9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». http:// минобрнауки.рф.Моситей8/1450 (дата обращения 19.02.18).
10. Огурэ Л.Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников: автореферат дис...канд. пед. наук. -М.: 2004. - 24 с.
11. Рубинтштейн С.Л.Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2006. - 713 с.
12. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки Гос.науч. - иссл.ин-та психологии, т. 2. -М.: 1941, С. 3-56.
13. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал. - 1985. - Т.6. -№3. - С. 38-46.
Педагогика
УДК:37
начальник кафедры военной педагогики и психологии Зотов Александр Александрович
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск
национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);
доктор педагогических наук, доцент Федосеева Ирина Александровна
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
САМОВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ РОСГВАРДИИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация. В статье рассматривается самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии, раскрываются обстоятельства и факторы, проведён анализ сущности и содержания данного феномена. Рассмотрено содержание самовоспитания через методы, приёмы, средства и их роль в формировании будущего офицера Росгвардии. Авторами уточнено определение самовоспитания личности будущего офицера Росгвардии.
Ключевые слова: самовоспитание, курсант Росгвардии, методы, приёмы, средства, обстоятельства и факторы, анализ сущности и содержания самовоспитания.
Annotation. The article considers self-education in the professional training of cadets of Regardie guard, reveals the circumstances and factors, analyzes the essence and content of this phenomenon. The content of self-education through methods, techniques, means and their role in the formation of the future officer of Regardie is considered. The authors clarified the definition of self-education of the future officer of Regardie.
Keywords: self-education, cadet of Regardie, methods, techniques, means, circumstances and factors, analysis of the essence and content of self-education.
Всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание.
Л.С. Выготский
Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает.
В. А. Сухомлинский
Введение. Нельзя не согласиться с высказыванием Льва Семёновича Выготского, что воспитание находится в неразрывной связи с самовоспитанием, как ядром структуры личности, главным условием которого является «наличие истинного знания о себе, правильной и адекватной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов» [7].
Самовоспитание курсанта Росгвардии в профессиональной подготовленности обусловлено рядом обстоятельств и факторов.
Во-первых, в связи с ростом требований к уровню образованности и воспитанности кадров Росгвардии, формулируемый на основе государственного заказа, выраженных в требованиях к выпускнику военного вуза, постоянно возрастают возможности для всестороннего развития личности, в том числе - в процессе самовоспитания в профессиональной подготовленности.
В-вторых, чтобы быть на уровне современных требований, офицеру необходимо непрерывно работать над собой, над стремлением к наиболее полному развитию своих воинских, профессиональных, нравственных, умст- венных и физических качеств, профессиональных навыков и умений, потребности в самовоспитании, в реализации своего интеллектуального потенциала.
В-третьих, самовоспитание рассматривается как одно из важных и непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому, в силу его природы, присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Занимаясь самовоспитанием, курсант приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
В связи с обращением к вопросу самовоспитание курсантов Росгвардии, имеет смысл более подробно выявить и проанализировать сущность и содержание данного феномена.
Изложение основного материала статьи. В отечественной науке отмечается рост интереса к проблемам самовоспитания. В философских исследованиях М.С. Кагана, Е.Н. Князевой, И.С. Кона, С.П. Курдюмова, А.Г. Спиркина подчеркивается, что сложность бытия требует дальнейшего самосовершенствования, внимания к внутреннему миру человека, к самосознанию и его проявлению в процессе самовоспитания.
Рассматривая вопрос самосознания в самовоспитании, И.С. Кон указывает, что одной из важнейших функций самосознания личности является оказание помощи индивиду в выработке эффективной жизненной ориентации. Самосознание выступает мощным фактором самовоспитания, это не только познание себя, но и
известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, т. е. самооценка.
