колоннады соединяют боковые крылья с двумя прямоугольными в плане двухэтажными флигелями (один утрачен полностью), образующими вместе с главным корпусом и колоннадами типичную композицию парадного двора, обращенного к востоку. Во внутренней планировке главного здания выделяются анфилада сравнительно небольших прямоугольных помещений, проходящая

вдоль восточного фасада, и более короткая анфилада вдоль западного фасада, состоящая из больших помещений с крупным залом в центре и заканчивающаяся коридорами, соединяющими ее с колоннадами-переходами во флигели. На исторической фотографии был выявлен ранее не известный архитектурный элемент, расположенный в восточной части здания над кровлей, напоминающий бельведер, либо архитектурный элемент композиции здания, который, вероятно, должен присутствовать и с западной стороны (илл. 22).

Илл. 23. Зафиксированные белокаменные базы колонн северного фасада

Сложности пространственной композиции памятника архитектуры определяются сочетанием разновысоких объемов центральной части главного здания, его крыльев и флигелей; она усугубляется наличием указанного полукруглого выступа на западном фасаде, декорированного четырьмя коринфскими колоннами, и отвечающей ему на восточном фасаде заглубленной лоджии, перед которой располагался несохранившийся шестиколонный портик с высоким фронтоном, сильно вынесенный вперед и поставленный на подиум с закругленными пологими пандусами по бокам. Помимо этого, меньшие по масштабам четырех колонные портики украшали восточный и западный фасады боковых крыльев дворца, а также обращенные в сторону двора торцы и восточные фасады флигеля.

Памятник сооружён из кирпича. Стены были оштукатурены. Межэтажные перекрытия и потолки верхних этажей плоские, на деревянных балках, в подвале кирпичные своды, скатные кровли были покрыты железом.

В основе фасадного декора лежит классицистическая ордерная система, большинство элементов которой было выполнено из

Илл. 24. Левый фронтон главного дома. Фотография 1970 года

Флигель Глаан

Илл. 25. Эскизное предложение ансамбля усадьбы Самуйлово, развёртка с южной стороны. Арх. Новиков С.В. 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Общество Иисуса» (Societas Iesu), или Орден иезуитов - это монашеский орден Римско-католической церкви, основанный Игнатием Лойолой (1491-1556) и утвержденный Папой Римским Павлом III в 1540 году.

В 1773 году Орден был ликвидирован папой Климентом XIV (булла Dominus ас Redemptor). Но благодаря лояльности Екатерины II Орден нашел свое пристанище в России. Более двухсот иезуитов оказались на территории Российской империи.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Габриэль Грубер (с 1802 года генерал Ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

Любопытно, что именно в Вене в 1799 г. французский архитектор-эмигрант Жан Тома де Томон встретил своего первого русского заказчика - вице-канцлера князя Александра Михайловича Голицына. Строительство архитектурного ансамбля в Самуйлове было для Жана Тома де Томона российским дебютом.

В начале XIX века Самуйлово стало одной из неофициальных российских резиденций иезуитов - Ордена, к которому младшие Голицыны как минимум испытывали симпатию, а по некоторым сведениям - тайно принадлежали. Судя по возрасту сохранившихся насаждений, парк был заложен именно в этот период. И в нем была реализована соответствующая содержанию идея.

Прежде всего это относится к символу ордена иезуитов - черному солнцу. Аллеи, разбегающиеся лучами по дуге от ядра комплекса, олицетворяют солнечные лучи - «свет истинной веры». Не случайными в этой связи следует считать и посвящение усадебного храма Богородице, и его расположение по центральной оси главного дома, и количество прудов в каскаде, и близость к ядру усадьбы плодового сада, и подбор определенных видов насаждений и т.д.

Дополнительные исследования позволят выявить непроявленные и утраченные элементы заложенной в ансамбль семантической системы и более четко прочесть заложенную в него идею.

Парк имеет регулярную и ландшафтную составляющие. Он сильно изросся, значительные выпады старо возрастных насаждений. Однако общую планировочную композицию проследить вполне возможно. Регулярные структуры парка сегодня в основном прослеживаются со стороны западного фасада дворца. Но фрагменты регулярных структур еще можно проследить и с противоположной стороны. Они соответствуют им по возрасту и, надо полагать, поддерживают первоначальную композиционно-планировочную идею ансамбля. Время и последующий период развития ансамбля нарушили, в этой части, регулярные планировочные структуры, и сегодня их следы прячутся в пейзажной композиции, вытянувшейся вдоль каскада прудов. В ее планировке и планировке пейзажной части, расположенной за регулярными структурами, предстоит внимательно разбираться, чтобы выявить ее особенности и семантику [7].

белого камня (илл. 23). В многочисленных портиках и колоннадах чередуются коринфский (в центральных частях дворца) и ионические ордеры, меняется высота баз под колоннами (илл. 24). Гладкий фриз с карнизом

завершают фасады крыльев и центральной части. Большинство оконных проемов прямоугольные (во втором этаже дворца близки к квадрату) и помещены в прямоугольные или со стрельчатыми перемычками ниши. Арочную форму

имеют окна паркового фасада «в первом этаже», в лоджии на восточном первом этаже фасада, а также в крыльях «до портиков», где плоскости стен обработаны ленточным рустом. В тимпанах фронтонов всех портиков поме-

7VF аЕСТШКМЭадуНАКЗДНОГО ШСТИГЛАAHm&JVATA

Пир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.