Философские науки дают представление о самовоспитании личности как духовно-практическом самоизменении с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения обществу. Важнейшим фактором самовоспитания подавляющее большинство философов считают свободу, рассматривая личность и свободу в диалектическом единстве и подчеркивая при этом не столько ценность свободы «от», сколько свободы «для».
Отечественные психологи, в отличие от мнения большинства зарубежных авторов, считают, что процесс самовоспитания личности осуществляется, прежде всего, в деятельности (М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Факторы наследственности и среды определяют не суть процесса, а лишь различные вариации в пределах нормы. В процессе обучения и воспитания возникают новообразования в психике и личности, которые характеризуют более высокую степень их организации и функционирования (А.А. Бодалев, В.И. Селиванов). Самовоспитание непосредственно связано с развитием, его эффект во многом определяется основой, которую задает ему развитие.
Современная отечественная педагогика и психология стоят на тех позициях, что человек развивает, воспитывает, строит себя сам и достигает того уровня, на что у него хватает собственных сил при своевременной помощи извне.
Рассматривая само понятие «самовоспитание», необходимо отметить отсутствие единства мнения ученых в его толковании. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Самовоспитание - сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных» [17]. В исследованиях А.И. Кочетова указывается, что «самовоспитание - это осознанное, управляемое самой личностью развитие, в процессе которого в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, силы и способности человека, причем, функции воспитателя постоянно передаются воспитуемому (переход воспитания в самовоспитание)» [9]. При этом воспитание является важнейшим условием, предпосылкой и фактором самовоспитания.
По мнению Ю.М. Орлова, «самовоспитание - это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу» [12].
Самовоспитание в широком смысле слова - деятельность человека с целью изменить свою личность, считает Л.И. Рувинский. В узком значении - это ответ на вопрос: «Каким я должен быть?». Для ответа необходимо хорошо знать и уважать самого себя, хотеть сделать себя лучше, работать над собой постоянно. Не противоречит этому и определение, сформулированное А.В. Петровским: «Самовоспитание -сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности» [16].
Анализ понятий свидетельствует о том, что «самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта..., сознательная и целенаправленная деятельность..., выработка человеком личностных качеств..., формирование личности в соответствии с поставленными целями..., деятельность по формированию и совершенствованию качеств., целеустремленная, активная деятельность воина, направленная на формирование, развитие и совершенствование качеств., общественно обусловленный процесс и настоятельная потребность каждого сознательного человека.» [2, 3, 7, 8, 13, 14, 15].
Вопросам самовоспитания, как деятельности по формированию личности, в том числе военнослужащего, достаточно внимания уделяла русская педагогическая и военно-педагогическая мысль. Великие полководцы А.В. Суворов, М.И. Драгомиров, С.О. Макаров рассматривали самовоспитание как важнейший «инструмент» в подготовке военнослужащих. Так, А.В. Суворов рассматривая самовоспитание как деятельность, которая смогла его превратить «из слабого, хилого здоровьем мальчика в сильного физически и морально выносливого воина и полководца», составляет советы по самовоспитанию в известном письме к сыну полковника Карачая [5].
Разделяя данную точку зрения, русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что «самовоспитание - это не внешняя полировка личности, а глубокая морально-психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его искренности и желании самосовершенствоваться» [19].
Интересный взгляд на вопросы самовоспитания у адмирала С.О. Макарова, который в своем труде «Рассуждение по вопросам морской тактики» пишет: «Человек, окончивший школьное образование, должен вступить в жизнь с сознанием, что он еще ничего не знает и не имеет никакого военного воспитания и что его познакомили лишь с программой знаний и показали рамки, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания, но и то и другое ему придется достигнуть самому, своими трудами, не надеясь на чью-нибудь помощь» [11]. Это означает, что феномен самовоспитания многогранен, направлен не только на действия «здесь и сейчас», но и предполагает систематическую, кропотливую работу над собой, вектор которого направлен на преобразование самого себя, формирования качеств необходимых для успешной социализации личности в обществе. «Офицер, который, выйдя из училища, перестает учиться, не может называться надежным офицером» [1].
Самовоспитание является непременным условием успеха в военно-профессиональной деятельности, которая требует от военнослужащего самого высокого уровня воспитанности и способности умело и мужественно защищать государственные интересы Родины. В современных условиях, когда военное дело продолжает непрерывно усложняться и резко повышается значимость военно-профессиональной подготовки, роль самовоспитания будущего офицера Росгвардии возросла. Самовоспитание приобрело значение важного фактора успешной подготовленности курсантов к выполнению своего воинского долга. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность военнослужащего, самовоспитание направлено не только на выработку и совершенствование необходимых государственно-патриотических, духовно-нравственных, морально-психологических, военно- профессиональных, физических и других качеств, но и на преодоление негативных элементов в поведении и действиях будущего офицера Росгвардии, которые необходимо устранить. В этих случаях самовоспитание выступает в качестве внутренней основы процесса перевоспитания личности военнослужащего. В связи с этим, необходимо выработать потребность в совершенствовании, изучении своих личностных качеств, анализе решения повседневных и перспективных задач, умение посмотреть на себя как бы со стороны, объективно оценить свои возможности, непрерывно контролируя свое поведение, внося изменения в свою деятельность и поведение.
Таким образом, придерживаясь определения В.Н. Герасимова, «под самовоспитанием личности
будущего офицера», будем понимать осознанную и целенаправленную деятельность военнослужащего по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, в соответствии с заданными целями, характером и условиями службы.
Под самовоспитанием личности будущего офицера Росгвардии мы понимаем осознанную, спланированную индивидуальной программой активную деятельность, по формированию у себя необходимых качеств, для эффективного выполнения служебно-боевых задач в мирное и военное время по своему предназначению. Данная деятельность строится на основе глубокой нравственной зрелости, самодисциплины, опоры на идеалы, смыслы-ценности государства.
Результатом деятельности по самовоспитанию личности является:
повышение самооценки, которая даёт уверенности в своих силах и возможностях сделать что-то хорошее для своих товарищей, воинского коллектива и для войск в целом; получение навыков коммуникативного взаимодействия; повышение уровня профессионализма и компетентости в служебных вопросах; формирование и необходимых черт характера в целях решения различных служебно-боевых задач.
Великий педагог К.Д. Ушинский был убеждён, что «человек идет в усовершенствованиях своей жизни не скачками, но постепенно, шаг за шагом, и, не сделав предыдущего шага, не может сделать последующего» [201, что подтверждает важное значение полного понимания содержания самовоспитания и одновременно ничтожность попыток идти «вслепую», без научного «проводника».
Рассмотрим содержание самовоспитания: методы, приёмы, средства и их роль в формировании будущего офицера Росгвардии.
Важнейшими средствами самовоспитания курсантов Росгвардии являются самообразование и включение себя в определенную сферу практической деятельности, ее самоорганизация.
Условно методику самовоспитания можно подразделить на ряд этапов:
1. Самодиагностика и принятие решения на самовоспитание.
2. Самопрогнозирование и планирование работы над собой.
3. Непосредственная работа над собой.
4. Результативно-оценочный этап - самодиагностика проделанной работы над собой.
На первом этапе происходит самопознание курсанта. Он познает себя, свои достоинства, возможности и недостатки. На этом этапе исключительно важно самоосознание военнослужащим необходимости самоизучения, познания себя.
Возникает естественный вопрос: что изучать в себе? Практика подсказывает необходимость изучения в себе, прежде всего того, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности, повышения личной культуры, своего разностороннего развития. Хорошим подспорьем в самопознании может служить специальная литература о возможностях и резервах организма, культуре поведения, а также советы компетентного человека, например непосредственного начальника.
Самоизучение, самопознание позволяет провести самодиагностику и принять решение на самовоспитание.
На втором этапе курсант прогнозирует, к чему он может стремиться, чего добиваться и как этого достигать. Самопрогнозирование создает основу для планирования самовоспитания.
Далее, курсант прогнозирует, выдвигает перспективные цели, к чему он может стремиться, чего добиваться и как этого достигать. Такое планирование самовоспитания позволяет будущему офицеру целенаправленно, системно решать задачи воспитания своих подчинённых и воинских коллективов.
В соответствии с целями самовоспитания определяются задачи, составляется программа, план работы над собой, в котором отражается по каким направлениям предполагается работать над собой, какие качества личности развивать, какие недостатки изживать, практические действия. Такой подход позволяет личности по-иному выстраивать свое поведение, осуществлять жизнестроительство.
Программы (планы) самовоспитания дополняют личными правилами (принципами) поведения. В жизни каждого курсанта складываются свои правила (принципы), они становятся для него нормой, определяя своеобразие поведения в различных условиях обстановки. Особенностью человека, занимающегося самовоспитанием, является то, что он сам себе формулирует определенные правила (принципы), повседневно придерживается их, анализирует на основе этого свои действия и поступки. Подтверждением выше сказанного, являются правила, которые можно найти в дневниках многих выдающихся людей прошлого.
В труде ротмистра В.М. Кульчицкого «Советы молодому офицеру» в 3 разделе «Отношение ... и к себе самому» указано: «помни всегда, что ты офицер; одевайся строго по форме и всегда чисто; строго относись к своим служебным обязанностям; держи себя просто, с достоинством; будь выдержанным, корректным со всеми и везде; будь учтивым и предупредительным, но не назойливым и льстивым. Умей вовремя уйти; необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и где начинается низкопоклонство; заставляй о себе меньше говорить; не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча; избегай «ты», дающее поводы право к фамильярностям дурного тона. Живи по средствам. «Семь раз отмерь, один - отрежь». Ни чьим советом не пренебрегай - выслушай; .окончив училище, продолжай заниматься. В знании военного искусства - твоя сила. В 4 разделе «Старые истины» офицеру необходимо выделяться нравственными качествами, на которых основывается личное поведение бойца; сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии; офицер должен уважать человеческие права своего собрата - нижнего чина..» [101.
Анализируя эти советы, можно сказать, что основу их составляет глубокая нравственность офицера, в руках которого не только жизнь и успех подчинённого личного состава, но и безопасность государства. Подтверждением тому является высказывание императора Александра III Миротворца: «У России есть только два союзника - её армия и флот».
Третий этап включает непосредственную работу курсанта над собой по самовоспитанию. Используя различные методы работы над собой, курсанты добиваются формирования новых, совершенствования и развития положительных и устранения отрицательных качеств личности и привычек.
Реализация программы самовоспитания происходит на основе знания и понимания основных методов и приемов работы над собой, которыми являются: самоубеждение, самокритика, самовнушение, самоупражнение, самопоощрение, самоободрение, самоосуждение, самообязательство, самоприказ, эмпатия, самопринуждение, в том числе и самонаказание.
Самоубеждение выражается в том, что курсант путем рассуждения, как бы беседы с собой взвешивает
все «за» и «против», приводит для себя доводы, аргументы, подтверждающие одни мысли и действия и опровергающие другие. Он задает себе различные вопросы и стремится дать на них правильные ответы. Это поиск истины.
В прямой связи с самоубеждением находится самокритика курсанта - важнейшее условие самовоспитания, позволяющее ему вскрывать свои собственные недостатки, объективно оценивать достоинства и на основе этого корректировать задачи, методы и средства самовоспитания. Этот метод, используя принцип «не поступай с людьми так, как не хотел бы чтобы поступали с тобой, является одним из основных в процессе самовоспитания, поскольку.
Самовнушение - это осознанное управление собой, своими чувствами и действиями, посредством слов. Необходимость владения самовнушением диктуется потребностью в нужный момент (физическая усталость, пропавший интерес или мотивация к делу, проявление лени и т.д.) изменить своё состояние за счет веры в себя и свои возможности. К примеру, при несении службы на посту ночью, когда военнослужащему физически хочется спать, и появляется пограничное состояние между сном и бодрствованием. В таком состоянии психика военнослужащего может легко поддаться на создание комфортных условий для тела в виде сна (что запрещено Уставом), самовнушением о возможных негативных последствиях, военнослужащий приводит себя в состояние бодрствования.
Для претворения своего идеала, мыслей, убеждений в жизнь, для выработки сильной воли, устойчивых нравственных привычек, в целях самодисциплинирования курсантов применяется метод самоупражнения. Он органически сочетается с методом самоубеждения. Самоупражнение чаще всего начинают с самоупорядочения и самоорганизации своей деятельности, представляющих собой тщательное продумывание и четкое реальное планирование своей работы: выполнение повседневных обязанностей, повышение общеобразовательных, профессиональных знаний, эстетического и физического развития. Наличие плана в работе позволяет осуществить контроль за собой, накопление необходимого материала для самоотчета и самоанализа.
Самоконтроль, самоотчет и самоанализ - существенные элементы самовоспитания. С их помощью определяется эффективность самоупражнения, самовоспитания, выявляется и закрепляется положительный опыт, устраняется то, что мешает самосовершенствованию.
Самоконтроль в процессе упражнения дополняется иногда самоприказом. Например: «Будь выдержан». Отдельные курсанты вырабатывают для себя правила, которыми руководствуются в своих действиях. Например: «Доводить начатое дело до конца».
В процессе самовоспитания курсанты прибегают к разнообразным средствам стимуляции: самоободрению, самопоощрению. Значение самопоощрения и самоодобрения состоит в том, что они поднимают эмоциональную сферу военнослужащего, повышают его самооценку, веру в себя, мобилизуют его силы на новые хорошие дела, закрепляют положительные качества. Справедливости ради укажем, что можно использовать самопринуждение и самонаказание тогда, когда в процессе самовоспитания курсант делает отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные действия по отношению к самому себе и применить то или иное наказание.
Четвертый этап самовоспитания - результативно-оценочный. Он определяет, что удалось и что не удалось в работе над собой. На этом этапе происходят самодиагностика, критический анализ достигнутого и принимается решение на дальнейшее самокорректирование работы над собой. Новый цикл является прямым продолжением предыдущего.
Рассматривая воспитательные возможности по формированию личности курсанта средствами самовоспитания, особое значение имеет личный пример командиров (начальников), преподавателей и других лиц, участвующих в становлении курсанта как офицера. Он обладает большой наглядностью и увлекательностью. «Слово - учит, а пример ведет» - гласит народная мудрость. В глазах подчиненных только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к командирам (начальникам). А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель». Драгомиров же, считал важным, чтобы офицеры вырабатывали «в себе правильное отношение к приказанию». Только выработав «законность в самом себе, офицер будет чуток к беззаконности и не даст развиться ей в своих подчиненных» [6]. Все это показывает неразрывную связь личного примера с самовоспитанием в себе качеств, жизненно необходимых командиру, для создания подчинённым условий эффективной совместной деятельности, и соответственно, для успешного выполнения поставленных служебно-боевых задач, как подчинёнными по отдельности, так и воинским коллективом в целом.
Курсант, попав в незнакомую для него обстановку военного института, учится новому поведению прежде всего на примере сержантов, офицеров подразделения, преподавателей. Их поведение - пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух подчиненных, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры и сержанты призваны служить примером для подчиненных во всем.
Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений командира, проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Более того, его действенность находится в зависимости от умения командира убеждать курсанта в необходимости строго соблюдать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения непреклонной требовательностью. Естественно, что воспитание зависит от личного примера командира, его поведения, отношения к курсантам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия примера увеличивается, когда командир своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия командира будет возрастать, когда подчиненные убедятся - между словом и делом их начальника нет расхождений, ко всем своим подчиненным он относится ровно и доброжелательно.
Однако укажем, что для воспитания высоких моральных качеств у других, надо самому обладать ими. В качестве примера приведем советы, который дает Суворов своему крестнику: «Будь чистосердечен с твоими друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своем поведении... Люби истинную славу: отличай любочестие от надменности и гордости. Учись заблаговременно прощать погрешности ближнему, и никогда не прощать их самому себе. Упражняй тщательно своих подчиненных, и во всем собой подавай пример... Будь терпелив в военных трудах; в несчастье не унывай и не отчаивайся... остерегайся временной
запальчивости» [4].
Следуя положительному примеру, подражая ему, курсанты тем самым совершенствуют свои качества, приобретая уверенность в правильности своего поведения.
Учитывая специфику воинской службы, и для более эффективного воспитания курсантов в стенах ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации необходимо учитывать следующие психолого-педагогические аспекты личного примера командира:
Во-первых, личный пример командира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову начальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подкрепляется практикой, способностью офицера вместе с курсантами преодолевать все трудности обучения в военном институте, высокой инициативностью и самостоятельностью самого офицера.
Во-вторых, личный пример любого начальника является основой его авторитета. По делам и поступкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недостатках. Наблюдая за его поведением, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отношение к нему.
В-третьих, личный пример имеет большую наглядность. Поведение офицера - пример для подчиненного в несении боевого дежурства, в воинской дисциплине, в учебе и быту.
Командир обязан показывать пример буквально во всем. Чтобы действительно воспитывать, необходимо не только хорошо знать военное дело, но и иметь высокие морально-деловые качества.
В-четвертых, личный пример - очень важное средство для подъема и вдохновения личного состава в трудной, экстремальной обстановке, когда необходимо поднять упавший дух подчиненных, вселить в них мужество, уверенность в победе, способность перенести любые испытания и выполнить поставленную служебно-боевую задачу.
Выводы. Таким образом, самовоспитание военнослужащих войск национальной гвардии РФ - это осознанная, спланированная индивидуальной программой активная деятельность по формированию у себя необходимых качеств для эффективного выполнения служебно-боевых задач в мирное и военное время по своему предназначению. Данная деятельность строится на основе глубокой нравственной зрелости, самодисциплины, опоры на идеалы, смыслы-ценности государства.
Для курсантов, как будущих офицеров Росгвардии, во всём его многообразии (от путей, средств до методов) играет важнейшую роль по формированию важнейших командирских, профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных как перед ними лично, так и перед его воинским коллективом (подразделением) служебно-боевых задач.
Литература:
1. Бархаев Б.П., Караяни А.Г., Перевалов В.Ф., Сыромятников И.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. - М.: Воениздат, 2006. - 488 с.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
3. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
4. «В чем же заключалось Суворовское искусство мотивировать солдат на победу?» / http://studbooks.net/519743/istoriya/zaklyuchalos _suvorovskoe_ iskusstvo_motivirovat_soldat_pobedu
5. Генералиссимус Суворов - М: Госполитнздат. 1947.
6. Драгомиров М.И. Избранные труды - М: Воениздат. 1956.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
8. Кондаков И.М. Психологический словарь. СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
9. Кочетов, А.И. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. - Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ин-та, 1978. - 144 с.
10. Кульчицкий В.М. Советы молодому офицеру / http://artofwar.ru/k/kazakow_a_m/text_0260.shtml
11. Макаров С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики - М: Военмориздат, 1942.
12. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. Беседы психолога со старшеклассниками: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
13. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
14. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов, М.: Воениздат, 1985.
15. Под ред. О.Ю. Ефремова Военная педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. - 640 с.
16. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. - 494 с.
17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А - М / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Рос. энцикл., 1992, 1993. - 608 с.
18. Селевко ГК. Концепция самовоспитания / Современные концепции воспитания / Отв. ред. Байбородова Л.В. Ярославль, 2000.
19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: педагогические статьи 1862-1860 гг., - М.: АПН, 1948. Т.3. - 654 с.
20. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: АПН, 1950. Т.8: Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии), том 1. - 776 с.
Педагогика
УДК: 376 (045)
кандидат психологических наук, доцент Иневаткина Светлана Евгеньевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); магистрант направления Специальное (дефектологическое) образование профиль Дефектологическое сопровождение субъектов образования Лазарева Наталья Владимировна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение»; приводится характеристика детей с расстройствами аутистического спектра; описывается процедура проведения исследования, направленного на выявление особенностей развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра; анализируются полученные результаты. Кроме того, описывается предложенная программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников указанной категории.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети дошкольного возраста, дети с расстройствами аутистического спектра.
Annotation. The article reveals the essence of the concept of "psychological and pedagogical support"; a characteristic of children with autism spectrum disorders; describes the procedure for conducting a study aimed at identifying the features of development of preschool children with autism spectrum disorders; the results are analyzed. In addition, the proposed program of psychological and pedagogical support of preschool children of this category.
Keywords: psychological and pedagogical support, children of preschool age, children with autism spectrum disorders.
Введение. За последние годы в системе образования Российской Федерации произошли значительные изменения относительно организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день, активно внедряется инклюзивное образование, в рамках которого обучающемуся предоставляется адаптированная основная образовательная программа, составленная с учетом его индивидуальных особенностей. В зависимости от тяжести дефекта ребенок может осваивать программные требования посредством надомного обучения, либо в коллективе сверстников. При этом, необходимо отметить, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.
Особую категорию составляют дети с расстройствами аутистического спектра. Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется спектром затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также набором специфических поведенческих актов. Обучающиеся указанной категории, нуждаются в индивидуальном подходе при проектировании программы психолого-педагогического сопровождения.
В последние годы все более активным стало распространение информации о проблемах помощи детям указанной категории. Во многом это связано с тем, что число детей с расстройствами аутистического спектра за последние годы возросло в несколько десятков раз. Построение целостной системы помощи детям данной категории представляет собой сложный процесс, основным двигателем которого являются родительские сообщества.
Изложение основного материала статьи. В современной науке сложилось несколько подходов к понятию «сопровождение». Так, в научном обиходе термин «сопровождение» зачастую употребляется в ситуации, когда речь идет о процессе сопровождения; в случае если упоминается служба сопровождения, а также при рассмотрении методов сопровождения.
Отечественные ученые понимают под сопровождением - помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка. В данном контексте процесс выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию [2; 3; 6].
Н. Я. Семаго и Е. А. Соломахина процесс сопровождения понимают как поддержание функционирования ребенка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала [7, с. 5].
Под методом сопровождения понимается способ практического осуществления, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностика возникшей проблемы; информация о существе проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение, как правило, предоставляет комплексную помощь ребенку всех специалистов образовательного учреждения, обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико-социальной поддержки детей и их родителей.
Расстройства аутистического спектра в отечественной психологической школе рассматривается как биологически обусловленное нарушение психического развития, включающее дефицитарность аффективной и когнитивной сфер психики. Формирование этого типа дизонтогенеза связано с тяжелой дефицитарностью организации отношений ребенка с миром. Характерны нарушения отношений с предметным и социальным миром, трудности активной переработки информации; общая задержка развития представлений о повседневной окружающей действительности, их бедность, фрагментарность, разрозненность, недостаточность смысловых связей [7].
Формальное накопление знаний нередко не является трудностью для ребенка с расстройствами аутистического спектра. При этом, набор информации сам по себе, как правило, не приводит к преодолению фрагментарности картины мира, развитию компетентности такого ребенка, к развитию отношений с миром и его практическому освоению. Накопление и осмысление эмпирического материала в этой области может послужить основой для организации эффективного псхолого-педагогического сопровождения.